Адаптированная рабочая программа по коррекции системного недоразвития речи тяжелой степени
рабочая программа по логопедии
Адаптированная рабочая программа по коррекции системного недоразвития речи тяжелой степени
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snr_tyazh_st_tyazh.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедической работы с детьми с тяжелой степенью СНР составлена на основе следующих документов:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Постановления от 10 июля 2015 года № 26Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. (АООП) (вариант 2)
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 АООП характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, системное недоразвитие речи выраженное в различной степени тяжести, возможно и в сочетании с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы.
У детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, что требует для большей части обучающихся использования разнообразных невербальных (альтернативных) средств коммуникации (жеста, мимики, системы символов, пиктограмм). При этом обучение выстраивается таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. Использование невербальных средств общения станет обходным путем в организации и успешной социализации в обществе.
Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной (альтернативной) коммуникации и умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи программы:
1) Создать условия, обеспечивающие мотивацию к общению, стимулирование коммуникативной активности исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2) Учить детей овладевать и пользоваться доступными вербальными и невербальными (альтернативными) средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту задач.
3) Развивать речь как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.
4) Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного развития.
Требования к результатам:
- личностные, включающие сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
- предметные, включающие освоение обучающимися в ходе изучения учебного материала опыта специфичного для данной предметной области, деятельности по получению нового знания и его применению.
Программа рассчитана для не говорящих обучающихся и имеющих нарушения произношения и лексико-грамматического строя речи. Программа имеет методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип сотрудничества с семьей - признание семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество;
- принцип гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути);
- принцип поэтапного формирования умственных действий;
- принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития»;
-принцип системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- принцип непрерывности – обеспечения, проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности;
- принцип комплексности - воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений.
Направления коррекционной работы:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях специального коррекционного образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях специального коррекционного образовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условиях обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Содержание
Программа представлена следующими разделами:
1. Формирование понимания и использования вербальных и невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации
- вербальные компоненты коммуникации: звуки, слова, предложения
- невербальные (альтернативных) компоненты коммуникации: движения собственного тела, взгляд, жесты, мимика, таблицы, книги, электронные устройства, графические символы или картинки звучащие предметы.
В данном разделе ведется работа по формированию у обучающихся потребности к общению, установления эмоционального и зрительного контакта, слушать обращенную речь, Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение к себе внимания. Выражение своих желаний. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия (несогласия). Выражение благодарности. Ответы на вопросы. Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему. Прощание с собеседником. Понимать простые и сложные инструкции. При этом ведущим способом обучения является совместная деятельность и подражание.
2. Лексико-грамматическое обогащение импрессивной, экспрессивной речи
В раздел входит формирование, обогащение и активизация словарного запаса, формирование и развитие связной речи. Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Понимание слов, использование графического, предметного символа или мануального знака, называние (употребление) слов, обозначающих: предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.); обобщающих понятий; действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.); признак предмета (цвет, величина, форма и др.); признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.); признак (я, он, мой, твой и др.); число, количество предметов (пять, второй и др.); взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание слов, использование графического, предметного символа или мануального знака, называние (употребление) простых и сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки).
3. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
Раздел включает в себя развитие подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической моторики, тонкой моторики пальцев рук и общей моторики. Выработка амплитуды движений губ, нижней челюсти и языка. Упражнения для губ: «Заборчик» - «Хоботок» - «Бегемотик». Для языка: «Лопатка» - «Иголка», «Лопатка»-«Трубочка», «Лопатка»-«Чашечка», «Часики», «Качели», «Дятел», «Барабан», «Пулемётик», «Кучер».Развитие изолированных движений пальцев рук в работе с мелкими предметами (прищепки, горошины, скрепки, счетные палочки). Обучение навыкам самообслуживания (шнуровки, завязывание узлов). Мозаика. Лепка, штриховка, рисование по пунктиру. Пальчиковые игры, массаж пальцев. Элементы крупотерапии: пересыпание крупы пальцами, переминание, рисование на манке букв. Катание игольчатого шарика (Суджок терапия). Учить ловить и бросать мяч, прыгать на двух ногах, имитировать движения в соответствии с лексической темой (движения животных, трудовые действия и т.д.)
4. Формирование фонематического слуха, развитие функций голоса и речевого дыхания.
