Конспект урока по математике 3 класс "Решение задач на кратное и разностное сравнение"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Кагакина Людмила Алексеевна

 

Закреплять умение решать задачи на кратное и разностное  сравнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx38.06 КБ
Файл matematika.docx38.06 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет       Математика                                                                                          3     класс

Тема урока:     « Решение задач  на кратное и разностное  сравнение чисел»                                                                                                                      

Цели.  Закреплять умение решать задачи на кратное и разностное  сравнение; знание таблицы умножения и деления с числами 2 – 5; развивать логическое мышление, память, навыки устного счета.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на кратное и разностное сравнение ; пользоваться таблицей  умножения и деления;  составлять план решения задачи;  понимать учебную задачу урока  и  стремиться к её выполнению; соотносить результат  своей деятельности с целью и оценивать его;  высказывать и аргументировать  свою точку зрения.

 Учебные материалы. На плакатах – задачи, правило, карточки для самостоятельной работы; на доске – цепочка примеров для устного счета, рисунки

Этапы работы

                             Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.

Начинаем наш урок

Не пройдёт он даром .

Постарайтесь всё понять

Чтоб задачи без труда решать.

Преобразовывать ,считать, смекать и рассуждать

Запишите дату, классная работа

Отвечают на приветствие учителя

Подготовка учащихся к активной работе на уроке.

 II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия  нового знания»

Устный счёт

Начнем наш урок с устных упражнений .

Ребята таблица умножения для нас очень актуальна ,значит очень важно знать её .

Сейчас мы проверим как вы её  знаете .

1) 3 ученика  у доски решают примеры.

5 * 7                    

8 * 4

5 * 9

8 * 6

45 : 5

30 : 6

18 : 9

21 : 7

4 * 9

6 * 4

9 * 2

9 * 3

2) Заполните таблицу

Вспомним как нам найти неизвестный множитель.

Называем, читаем пример ,ответ записываем в таблицу.

Множитель

6

-

5

-

8

-

7

6

Множитель

-

4

8

9

-

2

-

8

Произведение

36

20

-

45

40

16

14

-

3) Закончи правило и соедини их с уравнениями , которые решаются по этим правилам.  

Чтобы найти неизвестное делимое  надо…                             Х + 7 = 14

 Х : 7 = 6

Чтобы найти неизвестный множитель надо…          

                                                                      8 * х = 48

          40 : х = 5

          Х * 6  = 54

Развитие логического мышления.

III. Самоопределение к деятельности

Решите примеры в столбик ,Расставьте буквы  в порядке убывания соответствующих ответов  и прочитайте слово.

35 + 48 (з)              39 + 17 (а)                 73 – 28(а)

60 – 18 (ч)               39 – 24 (а)                        15 + 36 (д)  Ответ: задача

Чему будет посвящён наш сегодняшний урок?

Решению задач

IV. Физминутка

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

V.  Рабата по теме урока

Цель: усвоение нового материала, формирование нового знания.

1)Сегодня на уроке мы продолжим  решать задачи на кратное и разностное сравнение. Давайте вспомним , как  можно сравнить два числа?

Если вопрос начинается со слов « на сколько», то это разностное сравнение и надо…

Если вопрос начинается со слов «во сколько», то это кратное сравнение и надо …

2) Работа по учебнику

Поработаем по учебнику. Откройте  стр. 43

Прочитайте задачу № 1  про себя.

(Далее ученик читает вслух громко)

Сколько вопросов в задаче?

Прочитайте первый вопрос.

Назовите правило , которое поможет ответить  на него.  

Назови второй вопрос.

Назовите правило ,которое поможет нам ответить на вопрос

Запишите кратко задачу и решите её.

I яблоня – 40 кг

                                     На?  >кг

II яблоня – 10 кг

Стрелочка указывает на то, что их величины нужно сравнить, а за стрелочкой вопрос , как будем сравнивать.

Решение : 40 – 10 = 30(кг) Ответ: на 30 кг>

Обратите внимание : какой предлог есть в вопросе (на)

Ответ начинается с короткого слова – на -

Вычесть  из большего числа  меньшее

Разделить большее число на  меньшее

Два

Вопрос задачи начинается со слова «на сколько» это разностное сравнение и надо  вычесть из большего числа меньшее.

