Методическая разработка урока математики в 4 классе.
методическая разработка по математике (4 класс) на тему
Тема: «Действия с десятичными дробями и натуральными числами с применением мерок и системы счисления».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИКА. (открытый урок в 4А классе, 07.12.10г.)
Тема: «Действия с десятичными дробями и натуральными числами с применением мерок и системы счисления».
Цели:
- через осуществление коллективно-распределительной деятельности и используя различные приемы действий с десятичными дробями, провести исследовательскую работу на уроке по построению десятичной дроби с применением системы мерок, и на основании полученных результатов подвести учащихся к выведению алгоритма сложения десятичной дроби и его применения на практике;
- Развитие творческих способностей у учащихся, мышления, познавательных умений,
интереса к процессу познания.
- Воспитание культуры учебного труда, мотивов труда, интереса к математическим исследованиям, бережное отношение к здоровью.
Оборудование: компьютерная презентация, схемы построения системы мерок, раздаточный материал для построения десятичных дробей и составления кроссворда, тетрадь, учебник.
ХОД УРОКА.
- Оргмомент: подготовка к работе в группах, нацеливание на урок.
(сегодня, ребята, наш урок мы начнем со стихотворения о царице наук – математике)
(Математика повсюду – стихотворение) – Настя Манжосова.
Математика повсюду, глазом только поведешь
И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое. Прежде, чем его начать,
Нужно все еще подробно начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите, это может нравиться?
- Скажите, почему математику называют – царицей наук? (ответы детей)
- А какой еще наукой ее называют? (точной наукой)
- Совершенно верно, и мы с вами могли сейчас в этом убедиться, прослушав стихотворение.
- А чтобы у нас не получилось окно с перекосом и не провалился потолок, как вы думаете, какие « инструменты» нам для этого понадобятся на уроке? Внимание, логическое мышление, точный расчет и дружная работа.
- Я согласна с вами и желаю вам удачи!
- А чтобы все это применить на практике, нам прежде всего нужно определить цели и задачи урока, которые всегда сопровождают нас при выполнении любой работы, так как мы должны знать, для чего мы выполняем ту или иную работы.
- Но прежде, чем мы с вами определим цели, сначала прочитаем тему нашего урока.
- Какое бы дополнение, ребята, вы могли бы добавить и продолжить тему урока:
«Действия с десятичными дробями и натуральными числами с применением мерок и системы счисления».
- Цели и задачи урока:
- Провести исследовательскую работу по построению модели десятичной дроби;
- Вывести алгоритм сложения десятичных дробей;
- Показать знания и умения применения на практике алгоритма;
- Исследовать построение десятичной дроби по системе мерок;
- Устный счет: (работа в тетрадях). (запись классной работы)
- Ребята, в тетради у вас записаны числа, определите закономерность и продолжите запись ряда чисел данной закономерности (92,94,96…)
- Что вы можете сказать о полученных числах (вспомнили закономерность, ряд натуральных чисел, двузначные и трехзначные числа, четные и круглые числа)
- Вы определили характеристику чисел, которые мы применяем на уроках математики
- А сейчас к пяти первым записанным натуральным числам прибавьте по 0,1 и результат запишите на следующей строке.
- У вас получился новый вид чисел. Что это за числа ? (десятичная дробь)
- Вспомните определение дроби:
Дробь – это новый вид чисел, которые как и многозначные числа могут быть записаны в разных системах счисления.
- Вводная рефлексия: (цель – помочь ученикам снять психологическое напряжение)
( на доске –« лесенка» знаний) __________ Я все знаю, все умею
________
_______ ( у каждого ученика листочки с «Лесенкой»
________
- Попробуйте оценить себя, свои знания в математике. Подумайте, на какой ступеньке вы находитесь в данной ситуации, поставьте знак +
5. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, вспомните, как называется глава, с заданиями которой мы с вами работаем?
(Действия с многозначными числами и десятичными дробями. Как возникли многозначные числа и десятичные дроби?».
- При знакомстве с данной главой, вы выполняли следующие действия:
( на доске модели величин и мерок)
_____________А________________ __Е1__
_________________________________________ _________
_________Е2____________ _______________Е3___________________
___________________________ ________________________________________
________________________Е4__________________________
_________________________________________________________________
- О чем вам говорят эти модели схем? Какие действия вы с ними выполняли?
( Измеряли величину А меркой Е и полученный результат записывали в двоичной системе
счисления по заданию учебника)
- Что нужно было сделать для того, чтобы запись числа была в двоичной системе счисления?
