Адаптированные рабочие программы для детей с выраженным недоразвитием интеллекта во 2 классе
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Адаптированные рабочие программы с пояснительными записками для детей с выраженным недоразвитием интеллекта для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_dlya_2_kl._dlya_detey_s_vyrazhnnym_nedorazvitiem_intellekta.docx | 56.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(класс 2, с выраженным недоразвитием интеллекта)
Образовательная область, предмет письмо и развитие речи
Данная рабочая программа по _письму и развитию речи_ разработана на основе авторской программы Л.Б. Баряевой, Е.Т. Логиновой , являющейся частью программно- методических материалов «Обучения детей с выраженным недоразвитие интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой М .,Владос,2012 г., рекомендованной ИКП РАО
__________________________________________________________
программа, , авторы, издательство, год издания
В связи с тем , что авторская программа не дает часового ограничения на изучение тем в течении учебного года, расчасовка рабочей программы на изучение тем выбрана мною самостоятельно. Изучение тем, количество часов по ним связано с индивидуализацией учебного процесса, уровнем усвоения программного материала, особенностями здоровья детей с ограниченными способностями.
По учебному плану школы во 2 классе отведено 2 часа в неделю (всего 68 часов в год).
Чтение и письмо являются одним из сложных видов
Интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями интеллекта. Материал программы трудно регламентировать временными рамками, четвертями , годами обучения. Поэтому занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных. По мере обучения темп прохождения материала замедляется или увеличивается, применительно к конкретным возможностям.
Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность. В процессе обучения нецелесообразно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи: каждое из них включается в единый комплекс.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
1. Развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, внимание, память.
2. Развитие графических навыков.
3.Обогащать словарный запас учащихся.
Интеграция с другими предметами:
С математикой, чтением, окружающим миром.
Формы контроля:
пересказ, контрольные вопросы и задания, работа с трафаретами
________________________________
Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. Практически на всех общеобразовательных уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи учащихся. Любой урок в специальной школе активно содействует формированию положительных качеств личности. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность детей, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное восприятие - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.
В результате изучения русского языка и развития речи учащиеся должны знать и уметь:
- воспроизведение комбинаций из линий и фигур( по образцу, по памяти и инструкции);
-понимание слов ,обозначающих пространстранственные отношения;
-слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение слоговых комплексов и слов;
-пение слоговых цепочек слов;
-запоминание называние по памяти ряда предметов;
- активизация движений рук и пальцев;
-рисование горизонтальных, вертикальных и наклонных линий;
--дорисовывание предметов линиями;
-изучение звуков и букв;
-формирование зрительных эталонов букв;
-нахождение заданной буквы среди других букв; в зашумлённом виде;
-складывание букв из палочек, лепка, конструирование;
-дополнение недостающего элемента букв;
-называние и сравнение графически сходных букв;
-письмо букв по образцу, по точкам, по трафаретам, самостоятельно.
Учебно-методический комплект учителя:
1. В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина. Букварь. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.М.,Просвещение. 2011г.
2.Т.Л.Лещинская .Букварик (подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений .М.,Владос2007г
3.С.В.Комарова «Устная речь» М.Просвещение 2011г.
4. Прописи
Тематическое планирование учебного материала по письму и развитию речи во 2-ом классе с выраженным недоразвитием интеллекта
на 2015-2016 учебный год
2 часа в неделю, всего 68 часов
№ п.п | Тема | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание |
I триместр Добукварный (пропедевтический) период | 10 | Сентябрь | ||
1 | Привитие навыков учебной деятельности (правильная посадка во время письма).Смена динамических поз (стоя, сидя, лёжа) | 1 | 1 | Картинки. Правильная посадка За столом |
2 | Специальная логопедическая работа. Развитие артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса. Игровые упражнения. | 1 | 4 | Артикуляционная гимнастика |
3 | Уточнение слухового восприятия. Соотнесение объекта с графическим изображением и словесное соотнесение. Развитие речевого слуха. | 1 | 8 | Слова соотносим с картинкой |
4 | Различение звуков окружающей действительности. Звуки а-а, у-у, ау, уа , ах, ма, там, мама и т. д. | 1 | 11 | «Пропевание» звуков А-у-о-ма- -бам-па |
5 | Составление простых предложений из двух трёх слов. | 1 | 15 | Повторение слов за родителями |
6 | Составление простых предложений из двух трёх слов. | 1 | 18 | Повторение простых предложений за родителями |
7 | Название слов по предъявлению предметной картинки. | 1 | 22 | Назвать предметные картинки |
8 | Название слов по предъявлению предметной картинки. | 1 | 25 | Назвать предметные картинки |
9 | Выделение в устной речи звуков а –у в начале слов | 1 | 29 | Выделить звуки а –у в начале слов |
10 | Развитие зрительного восприятия (графический образ и соотнесение с обозначением) | 1 | Октябрь:2 | Не задано |
II триместр | 10 | |||
11 | Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев. Пальчиковая гимнастика. | 1 | 13 | Пальчиковая гимнастика |
12 | Обводка карандашом простых фигур | 1 | 16 | Обводка карандашом простых фигур |
13 | Закраска и штриховка фигур | 1 | 20 | Закраска и штриховка фигур |
