Адаптированная рабочая программа по коррекции системного недоразвития речи тяжелой степени
рабочая программа по логопедии

Адаптированная рабочая программа по коррекции системного недоразвития речи тяжелой степени 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon snr_tyazh_st_tyazh.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедической работы с детьми с тяжелой степенью СНР составлена на основе следующих документов:

- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

- Постановления от 10 июля 2015 года № 26Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

- Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. (АООП) (вариант 2)

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 АООП характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, системное недоразвитие речи выраженное в различной степени тяжести, возможно и в сочетании с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы.

У детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, что требует для большей части обучающихся использования разнообразных невербальных (альтернативных) средств коммуникации (жеста, мимики, системы символов, пиктограмм). При этом обучение выстраивается таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. Использование невербальных средств общения станет обходным путем в организации и успешной социализации в обществе.

Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной (альтернативной) коммуникации и умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи программы:

1) Создать условия, обеспечивающие мотивацию к общению, стимулирование коммуникативной  активности исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2) Учить детей овладевать и пользоваться доступными вербальными и невербальными (альтернативными) средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту задач.

3) Развивать речь как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.

4) Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного развития.

Требования к результатам:

  • личностные, включающие сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
  • предметные, включающие освоение обучающимися в ходе изучения учебного материала опыта специфичного для данной предметной области, деятельности по получению нового знания и его применению.

Программа рассчитана для не говорящих обучающихся и имеющих нарушения произношения и лексико-грамматического строя речи. Программа имеет методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- принцип сотрудничества с семьей - признание семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество;

- принцип гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

- принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути);

- принцип поэтапного формирования умственных действий;

- принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития»;

-принцип системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- принцип реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- принцип индивидуально-дифференцированного подхода -  изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- принцип непрерывности  обеспечения, проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности;

- принцип комплексности - воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений.

Направления коррекционной работы:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях специального коррекционного образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях специального коррекционного образовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условиях обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Содержание

Программа представлена следующими разделами:

1. Формирование понимания и использования вербальных и невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации

  • вербальные компоненты коммуникации: звуки, слова, предложения
  • невербальные (альтернативных) компоненты коммуникации: движения собственного тела, взгляд, жесты, мимика, таблицы, книги, электронные устройства, графические символы или картинки звучащие предметы. 

В данном разделе ведется работа по  формированию у обучающихся потребности к общению, установления эмоционального и зрительного контакта, слушать обращенную речь, Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение к себе внимания. Выражение своих желаний. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия (несогласия). Выражение благодарности. Ответы на вопросы. Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему. Прощание с собеседником. Понимать простые и сложные инструкции.  При этом ведущим способом обучения является совместная деятельность и подражание.

2. Лексико-грамматическое обогащение импрессивной, экспрессивной речи 

В раздел входит формирование, обогащение и активизация словарного запаса, формирование  и развитие связной речи. Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Понимание слов, использование графического, предметного символа или мануального знака, называние (употребление) слов, обозначающих: предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.); обобщающих понятий; действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.); признак предмета (цвет, величина, форма и др.); признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.); признак (я, он, мой, твой и др.); число, количество предметов (пять, второй и др.); взаимосвязь слов в предложении(в,       на, под, из, из-за и др.). Понимание слов, использование графического, предметного символа или мануального знака, называние (употребление) простых и сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки).

3. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики

Раздел включает в себя развитие подвижности органов артикуляционного аппарата,  мимической моторики, тонкой моторики пальцев рук и общей моторики. Выработка амплитуды движений губ, нижней челюсти и языка. Упражнения  для губ: «Заборчик» - «Хоботок» - «Бегемотик».   Для языка: «Лопатка» - «Иголка», «Лопатка»-«Трубочка», «Лопатка»-«Чашечка», «Часики», «Качели», «Дятел», «Барабан», «Пулемётик», «Кучер».Развитие изолированных движений пальцев рук в работе с мелкими предметами (прищепки, горошины, скрепки, счетные палочки). Обучение навыкам самообслуживания (шнуровки, завязывание узлов). Мозаика. Лепка, штриховка, рисование по пунктиру. Пальчиковые игры, массаж пальцев. Элементы крупотерапии: пересыпание крупы пальцами, переминание, рисование на манке букв. Катание игольчатого шарика (Суджок терапия). Учить ловить и бросать мяч, прыгать на двух ногах, имитировать движения в соответствии с лексической темой (движения животных, трудовые действия и т.д.)

