Конспект урока по математике. Тема: "Задача. Решение задач"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Б. В.А.

Урок построен на использовании регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx393.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Задача.  Решение  задач

Цели:

 Образовательные:

- закрепить  понятие «задача»;  

-рассмотреть основные части задачи «условие» и «требование»;

- учить составлять задачи.

 Развивающие:

 - развивать познавательную активности учащихся, наблюдательность;

- развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать,  делать выводы;

 - развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях;

- развивать мышление,  воображение, внимание;

Воспитательные:

- воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения;

 - воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, самостоятельности, ответственности за свои поступки;

 - расширять кругозор, словарный запас, воображение.

Планируемый результат:

Предметные:

- знакомство с признаками текстовой задачи с использованием регионального компонента,  с краткой записью условия;

- решение задач на увеличение/уменьшение на несколько единиц;

- работа с географической картой Челябинской области.

Развивающие:

- развитие речи.

УУД:

Познавательные:

- формирование умений видеть аналогии и выполнять вычисления по аналогии;

- углублять знания о родном крае,

- формирование навыка смыслового чтения.

 Регулятивные:

- формирование умений выделять требование текстовой задачи в качестве цели задания;

- следовать инструкции, заданной учителем, при решении задач.

Коммуникативные:

- формирование умения задавать вопросы по смыслу заданий, учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос.

Личностные:

- уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Работа с информацией:

- формирование умений понимать информацию, представленную в виде схемы.

Ход урока

  1. Организационный  момент

Утром рано мы встаем,

Город видим за окном.

Он проснулся, он живет.

Нас на улицу зовет.

- А какой это город мы узнаем прямо сейчас.

  1. Актуализация опорных знаний
  1. Устный счет

- Давайте рассмотрим карту. Красным крестиком обозначено наше место нахождения. Давайте определим место, где мы находимся, а для этого решим следующие примеры:

6+2=                               17+2=                  3+3+1 =7

9-2 =                               14+2 =                 1+1+5= 7

4+6=                               10-9 = 1               7-2-2 = 3

8 – М     10- а      16 - с

7-  и       19- с

 -Каждый год в Миасс приезжает очень много туристов. Они хотят познакомиться с нашим городом, его достопримечательностями. Что же мы можем о нём рассказать? Мы отправимся в путешествие по нашему городу. Сегодня на уроке у нас будет работать  «Справочное бюро».

Город  Миасс основан в 1773 году. Входит в состав Челябинской области.

Расположен на реке Миасс у подножия Ильменских гор. Неподалёку от города находится Ильменский минералогический заповедник.

2.Индивидуальная работа

-  Назовите компоненты при сложении  (вычитании).

- Давайте вспомним, как найти первое  (второе) слагаемое?

- Что нужно сделать, чтобы найти уменьшаемое? Как найти вычитаемое?

□ + 2 = 5                □ + 2 = 6               □ + 2 = 10

6 - □ = 4                 5 - □ = 2               7 -  □ = 4

□ - 1 = 9                 □ - 2 =  8               □ – 2 = 9

Выполнив задание,  дети  узнают о гербе города и его значении.

  • Основная фигура герба – золотой лось – животное, символизирующее свободу, независимость и достоинство, он показывает готовность идти вперёд, преодолевая трудности и препятствия.https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/036b/0002e99a-0de859e5/img2.jpg

3 . Игра «Молчанка»

 ( Ответы дети показываю с помощью числового веера )

- А сейчас мы отправимся в путь по нашему городу.  Как вы думаете, на каком транспорте мы отправимся. Я вам подскажу. Этому автомобилю в нашем городе был возведён памятник.

- Правильно, это «ЗиС-58».

- Самые первые автомобили этой марки были отправлены на фронт. У них были деревянные кабины, сварные гнутые крылья. Всего за год с момента выпуска первой машины было оправлено на фронт и в народное хозяйство 6800 машин.

- Скажите,  чтобы сделать машину, математика нужна? Правильно, надо правильно рассчитать все детали. А этому надо учиться. Давайте  сейчас покажем, как мы можем делать расчёты.

  • Покажи  число, следующее за числом 8.
  • Покажи число, которое стоит перед числом 3.
  • Найдите значение  суммы  чисел 5 и 3.
  • Из 6 вычесть 1.
  • Прибавьте 3 к 7.
  • Из какого числа вычли 3 и получили 2?
  • К какому числу нужно прибавить 2, чтобы получилось 6?
  • Уменьшаемое  4, вычитаемое 2. Найдите значение разности.

Проверяем на доске правильность выполнения. Собираем пазл. Зачитывается информация о гербе.

-  Давайте и мы будем всегда готовы преодолевать с вами трудности и всякие препятствия. А что для этого нам надо? Конечно  знания.

3. Постановка учебной задачи урока

- Мы отправляемся в путешествие на машине. И первое, что должны сделать – это определить, по какому пути будем следовать. Для этого определим тему и цель нашего  урока.

- А теперь внимание на экран. Прочитайте и по опорным словам определите тему урока.

Условие

Требование                                         Задача

Решение

Ответ

 - Так  какая тема нашего урока?  (Решение задач)

- Исходя из  темы урока, какие цели мы поставим перед собой?

