Урок по теме: "Доли"
методическая разработка по математике (3 класс) на тему
Познакомить детей с понятием «доля числа»; познакомить с тем, как образуются, называются и записываются доли; совершенствовать умение решать задачи.
Обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения деления на доли; работать над устойчивостью внимания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doli.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ялгинская СОШ»
Урок математики
Тема: «Доли»
3 класс
УМК «Школа России»
Провела учитель начальных классов:
Калмыкова Н.В.
Урок математики
3 класс УМК «Школа России»
Тема: «Доли»
Тип урока: изучение нового материала
Место урока в курсе: урок по теме «Числа от 1 до 100»
Задачи:
1.Образовательные:
- ввести новое понятие «доля числа»;
- учить определять долю числа, записывать дроби;
- познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель».
2.Развивающие:
1) развивать математическую речь, вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, память, мышление;
2) создать условия для развития компетентностей:
учебно-познавательные – умение ставить цель и организовывать её достижение; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения;
информационной - умения получать информацию из разных источников (компьютер, практическая работа, живое слово);
коммуникативной – умения вступать в общение, работать в группе;
здоровьесберегающей – умение использовать многообразие двигательного опыта в организации урока.
3.Воспитывающие:
- воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.
- ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
- учить работать в группах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.
Цель:
Познавательные: познакомить с понятием «доля числа»;
Практические: познакомить с тем, как образуются, называются и записываются доли; совершенствовать умение решать задачи.
Общепредметные: обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения деления на доли; работать над устойчивостью внимания учащихся.
Методические приемы: работа в группах при логическом задании, беседа о понимании деления предмета на равные части - доли.
Методические приемы контроля: мгновенная проверка.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, апельсин, торт.
Для учащихся: шоколадка одна на двоих, цветные карандаши, линейки, сигнальные карточки, апельсин, груша .
Структура урока:
- Оргмомент.
Прежде чем работать сесть,
Посмотрите, всё ли есть.
Мотивация.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтобы на уроке работать
И друг другу помогать.
- Повторение.
3. Устный счет.
- Что обычно ставят на стол, когда приглашают гостей к чаю? (красивую посуду, сладости, фрукты) –
- Сейчас мы посмотрим мультфильм, где звери угощались фруктом, чтобы узнать тему нашего урока. А как называется мультфильм, вы узнаете, если правильно решите примеры и разгадаете, какое слово зашифровано. Записывайте только ответы в столбик – (после записи ответов по щелчку появляется шифр, дети должны выбрать нужные буквы в соответствии с ответами и записать их рядом с числами)
8х4 = 24 А
75-24 = 51 П
3х9 = 27 Е
81:9 = 9 Л
36+56= 92 Ь
64:8 = 8 С
0х4 = 0 И
1х12 = 12 Н
По щелчку появляется шифр, с помощью которого дети определяют название мультфильма.
4 | 51 | 27 | 24 | 92 | 9 | 0 | 8 | 82 | 12 |
у | п | е | а | ь | л | и | с | к | н |
4. Постановка проблемы:.
Просмотр мультфильма «Апельсин» («Веселая карусель № 8)
- Что пришлось делить героям мультфильма? Почему? (апельсин только один, а их много)
- Как в песенке называлась каждая часть апельсина? (долька)
- Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока? (доли) –
5. Работа по теме.
- К чаю принято подавать угощения. У вас есть шоколадки. Разделите их так, чтобы вам и вашему соседу достались одинаковые кусочки. Какая часть досталась каждому? (половинка)
- Если вы делили по-честному, то у вас должны получиться равные части. Проверьте. В математике равные части называются долями. Сколько долей у вас получилось? (2)
- Сколько долей у каждого из вас? (по одной).
- Значит, у каждого из вас одна из двух долей или одна вторая доля. Записать это можно так – ½ -
- Читается эта запись – одна вторая часть. Кто может расшифровать запись, что обозначает здесь каждое число? (1 – это доля, которую мы взяли, а 2 – общее количество долей, т.е. это одна из двух частей).
- А теперь каждый из вас разломит свою половинку пополам. Сколько частей шоколадки теперь получилось? (4)
- Возьмите одну такую дольку. Как записать теперь, какую долю вы держите в руках? (1/4)
- Прочитайте запись (одна четвертая доля)
- Подумайте и скажите, какая доля больше: ½ или ¼? Почему? (чем больше частей, тем меньше каждая часть).
- Запись доли называется дробь. Верхняя часть дроби называется числителем (щелчок), а нижняя – знаменателем. Что обозначает знаменатель в записи дроби? (на сколько частей разделили предмет)
- Что обозначает числитель? (сколько частей взяли)
- Если к вам придёт ещё 1 человек и вас станет трое, то на сколько частей нужно разделить шоколадку? (на три части)
- Какую долю получит каждый гость? (1/3)
- Запишите дробь. Проверьте себя .