4. Формирование фонематического слуха, развитие функций голоса и речевого дыхания.

Раздел включает в себя развитие умения узнавать  неречевые и речевые звуки, активизацию целенаправленного ротового выдоха, увеличение объёма дыхания и ознакомление с некоторыми характеристиками силы голоса. Упражнения, направленные на выработку плавной, широкой воздушной струи: «Футбол», «Паровозик гудит», «Прокати карандаш», поддувание снежинок, сдувание бабочки с цветка. Надувание воздушного шарика, вертушка. Игра на губной гармошке, дудочке, свистульках.

5. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.

Задачами данного раздела являются: создание условий, обеспечивающих мотивацию к речевому общению, стимулирование речевой активности, развитие речевого подражания, вызывание звукоподражаний и формирование на их основе слогов, слов, словосочетаний, предложений; корригирование звукопроизношения и звуко – слоговой структуры слова.

6. Формирование психологической базы речи 

Раздел включает в себя развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребенка В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Классификация предметов, упражнения: «Разложи предметы», «Четвертый лишний», «Найди четвертого», аналогии – закономерности. Упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Найди отличия на картинках», «Подчеркнуть в ряду букв заданную букву». Использование в коррекционной работе кубиков «Сложи по образцу», «Танграм»… 

7. Формирование графомоторных навыков

Раздел включает формирование умения изображать предметный рисунок и знакомство с написанием букв, дифференциацию понятий «звук» - «буква», формирование навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

Ожидаемые результаты освоения программы

Основным ожидаемым результатом является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач.

У обучающихся будут сформированы:

  1. Потребность в коммуникации.
  2. Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм.
  3. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
  • использовать предметы для выражения потребностей путем указания на них жестом;
  • использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи сообщений;
  • использовать графические изображения (пиктограммы) объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
  1. Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  2. Умение использовать вербальные средства коммуникации.

Основные требования к умениям учащихся

Обучающиеся должны уметь: 

- понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм и тд.;

- уметь использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, пиктограммы, коммуникативные тетрадями;

- уметь использовать вербальные средства общения (слово);

- уметь использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях;

- понимать слова, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.);

- уметь различать звуки окружающей действительности;

- уметь различать речевые и неречевые звуки;

- уметь подражать речевые звуки;

- выполнять задания по словесной инструкции учителя;

- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

- уметь выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

- уметь выполнять развивающие упражнения для рук;

- уметь выполнять графические упражнения.

Программа коррекционно-логопедической работы реализуется на индивидуальных логопедических занятиях в период с 15 сентября по 15 мая. Срок реализации программы – 1 год.

Коррекционно-развивающий материал в рассчитан на 34 учебных недель, всего 74 часа, из них 8 часов на диагностику, 2 часа в неделю. Планируются индивидуальные занятия.

Общие требования к организации занятий:

- направленность коррекционных занятий на восполнение пробелов в развитии;

- формирование готовности к овладению учебным материалом;

- деятельностный характер занятия;

- широкое применение разнообразных наглядных опор и игровых приемов;

- обязательным элементом каждого занятия является проведение не менее двух динамических пауз (артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики);

- профилактическая гимнастика для повышения остроты зрения;

- самомассаж пальцев и кистей рук; пальчиковая гимнастика.

 

Календарно-тематический план по коррекции СНР тяжелой степени

дата

Формирование понимания и использования верб  и неверб компонентов коммуникации

Лексико-грамматическое обогащение импрессивной, экспрессивной речи  

Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики

Формирование фонематич. Слуха, разв-ие функ. Голоса и  речевого выдоха

Формирование психологической базы речи

Формирование звукопроизносительных навыков

Формирование графо-моторных  навыков

Обследование речи на начало учебного года

Формировать указательный жест

И\у «Ку-ку, где ты?»