(Для записи числа в двоичной системе счисления нужно сначала построить систему мерок, в которой каждая следующая мерка в 2 раза больше предыдущей, затем измерить ими величину и записать ответ).
- Как будет меняться каждая следующая мерка, если число нужно записать в четверичной системе счисления? (увеличиваться в 4 раза).
- Как вы, ребята, считаете, а можем ли мы при помощи системы мерок построить десятичную дробь?
(предположения учащихся о построении д/дроби, выдвижение гипотезы)
- Создание условий для решения практической задачи.
- Мы с вами выдвинули гипотезу, что при помощи системы мерок можно построить модель десятичной дроби.
- А как вы можете это доказать? ( провести исследовательскую работу)
- Я предлагаю вам задание на построение десятичной дроби по системе мерок, а вы в своих группах проведете исследовательскую работу и представите нам свои проекты построения.
- О чем вы должны помнить, работая в группах? (ответы детей).
7. Моделирование способа построения в группах.
(защита моделей построения десятичных дробей каждой группой, проверка на компьютере)
- У вас возникли какие-то трудности при построении модели д/дробей? Какие?
(анализ построения модели в каждой группе, исправление ошибок, если таковы имеются)
- У вас получились при построении 2 десятичных дроби. – Вы подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что по системе мерок можно построить десятичную дробь? ( да, подтвердили) Сделайте вывод. Скажите, какой знак вы можете поставить между этими дробями? (+) – А можно ли поставить минус? (нет) Почему?
- Как удобнее всего записать дробные числа при сложении? ( в строчку или в столбик, прибавляя к большему числу меньшее). Проверка на компьютере. Зачем дописываем 0?
21, 31 + 11,2 = 33,11 или 21,31 Число 11,2 = 11,2
- Как вы думаете, на что удобнее смотреть, когда дроби записываешь столбиком?
(На запятую. Нужно, чтобы запятая была записана под запятой. И это важно!)
(Математики договорились ставить запятую, а в Америке ставят точку, точку ставят в микрокалькуляторах, считают, что так удобнее)
- Как вы думаете, зачем нужна модель? Для кого ее важно сделать?
(Модель нужна для того, чтобы любой человек посмотрел на нее и понял, как складывают дроби)
- Что еще этой моделью вы можете сообщить человеку, который хочет научиться складывать дроби? (Их нужно складывать поразрядно)
- Что в модели должно указывать на то, что дроби складывают поразрядно? (запятая и ее лучше выделять другим цветом, так как и 0)
- А сейчас откройте учебник на с. 49 и сравните свою модель с моделями учебника. Обсудите их и сделайте вывод, какая из этих моделей вы считаете более понятная и удобная?
(Выводы учащихся и сравнение с выводом автора учебника на с. 50, совпадают ли выводы?)
- Как вы думаете, существует ли связь между выполнением действий над целыми числами и действий над дробными числами? Какая? Обсудите это в группах.
Вывод: Действия с десятичными дробями выполняются так же как и с натуральными.
- Вы продуктивно поработали, сделали интересные выводы, а теперь отдохнем.
- Мы считали и устали, дружно все мы тихо встали.
8. Физминутка. ( физминутка для глаз – на компьютере)
9. Построение алгоритма сложения десятичной дроби.
- Мы сейчас с вами говорили о значимости модели. А теперь я предлагаю вам составить алгоритм сложения десятичной дроби для тех, кто желает научиться складывать десятичные дроби. Поможем им? Но прежде вспомним, что такое алгоритм? (дети зачитывают составленные алгоритмы и сравнивают с алгоритмом на доске)
10. Контроль и оценка знаний.
(самостоятельный выбор и решение учебной задачи с учетом индивидуальных особенностей)
- Я предлагаю проверить, насколько самостоятельно вы можете выполнять сложение десятичных дробей, используя алгоритм. Каждый выберите себе любое задание и решите (задания разной степени трудности).
94,2 + 8,786 32,4 + 32,4 3,102 + 12,38 135,242 + 13,4 32,4 + 3,24 5 + 28,9
-Кто выбрал 1-е задание? Назовите ответ. (102,986) Это правильный ответ. У кого ошибка?...
- Возникали трудности у кого-то при сложении десятичных дробей?
- А как вы считаете, если в условии задачи нам предложат числа в виде десятичной дроби, сможете ли вы решить такую задачу? (ответы детей)
Задача: Из рулона ткани в первый день продали 12, 52 м, во второй день еще 26,7м, а в третий день еще 19м. Остались непроданными 2.48м. Сколько метров ткани было в рулоне?
- Кто затрудняется решить задачу с краткой записью, решает без краткой записи – только действия и ответ, а остальные – с краткой записью.