Раздел включает в себя развитие умения узнавать неречевые и речевые звуки, активизацию целенаправленного ротового выдоха, увеличение объёма дыхания и ознакомление с некоторыми характеристиками силы голоса. Упражнения, направленные на выработку плавной, широкой воздушной струи: «Футбол», «Паровозик гудит», «Прокати карандаш», поддувание снежинок, сдувание бабочки с цветка. Надувание воздушного шарика, вертушка. Игра на губной гармошке, дудочке, свистульках.
5. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.
Задачами данного раздела являются: создание условий, обеспечивающих мотивацию к речевому общению, стимулирование речевой активности, развитие речевого подражания, вызывание звукоподражаний и формирование на их основе слогов, слов, словосочетаний, предложений; корригирование звукопроизношения и звуко – слоговой структуры слова.
6. Формирование психологической базы речи
Раздел включает в себя развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребенка В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Классификация предметов, упражнения: «Разложи предметы», «Четвертый лишний», «Найди четвертого», аналогии – закономерности. Упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Найди отличия на картинках», «Подчеркнуть в ряду букв заданную букву». Использование в коррекционной работе кубиков «Сложи по образцу», «Танграм»…
7. Формирование графомоторных навыков
Раздел включает формирование умения изображать предметный рисунок и знакомство с написанием букв, дифференциацию понятий «звук» - «буква», формирование навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза.
Ожидаемые результаты освоения программы
Основным ожидаемым результатом является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач.
У обучающихся будут сформированы:
- Потребность в коммуникации.
- Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использовать предметы для выражения потребностей путем указания на них жестом;
- использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи сообщений;
- использовать графические изображения (пиктограммы) объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
- Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение использовать вербальные средства коммуникации.
Основные требования к умениям учащихся
Обучающиеся должны уметь:
- понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм и тд.;
- уметь использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, пиктограммы, коммуникативные тетрадями;
- уметь использовать вербальные средства общения (слово);
- уметь использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях;
- понимать слова, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.);
- уметь различать звуки окружающей действительности;
- уметь различать речевые и неречевые звуки;
- уметь подражать речевые звуки;
- выполнять задания по словесной инструкции учителя;
- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
- уметь выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
- уметь выполнять развивающие упражнения для рук;
- уметь выполнять графические упражнения.
Программа коррекционно-логопедической работы реализуется на индивидуальных логопедических занятиях в период с 15 сентября по 15 мая. Срок реализации программы – 1 год.
Коррекционно-развивающий материал в рассчитан на 34 учебных недель, всего 74 часа, из них 8 часов на диагностику, 2 часа в неделю. Планируются индивидуальные занятия.
Общие требования к организации занятий:
- направленность коррекционных занятий на восполнение пробелов в развитии;
- формирование готовности к овладению учебным материалом;
- деятельностный характер занятия;
- широкое применение разнообразных наглядных опор и игровых приемов;
- обязательным элементом каждого занятия является проведение не менее двух динамических пауз (артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики);
- профилактическая гимнастика для повышения остроты зрения;
- самомассаж пальцев и кистей рук; пальчиковая гимнастика.
