Урок математики 1 класс УМК "Школа России" Тема : "Задача. Составление задачи по рисунку и схеме"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Тюлина Ирина Николаевна

Урок построен в технологии деятельностного метода. После актуализации знаний  учащиеся совместно с учителем выводят тему урока и совместно ставят задачи. В игровой форме проходит устный счёт. Коллетивная работа по алгоритму на составление и решение задач по схеме  и рисунку. Закрепление умения составлять задачи в рабочей тетради. Работа в парах на совершенствование умения составлять и решать задачу и развитие коммуникативных УУД. Урок оживлён сюжетной  линией и анимацией,представленной в презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Задача. Составление задачи по рисунку и схеме.

Задачи:

  • организовать работу по формированию умений  выполнять анализ задачи, выделять условие и вопрос;
  • формировать умения составлять задачи с опорой на предложенный рисунок;
  • учиться записывать решение и ответ задачи.

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

  • в результате практических действий и наблюдений выполнять анализ задачи, выделять условие и вопрос;
  • выделять задачи из предложенных текстов, составлять задачи с опорой на предложенный рисунок и решение;
  • в результате практических действий моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, рисунков, числовых  равенств;
  • выполнять задание в Рабочей тетради, записывать решение и ответ задачи.
  • понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
  • сравнивать группы предметов;
  • искать разные способы решения задачи, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • работать в паре и оценивать товарища;
  • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.
  • проявлять интерес к математике;
  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;
  • проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Межпредметные связи: Окружающий мир «Домашние животные», Литературное чтение. Обучение грамоте. РНС «Курочка Ряба»

Ресурсы урока:

Для учителя:

  • Рабочая программа
  • Презентация

Для учащихся:

  • Учебник «Математика», часть 1, с 90-91
  • Рабочая тетрадь, часть 1 , с. 33

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

I Организационный момент.

  • Произносит слова:

                                 Долгожданный дан звонок.

                                 Начинаем наш урок.

                                 Ни минуты не теряем

                                 И работать начинаем!

  • Слушают, настраиваются  на работу.

II  Мотивация познавательной деятельности. Определение темы урока.

  • Рассказывает начало сказки «Курочка Ряба»:

 -  Жили-были дедка и бабка. И была у них курочка Ряба. Снесла однажды курочка им яичко, да не простое , а золотое.

- Как называется сказка, которую мы вместе рассказали?

  • Предлагает отправиться в гости к героям сказки

- Не удивляйтесь, Ирина Николаевна, ничего не перепутала. Просто сегодня на уроке математики у нас с вами есть возможность попасть в гости к бабушке и дедушке, хозяевам курочки Рябы и   узнать,  кто ещё живёт  в их большом хозяйстве. Хотите? Нас уже ждут.

  • Предлагает отгадать ребус и определить тему урока.

 - А пока бабушка готовит на кухне угощение, отгадаем ребус и узнаем тему нашего урока.

  • Просит прочитать тему урока хором.

  • Слушают, вспоминают продолжение и рассказывают , как сказка заканчивается:

- Бабка била-била -  не разбила, дед бил-бил -  не разбил.

- Мышка бежала, хвостиком махнула – яичко упало и разбилось.

- Дед плачет, бабка плачет. А курочка им и говорит: «Не плачь, дедка, не плачь ,бабка. Снесу я вам новое яичко, да не простое, а золотое».

  • Принимают предложение и соглашаются.

  • Отгадывают ребус:

за Д А ча

  • Читают тему урока хором:    ЗАДАЧА

III Актуализация необходимых знаний.

  • Предлагает вспомнить части, из которых состоит задача.

  • Организует диалог на воспроизведение знаний

- Сколько известных (данных) должно быть в условии?

- Как связаны вопрос и условие? (О чём должна идти речь в вопросе?)

 - Что может помочь для решения задачи?

 - Когда задача считается решённой?

  • Выясняет, какие части задачи находят в ТЕКСТЕ, а какие необходимо выполнить (составить, записать)
  • Называют  части задачи.

- 1 ученик;

-  хором

  • Дают ответы на вопросы:

- Данных (известных) должно быть хотя бы два.

 - В вопросе спрашивается о том, о чём шла речь в условии?

 -Рисунок, схема.

 - Когда дан(записан) ответ.

 - УСЛОВИЕ, ВОПРОС

 - РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ

IV Определение  задач урока.

-В хозяйстве бабушки и дедушки не только цыплята, но и утята. И мы ещё встретимся с ними во дворе.

  • Предлагает рассмотреть иллюстрации на слайде и определить, чему  Я НАУЧУСЬ
  • Ставят перед собой задачи:

                 Я НАУЧУСЬ

 - Составлять задачу по рисунку и схеме

 - находить в тексте задачи УСЛОВИЕ, ВОПРОС

 - записывать РЕШЕНИЕ , ОТВЕТ

V Организация познавательной деятельности

  • Организует УСТНЫЙ СЧЁТ

 - А пока мы с вами занимались серьёзными делами, во двор вышла курочка со своими детками:

Стала курочка считать  всех своих цыпляток :

Слева пять и справа пять – а всего ДЕСЯТОК.

 - Бабушка в это время накрывала стол. Посмотрите и скажите, по сколько яблок она положила на каждую тарелку.

Прибавляем по 2  («цепочкой»)

 - Бабушка собрала в курятнике яички и сварила их. Сколько яичек она сварила? Вычитаем по 2

  • Обращает внимание на издающееся «хрюканье»

 - Кто это?

- Дедушка пошёл кормить поросяток, а они разбежались по деревне. Поможем ему их собрать?

 - Для этого  пройдёмся по деревне. Чтобы не заблудиться, будем смотреть на номера домов и вспоминать, что мы знаем о числах.

