Технологическая карта урока математики. Решение задач на увеличение в несколько раз.
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Урок математики по УМК " Начальная школа XXI века" организован в соответствии с требованиями ФГОС. На данном уроке применяется групповая работа детей, созданы разноуровневые задачи. Моделирование задач указанного типа, практическая работа направлена на формирование умения работать с текстовой задачей на увеличение в несколько раз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx55.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

2 класс

УМК  «Начальная школа ХХI века»

Тема урока: «Решение задач на увеличение  

в несколько раз»

                                                                                                                 

   

Трифонова М.Г.

учитель начальных классов 1 категории

        МБОУ « Школа №167»

г. Казань,  2018 год

Цель: создание условий, для формирования умения обучающихся работать с текстовой арифметической задачей.

Задачи:

  • содержательная:

с помощью практических заданий обеспечить понимание обучающимися,  форму задач на увеличение в несколько раз;

  • деятельностная (формирование умений новых способов деятельности):

- формировать у обучающихся умения отличать  формы задач на увеличение в несколько раз и увеличение на несколько единиц;

- формировать у обучающихся навыки решения задач указанного вида;

 -формировать потребность в ведении здорового образа жизни.

  • развивающая (формирование ключевых компетенций обучающихся):

- информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую);

-  проблемную и коммуникативную(воспитывать доброжелательность, умение работать в группе, самостоятельность).

Тип урока: открытие новых знаний

 Содержание учебного материала: задачи  на увеличение на несколько единиц и задачи на увеличение в несколько раз.

Единица содержания образования: моделирование задач указанного типа; практическая работа, направленная на формирование умения работать с текстовой задачей на увеличение в несколько раз.

Планируемые результаты: 

Личностные

Метапредметные

Предметные

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные  УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
  • Определять успешность выполнения своего задания, уровень освоения учебного материала.

На данном уроке обучающиеся получат возможность:

  • усвоить алгоритм работы с задачей на увеличение в несколько раз;
  • научиться выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач, содержащих отношения «больше в ...», , выполнять  краткую запись к задаче, решать простые  задачи на выполнение двух арифметических действий.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний.
  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема  и др.).
  • Соотносить содержание схематических изображений с математической записью.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать  других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в паре, группе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения,   технология оценки образовательных достижений. 

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

  • компьютер, проектор, мультимедийная презентация;
  • карточки-задания для самостоятельной работы, работы в парах.

    Список литературы:

  • В.Н. Рудницкая  Т. В. Юдачева  «Математика» учебник 2 класс, Москва, «Вентана-Граф», 2012г.
  • В. Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва «Математика. 2 класс» Методическое пособие.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Орг. момент.

(Создание атмосферы успеха.(Включение в деловой ритм)

- Мне бы хотелось начать урок стихотворением “Счастье”

Нужно для счастья порою немного:
Шоферу – просто прямая дорога,
Летчику – ясное  чистое небо,
Пекарю – горы душистого хлеба,
Прохожему – больше улыбок,
Учителю – меньше ошибок.

- А что для счастья нужно ученикам? (хорошие отметки, похвала учителя за хорошую работу, удовлетворение от своих достижений)

- Как этого добиться? (трудом)

-Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок. 

Выслушивание всех мнений. Формулирование вывода.

Вывод: Чтобы чего-то добиться необходимо приложить усилия, трудиться.

(Личност.)

Включаться в деятельность путем размышлений, высказывания своего мнения.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

( Выявить уровень знаний. Определить типичные недостатки)

- Перед вами листы с заданием

КАРТОЧКА №1

- Возьмите лист и рассмотрите задание.

ь

7∙3=

е

6∙8=

р

72:8=

о

63:9=

в

4∙5=

о

2∙8=

д

25:5=

з

14:7=

2

5

7

9

16

20

21

48

Вопросы до решения

-Какие действия будем выполнять (умножение и деление).

-Вспомните как называются компоненты при умножении, при делении.

