Рабочая АООП НОО по предмету «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по математике (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения и в соответствии с авторской программой «Математика»1-4 классы», под редакцией В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2013 г.; авторы программы: М.Н. Перова, В.В. Эк.
Т.В. Алышева. Математика. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений в двух частях. Москва, «Просвещение», 2016 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая АООП НОО по предмету "Математика" 2 класс. Индивидуальное обучение на дому. | 55.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
школа № 9 г. Новороссийска
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29.08.2017 года протокол № 1
Председатель______/___________
подпись руководителя ОУ ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету: Математика
Уровень образования (класс): начальное общее 2 класс
Количество часов: 68
Учитель: Пушкарева Татьяна Васильевна
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по математике (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения и в соответствии с авторской программой «Математика»1-4 классы», под редакцией В.В.Воронковой. Москва, «Просвещение», 2013 г.; авторы программы: М.Н.Перова, В.В.Эк.
Пояснительная записка.
Индивидуальная программа по предмету «Математика» обучения на дому составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью;
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Также использованы:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (1-4 классы) под редакцией Воронковой В.В., автор программы М.Н. Перова, В.В.Эк, издательство Москва "Просвещение"2013г., допущено Министерством образования и науки РФ.
- Т.В. Алышева. Математика. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений в двух частях. Москва, «Просвещение», 2013г.
Цель: подготовить обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
- формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
- формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обоснование выбора содержания
Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.
Общая характеристика учебного предмета «Математика»
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Рабочая программа по математике для 2 классов разработана с учетом особенностей познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации.
Распределение математического материала по классам представлено концентрически с учётом познавательных и возрастных возможностей учащихся. В процессе обучения осуществляется постепенный переход от практического обучения в младших классах к практико-теоретическому в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому программа предусматривает дифференцированный подход к учащимся, так же существенной чертой коррекционно-развивающего образовательного процесса на уроках математики является индивидуально-групповая и индивидуально ориентированная работа, направленная на коррекцию индивидуальных проблем развития обучающегося.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа составлена для индивидуального обучения на дому ученика 2 «А» класса Буланова Руслана.
Учебный план обучения на дому предусматривает 2 часа в неделю, всего 68 часов. Индивидуальная программа составлена с учетом индивидуальных, психофизических особенностей обучающегося и по медицинским показаниям. Содержание программы рассмотрено на МО учителей начальных классов 28.08.2017г. и утверждено на педсовете 29.08.2017г. Приказ № 1.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика».
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностными результатами изучения предмета «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- уважительное отношение к семейным ценностям;
- бережное отношение к окружающему миру;
- заинтересованность в приобретении и расширении знаний;
- навыки сотрудничество с взрослыми и сверстниками;
- установка на здоровый образ жизни.
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе является сформированность следующих умений:
- использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение основой логического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерения, наглядного представления данных в разной форме (таблица, схемы), записи и выполнения алгоритмов;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Решать текстовые задачи, выполнять алгоритмы в игре, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, цепочками.
К концу обучения во втором классе ученик должен:
называть:
- предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
- натуральные числа от 1 до 5 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
- число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);
- геометрическую фигуру (треугольник, квадрат, куб, шар);
различать:
- число и цифру;
- знаки арифметических действий;
- круг и шар, квадрат и куб;
- многоугольники по числу сторон (углов);
- направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);
сравнивать
- предметы с целью выявления в них сходства и различий;
- предметы по размерам (больше, меньше);
- два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);
распознавать:
- геометрические фигуры;
моделировать:
- отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на»
- ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание);
характеризовать:
- расположение предметов на плоскости и в пространстве;
- расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);
- результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;
- предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);
классифицировать:
- распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;
упорядочивать:
- предметы (по высоте, длине, ширине);
- числа (в порядке увеличения или уменьшения);
Базовые учебные действия
1. Личностные:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
2. Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
3. Регулятивные:
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия.
4. Познавательные:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями (знаково-символические);
- умение писать.
Содержание учебного предмета.
Пропедевтика.
