Рабочая АООП НОО по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому» 2 класс.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Мир природы и человека» (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с авторской программой «Мир природы и человека» 1-4 классы», под редакцией И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013г..
- Н.Б. Матвеева «Живой мир». 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2017г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 9
г. Новороссийск
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29.08.2017 года протокол № 1
Председатель_________/_________
подпись руководителя ОУ ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету: Мир природы и человека
Уровень образования (класс): начальное общее 2 класс
Количество часов: 34
Учитель: Пушкарева Татьяна Васильевна
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Мир природы и человека» (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с авторской программой «Мир природы и человека» 1-4 классы», под редакцией И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013г.
Пояснительная записка.
Рабочая АООП НОО по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью вариант 1 составлена на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
Так же использованы:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013.
- Н.Б. Матвеева «Живой мир». 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2013г.
Цели: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
- Уточнять имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах.
- На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
- Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.
- Формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края.
- Формировать знания обучающихся о природе своего края.
- Формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе.
Обоснование выбора содержания
Знакомство с началами наук дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Мир природы и человека» создает фундамент значительной части предметов основной школы: биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удается решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Общая характеристика учебного предмета
«Мир природы и человека»
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся вне поля их чувственного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.
Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью раздела «Естествознание» и реализуется в урочной деятельности в соответствии с правилами и нормами САНПИНа.
На изучение предмета «Мир природы и человека» во 2 классе по учебному плану отводится:
• количество часов в неделю - 1; • количество часов в год – 34.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Мир природы и человека».
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
- Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
- Сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты
окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
- Сформированность умения работать с информацией, представленной в
разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема);
- Способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения.
Базовые учебные действия:
Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Регулятивные:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видородовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- читать.
Содержание учебного предмета.
Сезонные изменения в природе.
Временные изменения. Влияние солнца на смену времен года. Сутки. Долгота дня и ночи в летнее и зимнее время.
Времена года. Осень. Осень. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. Растения и животные осенью. Занятия людей осенью. Одежда. Обобщающий урок по теме «Осень».
Времена года. Зима. Зима. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. Растения и животные зимой. Одежда людей, игры детей. Занятия людей зимой. Обобщающий урок по теме «Зима».
Времена года. Весна. Весна. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. Растения и животные весной. Одежда людей, игры детей. Занятия людей весной. Обобщающий урок по теме «Весна».
Времена года. Лето. Лето. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. Растения и животные летом.
Неживая природа. Неживая природа. Вода. Свойства воды. Вода горячая и холодная. Температура воды. Вода в природе. Атмосферные осадки. Значение воды.
Живая природа.
Растения. Комнатные растения. Части растений. Жизнь растений. Виды растений. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. Уход за растениями сада и огорода.
Животные. Разнообразие животных. Кошка и рысь. Породы кошек. Собака и волк. Породы собак. Рыбы. Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Человек. Гигиена тела человека. Органы пищеварения. Питание человека. Продукты питания. Правила питания. Профилактика отравлений.
Уровни овладения предметными результатами.
Минимальный уровень:
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо - родовые понятия);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
- составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
- развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- знание правил гигиены органов чувств;
- знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
- готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;
- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Балловая система оценки сформированности БУД
Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:
Основная литература:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / Под ред. Кандидата психологических наук, профессора
И.М. Бгажноковой. - М: Просвещение, 2013.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-4 классы, под редакцией В.В.Воронкова. – М., Просвещение, 2010 г.
3. Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. «Живой мир». 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2013 г.
Дополнительная литература:
1.Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию.- М.: Интелект – Центр, 2005.
2. М.Ю. Гаврикова Коррекционно - развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2007.
3.Е.Д.Худенко, Е.В. Останина Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994.
4. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя.- М: «Первое сентября», 2002.
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УКР ______________ /_____________ подпись расшифровка подписи ____________ дата | СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО от 28.08. 2017г _____________/ ______________ подпись расшифровка подписи руководителя МО ОУ
|
Тематическое планирование по предмету «Мир природы»
2класс.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
I | Сезонные изменения в природе. | 16ч |
1.1 | Временные изменения. | 2ч |
1.2 | Времена года. Осень. | 4ч |
1.3 | Времена года. Зима. | 4ч |
1.4 | Времена года. Весна. | 4ч |
1.5 | Времена года. Лето. | 2ч |
II | Неживая природа. | 3ч |
III | Живая природа. | 15ч |
3.1 | Растения. | 6ч |
3.2 | Животные | 4ч |
3.3 | Человек. | 5ч |
Итого. | 34 |
№ | Название темы | Кол-во часов | ||
I | Сезонные изменения в природе. | |||
1.1 | Временные изменения. | 2ч | ||
1 | Влияние солнца на смену времен года. Сутки. | 1 | ||
2 | Долгота дня и ночи в летнее и зимнее время. | 1 | ||
1.2 | Времена года. Осень. | 4ч | ||
3 | Осень. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. | 1 | ||
4 | Растения и животные осенью. | 1 | ||
5 | Занятия людей осенью. Одежда. | 1 | ||
6 | Обобщающий урок по теме «Осень». | 1 | ||
1.3 | Времена года. Зима. | 4ч | ||
7 | Зима. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. | 1 | ||
8 | Растения и животные зимой. | 1 | ||
9 | Одежда людей, игры детей. Занятия людей зимой. | 1 | ||
10 | Обобщающий урок по теме «Зима». | 1 | ||
1.4 | Времена года. Весна. | 4ч | ||
11 | Весна. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. | 1 | ||
12 | Растения и животные весной. | 1 | ||
13 | Одежда людей, игры детей. Занятия людей весной. | 1 | ||
14 | Обобщающий урок по теме «Весна». | 1 | ||
1.5 | Времена года. Лето. | 2ч | ||
15 | Лето. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. | 1 | ||
16 | Растения и животные летом. | 1 | ||
II | Неживая природа. | 3ч | ||
17 | Неживая природа. Вода. Свойства воды. | 1 | ||
18 | Вода горячая и холодная. Температура воды. | 1 | ||
19 | Вода в природе. Атмосферные осадки. Значение воды. | 1 | ||
III | Живая природа. | |||
3.1 | Растения. | 6ч | ||
20 | Комнатные растения. Части растений. | 1 | ||
21 | Жизнь растений. Виды растений. | 1 | ||
22 | Уход за комнатными растениями. | 1 | ||
23 | Огород. Овощи. Овощи в питании человека. | 1 | ||
24 | Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. | 1 | ||
25 | Уход за растениями сада и огорода. | 1 | ||
3.2 | Животные. | 4ч | ||
26 | Разнообразие животных. | 1 | ||
27 | Кошка и рысь. Породы кошек. | 1 | ||
28 | Собака и волк. Породы собак. | 1 | ||
29 | Рыбы. Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. | 1 | ||
3.3 | Человек. | 5ч | ||
30 | Гигиена тела человека. | 1 | ||
31 | Органы пищеварения. | 1 | ||
32 | Питание человека. Продукты питания. | 1 | ||
33 | Правила питания. | 1 | ||
34 | Профилактика отравлений. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая АООП НОО по предмету «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по речевой практике (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образ...
Рабочая АООП НОО по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по русскому языку (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основн...
Рабочая АООП НОО по предмету «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по математике (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования...
Рабочая АООП НОО по предмету «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по чтению (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающих...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с умственной отсталостью
Конспект коррекционно-развивающего занятия по окружающему миру для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) В.1 (1-2 к...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовани...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Окружающий мир» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе требований Федераль...