 - Вычислите и запишите в таблице под ответами соответствующие буквы.
- Какое слово получилось? (Здоровье)
- Ребята, на уроке пойдет речь не только о математических понятиях, но и о здоровье. Здоровье – самое главное в жизни человека. Здоровый человек может хорошо учиться, а в будущем хорошо трудиться и приносить пользу обществу.
- Как можно оздоровиться ? (Заниматься спортом, закаляться, делать зарядку).
- А ещё я думаю, вы все любите бадминтон. Я предлагаю начать игру.  (Картинки появляются на стенде в ходе урока).

Выполняют задание, составляют слово по полученным ответам.

(Метапред.ум.)

Ориентироваться в своей системе знаний Выявление уровня знаний табличных случаев умножения и деления.

(Метапр.коммуник.)

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

3. Постановка учебной задачи.

(Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию)

- У вас на столах конверты, откройте их и все, что там лежит, достаньте.
-Положите перед собой слева 2 белых мячика, а справа положите голубых мячиков на 3 больше, чем белых.  Сколько стало мячиков? (5)

-  Что значит, на 3 больше? Мы увеличили или уменьшили?

Составим карточку -помощницу:

Если в задании встречается выражение, какое действие выполняем:

Увеличить на        

 или                        

?  на        больше     

«+»

- А сейчас,

-Положите перед собой слева 2 белых мячика, а справа положите голубых мячиков  в  3 раза больше, чем белых.

-Все справились с заданием? (да)

-Положите перед собой слева 6 белых мячика, а справа положите голубых мячиков  в  2 раза меньше, чем белых.

-Все справились с заданием?(Да

- А может из вас кто – то уже догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какова же тема?

             

- Сегодня на уроке мы закрепим знания решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.

-Как вы считаете, всё ли вы про задачи   уже знаете? Нужно ли нам двигаться дальше? Тогда в путь!

- А что вы знаете о задачах?

-Ребята, что бы вы хотели еще узнать на этом уроке о задачах и таким образом выявим цели нашего урока.

Ставят цели. Формируют

тему урока.

Что я знаю

Что хочу узнать

Что узнал

Задача имеет условие, вопрос

Можно ли составить задачу по краткой записи?

По краткой записи можно составить задачу

Решить задачу, значит ответить на вопрос

Нужно ли знать таблицу умножения для решения задачи

Чтобы правильно решить задачу, нужно знать таблицу умножения

Увеличить в n раз – умножение

Уменьшить в  n  раз - деление

Как правильно найти решение задачи?

(Метапред. ум)

Формулировать тему, цель урока с помощью учителя и самостоятельно.

Метапр.ум.

 Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, модель, схема  и др.).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

(Организует учащихся по выходу из проблемной ситуации)

Дети читают 3 вопроса.

Сегодня мы будем работать в группах.  Для этого вспомним правила работы в группах.

- Давайте разберемся, можно ли составить задачу по краткой записи? И ответим на первый вопрос.

Чтобы ответить на него мы используем структуру СИ-ФИНК-УАНДЭ

- На ваших столах лежит листок с заданием  КАРТОЧКА №2.

-Возьмите их.

-Подумайте что вы должны сделать?

- Отвечает стол №2,  участник №4.

-Пожалуйста, работайте.

- Отвечает стол №3, участник №2.

(Читает составленную задачу)

- А теперь решите данную задачу.

(Читает решение задачи)

-Каким действием нашли решение задачи?

ВЫВОД: если в задаче сказано увеличить В несколько раз(умножаем)

- Итак, можно составить и решить задачу по краткой записи?

ФИЗМИНУТКА

Практическая работа.

КАРТОЧКА №3

На ваших столах конверты с заданием №3.

Прочитайте задание и выполните.

(Дети работают)

-Итак, что вы должны были сделать?

Из данных фигур мы должны составить прямоугольник и найти площадь данного прямоугольника.

- У нас есть еще 1 вопрос.  

Нужно ли знать таблицу умножения для решения задачи

-Чтобы ответить на этот вопрос нам поможет структура ТИК-ТЭК-ТОУ

-Сейчас вам нужно работать с КАРТОЧКОЙ№ 4

- На ваших столах лежат пронумерованные карточки с примерами на умножение и деление.