14 | Рисование предметов (несложных),линий в различных направлениях, прямых линий. | 1 | 23 | Рисование прямых линий в альбоме |
15 | Рисование вертикальных линий разной длины. | 1 | 27 | Рисованиевертикальных линий в альбоме |
16 | Рисование вертикальных линий по заданию учителя: «Нарисуй столько же линий», «Нарисуй такого же цвета линии» | 1 | 30 | Рисование вертикальных линий в альбоме |
17 | Рисование вертикальных линий по заданию учителя: «Нарисуй линии в правой части листа», «Нарисуй линии длиннее», «Запомни и нарисуй столько же линий». Рисование вертикальных линий от начальной точки | 1 | Ноябрь:3 | Рисование вертикальных линий от начальной точки в альбоме |
18 | Рисование горизонтальных линий от начальной точки разной длины «Покати мяч по дорожке», одинаковой длины, длиннее или короче образца | 1 | 6 | Рисование горизонтальных линий от начальной точки разной длины |
19 | Рисование горизонтальных линий и вертикальных линий от начальной точки | 1 | 10 | Рисование горизонтальных линий от начальной точки разной длины |
20 | Произвольное рисование наклонных линий, в заданно направлении, рисование по двум точкам | 1 | 13 | Произвольное рисование наклонных линий в альбоме |
III триместр | 12 | |||
21 | Дорисовывание предметов знакомыми линиями | 1 | 24 | Дорисовывание предметов линиями |
22 | Вычерчивание предметов по шаблону, контуру, трафарету | 1 | 27 | Рисование по трафарету |
23 | Материалы для графических действий: краски, карандаши, мелки | 1 | Декабрь:1 | Нарисовать рисунок красками |
24 | Материалы для графических действий: краски, карандаши, мелки | 1 | 4 | Нарисовать рисунок карандашами |
25 | Письмо основных линий, элементов рукописных букв | 1 | 8 | Письмо элементов букв в тетради |
26 | Звук и буква А, а. Письмо по обводке, образцу. Фиксация буквой начального звука «А» в словах | 1 | 11 | Письмо по обводке буквы А в тетради |
27 | Звук и буква А, а. Письмо слогов, простых слов | 1 | 15 | Письмо слогов,слов с буквы А в тетради |
28 | Звук и буква У, у. Письмо по обводке, образцу. Фиксация буквой начального звука «А» в словах | 1 | 18 | Письмо по обводке буквы У в тетради |
29 | Звук и буква У, у. «Печатание» слогов, слов | 1 | 22 | Письмо слогов,слов с буквой У в тетради |
30 | Звук и буква О, о. Письмо по обводке, образцу. Фиксация буквой начального звука «О» в словах | 1 | 25 | Письмо по обводке буквы О в тетради |
31 | Звук и буква У, у. «Печатание» слогов, слов | 1 | 29 | Письмо слогов,слов с буквой О в тетради |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(класс 2, с выраженным недоразвитием интеллекта)
Образовательная область, предмет чтение и развитие речи
Данная рабочая программа по _чтению и развитию речи_ разработана на основе авторской программы Л.Б. Баряевой, Е.Т. Логиновой , являющейся частью программно- методических материалов обучения детей с выраженным недоразвитие интеллекта под редакцией И.М. Бгажноковой М .,Владос,2012 г., рекомендованной ИКП РАО
__________________________________________________________
программа, , авторы, издательство, год издания
В связи с тем , что авторская программа не дает часового ограничения на изучение тем в течении учебного года, расчасовка рабочей программы на изучение тем выбрана мною самостоятельно. Изучение тем, количество часов по ним связано с индивидуализацией учебного процесса, уровнем усвоения программного материала, особенностями здоровья детей с ограниченными способностями.
По учебному плану школы во 2 классе отведено 2 часа в неделю (всего 68 часов в год).
Чтение и письмо являются одним из сложных видов
Интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями интеллекта. Материал программы трудно регламентировать временными рамками, четвертями , годами обучения. Поэтому занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных. По мере обучения темп прохождения материала замедляется или увеличивается, применительно к конкретным возможностям.
Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность. В процессе обучения нецелесообразно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи: каждое из них включается в единый комплекс.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
1. Развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, внимание, память.
2. Развитие графических навыков, чтения.
3.Обогащать словарный запас учащихся.
Интеграция с другими предметами:
С математикой, письмом, окружающим миром.
Формы контроля:
пересказ, контрольные вопросы и задания, работа с трафаретами
________________________________
Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. Практически на всех общеобразовательных уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи учащихся. Любой урок в специальной школе активно содействует формированию положительных качеств личности. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность детей, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное восприятие - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.
В результате изучения чтения и развития речи учащиеся должны знать и уметь:
-понимание слов ,обозначающих пространственные отношения;
-слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение слоговых комплексов и слов;
-пение слоговых цепочек слов;
-запоминание называние по памяти ряда предметов;
- активизация движений рук и пальцев;
-изучение букв: чтение.
-чтение слогов, слов, простых предложений с изученными буквами;
-знакомство со словом, выделение слова в ряду других слов;
-определение первого звука в словах;
-складывание букв из палочек, лепка, конструирование;
-послоговое проговаривание слов в сопровождении ритмическими движениями;
-повторение предложений, четверостиший за педагогом;
-игры и упражнения со звуками окружающей среды, характеристика звука по силе звучания.
Учебно-методический комплект учителя:
1. В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. Букварь. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М., Просвещение. 2011г.
2.Т.Л. Лещинская . Букварик (подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений .М.,Владос2007г
С.В. Комарова «Устная речь» М .Просвещение 2011г.
3.Касса букв.
4.Слоговые таблицы.
