Рабочая АООП НОО по предмету «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по речевой практике (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с авторской программой «Русский язык. 0 – 4 классы», (раздел «Устная речь»), Москва, «Просвещение», 2013 г.; авторы программы: А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская.
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, С. В. Комарова «Устная речь» для 2 класса, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации 2-е издание, Москва, «Просвещение», 2016г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая АООП НОО по предмету «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью. | 47.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 9
г. Новороссийск
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29.08.2017 года протокол № 1
Председатель_________/__________
подпись руководителя ОУ ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету: Речевая практика
Уровень образования (класс): начальное общее 2 класс
Количество часов: 34
Учитель: Пушкарева Татьяна Васильевна
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по речевой практике (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с авторской программой «Русский язык. 0 – 4 классы», (раздел «Устная речь»), Москва, «Просвещение», 2013 г.; авторы программы: А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская.
Пояснительная записка.
Рабочая АООП НОО по предмету «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью составлена на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью;
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Так же использованы:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (1-4 классы) под редакцией Воронковой В.В. «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («окружающий мир»)», издательство Москва «Просвещение»2010г., допущено Министерством образования и науки РФ.
- Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, С. В. Комарова «Устная речь» для 2 класса, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации 2-е издание, Москва, «Просвещение», 2013 г.
Цель: подготовить учащихся с нарушением интеллекта к развитию их собственной разговорной речи как средству общения с целью включения младших школьников в разнообразные нормы коммуникации.
Задачи:
- способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить детей строить устные связные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
Специальной образовательной, коррекционной и воспитательной задачей является:
- развитие умения школьников пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания.
Обоснование выбора содержания.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Общая характеристика учебного предмета «Устная речь».
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и пр.). Условные знаки (пиктограммы) в общении людей.
Аудирование. Выполнение простых и составных инструкций. Слушание
литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей.
Повторение отдельных слогов, слов, предложений.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации, обсуждение содержания высказывания. Выбор атрибутов речевой ситуации. Составление связного высказывания.
Культура общения. Основные этикетные формы приветствия и прощания, выражения просьбы. Употребление «вежливых» слов. Составление устного и письменного приглашения, поздравления, извинения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
Место курса в учебном плане
Программа составлена для индивидуального обучения на дому ученика 2 «А» класса Буланова Руслана.
Учебный план обучения на дому предусматривает 1 час в неделю, всего 34 часа. Индивидуальная программа составлена с учетом индивидуальных, психофизических особенностей обучающегося и по медицинским показаниям. Содержание программы рассмотрено на МО учителей начальных классов 28.08.2017г. и утверждено на педсовете 29.08.2017г. Приказ № 1.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика».
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
1 Личностные результаты освоения АООП:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметными результатами изучения курса «Речевая практика», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:
- выполнять различные задания по словесной инструкции учителя;
- использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
- участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова;
- здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
- называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;
- пересказывать их содержание, опираясь на картинно- символический план.
Базовые учебные действия
2 Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
3 Регулятивные:
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
4 Познавательные:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видородовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Содержание учебного предмета (курса).
- Аудирование. Слушание и произнесение ряда слоговых комплексов и слов. Запоминание и произнесение ряда слоговых комплексов и слов. Слушание и повторение слов, близких по звучанию. Выполнение действий с предлогами. Выполнение движений по инструкции учителя. Выполнение заданий по инструкции учителя. Выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте. Соотнесение с картинками предложений, содержащих слова – «родственники».
II. Дикция и выразительность речи.
Игровые упражнения. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя. Заучивание четверостиший с голоса учителя. Отчетливое и выразительное произнесение заученных чистоговорок. Отчетливое и выразительное произнесение заученных четверостиший. Дыхательные упражнения. Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.
Выразительность устной речи. Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные упражнения с использованием силы голоса. Хоровые упражнения с использованием силы голоса. Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи. Помощники устной речи: мимика и жесты. Выражение лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса. Повторение по теме: «Дикция и выразительность речи».
III. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексическая тема «Школа». Играем в сказку.
Лексическая тема «Я за порогом дома».
Лексическая тема «Я в мире природы». Истории о лете. У меня есть щенок.
Лексическая тема «Я – дома». Где я живу. Семья. Семейные традиции, обычаи, праздники. «Алло! Алло!» Одежда.
Культура общения.
Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия. Расширение слов для прощания.
Тренировочные упражнения
Использование тона голоса, мимики и жестов в речевых ситуациях. Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом материале. Обобщающий урок по теме «Культура общения».