- Каждый участник должен решить пример предназначенный только ему.

- Как вы справились с заданием я проверю.

Следующее задание КАРТОЧКА №5

Решение уравнений.

      У х 3  = 18

- Что такое У?

- Как найти неизвестный первый множитель?

- Работайте.

В результате практической работы(моделирование задачи) под руководством учителя, учащиеся выходят из проблемной ситуации.

Работают в группах.

Правила работы в группе (устно повторяются):

1. Работать дружно.

2. Спокойно высказывать свое мнение.

3. Терпеливо выслушивать друг друга.

4. Общаться по делу, тихо спокойно, не мешая другим парам.

5. Распределить роли.

- Я думаю, нужно по краткой записи составить задачу и решить ее.

-Да.

Сторона а = 5см, в=3см.

Мы знаем, чтобы найти площадь, мы должна а умножить на в.

Тогда, 5*3=15, т.е. площадь данного прямоугольника равна 15 см

- Неизвестный первый множитель.

- Необходимо частное разделить на второй множитель.

Метапр.ум.

 Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, модель, схема  и др.).

Метапр.ум.

 Соотносить содержание схематических изображений с математической записью.

5. Физкультминутка

ФИЗМИНУТКА

- Для того чтобы быть бодрыми и здоровыми надо активно двигаться.

6. Первичное закрепление

(Устанавливают осознанность ситуации.)

1)Фронтальная работа

Работаем в тетради. Запишите с помощью действия.

 - 7увеличить в 6 раз

- 8 увеличить в 4 раза

- 9 увеличить в 5 раз

- 6 увеличить на 7

- 3 увеличить в 8 раз

- 9 увеличить в 4 раза

КАРТОЧКА №6

2)Работа в парах

Решим задачу: На одной горке каталось 3 человека, а на другой в 4 раза больше. Сколько человек каталось на другой горке?

(Совместно оформляем запись краткого условия задачи и с помощью схемы)

-Посоветуйте и решите задачу в парах. Запишите ответ.

- Давайте проверим.

- Все ли правильно решили задачу?

-Оцените с помощью светофора.

-Есть у нас еще один вопрос.

 Как правильно найти решение задачи?

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос вы должны решить следующие задачи.

 Катя прочитала 3 книги, а Саша в 6 раз больше. Сколько книг прочитал Саша?

На грядке растет 12 редисок, а свёклы в 4 раза меньше. Сколько свеклы растет на грядке?

-Какое действие делали для решения первой задачи? (умножение)

-Какое действие делали для решения второй й задачи? (деление)

- Что нам помогло для нахождения правильного решения задачи?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

- Вы любите конфеты?

-Давайте поиграем.

- Стол №1, участник №3перед вами конфеты.

- Вы должны раздать каждому участнику 4 часть этих конфет.

-Думайте.

-Расскажите что вы для этого сделали?

Соотносят словесные задания с практической записью в виде действия умножения.

Самооценивание

Защищают работу своих групп.

- Внимательно прочитали задачи.

Определили условие, вопрос задачи.

Сделали краткую запись. Выяснилось, что если в n  раз больше, значит умножаем, а если в nраз меньше, значит делим.

Посчитали количество конфет.

-Их 12. Чтобы найти 4 часть числа 12 необходимо это число разделить на 4. Это 3.

Итак, каждый участник получил по 3 конфеты.

(Предм. ум.)

учатся выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач, содержащих отношения «больше в ...»,  выполнять  краткую запись к задаче, решать простые  задачи на выполнение двух арифметических действий.

       Уметь оценивать свои достижения.

(Личност)

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делать выбор.

(Предм. ум.)

  • внять  краткую запись к задаче, решать простые  задачи на увеличение в несколько раз.
  • уметь работать с текстом задачи по алгоритму.

(Метапред.)