Тематическое планирование учебного материала по
чтению и развитию речи во 2 классе
с выраженным недоразвитием интеллекта
на 2015-2016 год
2 часа в неделю, всего 68 часов
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание | ||
I триместр Добукварный (пропедевтический) период | 10 | Сентябрь | ||||
1 | Развитие слухового восприятия. Различие звуков окружающей действительности | 1 | 1 | Слушать звуки окружающей действительности | ||
2 | Развитие слухового восприятия. Звук , производимый сыпучими телами | 1 | 4 | Слушать звуки сыпучих материалов | ||
3 | Развитие слухового восприятия. Неречевые звуки (звучащие игрушки, звукоподражание) | 1 | 8 | Звукоподражание звукам | ||
4 | Развитие речевого слуха. Восприятие и воспроизведение простого и сложного ритма. | 1 | 11 | Повтор ритмического хлопка | ||
5 | Различение звуков и звукосочетаний | 1 | 15 | Громкие-тихие звуки | ||
6 | Сила звука: громкий - тихий | 1 | 18 | Громкие-тихие звуки слушать | ||
7 | Имитация звуков, звукоподражание животным | 1 | 22 | Звукоподражание животным | ||
8 | Соотнесение звука с его источником | 1 | 25 | Соотнесение звука с его источником | ||
9 | Выделение часто повторяющегося звука | 1 | 29 | Слушать повторяющиися звук | ||
10 | Введение в речь жестов-заменителей при обращении друг к другу | 1 | Октябрь:2 | Знать жесты | ||
II триместр | 10 | |||||
11 | Введение в речь жестов-заменителей «Спасибо», «Пожалуйста» | 1 | 13 | Знать жесты | ||
12 | Расширение практического использования жестов в быту | 1 | 16 | Жесты в быту | ||
13 | Обогащения словаря простейшими выражениями: на, возьми, не то | 1 | 20 | Знать и использовать простые выражения | ||
14 | Обогащения словаря простейшими выражениями: на, возьми, не то. | 1 | 23 | Знать и использовать простые выражения | ||
15 | Игра «Чудесный мешочек». Найти на ощупь | 1 | 27 | Знать предметы | ||
16 | Слушание и запоминание, воспроизведение слоговых комплексов и слов не более 2-3-х близких по звучанию | 1 | 30 | Слушать слоговые комплексы | ||
17 | Слушание и запоминание, воспроизведение слоговых комплексов и слов с повторяющимися гласными (я-я-я - вот моя семья) | 1 | Ноябрь:3 | Слушать и запоминать слоговые комплексы | ||
18 | Слушание и запоминание, воспроизведение слоговых комплексов и слов с повторяющимися согласными (ж-ж-ж- летит стриж). | 1 | 6 | Слушать и запоминать слоговые комплексы | ||
19 | Слушание и запоминание, воспроизведение слоговых комплексов и слов с повторяющимися слогами (как на горке – снег, снег. И под горкой –снег, снег). | 1 | 10 | Слушать и запоминать слоговые комплексы | ||
20 | Слушание и запоминание, воспроизведение слоговых комплексов и трёхбуквенных слов ,различающихся одним звуком (ноша-каша, ваза-роза). | 1 | 13 | Слушать и запоминать слоговые комплексы | ||
III триместр | 12 | |||||
21 | Слушание и запоминание, воспроизведение слоговых комплексов и двухсложных слов ,различающихся одним слогом (ваш-наш,лак-лук). | 1 | 24 | Слушать и запоминать слоговые комплексы | ||
22 | Пение слоговых цепочек, слов близких по звучанию на знакомые мотивы детских и народных песен | 1 | 27 | «Пение» слоговых цепочек | ||
23 | Послоговое проговаривание слов в сопровождении ритмическими движениями (хлопки, шаги, взмахи руками) | 1 | Декабрь: 1 | Послоговое проговаривание слов в сопровождении ритмическими движениями (хлопки, шаги, взмахи руками) | ||
24 | Понимание слов, обозначающие пространственные отношения: к, над под, в | 1 | 4 | Понимание слов: к, над под, в | ||
25 | Понимание слов, обозначающие пространственные отношения: вверху, внизу, рядом | 1 | 8 | Понимание слов: вверху,внизу,рядом | ||
26 | Работа по предметным картинкам с выделением звука «А» в слове .Чтение буквы «А». Артикуляция звука. «Пропевание» звука в слогах, словах, в предложениях, в чистоговорках, в стихотворениях | 1 | 11 | Чтение буквы А, пропевание | ||
27 | Повторение. Чтение буквы «А» в слогах ,словах. Чтение простых предложений. Составление слов из этих слогов из букв разрезной азбуки. | 1 | 15 | Составление из кассы букв слогов, слов с А | ||
28 | Работа по предметным картинкам с выделением звука «У» в слове. Чтение буквы «У». Артикуляция звука. «Пропевание» звука в слогах, словах, в предложениях, в чистоговорках, в стихотворениях | 1 | 18 | Чтение буквы У, пропевание | ||
29 | Повторение. Чтение буквы «У» в слогах ,словах. Чтение простых предложений. Составление слов из этих слогов из букв разрезной азбуки. | 1 | 22 | Составление из кассы букв слогов, слов с У | ||
30 | Работа по предметным картинкам с выделением звука «О» в слове. Чтение буквы «О». Артикуляция звука. «Пропевание» звука в слогах, словах, в предложениях, в чистоговорках, в стихотворениях | 1 | 25 | Чтение буквы О, пропевание | ||
31 | Чтение буквы «О» в слогах ,словах. Чтение простых предложений. Составление слов из этих слогов из букв разрезной азбуки. | 1 | 29 | Составление из кассы букв слогов, слов с О | ||
32 | Повторение. Работа по предметным картинкам с выделением звука «М» в слове. Чтение буквы «М». Артикуляция звука. «Пропевание» звука в слогах, словах, в предложениях, в чистоговорках, в стихотворениях | 1 | Январь: 12 | Чтение буквы М, пропевание | ||
IV триместр | 10 | январь | ||||
