Этап урока | Деятельность учителя
| Деятельность учащихся | Результат |
1. Мотивирование к учебной деятельности. Орг. момент. | (Создание атмосферы успеха.(Включение в деловой ритм)
- Мне бы хотелось начать урок стихотворением “Счастье” Нужно для счастья порою немного: Шоферу – просто прямая дорога, Летчику – ясное чистое небо, Пекарю – горы душистого хлеба, Прохожему – больше улыбок, Учителю – меньше ошибок. - А что для счастья нужно ученикам? (хорошие отметки, похвала учителя за хорошую работу, удовлетворение от своих достижений) - Как этого добиться? (трудом)
-Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок.
| Выслушивание всех мнений. Формулирование вывода.
Вывод: Чтобы чего-то добиться необходимо приложить усилия, трудиться.
| (Личност.) Включаться в деятельность путем размышлений, высказывания своего мнения.
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | ( Выявить уровень знаний. Определить типичные недостатки) - Перед вами листы с заданием КАРТОЧКА №1 - Возьмите лист и рассмотрите задание. ь | 7∙3= | е | 6∙8= | р | 72:8= | о | 63:9= | в | 4∙5= | о | 2∙8= | д | 25:5= | з | 14:7= |
Вопросы до решения -Какие действия будем выполнять (умножение и деление). -Вспомните как называются компоненты при умножении, при делении. - Вычислите и запишите в таблице под ответами соответствующие буквы. - Какое слово получилось? (Здоровье) - Ребята, на уроке пойдет речь не только о математических понятиях, но и о здоровье. Здоровье – самое главное в жизни человека. Здоровый человек может хорошо учиться, а в будущем хорошо трудиться и приносить пользу обществу. - Как можно оздоровиться ? (Заниматься спортом, закаляться, делать зарядку). - А ещё я думаю, вы все любите бадминтон. Я предлагаю начать игру. (Картинки появляются на стенде в ходе урока).
| Выполняют задание, составляют слово по полученным ответам.
| (Метапред.ум.) Ориентироваться в своей системе знаний Выявление уровня знаний табличных случаев умножения и деления.
(Метапр.коммуник.) Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
|
3. Постановка учебной задачи. | (Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию)
- У вас на столах конверты, откройте их и все, что там лежит, достаньте. -Положите перед собой слева 2 белых мячика, а справа положите голубых мячиков на 3 больше, чем белых. Сколько стало мячиков? (5) - Что значит, на 3 больше? Мы увеличили или уменьшили?
Составим карточку -помощницу: Если в задании встречается выражение, какое действие выполняем: Увеличить на или ? на больше |
«+» |
- А сейчас, -Положите перед собой слева 2 белых мячика, а справа положите голубых мячиков в 3 раза больше, чем белых. -Все справились с заданием? (да) -Положите перед собой слева 6 белых мячика, а справа положите голубых мячиков в 2 раза меньше, чем белых. -Все справились с заданием?(Да
- А может из вас кто – то уже догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какова же тема?
- Сегодня на уроке мы закрепим знания решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.
-Как вы считаете, всё ли вы про задачи уже знаете? Нужно ли нам двигаться дальше? Тогда в путь!
- А что вы знаете о задачах?
-Ребята, что бы вы хотели еще узнать на этом уроке о задачах и таким образом выявим цели нашего урока.
| Ставят цели. Формируют тему урока.
Что я знаю | Что хочу узнать | Что узнал | Задача имеет условие, вопрос | Можно ли составить задачу по краткой записи? | По краткой записи можно составить задачу | Решить задачу, значит ответить на вопрос |
Нужно ли знать таблицу умножения для решения задачи | Чтобы правильно решить задачу, нужно знать таблицу умножения | Увеличить в n раз – умножение Уменьшить в n раз - деление | Как правильно найти решение задачи?
|
|
| (Метапред. ум) Формулировать тему, цель урока с помощью учителя и самостоятельно.
