Конспект урока "Составные уравнения"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 29
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Составные уравнения»
Основные цели:
- Познакомить с составными уравнениями, сводящимися к цепочке простых, и построить алгоритм их решения;
- Отработать навыки устных и письменных вычислений, действия с многозначными числами, свойства сложения и умножения, решение текстовых задач, умение составлять буквенные выражения и находить их значения по заданным значениям переменной.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
- Стихотворение на этапе мотивация к учебной деятельности:
- Задание на этапе актуализации:
3. Эталоны на этапе актуализации:
а)
б)
- Алгоритмы решения уравнений:
а)
б) Алгоритм решения уравнений, если в одной части уравнения выражение:
Раздаточный материал:
1) эталон для самопроверки самостоятельной работы:
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности
Цель:
- включение учащихся в учебную деятельность - тренировать в понимании значения уметь учиться;
- определить содержательные рамки урока: уравнения;
- мотивация к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске записано стихотворение (Д-1):
- Здравствуйте!
- Прочитайте слова английского поэта средних веков Чосера? (….)
- Как данное стихотворение может быть связано с темой урока? (В этом стихотворение говорится о уравнениях.)
- Назовите тему, которую вы изучаете вот уже несколько уроков? (Уравнения.)
- Сегодня вы продолжите говорить об уравнениях.
Учитель записывает тему урока на доске.
- Что нового вы узнали на прошлых уроках? (Мы узнали определения: уравнения, корня уравнения. Уточнили, что, значит, решить уравнение. Составили алгоритм решения уравнения изученных видов, алгоритм решения уравнений, если в одной части уравнения выражение.)
- Где вы использовали ваши знания? (При выполнении домашнего задания.)
- Ваша работа была успешной?(…)
- Хочу пожелать успехов на сегодняшний урок.
- Любой урок вы с чего начинаете? (С повторения)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
- актуализировать названия компонентов действий и изученные виды уравнений, тренировать вычислительные навыки;
- тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;
- мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
- предъявить индивидуальное задание для пробного действия (решения составных уравнений);
- организовать выполнения пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности (не успели; не смогли; выполнили, но не могут доказать)
- организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании выполнения задания.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1. Актуализация знаний по решению всех изученных видов уравнений
На доске задание (Д-2):
- Являются ли записи уравнениями? (Да.)
- Почему? (Это равенства, содержащие переменную.)
- Что такое уравнение?
Учащиеся отвечают, учитель вывешивает на доске определение (Д-3-а).
- Что, значит, решить уравнение?
Учащиеся дают определение, учитель вывешивает на доску (Д-3-б).
- Устно, найдите корни уравнений. (0, 5, 15, 30.)
- Что вы использовали для решения уравнений? (Алгоритмы решения уравнений.)
- Какие вы знаете алгоритмы для решения уравнений? (Алгоритм решения уравнений для всех известных способов действий, алгоритм решения уравнений, если в одной части содержится выражение)
Учащиеся называют шаги алгоритмов, учитель вывешивает алгоритм на доску.
1) алгоритм решения уравнений для всех изученных способов действий (Д-4- а).
2) алгоритм решения уравнений, если в одной части содержится выражение.
- Какие уравнения вы решали с использованием первого алгоритма? (1, 2, 3.)
- Какие уравнения вы решали с использованием второго алгоритма? (4.)
- Что вы заметили в ответах чисел? (Числа увеличиваются: сначала на 5, потом на 10, потом на 15.)
- Какое число должно быть следующим? Почему? Обоснуйте свой ответ. (50, так как число 30 должно увеличиться на 20, а 30 + 20 = 50.)
- Продолжите ряд еще на 3 числа. (75, 105, 140.)
- Что вы сейчас повторили? (Что называется уравнение, алгоритмы решения уравнений)
- Какое следующее задание я вам предложу? (Задание с затруднением, задание, в котором будет, что-то новое.)
2. Пробное задание.
- Вы записывали и решали уравнения? (Да.)
- Запишите на математическом языке предложение: произведение разности чисел у и 4 и числа 3 равно 15.
Несколько учащихся записывают на доске свои версии. В процессе обсуждения выбирается правильная запись: (y - 4) • 3 = 15
- Является ли это предложение уравнением? (Да.)
- Почему? (Это равенство, содержащее переменную.)
- Расставьте действия в левой части уравнения, какое действие надо выполнить первым? (Найти разность.)
- Последнее действие? (Найти произведение.)
- Есть, что-то новое в этом уравнении? (Да, множитель, является выражением.)
- Найдите корень уравнения.
- На работу даю 2 минуту.
Учащиеся работают 2 минуты.
- Стоп! Время закончилось.
- Поднимите руки, кто не решил уравнение. (…)
- В чём у вас затруднение? (Не смогли решить уравнение.)
- Поднимите руки, кто выполнил задание (…)
- Как вы можете доказать, что данное задание выполнили правильно? (…)
- В чём у вас затруднение? (Мы не можем обосновать, что выполнили задание правильно.)
