Формирование математических представлений у детей с выраженным недоразвитием интеллекта посредством методики Монтессори.
учебно-методический материал

Ирина Ивановна Агаркова

Значимость данной работы определяется тем, что её содержание позволяет расширить и углубить научные представления об особенностях   развития математических представлений у учащихся  с выраженным недоразвитием интеллекта и показать эффективность использования дидактических материалов М. Монтессори при формировании математических представлений у детей данной категории. А так же помочь организовать педагогам образовательного учреждения, работающим с детьми с ОВЗ, систему педагогической помощи для формирования математических представлений у учащихся с выраженным нарушением интеллекта с использованием материалов М. Монтессори.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmno-metod.materialy.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

 

 

 

 

 

КГБОУ «Ачинская школа № 3»

Формирование математических представлений у детей с выраженным нарушением интеллекта посредством методики Монтессори.

   

 Программно – методические материалы.

                                                                                                     

                                                                                               

                                                                                       Составитель:

учитель – дефектолог

Агаркова И. И.

г. Ачинск.

Оглавление:

I.  Введение ______________________________________________ 3 стр.

II. Особенности развития математических представлений у

          учащихся  с выраженным нарушением интеллекта ___________ 4 стр.

     III. Возможности технологии М. Монтессори __________________ 8 стр.

     IV. Примерная программа по математике:

1. Методологическое обоснование программы ______________ 11 стр.

2. Пояснительная записка ________________________________13 стр.

3. Содержание:

   а) первый год обучения _________________________________15 стр.

   б) второй год обучения _________________________________18 стр.

   в) третий год обучения _________________________________  22 стр.

   г) четвёртый год обучения _______________________________27 стр.

V. Использованная литература _______________________________ 32 стр.

Введение.

   

      Современное  состояние учения об интеллектуальной недостаточности и повседневный опыт являются основанием утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности к обучению у них разные. Ребёнок с выраженным недоразвитием интеллекта рассматривается как личность, которая имеет те же права, что и все другие члены общества, но в силу особенностей своего индивидуального развития ему необходимо оказывать особые образовательные услуги. Научный и практический опыт показал, что создание развивающей, адаптивной, комфортной среды позитивно и качественно меняют личность особого ребёнка.

    Проблемы  потенциальных возможностей детей с выраженной умственной недостаточностью, приспособления их к жизни приобретают большую социальную значимость. Исследования развития математических представлений младших школьников с выраженным нарушением интеллекта представляют определённый интерес, так как несформированность математических представлений создаёт определённые трудности в социальной адаптации учащихся в условиях современного общества. Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь. Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться. Кроме этого, корригируются недостатки моторики ребёнка, развивается речь.

     В процессе обучения детей с выраженным нарушением интеллекта необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые, прежде всего, максимально содействовали бы развитию познавательной деятельности и явились бы действенными, практически ценными, обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности. Это относится и к формированию у детей математических представлений, которые занимают определённое место в общей системе учебно-воспитательной работы. Обучение счёту организуется на практической наглядной основе. По мысли Л. С. Выготского, “практический интеллект может явиться точкой приложения компенсации, средством выравнивания других интеллектуальных функций”.  

   Теоретическая значимость данной работы определяется тем, что её содержание позволяет расширить и углубить научные представления об особенностях   развития математических представлений у учащихся  с выраженным недоразвитием интеллекта и показать эффективность использования дидактических материалов М. Монтессори при формировании математических представлений у детей данной категории.

    Практическая значимость данной работы. Помочь организовать педагогам образовательного учреждения, работающим с детьми с ОВЗ, систему педагогической помощи для формирования математических представлений у учащихся с выраженным нарушением интеллекта с использованием материалов М. Монтессори.

     

Особенности развития математических представлений

у учащихся  с выраженным нарушением интеллекта.

   Известно, что математические знания и умения, которыми овладевают дети, являются самыми сложными. Они носят отвлечённый характер, и оперирование ими требует выполнения сложных умственных действий. Эти трудности объясняются особенностями психофизического развития данного контингента учащихся и, прежде всего, несовершенством сенсорно - перцептивной деятельности. Имея формально сохранные анализаторы как анатомо–физиологические предпосылки для получения сенсорной информации, такой ребёнок «слушает, но слышит, смотрит, но не видит» (Э. Сеген). Зачастую выраженное недоразвитие познавательной деятельности усугубляется скудностью, ограниченностью внешних впечатлений и отличается качественным своеобразием всех структурных элементов. Прежде всего, отмечается понижение активности ориентировочной деятельности; смещена система потребностей, слабость потребностей более высокого уровня (познавательной) – всё это приводит к нарушениям в овладении предметным действием. В целом, имея сохранные анализаторы, основная масса детей не умеет ими пользоваться.    

   Слабая активность восприятия приводит к тому, что учащиеся не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке. Излишняя глобальность восприятия приводит к грубому уподоблению. Например, получив задание найти похожие геометрические фигуры, ученик отбирает и квадраты, и прямоугольники, и треугольники, не видя между ними различий. Узость, фрагментарность восприятия создают определённые трудности в сравнении, в сопоставлении предметных множеств. Несформированность зрительно-пространственной ориентировки затрудняет усвоение пространственных отношений между предметами и сравнения предметов по признакам величины. Ещё одной особенностью восприятия является  его замедленный темп. Такие дети нуждаются в более длительном времени для восприятия и узнавания знакомых предметов.

   У детей данной категории, отмечает Г.В. Цикото,  возникают трудности в заданиях, в которых требуется выбрать предмет по образцу, сделать группировку, исключить “четвёртый лишний” предмет по признакам цвета, формы, величины, они не понимают смысла задания. Вся  деятельность, связанная с восприятием и воспроизведением воспринятого, характеризуется недифференцированностью,  глобальностью. Отсутствие целенаправленных приёмов – анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий – приводит к тому, что деятельность детей приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.

   М.Н. Перова (2001г.) выделяет, что другая причина трудности овладения математикой учащимися данной категории обусловлена их конкретным характером мышления. Слабость обобщения затрудняет формирование математических понятий, усвоения законов и правил.

   Наибольшие трудности возникают у детей с выраженным нарушением интеллекта при обучении их счёту. Как правило, у них не удаётся создать подлинного понятия о числе и составе числа, они механически заучивают порядковый счёт, с большим трудом овладевают конкретным счётом, а переход к отвлечённому счёту для них недоступен. На уроках элементарного счёта учащимся следует давать систему таких знаний, которые необходимы в их повседневной жизни и трудовой деятельности. Очень большие трудности обнаруживаются при решении задач. Дети не могут понять условия, не в состоянии осмыслить предложенную ситуацию. Они с трудом удерживают в памяти условие задачи, не могут установить нужных смысловых связей и соскальзывают на выполнение отдельных арифметических действий. Им доступны лишь задачи в одно действие, предлагаемые на наглядном материале, со счётом в пределах 10-ти. Однако в бытовых ситуациях они в состоянии выполнять примитивные денежные операции, пользоваться монетами.

   Обучать счёту детей с выраженным нарушением интеллекта возможно лишь на практической наглядной основе.  Учащиеся под руководством учителя выполняют манипуляции с такими конкретными предметами, как карандаши, тетради, книги, палочки, мелкие игрушки, и лишь затем   произведённые действия оформляются в словах и цифрах. Содержание задач всегда должно быть простым и понятным, взятым непосредственно из опыта детской деятельности. Уроки счёта, как отмечал  Выготский Л.С., продуктивны только в том случае, когда они тесно связаны с предметно-практической деятельностью детей, строятся на материале трудового обучения и программы социально-бытовой ориентировки.