- Получилось решение задачи с применением десятичной дроби?
- Чем отличается решение задачи от решения выражения с десятичной дробью? (в задаче используем именованные числа)
- А вы хотите проверить десятичную дробь на геометрическом материале?
Нахождение периметра: найдите периметр прямоугольника со сторонами 1,8см и 3,2см
- Что интересного заметили? (складывали десятичные дроби, а получили натуральное число).
- Какой вывод сделаем о проделанной работе? Наш урок достиг поставленных целей урока?
- Как вы думаете, подходит ли модель для сложения к способу вычитания? Попробуйте объяснить и скажите, какую цель вы могли бы поставить на следующий урок? ( применение модели сложения десятичных дробей к способу вычитания).
- А сейчас возьмите листочки с лесенкой знаний. Поднялся ли кто-нибудь на ступеньку выше?
- А кто еще остался на том же месте? Что нужно, чтобы подняться выше? Кому было сложно?
- А кому было интересно? Мне тоже было интересно с вами сегодня работать. Спасибо всем!
11. Итоговая рефлексия. ( Разгадывание кроссворда).
- Какое слово здесь лишнее? (союз) А почему? А какое слово является ключевым? Почему?
- А для чего нам нужно изучение этой темы? Людям каких профессий это важно? (стихотворение «Три десятых») Прослушав стихотворение, вы можете ответить на вопрос:
- Наш урок имеет какую-то значимость?
Д/задание:по заготовкам подобрать подходящие числа и выполнить указанное действие.
1 ряд заготовок – выполняют: Жидкова А., Юрковец К., Русакова А., Меньшиков Н., Сидоренко
А., Пичугина А., Ким Д..
2 ряд заготовок – выполняют: Юбкина Ю., Русаков К., Медведев Н., Михайлова В., Климов Я.,
Супрун Д., Жаманкулов А..
3 ряд заготовок выполняют – все остальные учащиеся.
Урок проводила Афанасьева О.А. – учитель начальных классов.
- Г/ фигура, у которой все стороны равны.
- Е – название данной единицы измерения.
- И, а, но – это…?
- Гель для волос придает им…?
- Натуральное или дробное…?
- Г/ фигура, у которой все стороны равны.
- Е – название данной единицы измерения.
- И, а, но – это…?
- Гель для волос придает им…?
- Натуральное или дробное…?
- Г/ фигура, у которой все стороны равны.
- Е – название данной единицы измерения.
- И, а, но – это…?
- Гель для волос придает им…?
- Натуральное или дробное…?
- Действия над дробными числами выполняются так же, как и действия над целыми числами.
- При записи дроби столбиком, смотри на запятую. Нужно, чтобы запятая была записана под запятой.
- Дроби нужно складывать поразрядно.
АЛГОРИТМ
сложения десятичных дробей.
- Поразрядная запись.
- Определение переполнения разряда.
- Определение цифр в сумме.
- Само решение.
МАТЕМАТИКА. 1 класс.
Тема: Величины. Уравнивание величин.
Цели:
- Формировать у учащихся умение выполнять действия с величинами, провести исследовательскую работу на уроке по построению и уравниванию величин с применением математических способов уравнивания, и на основании полученных результатов подвести учащихся к выведению алгоритма поэтапного уравнивания величин и его применения на практике;
- Развитие творческих способностей у учащихся, мышления, познавательных умений,
интереса к процессу познания.
- Воспитание позитивного отношения к урокам математики, культуры учебного труда, мотивов труда, интереса к математическим исследованиям, бережное отношение к здоровью.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика» (авт. Александрова Э.И., компьютерная презентация, схемы построения и уравнивания величин, раздаточный материал для построения величин ,рабочая тетрадь, учебник.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент: подготовка к работе в группах, нацеливание на урок.
(Всем добрый день !Садитесь, ребята, посмотрите на свою готовность к уроку, все ли у вас готово для работы на уроке математике?!) – А начнем мы сегодня урок с прослушивания стихотворений о математике!
Учитель: В наше время, чтобы строить и машиной управлять,
Помните, что надо срочно математику познать!
Дети: Математика повсюду, глазом только поведешь
И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое. Прежде, чем его начать,
Нужно все еще подробно начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом, потолок провалится
А кому, друзья, скажите, это может нравиться?
- Скажите, почему математику называют – царицей наук? (ответы детей – она повсюду)
- А какой еще наукой ее называют? (точной наукой). А где нужна эта точность?
- Совершенно верно, и мы с вами могли сейчас в этом убедиться, прослушав стихотворение.
