Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный | Приветствует учащихся. Настраивает на работу. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Витальевна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! Присаживайтесь Учитель открывает на доске карточки Д-1 в беспорядке.
-Посмотрите на доску. Я прикрепила к ней карточки, чтобы вы, глядя на них, поняли, чем вы будете заниматься на сегодняшнем уроке. Но перед уроком я проветривала класс и, видимо, сквозняк эти листочки сдул, и они перепутались. -Восстановите порядок на доске.
-Что означают эти записи?
-Итак, чему же будет посвящён сегодняшний урок?
-Как же будет построена работа на уроке?
| Приветствуют учителя. Настраиваются на предстоящую работу.
Смотрят на доску.
Один из учащихся выходит к доске, восстанавливает порядок.
-При увеличении числа а в 3 раза, надо число а умножить на 3; при уменьшении числа а в 3 раза, надо число а делить на 3.
-Увеличению и уменьшению чисел в несколько раз.
-Мы сначала сами поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» новое знание. | Метапредметные: Л: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: самоопределение к деятельности
| Презентация, учебные карточки |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: фронтальный опрос
| Тренинг вычислительного навыка. -Я предлагаю выполнить следующее задание. Оно очень интересное, кроме того, оно подскажет, чем вы будете заниматься дальше. Учитель открывает на доске таблицу с соответствующими карточками, перевёрнутыми числами к доске. Под карточками – буквы слова «задача» (Д-2):
-Посмотрите на доску. Что нужно сделать? -Выполним это задание.
-Расположим полученные числа в порядке возрастания. -На какие группы можно разбить данный ряд чисел?
-Назовите четные числа.
-Составьте все возможные равенства из чисел 4, 6, 24.
Учитель раздает учащимся карточки с задачами (Р-2) -Составьте выражения к задачам и найдите их значения.
- Какое выражение вы составили к первой задаче? -Кто составил другое выражение?
-Каким правилом вы должны были воспользоваться? Учитель вывешивает на доску эталон уменьшения числа в несколько раз. -Кто ошибся, вы поняли свою ошибку? Исправьте ошибку зеленой ручкой. -Чему равно значение этого выражения? -Какое выражение вы составили ко второй задаче? -Каким правилом вы должны были воспользоваться?
Учитель вывешивает на доску эталон увеличения числа в несколько раз. -Чему равно значение выражения? -Кто ошибся в выборе правила? -Кто ошибся в вычислениях? -Исправьте свои ошибки.
Пробное действие.
-Что вы повторили?
-Почему я выбрала именно это?
-Какое следующее задание я вам предложу?
-Зачем вы его получите?
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия Р-2: - Нужно записать выражение и найти его значение. -Что нового в этом задании? -Выполните это задание.
Учащиеся выполняют пробное действие на карточках Р-2. -У кого нет результата? -Что вы не смогли сделать?
- Кто выполнил это задание?
-Обоснуйте свои действия. -Что вы не можете сделать? -Что вы дальше должны сделать?
Пробное действие. -Что вы повторили?
-Почему я выбрала именно это?
-Какое следующее задание я вам предложу?
-Зачем вы его получите?
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия Р-2: - Нужно записать выражение и найти его значение. -Что нового в этом задании? -Выполните это задание. Учащиеся выполняют пробное действие на карточках Р-2. -У кого нет результата? -Что вы не смогли сделать?
-Кто выполнил это задание?
-Обоснуйте свои действия. -Что вы не можете сделать? -Что вы дальше должны сделать? |
-Заполнить таблицу. Учащиеся по цепочке с места выполняют вычисления и называют ответы 24, 7, 5, 6, 4, 27.
-4, 5, 6, 7, 24, 27. -Однозначные и двузначные, четные и нечетные и т.д.
-4, 6, 24.
Один из учащихся составляет равенства на доске: 4*6=24; 6*4=24; 24:6=4; 24:4=6.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание на карточке Р-1. -18 : 6.
