Рабочая АООП НОО по предмету «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по чтению (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с авторской программой «Чтение» 1-4 классы»,  под редакцией  В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2013 г.  Автор программы   В.В. Воронкова.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное   казенное   общеобразовательное   учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 9

г. Новороссийск

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от  29.08.2017 года протокол № 1

Председатель_________/__________

        подпись руководителя ОУ          ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету: Чтение

Уровень образования (класс): начальное общее   2 класс

Количество часов:  68

Учитель: Пушкарева Татьяна Васильевна

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по чтению   (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с авторской программой «Чтение» 1-4 классы», под редакцией В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2013 г.  Автор программы В.В.Воронкова.

Пояснительная записка

Индивидуальная программа по предмету «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью составлена на основании:

  • Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью;
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

Так же использованы:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой.-М., Просвещение, 2013.
  • Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и         1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель - формирование у  обучающегося устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной  речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.

Задачи:

  формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы восприятия устной речи;

  • формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов;
  • коррекция дефектного произношения звуков родного языка;

  развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи;

 формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);

 развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

  •   Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

- оптимального для речи типа физиологического дыхания;

- речевого дыхания;

- голоса;

- артикуляционной моторики;

- чувства ритма;

- слухового восприятия;

- функций фонематической системы.

  • Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта.
  • Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
  • Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
  • Профилактика нарушений чтения.

Общая характеристика учебного предмета

 Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи  являются одной из важных организационных форм обучения  детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика. Специальная (коррекционная) работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.

Место курса в учебном плане

        Учебный план обучения на дому предусматривает 2 часа в неделю, всего 68 часов.  Программа составлена для индивидуального обучения на дому ученика 2 «А» класса Буланова Руслана, с учетом индивидуальных, психофизических особенностей обучающегося и по  медицинским показаниям.  Содержание программы обсуждено на МО начальных классов протокол № 1 от 28.08.2017г  и утверждено  педсоветом ГКОУ школы № 9 протокол  №1 от  29. 08.17г.

Личностные и предметные результаты освоения                                                        учебного предмета «Чтение»

Личностными результатами являются:

 развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;

 желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;

 умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;

 наличие мотивации к овладению устной речью

Предметными результатами являются:

  развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;

  • овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • умение правильно использовать поставленные звуки;
  • развитие умения контролировать собственную речь.

Содержание учебного предмета.

Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа.  Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.

Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.  Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.

Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой. Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.

Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения. Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.  Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова. Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.

Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.  Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, СА — за, да — та и т.д.

Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.  Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).   Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.

Развитие зрительных и пространственных восприятий. Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв). Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.  Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.

Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4). Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине.

Развитие моторных умений. Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.

Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др. Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.

Описание материально-технического обеспечения образовательной  деятельности

  • Справочник учителя-логопеда школы. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
  • Современный логопедический урок. Технологии, методы, приёмы обучения и коррекции речи. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
  • Формирование связной речи детей 4-6 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
  •  Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия. 1-3 классы. Волгоград
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 1. М., 2011
  •  Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных». М., 2011
  •  Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
  •  Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3 «Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р». М., 2011
  •  М.Е.Качанова «Произношение». М., «Просвещение». 2006

СОГЛАСОВАНО                           Заместитель директора по УКР

______________ /_____________ подпись      расшифровка подписи        

____________

     дата                               

СОГЛАСОВАНО                        

Протокол заседания МО                    

от  28.08. 2017г      

_____________/ ______________

   подпись             расшифровка  подписи  

                              руководителя МО ОУ

     

Таблица тематического распределения количества часов

 «Чтение».  2 класс.

Тема урока

Кол-во

часов

1

Выявление представлений о празднике школы 1 сентября. Составление рассказа по вопросам учителя с опорой на иллюстрацию  и жизненный опыт.

1

2

Звуки вокруг нас. Различение неречевых звуков окружающей действительности.

1

3

Выявление представлений детей о цветах. Описание и сравнение предметов по цвету на основе зрительного восприятия.

1

4

Различение  неречевых  звуков окружающей  действительности. Воспроизведение  сказки «Курочка Ряба»  с  использованием  элементов драматизации.

1

5

Звуки вокруг нас. Определение источника звука с опорой на практические действия, аудиозапись, натуральные предметы.

1

6

Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Колобок»   с использованием элементов драматизации.

7

Выявление представлений детей  о цвете предметов окружающей действительности.

1

8

Знакомство с понятием «слово»   и его условно-графическим изображением.

1

9

Условно-графическая фиксация слова с последующим его «чтением».

1

10

Выявление представлений детей  о форме предмета. Ознакомление  с символом формы.

1

11

Подбор слов к картинке на сюжет сказки  «Три медведя».

1

12

Закрепление понятия «форма» предмета.

1

13

Подбор слов и их условно-графическая фиксация с последующим «чтением» к картинке на сюжет сказки «Репка».

1

14

«Чтение» условно-графической записи слов сходных по звучанию.

1

15

«Чтение» условно-графической записи слов по порядку и в разбивку           к картинке на сюжет сказки «Теремок».

