Адаптированная рабочая программа по математике 4 класс (8вида)
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе "Программы специальных (коррекционных)" общеобразовательных учреждений 8вида под редакцией В.В.Воронкова (Москва "Просвещение" 2008г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya.doc | 129.5 КБ |
ktp.docx | 36.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2008 год).
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с задержкой психического развития.
Обучающиеся с задержкой психического развития (далее ЗПР) — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий[1].
Категория учащихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.
Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех учащихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у учащихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии учащихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до учащихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От учащихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до учащихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития» (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития). Несмотря на неоднородность, задержки психического развития имеют общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию. Общим в своеобразии всех психических функций и процессов у детей с ЗПР является замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических функций, их низкая продуктивность и произвольная регуляция, неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности. В то же время каждая из психических функций имеет специфические особенности в пределах присущих ей характеристик.
Особенности памяти при ЗПР характеризуются следующим образом. Основные составляющие памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение отличаются недостаточной продуктивностью. Для процессов запоминания характерны: низкая активность, недостаточная целенаправленность, замедленная скорость, сниженные объем, точность и прочность запоминаемого и слабая помехоустойчивость. При возрастании сложности заданий (наличии конкурирующих групп элементов в запоминаемом материале) продуктивность запоминания снижается. Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей, затруднениями при воспроизведении логических выводов и обобщений. Ограниченность речевой памяти вызывает выраженные затруднения детей с ЗПР при воспроизведении больших по объему текстовых сообщений. Эти же недостатки присущи кратковременной памяти детей с ЗПР, и, что особенно важно, оперативной памяти, входящей в процесс любой деятельности, включенной в мыслительные процессы, связанные с различными преобразованиями воспринятого материала. Кроме того, у детей с ЗПР наблюдается снижение объема кратковременной памяти при переходе от непосредственного запоминания к оперативному. Структура недостаточности памяти не является одинаковой у детей с данной аномалией развития. Коррекционное обучение, направленное на оптимизацию мнестических процессов, позволяет заметно повысить их эффективность у данной категории детей (Лубовский, 1979).
Неполноценность мышления и, прежде всего словесно-логического имеет широкие проявления при ЗПР. Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с ЗПР характеризуют: инертность, низкая продуктивность и самостоятельность, неустойчивость. Дети этой категории затрудняются в установлении точно дифференцированных связей и отношений, выделении существенных признаков и свойств, их мышление тесно связано с конкретной ситуацией, отвлечься от которой они во многих случаях не могут. У них наблюдается недостаточность аналитико-синтетических операций (особенно умственного анализа), затруднения в установлении тождества при необходимости учитывать несколько параметров, затруднения в процессе переноса усвоенного при выполнении аналогичных действий. Дети плохо справляются с заданиями проблемного характера: делают многочисленные попытки решений, перебирают операционные пробы без проверки и доведения до конца первых (Усанова, 2006).
К особенностям познавательной деятельности детей с ЗПР, в том числе и речевой, относятся: низкий уровень мотивации, недостаточность организованности и целенаправленности, выраженная истощаемость, импульсивность и большое количество ошибок. Познавательная деятельность детей с ЗПР может сопровождаться нарушением последовательности действий, затруднениями в переключении с одного приема работы на другой, недоразвитием самоконтроля и словесной регуляции действий. В исследованиях отмечается зависимость критериев сформированности компонентов мыслительной деятельности от неполноценности мозговой организации характера ориентировочной деятельности. Трудности оречевления деятельности приводят к тому, что недоразвиваются такие речевые функции, как планирующая, фиксирующая и обобщающая. Неполноценность саморегуляции в деятельности тесно связана и с личностными особенностями детей с ЗПР. Их характеризует неадекватная самооценкой, слабость познавательных интересов, низкий уровень притязаний и мотивации (Усанова, 2006)
Особые образовательные потребности учащихся с ЗПР
Для учащихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:
∙ обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
∙ организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков учащимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию учащегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
∙ учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для учащихся с ЗПР;
∙ постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции учащихся, уровня и динамики психофизического развития;
∙ постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
∙ постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
∙ специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
∙ постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
∙ использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
∙ развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения.
Программа рассчитана на 136 часов, в том числе на контрольные работы - 9 часов.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос. Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Учащиеся получают знания о нумерации и действиях с числами в пределах 100, об основных единицах измерения величин, развиваются их пространственные, временные и геометрические представления.