Календарно-тематический план по коррекции СНР тяжелой степени
№ | дата | Формирование понимания и использования верб и неверб компонентов коммуникации | Лексико-грамматическое обогащение импрессивной, экспрессивной речи | Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики | Формирование фонематич. Слуха, разв-ие функ. Голоса и речевого выдоха | Формирование психологической базы речи | Формирование звукопроизносительных навыков | Формирование графо-моторных навыков | |
Обследование речи на начало учебного года | |||||||||
Формировать указательный жест И\у «Ку-ку, где ты?» | «Части тела» Половая принадлежность.Покажи где у тебя (у меня) голова , затылок, лоб, глаз, нос, рот, ухо, шея, грудь, живот, спина, ноги, колено, стопа, пальцы, пятка, рука, палец. Брать, класть, ходить, бегать, прыгать. Высокий, низкий, толстый, худой, молодой, старый. Расположение частей тела (вверху, внизу, впереди, сзади) | П\и «Вперед 4 шага» А\г «Надули шеки». Артикуляция звука[А] | И\у «Посмотри на меня - я говорю» Р\в «Жарко пальчикам» | Знакомство с шаром Выбери все шары | Вызывание произношения звука [А] | «Карандаш – мой друг» (удерживаем карандаш) | |||
Произношение звука [А] | |||||||||
И\у «Я тебя зову» Р\в «Жарко пальчикам» | |||||||||
Рисуем круг Пишем букву А | |||||||||
Формировать указательный жест Игра «Ку-ку, где ты?» | «Части тела» рука пальцы ноготь, ладонь, нога, колено, спина, живот, плечо, локоть, ступня, пятка, грудь, бровь, лоб, висок, затылок, прическа, челка, усы, борода, ресницы, здоровье, закалка; чесать, расчесывать, улыбаться, стриженый, рыжеволосый, светловолосый, темноволосый, синеглазый, кареглазый, зеленоглазый, сероглазый, лохматый, кудрявый. Расположение частей тела (правя, левая стороны) | А\г «Змейка» О\м ««Хлопаем – топаем» П\г «Сорока» | И\у «Угадай, я хлопаю или топаю». Повтори Р\в «Мыльные пузыри» | Классификация шаров по величине | Повторение артикуляции звука [А] | Рисуем круг Пишем букву А | |||
Закрепление артикуляции звука [А] | |||||||||
Знакомство с жестами-отрицаниями. | «Семья» Мама, папа, бабушка, дедушка, сын , дочь. Мама готовит еду, стирает, гладит, подметает, папа смотрит телевизор, бабушка вяжет носки, дедушка читает книгу, дети играют. Признаки – мой, моя, моё | А\г «Змейка». П\г «Какая у нас семья большая» О\м «Что делает мама?» (имитация) | И\у «Музыкальные инструменты» (знакомство) Р\в «Устали руки» | Классификация шаров по цвету | Вызывание произношения звука [О] | Рисуем круг Пишем букву О | |||
Произношение звука [О] | |||||||||
Упражнение в употреблении жестов – отрицаний | «Времена года. Осень».Солнце плохо греет, идет дождь, стало холодно, листья пожелтели и опали, люди надели куртки шапки, сапоги | А\г«Лопаточка». П\г «Кап-кап». О\м «Ветер дует мне в лицо» | И\у «Что звучало?» (колокольчик, бубен, барабан). Р\в «Листочки летят» | Знакомство с кубиком Выбери все кубики | Повторение артикуляции звука [О] | Рисуем «Солнышко» Пишем букву О | |||
Закрепление артикуляции звука [О] | |||||||||
Знакомство с жестами-утверждениями. | «Овощи» морковь, капуста, свекла, помидор, лук, горох, огурец, , кабачок, тыква, перец, картофель; расти, поливать, копать, выкапывать, сеять, полоть, сажать, | А\г «Улыбочка» П\г«Повар». О\м «Собираем урожай» имитац движений копаем картошку | И\у «Что звучало?» (колокольчик, бубен, барабан). Р\в «Горячий суп» | Классификация кубиков по величине | Вызывание произношения звука [И] | Рисуем «Дождь» Пишем букву И | |||
Упражнение в применении жестов-утверждений. | Классификация кубиков и шариков | Произношение звука [И] | |||||||
Закрепление применении жестов-утверждений. | «Фрукты» апельсин, ананас, банан, груша, вишня, лимон, яблоко, мандарин; расти, цвести, зреть, сочный, вкусный, сахарный, ароматный. | А\г «Вкусное варенье». П\г самомассаж пальцев с помощью грецкого ореха О\м «Достань яблоко» (прыжки на 2 ногах | И\у «Что звучало?» (колокольчик, бубен, барабан). Р\в «Попади в карзинку» (дуть на шарик) | И\у «Чудесный мешочек» (Овощи и фрукты, что взял покажи на картинке) | Повторение артикуляции звука [И] | Рисуем «Дорожки», «Корзина с яблоками» Пишем букву И | |||
