Урок на тему: Доли. Обыкновенные дроби.
материал по математике (4 класс) на тему
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила учитель
начальных классов
МБОУ СОШ №2
Подгайная И.Н.
Тема урока: Доли. Обыкновенные дроби.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
- Знакомство с понятиями доли и обыкновенной дроби;
- Отработка навыков чтения и записи обыкновенных дробей.
Задачи:
- Обучающие
-формирование познавательных УУД
- ввести понятие доли и обыкновенной дроби, познакомить учащихся с числителем и знаменателем дроби, исторической справкой
- развивать творческие способности через использование занимательных задачек
2) развивающие
-формирование регулятивных УУД
- развивать у учащихся познавательный интерес посредством использования наглядных пособий (живая картинка, презентация)
- развивать умение работать в группах
3) воспитательные
-формирование коммуникативных УУД
- воспитывать у учащихся умения сравнивать, выделять закономерности, обобщать (делать выводы)
- воспитывать взаимоуважения друг к другу
- воспитывать у учащихся интерес к предмету
Место: 5 класс
Время: 40 минут
Формы, применяемые на уроке:
- Групповая
- Индивидуальная
- Фронтальная, с использованием ИКТ
Методы, используемые на уроке:
- по источникам знаний: словесные, наглядные;
- по степени взаимодействия учитель – ученик: эвристическая беседа;
- относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
- относительно познавательной деятельности: репродуктивный, частично – поисковый
Оборудование к уроку: Компьютер, карточки с заданиями для самостоятельной работы учащихся
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Устный счет, актуализация знаний
3. Мотивация. Объяснение нового материала
4. Физическая минутка
5. Историческая справка
6. Первичное закрепление изученного
7. Домашнее задание
8. Итог урока
9. Рефлексия
Ход урока.
- Оргмомент. В начале урока построение, приветствие ребят и учителя. Настрой учащихся на работу . учитель проверяет готовность к уроку.
- Проверка домашнего задания.
- Устные упражнения (примеры на доске), Слайд 2. Учащиеся решают примеры на скорость.
Вопросы учителя: сколько минут в 1/3 часа? Сколько минут в половине часа? Десятой доле часа? Шестой доле часа?
- Объяснение учителя: «Самый первый вопрос , который мы с вами начали изучать в 4 классе – это натуральные числа. Какие числа называются натуральными? Дети отвечают.
А ведь с древних времен людям приходилось не только считать предметы, но и измерять длину, площадь, время, вести расчеты. И результаты вычислений не всегда удавалось выразить целыми числами. Приходилось учитывать и части и доли. Так появились дроби. Слайд 3.
Историческая справка (рассказывает ученик).
В русском языке слово дробь появилась в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить»- разбивать, ломать на части.
В первых учебниках математики в 17веке дроби так и назывались «ломанные числа» . Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Долгое время дроби считались самым трудным разделом в математике. Сложилась даже такая поговорка « попасть в дроби», что означает- попасть в трудное положение. Слайд 4.
Учитель: Но сегодня на уроке мы с вами докажем, что нас дроби не смогут поставить в трудное положение. Ребята, записываем тему сегодняшнего урока .
Тема урока на доске - Доли. Обыкновенные дроби.
Учитель предлагает записать ее в тетрадь.
Учитель объясняет: дроби возникают когда натуральное число делят на равные части- доли. Самая известная доля это половина, например: полчаса, полкилограмма, полбулки; но употребляются и другие доли.
Цель нашего урока научиться понимать, записывать и читать дроби. Определять где находиться числитель и где знаменатель дроби и что они показывают. Формулировка целей и задач, мотивационная деятельность учащихся.
- Работа с ножницами с использованием раздаточного материала.
Задание учителя: разрезать квадрат на 4 равные доли- любым способом. Покажите четверть квадрата, половину квадрата, ¾ квадрата.
Дети работают с ножницами и отвечают на вопросы учителя.
Мотивация. Объяснение новой темы по слайдам 5, 6, 7, 8, 9.
Объяснение что такое числитель и знаменатель дроби; что они показывают. Как правильно записывать и читать дроби.
Ученики учатся правильно произносить дроби на слайде.
Один человек у доски по слайду 10 записывает на доске дроби. Учащиеся записывают в тетради.
- Слайд 11 ПРАВИЛО
Учащиеся читают и запоминают правило.
- Объяснение учителя. Деление отрезка на доли. Расположение чисел на координатном луче. Слайд 12, 13.
- Стихотворение (рассказывает ученик)
Каждый может за версту
Видеть дробную черту,
Над чертой числитель- знайте,
Под чертою знаменатель,
Дробь такую непременно
Надо звать обыкновенной.
- Физкультминутка ( разминка). Слайд 14.
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Записывает на доске учитель с объяснением, а учащиеся в тетради.
1м= 10дм=100см
1см=1/100м
1дм=1/10м
1кг=1000г
1г=1/1000кг
- Работа с книгой. Первичное закрепление новых знаний. Дети работают с учебником , выделяют главную мысль из текста. Учитель помогает, наставляет.