Обучение математике должно носить практическую направленность, быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Для реализации Рабочей программы используется учебно - методический комплект: учебник (М.Н.Перова Математика 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2009г.- 232с.)
Цель программы обучения:
расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Задачи программы обучения:
- формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;
- повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
- формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
- формирование и развитие речи учащихся;
- коррекция нарушений психофизического развития детей.
Содержание программы учебного курса
Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год)
Программа рассчитана на 140 часов, в том числе на контрольные работы – 9 часов. В программу по математике включены следующие разделы:
Раздел | № | Краткое содержание раздела | кол- во часов |
Сотня Сотня | I четверть. | 32ч. | |
Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (повторение). | 5 | ||
Меры длины: метр, дециметр, сантиметр (повторение). | 2 | ||
Миллиметр. | 2 | ||
Умножение и деление (повторение). | 4 | ||
Меры массы: килограмм, центнер. | 9 | ||
Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. | 10 | ||
II четверть | 28ч. | ||
Умножение и деление.
| 4 | ||
Линии: прямая, кривая, ломаная, луч. Ломаные линии.
| 5 | ||
Замкнутая и незамкнутая кривые. Окружность. Дуга.
| 9 | ||
10 | Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. | 2 | |
11 | Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.
| 8 | |
III четверть. | 40ч. | ||
12 | Длина ломаной линии. | 2 | |
13 | Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.
| 7 | |
14 | Прямая линия. Отрезок. | 3 | |
15 | Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.
| 10 | |
16 | Взаимное положение прямых, отрезков.
| 5 | |
17 | Взаимное положение окружности, прямой, отрезка.
| 6 | |
18 | Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка. | 7 | |
IV четверть. | 36ч. | ||
19 | Меры времени. | 2 | |
20 | Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени. | 4 | |
21 | Секунда – мера времени. | 2 | |
22 | Взаимное положение геометрических фигур. | 5 | |
23 | Все действия в пределах 100. | 6 | |
24 | Деление с остатком. | 3 | |
25 | Треугольники. | 2 | |
26 | Определение времени по часам. | 4 | |
27 | Четырёхугольники. | 4 | |
28 | Повторение пройденного за год. | 4 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
- различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;
- таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0; деления 0 и деления на 1, на 10;
- название компонентов умножения и деления;
- меры длины, массы и их соотношения;
- меры времени и их соотношения;
- различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
- название элементов четырехугольников.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устные и письменные вычисления сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- практически пользоваться переместительным свойством умножения;
- определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
- решать, составлять, иллюстрировать все изученные арифметические задачи;
- самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
- вычислять длину ломаной;
- узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
- чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Знания и умения, учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
1. Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученику, если он:
а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если:
а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах с помощью вопросов учителя;
д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приёмов выполнения.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
2. Письменная проверка знаний и умений учащихся
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, — это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин)
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить, и выполнено менее половины других заданий.
3. При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 не грубые.
Оценка «2» ставится, если допущены 3—4 грубые ошибки и ряд негрубых.
4. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием
Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки при решении задач
на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно.
Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.
5. Итоговая оценка знаний и умений учащихся
- За учебную четверть (кроме первой четверти I класса) и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
- При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
- Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
- Математический диктант.
При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий, ставятся следующие отметки:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если выполнена неверно — часть примеров от их общегочисла.
Оценка «3» ставится, если выполнена неверно — часть примеров от их общего числа.
Оценка «2» ставится, если выполнена неверно — часть примеров от их общего числа.
График контрольных работ по математике
I четверть | Дата | |
1 | Контрольная работа №1 по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд». | |
2 | Контрольная работа № 2 по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд ». | |
II четверть | ||
3 | Контрольная работа №1 по теме: «Умножение и деление на 2, 3, 4». | |
4 | Контрольная работа №2по теме: «Умножение и деление на 5, 6» | |
III четверть | ||
5 | Контрольная работа №1 по теме: «Умножение и деление на 7». | |
6 | Контрольная работа №2 по теме: « Умножение и деление на 8, 9 ». | |
7 | Контрольная работа №3 по теме: «Взаимное положение на плоскости геометрических фигур». | |
IV четверть | ||
8 | Контрольная работа №1по теме: «Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени». | |
9 | Контрольная работа №2 за год по теме: «Все действия в пределах 100». |
Литература
- Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Полевщикова А.М. «Методика преподавания математики в начальных классах». - М., Просвещение 2006г.