Метапр.ум. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, модель, схема и др.).
|
4. Построение проекта выхода из затруднения.
| (Организует учащихся по выходу из проблемной ситуации)
Дети читают 3 вопроса. Сегодня мы будем работать в группах. Для этого вспомним правила работы в группах.
- Давайте разберемся, можно ли составить задачу по краткой записи? И ответим на первый вопрос. Чтобы ответить на него мы используем структуру СИ-ФИНК-УАНДЭ
- На ваших столах лежит листок с заданием КАРТОЧКА №2. -Возьмите их. -Подумайте что вы должны сделать? - Отвечает стол №2, участник №4. -Пожалуйста, работайте.
- Отвечает стол №3, участник №2. (Читает составленную задачу)
- А теперь решите данную задачу. (Читает решение задачи)
-Каким действием нашли решение задачи? ВЫВОД: если в задаче сказано увеличить В несколько раз(умножаем)
- Итак, можно составить и решить задачу по краткой записи?
ФИЗМИНУТКА Практическая работа.
КАРТОЧКА №3
На ваших столах конверты с заданием №3.
Прочитайте задание и выполните. (Дети работают) -Итак, что вы должны были сделать?
Из данных фигур мы должны составить прямоугольник и найти площадь данного прямоугольника.
- У нас есть еще 1 вопрос.
Нужно ли знать таблицу умножения для решения задачи |
-Чтобы ответить на этот вопрос нам поможет структура ТИК-ТЭК-ТОУ -Сейчас вам нужно работать с КАРТОЧКОЙ№ 4 - На ваших столах лежат пронумерованные карточки с примерами на умножение и деление. - Каждый участник должен решить пример предназначенный только ему. - Как вы справились с заданием я проверю.
Следующее задание КАРТОЧКА №5
Решение уравнений. У х 3 = 18 - Что такое У? - Как найти неизвестный первый множитель? - Работайте. | В результате практической работы(моделирование задачи) под руководством учителя, учащиеся выходят из проблемной ситуации.
Работают в группах. Правила работы в группе (устно повторяются): 1. Работать дружно. 2. Спокойно высказывать свое мнение. 3. Терпеливо выслушивать друг друга. 4. Общаться по делу, тихо спокойно, не мешая другим парам. 5. Распределить роли.
- Я думаю, нужно по краткой записи составить задачу и решить ее.
-Да.
Сторона а = 5см, в=3см. Мы знаем, чтобы найти площадь, мы должна а умножить на в. Тогда, 5*3=15, т.е. площадь данного прямоугольника равна 15 см
- Неизвестный первый множитель. - Необходимо частное разделить на второй множитель.
|
Метапр.ум. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, модель, схема и др.).
Метапр.ум. Соотносить содержание схематических изображений с математической записью.
|
5. Физкультминутка | ФИЗМИНУТКА
- Для того чтобы быть бодрыми и здоровыми надо активно двигаться.
|
|
|
6. Первичное закрепление | (Устанавливают осознанность ситуации.) 1)Фронтальная работа
Работаем в тетради. Запишите с помощью действия. - 7увеличить в 6 раз - 8 увеличить в 4 раза - 9 увеличить в 5 раз - 6 увеличить на 7 - 3 увеличить в 8 раз - 9 увеличить в 4 раза
КАРТОЧКА №6 2)Работа в парах Решим задачу: На одной горке каталось 3 человека, а на другой в 4 раза больше. Сколько человек каталось на другой горке? (Совместно оформляем запись краткого условия задачи и с помощью схемы) -Посоветуйте и решите задачу в парах. Запишите ответ.
- Давайте проверим. - Все ли правильно решили задачу? -Оцените с помощью светофора.
-Есть у нас еще один вопрос. Как правильно найти решение задачи?
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос вы должны решить следующие задачи. Катя прочитала 3 книги, а Саша в 6 раз больше. Сколько книг прочитал Саша?