Вопрос задачи начинается со слова «во сколько раз» это кратное сравнение и надо  разделить  большее  число на  меньшее.

- К данному   условию  мы поставим другой вопрос .

- Подскажите, какой другой вопрос?

I яблоня – 40 кг

        Во ? раз <

II яблоня – 10 кг

Решение :  40 : 10 = 4 (р)

Ответ : в  4 раза <

Обратите внимание: в вопросе есть предлог ( короткое слово во или в )значит ответ начинается с короткого слова во

Во сколько раз < со второй , чем с первой

VI.Закрепление

Цель: включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях.

На доске задача

Бабушка посадила весной 8 кг картофеля , а осенью собрала 40 кг.

- К данному  условию поставим два разных вопроса. Один вопрос  сформулируем  так, чтобы задача решалась деление , а второй вопрос , так чтобы задача решалась  вычитанием.

- Для того, чтобы задача  решалась на деление , какой поставим  вопрос ? (во сколько)

- Составим задачу

- Чтобы ответить  на вопрос  задачи надо …

- Запишите решение:

- Составим  задачу, чтобы она решалась вычитанием.

- Какой  поставим вопрос ?

- С какого  слова должен  начинаться  вопрос?

- Составим задачу.

- Чтобы ответить на этот вопрос надо из …

 - Запишите решение

Диагностика уровня сформированности  умения решать задачи изученных видов

Бабушка посадила весной 8 кг  картофеля, а осенью собрала 40 кг .Во сколько раз больше собрала картофеля , чем посадила весной.

Большее число разделить на меньшее

40 : 8 =5 (р)

Ответ: в 5 раз >

На сколько меньше

Бабушка посадила весной 8 кг  картофеля, а осенью собрала 40 кг .На сколько кг картофеля  меньше бабушка  посадила   весной , чем собрала осенью?

Большего  числа вычесть  меньшее число.

40 - 8 =32  (кг)

Ответ:  на 32 кг <

VII. Устные вычисления

-Увеличиваем  вычислительную энергию.

- Вспоминаем и правильно ставим знаки действия при решении задач

- Я читаю задачу, а вы  ставите в карточку знак действия  при помощи которого эта задача решается.

(Работа выполняется по карточкам, где, отвечая на вопрос, вписываем определённый знак действий.)

1 вопрос. Каким действием определить, на сколько одно число больше или меньше другого?

2 вопрос. Чтобы узнать, на сколько единиц одно число меньше другого, какое действие выполним?

3 вопрос. Каким действием определить, во сколько раз одно число больше или меньше другого?

4. Какое действие: число на несколько единиц больше другого?

5. Каким действием найдём уменьшаемое?

6. Каким действием найдём значение разности?

7. Каким действием узнать, во сколько раз одно число меньше другого?

8. Каким действием найдём делитель?

9. Каким действием найдём значение частного?

10. Каким действием узнать: у Мони столько “5”, сколько у Гарри и Рона вместе?

Проверка результатов самостоятельной работы.

Соедините отрезками одинаковые знаки арифметических действий. Какие фигуры получились? Сверьте с образцом. Оцените себя

Познавательные: контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Работа в группе.

Проверка умения выбирать правильное арифметическое действие при решении задач разных видов

Умение проверять себя. сравнивая результат с образцом.

VIII.  Рефлексия  учебной деятельности. 

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Задание: продолжить предложения:

Больше всего нашей группе понравилось (не  понравилось)…

Самым полезным для нас было…

Мы затруднялись …

Какую оценку вы поставили бы своей группе?

Какое волшебное правило вы запомнили? (продолжите его)

Чтобы узнать, _____________ раз одно число ___________ или ______________ другого, надо большее число _________________ на меньшее.

Познавательные: контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

IX. Домашнее задание

Стр. 42 выучить правило, № 1-2.

Вот и кончился урок,

Снова прозвенел звонок.

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Дети записывают задание в дневник.



Предварительный просмотр:

Предмет       Математика                                                                                          3     класс

Тема урока:     « Решение задач  на кратное и разностное  сравнение чисел»                                                                                                                      

Цели.  Закреплять умение решать задачи на кратное и разностное  сравнение; знание таблицы умножения и деления с числами 2 – 5; развивать логическое мышление, память, навыки устного счета.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на кратное и разностное сравнение ; пользоваться таблицей  умножения и деления;  составлять план решения задачи;  понимать учебную задачу урока  и  стремиться к её выполнению; соотносить результат  своей деятельности с целью и оценивать его;  высказывать и аргументировать  свою точку зрения.

