конспект урока "Уравнение. Решение уравнений вида х + а = б"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Конспект урока по математике для первого класса по теме: Уравнение. Решение уравнений вида х+а=б

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по «Математике»

1 класс

Тема: Уравнение. Решение уравнений вида х + а = б

Цели:

1) сформировать представление о понятии «уравнение», «корень уравнения», умение решать уравнения указанного вида на основе правила нахождения части;

2) актуализировать умение решать примеры на нахождение неизвестного компонента способом подбора, актуализировать состав чисел 1-9;

3)Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия, обобщение

Используемые технологии, методы и формы обучения:

  • учебно-игровые;
  • технология сотрудничества;
  • ИКТ;
  • работа в парах;
  • индивидуализация и дифференциация обучения.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

- Какие  умения  мы развиваем на уроках математики? (Мы учимся считать и решать задачи.)

- Сегодня вы продолжите работать с числами и вы будете «открывать» новое знание.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1) Актуализация правила нахождения «части и целого».

На доске карточка с изображением отрезка.

- Итак, первое задание на повторение. Перед вами отрезок. Необходимо составить все возможные равенства.

Учащиеся работают самостоятельно в парах.

- Проверяем ваши результаты.

Проводится фронтальная проверка.

- Каким правилом вы пользовались? (Правилами нахождения «части и целого».)

2) Актуализация состава чисел 1-9, решение примеров с «окошками».

- А сейчас предлагаю отправиться в цирк.

-Кого мы можем встретить в цирке? (цирковых артистов)

-Вот они.

Кто догадался какое задание они для нас приготовили? (Задание на повторение состава чисел.

А сейчас предлагаю потренироваться   в умение считать.

Учитель открывает на доске задание примеры с «окошечками».

- Что особенного в записи этих примеров? (Один из компонентов не известен.)

- Как он обозначен? (На его месте нарисовано «окошко».)

- Вставьте числа в «окошки».

Учащиеся работают самостоятельно. Проверка проводиться фронтально. Пример комментирования:

- Нужно подобрать такое число, которое в сумме с числом 5 дает 7. Это число 2.

Аналогично проводиться проверка оставшихся примеров.

- Чем вы пользовались, когда подбирали число? (Составом чисел 1-9.)

- Выпишите числа, которые вы подобрали. Расставьте числа в порядке возрастания.

Один ученик работает у доски.

- Что вы можете сказать об этих числах? (Каждое число увеличивается на 2, это четные числа.)

3) Формирование представления о понятиях «уравнение», «корень уравнения».

Учитель убирает с доски все решенные примеры, кроме первого.

- Ребята, как вы думаете, удобно ли всегда на месте отсутствующего компонента рисовать «окошко». (Нет.)

- В математике принято вместо «окошка» писать буквы латинского алфавита.

Учитель стирает в примере «окошко», а на его месте записывает букву х.

- Это буква «икс». Произнесите все вместе хором.

- Какое равенство у вас получилось? Кто может прочитать?

Несколько учащихся вслух читают получившееся равенство.

- Это равенство получило специальное название – «уравнение».

- Уточним, что же такое «уравнение». (Это равенство, в котором один компонент не известен, он обозначен буквой латинского алфавита.)

- Как вы думаете, что, значит, решить уравнение? (Найти неизвестный компонент.)

- Верно, это число еще называют «корень уравнения».

- Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Решению уравнений.)

Учитель открывает тему урока.

- Давайте потренируемся решать уравнения, находить корень уравнения.

Учитель на доске открывает задание из учебника  1 на стр.20

Задание решается фронтально у доски способом подбора. Вариант комментирования:

- Во втором уравнении неизвестный мешок (корень уравнения) состоит из зеленого квадрата, так как он есть в «целом» и нет в известной «части»

- Что вы сейчас повторили и узнали? (Мы повторили правила нахождения «части и целого», состав чисел 1-9, узнали, что называют уравнением, потренировались решать уравнения.)

- Почему я выбрала именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое.)

4) Пробное действие.

- Сейчас я вам предложу новое задание, пробное?

- Что необходимо выполнить?(Необходимо решить это уравнение.)

- Что нового в этом задании? (Пока не знаем, так как похожие мы решали.)

- Решите это уравнение за 1 минуту.

Для выполнения этого задания учитель ограничивает время. Это делается для того, чтобы учащиеся не смогли правильно подобрать ответ.

- У кого нет ответа?

Учащиеся поднимаю руки.

- О чём говорит ваш результат? (Мы не смогли решить уравнение способом подбора.)

-Почему так произошло?

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы выполняли? (Решали уравнение.)

- Каким способом вы пытались найти решение? (Способом подбора.)

- Чем же это уравнение отличается от предыдущих? (Не удобно подбирать неизвестный компонент.)

- Как вы думаете, часто ли возникают случаи, когда неудобен способ подбора? (Да.)

- Почему же будут возникать подобные затруднения? (Известный способ не подходит, а другого способа нет.)

- Значит мы должны открыть другой способ?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какой компонент неизвестен в этом уравнении? (Неизвестно слагаемое, часть.)

- Вспомните, что вы повторяли в начале урока. (Правило нахождения «целого и части».)

- Как это правило вам может помочь? (Мы можем применить правило нахождения части.)

- Составим план наших действий.

5. Реализация построенного проекта.

- Как будем  находить корень уравнения?(сначала определяю где находится неизвестное,затем вспоминаю правило нахождения части и целого и применяю это правило).

Проводится рефлексия.

-Где находится неизвестное в этом уравнении?

-Как его найти?

-Что необходимо сделать? ( Применить правило нахождения части)

-Что вам позволяет» открытый способ? (Решать уравнения данного вида)

 3, стр. 20.

- Откройте в учебнике  2 на стр. 20.

Первое уравнение один ученик комментирует решение с места.

- Решаем первое уравнение. (Определяю неизвестный компонент. Выделяю «целое» и «части». Неизвестна часть. Применяю правило: чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть. Нахожу неизвестную часть. Это мешок, состоящий из двух красный кругов.)

Второе уравнение аналогично.

№5 с. 21

- Далее я вам предлагаю потренировать при решении уравнений с числами.

-Чтобы было удобнее предлагаю выделять «части» и «целое» прямо в уравнении.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Решите предложенное уравнение под буквой в).

На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

- Проверьте.

Учитель открывает на доске эталон для самопроверки Д-7. Проводиться вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность своего хода решения и вычислений.

- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)

- Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в решении уравнений, в вычислениях.)

- Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)

- У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем применять новый способ.)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Давайте подведём итог нашей деятельности.

- Какова была цель сегодняшнего урока? (Построить способ решения уравнений с неизвестным слагаемым («частью»).)

- Достигли ли цели?

- Кому не удалось, почему?

- Оцените свою деятельность на лестнице успеха.

Домашнее задание:   4, 7, стр.21;