Игра «Да – нет». | Закрепление артикуляции звука [И] | ||||||||
Игра «Привет! Пока!» | «Дикие животные»: волк, заяц, еж, медведь, лось, лиса, кабан, | А\г «Трубочка» П\г «Зайчик» О\м «Прогулка по лесу» (имитац движ животных) | И\у «Угодай по голосу» (волк у-у-у, еж – ф-ф-ф) Р\в «Ветер в лесу» | И\у «Мама и сынок» (большой – маленький) | Вызывание произношения звука [У] | Рисуем «Зайчик» (голова) Пишем букву У | |||
Повторение игры «Привет! Пока!» | Произношение звука [У] | ||||||||
Повторение игры «Привет! Пока!» | «Дикие животные» хвост, рога, лапы, копыта, ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить; колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, бурый, косолапый, длинноухий. | А\г «Трубочка» П\г «Вышли зайчики гулять»» О\м «Прогулка по лесу» (имитац движ животных) | И\у «Угодай по голосу» (волк у-у-у, еж – ф-ф-ф) Р\в «Ветер в лесу» | И\у «Мама и сынок» (большой – маленький) | Повторение артикуляции звука [У] | Рисуем «Зайчик» (голова) Пишем букву У | |||
Закрепление игры «Привет! Пока!» | Закрепление артикуляции звука [У] | ||||||||
Игра «Кати, бросай» | «Игрушки» машинка, кукла, мишка, кубики, мяч, пирамидка, играть, собирать, пинать, кормить, катать, деревянная, пластмассовая, резиновая. Использование предлогов : в,на, под, из, за, впереди, сзади, справа, слева | А\г «Качели». П\г «Надуем шарик) О\м «Мяч» (катать, бросать) | И\у «Кто плачет?» Р\в «Надуй шарик», | Собираем пирамидку с учетом величины «большой маленький» на картинке | Упражнение на звукоподражание АУ, ОА | Рисуем «Кубик» (квадрат) Пишем буквы А,О,У | |||
Закрепление игры «Кати, бросай» | Повторение упражнения на звукоподражание АУ, ОА | ||||||||
Игра «На, дай предмет» | «Музыкальные инструменты» барабан, дудочка, колокольчик, скрипка, пианино, гитара, играть, петь, танцевать, музыка, громкая, тихая, веселая, грустная. | А\г «Трубочка - улыбка» П\г «Сидит ворон на дубу он играет во трубу» О\м «Марш по барабанную дробь» | И\У «Угадай, что звучит?» Р\в «Играем на дудочке | И\у «Половинки» (2-х (3-х) составные разрезные картинки игрушек) Знакомство с треугольной призмой «Крыша» | Вызывание произношения и артикуляция согласного звука [Д] произношение слогов ДА, ДУ | Рисуем «Колокольчик» (треугольник) Пишем букву Д | |||
Повторение игры «На, дай предмет» | Закрепление артикуляции звука [Д] произношение слогов ДА, ДУ | ||||||||
Повторение игры «На, дай предмет» | «Домашние животные»: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, пес, бык, их детеныши»: котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята, крольчат; мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, , кусаться, | А\г «Накажем непослушный язычок» П\г «Кошка» О\м «Корова бодается», «Я собака» (ходьба на четвереньках) | И\у «Чей голос?» Р\в «Остужаем корм» | Вкладыши геометрические формы | Вызывание произношения и артикуляция согласного звука [М] произношение слогов МА, МУ, АМ, мяу | Рисуем «Конь» (целого) Пишем букву М | |||
Закрепление игры «На, дай предмет» | Закрепление артикуляции звука [М], произношение слогов МА, МУ,АМ, мяу | ||||||||
Игра «Выполни команду» (Сядь, спрячь, спишь, ешь) | «Домашние животные» копыта, грива, рога, будка, сарай, охраняет, ловит мышей, дает молоко, мясо, шерсть возит телегу, сено, кость | А\г «Трубочка - улыбка» П\г «Собака» О\м «Лошадка» имитац движ | И\у «Чей голос?» Р\в «Остужаем корм» | И\у «Конь» (4-х составные разрезные картинки) | Упражнение на звукоподражание ИА, И-ГО-ГО | Рисуем «Кот» (целого) Пишем букву И, слово ИА | |||
Повторение игры «Выполни команду» (Сядь, спрячь, спишь, ешь) | Повторение упражнения на звукоподражание ИА, И-ГО-ГО | ||||||||
