Учебно-методический комплект ПНШ для проведения урока "математика" в 3 классе по теме: "Деление разности на число"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Кудряшова (Попова) Ирина Владимировна

Предмет: математика

Класс: 3

Тема урока: «Деление разности на число»

Цель: организация усвоения учащимися распределительного закона деления относительно вычитания; применение правила деления разности на число; совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование УУД: поиск путей рациональных вычислений, самоконтроль; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; учить ставить новую учебную задачу, в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу;

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уроке положительного отношения к школе;  учебно–познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Математика» 3 класс, часть 1 (А.Л Чекин), компьютер, проектор, презентация, тетради для самостоятельных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_raznosti_na_chislo.docx36.88 КБ
Office presentation icon delenie_raznosti_na_chislo.ppt227.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Деление разности на число»

Предмет: математика

Класс: 3

Тема урока: «Деление разности на число»

Цель: организация усвоения учащимися распределительного закона деления относительно вычитания; применение правила деления разности на число; совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование УУД: поиск путей рациональных вычислений, самоконтроль; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; учить ставить новую учебную задачу, в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу;

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уроке положительного отношения к школе;  учебно–познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Математика» 3 класс, часть 1 (А.Л Чекин), компьютер, проектор, презентация, тетради для самостоятельных работ.

Этап

урока. Методы и приёмы

Хроно

метраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(УУД)

Орг. Момент

Словарный метод.

Актуализация знаний.

Устный счет

2.   Постановка учебной задачи.
Практический
метод.

Устная фронтальная работа.

Сообщение темы урока

3. Решение частных задач

Закрепление нового материала.

Закрепление нового  и пройденногоматериала.

4. Итог урока.

Рефлексия

1 м

16м

16м

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на урок. Я верю, что мы сможем работать дружно, выслушивать друг друга, помогать друг другу.

Начнём наш урок с устного счета:

1) Найди закономерность и назови следующие пять чисел

8, 16, 32, ... , ... , ... , ... , ... .

6, 12, 18, ... , ... , ... , ... , ... .

48, 45, 42, ... , ... , ... , ... , ... .

2) Сколько треугольников на чертеже?

3) Можно ли представить число 45 в виде суммы двух таких чисел, каждое из которых делилось бы на 5?

Ответ: 40+5; 20+25; 10+35; 30+15.

4) Решите задачу разными способами:  6 красных и 8 зелёных яблок разложили поровну на две тарелки. Сколько яблок положили на каждую тарелку?

Первый способ: 6 : 2 + 8 : 2 = 3 + 4 = 7 (ябл.) на каждой тарелке. Ответ: 7 яблок.

Второй способ: (6 + 8) : 2 = 7 (ябл.) на каждой тарелке.      Ответ: 7 яблок.

Какое выражение лишнее?            

 (12 + 4) :  2                   (14 + 21) :7

(45 + 30) : 5                   (30 – 15) : 3

Как вы думаете, как будет звучать наша новая тема?  («Деление разности на число»). Какие поставим цели?  На уроке мы узнаем правило, которое позволит делить разность на число, что поможет при устных вычислениях. Кто-то может сформулировать правило «Деления разности на число»?

Вычислите значения следующих выражений:

(35 – 25) : 5 = 10 : 5 = 2                    3 5 : 5 – 25 : 5 = 7 – 5 = 2

(64 – 40) : 8 = 24 : 8 = 3                    6 4 : 8 – 40 : 8 = 8 – 5 = 3

(56 – 14) : 7 = 42 : 7 = 6                    5 6 : 7 – 14 : 7 = 8 – 2 = 6

Сверяем написанное с доской. Теперь составьте из них три верных равенства:

(35 – 25) : 5 = 35 : 5 – 25 : 5

(64 – 40) : 8 = 64 : 8 – 40 : 8

(56 – 14) : 7 = 56 : 7 – 14 : 7

Чем похожи и чем отличаются выражения, которые образуют эти равенства? (Выражения похожи тем, что в левой части каждого верного равенства — делим разность на число, а в правой — разность двух частных. Отличаются

выражения только числами.) В каждом равенстве подчеркните те выражения, в которых записано деление разности на число.