   Свое влияние на овладение детьми математическими знаниями оказывают особенности речи детей: учащиеся с трудом понимают обращенную к ним речь, бедность словаря не всегда позволяет правильно воспринять инструкцию учителя. Контролирующая и регулирующая функции речи не позволяют учащимся подчинять свои действия словесным заданиям. Установлено неумение планировать ход выполнения задания и подбирать рациональный способ реализации плана, нарушение контроля за выполнением действий, несогласованность практической и речевой деятельности (попытка речевой регуляции действий приводит к затруднению выполнения даже хорошо автоматизированных навыков).

   Такие  исследователи, как  Дульнев Г.М.,   Власова Т.А.,   Ватажина А.А.  пишут, что многие дети совершенно не подготовлены к школьному обучению, они “не умеют учиться”, но, несмотря на значительные трудности, испытываемые детьми, и неполноту владением материала, можно констатировать, что учащиеся многое приобретают за  годы учебы.

   Учащиеся овладевают написанием цифр. Умеют к тому или иному количеству предметов подобрать табличку с соответствующей цифрой или подписать нужную цифру. Умеют записать пример и решить его. Оформление примеров, запись их в тетради вызывают большие графические трудности, так как дети слабо ориентируются на пространстве тетрадного листа, линованного в клетку. Также у детей имеются грубые нарушения развития мелкой моторики: учащиеся не могут записать цифру в одну клеточку, не понимают, где необходимо усилить нажатие на ручку, а где ослабить; имеется навык зеркального письма цифр. Однако в целом можно отметить, что большинство детей удовлетворительно овладевают навыком работы в тетради.

    Понятиями о пространстве и величине дети овладевают вполне удовлетворительно. Каждый ученик по заданию может показать названную сторону, предмет определённого размера. Почти все дети самостоятельно могут нарисовать на доске или на листе бумаги длинную и короткую линию.

    Недостаточность владения составом числа и практическим оперированием количествами свидетельствует о необходимости уделять особое внимание данному разделу программы, включая в него как можно больше дидактических игр.

     При организации коррекционно–воспитательной работы учитель о каждом ученике   должен знать:

  • какими средствами удаётся привлечь его внимание;
  • как долго можно удерживать внимание ребёнка;
  • насколько удачно он повторяет движения;
  • какие действия он повторяет самостоятельно;
  • может ли он осознанно говорить о своих действиях;
  • может ли планировать свои предстоящие действия на примитивном уровне.

    Смысл организации коррекционной работы заключается в таком воспитании, которое, по выражению Выготского Л.С., «будет забегать вперёд и подтягивать развитие ребёнка за собой».

Возможности технологии М. Монтессори.

       

                                                                                     Об огромных возможностях Ребёнка

                                                                                  немало говорили и писали великие

                                                                                        педагоги, но лишь Мария Монтессори

                                                                                         сумела подобрать ключи к его подлин-

                                                          ной безграничности.

Шалва Амонашвили 

    Пользующаяся мировым признанием и получившая широкое распространение, система Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, мощного гуманистически ориентированного педагогического течения.

    Метод Монтессори учитывает то, что ученики сильно отличаются друг от друга. И, главное - они различаются темпом развития, скоростью научения. Таким образом, главной задачей организации обучения является предоставление каждому ученику возможности работать в его собственном темпе. Именно поэтому обучающие материалы должны быть составлены таким образом, чтобы ученики могли работать самостоятельно.

    Реализация программы Монтессори позволяет нам поставить каждого ребёнка в ситуацию успеха. Установлено, что ситуация успеха обеспечивается доброжелательностью группы, учителя, с которым контактирует ребёнок.

    В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку — любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребёнок обладает врождённой потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори требовала одного - предоставить ребёнка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, самостоятельной работе. Дисциплину М. Монтессори также трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребёнком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом.

    Смысл метода заключается в том, чтобы стимулировать ребёнка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным путём, реализовать свою природу.

    Доминантой системы Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование чётко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребёнка. Совершенствуя свои умения, ребёнок приобретает чувство независимости и уверенности. Вместе с тем у него пробуждается любовь к учению и формируются мотивы для напряжённой самостоятельной познавательной деятельности. Не случайно девизом школы Монтессори являются слова: “Помоги мне сделать это самому”.

    В этой системе отсутствует соревнование детей друг с другом, их результаты никогда не сравниваются, каждый ребёнок работает сам, на своём отдельном коврике или столе, и прогресс его виден только по отношению к нему самому.

    М. Монтессори была убеждена в том, что практически любой ребёнок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. И так как не может быть умственного развития без упражнения, ни упражнения без внешнего материала, на котором можно упражняться, то необходимо среду, окружающую ребёнка обставить средствами развития и предоставить ребёнку свободу самому развиваться при их помощи. Тогда каждый ребёнок сам произведёт свой выбор и проделает с учебным материалом как раз те упражнения, которых шаг за шагом требует его умственное развитие.

   Как правило,  у   учащихся, имеющих интеллектуальные нарушения, недоразвита мелкая моторика, координация движений и тактильные ощущения.  А нарушения мелкой моторики и координации движений лишает движения точности, силы и скоординированности. Отсюда  проблемы письма, проблемы самообслуживания, а в результате - проблемы социализации.  

    Так что же даёт детям обучение по технологии Монтессори? Это развитие интереса ребёнка, который приводит его к сосредоточению на учёбе. Это сотрудничество детей, которое учит их общаться. Это сосуществование человеческого инстинкта автономности, который приводит к дисциплине и порядку. Дети с отклонениями в развитии, обучающиеся в условиях Монтессори - педагогики, проявляют значительно более низкие показатели тревожности и неуверенности в  различных жизненных нестандартных ситуациях. Они отличаются большей уравновешенностью, спокойным отношением к жизни, желанием учиться.  

   

Примерная программа по математике.

Методологическое обоснование программы.

   В основу программы положено представление М. Монтессори о том, что каждый ребёнок от рождения наделён ему одному свойственным потенциалом развития и энергией, необходимой для его раскрытия. Раскрыться этот потенциал может только в собственной деятельности. Задача учителя – предоставить возможность получения оптимального для каждого ребёнка объёма информации, усвоения и закрепления полученных знаний.

   Теоретической основой этой программы явилось концептуальное положение Л.С.Выготского о структуре дефекта и возможностях его компенсации; об индивидуальном и дифференцированном подходе  к детям в процессе коррекционной работы; о применении системного подхода к изучению аномального ребёнка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации помощи. Взаимосвязь и взаимообусловленность актуального и перспективного развития ребёнка определяют маршрут его социального продвижения, где каждый элемент воспитания образует ту или иную подсистему (коммуникативную, когнитивную и др.), которые со временем интегрируются в социально значимые умения, как результат индивидуальных возможностей и достижений.

   Цель программы: посредством методики Монтессори дать ребёнку, имеющему выраженные недоразвития интеллекта, в процессе обучения счёту систему таких знаний, умений и навыков, которые явились бы действенными, практически ценными для оптимизации психического развития и более эффективной социально – бытовой адаптации такого ребёнка в обществе.

   Задачи:

  1. Научить детей вслушиваться в слова учителя и других детей; выполнять правила поведения.
  2. Развивать подражательные способности; побуждать к активности и самостоятельности.
  3. Воспитывать желание выполнять порученное дело хорошо.
  4. Формировать добрые отношения между учителем и учеником; возбуждать интерес к занятиям.
  5. Учить приёмам предметно – практической деятельности; развивать двигательную активность и координацию движений.
  6. Выявлять возможности учащихся к обучению.
  7. Коррекция недостатков познавательной деятельности детей.