Повторение игры «Выполни команду» (Сядь, спрячь, спишь, ешь) | «Домашние птицы» курица, петух, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, клюв, лапки, крылья, перья, клювать, плавать, кукарекать, откладывать, высиживать яйца, птенцы. | А\г «Покажи и спрячь язык». П\г «Петушок золотой гребешок»» О\м «Птичий двор» имит движ | И\у «Чей голос?» (запись) Р/в «Легкое перышко» | Знакомство с треугольником « Один – много» (жесты) и на каринке | Вызывание произношения и артикуляция согласного звука [К] произношение слогов КА, КО, КУ КРЯ, КЛЮ | Рисуем «Птица» (целую) Пишем букву К | |||
Закрепление игры «Выполни команду» (Сядь, спрячь, спишь, ешь) | Закрепление артикуляции звука [К] произношение слогов КА, КО, КУ КРЯ, КЛЮ | ||||||||
Упражнение в применении жестов – просьбы (Пить, кушать, туалет) | Зимующие птицы»: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел; летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать, стрекотать, ворковать; красногрудый, перелетные | А/г «Покажи и спрячь язык». П/г - самомассаж пальцев с помощью, карандаша О/м «Ворона» имит дв | И\у «Чей голос?» (запись) Р/в «Легкое перышко» | И\у «Птичий базар» (ориентировка на листе, размещение картинок птиц) | Вызывание произношения и артикуляция согласного звука [Г] произношение слогов ГА, ,ГУЛЯ, КАР | Рисуем «Корм в кормушке» Пишем букву Г | |||
Повторение упражнения в применении жестов- просьбы (Пить, кушать, туалет) | Закрепление артикуляции звука [Г] произношение слогов ГА, ГУЛЯ, КАР | ||||||||
Повторение упражнения в применении жестов- просьбы (Пить, кушать, туалет) | «Зима»: мороз, холод, ветер, снег, лед, снежинка, снегопад, льдинка, , узор, вьюга; идти, падать, лететь, таять, замерзать, выпадать, раздевать, одевать, надевать; ледовый, белый, легкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, | А/г «Чистим зубы», «Накажем непослушный язычок» П/г «Заяц и колечко» О/м «Мышиная зарядка» (выполнять движения по инструкции) | И\у «Что звучало?» (колокольчик, бубен, барабан). Р\в «Вьюга» Поддувание снежинок | Основные цвета И\у «Спряч мышь» «Шубка зверей» (прищепки по цвету) | Вызывание произношения и артикуляция согласного звука [П] произношение слогов ПА, ПИ,ПЯ | Рисуем «Мышь» (целую) Пишем букву П | |||
Закрепление применении жестов – просьбы (Пить, кушать, туалет) | Закрепление артикуляции звука [П] произношение слогов ПА, ПИ,ПЯ | ||||||||
Жесты – действия: шить, стирать, гладить, сушить | «ОДЕЖДА» шуба, пальто, варежки, сапоги, валенки, шапка развязывать, завязывать, расстегивать, застегивать, расшнуровывать, зашнуровывать, Теплая, пушистая, мягкая | А/г «Маляр» П/г «Пуговицы» (застегивание и расстегивание пуговиц) О/м «Мяч» (катать, бросать) | И\у «Что звучало?» (колокольчик, бубен, барабан). Р\в «Красивая шапка» (дуем на ворсинки) | И\у «Зимняя одежда» (выбрать зимнюю одежду) | Вызывание произношения и артикуляция согласного звука [Ш] произношение слогов ША, ШИ,ШУ | Рисуем «Красивая шуба» (украшаем геомтрич фигурами) Пишем букву Ш | |||
Упражнения в применении жестов – действий. (шить, стирать, гладить, сушить) | Закрепление артикуляции звука [Ш] произношение слогов ША, ШИ,ШУ | ||||||||
Жесты – действия (копать, пилить, забивать, рубить) | «ДОМ , СТРОЙКА» пол, стены крыша, окно, труба, крыльцо, строить, красить, жить, подъемный кран, грузовик, бульдозер, трактор, экскаватор, высокий, многоэтажный, деревянный, кирпичный | А/г «Паровозик» П/г «Дом» О/м «Маляр» (красит стену) | И\у «Чей мотор?» Р/в «Дым» | И/у «»построй дом» (из строит материала) «Матрешка» (кто в доме живет) | Вызывание произношения и артикуляция согласного звука [Т] произношение слогов ТА, ТИК-ТАК | Рисуем «Дом» Пишем букву Т | |||
Упражнения в применении жестов – действий. (копать, пилить, забивать, рубить) | Закрепление артикуляции звука [Т] произношение слогов ТА, ТИК-ТАК | ||||||||
Повторение упражнения в применении жестов – действий. (копать, пилить, забивать, рубить) | «Инструменты» лопата, топор, молоток, пила, дрель, кисточка, отвертка, капать, пилить, сверлить, прибивать, острые, металлические. | А/г «Чистим зубы» П/г «Здравствуйте» О/м «Мастер» имит движ | И/У «Угадай инструмент по звуку» И/у «Громко –тихо» | И\у «Что перепутал художник?»