Свойства предметов. Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов. Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий. Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих. Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Положение предметов в пространстве, на плоскости. Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения. Единица времени - сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро. Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 10-20. Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Арифметические действия. Сложение, вычитание неотрицательных целых чисел.
Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.
Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Геометрические формы в окружающем мире.
Перечень учебно-методической литературы:
- Авторская программа по математике для 1- 4 кл., авт.: М.Н.Перова, В.В. Эк. (Программы для подготовительного, 1- 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. – М.:Просвещение, 2010- 192с.);
- Математика: коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы / авт.-сост. А. А. Шабанова.- Волгоград: Учитель, 2007.
- Математика: коррекционно-развивающие задания и упражнения / авт. сост. Е. П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- В.В.Эк. Обучение математике, учащихся младших классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. – М.: 1990
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УКР ___________________/_________ подпись расшифровка подписи
____________ дата | СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО от 28.08.2017г
_______________/____________________ подпись расшифровка подписи руководителя МО ОУ |
Таблица тематического распределения количества часов
«Математика». 2 класс.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
I | Повторение. | 26ч |
II | Первый десяток. | 39ч |
2.1 | Названия, обозначение, действия с числами 1,2 | 11ч |
2.2 | Название, обозначение, действия с числом 3. | 11ч |
2.3 | Название, обозначение, действия с числом 4 | 8ч |
2.4 | Название, обозначение, действия с числом 5 . | 9ч |
III | Геометрический материал | 3ч |
ИТОГО | 68ч |
№ п/п | Тема раздела, урока. | Кол-во часов |
I | Повторение. | 26ч |
1 | Свойство предметов: размер, форма. Знакомство с понятием «цвет». | 1 |
2 | Геометрические фигуры. Круг. | 1 |
3 | Понятия: большой - маленький. Сравнение предметов по размеру: больше – меньше. | 1 |
4 | Одинаковые, равные по величине. | 1 |
5 | Пространственные понятия: слева - справа. | 1 |
6 | Пространственные понятия: в середине, между. | 1 |
7 | Геометрические фигуры. Квадрат. | 1 |
8 | Пространственные понятия: вверху - внизу, выше - ниже, верхний - нижний, на, над, под. | 1 |
9 | Понятия: длинный – короткий. Сравнение предметов. Понятия: длиннее – короче. | 1 |
10 | Пространственные понятия: внутри - снаружи, в, рядом, около. | 1 |
11 | Геометрические фигуры. Треугольник. Различение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). | 1 |
12 | Понятия: широкий - узкий. Сравнение предметов шире - уже, одинаковой (равной) ширины. | 1 |
13 | Пространственные понятия: близко - далеко, ближе - дальше, к, от. | 1 |
14 | Геометрические фигуры: прямоугольник. Различение геометрических фигур. | 1 |
15 | Понятия: высокий - низкий. Сравнение предметов: выше-ниже, одинаковой (равной) высоты. | 1 |
16 | Глубокий - мелкий, глубже - мельче. Сравнение. | 1 |
17 | Положение предметов в пространстве. Впереди - сзади, перед, за. | 1 |
18 | Отношение порядка следования: первый - последний, крайний, после, следом, следующий за. | 1 |
19 | Понятия толстый - тонкий. Сравнение предметов по признакам: толще - тоньше. | 1 |
20 | Временные понятия. Сутки: утро, день, вечер, ночь, рано, поздно. | 1 |
21 | Понятия движения: медленно - быстро. | 1 |
22 | Понятия: тяжелый - легкий. Сравнение предметов по массе тяжелее - легче, одинаковые (равные) по тяжести. | 1 |
23 | Количественные понятия: много - мало, несколько. | 1 |
24 | Сравнение предметов по количес тву: один - много, ни одного. | 1 |
25 | Временные понятия: давно - недавно. Сравнение по возрасту: молодой - старый, старше - моложе. | 1 |
26 | Сравнение предметов по их количеству больше - меньше, столько же (равное количество). | 1 |
II | Первый десяток. | |
2.1 | Названия, обозначение, действия с числами 1,2 | 11ч |