- А чтобы у нас не получилось окно с перекосом и не провалился потолок, как вы думаете, какие « инструменты» нам для этого понадобятся на уроке? (Внимание, л/ мышление, дружная работа и бережное отношение к своему здоровью).
- Я согласна с вами и желаю удачи!
- А чтобы все это применить на практике, нам прежде всего нужно определить цели и задачи урока, которые всегда сопровождают нас при выполнении любой работы, так как мы должны знать, для чего мы выполняем ту или иную работу.
- Но прежде, чем мы с вами определим цели, сначала прочитаем тему нашего урока.
«Величины. Уравнивание величин»
- Какое бы дополнение, ребята, вы могли бы добавить и продолжить тему урока:
(Действия с величинами и числовыми выражениями с применением способов уравнивания).
- А вот какие действия мы будем выполнять, это вы узнаете в ходе исследовательской работы.
- Цели и задачи урока:
- Провести исследовательскую работу по построению и уравниванию величин;
- Показать на практике знания и умения выполнения действий с величинами;
- Вывести алгоритм поэтапного уравнивания величин;
- Цели мы с вами определили, а теперь поэтапно будем двигаться к их достижению.
3. Актуализация опорных знаний. Устный счет:
- Ребята, я сейчас прочитаю вам несколько сказочных задач, а чтобы у вас получились верные ответы, нужно быть внимательными и хорошо уметь считать.
-Шесть веселых медвежат за малиной в лес спешат
Но один малыш устал, от товарищей отстал, А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? (5)
-Семь веселых поросят у корытца в ряд стоят
Два ушли в кровать ложиться, сколько свинок у корытца? (5)
-В снег упал Сережка, а за ним Алешка
А за ним Иринка, а за ней Маринка, а потом упал Игнат
Сколько было всех ребят? (5)
-Три ромашки-желтоглазки, два веселых василька подарили маме дети,
Сколько же цветов в букете?
- Ребята, а что интересного вы заметили в ответах этих «сказочных» задач?
(верно, выполняя устные вычисления, вы получали каждый раз ответ – 5!)
- А сейчас я попрошу вас открыть рабочую тетрадь по математике и посмотреть, какую цифру я вам приготовила для минутки чистописания?
-А теперь вспомним как графически строим цифру – 5. (показ графического построения на доске учителем в квадрате)
-Посмотрите на образец написания этой цифры и постарайтесь также прописать у себя в тетради.
- А прежде чем вы начнете прописывать цифру 5 – вспомним правила посадки при письме и положение тетради. (прописывают в тетради)
4.Вводная рефлексия: (цель – помочь ученикам снять психологическое напряжение)
( на доске –« лесенка» знаний) __________ Я все знаю, все умею
________
_______
________ ( у каждого ученика листочки с «лесенкой»
- Попробуйте оценить себя, свои знания в математике. Подумайте, на какой ступеньке вы находитесь в данной ситуации и поставьте знак + на определенной ступеньке
5.Формирование новых знаний.
1).Постановка проблемы.
- Ребята, вспомните, как называется глава, с заданиями которой мы с вами работаем? «Как уравнивать величины. Сложение и вычитание величин».
- При знакомстве с данной главой, вы выполняли следующие действия: ( на слайде )
________________________ _________________________
___________ _________________________
А В А = В+С
- О чем вам говорят эти модели схем? Какие действия вы с ними выполняли?
( Уравнивали величины путем увеличения одной (меньшей) величины до ее равенства с другой (большей), т.е. с помощью сложения (+)) – 1-й способ уравнивания.
________________________ _________________________
____________ ______________
А В А – С =В
- А эти модели схем о чем вам говорят? Какие действия с ними вы выполняли?
(Уравнивали величины путем уменьшения одной (большей) до ее равенства с другой (меньшей), т.е. с помощью вычитания (-)). - 2-й способ уравнивания.
- А есть ли еще какой-то способ уравнивания и, если есть, то какой? (3-й способ уравнивания )
(путем уменьшения одной и увеличения другой на одну и ту же величину).
- Как вы, ребята, считаете, на основе уже полученных знаний по уравниванию величин, вы сможете, глядя на схему, описать способ уравнивания с помощью формулы и подобрать по схеме подходящие числа? (предположения учащихся, выдвижение гипотезы)
- Вы высказывали свои предположения, а предположение – это что есть? (гипотеза)
Гипотеза: Можно ли, глядя на схему, описать способ уравнивания с помощью формулы и подобрать по схеме подходящие числа?
