Урок математики в 4 классе.Действия с величинами.Решение задач.
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Тихомирова Ирина Альбертовна

Урок построен с учетом регионального компонента и посвящен жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Тихомирова И.А,

МБОУ «СОШ №13»

г.Северодвинск

Математика, 4 класс

Тема: Действия с величинами. Решение задач.

Условные обозначения в конспекте:

РП-работа в парах

СП-самопроверка

СО-самооценка

ВП-взаимопроверка

ВО-взаимооценка

УЗ-учебная задача

УД-уровневая дифференциация

  1. Актуализация знаний.

     1) Мы продолжаем тему «Действия с величинами».

-Что мы  можем рассказать о величинах?( алгоритм; преобразование  и сравнение величин; разные наименование величин – массы, длины, площади, объема, времени).

                              Слайд 1              Тест

Перед вами лежат карточки. Предлагаю поработать в парах и выполнить тест.      

    РП     Найди и зачеркни в каждой строчке лишнее:

1)     5т            57ц          27км        700г

2)     1 сут.      1 ц         1кг            1г

3)     мм         дм         см         мин

4)     1ч       2мин        1мм      1сут.

5)     длина       расстояние      периметр        масса

6)    г             кг       т        л

7)      100см             100дм      10дм         1м

СП

- Почему лишнее? (проверить каждую строку)

 СО

-Где мы можем воспользоваться знаниями  о величинах?

-Конкретизируем тему урока. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ВЕЛИЧИНАМИ.

    2)    Предлагаю  самостоятельно выполнить задание, которое пригодиться нам при решении задач:    Найти  долю от величины.

                               Слайд 2 «Волшебный тоннель».

2/3 сут. = 16ч

3/10 ч = 18 мин

2/6мин = 20с                                      

Поменялись тетрадями -    ВП+ВО

-Чему учились, выполняя данное задание?

   3)  РП  Разгадайте фразеологизм: «Семи .... во  лбу».

Чтобы узнать пропущенное слово, надо сосчитать выражение и расположить ответы в порядке убывания.

       Д    96 : 2    (48)

       П    58 * 3   ( 174)

       Е     72 : 3    (24)

       Я     68 *2    ( 136)

        Й    640 : 80  ( 8)                        1 ученик на доске пишет ответ и слово

СП + СО

- Какая получилась поговорка?

- Что такое пядь?

                                   Слайд 3  «Пядь»

Пядь – старинная русская мера длины. Расстояние между концами большого и

            указательного пальцев, растянутых в плоскости.

           большая пядь – 22-23 см

           маленькая пядь  - 17,78 см

Задание:   Округлите маленькую пядь до целых см ( 18см)

- Какие еще старинные меры вы знаете?  

- Где мы встречаемся со старинными мерами веса,  длины?

- Определите УЗ урока, чему мы будем сегодня учиться?

- Что обозначает  выражение «Семи пядей во лбу»? О ком так говорят?

-О каком великом земляке мы можем так сказать?

Предлагаю посвятить наш урок не только решению задач со старинными мерами ( величинами ), но и М.В.Ломоносову.

II. Решение задач.

  1)  Мы знаем, что отец Ломоносова был крестьянином-помором. Он построил большой корабль «Чайка». Вместе с отцом плавал Михайло по Белому морю. Жизнь ставила перед моряками самые разные задачи. С решением подобных задач предлагаю справиться и вам.

- Выполнив первые 2 задания, я прикрепила такие знаки..(знак версты).

- Кто знает, что они обозначают?

                                         Слайд 4  «Верста»

Верста - старинная русская мера длины, равная 1067м.

Верста – один из придорожных столбов, выкрашенных черно-белыми полосами, которые расставлялись с промежутком в одну версту и указывали расстояние до какого-либо пункта.

   И сегодня мы будем преодолевать расстояние в верстах. Каждое решенное задание – пройденная верста.

                                          ФИЗ/МИН

2)     Мы говорили о том, что Михайло Ломоносов плавал с отцом по Белому морю, моряки ловили рыбу,  помогали купцам перевозить грузы.

Задача №1 : Чтобы перевезти товары из Архангельска в Пустозерск, купцы

              платили  по 2 денежки за 1 пуд груза. Артельщики подрядились

             перевезти 24 тюка товаров по 2 пуда каждый и 26 ящиков  по 3 пуда

              каждый.Сколько денег запросили артельщики за перевозку товара?

- Уточним некоторые слова в задаче:

Пустозерск – город в Ненецком автономном округе Архангельской обл., недалеко от г.Нарьян-Мара

Купец  – богатый торговец, владелец торгового предприятия.

Артель– объединение крестьян для ведения коллективного хозяйства.

- Кто желает поработать у доски?

ПС –почему не можем решить задачу? (не знаем таблицу старинных мер).

         Вывесить таблицу.

1) 2 пуда =32кг

    3 пуда = 48кг

    2 деньги =1 коп.

2) 32 * 24 = 768 (кг)

3) 48 *26 = 1248 (кг)

4) 1248 + 768 = 2016 (кг)

 5)  1 *2016   =   2016  (коп.)

 2016коп. = 20 руб.16коп.

-Чему учились, решая задачу?

3)   РП

Задача № 2: Когда М.В.Ломоносов поступил в Славяно-Греко- Латинскую

                     академию, он половину времени  каждых суток учился, 1/3 часть

                     суток работал, 1/6 часть суток спал. А остальное время посвящал

                     отдыху. Сколько часов в сутки отдыхал М.В.Ломоносов , не

                      считая сна?

- Эту задачу решаем УСТНО, в парах. (пользуемся черновиком)

- Чья пара правильно даст ответ и поможет пойти следующую версту?