33 | Чтение буквы «М» в слогах ,словах. Чтение простых предложений. Составление слов из этих слогов из букв разрезной азбуки. | 1 | 15 | Составление из кассы букв слогов, слов с М | ||
34 | Повторение .Работа по предметным картинкам с выделением звука «Х» в слове. Чтение буквы «Х». Артикуляция звука. «Пропевание» звука в слогах, словах, в предложениях, в чистоговорках, в стихотворениях | 1 | 19 | Чтение буквы Х, пропевание | ||
35 | Чтение буквы «Х» в слогах ,словах. Чтение простых предложений. Составление слов из этих слогов из букв разрезной азбуки. | 1 | 22 | Составление из кассы букв слогов, слов с Х | ||
36 | Повторение. Работа по предметным картинкам с выделением звука «С» в слове. Развитие фонематического слуха. Выделение звука «С» хлопком в ладоши | 1 | 26 | Чтение буквы С, пропевание.Артикуляция | ||
37 | Чтение буквы «С» в слогах ,словах. Чтение простых предложений. Составление слов из этих слогов из букв разрезной азбуки. | 1 | 29 | Составление из кассы букв слогов, слов с С | ||
38 | Повторение. Работа по предметным картинкам с выделением звука «Ш» в слове. Развитие фонематического слуха. Выделение звука «Ш» хлопком в ладоши | 1 | Февраль 2 | Чтение буквы Ш, пропевание. Артикуляция | ||
39 | Чтение буквы «Ш» в слогах ,словах. Чтение простых предложений. Составление слов из этих слогов из букв разрезной азбуки. | 1 | 5 | Составление из кассы букв слогов, слов с Ш | ||
40 | Повторение. Работа по предметным картинкам с выделением звука «Ы» в слове. Развитие фонематического слуха. Выделение звука «Ы» хлопком в ладоши | 1 | 9 | Чтение буквы Ы, пропевание | ||
41 | Чтение буквы «Ы» в слогах ,словах. Чтение простых предложений. Составление слов из этих слогов из букв разрезной азбуки. | 1 | 12 | Составление из кассы букв слогов, слов с Ы | ||
42 | Повторение. Работа по предметным картинкам с выделением звука «Л» в слове. Развитие фонематического слуха. Выделение звука «Л» хлопком в ладоши | 1 | 26 | Чтение буквы Л, пропевание.Артикуляция | ||
V триместр | 12 | |||||
43 | Чтение буквы «Л» в слогах ,словах. Чтение простых предложений. Составление слов из этих слогов из букв разрезной азбуки. | 1 | Март: 1 | Составление из кассы букв слогов, слов с Л | ||
44 | Повторение. Работа по предметным картинкам с выделением звука «В» в слове. Развитие фонематического слуха. Выделение звука «В» хлопком в ладоши | 1 | 4 | Чтение буквы В, пропевание | ||
45 | Чтение буквы «В» в слогах ,словах. Чтение простых предложений. Составление слов из этих слогов из букв разрезной азбуки. | 1 | 11 | Составление из кассы букв слогов, слов с В | ||
46 | Знакомство с буквой «П». Развитие фонематического слуха. Выделение звука «П» хлопком в ладоши. Артикуляция, пропевание звука. Соотнесение буквы «П» со звуком « П» | 1 | 15 | Чтение буквы П, пропевание.Артикуляция | ||
47 | Чтение буквы «П» в слогах ,словах. Чтение простых предложений. Составление слов из этих слогов из букв разрезной азбуки. | 1 | 18 | Составление из кассы букв слогов, слов с П. | ||
48 | Знакомство с буквой «И». Развитие фонематического слуха. Выделение звука «И» хлопком в ладоши. Артикуляция, пропевание звука. Соотнесение буквы «И» со звуком « И» | 1 | 22 | Чтение буквы И, пропевание. Артикуляция | ||
49 | Чтение буквы «И» в слогах ,словах. Чтение простых предложений. Составление слов из этих слогов из букв разрезной азбуки. | 1 | 25 | Составление из кассы букв слогов, слов с П. | ||
50 | Чтение буквы «И» в слогах ,словах. Чтение простых предложений. Составление слов из этих слогов из букв разрезной азбуки. | 1 | 29 | Составление из кассы букв слогов, слов с П. | ||
51 | Знакомство с буквой «Т». Развитие фонематического слуха. Выделение звука «Т» хлопком в ладоши. Артикуляция, пропевание звука. Соотнесение буквы «Т» со звуком «Т» | 1 | Апрель: 1 | Чтение буквы Т, пропевание.Артикуляция | ||
52 | Чтение буквы «Т» в слогах ,словах. Чтение простых предложений. Составление слов из этих слогов из букв разрезной азбуки. | 1 | 15 | Составление из кассы букв слогов, слов с Т. | ||
53 | Знакомство с буквой «К». Развитие фонематического слуха. Выделение звука «К» хлопком в ладоши. Артикуляция, пропевание звука. Соотнесение буквы «К» со звуком «К» | 1 | 19 | Чтение буквы К, пропевание.Артикуляция | ||
54 | Чтение буквы «К» в слогах ,словах. Чтение простых предложений. Составление слов из этих слогов из букв разрезной азбуки. | 1 | 22 | Составление из кассы букв слогов, слов с К. | ||
VI триместр | 14 | |||||
55 | Знакомство с буквой «З». Развитие фонематического слуха. Выделение звука «З» хлопком в ладоши. Артикуляция, пропевание звука. Соотнесение буквы «З» со звуком «З» | 1 | 26 | Чтение буквы З, пропевание.Артикуляция | ||
56 | Чтение буквы «З» в слогах ,словах. Чтение простых предложений. Составление слов из этих слогов из букв разрезной азбуки. | 1 | 29 | Составление из кассы букв слогов, слов с З. | ||
57 | Знакомство с буквой «Б». Развитие фонематического слуха. Выделение звука «Б» хлопком в ладоши. Артикуляция, пропевание звука. Соотнесение буквы «Б» со звуком «Б» | 1 | Май: 3 | Чтение буквы Б, пропевание.Артикуляция | ||
58 | Чтение буквы «Б» в слогах ,словах. Чтение простых предложений. Составление слов из этих слогов из букв разрезной азбуки. | 1 | 6 | Составление из кассы букв слогов, слов с Б. | ||