  • Организует игру  с числами на АБАКЕ «Соседи числа», «Следующее», «Предыдущее», «Состав числа 5»

  - А вот и поросятки нашлись. Чтобы загнать их на двор, повторим состав числа «5» / Проверка индивидуального задания/

 - Пока мы с дедушкой искали поросяток, пришло время  кормить кроликов. Подумайте, как сделать, чтобы у всех кроликов были одинаковые порции.

 - Поможем покормить цыплят и проводим утят на пруд.

  • Организует работу, направленную на:

составление задачи (УСЛОВИЕ, ВОПРОС)по рисунку  и схеме;

анализ выбора нужного действия;

 выполнение  решения  путём выкладывания с помощью моделей цифр из математического набора;

озвучивание ответа полностью.

С.90 № 1 (1,2)

  • Под руководством учителя упражняются в УСТНОМ СЧЁТЕ

 - счёт до 10 и обратно

 - счёт парами лапок у цыплят

- присчитывают по 2 до 10

 - отсчитывают по 2 из 10

  • Cлышат хрюканье поросят

- индивидуальное задание на воспроизведение состава числа 5

  • Показывают на АБАКЕ и проговаривают вслух

  • Хором проговаривают , дают оценку правильности выполнения  индивидуального задания.

  • Выполняют задание на уравнивание предметов.

  • Работают по алгоритму предложенному учителем:

рассматривают иллюстрацию, составляют условие, задают вопрос, соотносят УСЛОВИЕ и ВОПРОС со схемой;

анализируют задачу с целью выбора нужного действия; выполняют решение с помощью моделей цифр из математического набора;

 дают полный ответ;

4 + 2 = 6(ц.)

7 – 2 = 5 (ут.)

VI Физкультминутка.

 -  Кто это? Как он кричит по утрам?

- Петушок обнаружил, что деток –цыплят  давно нет во дворе. Поможем ему их разыскать?

Петушок:                                                                                                      А  цыплёнок:

Петушок наш потянулся.                                                                         Сначала буду маленьким,                                        

Раз – нагнулся, два – нагнулся.                                                             К коленочкам прижмусь.

Крылья в стороны развёл –                                                                    Потом я вырасту большим,          

Видно, деток не нашёл!                                                                          До лампы дотянусь! (2 раза)

Чтоб цыпляток разыскать,

Надо на носочки надо встать!

VII Решение задач с комментированием в Рабочей  тетради.

- В доме хозяев у кошки Мурки  родились  котятки. Хотите узнать какие и сколько?

  • Предлагает  открыть тетради и прочитать задание

С. 33 

№ 1

  • 1 ученик читает задачу. Повторяет задание.
  •  1 ученик у доски выполняет задание с комментированием.  

VIII Работа в парах. /Приложение /

- Бабушка приглашает нас на пироги.

  • Организует работу в парах

-Но мы не будем терять время. Кто догадался, как мы будем работать? Что вам надо будет сделать?

  • Организует проверку с доской.

  • Определяют, что будут работать в парах и знакомятся с заданием на карточке.

  • Сверяют с доской. Оценивают себя цветом.

(«светофорчик»)

IX  Самостоятельная работа по вариантам.

  • Предлагает открыть учебники на с .91  и познакомиться с текстами задач по вариантам.

Показать ответ цифрой.

  • Организует диалог с целью объяснения выбора действия.
  • Читают самостоятельно.
  • Читает 1 ученик вслух.
  • Показывают ответ цифрой.

1вариант (марки)  

2 вариант (шары)

 - Каким действием решал задачу и почему?

X Итог урока. Рефлексия.

 

  • Организует беседу о том, чему дети учились на уроке.

- Чему учились на уроке, пока  были в гостях у дедушки и бабушки из сказки «Курочка Ряба»?

  • Организует работу по определению границы «знания - незнания» с помощью смайликов.

Я научилась(ся)  составлять задачу по рисунку и схеме и могу без помощи учителя записать решение и ответ.

  Я научилась(ся) составлять задачу по рисунку и схеме. Могу записать решение и ответ пока с помощью учителя.

  Я составляю задачу по рисунку и схеме с помощью учителя. Нужна помощь учителя, чтобы записать решение и ответ.

  • С помощью учителя высказываются, чему учились на уроке.

составлять  …

находить в тексте …

записывать …

Под руководством учителя учатся определять границы «знания - незнания»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе с использованием ИКТ "Составление задач по рисунку"

Урок -сказка "Составление задач по рисунку. Сказка "Маша и медведь"...

Метапредметный урок по математике. 2 класс Тема: Приемы умножения единицы и нуля. Рисунок и схема.

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):предметные: формировать умения выяснять, как производится умножение на 1 и на 0.метапредметные: формировать универсальные учебные де...

Урок математики по теме: «Условие как часть задачи. Выделение признаков задачи» 2 класс

Конспект и презентация урока математики во  2 классе по развивающей  системе Л.В.Занкова....

Технологическая карта урока математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Данный урок разработан как урок-практикум по работе с задачами. Может быть применен учителем при работе по любой программе. Урок содержит математический диктант и различные виды работы с задачами. К у...

Задачи для уроков математики 1-4 классы (Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.)

Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.1-4 классы...

Задача. Составление задач по сюжетным картинкам.

Презентация  по математике к учебнику Моро предназачена для 1 класса .Содержит в себе задание на развитие просранственых представлений, матнматический диктант, а ткаже материал для отработк...

Технологическая карта урока математики "Задача. Составление задач на сложение и вычитание по рисунку" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка учащихся по составлению задач на сложение и вычитание по рисунку. Задачи урока Дидактические:Научить составлять...