«Части тела» Половая принадлежность.Покажи где у тебя (у меня) голова , затылок, лоб, глаз, нос, рот, ухо, шея, грудь, живот, спина, ноги, колено, стопа, пальцы, пятка, рука, палец.  Брать, класть, ходить, бегать, прыгать. Высокий, низкий, толстый, худой, молодой, старый. Расположение частей тела (вверху, внизу, впереди, сзади)

П\и «Вперед 4 шага»

А\г «Надули шеки». Артикуляция звука[А]

И\у «Посмотри на меня  - я говорю»

Р\в  «Жарко пальчикам»

Знакомство с шаром

Выбери все шары

Вызывание произношения звука  [А]

«Карандаш – мой друг» (удерживаем карандаш)

Произношение звука  [А]

И\у «Я тебя зову»

Р\в  «Жарко пальчикам»

Рисуем круг

Пишем букву А

Формировать указательный жест

Игра «Ку-ку, где ты?»

«Части тела» рука пальцы ноготь, ладонь, нога, колено, спина, живот, плечо, локоть, ступня, пятка, грудь, бровь, лоб, висок, затылок, прическа, челка, усы, борода, ресницы, здоровье, закалка; чесать,  расчесывать, улыбаться, стриженый, рыжеволосый, светловолосый, темноволосый, синеглазый, кареглазый, зеленоглазый, сероглазый, лохматый, кудрявый. Расположение частей тела (правя, левая  стороны)

А\г «Змейка»

О\м ««Хлопаем –

топаем»

П\г «Сорока»

И\у «Угадай, я хлопаю или топаю». Повтори

Р\в «Мыльные пузыри»

Классификация шаров по величине

Повторение артикуляции звука  [А]

Рисуем круг

Пишем букву А

Закрепление артикуляции звука  [А]

Знакомство с жестами-отрицаниями.

«Семья» Мама, папа, бабушка, дедушка, сын , дочь. Мама готовит еду, стирает, гладит, подметает, папа смотрит телевизор, бабушка вяжет носки, дедушка читает книгу, дети играют. Признаки – мой, моя, моё

А\г «Змейка». П\г «Какая у нас семья большая» О\м «Что делает мама?» (имитация)

И\у «Музыкальные инструменты» (знакомство)

Р\в «Устали руки»

Классификация шаров по цвету

Вызывание произношения звука  [О]

Рисуем круг

Пишем букву О

Произношение звука  [О]

Упражнение в употреблении жестов – отрицаний

 «Времена года. Осень».Солнце плохо греет, идет дождь, стало холодно, листья пожелтели и опали, люди надели куртки  шапки, сапоги

А\г«Лопаточка».

П\г «Кап-кап».

О\м «Ветер дует мне в лицо»

И\у «Что звучало?» (колокольчик, бубен, барабан).

Р\в «Листочки летят»

Знакомство с кубиком

Выбери все кубики

Повторение артикуляции звука  [О]

Рисуем «Солнышко»

Пишем букву О

Закрепление

артикуляции звука  [О]

Знакомство с жестами-утверждениями.

 «Овощи» морковь, капуста, свекла, помидор, лук, горох, огурец, , кабачок, тыква, перец, картофель; расти, поливать, копать, выкапывать, сеять, полоть, сажать,

А\г «Улыбочка»

П\г«Повар».

О\м «Собираем урожай» имитац движений копаем картошку

И\у «Что звучало?» (колокольчик, бубен, барабан).

Р\в «Горячий суп»

Классификация кубиков по величине

Вызывание произношения звука  [И]

Рисуем «Дождь»

Пишем букву И

Упражнение в применении жестов-утверждений.

Классификация кубиков и шариков

Произношение звука  [И]

Закрепление применении жестов-утверждений.

 «Фрукты» апельсин, ананас, банан, груша, вишня, лимон, яблоко, мандарин; расти, цвести, зреть, сочный, вкусный, сахарный, ароматный.

А\г «Вкусное варенье».

П\г самомассаж пальцев с помощью грецкого ореха

О\м «Достань яблоко» (прыжки на 2 ногах

И\у «Что звучало?» (колокольчик, бубен, барабан).

Р\в «Попади в карзинку» (дуть на шарик)

И\у «Чудесный мешочек» (Овощи и фрукты, что взял покажи на картинке)

Повторение артикуляции звука  [И]

Рисуем «Дорожки», «Корзина с яблоками»

Пишем букву И

Игра «Да – нет».

Закрепление артикуляции звука  [И]

Игра «Привет! Пока!»