| Вызывание произношения и артикуляция согласного звука [Б] произношение слогов ТА, ТУК, БАХ, БУХ | Рисуем «Молоток» Пишем букву Б | |||
Закрепление использования жестов – действий. (копать, пилить, забивать, рубить) | Закрепление артикуляции звука [Б] произношение слогов ТА, ТУК, БАХ, БУХ | ||||||||
Упражнение в применении жестов – просьбы (Пить, кушать, туалет) | «ПОСУДА» «Посуда»: сервиз, тарелка, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож, чайник, поварешка, кастрюля, сковорода, дуршлаг, скалка, противень, миска, вкус, запах, кухонный, столовый, чайный, глубокий, мелкий, чайный, теплый, холодный, горячий. Использование предлогов : в,на, под, из, за, впереди, сзади, справа, слева | А/г «Лопаточка – иголочка» П/Г лепить из пластелина «чашка» О\м «Помощник» -имит движ –мыть посуду | И\у «Угадай чей голос» Р\в «Чайник закипел»- | И/у «Чаепитие» (классификация посуды на чайную, столовую, кухонную) И/у «Недостающие детали» (в посуде) | Вызывание произношения и артикуляция согласного звука [Ф] произношение слогов ФА, ФУ, ФИ, уф-уф | Рисуем «Чайник» (дорисовать детали чайника) Пишем букву Ф | |||
Повторение упражнения в применении жестов- просьбы (Пить, кушать, туалет) | Закрепление артикуляции звука [Ф] произношение слогов ФА, ФУ, ФИ, уф-уф | ||||||||
Повторение упражнения в применении жестов- просьбы (Пить, кушать, туалет) | «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ» молоко, масло, сыр, йогурт, кефир, колбаса, мясо, котлета, сосиска, хлеб, булка, пирог, пирожное, компот, варенье, конфета, каша, суп, салат, крупа, аромат; накрывать, готовить, мыть, жарить, варить, тушить, кипятить, греть, взбивать, мазать, печь, отрезать, нарезать, остудить, подогреть; молочный, мясной, хлебобулочный, сливочный, растительный, копченый, сладкий, соленый, кислый, жирный, вкусный, | А/г «Змейка» П/г лепить из пластелина «Колачик» О\м физминутка «Посуда» | И\у поймай звук [Х] Р\в « Горячий пирожок» | И\у «Из чего сделаны продукты» И/у «Съедобное, не съдобное» | Вызывание произношения и артикуляция согласного звука [Х], произношение слогов ХА, ХУ, ХИ, | Рисуем «Бублик» Пишем букву Х | |||
Закрепление применении жестов – просьбы (Пить, кушать, туалет) | Закрепление артикуляции звука [Х], произношение слогов ХА, ХУ, ХИ, | ||||||||
Упражнение – узнавать, применять положительные эмоции – на лице радость. | «МЕБЕЛЬ» диван , кресло, стол, шкаф, полка, тумбочка, брать, спать, сидеть, лежать, мягкая, книжный, плательный, посудный. Использование предлогов : в,на, под, из, за, впереди, сзади, справа, слева | А\г «Накажем язычок» П/г «Стол», «Стул О\м Где спрятался кот» (наклоны и приседания) | И/у «Поймай звук» - [С] Р\в «Сдуваем опилки» | И/у «В гостях у куклы» -схема расстановки мебели из геометрич фигур | Вызывание произношения и артикуляция согласного звука [С], произношение слогов СА, СУ, СИ, СО | Рисуем «Шкаф» Пишем букву С | |||
Закрепление артикуляции звука [С], произношение слогов СА, СУ, СИ, СО | |||||||||
Упражнение – узнавать, применять эмоции грусти – на лице грусть. | «ТРАНСПОРТ» машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, шофер, остановка, вокзал, кондуктор, билет, аэропорт, пристань, рельсы, электричка, трасса, такси, велосипед, мотоцикл; ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, тормозить; быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, водный, железнодорожный. | А/г «Чистим зубы» П/г «Самолет» О/м «Путешествие» имт движен | И/у «Узнай транспорт» (аудиозвуки) Р/в «Длинный сигнал», свистульки. | Знакомство с прямоугольником, сравнение с кирпичом И\у «Что плывет, летит, едит?» | Вызывание произношения и артикуляция согласного звука [Т] [Б] произношение слогов БА, БУ, БИ буль-буль, ТУ-ТУ | Рисуем «Поезд» Пишем буквы Т,Б | |||
Закрепление артикуляции звука [Б] [Т] произношение слогов БА, БУ, БИ, буль-буль, ТУ-ТУ | |||||||||