   Коррекционная работа по технологии М. Монтессори строится на следующих принципах:

  • Создание обучающей среды, которая включает в себя оборудование с учётом детских возможностей, культурных национальных традиций.
  • Наличие обучающих материалов.
  • Предоставление детям свободы во время любых занятий:

- свободы выбора материала;

            - свободы выбора продолжительности работы с материалом;

- свободы выбора места для работы;

- свободы выбора партнёра для работы;

- свободы общения с учителем или другими детьми.

  • Создание атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества.
  • Наблюдение за детьми и при необходимости оказание помощи в их самостоятельной работе.

   Основными формами коррекционной деятельности являются:

- занятия с группой детей;

- индивидуальные занятия;

- свободные занятия детей.

   Коррекционные занятия проводятся во вторую половину дня.

   Программа составлена на основе программно – методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» авторского коллектива: Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И. и др. под редакцией Бгажноковой И.М. и с опорой на образовательную программу по методу Монтессори для детей 3 – 6 лет и для классов 6 – 9 и 9 – 12 лет.

Пояснительная записка.

   Математика, являясь одним из важных предметов, готовит учащихся с отклонениями в развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Обучение математике должно носить практическую направленность, быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью с целью социальной адаптации детей.

   В младших классах необходимо пробудить интерес у учащихся к математике, к количественным изменениям, к измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических приёмов, занимательных упражнениях, создании увлекательных для детей ситуаций.

   Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить начатое дело до конца. На уроках обучения элементарным математическим знаниям в процессе выполнения практических упражнений корригируются недостатки моторики ребёнка. На таких уроках решаются и задачи воспитания, особенно таких положительных качеств как настойчивость, аккуратность, чувство товарищества, взаимопомощи.

    Развитие элементарных математических представлений в системе Монтессори осуществляется посредством сенсорного воспитания детей, которое служит базой для изучения математики. Математические Монтессори – материалы построены в тесной связи с сенсорными материалами и учитывают сенсомоторные потребности ребёнка.  Главное значение сенсорного воспитания Монтессори видела в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия. Впечатления, полученные ребёнком при его активном взаимодействии с внешним миром, дают разуму пищу для выработки абстрактных понятий. Ничто так не развивает разум ребёнка, как воспитание чувств. Совершенствование всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно – двигательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. Важной предпосылкой развития мышления является способность находить сходства и отличия предметов по некоторым качествам, различать и классифицировать предметы по форме, размеру, степени шероховатости или гладкости их поверхностей. Хорошо развитая сенсорика – основа для воспитания математического мышления.

   В процессе обучения элементарным математическим представлениям детей с выраженным нарушением интеллекта используются следующие методы и приёмы:

- совместные действия детей и взрослого;

- действия по подражанию действиям учителя;

- действия по образцу, по словесной инструкции;

- обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине;

- соотнесение натуральных предметов с объёмными и плоскостными изображениями;

- элементарные счётные действия с множествами предметов.

   Следует учитывать, что динамика формирования математических представлений у учащихся с выраженным нарушением интеллекта крайне низкая, поэтому увеличение и усложнение изучаемого материала происходит очень медленно и постоянно повторяется в различных предметно – практических действиях.

Содержание.

Первый год обучения.

 Количественные представления.

   Объединение групп из отдельных предметов в различные множества и выделение из неё одного предмета; различение «много» и «один»; нахождение один и много предметов в окружающеё обстановке, на основе тактильного обследования по типу игры «Сенсорная коробочка», использование действий, направленных на слуховой счёт (один – много хлопков).

   Сравнение двух групп предметов (картинок) приёмами наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой.

   Знакомство с цифрой 1: узнавание и выделение цифры; соотнесение цифры с соответствующим количеством предметов; прорисовывание цифры по трафарету,  точкам, манке, конструирование из палочек, проволоки и др.

Используемые материалы  Монтессори:

  • числовые штанги и цифры;
  • цифры из шершавой бумаги;
  • молоток с тремя цветными шарами;
  • цветные бусины.

Фрагмент занятия по теме:

   число и цифра 1.    (Январь).

Цель:

- закрепить знания о числе и цифре 1;

- учить писать цифру 1;

- закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- учить понимать учебную задачу;

- развивать зрительную и тактильную память, мелкую моторику.

Оборудование: деревянная зелёная табличка с шершавой цифрой 1, поднос с манкой, палочка для письма по манке.

   Чтение детям стихотворения:

Эта цифра – единица.

Видишь, как она гордится?

А ты знаешь почему? –

Начинает счёт всему!

   Учитель медленно обводит цифру 1 указательным и средним пальцами правой руки, придерживая дощечку левой рукой за нижний левый угол, говорит: «Один». Ребёнок с помощью педагога повторяет показанные действия.   Затем ребёнку самостоятельно предлагается обвести цифру 1, могут предлагаться задания типа: «Покажи цифру 1», «Дай мне, пожалуйста, цифру 1».

   Далее цифра записывается палочкой на манке так, как обводили пальцами на табличке.

Представления о форме.

   Учить узнавать и называть плоскостные геометрические формы: круг, квадрат и объёмные геометрические тела: шар, куб. Объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты); соотнесение плоскостных и объёмных фигур. Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объёмных фигур. Обводка по трафаретам, вырезывание фигур ножницами по контуру (совместно с педагогом).

   Знакомство с основными цветами: красный, жёлтый.

Используемые материалы  Монтессори:

  • геометрические фигуры с болтовым соединением;
  • кубики на вертикальном штырьке;
  • геометрические тела (шар, куб);
  • конструктивные треугольники (ящик № 1);
  • геометрический комод (ящики 1 и 2);
  • коробочки для вкладывания с кубом и цилиндром;
  • накладывающиеся геометрические фигуры: круг, квадрат;
  • цветные цилиндры (красные, жёлтые);
  • цветные таблички (коробочка № 1);
  • сортировка пуговиц (жёлтые, красные);
  • мешочек с геометрическими телами;
  • сортировка геометрических тел.

Фрагмент занятия по теме:

      «Найди пару».    (Март).

   Цель:

- закреплять знание жёлтого и красного цвета;

- развивать зрительное восприятие;

- формировать простейшие приёмы установления тождества;

- развивать ориентировку в пространстве.

   Оборудование: небольшая деревянная коробочка с двумя парами табличек основных цветов: красного и жёлтого - у каждой таблички с двух сторон белый кант (коробочка № 1).  

      Педагог вынимает таблички и перемешивает их, ученику предлагается составить цветовые пары самостоятельно. Для активизации словарного запаса педагог, показывая на таблички, задаёт вопрос: «Какая это табличка?», ребёнок уточняет названия цветовых табличек: «Это красная /жёлтая/ табличка».

   Далее педагог раскладывает по одной табличке жёлтого и красного цвета на столе, а остальные помещает в разные места комнаты: на подоконник, на стул. Потом, показывая на одну из табличек на столе, просит принести к ней из комнаты табличку такого же цвета и назвать её.

Представления о величине.

   Определение величины большой – маленький, сравнение двух предметов приёмами наложения и приложения их друг к другу.

Используемые материалы  Монтессори:

  • розовая башня;
  • коричневая лестница;
  • блок с цилиндрами C;
  • геометрическая мозаика (круги и квадраты);
  • русская матрёшка;
  • пирамидка с большими кольцами;
  • вложенные ящики;
  • формочки – вкладыши.

Фрагмент занятия по теме:

      большой и маленький.   (Ноябрь).

   Цель:

- продолжать развивать представления «большой – маленький»;

- развивать концентрацию внимания и координацию движений;

- формировать мелкую моторику руки.

   Оборудование: матрёшка с одним вкладышем.