«Дикие животные»: волк, заяц, еж, медведь, лось, лиса, кабан,

А\г «Трубочка»

П\г  «Зайчик»

О\м «Прогулка по лесу» (имитац движ животных)

И\у «Угодай по голосу» (волк у-у-у, еж – ф-ф-ф)

 Р\в «Ветер в лесу»

И\у «Мама и сынок» (большой – маленький)

Вызывание произношения звука  [У]

Рисуем «Зайчик» (голова)

Пишем букву У

Повторение игры «Привет! Пока!»

Произношение звука  [У]

Повторение игры «Привет! Пока!»

«Дикие животные» хвост, рога, лапы, копыта, ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить; колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, бурый, косолапый, длинноухий.

А\г «Трубочка»

П\г  «Вышли зайчики гулять»»

О\м «Прогулка по лесу» (имитац движ животных)

И\у «Угодай по голосу» (волк у-у-у, еж – ф-ф-ф)

Р\в «Ветер в лесу»

И\у «Мама и сынок» (большой – маленький)

Повторение артикуляции звука  [У]

Рисуем «Зайчик» (голова)

Пишем букву У

Закрепление игры «Привет! Пока!»

Закрепление артикуляции звука  [У]

Игра  «Кати, бросай»

«Игрушки» машинка, кукла, мишка, кубики, мяч, пирамидка, играть, собирать, пинать, кормить, катать, деревянная, пластмассовая, резиновая.  Использование предлогов : в,на, под, из, за, впереди, сзади, справа, слева

А\г «Качели».

П\г «Надуем шарик)

О\м «Мяч» (катать, бросать)

И\у «Кто плачет?»

Р\в «Надуй шарик»,

Собираем пирамидку с учетом величины

«большой маленький» на картинке

Упражнение на звукоподражание АУ, ОА

Рисуем «Кубик» (квадрат)

Пишем буквы А,О,У

Закрепление игры «Кати, бросай»

Повторение упражнения на звукоподражание АУ, ОА

Игра «На, дай предмет»

«Музыкальные инструменты» барабан, дудочка, колокольчик, скрипка, пианино, гитара, играть, петь, танцевать, музыка, громкая, тихая, веселая, грустная.

А\г «Трубочка - улыбка»

П\г «Сидит ворон на дубу он играет во трубу»

О\м «Марш по барабанную дробь»

И\У «Угадай, что звучит?»

Р\в  «Играем на дудочке

И\у «Половинки» (2-х (3-х) составные разрезные картинки игрушек)

Знакомство с треугольной призмой «Крыша»

Вызывание произношения и артикуляция согласного звука  [Д] произношение слогов ДА, ДУ

Рисуем «Колокольчик» (треугольник)

Пишем букву Д

Повторение игры «На, дай предмет»

Закрепление

артикуляции звука  [Д] произношение слогов ДА, ДУ

Повторение игры «На, дай предмет»

«Домашние животные»: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, пес, бык, их детеныши»: котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята, крольчат; мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, , кусаться,

А\г «Накажем непослушный язычок»

П\г «Кошка»

О\м «Корова бодается», «Я собака» (ходьба на четвереньках)

И\у «Чей голос?»

Р\в «Остужаем корм»

Вкладыши геометрические формы

Вызывание произношения и артикуляция согласного звука  [М] произношение слогов МА, МУ, АМ, мяу

Рисуем «Конь» (целого)

Пишем букву М

Закрепление игры «На, дай предмет»

Закрепление артикуляции звука  [М], произношение слогов МА, МУ,АМ, мяу

Игра «Выполни команду» (Сядь, спрячь, спишь, ешь)

«Домашние животные» копыта, грива, рога, будка, сарай, охраняет, ловит мышей, дает молоко, мясо, шерсть возит телегу, сено, кость

А\г «Трубочка - улыбка»

П\г «Собака»

О\м «Лошадка» имитац движ

И\у «Чей голос?»

Р\в «Остужаем корм»

И\у «Конь» (4-х составные разрезные картинки)

Упражнение на звукоподражание

ИА, И-ГО-ГО

Рисуем «Кот» (целого)

Пишем букву И, слово ИА

Повторение игры «Выполни команду» (Сядь, спрячь, спишь, ешь)

Повторение упражнения на звукоподражание ИА, И-ГО-ГО

Повторение игры «Выполни команду» (Сядь, спрячь, спишь, ешь)

«Домашние птицы» курица, петух, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, клюв, лапки, крылья, перья, клювать, плавать, кукарекать, откладывать, высиживать яйца, птенцы.