27 | Число и цифра 1. | 1 |
28 | Соотношение количества предметов с цифрой «1». Числовой ряд:1. | 1 |
29 | Число и цифра 2. Образование числа 2. Знак «+». | 1 |
30 | Соотношение количества предметов с цифрой «2». | 1 |
31 | Числовой ряд от 1до 2. Место числа 2 в числовом ряду. Порядковые числительные: первый, второй. | 1 |
32 | Сравнение числа 1 и 2. Сравнение количества предметов. Знаки «<», «>». | 1 |
33 | Сравнение чисел 1 и 2. Сравнение количества предметов. Знак «=». | 1 |
34 | Понятие «пара». Знак «-». | 1 |
35 | Составление и решение примеров в пределах 2. Знакомство с монетами 1р. и 2р. | 1 |
36 | Знакомство со структурой задачи. Решение задач на нахождение суммы и остатка. | 1 |
37 | Действия с числами в пределах 2 (решение простых арифметических задач). | 1 |
III | Геометрический материал | 1ч |
38 | Геометрический материал: шар. | 1 |
2.2 | Название, обозначение, действия с числом 3. | 11ч |
39 | Число и цифра 3. Образование числа 3. | 1 |
40 | Числовой ряд: 1,2,3. Место числа 3 в числовом ряду. | 1 |
41 | Сравнение чисел в пределах 3. Порядковые числительные: первый, второй, третий. | 1 |
42 | Соотношение количества предметов с цифрой «3». | 1 |
43 | Числа и цифры 1,2,3. Отношения "больше", "меньше" для чисел, их запись с помощью знаков: <, >. | 1 |
44 | Решение примеров на нахожде- ние суммы и остатка. | 1 |
45 | Состав числа 3. Прямой и обратный счет. | 1 |
46 | Арифметическое действие: сложение. Переместительный закон сложения. Решение приме ров на нахождение суммы. | 1 |
47 | Арифметическое действие: вычитание. Решение примеров на нахождение остатка. | 1 |
48 | Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка. | 1 |
49 | Сложение чисел. Присчитывание по 1. | 1 |
III | Геометрический материал | 1ч |
50 | Геометрический материал: куб. | 1 |
2.3 | Название, обозначение, действия с числом 4 | 8ч |
51 | Число и цифра 4. Образование числа 4. | 1 |
52 | Числовой ряд от 1до 4. Место числа 4 в числовом ряду. | 1 |
53 | Сравнение чисел в пределах 4. Соотношение количества предметов с цифрой «4». | 1 |
54 | Решение примеров на нахождение суммы и остатка. | 1 |
55 | Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка. | 1 |
56 | Присчитывание по 1. Состав числа 4 из двух слагаемых. | 1 |
57 | Таблица сложения в пределах 4. Решение примеров. | 1 |
58 | Действия с числами в пределах 4. | 1 |
III | Геометрический материал | 1ч |
59 | Геометрический материал: брус. | 1 |
2.4 | Название, обозначение, действия с числом 5 . | 9ч |
60 | Число и цифра 5. Образование числа 5. Прямой и обратный счет. | 1 |
61 | Числовой ряд от 1 до 5. Место числа 5 в числовом ряду. Порядковые числительные в пределах 5. | 1 |
62 | Соотношение количества предметов с цифрой. Решение примеров на нахождение остатка. | 1 |
63 | Сравнение чисел в пределах 5. Знаки «<», «>». | 1 |
64 | Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка. | 1 |
65 | Присчитывание по 1. Состав числа 5 из двух слагаемых. Решение примеров. | 1 |
66 | Действия с числами в пределах 5. | 1 |
67 | Таблица сложения в пределах 5. Решение примеров. | 1 |
68 | Решение примеров на нахождение суммы и остатка. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ
Адаптированная рабочая программа основного общего образования 5 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...
Рабочая АООП НОО по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому» 2 класс.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Мир природы и человека» (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основ...
Рабочая АООП НОО по предмету «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по речевой практике (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образ...
Рабочая АООП НОО по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по русскому языку (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основн...
Рабочая АООП НОО по предмету «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по чтению (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающих...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Ро...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная записка.Программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе следующих документов:1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Рос...