       Педагог показывает большую матрёшку, отмечает, какая она нарядная. Встряхивает – внутри что–то гремит, открывает крышку и показывает вторую матрёшку, маленькую. Закрыв большую матрёшку, ставит игрушки рядом. Обращает внимание ребёнка на величину матрёшек, согласуя слова с жестом: «Это матрёшка маленькая, а это матрёшка большая».

   После этого педагог просит ребёнка показать большую и маленькую матрёшку. Далее открывает большую матрёшку, прячет в неё маленькую и предлагает ребёнку закрыть её второй половинкой. Плотно соединив матрёшку, педагог вращает верхнюю и нижнюю части до совмещения рисунка.

   Педагог предлагает ребёнку самостоятельно выполнить показанные действия с матрёшкой, при затруднении – взрослый оказывает помощь.

Представления о пространстве.

   Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции.

   Показ основных частей тела и лица на себе, на кукле. Упражнения на изменение положения частей тела по подражанию, образцу, словесной инструкции. Различение правой и левой руки.

   Перемещать различные игрушки по поверхности стола, по полу вперёд – назад.

Используемые материалы  Монтессори:

  • «Моя рука, моя нога…»;
  • «Строение человека» - кукла;
  • шершавый коврик «Правая и левая рука».

Фрагмент занятия по теме:

      человек: основные части тела и лица.       (Декабрь).

   Цель:

- познакомить со строением человеческого тела на самом человеке;

- учить соотносить рисунок с реальным объектом;

- развивать внимание;

- пополнять словарный запас.

   Оборудование: картинки с изображением частей тела человека: рука, нога, голова, уши, шея, лицо (нос, глаза, рот, брови), туловище. 

      В центр круга кладётся коврик. Педагог предлагает детям взять себе по одной картинке, рассмотреть её. Один из детей ложится на коврик, расставив руки и ноги. Дети по очереди выходят в круг и кладут свою картинку на лежащего ребёнка, предварительно сказав, что на ней нарисовано. То есть дети кладут рука к руке, ухо к уху и т.д.

Временные представления.

   Узнавание простейших состояний погоды (тепло – холодно, идёт дождь – снег), на основе характерных признаков различать контрастные времена года: лето и зиму. Использование имитационных и мимических действий при изображении явлений погоды.

   Выделение солнца и луны в природе, формирование представлений о частях суток: день – ночь.

Используемые материалы  Монтессори:

  • «Сутра до вечера» (день, ночь);
  • «Времена года» (зима, лето);
  • пиктограммы эмоциональных состояний человека.

Фрагмент занятия по теме:

     состояния человека в солнечную и дождливую погоду.  (Октябрь).

   Цель:

- учить детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер (радостно, грустно) и соотносить их с явлениями погоды;

- тренировать умение выражать эмоции в мимике;

- развивать доброжелательные отношения друг к другу.

   Оборудование: пиктограммы эмоциональных состояний человека (грустно, радостно); картинки с изображением солнечной и дождливой погоды; раскраски двух видов на каждого ребёнка (весёлое солнышко и грустное солнышко, спрятанное за тучкой); цветные карандаши. 

       Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением явлений погоды, важно отметить, что когда солнечно, светло, то и настроение хорошее, радостное (показ пиктограммы с изображением радости), а когда пасмурно, на небе тучи и идёт дождь, то и настроение грустное (показ пиктограммы с изображением грусти). Затем дети показывают, какая пиктограмма соответствует солнечной, а какая дождливой погоде. Далее педагог предлагает детям выразить мимикой солнечную и дождливую погоду.

   После чего дети работают с раскрасками. Готовые работы рассматриваются, педагог отмечает, что когда на небе тёмные тучи, пасмурно – даже солнышко грустит и всё вокруг кажется мрачным, у нас тоже настроение плохое, грустное (показ мимикой грусти), а когда на небе яркое солнышко – всё изменяется, светлеет и у нас настроение становится лучше, радостнее (показ мимикой радости).

Предполагаемые результаты обучения:

  • находить в окружающей обстановке много предметов и один;
  • выделять один предмет из множества;
  • сравнивать группы предметов при образовании дочисловых множеств и соотнесении предметов по величине, используя приёмы наложения и приложения;
  • узнавать цифру 1, соотносить её с количеством и писать цифру по трафарету;
  • узнавать плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат и объёмные тела: шар, куб; соотносить плоскостные и объёмные формы;
  • группировать фигуры по форме;
  • выделять признаки цвета (жёлтый и красный);
  • показывать на себе и на кукле основные части тела и лица;
  • различать левую и правую руки;
  •  перемещать предметы по поверхности стола, по полу вперёд – назад;
  • узнавать и называть контрастные времена года: зима – лето и части суток: день – ночь.

Второй год обучения.

Количественные представления.

   Объединение групп из отдельных предметов в различные множества и выделение из неё одного, двух, трёх предметов.

   Учить количественному счёту в пределах 3 (тактильное обследование, хлопки, удары молоточка и др.)

    Знакомство с цифрами 1, 2, 3: узнавание и выделение цифр; соотнесение цифр с соответствующим количеством предметов; прорисовывание по трафарету,  точкам, манке, конструирование из палочек, проволоки и др.

   Обучение действиям с калькулятором (включение – выключение, работа с цифрами в пределах 3).

Используемые материалы  Монтессори:

  • подбор цифр;
  • числовые штанги и цифры;
  • цифры из шершавой бумаги;
  • ящики с веретёнами;
  • чипсы и цифры;
  • цветные бусины;
  • молоток с тремя цветными шарами.

Фрагмент занятия по теме:

   количественный счёт в пределах 3.   (Февраль).

   Цель:

- закреплять количественный счёт в пределах 3;

- учить детей воспроизводить количество звуков в пределах 3;

-  учить понимать учебную задачу;

- развивать слуховую память, мелкую моторику.

   Оборудование: экран, молоточек с тремя шарами.

   Детям даётся задание хлопнуть в ладоши столько раз, сколько раз ударил молоточек. Звуки извлекаются за экраном. Педагог вызывает к себе каждого ребёнка. Вначале звучит только один звук, если ребёнок правильно выполняет задание, то звуки добавляются до 3. Педагог стучит ритмично, чётко отделяя один звук от другого.

    Далее педагог по очереди даёт молоточек детям и просит стукнуть им столько раз по шарам, сколько раз он хлопнет в ладоши. Педагог хлопает в ладоши за экраном.

Представления о форме.

   Учить узнавать и называть плоскостные геометрические формы: круг, квадрат, треугольник и объёмные геометрические тела: шар, куб, трёхгранная призма.  Объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, трёхгранные призмы, круги, квадраты, треугольники); соотнесение плоскостных и объёмных фигур. Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объёмных фигур. Обводка по трафаретам, опорным точкам, штриховка, вырезывание фигур ножницами по контуру (с частичной помощью взрослого, самостоятельно).

   Выделять зелёный цвет, закреплять жёлтый и красный.

Используемые материалы  Монтессори:

  • геометрические фигуры с болтовым соединением;
  • кубики на вертикальном штырьке;
  • геометрические тела (шар, куб, трёхгранная призма);
  • геометрические фигуры – проекции геометрических тел (квадрат, треугольник);
  • конструктивные треугольники (ящик № 1);
  • геометрический комод (ящики 1, 2, 3);
  • коробочки для вкладывания с кубом, цилиндром, трёхгранной призмой;
  • накладывающиеся геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
  • цветные цилиндры (красные, жёлтые, зелёные);
  • цветные таблички (коробочка № 1);
  • сортировка пуговиц (жёлтые, красные, зелёные);
  • мешочек с геометрическими телами;
  • сортировка геометрических тел.

Фрагмент занятия по теме:

        соединение геометрического тела и его проекции.  (Апрель).