А\г «Покажи и спрячь язык».

П\г  «Петушок золотой гребешок»»

О\м  «Птичий двор» имит движ

И\у «Чей голос?» (запись)

Р/в «Легкое перышко»

Знакомство с треугольником

« Один – много» (жесты) и на каринке

Вызывание произношения и артикуляция согласного звука  [К] произношение слогов КА, КО, КУ КРЯ, КЛЮ

Рисуем «Птица» (целую)

Пишем букву К

Закрепление игры «Выполни команду» (Сядь, спрячь, спишь, ешь)

Закрепление

артикуляции звука  [К] произношение слогов КА, КО, КУ КРЯ, КЛЮ

Упражнение в применении жестов – просьбы (Пить, кушать, туалет)

Зимующие птицы»: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел; летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать, стрекотать, ворковать; красногрудый, перелетные

А/г «Покажи и спрячь язык».

П/г - самомассаж пальцев с помощью, карандаша

О/м «Ворона» имит дв

И\у «Чей голос?» (запись)

Р/в «Легкое перышко»

И\у  «Птичий базар» (ориентировка на листе, размещение картинок птиц)

Вызывание произношения и артикуляция согласного звука  [Г] произношение слогов ГА, ,ГУЛЯ, КАР

Рисуем «Корм в кормушке»

Пишем букву Г

Повторение упражнения в применении жестов- просьбы (Пить, кушать, туалет)

Закрепление

артикуляции звука  [Г] произношение слогов ГА, ГУЛЯ, КАР

Повторение упражнения в применении жестов- просьбы (Пить, кушать, туалет)

«Зима»: мороз, холод, ветер, снег, лед, снежинка, снегопад, льдинка, , узор, вьюга; идти, падать, лететь, таять, замерзать, выпадать, раздевать, одевать, надевать; ледовый, белый, легкий, пушистый, холодный, зимний, морозный,

А/г «Чистим зубы», «Накажем непослушный язычок»

П/г «Заяц и колечко»

О/м «Мышиная зарядка» (выполнять движения по инструкции)

И\у «Что звучало?» (колокольчик, бубен, барабан).

Р\в «Вьюга»

Поддувание снежинок

Основные цвета И\у «Спряч мышь»

«Шубка  зверей» (прищепки по цвету)

Вызывание произношения и артикуляция согласного звука  [П] произношение слогов ПА, ПИ,ПЯ

Рисуем «Мышь» (целую)

Пишем букву П

Закрепление применении жестов – просьбы (Пить, кушать, туалет)

Закрепление

артикуляции звука  [П] произношение слогов ПА, ПИ,ПЯ

Жесты – действия: шить, стирать, гладить, сушить

«ОДЕЖДА» шуба, пальто, варежки, сапоги, валенки, шапка развязывать, завязывать, расстегивать, застегивать, расшнуровывать, зашнуровывать,

Теплая, пушистая, мягкая

А/г «Маляр»

П/г «Пуговицы» (застегивание и расстегивание пуговиц)

О/м «Мяч» (катать, бросать)

И\у «Что звучало?» (колокольчик, бубен, барабан).

Р\в «Красивая шапка» (дуем на ворсинки)

И\у «Зимняя одежда» (выбрать зимнюю одежду)

Вызывание произношения и артикуляция согласного звука  [Ш] произношение слогов ША, ШИ,ШУ

Рисуем «Красивая шуба» (украшаем геомтрич фигурами)

Пишем букву Ш

Упражнения в применении жестов – действий. (шить, стирать, гладить, сушить)

Закрепление

артикуляции звука  [Ш] произношение слогов ША, ШИ,ШУ

Жесты – действия (копать, пилить, забивать, рубить)

«ДОМ , СТРОЙКА» пол, стены крыша, окно, труба, крыльцо, строить, красить, жить, подъемный кран, грузовик, бульдозер, трактор, экскаватор, высокий, многоэтажный, деревянный, кирпичный

А/г «Паровозик»

П/г «Дом»

О/м «Маляр» (красит стену)

И\у «Чей мотор?»