 Учебные материалы. На плакатах – задачи, правило, карточки для самостоятельной работы; на доске – цепочка примеров для устного счета, рисунки

Этапы работы

                             Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.

Начинаем наш урок

Не пройдёт он даром .

Постарайтесь всё понять

Чтоб задачи без труда решать.

Преобразовывать ,считать, смекать и рассуждать

Запишите дату, классная работа

Отвечают на приветствие учителя

Подготовка учащихся к активной работе на уроке.

 II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия  нового знания»

Устный счёт

Начнем наш урок с устных упражнений .

Ребята таблица умножения для нас очень актуальна ,значит очень важно знать её .

Сейчас мы проверим как вы её  знаете .

1) 3 ученика  у доски решают примеры.

5 * 7                    

8 * 4

5 * 9

8 * 6

45 : 5

30 : 6

18 : 9

21 : 7

4 * 9

6 * 4

9 * 2

9 * 3

2) Заполните таблицу

Вспомним как нам найти неизвестный множитель.

Называем, читаем пример ,ответ записываем в таблицу.

Множитель

6

-

5

-

8

-

7

6

Множитель

-

4

8

9

-

2

-

8

Произведение

36

20

-

45

40

16

14

-

3) Закончи правило и соедини их с уравнениями , которые решаются по этим правилам.  

Чтобы найти неизвестное делимое  надо…                             Х + 7 = 14

 Х : 7 = 6

Чтобы найти неизвестный множитель надо…          

                                                                      8 * х = 48

          40 : х = 5

          Х * 6  = 54

Развитие логического мышления.

III. Самоопределение к деятельности

Решите примеры в столбик ,Расставьте буквы  в порядке убывания соответствующих ответов  и прочитайте слово.

35 + 48 (з)              39 + 17 (а)                 73 – 28(а)

60 – 18 (ч)               39 – 24 (а)                        15 + 36 (д)  Ответ: задача

Чему будет посвящён наш сегодняшний урок?

Решению задач

IV. Физминутка

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

V.  Рабата по теме урока

Цель: усвоение нового материала, формирование нового знания.

1)Сегодня на уроке мы продолжим  решать задачи на кратное и разностное сравнение. Давайте вспомним , как  можно сравнить два числа?

Если вопрос начинается со слов « на сколько», то это разностное сравнение и надо…

Если вопрос начинается со слов «во сколько», то это кратное сравнение и надо …

2) Работа по учебнику

Поработаем по учебнику. Откройте  стр. 43

Прочитайте задачу № 1  про себя.

(Далее ученик читает вслух громко)

Сколько вопросов в задаче?

Прочитайте первый вопрос.

Назовите правило , которое поможет ответить  на него.  

Назови второй вопрос.

Назовите правило ,которое поможет нам ответить на вопрос

Запишите кратко задачу и решите её.

I яблоня – 40 кг

                                     На?  >кг

II яблоня – 10 кг

Стрелочка указывает на то, что их величины нужно сравнить, а за стрелочкой вопрос , как будем сравнивать.

Решение : 40 – 10 = 30(кг) Ответ: на 30 кг>

Обратите внимание : какой предлог есть в вопросе (на)

Ответ начинается с короткого слова – на -

Вычесть  из большего числа  меньшее

Разделить большее число на  меньшее

Два

Вопрос задачи начинается со слова «на сколько» это разностное сравнение и надо  вычесть из большего числа меньшее.

Вопрос задачи начинается со слова «во сколько раз» это кратное сравнение и надо  разделить  большее  число на  меньшее.

- К данному   условию  мы поставим другой вопрос .

- Подскажите, какой другой вопрос?

I яблоня – 40 кг

        Во ? раз <

II яблоня – 10 кг

Решение :  40 : 10 = 4 (р)

Ответ : в  4 раза <

Обратите внимание: в вопросе есть предлог ( короткое слово во или в )значит ответ начинается с короткого слова во

Во сколько раз < со второй , чем с первой

VI.Закрепление

Цель: включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях.

На доске задача

Бабушка посадила весной 8 кг картофеля , а осенью собрала 40 кг.