Перечень учебно-методической литературы:
Основная литература:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (1-4 классы) под редакцией Воронковой В.В. "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («окружающий мир»)", издательство Москва "Просвещение"2010г., допущено Министерством образования и науки РФ.
- Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, С. В. Комарова «Устная речь» для 2 класса, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации 2-е издание, Москва, «Просвещение», 2013 г.
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УКР ______________ /________________/ подпись расшифровка подписи ____________ дата | СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО от 28.08. 2017г _____________/ ______________/ подпись расшифровка подписи руководителя МО ОУ
|
Тематическое планирование по предмету
Речевая практика
2 класс
№ п/п | Тема раздела. | Кол-во часов. |
I | Я в мире природы. | 4ч |
1.1 | Истории о лете. | 2 |
1.2 | У меня есть щенок. | 2 |
II | Школа. | 6ч |
2.1 | Играем в сказку. «Три поросенка». | 3 |
2.2 | Играем в сказку. «Красная шапочка». | 3 |
III | Я дома | 24ч |
3.1 | Где я живу. | 2 |
3.2 | Семья. | 2 |
3.3 | Семейные традиции, обычаи, праздники. | 5 |
3.4 | «Алло, алло!» | 4 |
3.5 | Семейные традиции, обычаи, праздники. | 5 |
3.6 | Одежда. | 6 |
Итого | 34ч |
№ п/п | Тема раздела, урока. | Кол- во часов |
I | Я в мире природы. | |
1.1 | Истории о лете. | 2ч |
1 | Истории о лете. | 1 |
2 | Я расскажу вам, как отдыхал. | 1 |
II | Школа. | |
2.1 | Играем в сказку. | 3ч |
3 | «Три поросенка». Знакомство со сказкой. | 1 |
4 | «Три поросенка». Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. | 1 |
5 | Играем в сказку. Инсценировка сказки «Три поросенка». | 1 |
III | Я дома | |
3.1 | Где я живу. | 2ч |
6 | Дом, квартира. Опасные предметы в доме. | 1 |
7 | Я – дома. Опасные ситуации. | 1 |
3.2 | Семья. | 2ч |
8 | Семья. Родители и дети. | 1 |
9 | Обязанности детей в семье. | 1 |
3.3 | Семейные традиции, обычаи, праздники. | 5ч |
10 | В воскресенье все дома. Совместные занятия членов семьи. | 1 |
11 | Новый год! Готовимся к празднику. | 1 |
12 | Новогодние чудеса. | 1 |
13 | Новогодние поздравления. Принятие поздравлений от другого человека. | 1 |
14 | Новый год! Вручение и принятие подарков. | 1 |
3.4 | «Алло, алло!» | 4ч |
15 | Телефонный разговор. Расскажи о себе. | 1 |
16 | «Алло, алло!» Обращение, привлечение внимания в телефонном разговоре. | 1 |
17 | Я звоню в экстренные службы. Четыре важных сигнала - 01, 02, 03, 04. | 1 |
18 | Занятие - игра "Телефонный разговор». | 1 |
3.5 | Семейные традиции, обычаи, праздники. | 5ч |
19 | С днём рождения! Поздравление, пожелание. | 1 |
20 | С днём рождения! Накрываем на стол. | 1 |
21 | С днём рождения! Знакомство, представление, приветствие. | 1 |
22 | Подарки на день рождение. | 1 |
23 | День рождения! Провожаем гостей. | 1 |
I | Я в мире природы. | |
1.2 | У меня есть щенок. | 2ч |
24 | У меня есть щенок! Игры с щенком. | 1 |
25 | Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок» | 1 |
II | Школа. | |
2.2 | Играем в сказку. | 3ч |
26 | «Красная шапочка». Знакомство со сказкой. | 1 |
27 | «Красная шапочка». Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. | 1 |
28 | Играем в сказку. Инсценировка сказки «Красная шапочка». | 1 |
III | Я – дома. | |
3.6 | Одежда. | 6ч |
29 | Одежда. Пальто, платье. Рубашка, пиджак. Назначение. | 1 |
30 | Одежда. Кофта, свитер, юбка. Назначение. | 1 |
31 | Одежда для улицы и для дома. | 1 |
32 | Одежда для мальчика и для девочки. | 1 |
33 | Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение). | 1 |
34 | Я правильно одеваюсь (по погоде). | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая АООП НОО по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому» 2 класс.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Мир природы и человека» (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основ...
Рабочая АООП НОО по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по русскому языку (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основн...
Адаптированная программа по предмету «Домоводство» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс
Рабочая адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант II) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта обучающих...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуча...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об обра...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант-2) 4 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями, вариант-2)4 класс ...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 6.3) 1-4 классов
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обуч...