Р/в  «Дым»

И/у «»построй дом» (из строит материала)

«Матрешка» (кто в доме живет)

Вызывание произношения и артикуляция согласного звука  [Т] произношение слогов ТА, ТИК-ТАК

Рисуем «Дом» Пишем букву Т

Упражнения в применении жестов – действий. (копать, пилить, забивать, рубить)

Закрепление

артикуляции звука  [Т] произношение слогов ТА, ТИК-ТАК

Повторение упражнения в применении жестов – действий. (копать, пилить, забивать, рубить)

«Инструменты» лопата, топор, молоток, пила, дрель, кисточка, отвертка, капать, пилить, сверлить, прибивать, острые, металлические.

А/г «Чистим зубы»

П/г «Здравствуйте»

О/м  «Мастер» имит движ

И/У «Угадай инструмент по звуку»

И/у «Громко –тихо»

И\у «Что перепутал художник?»

 

Вызывание произношения и артикуляция согласного звука  [Б]  произношение слогов ТА, ТУК, БАХ, БУХ

Рисуем «Молоток» Пишем букву Б

Закрепление использования жестов – действий. (копать, пилить, забивать, рубить)

Закрепление артикуляции звука  [Б] произношение слогов ТА, ТУК, БАХ, БУХ

Упражнение в применении жестов – просьбы (Пить, кушать, туалет)

«ПОСУДА» «Посуда»: сервиз, тарелка, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож, чайник, поварешка, кастрюля, сковорода, дуршлаг, скалка, противень, миска, вкус, запах, кухонный, столовый, чайный, глубокий, мелкий, чайный, теплый, холодный, горячий. Использование предлогов : в,на, под, из, за, впереди, сзади, справа, слева

А/г «Лопаточка – иголочка»

П/Г лепить из пластелина «чашка»

О\м «Помощник» -имит движ –мыть посуду

И\у «Угадай чей голос»

Р\в «Чайник закипел»-

И/у «Чаепитие» (классификация посуды на  чайную, столовую, кухонную)

И/у «Недостающие детали» (в посуде)

Вызывание произношения и артикуляция согласного звука  [Ф] произношение слогов ФА, ФУ, ФИ, уф-уф

Рисуем «Чайник» (дорисовать детали чайника)

Пишем букву Ф

Повторение упражнения в применении жестов- просьбы (Пить, кушать, туалет)

Закрепление артикуляции звука [Ф] произношение слогов ФА, ФУ, ФИ, уф-уф

Повторение упражнения в применении жестов- просьбы (Пить, кушать, туалет)

«ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ» молоко, масло, сыр, йогурт, кефир, колбаса, мясо, котлета, сосиска, хлеб, булка, пирог, пирожное, компот, варенье, конфета, каша, суп, салат, крупа, аромат; накрывать, готовить, мыть, жарить, варить, тушить, кипятить, греть, взбивать, мазать, печь, отрезать, нарезать, остудить, подогреть; молочный, мясной, хлебобулочный, сливочный, растительный, копченый, сладкий, соленый, кислый, жирный, вкусный,

А/г «Змейка»

П/г лепить из пластелина «Колачик»

О\м физминутка «Посуда»

И\у поймай звук [Х]

Р\в « Горячий пирожок»

И\у «Из чего сделаны продукты»

И/у «Съедобное, не съдобное»

Вызывание произношения и артикуляция согласного звука  [Х], произношение слогов ХА, ХУ, ХИ,

Рисуем «Бублик»

Пишем букву Х

Закрепление применении жестов – просьбы (Пить, кушать, туалет)

Закрепление артикуляции звука [Х], произношение слогов ХА, ХУ, ХИ,

Упражнение – узнавать, применять положительные эмоции – на лице радость.

«МЕБЕЛЬ» диван , кресло, стол, шкаф, полка, тумбочка, брать, спать, сидеть, лежать, мягкая, книжный, плательный, посудный. Использование предлогов : в,на, под, из, за, впереди, сзади, справа, слева

А\г «Накажем язычок»

П/г  «Стол», «Стул

О\м Где спрятался кот» (наклоны и приседания)

И/у «Поймай звук» - [С]

Р\в «Сдуваем опилки»

И/у «В гостях у куклы» -схема расстановки мебели из геометрич фигур

Вызывание произношения и артикуляция согласного звука  [С], произношение слогов СА, СУ, СИ, СО

Рисуем «Шкаф»

Пишем букву С

Закрепление артикуляции звука [С], произношение слогов СА, СУ, СИ, СО

Упражнение – узнавать, применять эмоции грусти – на лице грусть.

