Урок математики в 4 классе.Действия с величинами.Решение задач.
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Урок построен с учетом регионального компонента и посвящен жизни и деятельности М.В.Ломоносова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_4_klass.deystviya_s_velichinami.reshenie_zadach.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Тихомирова И.А,
МБОУ «СОШ №13»
г.Северодвинск
Математика, 4 класс
Тема: Действия с величинами. Решение задач.
Условные обозначения в конспекте:
РП-работа в парах
СП-самопроверка
СО-самооценка
ВП-взаимопроверка
ВО-взаимооценка
УЗ-учебная задача
УД-уровневая дифференциация
- Актуализация знаний.
1) Мы продолжаем тему «Действия с величинами».
-Что мы можем рассказать о величинах?( алгоритм; преобразование и сравнение величин; разные наименование величин – массы, длины, площади, объема, времени).
Слайд 1 Тест
Перед вами лежат карточки. Предлагаю поработать в парах и выполнить тест.
РП Найди и зачеркни в каждой строчке лишнее:
1) 5т 57ц 27км 700г
2) 1 сут. 1 ц 1кг 1г
3) мм дм см мин
4) 1ч 2мин 1мм 1сут.
5) длина расстояние периметр масса
6) г кг т л
7) 100см 100дм 10дм 1м
СП
- Почему лишнее? (проверить каждую строку)
СО
-Где мы можем воспользоваться знаниями о величинах?
-Конкретизируем тему урока. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ВЕЛИЧИНАМИ.
2) Предлагаю самостоятельно выполнить задание, которое пригодиться нам при решении задач: Найти долю от величины.
Слайд 2 «Волшебный тоннель».
2/3 сут. = 16ч
3/10 ч = 18 мин
2/6мин = 20с
Поменялись тетрадями - ВП+ВО
-Чему учились, выполняя данное задание?
3) РП Разгадайте фразеологизм: «Семи .... во лбу».
Чтобы узнать пропущенное слово, надо сосчитать выражение и расположить ответы в порядке убывания.
Д 96 : 2 (48)
П 58 * 3 ( 174)
Е 72 : 3 (24)
Я 68 *2 ( 136)
Й 640 : 80 ( 8) 1 ученик на доске пишет ответ и слово
СП + СО
- Какая получилась поговорка?
- Что такое пядь?
Слайд 3 «Пядь»
Пядь – старинная русская мера длины. Расстояние между концами большого и
указательного пальцев, растянутых в плоскости.
большая пядь – 22-23 см
маленькая пядь - 17,78 см
Задание: Округлите маленькую пядь до целых см ( 18см)
- Какие еще старинные меры вы знаете?
- Где мы встречаемся со старинными мерами веса, длины?
- Определите УЗ урока, чему мы будем сегодня учиться?
- Что обозначает выражение «Семи пядей во лбу»? О ком так говорят?
-О каком великом земляке мы можем так сказать?
Предлагаю посвятить наш урок не только решению задач со старинными мерами ( величинами ), но и М.В.Ломоносову.
II. Решение задач.
1) Мы знаем, что отец Ломоносова был крестьянином-помором. Он построил большой корабль «Чайка». Вместе с отцом плавал Михайло по Белому морю. Жизнь ставила перед моряками самые разные задачи. С решением подобных задач предлагаю справиться и вам.
- Выполнив первые 2 задания, я прикрепила такие знаки..(знак версты).
- Кто знает, что они обозначают?
Слайд 4 «Верста»
Верста - старинная русская мера длины, равная 1067м.
Верста – один из придорожных столбов, выкрашенных черно-белыми полосами, которые расставлялись с промежутком в одну версту и указывали расстояние до какого-либо пункта.
И сегодня мы будем преодолевать расстояние в верстах. Каждое решенное задание – пройденная верста.
ФИЗ/МИН
2) Мы говорили о том, что Михайло Ломоносов плавал с отцом по Белому морю, моряки ловили рыбу, помогали купцам перевозить грузы.
Задача №1 : Чтобы перевезти товары из Архангельска в Пустозерск, купцы
платили по 2 денежки за 1 пуд груза. Артельщики подрядились
перевезти 24 тюка товаров по 2 пуда каждый и 26 ящиков по 3 пуда
каждый.Сколько денег запросили артельщики за перевозку товара?
- Уточним некоторые слова в задаче:
Пустозерск – город в Ненецком автономном округе Архангельской обл., недалеко от г.Нарьян-Мара
Купец – богатый торговец, владелец торгового предприятия.
Артель– объединение крестьян для ведения коллективного хозяйства.
- Кто желает поработать у доски?
ПС –почему не можем решить задачу? (не знаем таблицу старинных мер).
Вывесить таблицу.
1) 2 пуда =32кг
3 пуда = 48кг
2 деньги =1 коп.
2) 32 * 24 = 768 (кг)
3) 48 *26 = 1248 (кг)
4) 1248 + 768 = 2016 (кг)
5) 1 *2016 = 2016 (коп.)
2016коп. = 20 руб.16коп.
-Чему учились, решая задачу?
3) РП
Задача № 2: Когда М.В.Ломоносов поступил в Славяно-Греко- Латинскую
академию, он половину времени каждых суток учился, 1/3 часть
суток работал, 1/6 часть суток спал. А остальное время посвящал
отдыху. Сколько часов в сутки отдыхал М.В.Ломоносов , не
считая сна?
- Эту задачу решаем УСТНО, в парах. (пользуемся черновиком)
- Чья пара правильно даст ответ и поможет пойти следующую версту?