- К данному  условию поставим два разных вопроса. Один вопрос  сформулируем  так, чтобы задача решалась деление , а второй вопрос , так чтобы задача решалась  вычитанием.

- Для того, чтобы задача  решалась на деление , какой поставим  вопрос ? (во сколько)

- Составим задачу

- Чтобы ответить  на вопрос  задачи надо …

- Запишите решение:

- Составим  задачу, чтобы она решалась вычитанием.

- Какой  поставим вопрос ?

- С какого  слова должен  начинаться  вопрос?

- Составим задачу.

- Чтобы ответить на этот вопрос надо из …

 - Запишите решение

Диагностика уровня сформированности  умения решать задачи изученных видов

Бабушка посадила весной 8 кг  картофеля, а осенью собрала 40 кг .Во сколько раз больше собрала картофеля , чем посадила весной.

Большее число разделить на меньшее

40 : 8 =5 (р)

Ответ: в 5 раз >

На сколько меньше

Бабушка посадила весной 8 кг  картофеля, а осенью собрала 40 кг .На сколько кг картофеля  меньше бабушка  посадила   весной , чем собрала осенью?

Большего  числа вычесть  меньшее число.

40 - 8 =32  (кг)

Ответ:  на 32 кг <

VII. Устные вычисления

-Увеличиваем  вычислительную энергию.

- Вспоминаем и правильно ставим знаки действия при решении задач

- Я читаю задачу, а вы  ставите в карточку знак действия  при помощи которого эта задача решается.

(Работа выполняется по карточкам, где, отвечая на вопрос, вписываем определённый знак действий.)

1 вопрос. Каким действием определить, на сколько одно число больше или меньше другого?

2 вопрос. Чтобы узнать, на сколько единиц одно число меньше другого, какое действие выполним?

3 вопрос. Каким действием определить, во сколько раз одно число больше или меньше другого?

4. Какое действие: число на несколько единиц больше другого?

5. Каким действием найдём уменьшаемое?

6. Каким действием найдём значение разности?

7. Каким действием узнать, во сколько раз одно число меньше другого?

8. Каким действием найдём делитель?

9. Каким действием найдём значение частного?

10. Каким действием узнать: у Мони столько “5”, сколько у Гарри и Рона вместе?

Проверка результатов самостоятельной работы.

Соедините отрезками одинаковые знаки арифметических действий. Какие фигуры получились? Сверьте с образцом. Оцените себя

Познавательные: контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Работа в группе.

Проверка умения выбирать правильное арифметическое действие при решении задач разных видов

Умение проверять себя. сравнивая результат с образцом.

VIII.  Рефлексия  учебной деятельности. 

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Задание: продолжить предложения:

Больше всего нашей группе понравилось (не  понравилось)…

Самым полезным для нас было…

Мы затруднялись …

Какую оценку вы поставили бы своей группе?

Какое волшебное правило вы запомнили? (продолжите его)

Чтобы узнать, _____________ раз одно число ___________ или ______________ другого, надо большее число _________________ на меньшее.

Познавательные: контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

IX. Домашнее задание

Стр. 42 выучить правило, № 1-2.

Вот и кончился урок,

Снова прозвенел звонок.

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Дети записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике "Решаем задачи" 1 класс по ФГОС

Цели:Образовательные:Обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 действие;Продолжить формировать умение анализировать арифметические задачи;Закрепить изученные вычислитель...

Конспект урока по математике, 3 класс. УМК Школа России. "Сравнение трёхзначных чисел"

Цель: познакомить с приемами сравнения трёхзначных чисел; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов...

Конспект урока по математике "Решение задач выражениями" (2 урок)

Конспект урока по математике "Решение задач выражениями" (2 урок)...

Конспект урока по математике "Решение задач выражениями" (1 урок)

Конспект урока по математике "Решение задач выражениями" (1 урок)...

Конспект урока по математике "Решение задач на кратное сравнение" 3 класс

Цели.  Закреплять умение решать задачи на кратное и разностное  сравнение; знание таблицы умножения и деления с числами 2 – 7; развивать логическое мышление, память, навыки устного сче...

Конспект урока по математике "Решение задач, раскрывающих смысл умножения и деления. Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость".", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:знакомство с новым типом задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»;формирование умений решать задачи с величинами «цена&r...