Рабочая АООП НОО по предмету «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по чтению (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с авторской программой «Чтение» 1-4 классы», под редакцией В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2013 г. Автор программы В.В. Воронкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая АООП НОО по предмету "Чтение" 2 класс. Индивидуальное обучение на дому. | 51.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 9
г. Новороссийск
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29.08.2017 года протокол № 1
Председатель_________/__________
подпись руководителя ОУ ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету: Чтение
Уровень образования (класс): начальное общее 2 класс
Количество часов: 68
Учитель: Пушкарева Татьяна Васильевна
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по чтению (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с авторской программой «Чтение» 1-4 классы», под редакцией В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2013 г. Автор программы В.В.Воронкова.
Пояснительная записка
Индивидуальная программа по предмету «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью составлена на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью;
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Так же использованы:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой.-М., Просвещение, 2013.
- Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель - формирование у обучающегося устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.
Задачи:
∙ формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы восприятия устной речи;
- формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов;
- коррекция дефектного произношения звуков родного языка;
∙ развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи;
∙ формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);
∙ развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия.
Основные направления коррекционно-педагогической работы:
- Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:
- оптимального для речи типа физиологического дыхания;
- речевого дыхания;
- голоса;
- артикуляционной моторики;
- чувства ритма;
- слухового восприятия;
- функций фонематической системы.
- Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта.
- Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
- Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
- Профилактика нарушений чтения.
Общая характеристика учебного предмета
Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика. Специальная (коррекционная) работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.
Место курса в учебном плане
Учебный план обучения на дому предусматривает 2 часа в неделю, всего 68 часов. Программа составлена для индивидуального обучения на дому ученика 2 «А» класса Буланова Руслана, с учетом индивидуальных, психофизических особенностей обучающегося и по медицинским показаниям. Содержание программы обсуждено на МО начальных классов протокол № 1 от 28.08.2017г и утверждено педсоветом ГКОУ школы № 9 протокол №1 от 29. 08.17г.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение»
Личностными результатами являются:
∙ развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
∙ желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
∙ умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
∙ наличие мотивации к овладению устной речью
Предметными результатами являются:
∙ развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
- овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
- формирование правильного звукопроизношения;
- умение правильно использовать поставленные звуки;
- развитие умения контролировать собственную речь.
Содержание учебного предмета.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа. Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу. Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой. Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения. Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения. Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова. Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой. Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, СА — за, да — та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д. Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся). Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий. Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв). Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат. Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4). Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений. Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др. Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- Справочник учителя-логопеда школы. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
- Современный логопедический урок. Технологии, методы, приёмы обучения и коррекции речи. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
- Формирование связной речи детей 4-6 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
- Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия. 1-3 классы. Волгоград
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 1. М., 2011
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных». М., 2011
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3 «Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р». М., 2011
- М.Е.Качанова «Произношение». М., «Просвещение». 2006
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УКР ______________ /_____________ подпись расшифровка подписи ____________ дата | СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО от 28.08. 2017г _____________/ ______________ подпись расшифровка подписи руководителя МО ОУ
|
Таблица тематического распределения количества часов
«Чтение». 2 класс.
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Выявление представлений о празднике школы 1 сентября. Составление рассказа по вопросам учителя с опорой на иллюстрацию и жизненный опыт. | 1 |
2 | Звуки вокруг нас. Различение неречевых звуков окружающей действительности. | 1 |
3 | Выявление представлений детей о цветах. Описание и сравнение предметов по цвету на основе зрительного восприятия. | 1 |
4 | Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Курочка Ряба» с использованием элементов драматизации. | 1 |
5 | Звуки вокруг нас. Определение источника звука с опорой на практические действия, аудиозапись, натуральные предметы. | 1 |
6 | Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Колобок» с использованием элементов драматизации. | |