   Цель:

- закреплять геометрические тела и их свойства (шар, куб, трёхгранная призма);

- развивать стереогностическое восприятие;

- развивать концентрацию внимания.

   Оборудование: в корзинке окрашенные в синий цвет геометрические тела: шар, куб, трёхгранная призма, таблички – проекции.

     Вместе с ребёнком на ковре выставляются геометрические тела: шар, куб, трёхгранная призма. Педагог открывает коробку с табличками – проекциями и располагает их на ковре. Ребёнок берёт любое геометрическое тело и находит среди табличек все его грани и основания. Например, гранью трёхгранной призмы является треугольник, гранью куба является квадрат.

Представления о величине.

   Определение величины большой – маленький, длинный – короткий; сравнение двух предметов приёмами наложения и приложения их друг к другу.

   Учить сравнивать 3 предмета, раскладывая их в убывающем и возрастающем порядке.

Используемые материалы Монтессори:

  • розовая башня;
  • коричневая лестница;
  • красные штанги;
  • блок с цилиндрами C;
  • геометрическая мозаика (круги, квадраты, треугольники);
  • русская матрёшка;
  • пирамидка с большими кольцами;
  • вложенные ящики;
  • формочки – вкладыши.

Фрагмент занятия на тему:

      сравнение трёх предметов по величине.   (Март).

   Цель:

- учить составлять упорядоченный ряд предметов по степени выраженности признака величины;

- продолжать учить приёмам предметно – практической деятельности и развивать координацию движений;

- развивать подражательные способности, самостоятельность.

   Оборудование: розовая башня (3 кубика).

      На столе в беспорядке лежат кубики. Учитель берёт самый большой куб, обхватывая его руками, ставит перед собой и говорит: «Большой». Берёт следующий по величине («Беру большой из оставшихся») и ставит его на первый. На верх ставит последний кубик («Маленький»). Так, по порядку уменьшения размеров, кубики ставятся друг на друга, и получается башня. Далее педагог, используя совместные действия, помогает ребёнку ощупать постройку, начиная с самого большого кубика до самого маленького, для того, чтобы ребёнок не только зрительно воспринял, но и тактильно ощутил изменения величин. Каждый раз педагог говорит: «Получилась правильная башенка».

   Затем педагог предлагает ребёнку сделать правильную башенку самостоятельно. В процессе выполнения задания оказывается помощь. Если ребёнок нагромождает кубики друг на друга без учёта размера, то педагог, используя совместные действия, помогает ребёнку ощупать его постройку и правильно выполнить задание.

Представления о пространстве.

   Перемещение в пространстве различных помещений (класс, музыкальный и физкультурный зал, столовая) с помощью взрослого, по инструкции, самостоятельно.

   Показ и называние (по возможности) основных частей тела и лица на себе, на кукле, на различных мягких игрушках – животных. Упражнения на изменение положения частей тела по подражанию, образцу, словесной инструкции. Различение правой и левой руки.

   Перемещение игрушек вперёд – назад, влево – вправо, вниз -  вверх.

Используемые материалы  Монтессори:

  • «Моя рука, моя нога…»;
  • «Строение человека» - кукла;
  • шершавый коврик «Правая и левая рука».

Фрагмент занятия на тему:

     строение человека.   (Декабрь).

   Цель:

- развивать умение показывать и называть основные части тела на кукле;

- развивать умение ориентироваться в схеме тела человека;

- расширять словарный запас, активизировать речь.

   Оборудование: коробка, в которой лежит кукла Барби без одежды, к ней прилагаются наклейки, на которых нарисованы и подписаны названия частей тела: голова, рука, нога, локоть и т.д.

    Ребёнок достаёт из коробки куклу, кладёт перед собой и, рассмотрев картинку на наклейке, прикрепляет её к Барби. Так он делает до тех пор, пока все части тела куклы не обретут свои названия. При выполнении этого задания  ребёнок постоянно сравнивает свои отвлечённые познания со своим собственным телом, своими ощущениями.

Временные представления.

   Узнавание простейших состояний погоды (тепло – холодно, идёт дождь – снег), на основе характерных признаков различать контрастные времена года: лето и зима, весна и осень. Использование имитационных и мимических действий при изображении явлений погоды.

   Выделение солнца и луны, звёзд в окружающем пространстве и по иллюстрациям.  Рисование по трафаретам солнца, луны, звёзд, облаков, туч. Формирование представлений о частях суток: утро, день, ночь.

Используемые материалы  Монтессори:

  • «С утра до вечера» (день, ночь, утро);
  • «Времена года» (зима, лето, осень);
  • пиктограммы эмоциональных состояний человека;
  • «Солнечная система»;
  • «Собери созвездие».

Фрагмент занятия по теме:

      звёздное небо.   (Май).

   Цель:

- дать детям представление о звёздах;

- учить моделировать созвездия по образцу;

- развивать пространственные представления, мелкую моторику.

   Оборудование: коробка, в которой лежит чёрная бархатная бумага, маленькие картонные звёзды, карточки с нарисованными созвездиями («Собери созвездие»).

     Совместно с педагогом рассматриваются картинки с нарисованными созвездиями, отмечаются все детали. После чего ребёнок выбирает карточку и с помощью педагога выкладывает соответствующее созвездие на бархатной бумаге. Далее ребёнок по возможности работает самостоятельно.

Предполагаемые результаты обучения:

  • выделять по образцу признак цвета (красный, жёлтый, зелёный), формы (куб, шар, треугольная призма, квадрат, круг, треугольник), величины (большой – маленький, длинный – короткий);
  • группировать предметы по форме; соотносить плоскостные и объёмные формы;
  • выделять по образцу или по словесной инструкции признак цвета: красный, жёлтый, зелёный;
  • сравнивать 3 предмета, располагая их в убывающем и возрастающем порядке;
  • выделять от 1 до 3 предметов из множеств;
  • узнавать цифры 1, 2, 3 и соотносить их с количеством предметов; писать цифры по трафарету и самостоятельно;
  • пользоваться калькулятором, производить простейшие действия в пределах 3-х;
  • перемещаться в различных помещениях с помощью педагога и самостоятельно по словесной инструкции;
  • производить простейшие действия по перемещению предметов вперёд – назад, влево – вправо, вниз -  вверх;
  • узнавать и называть  времена года: зима, лето, осень и части суток: утро, день, ночь.

Третий  год обучения.

Количественные представления.

   Сравнение двух групп множеств предметов и формирование на основе пересчёта представления о равенстве с использованием способов проверки (приложения, наложения). Учить уравнивать неравные группы, добавляя к меньшей один (недостающий) или убирая из большей один (лишний).

   Учить количественному счёту в пределах 5, указывая на предметы, расположенные в ряд, называя итоговое число.

   Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 5 на наглядном материале; работа на калькуляторе (показ знаков «+», «-«, «=»).

   Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду, выделение большего или меньшего числа.

   Составление арифметических задач по предметам, картинкам; решение задач – драматизаций с открытым результатом на сложение и вычитание в пределах 3-х с использованием наглядного материала.

   Нуль как отсутствие остатка (узнавать и находить его).

Используемые материалы  Монтессори:

  • подбор цифр;
  • числовые штанги и цифры;
  • цифры из шершавой бумаги;
  • ящики с веретёнами;
  • чипсы и цифры;
  • цветные бусины;
  • число и цифра;
  • арифметические знаки;
  • стержни с бусинами;
  • коробочки с арифметическими действиями на сложение и вычитание в пределах 5;
  • малые счёты.

Фрагмент занятия по теме:

      количественный счёт в пределах 5.   (Май).

   Цель:

- совершенствовать умение считать в пределах 5, называя итоговое число;

- соотносить количество и число;

- продолжать развивать ориентировку в пространстве;

- развивать внимание, умение выполнять алгоритм работы.