24 – (12 +8+4)= 0(ч)

           М.В.Ломоносов не отдыхал.

4)  Усложнялась студенческая жизнь ещё и мизерной стипендией.

-Кто помнит, что говорил М.В.  Ломоносов о своем жаловании?

Задача № 3 :  «Имея 1 алтын в день жалованья, нельзя было  иметь на

                       пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку

                       кваса, прочее на бумагу, обувь и другие нужды. Таким образом я

                      жил 5 лет, на наук не оставил».

                       Рассчитайте жалованье студента –Ломоносова за 5 лет.

-Кто желает поработать у доски? .... * Предлагаю решить задачу сложного уровня

   1 алтын = 3 коп.

1)  3* 365 = 1095 (коп) за год

2) 1095 *5 = 5475 (коп) за 5 лет

   5475 коп = 54 руб. 75коп.

*ИР (сильный ученик) - маркерная доска

В день студент Славяно-Греко-латинской академии получал  1 алтын. 2/5 полученных денег за год  он тратил на перья и бумагу, 1/3 на еду (хлеб и квас). Смог ли  студент Ломоносов купить на оставшиеся деньги сапоги, которые стоили 3 рубля?

   1) 3 * 365 = 1095 (коп.) за год

   2) 1095 : 5 * 2 = 438 ( коп) на перья в год

  3) 1095 : 3 =365 (коп) на еду в год

  4) 438 + 365 = 803 (коп) всего в год на еду и перья

  5) 1095 – 803 = 295(коп) оставалось

Ответ: не хватало 5 копеек.

4)  В какой науке М.В.Ломоносову присвоено звание ПРОФЕССОР?

     Он возродил древнерусское искусство цветной мозаики и секреты цветного стекла - смальты. В 1753 г была построена первая фабрика по производству мозаичных картин. К сожалению, из 60 мозаик, созданных М.В.Ломоносовым, до наших дней сохранились только 24.

 УД    Поработайте самостоятельно и решите одну из предложенных задач. Выберите задачу по уровню сложности (прочитать вслух обе задачи).

Задача № 4:

1 уровень:  Сколько смальтовых  пластин  потребовалось для создания

                 портрета шириной 55 см, длиной 65см, если пластина имела форму

                 квадрата со стороной 5см?

                1) 55*65=3575(см2)

                2) 5*5=25(см2)

                3) 3575 : 25= 143 (пластин)

-Какое правило деления величин применили в этой задаче?

2 уровень: Сколько смальтовых  пластин  потребовалось для создания

                 портрета шириной 55 см, длиной 75см, если ширина пластины 30мм,

                 а длина 50мм?

              30мм = 3 см                     50мм = 5см

              1) 55 *75 =4125 (см2)

                      2) 3*5=15 (см2)

             3) 4125 : 15 = 275 (пластин)

- Проверка – 1 ученик записывает решение на доске

- Чем вторая задача труднее? Какое правило применили при решении этой задачи?

- Чему учились, решая задачу?

5)  Сосчитайте, сколько верст прошли мы сегодня за урок (условно)?

- Преобразуйте версты в км и м?

IV. Итог урока.

-Чему учились на уроке?

- СО  Оцените наш урок. Кому было трудно?

- Несмотря на то, что  тема «Действия с величинами» нам знакома,что нового для себя узнали на уроке? С какими новыми словами и математическими понятиями познакомились?

- Можно ли поговорку «Семи пядей во лбу» применить к нашей работе на уроке?

V. Домашнее задание.

Подобрать пословицы, поговорки, фразеологизмы, где упоминаются старинные русские меры.

Справка:

7 пядей = 1м26см

Именно такого роста достигает ребенок примерно к 12-летнему возрасту. К этому времени дети в старину уже осваивали ремесло, которым занимались в семье. Девочка к этому времени обучалась премудростям домашнего хозяйства. В старину уже к 12 годам человек признавал за собой полную ответственность за свою жизнь и поступки. Родители за него больше не отвечали.  

Лбом в старину называли наивысшее место – макушку головы. И «7 пядей» - это скорее не длина, а объем ума, знаний.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики 4 класс "Действия с составными именованными числами. Решение задач различного вида" школа 2100

Урок математики в 4 классе.          По программе  «Школа 2100». Тема урока: “Действия с составными именованными числами. Решение задач различног...

Урок математики в 4 классе. Действия с многозначными числами. Решение задач.

Урок  закрепления ранее  изученного материала, с использованием технологии дифференцированного (разноуровневого) обучения...

Методическая разработка урока математики 4 класс «Действия с единицами массы, с многозначными числами». УМК "Школа России"

Урок практического применения знаний, исследовательская работа "Узнай вес своего портфеля"...

Конспект урока. Математика 2 класс. Действия второй и первой ступеней.

Цель урока: Познакомить с понятиями «действия первой ступени», «действия второй ступени». Учить находить и выделять действия первой и второй ступени....

Конспект урока математики 4 класс " Действия с многозначными числами"

Разработка урока математики в 4 классе, анализ урока....

Урок математики 1 класс УМК "Школа России" Тема : "Задача. Составление задачи по рисунку и схеме"

Урок построен в технологии деятельностного метода. После актуализации знаний  учащиеся совместно с учителем выводят тему урока и совместно ставят задачи. В игровой форме проходит устный счёт. Кол...

ЦОР по математике, 1 класс, по теме: «Величины. Решение задач».

Аннотация к ЦОР по математике, 1 класс,  по теме: «Величины. Решение задач».УМК «Школа -2100», учебник Т.Е. Демидовой, С.А.  Козловой,  А.П. Тонких,  Ц...