Упражнение – узнавать, применять эмоции удивления. | «ТРАНСПОРТ» Правила дорожного движения»: колесо, руль, дверца, стекло, дорога, пешеход, улица, переход, фара, светофор, кабина, поворот, кузов, кабина; подходить, останавливаться, пропускать, перебегать; скорая, пожарная, милицейская | А/г «Чистим зубы» П/г самомассаж пальцев с помощью, карандаша О/м «Путешествие» имт движен | И/у «Узнай транспорт» (аудиозвуки) И/у «Поймай звук [Ц]» открываются в автобусе дверь Р/в «Колесо спускает [Ц]» | И/у «Недостающие детали» | Вызывание произношения и артикуляция согласного звука [Ц] произношение слогов ЦА, ЦУ, ЦИ | Рисуем «Грузовик» Пишем букву Ц | |||
Закрепление артикуляции звука [[Ц] произношение слогов ЦА, ЦУ, ЦИ | |||||||||
Упражнение – узнавать, применять эмоции страха | «ПРОФЕССИИ» врач, повар, швея, продавец, парикмахер, шприц, таблетки, ножницы, игла , нитки, учитель, лечить, варить, шить, учить, вкусная, красивая, здоровая | А/г «Вкусное варенье» П/г «Ножницы» О/м «Угадай у кого я был?» имт проф действий | И/у «Угодай инструмент» (аудио запись) Р/в «Горячий суп» | И/у «Чей инструмент» И\у «Что перепутал художник?» | Вызывание произношения и артикуляция согласного звука [З] произношение слогов ЗА, ЗУ, ЗИ ЗЫ | Рисуем «Колпак повара» Пишем букву З | |||
Закрепление артикуляции звука [З] произношение слогов ЗА, ЗУ, ЗИ ЗЫ | |||||||||
Упражнение – узнавать, применять эмоции стеснения | «ВЕСНА» Первые цветы»: первоцвет, ледоход, лужа, сосулька, капель, проталина, ручей, верба, почка, подснежник, таять, греть, расцветать, распускаться, набухать, пахнуть; яркий, рыхлый, мелкий, душистый, гладкий, хрупкий, нежный. | А/г «Маляр» П/г «Капель» О/м «Дерево распускается» - пантомима | И/у «послушай капель» Р\в «Ветер» | И/у «Что сначало, что потом» куда делся снеговик | Вызывание произношения и артикуляция согласного звука [В] произношение слогов ВА, ВУ,ВИ ВЫ | Рисуем «Кораблик» Пишем букву В | |||
Закрепление артикуляции звука [В] произношение слогов ВА, ВУ,ВИ ВЫ | |||||||||
Упражнение – узнавать, применять отрицательные эмоции – на лице злость. | «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» грач, скворец; весна, гнездо, яйца, червяк птенцы, прилетели вьют, откладывают, высиживают, поют, кормят, маленькие , красивые, голые | А/г «Маляр» П/г «Покорми птенцов» О/м «Полетели» имит действий | И/У «Кто поет?» Р/в «Дуем на перо» | И/у разрезные картинки | Вызывание произношения и артикуляция согласного звука [Ч] произношение слогов ЧА, ЧУ, ЧИК | Рисуем «Гнездо на дереве» Пишем букву Ч | |||
Закрепление артикуляции звука [Ч] произношение слогов ЧА, ЧУ, ЧИК | |||||||||
Упражнение – узнавать, применять эмоции стыда | «Труд людей весной»: лопата, грабли, теплица, грядка, огород, сад, клумба, семена, саженцы, рассада, посадка, поле, трактор, тракторист, лейка, парник; сажать, сеять, поливать, белить, обрезать, удобрять, копать; ранний, поздний. | А/г «Вкусное варенье» П/г «Моя семья» О/м «Труд в огороде» имит действий | И/у «Найди такой же» шумелки. Р/в «Дворник подметает [Щ]» | И\у «Собери узор» (кубики Никитина) | Вызывание произношения и артикуляция согласного звука [Щ] произношение слогов ЩА, ЩУ, ЩИ | Рисуем «Метла» Пишем букву Щ | |||
Закрепление артикуляции звука [Щ] произношение слогов ЩА, ЩУ, ЩИ | |||||||||
Упражнение – узнавать, применять эмоции сонливости. | НАСЕКОМЫЕ» жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, паук, муха, гусеница, бабочка, летать, ползать, прыгать, плести, полосатый, надоедливый, трудолюбивый, веселый, звонкий. | А/г «Вкусное варенье» П/г «жук» О/м «Я кузнечик» имит действий | И/у «Угадай кто это?» Р\в «Я жук», сдувание бабочки с цветка. | И/у «Кем будет?» (гусеница, яйцо, куколка) И/у «Угадай по описанию» | Вызывание произношения и артикуляция согласного звука [Ж] произношение слогов ЖА, ЖУ, ЖИ | Рисуем «Божья коровка» Пишем букву Ж | |||
Закрепление артикуляции звука [Ж] произношение слогов ЖА, ЖУ, ЖИ | |||||||||