59 | Знакомство с буквой «Р». Развитие фонематического слуха. Выделение звука «Р» хлопком в ладоши. Артикуляция, пропевание звука. Соотнесение буквы «Р» со звуком «Р» | 1 | Май: 3 | Чтение буквы Р, пропевание.Артикуляция | ||
60 | Чтение буквы «Р» в слогах ,словах. Чтение простых предложений. Составление слов из этих слогов из букв разрезной азбуки. | 1 | 6 | Составление из кассы букв слогов, слов с Р. | ||
61 | Чтение слогов, слов с ранее изученными буквами | 1 | 10 | Составление из кассы букв слогов, слов.Чтение | ||
62 | Чтение слогов, слов с ранее изученными буквами | 1 | 13 | Составление из кассы букв слогов, слов.Чтение | ||
63 | Развивать общую артикуляционную моторику, движение кистей рук и пальцев. Четверостишье, подражание педагогу | 1 | 17 | Артикуляционная гимнастика | ||
64 | Описание предметных картинок. Подражание педагогу жестами | 1 | 20 | Знать жесты | ||
65 | Описание предметных картинок. Подражание педагогу жестами | 1 | 24 | Знать жесты | ||
66 | Развивать общую артикуляционную моторику, движение кистей рук и пальцев. Четверостишье, подражание педагогу | 1 | 27 31 | Артикуляционная гимнастика | ||
67 | Развивать общую артикуляционную моторику, движение кистей рук и пальцев. Четверостишье, подражание педагогу | 1 | Артикуляционная гимнастика | |||
68 | Повторение пройденного материала | 1 | Не задано | |||
| 68 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(класс 2, с выраженным недоразвитием интеллекта)
Образовательная область, предмет математика
Данная рабочая программа по _математике_ разработана на основе авторской программы Л.Б. Баряевой, Е.Т. Логиновой , являющейся частью программно- методических материалов «Обучения детей с выраженным недоразвитие интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой М .,Владос,2012 г. рекомендованной ИКП РАО
__________________________________________________________
программа, , авторы, издательство, год издания
В связи с тем , что авторская программа не дает часового ограничения на изучение тем в течении учебного года, расчасовка рабочей программы на изучение тем выбрана мною самостоятельно. Изучение тем, количество часов по ним связано с индивидуализацией учебного процесса, уровнем усвоения программного материала, особенностями здоровья детей с ограниченными способностями.
По учебному плану школы во 2 классе отведено 3 часа в неделю (всего 102 часа в год).
Обучение математике носит ярко выраженную предметно- практическую направленность и связано с жизнью учащихся.
Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Что связано с особенностями психофизического развития данной категории детей: недоразвитие сенсорно- перцептивных процессов и двигательных функций, нарушение общей моторики, стереотипные действия, бедность (ограниченность) словаря и т.д.
Для обучения элементарным математическим представлениям создаются условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.
Подбор материала по объему и компановка по степени сложности, основывается исходя из элементарного математического развития ребенка. Динамика овладения математическими представлениями и умениями детей с выраженным недоразвитием интеллекта крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом , что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Данная программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен учащимся.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
1. Развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, внимание, память.
2. Развитие математических представлений.
3.Обогащать словарный запас учащихся.
Интеграция с другими предметами:
С русским языком, чтением, окружающим миром.
Формы контроля:
пересказ, контрольные вопросы и задания, работа с таблицами
________________________________
Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. Практически на всех общеобразовательных уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи учащихся. Любой урок в специальной школе активно содействует формированию положительных качеств личности. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность детей, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное восприятие - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.
В результате изучения математики учащиеся должны знать и уметь:
-осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне;
- понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;
-выделять один предмет из множества и собирать множества предметов по подражанию и образцу;
-осуществлять выбор геометрических фигур по подражанию действиям педагога;
-выделять признаки цвета, величины, формы по образцу и по словесной инструкции;
-понимать и использовать приёмы наложения и приложения при образовании дочисловых множеств;
-узнавать цифры 1,2,3, соотносить их с количеством пальцев и предметов;
-писать цифры 1,2,3 по трафаретам, опорным точкам, самостоятельно;
-перемещаться в пространстве с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;
-показывать на себе и на кукле основные части тела и лица;
- перемещать различные предметы в пространстве;
-узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков времена года;
Учебно-методический комплект учителя:
1.Т.В. Алышева .Математика Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М.,Просвещение.2011 г.