(35 – 25) : 5 = 35 : 5 – 25 : 5

(64 – 40) : 8 = 64 : 8 – 40 : 8

(56 – 14) : 7 = 56 : 7 – 14 : 7

Неподчеркнутые выражения можно рассматривать как разность двух частных, каждое из которых получено в результате деления разности на число.

Откройте пожалуйста учебники на странице 46, прочитайте задание 123. Кто догадался, чем похожи и чем отличаются данные равенства?

(54 + 18) : 9 = 54 : 9 + 18 : 9

(54 – 18) : 9 = 54 : 9 – 18 : 9

(Первое из них — это деление суммы чисел 54 + 18 на число 9,

а второе — деление разности этих же чисел на число 9.)

Докажите, что первое равенство является верным.

 Вспоминаем, что первое равенство составлено на основании правила деления суммы на число (Чтобы разделить сумму на число, можно разделить на это число каждое слагаемое, а полученные результаты сложить).

Давайте попробуем сформулировать аналогичное правило для второго равенства. (Чтобы разделить разность на число, можно разделить на это число сначала уменьшаемое, затем вычитаемое, а потом из полученного значения первого

частного вычесть значение второго частного.)

Теперь прочитаем правило так, как оно сформулировано в учебнике. Это ПРАВИЛО ДЕЛЕНИЯ РАЗНОСТИ НА ЧИСЛО.

Обратите внимание на то, что данное правило можно использовать при условии, что и уменьшаемое, и вычитаемое делятся на данное число.

Посмотрите на доску, какое нам дано следующее задание? Используя только числа 45, 27 и 9, составьте верное равенство, которое подтверждало бы правило деления разности на число.

Попробуйте самостоятельно выполнить проверку. А теперь найдите в учебнике задание 124 и сверьте ваш результат.

Физминутка.

10-6 (4) Прыгнуть

3+4 (7) хлопнуть в ладоши

14-6 (8) приседания

8-7 (1) поворот вокруг себя

Переходим к заданию под номером 125. (Один ученик решает у доски и полностью объясняет, пользуясь правилом, одно выражение)

(80 – 8) : 8 = 80 : 8 – 8 : 8 = 10 – 1 = 9

(50 – 5) : 5 = 10 – 1 = 9  

( 90 – 18) : 9 = 10 – 2 = 8

(60 – 12) : 6 = 10 – 2 = 8

( 70 – 21) : 7 = 10 – 3 = 7

(80 – 32) : 8 = 10 – 4 = 6.

Теперь мы с вами вспомним изученный материал. Вспомните, что такое периметр? Верно, периметр – это сумма длин всех сторон. А теперь, в парах решите задания на карточках.

1. Сторона квадрата равна 8 см. Чему равен его периметр?

Решение:

8 • 4 = 32 (см) – периметр

Ответ: 32 см.

2. Периметр квадрата 28 см. Чему равна его сторона?    Решение: 28 : 4 = 7 (см)                                                           Ответ: 7 см.

3. Длина прямоугольника 14 см. Чему равна ширина, если периметр 44 см?                                                                  Решение:

1)44 : 2 = 22 (см) – половина периметра                                      2)22 – 14 = 8 (см) – ширина                                                              Ответ: 8 см.

4)В вазе лежало 15 яблок и 10 мандаринов. Эти фрукты раздали 5 детям поровну каждому. Сколько всего фруктов получил каждый ребенок?

Решение: (15+10) : 5= 15 : 5 +10 : 5= 3+2= 5 (по фр.)

Ответ: по 5 фруктов.

5) Разность 140 и 35 разделить на 7.                                  Решение: (140 – 35) : 7 =140 : 7 – 35 : 7 = 20 – 5 = 15

Вы решали задания на карточках в парах, теперь объединитесь в четверки и сравните выши результаты с соседями. Если вдруг вы обнаружили ошибки, объясните друг другу или спросите у меня.