7 | Выявление представлений детей о цвете предметов окружающей действительности. | 1 |
8 | Знакомство с понятием «слово» и его условно-графическим изображением. | 1 |
9 | Условно-графическая фиксация слова с последующим его «чтением». | 1 |
10 | Выявление представлений детей о форме предмета. Ознакомление с символом формы. | 1 |
11 | Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя». | 1 |
12 | Закрепление понятия «форма» предмета. | 1 |
13 | Подбор слов и их условно-графическая фиксация с последующим «чтением» к картинке на сюжет сказки «Репка». | 1 |
14 | «Чтение» условно-графической записи слов сходных по звучанию. | 1 |
15 | «Чтение» условно-графической записи слов по порядку и в разбивку к картинке на сюжет сказки «Теремок». | 1 |
16 | Знакомство с понятием «вертикальные и горизонтальные линии». | 1 |
17 | Знакомство с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением. | 1 |
18 | Составление предложений с опорой на ситуационную картинку, с последующим чтением их в условно-графической записи. | 1 |
19 | Подбор слов и предложений по теме «Домашние животные и их детёныши», с последующим кодированием и «чтением». | 1 |
20 | Составление слов и предложений по предметной картинке «Зоопарк», их кодирование и чтение. | 1 |
21 | Составление, кодирование и «чтение» предложений с опорой на иллюстрацию. | 1 |
22 | Знакомство с делением предложения, состоящего из двух слов на слова, его условно-графическое изображение и «чтение». | 1 |
23 | Знакомство с делением предложения, состоящего из трёх слов, на слова, его условно-графическое изображение и «чтение». | 1 |
24 | Составление предложений из трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение». | 1 |
25 | Составление предложений из двух-трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение». | 1 |
26 | Составление и «письмо» условно-графического изображения предложения, состоящего из трёх слов. | 1 |
27 | Составление и «письмо» условно-графического изображения предложения, состоящего из трёх слов к иллюстрации на тему «Дежурство в классе». | 1 |
28 | Знакомство с делением слова на слоги, «чтение» и условно-графическое изображение слов. | 1 |
29 | Деление слова на слоги, «чтение» и условно-графическое изображение слов. | 1 |
30 | Деление слова на слоги, «письмо» и «чтение» слов слитно и по слогам. | 1 |
31 | Составление и «чтение» предложений из двух-трёх слов с опорой на иллюстрацию и условно-графическую запись. | 1 |
32 | Знакомство с новой формой условно-графической записи предложения. | 1 |
33 | Выделение звука А в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. | 1 |
34 | Выделение звука У в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. | 1 |
35 | Выделение слов, начинающихся со звука У, их условно-графическое изображение. | 1 |
36 | Выделение звука О в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. | 1 |
37 | Выделение звука М в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. | 1 |
38 | Выделение слов, начинающихся со звука О, их условно-графическое изображение. | 1 |
39 | Выделение звука С в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. | 1 |
40 | Выделение слов, начинающихся со звука М, их условно-графическое изображение. | 1 |
41 | Выделение звука Н в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. | 1 |
42 | Выделение слов, начинающихся со звука С, их условно-графическое изображение. | 1 |
43 | Дифференциация и условно-графическая запись слов сходных по звучанию. | 1 |
44 | Выделение слов, начинающихся со звука Н, их условно-графическое изображение. | 1 |
45 | Определение места звука Н в словах, обозначающих предметные картинки. | 1 |
46 | Составление предложений из двух-трёх слов по сказке «Заячья избушка», их условно-графическая запись. | 1 |
47 | Знакомство с некоторыми элементами печатных букв. | 1 |
48 | Знакомство с некоторыми элементами печатных букв. | 1 |
49 | Знакомство с некоторыми элементами букв. | 1 |
50 | Закрепление пройденного материала. Печатание изученных букв, слогов, слов. Написание слогов и слов. | 1 |
51 | Закрепление пройденного материала. Печатание изученных букв, слогов, слов. Вставка пропущенных букв в слова. | 1 |
52 | Закрепление пройденного материала. Печатание изученных букв, слогов, слов. | 1 |
53 | Составление слогов и слов из букв А, У, М, О, Х, С, Н. | 1 |
54 | Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации. | 1 |
55 | Определение места звука А, У, М, О, Х, С, Н в словах, обозначающих предметные картинки. | 1 |
56 | «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. | 1 |
57 | «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. | 1 |
58 | Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С, Н. Условно-графическая запись слов и первого звука. | 1 |
59 | Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С, Н. | 1 |
60 | Чтение звукоподражательных слогов: АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ, ХА, ХО, ХУ, АС, ОС, УС, СА, СО, СУ, АН, ОН, УН, НА, НО, НУ. Работа над восклицательной интонацией при чтении. | 1 |
61 | Составление и чтение слов МА – МА, У-ХО, У-ХА, МУ-ХА, СОМ, НОС, СОН. | 1 |
62 | «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. | 1 |
63 | Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С. | 1 |
64 | Выкладывание слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА, СОМ. | 1 |
65 | Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации. | 1 |
66 | Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации. | 1 |
67 | Чтение учителем небольших сказок. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. | 1 |
68 | Чтение учителем небольших рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ
Адаптированная рабочая программа основного общего образования 5 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...
Рабочая АООП НОО по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому» 2 класс.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Мир природы и человека» (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основ...
Рабочая АООП НОО по предмету «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по речевой практике (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образ...
Рабочая АООП НОО по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по русскому языку (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основн...
Рабочая АООП НОО по предмету «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по математике (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык. Чтение» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. Чтение (подготовка к обучению грамоте)» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – Ф...