2.Таблицы букв и слогов
Тематическое планирование учебного материала по математике во 2 классе с выраженным недоразвитием интеллекта на 2015-2016 год
3 часа в неделю, всего 102 часа
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
1 полугодие 1 триместр (5 недель) | 15 | |||
Повторение. Величина. | ||||
1 | Большой - маленький. Сравнение, объединение одинаковых. Тактильное ощупывание предметов | 1 | 1.09 | Сравнение:мячи,кубики |
2 | Большой - маленький. Сравнение, группировка и сортировка предметов | 1 | 3.09 | Сравнение:мячи,кубики |
3 | Высокий - низкий. Группировка и сортировка предметов. Тактильное ощупывание предметов | 1 | 4.09 | Муляжи деревьев-сравнение |
4 | Высокий - низкий. Сравнение, сортировка,объединение | 1 | 8.09 | Муляжи деревьев-сравнение |
5 | Толстый – тонкий. Сравнение, группировка и сортировка предметов. Тактильное ощупывание предметов | 1 | 10.09 | Книги-сравнение |
6 | Толстый –тонкий. Объединение одинаковых предметов | 1 | 11.09 | Книги-сравнение |
7 | Длинный-короткий. Сравнение, сортировка. Тактильное ощупывание предметов | 1 | 15.09 | Сравнение;верёвки,ленты |
8 | Длинный-короткий. Сравнение, сортировка | 1 | 17.09 | Сравнение;верёвки,ленты |
9 | Использование величины в практических действиях (положить большой мяч в корзину, завязать широкий бант кукле и т.д.) | 1 | 18.09 | Сравнение;верёвки,ленты |
10 | Раскрашивание ,штриховка, обводка по точкам, по трафаретам изображения различной величины | 1 | 22.09 | Обводка по трафарету |
Количественные представления | ||||
11 | Объединение предметов в различные множества на дочисловом уровне | 1 | 24.09 | Группировка предметов |
12 | Объединение предметов в различные множества ориентируясь на цвет красный-жёлтый | 1 | 25.09 | кубики,шары,предметы объединить |
13 | Объединение предметов в различные множества ориентируясь на цвет красный-зелёный | 1 | 29.09 | кубики,шары,предметы объединить |
14 | Объединение предметов в различные множества ориентируясь на цвет зелёный-жёлтый | 1 | 1.10 | кубики,шары,предметы объединить |
15 | Объединение предметов в различные множества ориентируясь на форму круг-квадрат.Обучение вырезанию Круга,квадрата по контуру совместно с педагогом и самостоятельно | 1 | 2.10 | кубики,шары,предметы объединить Вырезать круг |
2 триместр (5 недель) | 15 | |||
16 | Объединение предметов в различные множества ориентируясь на форму круг-треугольник.Обводка по трафаретам,опорным точкам,штриховка. | 1 | 13.10 | кубики,шары,предметы объединить |
17 | Объединение предметов в различные множества ориентируясь на форму квадрат -треугольник | 1 | 15.10 | кубики,шары,предметы объединить |
18 | Объединение предметов в различные множества ориентируясь на форму куб -шар | 1 | 16.10 | кубики,шары,предметы объединить |
19 | Объединение предметов в различные множества ориентируясь на форму куб –шар-треугольную призму(крышку) | 1 | 20.10 | кубики,шары,предметы объединить |
20 | Выбор шара, куба, круга, квадрата по подражанию действиям педагога, по образцу и словесной инструкции | 1 | 22.10 | Выбор шара по подражанию |
21 | Игры с различным строительным материалом (лего, «Цвет и форма»),с дидактическим материалом «Доска Сегена», «Коробка форм», вкладыши | 1 | 23.10 | вкладыши |
22 | Выбор соответствующего количества предметов без пересчёта и с пересчётом | 1 | 27.10 | Выбор предмета по инструкции |
23 | Выбор соответствующего количества предметов с использованием приёмов прикладывания и накладывания одного количества предметов или картинок на другое | 1 | 29.10 | Накладывание предметов |
24 | Выделение одного-двух-трёх предметов из множества | 1 | 30.10 | Выделение одного-двух-трёх предметов из множества |
25 | Выполнение различных действий: один-много хлопков, ударов молоточком, в барабан, ориентируясь на словесную инструкцию | 1
| 3.11 | Хлопки в ладоши |
26 | Объединение предметов в различные множества (на дочисловом уровне), ориентируясь на величину (большой-маленький | 1 | 5.11 | Мячи,кубики |
27 | Обучение действиям, направленных на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, с другими предметами без пересчёта (указательный жест) | 1 | 6.11 | Формирование указательного жеста |
28 | Обучение различным действиям, направленных на тактильный и слуховой счёт (хлопки, действия) | 1 | 10.11 | Счёт-хлопки |
29 | Выделение одного-множества предметов на основе тактильного обследования по типу: «Чудесного мешочка» | 1 | 12.11 | Чудесный мешочек |
Представления о пространстве | ||||
30 | Перемещение в пространстве комнаты с помощью педагога, по словесной инструкции, самостоятельно | 1 | 13.11 | Перемещение по комнате |
3 триместр(6 недель) | 18 | |||
31 | Показ на себе (ребёнок) основных частей тела (руки, ноги, голова) | 1 | 24.11 | Знать части тела |
32 | Показ частей тела на кукле, игрушках | 1 | 26.11 | Знать части тела |
33 | Обведение по контурам ладони пальцев. Игровые упражнения: «Где мой пальчик?» | 1
| 27.11 | Обвести ладонь руки |
34 | Игровые упражнения на изменение положений частей тела в пространстве | 1 | Декабрь:1 | Передвижение по квартире |