- Что будете дальше делать? (Будем разбираться, в чём причина, возникшего затруднения.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, операции, где возникло затруднение;
2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи такого класса или типа.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание выполняли? (Находили корень уравнения, если один из компонентов представлен в виде выражения.)
- Каким алгоритмом пользовались? (….)
- В каком месте возникло затруднение? (Часть детей должны сказать, что не решили, так как не знают как, другая часть - не могут обосновать)
- Почему возникло затруднение? (У нас нет алгоритма решения таких уравнений).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:
1. уточнение цели проекта (создать алгоритм решения уравнения, где один из компонентов представлен в виде выражения.)
2.уточнить тему урока;
3. определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.);
4. построение плана достижение цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Сформулируйте цель урока? (Составить алгоритм решения уравнений, где один из неизвестных компонентов представлен в виде выражения.)
- Такие уравнения называются «Составными уравнениями».
- Тогда тема сегодня на уроке? (Составные уравнения).
Учитель дописывает к теме на доске: «Уравнения» слово «Составные».
- А может быть, вам помогут уже изученные виды уравнений? (Да.)
- Как вы думаете, по какому пути пойти?
Если у детей затруднение с составлением проекта выхода из затруднения, провести аналогию решения уравнений с запуском ракеты.
- Посмотрите на доску, представлена ракета, сколько ступенек у ракеты? (Две.)
- Сколько действий в уравнении? (Два.)
- При запуске ракеты, что сначала отпадает? (Отпадает сначала последняя ступенька.)
- Потом? (Потом предпоследняя.)
- Если ракета состоит из двух ступенек? (Сначала вторая, потом первая.)
- Проведите аналогию с решением уравнений, что сначала надо найти? (Неизвестный компонент последнего действия.)
- Потом, что найдёте? (Компонент предпоследнего действия.)
- Сколько раз будете проделывать шаги? (Пока не найдём корень уравнения.)
- Как вы узнаете, что нашли правильно корень уравнения? (Проведём проверку.)
- Что вы сейчас проговорили? (План действия.)
План фиксируется на доске.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: алгоритма решения составного уравнения;
2) создать условия для построения алгоритма решения составных уравнений, зафиксировать в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона, опорной схемы), сформировать умение использовать открытые знания на практике;
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Как бы вы предложили решить это уравнение?
- Чем является выражение в левой части - суммой, разностью, произведением или частным? Почему? (В левой части уравнения выражение является произведением, так как последнее действие – умножение.)
- На какое из известных вам уравнений похоже уравнение? (x ∙ a = b)
Учащиеся могут не ответить, степень помощи зависит от уровня их подготовки. Учитель выслушивает версии детей. В результате обсуждения дети устанавливают, что выражение в левой части уравнения является произведением, так как последнее действие – умножение.
Учитель накладывает на выражение карточку , и получается уравнение, которое они легко решат:
- Решите, получившиеся уравнение.
• 3 = 15
= 15 : 3
=5
- Какая у вас переменная в исходном уравнение? ( y )
- Значит, что должны найти? (у)
- Что у вас было вместо карточки ? ( Карточка .)
- Что должны сделать, что бы опять получить исходную переменную? (Провести обратную замену карточек.)
Затем карточка с переменной х переворачивается, вместо нее восстанавливается запись
у - 4, и решение уравнения доводится до конца:
(y - 4) • 3 = 15
(y - 4) = 15 : 3
(y - 4) = 5
у = 4 + 5
у = 9
- Выполните проверку.
Проверка показывает, что корень уравнения найден, верно: (9 - 4) • 3 = 15.
- Какие шаги предприняли, для того чтобы решить «Составное уравнение».
- Какие вы шаги предприняли, чтобы решить уравнение?
Учащиеся называют, учитель пошагово вывешивает алгоритм на доске.
Нет
Корень уравнения
найден?
Да
- Как вы думаете, почему в начале построения алгоритма, я вам привела пример с запуском ракеты, в чем похожи эти примеры? (При запуске ракеты сначала отваливается последняя ступенька, потом предпоследняя, так до тех пор, пока не останется основная часть, так и при решении уравнений, неизвестный компонент будем искать по последнему действию.)
Допускается если учащиеся скажут, что сначала отвалится последнее действие, потом предпоследнее и так до тех пор, пока не найдём корень уравнения. Опираясь на этот образ, легко объяснить, что составное уравнение может содержать несколько ступенек. Это зависит от того, сколько действий в выражении с переменной. Поэтому в решении составного уравнения может быть больше число шагов.
- Чтобы проверить правильно ли вы выполнили уравнение, что нужно сделать? (Обратиться к учебнику, к учителю.)
- Что вы можете сказать о затруднении? (Мы справились с ним.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении, нового алгоритма при решении составных уравнений.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Что теперь надо сделать? (Потренироваться в решении уравнений по алгоритму)
№ 1 (а) стр. 83
При решении составных уравнений дети на каждом шаге осуществляют выбор действия на автоматизированном уровне, затем комментируют его, называя компоненты действий.
