Конспект открытого урока математики в 4 классе «Умножение многозначных чисел»
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Марищенкова Ирина Витальевна

Конспект открытого урока математики в 4 классе «Умножение многозначных чисел»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urokmatem2016.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад «Надежда»

г.Вязьмы Смоленской области

Умножение многозначных чисел

Конспект урока математики в 4 классе В

Учитель: Марищенкова Ирина Витальевна

2016


Тема урока: Умножение многозначных  чисел.

Цель:

  • создать условия для усвоения письменного алгоритма умножения многозначного числа на трехзначное число;
  • провести сравнение между умножением многозначного числа на двузначное и умножением многозначного числа на трёхзначное. 

Тип урока: открытие нового знания

Задачи урока: 

Предметные: выполнять письменно действия умножения на трёхзначное число в пределах 10 000;

Метапредметные:

Личностные:

- создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе;

- определять правила работы в парах, группах;

- положительное отношение к изучению математики.

Регулятивные:

- адекватно использовать речь для регуляции своей деятельности;

- оценивать совместно с учителем и одноклассниками  результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;

-высказывать свое предположение на основе учебного материала.

Познавательные:

- развивать творческое мышление, внимание, память;

- проводить классификацию изучаемых объектов;

- проводить сравнение;

- проводить анализ учебного материала.

Коммуникативные:

- работать в группе,

-адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке,

- формулировать своё мнение и выражать с точностью свои мысли,

- слушать и понимать речь других, воспринимать различные точки зрения.

Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, парная.

Оборудование: учебник Аргинской "Математика"-1 часть, карточки для индивидуальной работы, выражения на карточках, доска

Ход урока

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Посадка.

Запись числа, вида работы (классная работа).

Эпиграф к уроку.

Очень много лет тому назад один античный мудрец сказал: “Не для школы, а для жизни мы учимся”. А для чего вы учитесь? Для чего вы учите математику? Очень ли важен урок математики?

Я желаю вам удачи! В добрый путь за знаниями!

2. Актуализация знаний

На доске выражения:

54 * 47
86 * 69

 

654 * 47
786 * 69

 

654 * 247
789 * 769

Ребята! На карточках вам представлены выражения, которые необходимо распределить на группы по каким-то существенным признакам. (Предполагается, что дети распределят выражения так: в первый столбик поместят карточки, на которых двузначное число умножается на двузначное, во второй – трехзначное на двузначное, в третий – трехзначное умножается на трехзначное)

Вы здорово поработали! А теперь обоснуйте свой выбор.

Решение по одному выражению из каждого столбика.

Вы умеете решать такие выражения столбиком? (Да).

А что помогает вам в решении? (Алгоритм).

А как помогает алгоритм? (Четко определяет порядок действий в вычислениях, помогает производить самоконтроль).

Сегодня класс работает по парам. Каждая пара приступает к обсуждению и решению выражений. (У каждого на парте есть алгоритм умножения двузначного числа на двузначное).

 

Алгоритм

1

Записываю выражение так: единицы под единицами, десятки под десяткам.

2

Умножаю данное число на число единиц второго множителя

3

Получаю первое неполное произведение

4

Умножаю данное число на число десятков второго множителя

5

Получаю второе неполное произведение

6

Складываю два неполных произведения

7

Читаю ответ

3. Разрыв знаний

(При решении выражения из третьего столбика, у ребят возникает проблема: не хватает шагов в алгоритме)

У вас возникла проблема? Почему она возникла? Как вы думаете ее решить? Ваши предложения. Почему нам не хватает в алгоритме шагов? (Во втором множителе появился еще один разряд – сотни).

4. Уточнение способа деятельности

Подумайте, какие шаги нам необходимо добавить? Тогда сколько шагов будет у нашего обновленного, уточненного алгоритма?

 

Алгоритм (уточненный)

1

Записываю выражение так: единицы под единицами, десятки под десяткам, сотни под сотнями.

2

Умножаю данное число на число единиц второго множителя

3

Получаю первое неполное произведение

4

Умножаю данное число на число десятков второго множителя

5

Получаю второе неполное произведение

6

Умножаю данное число на число сотен второго множителя

7

Получаю третье неполное произведение

8

Складываю три неполных произведения

9

Читаю ответ

А как вы думаете, что помогло нам сейчас сделать такое умозаключение? (Подумали, логически порассуждали).

Теперь самостоятельно проделайте шаги третьего выражения по уточненному алгоритму. Как вы думаете, будет ли наш алгоритм работать при умножении четырехзначного, пятизначного числа на трехзначное? Почему?