35 | Игровые упражнения на изменение положений предметов в пространстве по подражанию, по словесной инструкции, самостоятельно. Сопровождение речью, жестами | 1 | 3.12 | Передвижение предметов |
36 | Игровые упражнения на изменение положений предметов в пространстве по подражанию, по словесной инструкции, самостоятельно. Сопровождение речью, жестами | 1 | 4.12 | Изменение предметов в пространстве |
37 | Соотносить плоскостные и объёмные фигуры в процессе игр | 8.12 | Соотношение круга и шара, квадрата и кубика | |
Временные представления. | ||||
38 | Узнавание и представление простейших явлений и состояния погоды (холодно-тепло, идёт дождь) | 1 | 10.12 | Наблюдение за природой |
39 | Узнавание и представление простейших явлений и состояния погоды (холодно-тепло, идёт дождь, снег). Звуковое сопровождение явлений природы. | 1 | 11.12 | Наблюдение за природой |
40 | Наблюдения за изменениями в природе. Сюжетные картинки. Зима. Лето. | 1 | 15.12 | Сюжетные картинки.описание |
41 | Предметные картинки, характерные признаки изменений в природе, явления. Зима-лето | 1 | 17.12 | Сюжетные картинки.описание |
42 | Имитация соответствующих явлений погоды: холодно-нахмуриться, тепло-улыбаться | 1 | 18.12 | Мимические движения лица |
43 | Сюжетные контрастные картинки: «Зима», «Лето». Описание (с педагогом) | 1
| 22.12 | Сюжетные картинки.описание |
44 | Раскраска сюжетных картинок. | 1 | 24.12 | раскраска |
45 | Серия предметных картинок явлений погоды. Звуковое сопровождение явлений погоды: «кап-кап» | 1 | 25.12 | Описание картинок |
46 | Наблюдения за изменениями в природе. Сюжетные картинки. Осень, весна. | 1 | 29.12 | Раскраска сюжетных картинок |
47 | Предметные картинки, характерные признаки изменений в природе, явления. Осень-весна | 1 | Январь 12.01 | Описание сюжетных картинок |
48 | Имитация соответствующих явлений погоды: холодно-нахмуриться, тепло-улыбаться | 1 | 14.01 | Мимическая гимнастика лица |
2 полугодие 4 триместр (5 недель) | 15 | |||
49 | Раскраска сюжетных картинок. | 1 | 15.01 | раскраска |
50 | Части суток. День, ночь. Сюжетные картинки. | 1 | 19.01 | Описание картинок |
51 | Раскраска картинок. День-ночь | 1
| 21.01 | раскраска |
52 | Части суток. Утро, вечер. Сюжетные картинки. | 1 | 22.01 | Описание картинок |
53 | Раскраска картинок. Утро-вечер | 1 | 26.01 | раскраска |
54 | Иммитация действий, соответствующих действиям людей в разное время суток | 1 | 28.01 | Движения туловищем,головой |
55 | Иммитация действий, соответствующих действиям животных в разное время суток | 1 | 29.01 | Движения туловищем,головой |
56 | Иммитация действий, соответствующих действиям растений в разное время суток | 1 | Февраль:2 | Движения туловищем,головой |
Количественные представления | ||||
57 | Повторение. цифра 1. «Обводка. Печатание» цифры в пространстве и на письме. Соотнесение цифры с соответствующим количеством пальцев, предметов, объёмных и плоскостных моделей | 1 | 4.02 | Обводка цифры |
58 | Конструирование цифры из проволоки. Лепка из пластилина. Узнавание цифры 1 | 1 | 5.02 | Конструирование цифры из проволоки |
59 | Обучение рисованию цифры по трафарету, по опорным точкам самостоятельно. Вырезание цифры 1 из бархатной бумаги | 1 | 9.02 | Рисование цифры по трафарету |
60 | Знакомство с цифрой 2.Соотнесение цифры 2 с соответствующим количеством пальцев, объёмных и плоскостных моделей | 1 | 11.02 | Знать цифру 2 |
61 | Обучение рисованию цифры по трафарету, по опорным точкам самостоятельно. Вырезание цифры 2 из бархатной бумаги, лепка цифры2. | 1
| 12.02 | Обвести цифру по трафарету |
62 | Знакомство с цифрой 3.Соотнесение цифры 3 с соответствующим количеством пальцев, объёмных и плоскостных моделей | 1 | 25.02 | Знать цифру 3 |
63 | Обучение рисованию цифры по трафарету, по опорным точкам самостоятельно. Вырезание цифры 3 из бархатной бумаги, лепка цифры 3. | 1 | 26.02 | Обвести цифру по трафарету |
5 триместр (6 недель) | 18 | |||
64 | Наклеивание цифр 1,2,3 в альбоме | 1 | Март:1 | Наклеивание цифр в альбоме |
65 | Выделение цифр 1,2 из множества | 1 | 3.03 | Знать цифры |
66 | Выделение цифр 2,3 из множества | 1 | 4.03 | Знать цифры |
67 | Выделение цифр 1,2,3 из множества | 1 | 10.03 | Знать цифры |
68 | Конструирование цифр 1,2 из проволоки | 1 | 11.03 | Конструирование цифр из проволоки |
69 | Конструирование цифр 2,3 из пластилина | 1 | 15.03 | Конструирование цифр из пластилина |
70 | Цифра 1 «письмо» в пространстве и по образцу. Письмо элементов цифр и цифры 1 самостоятельно | 1 | 17.03 | Письмо цифры по образцу |
71 | Цифра 1 «письмо» в пространстве и по образцу. Письмо элементов цифр и цифры 1 самостоятельно | 1 | 18.03 | Письмо цифры по самостоятельно |
72 | Цифра 2 «письмо» в пространстве и по образцу. Письмо элементов цифры и цифры 2 самостоятельно | 1 | 22.03 | Письмо цифры по образцу |
73 | Цифра 2 «письмо» в пространстве и по образцу. Письмо элементов цифры и цифры 2 самостоятельно | 1 | 24.03 | Письмо цифры по самостоятельно |
74 | Цифра 3 «письмо» в пространстве и по образцу. Письмо элементов цифры и цифры 3 самостоятельно | 1 | 25.03 | Письмо цифры по образцу |