( Повторить из каких частей состоит текст арифметической задачи; как записывать решение и ответ задачи; учиться  составлять задачу.)

4. Закрепление изученного материала.  Работа над задачами

1. Определение задачи

-  Вернёмся к первой цели нашего урока. Из каких частей состоит текст арифметической задачи?  (Условие и требование.)

- Что такое условие задачи? (Это та часть текста задачи, в которой содержатся числовые данные.)

- А требование?  (Это та часть текста задачи, в которой требуется что-то узнать.)

2. Работа в парах

- О первой остановке на нашем пути вы узнаете, когда  выполните следующее задание.

-У вас на партах лежат листочки. Определите   из двух записей задачу.  Красным цветом подчеркните условие, синим – требование.

На озере Тургояк рыболов поймал  10 карасей и 4 пескаря. Сколько всего рыб поймал рыбак?

На озере Тургояк рыболов поймал  карася, окуня, пескаря, ерша. Разнообразен ли подводный мир озера?

- Прочитайте условие (требование) задачи. Как мы сможем ответить на требование задачи?

-Где же мы сделаем первую остановку. О каком озере шла речь в задаче? Что мы о нём можем рассказать? Давайте обратимся к нашему «Справочному бюро».

Озеро Тургояк – одно из самых глубоких и ёмких озёр нашего края, занимает первое место в Челябинской области  по чистоте и составу воды. Внесено в список ценнейших водоёмов мира. Озеро богато рыбой, его окружают горы и хвойные леса. Имеется 6 островов. Самый крупный из них остров  «Веры»  является археологическим музеем под открытым небом.

- Сколько островов на озере Тургояк?  Давайте запишем эту цифру.

3. Минутка чистописания

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Пропишите число 6.

-А дальше наша машина следует в один из районов города  под  названием «Маршгородок».

 Машгородок — жилой массив в северной части города.  Он также имеет название «Северная часть города ».

-Какая достопримечательность находится в этом районе?  (Парк  гигантских канцелярских фигур «Бюрократ»)

- В нём можно увидеть канцелярскую кнопку, с  2-х метровым диаметром,  линейку-ростомер  высотой два с половиной метра, четырёхметровые ножницы, девятиметровую скрепку. Лавочки в этом парке также особые. Одни стилизованы под линейки, другие – под наборы карандашей. В этом необычном парке есть и «Дерево желаний».

4.Составление  задачи.  Работа в группах

- А сей час посмотрите на схему, придумайте задачу о «Дереве желаний»,  которое посетили Маша и Миша.http://s4.fotokto.ru/topics/full/7/79791.jpg

http://900igr.net/up/datai/114075/0024-099-.pnghttps://svoyuristonline.ru/wp-content/uploads/2017/06/questionmark-305441_960_720.png

http://900igr.net/up/datai/83903/0001-001-.pnghttps://www.metod-kopilka.ru/images/doc/25/18971/hello_html_708dc11e.png

Маша и Миша вместе  загадали 5 желаний в парке канцелярских принадлежностей возле «Дерева желаний». Миша загадал 2 желания. Сколько желаний загадала Маша?

- Сколько всего желаний загадали дети?

- Сколько желаний загадал Миша?

- Как узнать, сколько желаний загадала Маша?

- Давайте запишем решение задачи в тетрадь.

5 – 2  = 3 (ж.)

    Ответ: 3 желания.

5. Творческая самостоятельная работа

- Наша машина отправляется в следующий район, где  находится краеведческий музей. Ребята, поднимите руку, кто был в этом музее.

- Посетив краеведческий  музей, мы узнаём  историю своего края, о том, как добывали золото в Миасской долине. Экспонаты  раскрывают жизнь и культуру горожан. В музее, специально для посетителей, была открыта научно-краеведческая библиотека.

- И даже в музее нам пригодится математика.

- Послушайте задачу.  Какое требование можно подобрать к этой задаче?

С полки в библиотеке взяли сначала 7 книг, а потом ещё 4 книги. Сколько книг взяли с полки?

- Прочитайте задачу ещё раз про себя, выберите решение и запишите его в тетрадь, вычислите ответ.

7-4              7+4                         4+4

6. Работа с геометрическим материалом

- На этом мы заканчиваем сегодня наше путешествие. Однако оно обязательно продолжится, ведь ещё не всё мы узнали о нашем городе.  Нашему автомобилю  до следующей поездки нужно отправиться в гараж. Он находится в  областном центре. Кто знает, как он называется? (Челябинск)

- Давайте сейчас рассчитаем,  какое расстояние от Миасса до Челябинска.

- Для этого посмотрите на карту. Измерьте на карте  расстояние между этими городами. Начертите такой же отрезок себе в тетрадь.  (10см)

Карта – это уменьшенная копия поверхности земли. Миасс расположен чуть меньше  100км от областного центра. Если быть точным, то в 96км.http://900igr.net/datai/obschestvoznanie/Istorija-rossijskogo-gerba/0015-012-Istorija-gerba-CHeljabinskoj-oblasti.png

5. Итог урока

- Всех ли целей мы достигли на уроке. Что вам больше всего запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...