«ТРАНСПОРТ» машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, шофер, остановка, вокзал, кондуктор, билет, аэропорт, пристань, рельсы, электричка, трасса, такси, велосипед, мотоцикл; ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, тормозить; быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, водный, железнодорожный.

А/г «Чистим зубы»

П/г «Самолет»

О/м «Путешествие» имт движен

И/у «Узнай транспорт» (аудиозвуки)

Р/в «Длинный сигнал», свистульки.

Знакомство с прямоугольником, сравнение с кирпичом

И\у «Что плывет, летит, едит?»

Вызывание произношения и артикуляция согласного звука  [Т] [Б] произношение слогов БА, БУ, БИ буль-буль, ТУ-ТУ

Рисуем «Поезд»

Пишем буквы Т,Б

Закрепление

артикуляции звука  [Б] [Т] произношение слогов БА, БУ, БИ, буль-буль, ТУ-ТУ

Упражнение – узнавать, применять эмоции удивления.

«ТРАНСПОРТ» Правила дорожного движения»: колесо, руль, дверца, стекло, дорога, пешеход, улица, переход, фара, светофор, кабина, поворот, кузов, кабина; подходить, останавливаться, пропускать, перебегать; скорая, пожарная, милицейская

А/г «Чистим зубы»

П/г самомассаж пальцев с помощью, карандаша

О/м «Путешествие» имт движен

И/у «Узнай транспорт» (аудиозвуки)

И/у «Поймай звук [Ц]»  открываются в автобусе дверь

Р/в «Колесо спускает [Ц]»

И/у «Недостающие детали»

Вызывание произношения и артикуляция согласного звука  [Ц] произношение слогов ЦА, ЦУ, ЦИ

Рисуем «Грузовик»

Пишем букву Ц

Закрепление

артикуляции звука  [[Ц] произношение слогов ЦА, ЦУ, ЦИ

Упражнение – узнавать, применять эмоции страха

«ПРОФЕССИИ» врач, повар, швея, продавец, парикмахер,  шприц, таблетки, ножницы, игла , нитки, учитель, лечить, варить, шить, учить, вкусная, красивая, здоровая

А/г «Вкусное варенье»

П/г «Ножницы»

О/м «Угадай у кого я был?»  имт проф действий

И/у «Угодай инструмент» (аудио запись)

Р/в «Горячий суп»

И/у «Чей инструмент»

И\у «Что перепутал художник?»

Вызывание произношения и артикуляция согласного звука  [З] произношение слогов ЗА, ЗУ, ЗИ ЗЫ

Рисуем «Колпак повара»

Пишем букву З

Закрепление

артикуляции звука  [З] произношение слогов ЗА, ЗУ, ЗИ ЗЫ

Упражнение – узнавать, применять эмоции стеснения

«ВЕСНА» Первые цветы»: первоцвет, ледоход, лужа, сосулька, капель, проталина, ручей, верба, почка, подснежник, таять, греть, расцветать, распускаться, набухать, пахнуть; яркий, рыхлый, мелкий, душистый, гладкий, хрупкий, нежный.

А/г «Маляр»

П/г «Капель»

О/м «Дерево распускается» - пантомима

И/у «послушай капель»

Р\в «Ветер»

И/у «Что сначало, что потом» куда делся снеговик

Вызывание произношения и артикуляция согласного звука  [В] произношение слогов ВА, ВУ,ВИ ВЫ

Рисуем «Кораблик»

Пишем букву В

Закрепление

артикуляции звука  [В] произношение слогов ВА, ВУ,ВИ ВЫ

Упражнение – узнавать, применять отрицательные эмоции – на лице злость.

«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» грач, скворец; весна, гнездо, яйца, червяк птенцы, прилетели вьют, откладывают, высиживают, поют, кормят, маленькие , красивые, голые

А/г «Маляр»

П/г «Покорми птенцов»

О/м «Полетели»  имит действий

И/У «Кто поет?»