Практическое использование выученных жестов | «ЛЕТО, КАНИКУЛЫ» жарко, цветы, речка, велосипед, кепка, отдыхать, купаться, ездить, рвать, гулять, солнечный, теплый, зеленый, красивый, радостный. | А/г «Вкусное варенье» П/г «жук» О/м «Я кузнечик» имит действий | И/у «Найди такой же» шумелки. Р\в «Сдуем лепестки», дудочка | И/у «Бывает, не бывает» | Вызывание произношения и артикуляция согласного звука [Л] произношение слогов ЛА, ЛУ, ЛИ | Рисуем «Цветок» Пишем букву Л | |||
Закрепление артикуляции звука [[Л] произношение слогов ЛА, ЛУ, ЛИ |
Система контроля и оценки предметных результатов
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. В индивидуальной речевой карте каждого обучающегося обозначается динамика речевого развития: отрицательная, положительная, статичная. Контроль уровня речевого развития проходит в форме устного опроса и письменных работ.
Программно-методическое обеспечение
- Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
- Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
- Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
- Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
- Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.
- Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
- Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.
- Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
- Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
- Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
- Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
- Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
- Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.
- Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
- Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
- Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
- Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
- Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.
- Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
- Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.
- Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос», 1998 г.
- Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.
- Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «Профилактика аграмматической дисграфии и дислексии у младших школьников с системным недоразвитием речи средней степени».
В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в коррекционную школу VIII вида учащихся вторых-третьих классов, имеющих значительное недоразвитие грамматического ст...
«Развитие мелкой моторики как средство коррекции системного недоразвития речи детей со сложной структурой дефекта»
С каждым годом возрастает число детей с умеренной умственной отсталостью. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Одним из немаловажных аспектов развития детей с...
Конспект группового занятия в 1 классе (системное недоразвитие речи лёгкой степени при умственной отсталости) по формированию лексико-грамматических средств языка Тема «Транспорт».
Целью занятия является закрепление и обобщение знаний о транспорте и о видах транспорта...
Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс
Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС, содержит пояснительную записку, цели, задачи, место курса в учебном плане, формы организации учебного процесса, требования к уровню подготовки учащи...
Программа коррекционного курса "Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у обучающихся 7 класса с умеренной умственной отсталостью".
Программа коррекционного курса составлена на основе программы «Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у обучающихся специальных классов». Содержание разработано с учётом &l...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с системным недоразвитием речи легкой степени, обусловленным умеренной (глубокой) умственной отсталостью
Коррекционно-развивающее занятие на формирование лексико-грамматического строя речи предназначено для детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи средней степени, обусловленным ум...