На грядке растет 12 редисок, а свёклы в 4 раза меньше. Сколько свеклы растет на грядке?
-Какое действие делали для решения первой задачи? (умножение)
-Какое действие делали для решения второй й задачи? (деление)
- Что нам помогло для нахождения правильного решения задачи?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 - Вы любите конфеты? -Давайте поиграем. - Стол №1, участник №3перед вами конфеты. - Вы должны раздать каждому участнику 4 часть этих конфет. -Думайте. -Расскажите что вы для этого сделали?
|
Соотносят словесные задания с практической записью в виде действия умножения.
Самооценивание
Защищают работу своих групп.
- Внимательно прочитали задачи. Определили условие, вопрос задачи. Сделали краткую запись. Выяснилось, что если в n раз больше, значит умножаем, а если в nраз меньше, значит делим.
Посчитали количество конфет. -Их 12. Чтобы найти 4 часть числа 12 необходимо это число разделить на 4. Это 3. Итак, каждый участник получил по 3 конфеты.
|
(Предм. ум.) учатся выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач, содержащих отношения «больше в ...», выполнять краткую запись к задаче, решать простые задачи на выполнение двух арифметических действий.
Уметь оценивать свои достижения.
(Личност) В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор. (Предм. ум.) - внять краткую запись к задаче, решать простые задачи на увеличение в несколько раз.
- уметь работать с текстом задачи по алгоритму.
(Метапред.) - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в паре, группе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
|
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. |
- Хорошо, но какую цель мы с вами обозначили в начале урока? (Закреплять решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз). - Так какое нужно выполнить действие, чтобы увеличить число в несколько раз? (Умножение) А уменьшить в несколько раз? (Деление)
- Возьмите лист, переверните его. (Проводится экспресс-опрос) - Я буду читать задачи, вы на листок записываете только выражение с ответом, которое будет являться решением задачи. (Задачи читаются по 2 раза, интонацией выделяются предлоги).
- Снежную крепость лепят 5 ребят, а снежную бабу, которая будет её охранять в 2 раза больше. Сколько ребят лепят снежную бабу?
- На школьном стадионе в хоккей играет 16 мальчиков, а девочки катаются на коньках, их на 6 человек больше. Сколько девочек катается на коньках?
- В соревнованиях по биатлону приняли участие 24 юношей, а девушек спортсменок в 3 раза меньше. Сколько девушек участвует в соревнованиях по биатлону?
- На катке – разминка. К показательным выступлениям готовятся 3 фигуриста, а спортсменок-фигуристок в 2 раза больше. Сколько спортсменок-фигуристок готовится к выступлениям?
- Проверяем. Результаты на экране. - А теперь поднимите руки те, у кого ответы такие же, как в образце! - Молодцы! |
5*2=10
16+6=22
24 : 3 = 8
3*2=6 | (Предм. ум.) учатся выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач, содержащих отношения «больше в ...», выполнять краткую запись к задаче, решать простые задачи на выполнение двух арифметических действий.
|
7. Рефлексия деятельности. Итог. | (Организует рефлексию) -Какую цель мы поставили в начале урока? -Достигли ли мы ее? -Хорошо. - Ребята, а сейчас поднимите руки вверх и сожмите кулачки те, кто хорошо понял как решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз и оставьте ладошки раскрытыми те, кто не совсем разобрался с новой темой. У кого кулачки зажаты, крепко держите свои знания и не выпускайте их, вы потрудились на славу. А у кого ладошки раскрыты не расстраивайтесь, на следующем уроке вы постараетесь и будете внимательнее.
- Давно доказано на деле Здоровый дух, в здоровом теле, Об этом забывать нельзя, Зарядка всем нужна, друзья! - Я желаю здоровья вам и вашим семьям. - Спасибо за урок.
|
|
(Метапр.) Определять успешность выполнения своего задания, уровень освоения учебного материала.
|