  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в паре, группе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Хорошо, но какую цель мы с вами обозначили в начале урока? (Закреплять решение задач на увеличение и уменьшение  в несколько раз).
- Так какое нужно выполнить действие, чтобы увеличить число в несколько раз? (Умножение)

А уменьшить в несколько раз? (Деление)


- Возьмите лист, переверните его. (Проводится экспресс-опрос)
- Я буду читать задачи, вы  на листок записываете только выражение с ответом, которое будет являться решением задачи. (Задачи читаются по 2 раза, интонацией выделяются предлоги).

  1. Снежную крепость лепят 5 ребят, а снежную бабу, которая будет её охранять в 2 раза больше. Сколько ребят лепят снежную бабу?
  2. На школьном стадионе в хоккей играет 16 мальчиков, а девочки катаются на коньках, их на 6 человек больше. Сколько девочек катается на коньках?
  3. В соревнованиях по биатлону приняли участие 24 юношей, а девушек спортсменок в 3 раза меньше. Сколько девушек участвует в соревнованиях по биатлону?
  4. На катке – разминка. К показательным выступлениям готовятся 3 фигуриста, а спортсменок-фигуристок в 2 раза больше. Сколько спортсменок-фигуристок готовится к выступлениям?

- Проверяем. Результаты на экране.

 - А теперь поднимите руки те, у кого ответы такие же, как в образце!
- Молодцы!

5*2=10

16+6=22

24 : 3 = 8

3*2=6

(Предм. ум.)

учатся выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач, содержащих отношения «больше в ...»,  выполнять  краткую запись к задаче, решать простые  задачи на выполнение двух арифметических действий.

7. Рефлексия деятельности. Итог.

(Организует рефлексию)

-Какую цель мы поставили в начале урока?

-Достигли ли мы ее?

-Хорошо.

- Ребята, а сейчас поднимите руки вверх и сожмите кулачки те, кто  хорошо понял как решать задачи на увеличение и уменьшение  в несколько раз и оставьте ладошки раскрытыми те, кто не совсем разобрался с новой темой. У кого кулачки зажаты, крепко держите свои знания и не выпускайте их, вы потрудились на славу. А у кого ладошки раскрыты не расстраивайтесь, на следующем уроке вы постараетесь и будете внимательнее.

- Давно доказано на деле
Здоровый дух, в здоровом теле,
Об этом забывать нельзя,
Зарядка всем нужна, друзья!

- Я желаю здоровья вам и вашим семьям.
- Спасибо за урок.

(Метапр.)

Определять успешность выполнения своего задания, уровень освоения учебного материала.

   ЗАДАЧА ИМЕЕТ УСЛОВИЕ, ВОПРОС

Решить задачу, значит ответить на вопрос задачи

Увеличить в n раз – умножение

Уменьшить в  

n  раз – деление

 Можно ли составить задачу        по краткой записи?

Нужно ли знать таблицу умножения для решения задач?

Как правильно

найти решение задачи?

Можно составить

и решить задачу

Необходимо знать таблицу умножения и деления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики:"Решение задач"(3 класс).

Урок по теме: «Решение задач»  является закрепляющим. Данная тема периодически встречается на протяжении всего курса математики в начальной школе. Но при этом ребята испытывают затруднения, работ...

Технологическая карта урока математики "Решение задач" УМК "Гармония"

Технологическая карта урока математики "Решение задач" УМК "Гармония"...

Технологическая карта урока математики " «Решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз» 2 класс

Урок математики «Решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз» по программе "Начальная школа XXI века" . УМК: В.Н.Рудницкая «Математика» 2 класс; ...

Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач. Повторение" 1 класс "Школа России"

Урок-путешествие.  Технологическая карта урока математики " Решение задач.Повторение"  1 класс "Школа России"...

Технологическая карта по математике "Решение задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц" для 4 класса

Технологическая карта  по математике "Решение задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц" для 4 класса Урок контроля знаний. Для 8  вида...

Технологическая карта урока математики - Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз (2 класс, УМК "Перспектива")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока “Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз”Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формировать умен...

Технологическая карта урока математики «Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз. Закрепление», УМК "Перспектива", 2 класс

Цель урока: закрепление навыков решения задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, повторение таблицы умножения.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1)    закреп...