- А если будет 6 гостей, значит на 6 частей
- Какую долю получит каждый гость? (1/6)
- Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6)
- Но ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть)
- И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается меньше, чем 1/6.
- А теперь посмотрите, как разрезали торт. (У учителя торт разрезан на неравные части) Сколько частей получилось?
- А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?
(Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это равная часть, а торт разрезан на неравные части)
- Можем ли мы эти части записать дробью? (нет, так как это не доли, доли – это равные части)
6. Закрепление.
- После сладкого хочется чего-нибудь кисленького. Давайте съедим яблочко? Откроем учебник на с.80 и прочитаем правило. На сколько частей разделили яблоко сначала? Как можно назвать каждую часть яблока? (половина, одна вторая доля).
- Как разделили яблоко потом? (Каждую половину еще пополам, получилось 4 части)
- Как можно назвать каждую часть яблока? (четвертинка, четверть, одна четвертая доля).
7. Физминутка (Дети выполняют упражнения на массажных ковриках)
Работа по теме:
Начертите в тетради квадрат со стороной 6 см - № 1. Это у нас будет пирог к чаю. Разделите его на 6 одинаковых частей.
- Как можно разделить по-разному?
- Закрасьте одну шестую долю пирога. А теперь разделите каждую часть пирога пополам. Сколько гостей можно угостить теперь пирогом? Закрасьте одну двенадцатую часть пирога.
- Какая часть больше 1/6 иди 1/12? Почему?
- Давайте проверим, как вы поняли новый материал.
Работа в группах. Дети делят на части (дольки ) апельсин, грушу - угощают друг друга, спрашивают: «Какую долю ты взял?», «Возьми 2\3 груши, 1\6 часть апельсина». Запишите.
- А теперь проверим вашу сообразительность. Вот вам головка сыра. Её нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Попробуйте решить ее в группах. Подготовьтесь для объяснения.
После выступления детей с вариантами решения, проверка по слайду .
- Какая часть сыра осталась на блюде? (половина, ½, 4/8)
Здесь учитель может подвести детей к тому, что можно брать несколько долей, если осталось 4 части из 8, то это 4/8, значит 4/8 и ½ это равные доли. Пропедевтика изучения обыкновенных дробей.
- Посмотрите на часы (циферблат часов). Какое время показывают часы? (5 часов 15 минут)
- Какую долю от часа составляют 15 минут? Как это узнать? (надо узнать сколько раз по 15 поместиться в часе)
- Как это узнать? (в часе 60 минут, надо 60 разделить на 15)
- Запишите решение в тетрадях самостоятельно, можете консультироваться с соседом.
- Какой ответ у вас получился? (в часе 4 раза по 15 минут)
- Какая это доля? (1/4) –
- Как по-другому называется ¼ часть? (четверть)
- Как по-другому можно назвать время на часах? (четверть шестого)
Закрепление.
8. Итог урока.
- Расскажите им, что вам больше всего понравилось делать в гостях? Что вы узнали нового?
- Что такое доля? Как записать долю числа? Что такое числитель дроби? Что такое знаменатель дроби?
- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
9. Домашнее задание. Выставление отметок за урок.
Задание по карточкам.
Задача на карточке.
На чаепитии подали 5 пряников, которыми захотели угоститься 6 гостей. Как вы разделите пряники поровну, чтобы гостей не обидеть? Условие: делить каждый пряник на 6 частей нельзя.
(Решение: делим 3 пряника на 2 части – 6 частей раздаем гостям, и 2 пряника на 3 части – и раздаем 6 долей гостям)
Литература:
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1984. Математика. Учебник для 3 класса. В 2 ч. Ч. 1/ под ред. Моро М.И. и др., 2007
Авторские разработки учителя начальных классов - Сапегиной Светланы Пименовны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме:"Доли", 3 класс, 2 четверть
Данный урок был дан в рамках реализации ФГОС, с учётом требований к современному уроку, с использованием системно-деятельностного подхода....
Авторский урок по теме "Доли.Образование и сравнение долей"
Урок математики в 3 классе УМК "Школа России". Может быть использован и в других УМК....
Конспект урока по теме "Доли" 3 класс. Система Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова.
Конспект урока по математике...
Урок на тему: Доли. Обыкновенные дроби.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний....
Урок по теме "Доли"
Конспект открытого урока математики по теме "Доли". 3-й классЦель урока: научить учащихся записывать и читать доли.Задачи урока: -обучающие – дать понятие о доле числа, о составных частях доли числа-р...
Урок математики.Тема: Доли
Урок введения нового знания...
Технологическая карта урока по теме "Доли"- 3 класс
Технологическая карта урока по математике 3 класс по теме "Доли". Знакомство учащися с понятием "доли". Учащиеся научаться определять доли и сравнивать их...