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Достигли ли мы поставленных целей? Кому было легко решать задания, встаньте пожалуйста.  

Откройте дневники и запишите домашнее задание. Уч. с. 47 № 126; т. с 33 № 71,72.                                                                              

Вы сегодня хорошо работали. Спасибо за урок.

Приветствовать, слушать учителя.

Выполнять занятия устного счета.

Слушать учителя, выполнять задания; анализировать

Отвечать на вопросы

Вычислять значение выражений

Подчеркиватьвыражения, в которых записано деление разности на число.

Работать с учебником

Работать с правилом

Читать новое правило

Выполнять задания с доски

Выполнять физические упражнения

Решать выражения, пользуясь правилом

Решать задания по изученному материалу

Работать в парах

Делать проверку а группах

Записывать домашнее задание.

Личностные: осознает смысл обучения и понимает личную ответственность за будущий результат; способен к волевому усилию;

Регулятивные: умеет составлять план действий;

Может поставить учебную задачу; перед тем как начать действовать определяет последовательность действий;

Познавательные:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания;  выбор наиболее эффективных способов решения задач; умеет слушать и слышать; умеет устанавливать причинно – следственные связи;

Коммуникативные: умеет вступать в диалог; умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Личностные: осознают свои возможности в учении;

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.

Наблюдают и делают самостоятельные выводы; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепочку рассуждений.

Р:умеют следовать режиму организации учебной деятельности; оценивают выполнения своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли трудности при выполнении.

К:оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций.

Личностные: понимают значение математических знаний для человека и принимают его;

Регулятивные: сформирован внутренний план действий;

Познавательные:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умеет выражать свои мысли; может создавать устные высказывания;

Коммуникативные: умеет вступать в диалог; умеет слушать и слышать.

Регулятивные: умеет составлять план действий;

Может поставить учебную задачу; перед тем как начать действовать определяет последовательность действий;

Познавательные:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания;  выбор наиболее эффективных способов решения задач; умеет слушать и слышать; умеет устанавливать причинно – следственные связи;

Коммуникативные: умеет вступать в диалог; умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сколько треугольников на чертеже?

Слайд 2

Можно ли представить число 45 в виде суммы двух таких чисел, каждое из которых делилось бы на 5? 45=40+5; 45=20+25; 45=10+35; 45=30+15.

Слайд 3

Решите задачу разными способами: 6 красных и 8 зелёных яблок разложили поровну на две тарелки. Сколько яблок положили на каждую тарелку? Первый способ: 6 : 2 + 8 : 2 = 3 + 4 = 7 (ябл.) на каждой тарелке. Ответ: 7 яблок. Второй способ: (6 + 8) : 2 = 7 (ябл.) на каждой тарелке. Ответ: 7 яблок.

Слайд 4

Какое выражение лишнее? (12 + 4) : 2 (14 + 21) :7 (45 + 30) : 5 (30 – 15) : 3 (30 – 15) : 3

Слайд 5

«Деление разности на число» Тема: На уроке мы узнаем правило, которое позволит делить разность на число. Цель :

Слайд 6

(35 – 25) : 5 = 10 : 5 = 2 (56 – 14) : 7 = 42 : 7 = 6 (64 – 40) : 8 = 24 : 8 = 3 5 6 : 7 – 14 : 7 = 8 – 2 = 6 3 5 : 5 – 25 : 5 = 7 – 5 = 2 6 4 : 8 – 40 : 8 = 8 – 5 = 3 Вычислите значения следующих выражений: ? ?