- Богановская Н.Д. «Особенности выполнения арифметических действий учащимися младших классов вспомогательной школы» Дефектология,2006, № 6.
- Камалетдинов С.В. «Обучение измерению длины отрезков в 1-3 классах вспомогательной школы». Дефектология , 2007, № 4.
- Коваленков В.Г. «Дидактические игры на уроках математики». - Москва, 2007
- Никитина М.Н. «Некоторые вопросы изучения нумерации чисел во вспомогательной школе». Дефектология, 2006, № 5.
- «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2006.
- Перова М.П. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе». - Москва "Просвещение"2010.
- Перова М.П. «Дидактические игры и упражнения по математике». - Москва "Просвещение" 2007.
- Перова М.Н., Эк В.В. « Изучение сложения и вычитания чисел первой сотни на уроках математики во вспомогательной школе». Дефектология,2010, № 3.
- Эк В.В., Перова М.Н. «Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе». - Москва, 2010
- Эк В.В. «Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы». - М.Просвещение. 2009.
- Эк В.В., Перова М.Н. «Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе». - М. «Просвещение» 2005 г.
- Эк В.В. «Изучение табличного умножения и деления в начальных классах вспомогательной школы». Дефектология, 2010 № 5.
[1] Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ Протокол заседания ШМО От________2017г. № _____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ________________________ ________________________ | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 2 Александрова Е.В. ________________________ Приказ от 31.08.2017г. № 316 | |
СОГЛАСОВАНО Родители (законные предствители) ________________________ ________________________ |
Адаптированная рабочая программа
учебного курса математика
в 4 классе (VIII вида) на 2017-2018 учебный год
учителя Адваховой Н.С.
г. Покачи
2017г.
Календарно – тематический план 4 класс (8 вида)
№ п\п | Наименование разделов, тем | Оборудование | Реализация обязательного образовательного уровня. | Кол-во часов | Коррекция | Дата |
1четверть - 32 час Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд | ||||||
1-2 | Десятичный состав чисел. Таблицы разрядов. | таблицы разрядов | Повторить нумерацию в пр. 100. Закрепить умение выделять десятичный состав числа, пользоваться таблицей разрядов. | 2 | Читать и записывать натуральные числа. | |
3-4 | Числовой ряд в пр. 100. | Закрепить умение выделить десятичный состав числа, разрядные слагаемые. | 2 | Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий . | ||
5-6 | Сложение и вычитание в пр. 100. Название компонентов при сложении и вычитании. Решение задач. | Закрепить навык правильного сложения и вычитания в пр. 100 (без перехода через разряд), названия компонентов при сложении и вычитании. | 2 | Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. | ||
7 | Меры стоимости: рубль, копейка. | монетки | Закрепить умение решать задачи с мерами стоимости. | 1 | Организовать рабочее место. Четко и правильно осознавать цель своей работы. Использовать метрические меры в повседневной жизни. | |
8-9 | Решение примеров и задач с мерами стоимости. | Закрепить умение решать примеры пройденных видов и составные задачи. | 2 | |||
10-11-12 | Меры длины: метр, дециметр, сантиметр и их соотношение. Решение примеров и задач. Повторение. | метровые измерительные приборы: линейка. Сантиметровая лента, рулетка. | Повторить и закрепить знания о мерах длины и их соотношении. | 3 | Проводить простейшие измерения разными способами. | |
13 | Меры длины: миллиметр 1см.= 10 мм. | Дать понятие о новой мере длины миллиметре. | 1 | Оформлять тетради в соответствии с принятыми нормами. | ||
14 | Черчение отрезков заданной длины. | Учить чертить отрезки с длиной, записанной в см. и мм., учить измерять такие отрезки. | 1 | Использовать простейшие приборы и инструменты для решения практ. задач. | ||
15 | Решение примеров и задач с мерами длины. | Закрепить умение решать примеры пройденных видов и составные задачи. | 1 | |||
16-17-18-19 | Умножение и деление (повторение). Название компонентов при умножении и делении. | Закрепить знание таблицы умножения и деления. Признак с компонентами умножения и деления. | 4 | Пользоваться табл. умнож. для нахождения произведения и частного. | ||
20 | Контрольная работа по теме: «Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд» | Карточка | Проверить знания, умения и навыки учащихся. | 1 | ||
21 | Работа над ошибками. | Проработать ошибки к. р. | 1 | |||
22-23-24-25 | Меры массы: килограмм, центнер. 1ц. = 100 кг. Решение примеров и задач. | меры массы | Дать понятие центнер. Объяснить соотношение 1ц. = 100 кг. И наоборот 100 кг. = 1 ц. | 4 | Овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации | |
26-27 | Решение примеров в 2, 3 действия. Порядок действий. Решение составных задач. | Повторить порядок действий в примерах. | 2 | Находить в учебнике указанные задачи, упражнения, задания. | ||
28 | Решение примеров типа 24+6 и составных задач. | Закрепить умение решать примеры этих видов, объяснять решение. | 1 | |||
29 | Решение примеров типа 24+16 и составных задач. | 1 | ||||
30 | Решение примеров типа 40-2 и составных задач. | 1 | ||||
31 | Решение примеров типа 30-12, 100-4 и составных задач. | 1 | ||||
32 | Задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз. | Учить решать задачи на уменьшение и увеличение, в несколько раз. | 2 | |||
2четверть – 28час. Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд (20 час ) | ||||||
33,34, 35,36 | Сложение с переходом через разряд. | письменное сложение | Повторить способ сложения с переходом через разряд в пр. 20, закрепить его теперь в пр. 100. | 4 | Выполнять сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд, присчитывать и отсчитывать равными числовыми группами по 5. Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. | |
37,38,39 | Письменное сложение. | Дать понятие о новом способе вычисления – в столбик. | 3 | |||
40,41 | Вычитание с переходом через разряд. | письменное вычитание | Повторить способ вычитания с переходом через разряд в пр.20, закрепить его теперь в пр. 100. | 2 | ||
42,43,44 | Письменное вычитание. | Дать понятие о новом вычитании – в столбик. | 3 | |||
45,46,47,48 | Решение примеров и задач с переходом через разряд. Закрепление. | письменное сложение и вычитание | Формировать умение решать примеры и задачи, записывая подсчеты в столбик. | 4 | ||
49 | Контрольная работа по итогам I триместра | карточка | Проверить знания, умения, навыки учащихся. | 1 |
| |
50 | Работа над ошибками. | Разобрать ошибки к. р. | 1 | |||
51-52 | Сложение и вычитание измерительными величинами. | письменное сложение | Повторить способ сложения с переходом через разряд в пр. 20, закрепить его теперь в пр. 100. | 2 | Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. | |
Умножение и деление (3 час ) | ||||||
53,54,55 | Умножение и деление числа 2. Название компонентов при умножении, делении. | компоненты умножения и деления | Закрепить знание таблицы умножения и деления числа 2. | 3 |
56,57,58 | Умножение числа 3. | компоненты умножения и деления | Закрепить знание таблицы умножения и деления числа 3. | 3 | Пользоваться таблицей умножения для нахождения частного и произведения. | |
59,60 | Деление на 3 равные части. | компоненты умножения и деления | Учить решать задачи на деление. | 2 | ||
3четверть – 40ч. Умножение и деление (40 час ) | ||||||
61 -63 | Деление на 4 равные части. | компоненты умножения и деления | Познакомить с таблицей деления числа 4 (после 20). Закрепить таблицу деления числа 4. | 3 | Пользоваться таблицей умножения для нахождения частного и произведения. | |
64 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление» | карточка | Проверить знания, умения, навыки учащихся. | 1 | ||
65 | Работа над ошибками. | Проработать ошибки к. р. | 1 | |||
66 | Замкнутая и незамкнутая кривые. Окружность. Дуга. | Дать понятие о замкнутых и незамкнутых кривых линиях, понятие дуги. | 1 | Пользоваться правилами. Распознавать формы простейших геометрических фигур. | ||
67-69 | Умножение числа 5. | компоненты умножения и деления | Познакомить с таблицей деления числа 5 (после 20). Закрепить таблицу деления числа 5. | 3 | Делить на 5 равных части; записывать деление предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Пользоваться компьютером. | |
70-72 | Деление на 5 равных частей. | Познакомить с таблицей деления числа 5 (после 20). Закрепить таблицу деления числа 5. | 3 | |||
73-74 | Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | увеличение /уменьшение/ числа в несколько раз | Закрепить таблицы деления до 5. | 2 | Уметь пользоваться алгоритмами, применять правила. | |
75 | Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. | замкнутые и незамкнутые ломаные | Формировать умение различать замкнутые и незамкнутые ломаные линии. | 1 | Уметь пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами. | |
76-79 | Умножение числа 6. Решение примеров и задач. | компоненты умножения и деления | Познакомить с таблицей умножения на 6. (после 20). Закрепить таблицу умножения на 6. | 4 | Делить на 6 равных части; записывать деление предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Пользоваться компьютером. | |