   Оборудование: два  ящика, которые разделены на 5 отделений. На задней стенке ящиков написаны числа от 0 до 9. 45 палочек – веретён в отдельной коробке. 

      Один ребёнок прячет в разных местах кабинета (на подоконнике, на стуле, на столе…) одно, два,…пять веретён. Другой ребёнок ищет их и раскладывает в соответствующие отделения ящиков, предварительно пересчитав и назвав итоговое число.

Представления о форме.

   Работа с различными строительными конструкторами: выполнение по образцу простейших конструкций, последовательное выкладывание фигур по рисунку – образцу.

   Различение синего и белого цветов, закрепление красного, жёлтого, зелёного.

   Познакомить с геометрической фигурой – прямоугольник, с геометрическим телом – прямоугольная призма (кирпичик). Различать и выбирать шар, куб, треугольную призму; квадрат, круг, треугольник. Соотнесение плоскостных и объёмных фигур.

   Рисование в тетради в крупную и мелкую клетку различных геометрических фигур по опорным точкам и самостоятельно.

Используемые материалы  Монтессори:

  • геометрические фигуры с болтовым соединением;
  • геометрические тела (шар, куб, треугольная призма, прямоугольная призма);
  • геометрические фигуры – проекции геометрических тел (квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • конструктивные треугольники (ящик № 1, 2);
  • геометрический комод (ящики 1, 2, 3);
  • коробочки для вкладывания с кубом, цилиндром, треугольной призмой, параллелепипедом;
  • накладывающиеся геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
  • металлические рамки – вкладыши: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • фигуры из гвоздиков;
  • цветные цилиндры (красные, жёлтые, зелёные, синие);
  • цветные таблички (коробочка № 1, 2);
  • сортировка пуговиц (жёлтые, красные, зелёные, синие, белые);
  • конструкторы, лего.

Фрагмент занятия на тему:

    геометрическая фигура – прямоугольник.   (Октябрь).

   Цель:

-  познакомить детей с новой геометрической фигурой – прямоугольником;

- закреплять геометрические фигуры: треугольник, квадрат, основные цвета: красный, жёлтый, зелёный;

- развивать умение моделировать плоскую фигуру по точкам, развивать мелкую моторику.

   Оборудование: пенопластовая доска, выпуклые кнопки в коробочке, цветные резинки (красная, жёлтая, зелёная), карты с начерченными на них цветными карандашами геометрические фигуры (треугольник – красный, квадрат – жёлтый, прямоугольник – зелёный).

    Ребёнку предлагается карточка с начерченным прямоугольником, вместе с педагогом считают, сколько у фигуры вершин, и накалывают соответствующее число кнопок на дощечку. Педагог обращает внимание на стороны фигуры, показывает, как необходимо натягивать на кнопки резинку таким образом, чтобы получились очертания прямоугольника. В это время закрепляется и цвет резинки (зелёный). Затем ребёнок выполняет задание самостоятельно под присмотром педагога, выполненная фигура соотносится с картинкой.

   Треугольник и квадрат ребёнок моделирует самостоятельно резинками соответствующего цвета под присмотром педагога, при необходимости педагог оказывает помощь.

Представления о величине.

   Определение величины узкий – широкий, закрепление большой – маленький, длинный – короткий. Сравнение предметов по ширине, длине с использованием приёмов проверки (наложения, приложении).

   Определение резко отличающегося веса двух предметов при сравнении (тяжёлый – лёгкий).

Используемые материалы  Монтессори:

  • розовая башня;
  • коричневая лестница;
  • красные штанги;
  • блок с цилиндрами B, C;
  • геометрическая мозаика (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники).

Фрагмент занятия на тему:

   величина «большой – маленький».   (Ноябрь).

   Цель:

- развивать ориентировку на величину, закреплять величину «большой – маленький»;

- упражнять в составлении сериационного ряда;

- развивать внимание, умение сосредоточиться на задании.

   Оборудование: «Розовая башня» (5 кубиков), экран.

   Берутся 5 кубиков из «Розовой башни», расставляются на столе в беспорядке. Педагог вызывает одного ребёнка к себе и просит построить башню. Задаёт вопросы: «Какого размера кубик ты взял? Какого размера кубик ты возьмёшь из оставшихся? (Круговым движением руки педагог обводит 4 кубика) и т.д. Правильно ты построил башенку?» Результат проверяется зрительно и на ощупь.

   Далее педагог закрывает башню экраном. Убирает один из кубиков и просит ребёнка поставить кубик на своё место. Такое задание выполняет каждый ребёнок по очереди.

Представления о пространстве.

   Определение и показ сторон (верх – низ, право – лево) по подражанию взрослого, по образцу, с помощью различных символов.

   Выполнение движений в заданном направлении по инструкции учителя (вперёд – назад, вверх – вниз), дифференциация слов, обозначающих эти движения.

   Знакомство с линейкой: отсчёт от нуля, черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек.

Используемые материалы  Монтессори:

  • линейка;
  • ленточки, платочки.

Фрагмент занятия на тему:

      Что вокруг?   (Сентябрь).

   Цель:

- закреплять умение определять правую и левую стороны;

- активизировать в речи слова, определяющие направление в пространстве;

- развивать память, зрительное восприятие.

   Оборудование: пирамидка, матрёшка.

    Педагог ставит игрушки справа и слева от ребёнка. Ребёнок запоминает расположение игрушек относительно себя. Затем закрывает глаза и вращается на месте (педагог помогает ему остановиться в нужное время). Взрослый уточняет, если матрёшка стоит справа, то где находится пирамидка? Если слева стоит пирамидка, то что находится справа? Каждый раз ребёнок угадывает, затем открывает глаза и проверяет себя.

Временные представления.

   Расширять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь),  их последовательности; соотнесение с соответствующими картинками, потешками.

   По характерным признакам узнавать времена года: лето, зима, осень, весна.

   Называние дней недели, выделение выходных дней и первого дня после выходного.

Используемые материалы  Монтессори:

  • «С утра до вечера» (день, ночь, утро, вечер);
  • «Времена года» (зима, лето, осень, весна);
  • «Круглый год»;
  • пиктограммы эмоциональных состояний человека;
  • лента недели.

Фрагмент занятия на тему:

      ориентировка во времени: сутки.   (Декабрь).

   Цель:

- формировать временные представления: части суток;

- развивать функцию моделирования последовательности событий;

- активизировать мыслительные операции, внимание, речь.

   Оборудование: «С утра до вечера»: большой картонный круг, разделённый на четыре равные части, коробка с сюжетными картинками, которые соответствуют разному времени суток (играют, едят, смотрят телевизор и т.д.).

   При выполнении задания дети вспоминают характерные признаки, по которым можно установить время суток, повторяют временную последовательность частей суток. Далее раскладываются картинки к соответствующему времени суток. Первый раз задание выполняется совместно с педагогом, затем дети работают самостоятельно. В материале присутствует самостоятельный контроль ошибок.

   

Предполагаемые результаты обучения:

  • осуществлять действия с множествами на элементарном числовом уровне в пределах 5;
  • сравнивать две группы предметов, используя счёт;
  • выделять из множества от 1 до 5 предметов;
  • узнавать цифры от 1 до 5 и соотносить их с количеством; называть цифровой ряд; писать цифры по опорным точкам и самостоятельно;
  • сравнивать числа, стоящие рядом в числовом ряду;
  • узнавать и находить 0;
  •  решать задачи на сложение и вычитание на наглядном материале в пределах 3-х;
  • пользоваться калькулятором, производить простейшие арифметические действия в пределах 5-ти;
  • различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и объёмные тела: шар, куб, треугольная и прямоугольная призма; группировать фигуры по форме; соотносить плоскостные и объёмные формы;
  • чертить по линейке прямую линию, соединять две точки;
  • перемещаться в пространстве комнаты по словесной инструкции и самостоятельно вперёд – назад, вверх – вниз;
  • узнавать и называть времена года (лето, зима, осень, весна) и части суток (утро, день, вечер, ночь); с помощью учителя по возможности называть дни недели, знать  выходные дни.

