конспект урока "Уравнение. Решение уравнений вида х + а = б"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Конспект урока по математике для первого класса по теме: Уравнение. Решение уравнений вида х+а=б
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по «Математике»
1 класс
Тема: Уравнение. Решение уравнений вида х + а = б
Цели:
1) сформировать представление о понятии «уравнение», «корень уравнения», умение решать уравнения указанного вида на основе правила нахождения части;
2) актуализировать умение решать примеры на нахождение неизвестного компонента способом подбора, актуализировать состав чисел 1-9;
3)Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия, обобщение
Используемые технологии, методы и формы обучения:
- учебно-игровые;
- технология сотрудничества;
- ИКТ;
- работа в парах;
- индивидуализация и дифференциация обучения.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
- Какие умения мы развиваем на уроках математики? (Мы учимся считать и решать задачи.)
- Сегодня вы продолжите работать с числами и вы будете «открывать» новое знание.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
1) Актуализация правила нахождения «части и целого».
На доске карточка с изображением отрезка.
- Итак, первое задание на повторение. Перед вами отрезок. Необходимо составить все возможные равенства.
Учащиеся работают самостоятельно в парах.
- Проверяем ваши результаты.
Проводится фронтальная проверка.
- Каким правилом вы пользовались? (Правилами нахождения «части и целого».)
2) Актуализация состава чисел 1-9, решение примеров с «окошками».
- А сейчас предлагаю отправиться в цирк.
-Кого мы можем встретить в цирке? (цирковых артистов)
-Вот они.
Кто догадался какое задание они для нас приготовили? (Задание на повторение состава чисел.
А сейчас предлагаю потренироваться в умение считать.
Учитель открывает на доске задание примеры с «окошечками».
- Что особенного в записи этих примеров? (Один из компонентов не известен.)
- Как он обозначен? (На его месте нарисовано «окошко».)
- Вставьте числа в «окошки».
Учащиеся работают самостоятельно. Проверка проводиться фронтально. Пример комментирования:
- Нужно подобрать такое число, которое в сумме с числом 5 дает 7. Это число 2.
Аналогично проводиться проверка оставшихся примеров.
- Чем вы пользовались, когда подбирали число? (Составом чисел 1-9.)
- Выпишите числа, которые вы подобрали. Расставьте числа в порядке возрастания.
Один ученик работает у доски.
- Что вы можете сказать об этих числах? (Каждое число увеличивается на 2, это четные числа.)
3) Формирование представления о понятиях «уравнение», «корень уравнения».
Учитель убирает с доски все решенные примеры, кроме первого.
- Ребята, как вы думаете, удобно ли всегда на месте отсутствующего компонента рисовать «окошко». (Нет.)
- В математике принято вместо «окошка» писать буквы латинского алфавита.
Учитель стирает в примере «окошко», а на его месте записывает букву х.
- Это буква «икс». Произнесите все вместе хором.
- Какое равенство у вас получилось? Кто может прочитать?
Несколько учащихся вслух читают получившееся равенство.
- Это равенство получило специальное название – «уравнение».
- Уточним, что же такое «уравнение». (Это равенство, в котором один компонент не известен, он обозначен буквой латинского алфавита.)
- Как вы думаете, что, значит, решить уравнение? (Найти неизвестный компонент.)
- Верно, это число еще называют «корень уравнения».
- Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Решению уравнений.)
Учитель открывает тему урока.
- Давайте потренируемся решать уравнения, находить корень уравнения.
Учитель на доске открывает задание из учебника № 1 на стр.20
Задание решается фронтально у доски способом подбора. Вариант комментирования:
- Во втором уравнении неизвестный мешок (корень уравнения) состоит из зеленого квадрата, так как он есть в «целом» и нет в известной «части»
- Что вы сейчас повторили и узнали? (Мы повторили правила нахождения «части и целого», состав чисел 1-9, узнали, что называют уравнением, потренировались решать уравнения.)
- Почему я выбрала именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое.)
4) Пробное действие.
- Сейчас я вам предложу новое задание, пробное?
- Что необходимо выполнить?(Необходимо решить это уравнение.)
- Что нового в этом задании? (Пока не знаем, так как похожие мы решали.)
- Решите это уравнение за 1 минуту.
Для выполнения этого задания учитель ограничивает время. Это делается для того, чтобы учащиеся не смогли правильно подобрать ответ.
- У кого нет ответа?
Учащиеся поднимаю руки.
- О чём говорит ваш результат? (Мы не смогли решить уравнение способом подбора.)
-Почему так произошло?
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы выполняли? (Решали уравнение.)
- Каким способом вы пытались найти решение? (Способом подбора.)
- Чем же это уравнение отличается от предыдущих? (Не удобно подбирать неизвестный компонент.)
- Как вы думаете, часто ли возникают случаи, когда неудобен способ подбора? (Да.)
- Почему же будут возникать подобные затруднения? (Известный способ не подходит, а другого способа нет.)
- Значит мы должны открыть другой способ?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какой компонент неизвестен в этом уравнении? (Неизвестно слагаемое, часть.)
- Вспомните, что вы повторяли в начале урока. (Правило нахождения «целого и части».)
- Как это правило вам может помочь? (Мы можем применить правило нахождения части.)
- Составим план наших действий.
5. Реализация построенного проекта.
- Как будем находить корень уравнения?(сначала определяю где находится неизвестное,затем вспоминаю правило нахождения части и целого и применяю это правило).
Проводится рефлексия.
-Где находится неизвестное в этом уравнении?
-Как его найти?
-Что необходимо сделать? ( Применить правило нахождения части)
-Что вам позволяет» открытый способ? (Решать уравнения данного вида)
№ 3, стр. 20.
- Откройте в учебнике № 2 на стр. 20.
Первое уравнение один ученик комментирует решение с места.
- Решаем первое уравнение. (Определяю неизвестный компонент. Выделяю «целое» и «части». Неизвестна часть. Применяю правило: чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть. Нахожу неизвестную часть. Это мешок, состоящий из двух красный кругов.)
Второе уравнение аналогично.
№5 с. 21
- Далее я вам предлагаю потренировать при решении уравнений с числами.
-Чтобы было удобнее предлагаю выделять «части» и «целое» прямо в уравнении.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Решите предложенное уравнение под буквой в).
На выполнение задания отводится 2–3 минуты.
- Проверьте.
Учитель открывает на доске эталон для самопроверки Д-7. Проводиться вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность своего хода решения и вычислений.
- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
- Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в решении уравнений, в вычислениях.)
- Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
- У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем применять новый способ.)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Давайте подведём итог нашей деятельности.
- Какова была цель сегодняшнего урока? (Построить способ решения уравнений с неизвестным слагаемым («частью»).)
- Достигли ли цели?
- Кому не удалось, почему?
- Оцените свою деятельность на лестнице успеха.
Домашнее задание: № 4, 7, стр.21;