-При уменьшении числа в несколько раз необходимо выполнять действие деление.
- 3. -9 · 3. - При увеличении числа в несколько раз необходимо выполнять действие умножения.
- 27.
- Мы потренировались в вычислениях, в решении задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. - Это нам пригодится для открытия нового знания. - Задание, в котором будет что-то новое. - Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.
- Мы пока не знаем.
Учащиеся поднимают руки. -Мы не смогли составить выражение и найти его значение. Учащиеся озвучивают свое выражение и его значение.
-Мы не можем обосновать.
- Разобраться, в чем у нас затруднение.
- Мы потренировались в вычислениях, в решении задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. - Это нам пригодится для открытия нового знания. - Задание, в котором будет что-то новое. - Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.
-Мы пока не знаем.
- Мы не смогли составить выражение и найти его значение. Учащиеся озвучивают свое выражение и его значение.
- Мы не можем обосновать. - Разобраться, в чем у нас затруднение. | Предметные: умение называть действие предмета Метапредметные: П: анализ объектов с целью выделения признаков;
Личностные: Нравственно-этическая ориентация
| Презентация, учебные карточки |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: фронтальный опрос
| -Какое задание вы должны были выполнить?
-Чем эта задача отличается от предыдущих задач?
-В чем затруднение?
-Почему же возникло затруднение?
Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
-Какая тема сегодняшнего урока?
-Такие задачи в математике называются задачами в косвенной форме. Учитель записывает тему на доску.
-В какой форме были даны задачи в начале урока? -Чтобы стать художником, надо?…
-Чтобы научиться хорошо решать задачи, надо?… -Именно этим вы и займётесь. И поможет вам в этом старый добрый друг и помощник – учебник. -Вы сначала решите задачу в прямой форме, затем в косвенной форме. Сравните условия и решения и сделаете вывод.
| -Мы должны были к задаче составить выражение и найти его значение. - Предыдущие задачи были на увеличение или уменьшение в несколько раз. - Запутались, какое действие нужно выбрать. - У нас нет способа решения таких Задач.
- «Открыть» способ решения таких задач. - Решение задач.
- В прямой форме на увеличение и уменьшение в несколько раз. - Много рисовать. - Разбирать (анализировать) много задач и решать их.
| Предметные: умение определять тему, цель урока Метапредметные: Р: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности
| Презентация |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Групповая работа, практический ,словесный | -Откройте учебник странице 17. Рассмотрите задачи. -Прочитайте задачу № 1 (а).
-Внесите данные этой задачи в схему и решите ее. Учитель заранее выносит схему на доску, один из учащихся заполняет схему с объяснением.
-Прочитайте задачу № 1 (б). -Кто отправил открыток меньше: Даша или мама? -Какой из отрезков схемы будет обозначать количество Дашиных открыток? А маминых?
-Заполните схему и решите задачу. Учитель заранее выносит схему на доску, один из учащихся заполняет схему с объяснением.
-Сравните эти задачи. Какую величину в них надо найти: большую или меньшую?
-Почему же задачи одинаково решаются, ведь в первой задаче есть слова «в 2 раза больше», а в условии второй задачи – «в 2 раза меньше»?
-Разберёмся с решением двух следующих задач.
Анализ и запись решения задач из № 2 проводятся аналогично.
-Как же решать задачи «в» «на» увеличение и уменьшение в несколько раз?
-Вернитесь к задаче на листочках. Как вы должны были ее решить?
-Какой следующий важный шаг вы должны сделать?
-Попробуйте в группах составить алгоритм решения задачи в косвенной форме.
В случае необходимости учитель актуализирует правила работы в группах.
После выполнения групповой работы учитель организует защиту проектов. После того, как группы представят свои эталоны, учитель проводит анализ и оставляет наиболее удобный вариант, например Д-4. -Итак, смогли вы справиться с затруднением?
-Какие задачи вы теперь можете решать?
-Какой следующий шаг на уроке? | Один из учащихся читает задачу вслух.