Слайд 7

(35 – 25) : 5 = 10 : 5 = 2 (56 – 14) : 7 = 42 : 7 = 6 (64 – 40) : 8 = 24 : 8 = 3 5 6 : 7 – 14 : 7 = 8 – 2 = 6 3 5 : 5 – 25 : 5 = 7 – 5 = 2 6 4 : 8 – 40 : 8 = 8 – 5 = 3 Вычислите значения следующих выражений:

Слайд 8

(35 – 25) : 5 = 35 : 5 – 25 : 5 (64 – 40) : 8 = 64 : 8 – 40 : 8 (56 – 14) : 7 = 56 : 7 – 14 : 7 Теперь составьте из них три верных равенства:

Слайд 9

В каждом равенстве подчеркните те выражения, в которых записано деление разности на число. (35 – 25) : 5 = 35 : 5 – 25 : 5 (64 – 40) : 8 = 64 : 8 – 40 : 8 (56 – 14) : 7 = 56 : 7 – 14 : 7

Слайд 10

Используя только числа 45, 27 и 9, составьте верное равенство, которое подтверждало бы правило деления разности на число.

Слайд 11

1. Сторона квадрата равна 8 см. Чему равен его периметр? Решение: 8 • 4 = 32 (см) – периметр Ответ: 32 см. 2. Периметр квадрата 28 см. Чему равна его сторона? Решение: 28 : 4 =7 (см) Ответ: 7 см. 3. Длина прямоугольника 14 см. Чему равна ширина, если периметр 44 см? Решение: 1)44 : 2 = 22 (см) – половина периметра 2)22 – 14 = 8 (см) – ширина Ответ: 8 см. 4. В вазе лежало 15 яблок и 10 мандаринов. Эти фрукты раздали 5 детям поровну каждому. Сколько всего фруктов получил каждый ребенок? Решение: (15+10) : 5= 15 : 5 +10 : 5= 3+2= 5 (по фр.) Ответ: по 5 фруктов. 5. Разность 140 и 35 разделить на 7. Решение: (140 – 35) : 7 =140 : 7 – 35 : 7 = 20 – 5 = 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект ПНШ для проведения урока "математика" в 3 классе по теме: «Деление разности на число. Закрепление изученного»

Технологическая карта урока«Деление разности на число.Закрепление изученного»Предмет: математикаКласс: 3Тема урока: «Деление разности на число» Закрепление изученного материалаЦель: организация усвоен...

Учебно-методический комплект ПНШ для проведения урока "математика" в 3 классе по теме: "Деление суммы на число"

Технологическая карта урока«Деление суммы на число»Предмет: «Математика»Класс: 3Тема урока: «Деление суммы на число»Цели урока: изучение распределительного закона деления относительно сложения; примен...

Учебно-методический комплект ПНШ для проведения урока "математика" в 3 классе по теме: "Деление суммы на число второй урок"

Технологическая карта урока«Деление суммы на число второй урок»Предмет: «Математика»Класс:Тема урока: «Деление суммы на число второй урок»Цели урока: изучение распределительного закона деления относит...

Учебно-методический комплект для проведения урока математики в 3 классе по теме "Деление "круглых" сотен на число 100"

Тема: Деление «круглых» сотен на число 100.Цель: научить делить «круглые» сотни на число 100.Планируемые результатыПредметные: формировать умение решать уравнения с нахождением неизвестного множителя....

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 3 класса. Перспектива Тема: Деление суммы на число. Закрепление.

Предмет: Математика.Класс: 3Тема урока: Деление суммы на число. Закрепление.Цель урока: формирование умений  выполнять деление двузначного числа на однозначное; выбирать удобный способ вычислений...

Урок математики в 3а классе на тему "Деление на число 1. Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число."

Урок математики в 3а классе проведен по ОС "ГАРМОНИЯ". ЭТО УРОК ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА :1. Учить делить число на число 1. Делить число на само себя. Делить число 0 на нат...

Урок математики в 4 классе по теме"Деление и умножение многозначного числа на однозначное.Закрепление изученного"

Урок математики в 4 классе. Урок закрепления изученного, позволит отработать навыки учащихся по теме "Деление и умножение многозначного числа на однозначного", повторить алгоритм вычислений....