75 | Цифра 3 «письмо» в пространстве и по образцу. Письмо элементов цифры и цифры 3 самостоятельно | 1 | 29.03 | Письмо цифры по самостоятельно |
76 | Обучение действиям с калькулятором: включение и выключение калькулятора ,работа с клавишами (крупными) | 1 | 31.03 | Знакомство с калькулятором |
77 | Работа с клавишами ,соответствующими цифрам 1,2,3 | 1 | 17.03 | Знакомство с калькулятором |
78 | Проведение «уничтожения» цифры на калькуляторе и исправление ошибки | 1 | Апрель:1 | Знакомство с калькулятором |
79 | Развитие тактильного ощущения. «Чудесный мешочек». | 1 | 14.04 | Знать предметы в мешочке |
80 | Развитие фонематического слуха. Звуки и шумы музыкальных инструментов | 1 | 15.04 | Различение звуков |
81 | Развитие фонематического слуха. Звуки и, ш, у, м, ы. 6 триместр (7 недель) | 1
21 | 19.04 | Различение звуков |
82 | Развитие фонематического слуха. Ритм. | 1 | 21.04 | Различение звуков |
83 | Раскраски, штриховка | 1 | 22.04 | штриховка |
84 | Повторение двигательных действий за педагогом стихотворения с речью и движением | 1 | 26.04 | логоритмика |
85 | Игры со строительным материалом. Сортировка по заданному цвету | 1 | 28.04 | Сортировка по цвету |
86 | Игры со строительным материалом. Сортировка по двум признакам: по заданному цвету и по форме | 1 | 29.04 | Сортировка по форме |
87 | Игры со строительным материалом. Сортировка по двум признакам: по заданному цвету и по величине. | 1 | Май:3 | Сортировка по форме,цвету |
88 | Коробка с отверстиями: сортировка по величине и форме | 1 | 5.05 | Сортировка по форме,цвету |
89 | Игры с мозаикой. Сортировка по двум признакам: по заданному цвету и по величине. | 1 | 6.05 | мозаика |
88 | Игры с мозаикой. Сортировка по двум признакам: по заданному цвету и по величине. | 1 | 10.05 | Игры с мозаикой |
89 | Коробка с отверстиями. Сортировка по двум признакам: по заданному цвету и по величине. | 1 | 12.05 | сортировка |
90 | Конструирование из лего, кубиков | 1 | 13.05 | Конструирование из кубиков |
91 | Игрушки. Узнавание по названию используемые игрушки | 1 | 17.05 | Знать игрушки |
92 | Игрушки-животные. Подражание звукам животных. Музыкальные игрушки-звукоподражание животным | 1 | 19.05 | Подражание животным |
93 | Рисование по внутренним и внешним трафаретам предметов | 1 | 20.05 | Рисование по трафарету |
94 | Раскраска, штриховка по трафаретам | 1 | 24.05 | раскраска |
95 | Выполнение игровых упражнений на перемещении в пространстве с мячом | 1 | 26.05 | Игра в мяч |
96 | Изменение положений частей тела(поднять руки,вытянуть одну руку вперёд и т.д.) по подражанию действиям педагога | 1 | 27.05 | Изменение положений тела |
97 | Изменение положений частей тела(поднять руки,вытянуть одну руку вперёд и т.д.) по образцу :таблицы-схемы человека в движении | 1 | 31.05 | Изменение положений тела |
98 | Изменение положений частей тела(поднять руки,вытянуть одну руку вперёд и т.д.) по словесной инструкции педагога | 1 | Изменение положений тела | |
99 | Четверостишья. Обучение сопровождать жестами или речью движения | 1 | логоритмика | |
100 | Четверостишья. Обучение сопровождать жестами или речью движения | 1 | логоритмика | |
101 | Производить простейшие действия с предметами в пространстве по словесной инструкции | 1 | Перемещение в пространстве | |
102 | Закрепление пройденного материала | 1 | Не задано | |
Итого: | 102 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И.М. Бгажнакова Обучение и воспитание детей с выраженным недоразвитие интеллекта
В 20011-2012 уч.году в нашей школе открыли класс для детей с умеренной умственной отсталостью. Соответственно материала по этим детям в школе не было. Ни кто не знал как с ними работать, по какой прог...
Тематическое планирование по математике для детей с выраженным недоразвитием интеллекта .
Тема урокаКоличество уроковДатаНаглядностьПовторениеРазвитие речиЗнания и уменияПримечание1. Узнавание и называние простейших явлений и состояний погоды.1...
Тематические карты по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи. 1 класс
Данные карточки были разработаны для учащихся 1 класса имеющих тяжелые нарушения речи, с целью отработки и закрепления пройденного материала в домашних условиях....
Тематическое планирование для детей с выраженным недоразвитием интеллекта для 4 класса
Тематическое планирование для детей с выраженным недоразвитием интеллекта для 4 класса по чтению и развитию речи,окружающему миру...
Адаптированная рабочая программа по коррекции системного недоразвития речи тяжелой степени
Адаптированная рабочая программа по коррекции системного недоразвития речи тяжелой степени...
Адаптированная рабочая программа и КТП по всем предметам 1 класса для детей с ОВЗ
Адаптированная рабочая программа и КТП по всем предметам 1 класса для детей с ОВЗ...
Формирование математических представлений у детей с выраженным недоразвитием интеллекта посредством методики Монтессори.
Значимость данной работы определяется тем, что её содержание позволяет расширить и углубить научные представления об особенностях развития математических представлений у учащихся с в...