№ 884 устно. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Решают у доски и в тетрадях.
№899 Ответ :11/16 пшеницей и 5/16 рожью.
№ 901 Ответ: 20:5*2=8 км заасфальтировали;
20-8=12 км осталось заасфальтировать.
- Тест на слайде 15, 16 (ученики выполняют самостоятельно с взаимопроверкой). Потом учитель открывает ответы. Ответы на слайде 17.
- Какую долю тонны составляет килограмм? (1/1000)
2. Как называется десятая доля сантиметра? (миллиметр)
3. Круг разделили на шесть равных долей.
Четыре доли покрасили. Какая часть круга осталась не покрашенной? (4/6)
Тест раздаточный решают несколько слабых учеников и сдают учителю.
- Решение задачи на слайде 18, 19.
В мышеловке, которую принесла Золушка для Феи было 9 мышей, для упряжки необходимо 2/3 всех мышей. Сколько мышей потребовалось для великолепной упряжки? (ответ: 9:3*2=6 мышей)
Решают на доске и в тетрадях в тетрадях.
- № 902 самостоятельно с последующей проверкой.
Решение : 22:11*5=10 собак в упряжке;
22-10=12 собак не вошло в упряжку.
Учитель: дроби так же существуют вокруг нас. В наших лесах встречаются различные животные, многие из них занесены в красную книгу. Давайте узнаем некоторые интересные факты об этих животных. Слайд 20, 21,22. Связь математики и природоведения.
Итог урока.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
- Что такое доля? (доля – каждая из равных частей единицы)
- Как называется число, которое пишут над дробной чертой? Как называется число, которое пишут под дробной чертой? (Число, которое записывают над чертой, называется числитель, под чертой - знаменатель)
- Что показывает числитель и знаменатель дроби? (знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято)
Повторение правила. Что нового узнали на уроке? Чему научились? Было трудно или легко?
- Домашнее задание (с подробным объяснением)
№925, 926, 928
- Рефлексия.
- Учитель: Ребята у вас на столах лежат фигурки. Если урок вам понравился и вы всё поняли и можете применить свои знания на практике, то нарисуйте ему улыбку. Слайд 23.
- Выставление оценок. Слайд 24.
План урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | Приветствие, организация учащихся. | Приветствие, подготовка места к работе, эмоциональная готовность к уроку. |
Постановка цели и задач урока | Сообщает тему, цель и задачи, ход урока, настраивает учащихся на поиск решения проблем и конечный результат. | Слушают, записывают тему урока, представляют этапы предстоящей работы. |
Актуализация опорных знаний | Организация устного. Мотивация. | Участвуют в работе, контролируют правильность ответов. |
Усвоение новых знаний | Настраивает на собственные научные открытия через решения проблем. | Анализируя проблемы, высказывают предположения, соотносят их с правилами учебника, делают выводы. |
Физминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжить работу. |
Проверка понимания. Закрепление. | Предлагает задания для устной, фронтальной работы, работы в парах, дополнительные задания. Комментирует, направляет работу учащихся. | Выполняют задания, проверяют полученный результат, анализируют и исправляют ошибки. Планирование своей деятельности. |
Первичный контроль | Дает задания для самостоятельной работы обучающего характера в двух вариантах. Предлагает решения на интерактивной доске (с использованием эффекта «шторки»). | Выполняют задания, проверяют полученный результат, анализируют и исправляют ошибки, оценивают свою работу. |
Решение задач | Мотивирует учащихся на решение задач. | Обсуждают проблему через математическую модель. Анализируют, рассуждают, отстаивают точку зрения |
Итог урока | Организует учащихся на подведение итогов. | Подводят итог. |
Рефлексия | Предлагает учащимся проанализировать свою работу | Сравнивают и анализируют результат своей работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики в 4 классе тема "доли и дроби"
конспект урока с презентацией...
Презентация к уроку математики по теме: "Доли и дроби"
Презентация подготовлена для 4 класса.Содержит много наглядного красочного материала....
Урок математики по теме "Доли.Обыкновенные дроби"
Конспект урока математики в 5 классе по теме "Долли.Обыкновенные дроби". Урок построен в соответствии с ФГОС и отражает межпредметные и мерапредметные связи....
план -конспект урока математики по теме "Доли и дроби" (1-ый урок изучения темы)
План конспект урока по математике в 4 классе по теме "Доли и дроби" (1-ый урок изучения темы)...
Презентация к уроку математики 4 класс по теме "Доли и дроби"
Презентация к уроку математики 4 класс по теме "Доли и дроби"...
Конспект урока по математике на тему: «Доли и дроби» 4 класс УМК «Школа России» М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.
Тема урока: «Доли и дроби»Тип урока: открытия новых знанийВид урока: комбинированныйПерспективная цель: формирование представлений о долях и дробях, научить учащихся читать и з...
Конспект урока по теме: Доли и дроби
Урок по теме "Доли и дроби" 4 класс. Перспектива....