Один ученик выходит к доске, остальные выполняют в тетрадях. Учащийся, решая уравнение, проговаривает каждый шаг алгоритма.
(у - 5) • 4 = 28
(1 шаг алгоритма - найдём последнее действие, это произведение. 2 шаг алгоритма - выделим неизвестный компонент, неизвестен множитель у - 5. 3 шаг алгоритма – применить правило, чтобы его найти, надо произведение разделить на второй множитель)
Учащийся записывает на доске:
у - 5 = 28 : 4
(4 шаг алгоритма- упростить правую часть у - 5 равен частному 28 и 4, или 7)
у - 5 = 7
(Следующий шаг алгоритма: найден корень уравнения? Нет. Надо найти последнее действие – это разность, выделить неизвестный компонент, теперь неизвестно уменьшаемое. Применить правило, чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.)
у = 5 + 7
(у равен сумме 5 и 7, или 12.)
у = 12
(Проверка: подставим в уравнение вместо у число 12 и сосчитаем левую часть. 12 - 5 = 7, 7 • 4 = 28 - верно. Значит, уравнение решено правильно.)
(12 - 5) • 4 = 28
28 = 28 (и)
№ 1 (б), стр. 83
- Затем в течение 3 минут в группах решите с комментирование уравнение № 1 (в, г) стр. 83.
После выполнения задания представитель от одной из групп записывает решение на доске, остальные проверяют, если нужно исправляют или дополняют ответ.
На данном уроке происходит лишь самое первое знакомство детей с составными уравнениями, поэтому положительным итогом урока следует считать усвоение учащимися идеи их решения и способность самостоятельно выполнить решение простейшего составного уравнения даже без его комментирования.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на применение нового алгоритма;
2) организовать самооценку детьми правильности выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Какой следующий шаг необходимо сделать? (Надо проверит свои знания.)
Для самостоятельной работы предлагается № 1, стр. 83(д)
На выполнение задания отводится 5 минут.
- Проверьте себя по эталону для самопроверки для самопроверки (Р-1).
- Как вы выполняли задание? (…)
- В чём причина допущенных ошибок? (…)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать умение читать и записывать многозначные числа, решение задач на определение начала, конца и продолжительности событий.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- А теперь попробуйте решить более сложное уравнение, где в левой части уравнения не два действия, а три.
№ 2 стр. 83 (а)
Для данного этапа обучения это задание имеет повышенную сложность и может быть предложено в более подготовленных классах.
№ 3, стр. 83
(b + 6) ∙ n
n = 7, b = 9 (9 + 6) ∙ 7 = 15 ∙ 7 = 105
№ 6, стр. 84
512
спорт космос животное
129 129 ∙ 2 ?
на ?
(Чтобы узнать, каких марок больше - о спорте или о животных, надо найти их количество, сравнить, а затем из большего числа вычесть меньшее. Число марок о спорте известно- 129. Чтобы найти число марок о животных, надо из всех Диминых марок вычесть марки о спорте и о космосе. (Ищем часть) В условии не сказано, сколько марок было о космосе, но известно, что их было в 2 раза больше, чем о спорте, то есть 129 ∙ 2. Зная это, найдём число марок о животных и ответим на вопрос задачи.
- 129 ∙ 2 = 258 (м.) – о космосе;
- 129 + 258 = 387 (м.) – о спорте и о космосе вместе;
- 512 – 387 = 125 (м.) – о животных;
- 129> 125, 129 – 125 = 4 (м.)
- Ответ: о спорте у Димы на 4 марки больше, чем о животных.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
- оценить собственную деятельность на уроке;
- зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
- обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Что нового вы сегодня узнали? (…)
- Что новое было для вас?
- Чем вы использовались при открытии нового? (Ранее изученными алгоритмами.)
- Проанализируйте свою работу на уроке. (…)
Высказывается несколько учеников.
- На планшетках ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».
1) Я знаю, как решить оставное уравнение.
2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.
3) Я ещё допускаю ошибки при нахождении неизвестного компонента
Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Уравнение. Решение уравнений вида х + а = б"
Конспект урока по математике для первого класса по теме: Уравнение. Решение уравнений вида х+а=б...
1 класс конспект урока Уравнение
учим детей решать урвнения...
Конспект урока. Уравнение. 2 класс
УМК "Школа России" Знакомство с уравнением...
план конспект урока. уравнение 3 класс
Урок на тему уравнение 3 класс, УМК школа россии...
конспект урока уравнение 1 класс
конспект урока уравнение 1 класс...
Конспект урока "Уравнения ", 2 класс
Целью данного урока является дать представление об уравнении как о равенстве, содержащем переменную; развивать вычислительные навыки, мышление; продолжать работу над задачами....
конспект урока"Уравнение"
Познакомить с понятием «уравнение», «решение уравнения»;Дать представление об уравнении как о равенстве, содержащем переменную...