Р/в «Дуем на перо»

И/у  разрезные картинки

Вызывание произношения и артикуляция согласного звука  [Ч] произношение слогов ЧА, ЧУ, ЧИК

Рисуем «Гнездо на дереве»

Пишем букву Ч

Закрепление

артикуляции звука  [Ч] произношение слогов ЧА, ЧУ, ЧИК

Упражнение – узнавать, применять эмоции стыда

«Труд людей весной»: лопата, грабли, теплица, грядка, огород, сад, клумба, семена, саженцы, рассада, посадка, поле, трактор, тракторист, лейка, парник; сажать, сеять, поливать, белить, обрезать, удобрять, копать; ранний, поздний.

А/г «Вкусное варенье»

П/г «Моя семья»

О/м «Труд в огороде»  имит действий

И/у «Найди такой же» шумелки.

Р/в «Дворник подметает [Щ]»

И\у «Собери узор» (кубики Никитина)

Вызывание произношения и артикуляция согласного звука  [Щ] произношение слогов ЩА, ЩУ, ЩИ

Рисуем «Метла»

Пишем букву Щ

Закрепление

артикуляции звука  [Щ] произношение слогов ЩА, ЩУ, ЩИ

Упражнение – узнавать, применять эмоции сонливости.

НАСЕКОМЫЕ» жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, паук, муха, гусеница, бабочка, летать, ползать, прыгать, плести, полосатый, надоедливый, трудолюбивый, веселый, звонкий.  

А/г «Вкусное варенье»

П/г «жук»

О/м «Я кузнечик»  имит действий

И/у «Угадай кто это?»

Р\в «Я жук», сдувание бабочки с цветка.

И/у «Кем будет?» (гусеница, яйцо, куколка)

И/у «Угадай по описанию»

Вызывание произношения и артикуляция согласного звука  [Ж] произношение слогов ЖА, ЖУ, ЖИ

Рисуем «Божья коровка»

Пишем букву Ж

Закрепление артикуляции звука [Ж] произношение слогов ЖА, ЖУ, ЖИ

Практическое использование выученных жестов

«ЛЕТО, КАНИКУЛЫ» жарко, цветы, речка, велосипед, кепка, отдыхать, купаться, ездить, рвать, гулять, солнечный, теплый, зеленый, красивый, радостный.

А/г «Вкусное варенье»

П/г «жук»

О/м «Я кузнечик»  имит действий

И/у «Найди такой же» шумелки.

Р\в «Сдуем лепестки», дудочка

И/у «Бывает, не бывает»

Вызывание произношения и артикуляция согласного звука  [Л] произношение слогов ЛА, ЛУ, ЛИ

Рисуем «Цветок»

Пишем букву Л

Закрепление артикуляции звука [[Л] произношение слогов ЛА, ЛУ, ЛИ

Система контроля и оценки предметных результатов

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. В индивидуальной речевой карте каждого обучающегося обозначается динамика речевого развития: отрицательная, положительная, статичная. Контроль уровня речевого развития проходит в форме устного опроса и письменных работ.  


Программно-методическое обеспечение

  1. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
  2. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –  М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
  3. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:,  «Просвещение» , 1981 г.
  4. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
  5. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.
  6. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
  7. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.
  8. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
  9. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
  10. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
  11. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
  12. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
  13. Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.
  14. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
  15. Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М:, «Творческий Центр Сфера»,  2008 г.
  16. Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
  17. Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
  18. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.

Литература, используемая  учителем – логопедом в работе над программой.

  1. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
  2. Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.
  3. Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос», 1998 г.
  4. Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.
  5. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Профилактика аграмматической дисграфии и дислексии у младших школьников с системным недоразвитием речи средней степени».

В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в коррекционную школу VIII вида учащихся вторых-третьих классов, имеющих значительное недоразвитие грамматического ст...

«Развитие мелкой моторики как средство коррекции системного недоразвития речи детей со сложной структурой дефекта»

С каждым годом возрастает число детей с умеренной умственной отсталостью. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Одним из немаловажных аспектов развития детей с...

Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС, содержит пояснительную записку, цели, задачи, место курса в учебном плане, формы организации учебного процесса, требования к уровню подготовки учащи...

Программа коррекционного курса "Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у обучающихся 7 класса с умеренной умственной отсталостью".

Программа коррекционного курса составлена на основе программы «Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у обучающихся специальных классов». Содержание разработано с учётом &l...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с системным недоразвитием речи легкой степени, обусловленным умеренной (глубокой) умственной отсталостью

Коррекционно-развивающее занятие на формирование лексико-грамматического строя речи предназначено для детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи средней степени, обусловленным ум...