24 – (12 +8+4)= 0(ч)
М.В.Ломоносов не отдыхал.
4) Усложнялась студенческая жизнь ещё и мизерной стипендией.
-Кто помнит, что говорил М.В. Ломоносов о своем жаловании?
Задача № 3 : «Имея 1 алтын в день жалованья, нельзя было иметь на
пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку
кваса, прочее на бумагу, обувь и другие нужды. Таким образом я
жил 5 лет, на наук не оставил».
Рассчитайте жалованье студента –Ломоносова за 5 лет.
-Кто желает поработать у доски? .... * Предлагаю решить задачу сложного уровня
1 алтын = 3 коп.
1) 3* 365 = 1095 (коп) за год
2) 1095 *5 = 5475 (коп) за 5 лет
5475 коп = 54 руб. 75коп.
*ИР (сильный ученик) - маркерная доска
В день студент Славяно-Греко-латинской академии получал 1 алтын. 2/5 полученных денег за год он тратил на перья и бумагу, 1/3 на еду (хлеб и квас). Смог ли студент Ломоносов купить на оставшиеся деньги сапоги, которые стоили 3 рубля?
1) 3 * 365 = 1095 (коп.) за год
2) 1095 : 5 * 2 = 438 ( коп) на перья в год
3) 1095 : 3 =365 (коп) на еду в год
4) 438 + 365 = 803 (коп) всего в год на еду и перья
5) 1095 – 803 = 295(коп) оставалось
Ответ: не хватало 5 копеек.
4) В какой науке М.В.Ломоносову присвоено звание ПРОФЕССОР?
Он возродил древнерусское искусство цветной мозаики и секреты цветного стекла - смальты. В 1753 г была построена первая фабрика по производству мозаичных картин. К сожалению, из 60 мозаик, созданных М.В.Ломоносовым, до наших дней сохранились только 24.
УД Поработайте самостоятельно и решите одну из предложенных задач. Выберите задачу по уровню сложности (прочитать вслух обе задачи).
Задача № 4:
1 уровень: Сколько смальтовых пластин потребовалось для создания
портрета шириной 55 см, длиной 65см, если пластина имела форму
квадрата со стороной 5см?
1) 55*65=3575(см2)
2) 5*5=25(см2)
3) 3575 : 25= 143 (пластин)
-Какое правило деления величин применили в этой задаче?
2 уровень: Сколько смальтовых пластин потребовалось для создания
портрета шириной 55 см, длиной 75см, если ширина пластины 30мм,
а длина 50мм?
30мм = 3 см 50мм = 5см
1) 55 *75 =4125 (см2)
2) 3*5=15 (см2)
3) 4125 : 15 = 275 (пластин)
- Проверка – 1 ученик записывает решение на доске
- Чем вторая задача труднее? Какое правило применили при решении этой задачи?
- Чему учились, решая задачу?
5) Сосчитайте, сколько верст прошли мы сегодня за урок (условно)?
- Преобразуйте версты в км и м?
IV. Итог урока.
-Чему учились на уроке?
- СО Оцените наш урок. Кому было трудно?
- Несмотря на то, что тема «Действия с величинами» нам знакома,что нового для себя узнали на уроке? С какими новыми словами и математическими понятиями познакомились?
- Можно ли поговорку «Семи пядей во лбу» применить к нашей работе на уроке?
V. Домашнее задание.
Подобрать пословицы, поговорки, фразеологизмы, где упоминаются старинные русские меры.
Справка:
7 пядей = 1м26см
Именно такого роста достигает ребенок примерно к 12-летнему возрасту. К этому времени дети в старину уже осваивали ремесло, которым занимались в семье. Девочка к этому времени обучалась премудростям домашнего хозяйства. В старину уже к 12 годам человек признавал за собой полную ответственность за свою жизнь и поступки. Родители за него больше не отвечали.
Лбом в старину называли наивысшее место – макушку головы. И «7 пядей» - это скорее не длина, а объем ума, знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики 4 класс "Действия с составными именованными числами. Решение задач различного вида" школа 2100
Урок математики в 4 классе. По программе «Школа 2100». Тема урока: “Действия с составными именованными числами. Решение задач различног...
Урок математики в 4 классе. Действия с многозначными числами. Решение задач.
Урок закрепления ранее изученного материала, с использованием технологии дифференцированного (разноуровневого) обучения...
Методическая разработка урока математики 4 класс «Действия с единицами массы, с многозначными числами». УМК "Школа России"
Урок практического применения знаний, исследовательская работа "Узнай вес своего портфеля"...
Конспект урока. Математика 2 класс. Действия второй и первой ступеней.
Цель урока: Познакомить с понятиями «действия первой ступени», «действия второй ступени». Учить находить и выделять действия первой и второй ступени....
Конспект урока математики 4 класс " Действия с многозначными числами"
Разработка урока математики в 4 классе, анализ урока....
Урок математики 1 класс УМК "Школа России" Тема : "Задача. Составление задачи по рисунку и схеме"
Урок построен в технологии деятельностного метода. После актуализации знаний учащиеся совместно с учителем выводят тему урока и совместно ставят задачи. В игровой форме проходит устный счёт. Кол...
ЦОР по математике, 1 класс, по теме: «Величины. Решение задач».
Аннотация к ЦОР по математике, 1 класс, по теме: «Величины. Решение задач».УМК «Школа -2100», учебник Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких, Ц...