80-83 | Деление на 6 равных частей. | Познакомить с таблицей деления числа 6 (после 20). Закрепить таблицу деления числа 6. | 4 | |||
84 | Длина ломаной линии. | замкнутые и незамкнутые ломаные | Научить находить длину ломаной линии. | 1 | Распознавать формы простейших геометрических фигур. | |
85 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление» | карточка | Проверить знания, умения, навыки учащихся за вторую четверть. | 1 | ||
86 | Работа над ошибками. | зависимость между ценой, количеством и стоимостью | Разобрать ошибки к. р. | 1 | ||
87 | Зависимость между ценой, количеством и стоимостью. | Учить просчитывать стоимость, зная цену и количество. | 1 | |||
88-91 | Умножение числа 7. | компоненты умножения и деления | Познакомить с таблицей умножения на 7. (после 20). Закрепить таблицу умножения на 7. | 4 | Делить на 7 равных части; записывать деление предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Пользоваться компьютером. | |
92-95 | Деление на 7 равных частей. | компоненты умножения и деления | Познакомить с таблицей умножения на 7. (после 20). Закрепить таблицу умножения на 7. | 4 | ||
96 | Прямая линия. Отрезок. | прямая, линия, отрезок. | Повторить и закрепить пройденный геометрический материал. | 1 | Распознавать формы простейших геометрических фигур. | |
97 | Зависимость между ценой, количеством и стоимостью. | зависимость между ценой, количеством и стоимостью | Учить находить цену зная количество и стоимость. | 1 | ||
98- 100 | Умножение числа 8. | компоненты умножения и деления | Познакомить с таблицей умножения на 8. (после 20). Закрепить таблицу умножения на 8. | 3 | Делить на 8 равных части; записывать деление предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Пользоваться компьютером. | |
4четверть – 36час Умножение и деление (5 час ) | ||||||
101-102 | Деление на 9 равных частей. | компоненты умножения и деления | Познакомить с таблицей умножения на 9. (после 20). Закрепить таблицу умножения на 9. | 2 | Делить на 9 равных части; записывать деление предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Пользоваться компьютером. | |
103 | Контрольная работа по итогам II триместра | карточка | Проверить знания, умения и навыки учащихся. | 1 | ||
104 | Работа над ошибками. | Разобрать ошибки к. р. | 1 | |||
105 | Взаимное положение прямых и отрезков. | взаимное положение геометрических фигур | Формировать умение различать положение отрезков и прямых на плоскости. | 1 | Использовать простейшие приборы и инструменты для решения практических задач. | |
Сложение и вычитание в пределах 100 (9 часов) | ||||||
106 | Меры времени. | меры времени | Формировать умение различать положение отрезка, прямой, окружности и многоугольника на плоскости. Учить решать примеры и задачи с величинами. | 1 | заменять мелкие меры времени более крупными, крупные меры времени более мелкими. Уметь читать показатели времени по часам. записывать числа, полученные при измерении времени двумя мерами: 1ч 15 мин,1мин 20 с | |
107-108 | Действия с числами, полученными при измерении времени. | 2 | ||||
109 | Секунда – мера времени. | Познакомить с мерой времени – секундой. Учить пользоваться данной мерой, решать примеры и задачи с данной величиной. | 1 | |||
110 | Взаимное положение геометрических фигур. | Формировать умение различать положение геометрических фигур на плоскости | 1 | |||
111-112 | Решение примеров в 2-3 действия. (порядок действий) | Закрепить знание порядка действий. | 2 | пользоваться алгоритмами, применять правила | ||
113 | Контрольная работа по пройденным темам | карточка | Проверка знаний, умений и навыков учащихся за третью четверть. | 1 | ||
114 | Работа над ошибками. | Разобрать ошибки к. р. | 1 | |||
Все действия в пределах 100 (12часов) | ||||||
115-116 | Все действия в пр. 100. | Повторить и закрепить пройденный материал по данным темам. | 2 | Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли. | ||
117-118 | Решение примеров в 2,3 действия и составных задач. | Закрепить умение решать примеры в 2,3 действия, используя порядок действия. | 2 | |||
119-120 | Деление с остатком. Проверка. | таблица умножения и деления | Познакомить с делением с остатком на наглядном материале. Учить правильно определять остаток. Формировать умение пользоваться таблицей умножения при выполнении деления с остатком. Учить выполнять проверку при делении с остатком. | 2 | Уметь следовать определённому алгоритму. | |
121 | Геометрический материал. Треугольники. | макеты геометрического материала | Закрепить умение называть буквами, различать стороны и основание. | 1 | Распознавать формы простейших плоских фигур, взаимное расположение объектов в пространстве (внутри, вне, справа, пересекаются..) | |