Четвёртый  год обучения.

Количественные представления.

   Сравнение двух групп множеств предметов путём пересчёта в пределах 7.

   Получать равенства и неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет и убирая из большего количества один предмет.

   Учить количественному счёту в пределах 10, указывая на предметы, расположенные в ряд, называя итоговое число. Соотносить цифру с соответствующим количеством предметов. Написание цифр до 10 по трафарету и самостоятельно.

   Составление арифметических задач по предметам, картинкам, решение задач – драматизаций на сложение и вычитание в пределах 5 – 7 с использованием наглядного материала.

   Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10, проведение вычислений на калькуляторе.

   Написание ответов примеров и задач в тетради.

   Определение достоинства монет, счёт монет, обучение составлению большего количества из меньшего.

Используемые материалы  Монтессори:

  • подбор цифр;
  • числовые штанги и цифры;
  • цифры из шершавой бумаги;
  • ящики с веретёнами;
  • чипсы и цифры;
  • цветные бусины;
  • число и цифра;
  • арифметические знаки;
  • стержни с бусинами;
  • коробочки с арифметическими действиями на сложение и вычитание в пределах 10;
  • малые счёты;
  • «золотой материал»;
  • Доска Сегена 1;
  • «Считаем буквы».

Фрагмент занятия на тему:

    соотнесение цифры с соответствующим количеством предметов.  (Январь).

   Цель:

- учить соотносить цифру с количеством;

- закрепить значение нуля;

- развивать моторику пальцев рук.

   Оборудование: два продолговатых ящика с пятью отделениями каждая и с цифрами от 0 до 9 на задней стенке, 45 счётных палочек, похожих на веретёна, в отдельной коробке.

    Педагог ставит на стол ящики и просит ребёнка назвать цифры, написанные на задних стенках. Задание начинают выполнять с цифры 1. Ребёнок называет цифру и кладёт на ладошку одно веретено, затем перекладывает его в ячейку ящика. Такие же действия выполняются соответственно с другими цифрами. Важно, чтобы ребёнок, сжимая ладонь, каждый раз ощущал постепенное увеличение количества веретён.

    Когда будут разложены все веретёна, пустой останется только ячейка, над которой написан 0. Педагог выясняет у ребёнка, почему в эту ячейку не положили ни одного веретена. Если ребёнок затрудняется, педагог напоминает, что цифра 0 означает «ничего» или пусто.

   В конце выполнения задания можно предложить ребёнку перевязать каждую группу веретён тесёмкой.

Представления о форме.

   Работа с различными строительными конструкторами: выполнение по образцу простейших конструкций, последовательное выкладывание фигур по рисунку – образцу в играх с мозаикой. Конструирование фигур из палочек, счёт необходимого количества палочек.

   Закрепление изученных основных цветов, узнавание чёрного цвета.

   Соотнесение плоскостных и объёмных фигур.

   Рисование в тетради в крупную и мелкую клетку различных геометрических фигур по опорным точкам и самостоятельно.

Используемые материалы  Монтессори:

  • геометрические фигуры с болтовым соединением;
  • геометрические тела (шар, куб, треугольная призма, прямоугольная призма);
  • геометрические фигуры – проекции геометрических тел (квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • конструктивные треугольники (ящик № 1, 2);
  • геометрический комод (ящики 1, 2, 3);
  • коробочки для вкладывания с кубом, цилиндром, треугольной призмой, параллелепипедом;
  • накладывающиеся геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
  • металлические рамки – вкладыши: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • моделирование геометрических тел из палочек (куб, треугольная и прямоугольная призмы);
  • фигуры из гвоздиков;
  • цветные цилиндры (красные, жёлтые, зелёные, синие);
  • цветные таблички (коробочка № 1, 2);
  • сортировка пуговиц (жёлтые, красные, зелёные, синие, белые, чёрные);
  • конструкторы, лего.

Фрагмент занятия на тему:

      геометрические тела: куб, треугольная призма.   (Апрель).

   Цель:

- учить детей моделировать геометрические тела из палочек;

- закреплять форму знакомых геометрических тел;

- развивать пространственные представления,  мелкую моторику.

   Оборудование: набор маленьких палочек (спичек без серы), небольшой комочек пластилина, рабочая дощечка, геометрические тела (куб, треугольная призма).

    Ребёнок приносит на свой стол поднос с материалом, кладёт перед собой рабочую дощечку. Рассматривая с ребёнком геометрические тела, выяснить, на какие геометрические фигуры похожи их грани, сколько вершин у каждого тела.

    Далее совместно с педагогом ребёнок моделирует куб, особое внимание педагог обращает на то, как необходимо закреплять палочки – рёбра пластилином. Модель сравнивается с образцом.

    Следующее геометрическое тело ребёнок моделирует самостоятельно, при необходимости педагог оказывает помощь.

Представления о величине.

    Закрепление величины: большой – маленький, длинный – короткий, узкий – широкий. Сравнение предметов по ширине, длине с использованием приёмов проверки (наложения, приложении). Сравнение предметов с использованием условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов.

   Определение тяжёлых и лёгких предметов при сравнении двух предметов, резко отличающихся по весу.

Используемые материалы  Монтессори:

  • розовая башня;
  • коричневая лестница;
  • красные штанги;
  • блок с цилиндрами B, C;
  • геометрическая мозаика (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники).
  • «Волшебный мешочек».

Фрагмент занятия по теме:

         сравнение предметов по длине, используя приём приложения. (Март).

   Цель:

- закреплять понятия  «длинный – короткий»;

- развивать умение сравнивать предметы по длине приёмом приложения;

- развивать глазомер, концентрацию внимания;

- развивать координацию движений.

   Оборудование: десять деревянных штанг разной длины, покрашенных в красный цвет.

        Презентация.

   Штанги лежат на ковре в беспорядке, надо выстроить из них в левом верхнем углу коврика лестницу. Педагог сравнивает штанги между собой, придерживая их за концы двумя руками. Сначала обнаруживает при сравнении самую длинную штангу. Если приставить к её левому концу любую другую штангу, она окажется короче. Постепенно, выстраивая лестницу, педагог каждый раз выбирает самую длинную. Установив очередную красную штангу на место, только после этого проводит рукой вдоль всей её длины.

   В процессе презентации, если ребёнок захочет самостоятельно участвовать в ней, необходимо предоставить ему эту возможность.

Представления о пространстве.

   Определение и показ сторон (верх – низ, право – лево) по подражанию взрослого, по образцу, с помощью различных символов.

   Выполнение движений в заданном направлении по инструкции учителя (вперёд – назад, вверх – вниз), дифференциация слов, обозначающих эти движения.

   Развитие ориентировки на плоскости листа: выкладывание различных геометрических фигур, сюжетных картинок по подражанию взрослого и по словесной инструкции.

   Черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек.

Используемые материалы  Монтессори:

  • геометрическая мозаика;
  • ленточки, платочки, колокольчик.

Фрагмент занятия на тему:

    выкладывание узора из мозаики.     (Декабрь).  

   Цель:

- развивать ориентировку на плоскости листа;

- формировать умение работать по образцу;

- развивать концентрацию внимания, мелкую моторику рук.

   Оборудование: геометрическая мозаика, образец, лист бумаги.