Вариант объяснения: -Алёна прочитала 6 книг, а Таня в 2 раза больше, значит, 6 · 2 = 12 (кн.).
- Даша. - Короткий – Даша, длинный – мама.
Вариант объяснения: -Даша отправила меньше открыток, чем мама, значит, мама отправила их в 2 раза больше: 6 · 2 = 12 (откр.).
-В обеих задачах надо найти большую величину.
- Потому что в первой задаче слова «в 2 раза больше» относятся к искомой величине, а во второй задаче – к известной величине; вторая задача в косвенной форме.
- Нужно быть внимательными, необходимо определить к какой величине относятся слова, если к искомой, то задача – в прямой форме, если к известной, то в косвенной форме; исходя из этого, нужно подобрать правило.
Один из учащихся решает задачу из задания на пробное действие у доски.
- Составить эталон.
- Да.
- Решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз в прямой и косвенной форме. - Закрепить новое знание. | Предметные: умение называть действия предметов, выделять лишний предмет в цепочке. Метапредметные: П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе П: структурирование знания; К: инициативность в общем поиске знания; К: умение высказывать и аргументировать свои мысли; Р: саморегуляция собственной доли участия в общей познавательной работе коллектива Личностные: умение применять полученные знания в деятельности. | Презентация |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Словесный, работа в парах, практический | Фронтальная работа. -Найдите № 3 на странице 17. -Составьте выражения к задачам и найдите их значения.
Учащиеся выполняют задание с места с комментированием. Вариант комментирования:
Работа в парах. -Найдите № 4 (а, б) на странице 18. -Выполните данное задание в парах.
-Проверьте свои результаты. -Кто из вас ошибся? -В чем ошибка? -Исправьте ошибки. -Какой следующий шаг на уроке? |
Сначала определяю большую и меньшую величину. Объем канистры большая величина, а объем ведра – меньшая. Поэтому, чтобы найти объем ведра нужно выполнить деление. Составляю выражение: 16 : 2. Получаю 8. Ответ: 8 л. Вторая задача комментируется аналогично.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-5.
- Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно. | Предметные: Осознанное построение речевого высказывания Умение выделять лишний предмет Метапредметные: Обоснование своего суждения П: поиск и выделение необходимой информации; П: анализ объектов с целью выделения признаков; |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный, индивидуальная работа | Учитель раздает учащимся карточки с заданием для самостоятельной работы Р-3: - Запишите выражение и найдите его значение самостоятельно.
-Кто из вас ошибся? -В каком случае? -Исправьте ошибку. -Сделайте вывод. - Кто не ошибся? -Сделайте вывод. |
Учащиеся выполняют самостоятельную работу на карточках Р-3. Проверка организуется по эталону для самопроверки Д-6.
- Нужно еще потренироваться.
- Мы все хорошо усвоили. | Предметные: умение находить предмет по описанию Метапредметные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Личностные: самооценка. | Презентация, учебные карточки |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный, практический, фронтальная работа | Организация актуализации знаний. Учитель задает вопросы на повторение изученного материала на уроке. Что нужно хорошо уметь, чтобы решать задачи без ошибок?
- Сейчас я предлагаю вам потренироваться в Вычислениях. Найдите № 8 на странице 18. -Заполните таблицу.
|
- Нужно хорошо читать, анализировать задачу, вычислять без ошибок.
Таблица заполняется по столбикам. Учащиеся с места по цепочке называют ответ.
| Предметные: умение составлять последовательность, используя команды в логических заданиях. Метапредметные: П: использование знаково-символических средств. П: поиск и выделение необходимой информации. | Презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооце нка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный , фронтальная работа | Организует самооценку учащихся. -Какую цель вы перед собой ставили?
-Удалось ли достичь цели? -Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку. |
- «Открыть» способ решения задач на увеличение и уменьшение в несколько раз в косвенной форме.
| Предметные самоанализ Метапредметные: Осознанное построение речевого высказывания Личностные: самоопределение | Презентация, листы самооценивания |