5. Введение новых знаний в практику

Откройте учебник на странице 63. Найдите цифру 5. Решим тот пример, который сможет нам показать, будет работать наш алгоритм при умножении на четырехзначное число или нет.

Дети решают пример.

Сделаем вывод. (Алгоритм действует, так как количество разрядов во втором множителе не увеличивается).

При каком условии нам придется опять уточнять, расширять алгоритм? (Если добавится один разряд во втором множителе).

6. Решение задач

Вы думаете, что самое интересное у нас позади? Конечно же, нет! Мы подошли к самому сложному и важному этапу урока – решению задач.

Страница 63, № 150. Прочитайте две задачи.

Миша прочитал книгу за неделю. Какую часть книги он прочитывал в день, если каждый день он читал одинаковое количество страниц?

Миша начал читать книгу, в которой 140 страниц. В первый день он прочитал ее седьмую часть. Сколько он прочитал страниц?

В чем сходство этих задач? (Есть условие, вопрос, решение, одинаковое количество прочитанных страниц, есть связь между величинами).

В чем различие этих задач? (В первой задаче данные скрыты за словами, разные вопросы).

Устно решим задачи № 1 и № 2.

1 задача. 1 : 7 = 1/7 (часть) Ответ: Миша прочитал 1/7 часть книги.

2 задача. 140 : 7 * 1 = 20 (стр.) Ответ: Миша прочитал 20 страниц.

Я могу утверждать, что 1/7 = 20? Почему?

А теперь найдем задачу под цифрой четыре. Прочитайте. Какая краткая запись подойдет для этой задачи?

Миша начал читать книгу, в которой 140 страниц, и прочитал 5/7 всей книги. Сколько он прочитал страниц?

3 задача. 140 : 7 * 5 = 100 (стр.) Ответ: Миша прочитал 100 страниц.

Какая задача помогла тебе решить третью? Какой вывод можно сделать, проанализировав эти задачи? (Иногда данные в задачах могут быть спрятаны, скрыты, завуалированы словами).

7. Итог урока. Рефлексия

Наш урок прошел с пользой? За что вы можете себя похвалить? Что нового для себя открыли? Чем остались немножко недовольны?

На полях на каждом этапе урока проходит самооценка знаний по табличке-подсказке над доской. (Смотри Приложение к уроку.)


Приложение к уроку.

Самооценка

  Я знаю и умею.

  Пока не знаю и

не умею.

  Не уверен.


Алгоритм умножения на трехзначное число

1. - Записать множители ...

2. - Умножить первый множитель на единицы второго множителя.

3. - Умножить первый множитель на десятки второго множителя. Записать ответ под десятками.

4. - Умножить первый множитель на сотни второго множителя. Записать ответ под сотнями.

5. - Сложить значения неполных произведений.

6. - Прочитать ответ.


ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАРТОЧЕК

⃝ - Записать множители ...

⃝ - Умножить первый множитель на единицы второго множителя.

⃝ - Умножить первый множитель на десятки второго множителя. Записать ответ под десятками.

⃝ - Умножить первый множитель на сотни второго множителя. Записать ответ под сотнями.

⃝ - Сложить значения неполных произведений.

⃝ - Прочитать ответ.

⃝ - Записать множители ...

⃝ - Умножить первый множитель на единицы второго множителя.

⃝ - Умножить первый множитель на десятки второго множителя. Записать ответ под десятками.

⃝ - Умножить первый множитель на сотни второго множителя. Записать ответ под сотнями.

⃝ - Сложить значения неполных произведений.

⃝ - Прочитать ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренажёр по математике 4 класс"Умножение многозначных чисел на однозначное"

Закреплять знание письменного алгоритма умножения многозначного числа на однозначное...

Презентация к уроку математики по теме "Умножение многозначных чисел на однозначное." 3 класс.

Представлена презентация к уроку математики в 3 классе по ТДМ "Умножение многозначных чисел на однозначное"....

Урок математики 4 класс " Деление многозначных чисел на однозначные"

Урок математики 4 класс "Деление  многозначных чисел на однозначные"...

конспект открытого урока математики 3 класс "Умножение на 10".

конспект урока математики по теме "Умножение на 10"....

Конспект урока по математике 4 класс "Умножение многозначных чисел на трёхзначное число"

Конспект урока по ФГОС 4 класс "Умножение многозначных чисел на трёхзначное число"....

Урок математики 4 класс Деление многозначных чисел на однозначное

Урок математики 4 класс Деление многозначных чисел на однозначное...

конспект урока математики по теме "Умножение многозначных чисел"

конспект урока математики по теме "Умножение многозначных чисел"...