1

16

Знакомство с понятием «вертикальные и горизонтальные линии».

1

17

Знакомство с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением.

1

18

Составление предложений с опорой на ситуационную картинку, с последующим чтением их в условно-графической записи.

1

19

Подбор слов и предложений по теме «Домашние животные и их детёныши», с последующим кодированием и «чтением».

1

20

Составление слов и предложений по предметной картинке «Зоопарк», их кодирование и чтение.

1

21

Составление, кодирование и «чтение» предложений с опорой на иллюстрацию.

1

22

Знакомство  с делением  предложения, состоящего из двух слов на слова, его условно-графическое изображение и «чтение».

1

23

Знакомство с делением  предложения, состоящего из трёх слов, на слова, его условно-графическое изображение и «чтение».

1

24

Составление предложений из трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение».

1

25

Составление предложений из двух-трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение».

1

26

Составление и «письмо» условно-графического изображения предложения, состоящего из трёх слов.

1

27

Составление  и «письмо»  условно-графического изображения предложения, состоящего из трёх слов к иллюстрации на тему «Дежурство в классе».

1

28

Знакомство с делением слова на слоги, «чтение» и условно-графическое изображение слов.

1

29

Деление слова на слоги, «чтение» и условно-графическое изображение слов.

1

30

Деление слова на слоги, «письмо» и «чтение» слов слитно и по слогам.

1

31

Составление и «чтение» предложений из двух-трёх слов с опорой на иллюстрацию и условно-графическую запись.

1

32

Знакомство  с  новой формой условно-графической записи предложения.

1

33

Выделение звука А в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.        

1

34

Выделение звука У в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

1

35

Выделение слов, начинающихся со звука У, их условно-графическое изображение.

1

36

Выделение звука О в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

1

37

Выделение звука М в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

1

38

Выделение слов, начинающихся со звука О, их условно-графическое изображение.

1

39

Выделение звука С в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

1

 40

Выделение слов, начинающихся со звука М, их условно-графическое изображение.

1

 41

Выделение звука Н в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

1

 42

Выделение слов, начинающихся со звука С, их условно-графическое изображение.

1

 43

Дифференциация и условно-графическая запись слов сходных по звучанию.

1

 44

Выделение слов, начинающихся со звука Н, их условно-графическое изображение.

1

 45

Определение места звука Н в словах, обозначающих предметные картинки.

1

 46

Составление предложений из двух-трёх слов по сказке «Заячья избушка», их условно-графическая запись.

1

 47

Знакомство с некоторыми элементами печатных букв.

1

 48

Знакомство с некоторыми элементами печатных букв.

1

 49

Знакомство с некоторыми элементами букв.

1

 50

Закрепление пройденного материала. Печатание  изученных букв, слогов, слов.  Написание слогов и слов.

1

 51

Закрепление пройденного материала. Печатание  изученных букв, слогов, слов.  Вставка пропущенных букв в слова.

1

 52

Закрепление пройденного материала. Печатание  изученных букв, слогов, слов.

1

 53

Составление слогов и слов из букв  А, У, М, О, Х, С, Н.

1

 54

Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации.

1

 55

Определение места звука А, У, М, О, Х, С, Н в словах, обозначающих предметные картинки.

1

 56

«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и   в схеме.

1

 57

«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.

1

 58

Подбор слов, начинающихся со звука  А, У, М, О, Х, С, Н.  Условно-графическая запись слов и первого звука.

1

 59

Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С, Н.

1

 60

Чтение звукоподражательных слогов:  АУ,  УА,  АМ, УМ,  МА,  МУ, ОМ, УМ, МО,  МУ,  ОХ,  АХ, УХ,  ХА,  ХО,  ХУ, АС,  ОС,  УС, СА,  СО,  СУ,  АН, ОН, УН,  НА,  НО,  НУ.  Работа  над восклицательной  интонацией  при чтении.

1

 61

Составление и чтение слов МА – МА,  У-ХО,  У-ХА,   МУ-ХА,  СОМ,  НОС,  СОН.

1

 62

«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и  в схеме.

1

 63

Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука  А, У, М, О, Х, С.

1

 64

Выкладывание  слов  МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА, СОМ.

1

 65

Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации.

1

 66

Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации.

1

 67

Чтение учителем небольших сказок. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации.

1

 68

Чтение учителем небольших рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой  на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая АООП НОО по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому» 2 класс.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Мир природы  и  человека» (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основ...

Рабочая АООП НОО по предмету «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по речевой практике  (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образ...

Рабочая АООП НОО по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.

Рабочая  программа разработана на основе  примерной программы  по русскому языку (1-4 классы),  включенной в содержательный  раздел примерной  адаптированной  основн...

Рабочая АООП НОО по предмету «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по математике  (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык. Чтение» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. Чтение (подготовка к обучению грамоте)» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – Ф...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная запискаРабочая программа по литературному чтению разработана на основе на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью   программно-методическим материалом « Обуч...