      Ребёнку по образцу предлагают выложить из мозаики простой узор. Предварительно образец разбирается, рассматривают с ребёнком, какая фигура находится в верхнем правом, левом, нижнем правом, левом углу, в центре листа. После чего ребёнок самостоятельно выполняет задание, сравнивая свою работу с образцом. При необходимости педагог оказывает помощь.

Временные представления.

   Определение частей суток (утро, день, вечер, ночь),  их последовательности; соотнесение с соответствующими картинками.

   По характерным признакам узнавать времена года: лето, зима, осень, весна.

   Называние дней недели, выделение выходных дней и первого дня после выходного.

Используемые материалы  Монтессори:

  • «С утра до вечера»;  
  • «Времена года»;  
  • «Круглый год»;
  • пиктограммы эмоциональных состояний человека;
  • лента недели.

Фрагмент занятия на тему:

     модель года.   (Февраль).

   Цель:

- формировать временные представления: закреплять с детьми понятие «год», познакомить их с макетом года, обратить внимание на последовательность и цикличность этого процесса;

- развивать память, речь.

   Оборудование: «Времена года» (4 сюжетные картинки по разным временам года).

   При  выполнении этого задания дети повторяют последовательность смены времён года. Дети берут в руки картинки (Сколько картинок? – четыре). Затем кладут «зимнюю» картинку в верхний левый угол стола. Вспоминают, какое время года идёт за зимой (весна), кладут картинку в нижний левый угол. Картинку со следующим временем года (лето)  кладут в верхний правый угол стола. В нижний правый угол кладут «осеннюю» картинку.

   Далее педагог просит поставить правую руку над картинкой, обозначающей зиму, и несколько раз обвести рукой в воздухе последовательно все картинки. Какую фигуру рисует наша рука? (Круг). Обращается внимание на то, что вот так и в природе времена года по кругу сменяют  друг друга.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Предполагаемые результаты обучения:

  • выделять из множества от 1 до 7 предметов;
  • узнавать цифры от 1 до 10 и соотносить их с количеством предметов, писать цифры по опорным точкам и самостоятельно;
  • называть цифровой ряд, выкладывая цифры по порядку;
  • понимать и использовать приёмы наложения и приложения при сравнении множеств и величины предметов;
  • решать задачи   на сложение и вычитание в пределах 5;
  • пользоваться калькулятором: узнавать цифры и знаки на клавиатуре, производить простейшие арифметические действия в пределах 7;
  • использовать счётные навыки в практической деятельности;
  • использовать условную мерку при сравнении двух предметов;
  • определять форму предметов в окружающей обстановке, осуществлять выбор заданных фигур по образцу и словесной инструкции;
  • соотносить плоскостные и объёмные фигуры в процессе упражнений;
  • различать и называть основные цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный;
  • перемещаться в пространстве по словесной инструкции и самостоятельно;
  • ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине);
  • узнавать и называть времена года (лето, зима, осень, весна);  части суток (утро, день, вечер, ночь); знать  выходные дни и первый день после выходного, называть (по возможности) дни недели.

Заключение.

     Представленная программа позволяет соединить традиционное обучение в соответствии с программно – методическими материалами «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта», 2000г., разработанной под руководством И. М. Бгажноковой,   с гуманистической системой  М. Монтессори.

     Максимальная индивидуализация образовательной деятельности, использование продуманной и грамотно инструментированной программы развития каждого ребенка с использованием  системы Монтессори способствует более успешному освоению  образовательных маршрутов с учетом программного содержания.

      Такой подход создает ситуацию успеха и формирует у ребенка уверенность в своих силах, активизирует познавательную деятельность.

     

Список использованной литературы

  1. Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори. – М., - 1996г.
  2. Афанасьева Т.И, Гребенников Л., Дробышевская Ю., Сумнительный К. Я люблю Монтессори: Пособие для родителей. – М.: Карапуз, - 2004г.
  3. Бауэр В.Э. Организационно-правовая и педагогическая деятельность центра развития ребёнка на примере дидактической системы М. Монтессори. – М.: Аркти, - 2002г.
  4. Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей с тяжёлыми формами физического и психического недоразвития // Коррекционная педагогика, - 2005 г., № 1 (7).
  5. Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология, - 1994 г., № 1.
  6. Блонский П.П. О Марии Монтессори // Дошкольное воспитание, - 1994г., № 10.
  7. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалёва Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2005 г.
  8. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития/ Под ред. Бгажноковой И.М. – М. Владос, - 2007 г.
  9. Использование Монтессори-материалов в работе со школьниками, имеющими нарушения интеллекта: методические рекомендации. – Красноярск, - 1997г.
  10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., - 2001г.
  11. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Академия, - 2003г.
  12. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Аркти, - 2002г.
  13. Методика работы с основными сенсорными материалами. – Снежинск, - 2002г.
  14.  Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Под ред. Лыкова С.В. – М.: Карапуз, - 2005г.
  15. Монтессори М. Дети – другие. – М.: Карапуз, - 2005г.
  16. Монтессори М. О принципах моей школы. – М., - 1999г.
  17. Образовательная программа в классах 6-9 и 9-12 лет по методу Монтессори. – Снежинск, - 2002г.
  18. Образовательная программа для групп 3-6 лет по методу Монтессори с приложением. – Снежинск, - 2002г.
  19. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / Под ред. Пузанова Б.П. – М.: Академия, - 2000г.
  20.  Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы/ Под ред. Бгажноковой И.М. – М., Владос, - 2007
  21.  Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. НИИ Дефектологии АПН СССР. – М., - 1989г.
  22. Сорокова М.Г. Математика в Монтессори-педагогике. – М., - 1995г.
  23. Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори // Ребёнок в детском саду, - 2003, № 1.
  24. Специальная педагогика / Под ред. Назаровой Н.М. – М.: Академия, - 2002г.
  25.  Хилтунен Е.А. Практическая Монтессори-педагогика. Суперсистема для педагогов и родителей. – М.: ЮНИОН-паблик АЛЬТА-ПРИНТ, - 2005г.
  26. Хилтунен Е.А. Воспитание чувств. Упражнения для маленьких детей в сенсомоторике. – М.: ЮНИОН-паблик АЛЬТА-ПРИНТ, - 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.М. Бгажнакова Обучение и воспитание детей с выраженным недоразвитие интеллекта

В 20011-2012 уч.году в нашей школе открыли класс для детей с умеренной умственной отсталостью. Соответственно материала по этим детям в школе не было. Ни кто не знал как с ними работать, по какой прог...

Тематическое планирование по математике для детей с выраженным недоразвитием интеллекта .

Тема урокаКоличество уроковДатаНаглядностьПовторениеРазвитие речиЗнания и уменияПримечание1.       Узнавание и называние простейших явлений и состояний погоды.1...

Адаптированные рабочие программы для детей с выраженным недоразвитием интеллекта во 2 классе

Адаптированные рабочие программы с пояснительными записками для детей с выраженным недоразвитием интеллекта для 2 класса...

Тематическое планирование для детей с выраженным недоразвитием интеллекта для 4 класса

Тематическое планирование для детей с выраженным недоразвитием интеллекта для 4 класса по чтению и развитию речи,окружающему миру...

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Чтобы рационально построить  работу,по формированию математических представлений у обучающихся с ОВЗ, педагогу необходимо знать характер возникающих у них трудностей. Причиной затруднений мо...

Особенности формирования математических представлений у детей с умственной отсталостью.

Особенности формирования математических представлений у детей  с умственной отсталостью....

Направления работы по формированию математических представлений у детей с ОВЗ

Содержание математических представлений, формируемых у детей, очень разнообразно.Особое место в нём занимают количественные представления.Для этих детей необходима специальная коррекционная работа, на...