- Мы с вами выдвинули гипотезу. – А что дальше? ( Нужно ее доказать через исследовательскую работу – дети)
- Я предлагаю вам задания на построение и уравнивание величин с помощью формулы и подбора подходящих чисел по схеме, т.е. по выдвинутой гипотезе, а перед вами стоит задача – провести исследовательскую работу и придти к доказательству гипотезы (раздать задания, открыть на компьютере – слайд – на увеличение и уменьшение уравнивания величин).
Задание: Закончи схему с помощью формулы и подбери подходящие числа.
________________________ __________________________
_______________ _________________
А = В + К С – К = Р
- О чем вы должны помнить, работая в группах? (ответы детей).
- Прежде, чем вы приступите к исследовательской работе, я предлагаю вам выполнить двигательную гимнастику.
Физминутка: (двигательная гимнастика)
Раз – подняться, потянуться, два – согнуться, разогнуться, три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка, пять – руками помахать, шесть – за парты тихо сесть.
2). Исследовательская работа в группах.
- Моделирование способа построения и уравнивания величин с помощью формулы и путем подбора подходящих чисел по схеме, (выполнение работы в группе на основе предложенных заданий)
- Защита моделей построения и уравнивания величин каждой группой с помощью формулы и подбора подходящих чисел ( разные способы: увеличение, уменьшение)
- Проверка на компьютере
________________________ _________________________
________________________ _________________________
А = В + К 10 = 7 + 3 С – К = Р 10 – 3 = 7
-Ребята, у вас возникли какие либо трудности при подборе подходящих чисел по схеме?
- А как вы определяли, какое из трех чисел нужно подбирать первым?
- В каком порядке удобнее подбирать числа? Обсудите это в своих группах.
- Вы подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что глядя на схему можно описать способ уравнивания величин с помощью формулы и подобрать по схеме подходящие числа?
(да, подтвердили…, а какую работу вам пришлось выполнить, чтобы выдвинутая гипотеза была доказана? – (исследовательскую)).
Учитель: Великий математик 19 века Д.Пойа сказал: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» - Вы согласны с его утверждением?
- Молодцы, вы продуктивно поработали, сделали интересные выводы, а теперь отдохнем.
- Мы считали и устали, дружно все мы тихо встали.
6. Физминутка. ( физминутка для глаз – на компьютере цветик-семицветик)
7. Решение учебной задачи. Построение алгоритма поэтапного выравнивания величин.
- Мы сейчас с вами говорили о подтверждении выдвинутой ранее гипотезы. А теперь я предлагаю вам составить алгоритм пошагового выполнения уравнивания величин для тех, кто желает научиться узнавать по схеме способ уравнивания величин с помощью формулы и подбора по схеме подходящих чисел. Поможем им? Но прежде вспомним, что такое алгоритм? (ответы детей). Помимо уроков, где мы применяем алгоритм? ( в повседневной жизни), (дети зачитывают составленные алгоритмы и сравнивают с алгоритмом на доске)
Алгоритм
пошагового выполнения уравнивания величин.
- По схеме и формуле определить способ уравнивания величин (1-й или 2-й способ).
- Записать формулу уравнивания.
- Подобрать по схеме подходящие числа.
- Записать числовое выражение.
8. Контроль и оценка знаний.
(самостоятельный выбор и решение учебной задачи с учетом индивидуальных особенностей)
- Я предлагаю проверить, насколько самостоятельно вы можете по схеме составлять формулы для уравнивания величин и подбирать подходящие числа, используя алгоритм.
Учебник математики, с.38, задание №1. – Если у кого-то возникнут трудности в подборе чисел, вы можете только составить формулы по схеме (задания разной степени трудности).
(Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму)
- Возникали трудности у кого-то при подборе подходящих чисел?
9. Итоговая рефлексия.
- А сейчас возьмите листочки с лесенкой знаний. Поднялся ли кто-нибудь на ступеньку выше?
- А кто еще остался на том же месте? Что нужно, чтобы подняться выше? Кому было сложно?
- А кому было интересно? Мне тоже было интересно с вами сегодня работать. Молодцы. Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разработки уроков математики 2 класс
1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...
Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...
Методическая разработка урока математики 1 класс
Тема урока: Состав чисел 2, 3, 4...
Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"
Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...
Методическая разработка урока математики. 1 класс. Тема "Числовой отрезок"
Урок проводится в 1-м классе по Образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся знакомятся с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел....
Методическая разработка урока математики 1 класс "Планета знаний" по теме "Больше. Меньше. Столько же"
Цель: раскрытие смысла отношений «столько же», «больше», «меньше»....
Методическая разработка урока математики 3 класс "Цена. Количество. Стоимость"
В данной методической разработке представлен первый урок по теме "Цена. Количество. Стоимость". На уроке вводятся данные понятия. Дети знакомятся со способом нахождения стоимости....