122 | Контрольная работа по итогам III триместра | карточка | Проверить знания, умения и навыки учащихся. | 1 | ||
123 | Работа над ошибками. | Разобрать ошибки к. р. | 1 | |||
124-125 | Определение времени по часам. | макеты часов | Учить определять время по механическим часам. | 2 | ||
126 | Уменьшение, увеличение в несколько раз и на несколько единиц. | Закрепить умение решать задачи и составлять примеры со словами «уменьшить на» или «уменьшить в». | 1 | |||
Повторение пройденного за год (10 час ) | ||||||
127 | Решение примеров в 2,3 действия (порядок действий) и составных задач. | Закрепить умение решать примеры в 2,3 действия (используя порядок действий) составные задачи. | 1 | решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Уметь классифицировать, сравнивать, анализировать. Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли. Читать и записывать натуральные числа. | ||
128-129 | Уменьшение, увеличение числа на несколько единиц, в несколько раз. | Закрепить умение решать задачи и составлять примеры со словами «увеличить на» или «увеличить в». | 2 | |||
130 | Компоненты всех действий (повторение). | Закрепить знание компонентов действий. | 1 | |||
131-132 | Решение задач, содержащих отношение на и в больше (меньше). | Закрепить умение решать задачи и составлять примеры со словами «увеличить на» или «увеличить в». | 2 | |||
133 | Контрольная работа за год. | карточка | Проверить знания, умения, навыки учащихся за год. | 1 | ||
134 | Работа над ошибками | 1 | ||||
135 | Геометрический материал. | взаимное положение геометрических фигур | Повторить и систематизировать пройденный геометрический материал. | 1 | Распознавать формы простейших плоских фигур, взаимное расположение объектов в пространстве (внутри, вне, справа, пересекаются..) | |
136 | Повторение пройденного за год | Повторить пройденный материл за год (табличное умножение; сложение и вычитание в пределах 100; геометрический материал) | 1 |
Программное и учебно – методическое обеспечение
Количество часов в неделю – 4 ч
I четверть - 32 ч
II четверть - 28 ч
III четверть - 40 ч
Ӏᴠ четверть – 36 ч
Всего –136 час
«Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных учреждений VIII вида»
Москва «Просвещение» 2011 год по ред. В. В. Воронковой.
Математика. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / М.Н. Перова – М.: Просвещение, 2012
Учащиеся должны знать:
- Различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;
- Таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деление на 1, на 10,
- Названия компонентов умножения и деления,
- Меры длины, массы, их соотношения, меры времени и их соотношение,
- Различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур, названия элементов четырехугольников.
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания,
- Практически пользоваться переместительным законом умножения,
- Определять время по часам тремя способами с точностью до минуты,
- Решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи, самостоятельно, кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия,
- Различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной,
- Узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, на
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по математике 2 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (индивидуальное обучение на дому).
Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Математика" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осно...
Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс. «Начальная школа 21 века»
Адаптированная рабочая прграмма по математике (для интегрированного класса). 3 класс. Программа "Начальная школа 21 века". В программе расписаны на каждый урок УУД + вид деятельности для детей с ОВЗ....
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класс специальной( коррекционной) школы.
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класс специальной( коррекционной) школы....
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (СКК VII) вида по программе "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса предназначена для специальных коррекционных классов VII вида, создаваемых на базе общеобразовательных школ для детей с задержкой психическог...
Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся 1 дополнительного класса
Рабочая программа (пояснительная записка, КТП)...
Адаптированная рабочая программа по математике класс 2 VIII вида
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы.Цель: Создание благопри...