Формирование первичных пространственно- временных представлений
план-конспект урока по математике (1, 2 класс) на тему

Коткова Нина Николаевна

"Формирование первичных пространственно- временных представлений"     Конспект урока  для учащихся 1-2 классов с ОВЗ:

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Формирование первичных пространственно- временных представлений"

Этап: закрепление  первичных пространственно- временных понятий.

Цели:

  • Расширение и уточнение представлений детей о сутках и днях недели, определение основных направлений в пространстве;
  • Уточнение, обогащение словаря, развитие зрительного восприятия;
  • Учить детей точно выполнять инструкциюучителя.

Ход занятия.

  1. Беседа по материалу занятия.

Рассказать об основных режимных моментах дня школьника, используя наречия: вчера, утром, днем, ночью; сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, поздно, чаще, реже.

Определяется понятие « сутки».

  1. Сообщение темы занятия.
  2. Упражнения.

1. Разложить в нужной последовательности картинки с изображением времени суток ( 4 картинки: утро, день, вечер, ночь.)

- Составить предложения по этим картинкам, используя слова: утром, днем, вечером, ночью.

2. Дополнить предложения нужными словами

Завтракаю я  …… ( утром).

Обедаю я ….  ( днем).

Ужинаю я …..( вечером).

Сплю я … ( ночью).

Собираюсь в школу я … ( утром).

Возвращаюсь из школы … ( днем).

3. Беседа о днях недели.

а) - Сегодня какой день недели?

- А завтра какой будет день недели?

- Вчера какой был день недели?

- Сколько всего дней в неделе?

- В какой день мы отдыхаем?

- В какие дни мы учимся?

- Назвать последовательно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7й день.

б) Игра «Ленивый и прилежный». В тексте Ушинского «Ленивый и прилежный» вставить пропущенные слова « сегодня» и « завтра».

Ленивый говорит:

- Поучусь я …. ( завтра), а погуляю …. ( сегодня).

Прилежный говорит:

- Поучусь я … ( сегодня), а погуляю …. ( завтра).

- Почему они так отвечали?

  1. Динамическая пауза.

В понедельник я купался,

А во вторник- рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я бегал, прыгал

Очень долго танцевал,

А в субботу, в воскресенье

Целый день я отдыхал.

4. Игра « Что после, что перед». Игра повторяется многократно.

а) - Сегодня среда, что после? Что перед?

б) « Назови соседей». – Назови соседей вторника, понедельника и т.д.

5. Игра  «Покажи правильное направление». Логопед даёт инструкцию, дети точно выполняют и показывают карточку со стрелочкой.

а) – Поднимите правую руку всторону.

-  Все что  со стороны правой руки – справа  (--------- ( показ стрелкой).

- Поднять левую руку в сторону.

- Все что со стороны левой руки – слева (

- Опустить правую руку вниз.

- Показать это направление стрелкой (            ).

- Поднять левую руку вверх.

- Показать это направление стрелкой (           ).

б) Перечислите предметы, которые находятся:

- справа

- слева

-сверху

- снизу.

V.  Подведение итогов.

Чем мы занимались на уроке?  Что вам понравилось?

- Сегодня на уроке хорошо работали ( перечислить имена детей). Спасибо за внимание. До свидания.

"Уточнение пространственно- временных представлений"

Этап: закрепление пространственно- временных понятий

Цели:

  • Расширение и уточнение представлений детей о временах года и их последовательности, восполнить пробелы знаний об окружающем мире ;
  • Расширение и активизация словарного запаса;  развитие зрительного восприятия;
  • Воспитание любви к природе..

Ход занятия.

I. Сообщение темы занятия. Беседа.

- О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии вы узнаете, если отгадаете загадку:

Четыре ковра рукодельницы ткут.

Один за одним их на землю кладут.

Белый, зеленый, пестрый и желтый.

Ответ здесь мудреный, его угадал ты?  ( Времена года: зима, весна, лето, осень).

- Кто догадался о чем загадка? – По каким признакам вы определили?

Демонстрация временного круга, где открыт

только крайняя окружность, с названиями времен года

и определенной цветовой символикой.

2. Объявление темы занятия.

- Сегодня мы поговорим о временах года.

- Что такое время года? (сезонные изменения в природе)

-  Сколько времен года?

- Мы говорили что в неделе семя дней, они сменяют друг

 друга, в определенной последовательности,

так и времена года.

II. Упражнения.

1 Дидактическая игра «Расставь картинки в нужной последовательности» ( 4 картинки с сезонными изменениями, картинки у каждого ребенка).

2  Узнать время года, ответив на вопрос«Когда это бывает?»Садовникова стр. 91

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает,

Когда это бывает?

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает.

Пусты поля,

Мокнет земля,

Лист опадает,

Когда это бывает?

Снег на полях,

Лед на реках,

Иней сверкает,

Когда это бывает?

- Выбрать соответствующую картинку (отгадку), и положить на годовой круг.

3Дидактическая пауза.

Каждый день по утрам,

Делаем зарядку.

Очень нравится нам,

Делать по порядку:

а) Белый снег пушистый

В воздухе кружится

    И на землю тихо

    Падает, ложится.

в) Прыгайте кузнечики

    Поднимайте плечики

    Прыгайте кузнечики

    Прыг-скок, прыг-скок.

б) Дети по лесу гуляли

    За природой наблюдали

    Вверх на солнце посмотрели

    И их всех лучи согрели.

г) Мы листики осенние

    По ветру летели

    Ветер подул- полетели

    И на землю тихо сели.

4 Определить времена года по стихотворению.

Логопед читает, дети определяют по этим признакам времена года.

- Сравните, чем отличаются зима и лето, весна и осень.

5 Упражнение по уточнению последовательности месяцев в году:

а) Работа с «временным кругом»

Логопед открывает еще часть окружности с 12 месяцами.

Дети с помощью логопеда, перечисляют названия зимних, весенних, летних, осенних месяцев.

б) Игра с мячом.

Логопед сначала называет месяцы «декабрь, январь, февраль», а дети называют соответствующее время года.

Игра повторяется наоборот. Логопед называет времена года, а дети –месяцы.

6Работа с разрезной картинкой.

( 4 предметные картинки: елочка-зима, желтый кленовый лист- осень, бабочка- лето, ландыши- весна).

- Какому времени года соответствует ваша картинка и почему?

IIIПодведение итогов.

- Чем занимались на занятии?

Показывается «временной круг», и дети называют времена года.

-Сколько времен года мы знаем?

-Сколько месяцев в году?

- Сколько месяцев в каждом времени года?

 Назови их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по развитию и уточнению пространственно-временных представлений на занятиях с детьми - дисграфиками.

Работа по развитию и уточнению пространственно-временных представлений на занятиях с детьми - дисграфиками.Одной из основных задач логопедической работы с детьми в младших классах общеобразовательной ...

Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом

Дипломная работа "Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом"...

«Развитие пространственно-временных представлений» у учащегося 2 класса с задержкой психического развития.

Актуальность исследования таких ученых как Семенович А.В., Семага М.М., Цветкова Л.С. доказали, что пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и...

Памятка для родителей "Развитие пространственно-временных представлений у младших школьников"

В памятке даны рекомендации по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников....

Конспект группового занятия. Тема: развитие пространственно- временных представлений.

Конспект группового дефектологического занятия в 1 класее...

«Пространственно-временные представления»

Групповое логопедическое занятие с детьми с ОВЗ (2 класс)...