Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Задачи урока:
- Закрепить знания учащихся о единицах длины и площади
- Совершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметра
- Совершенствовать вычислительные навыки
- Способствовать развитию логического мышления, умению рассуждать, анализировать; поддерживать интерес к предмету.
- Прививать детям любовь и уважение к родной природе, к Родине, к её историческому прошлому, русской культуре
- Формировать у учащихся навыки делового сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizitnaya_kartochka_uroka.docx | 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Визитная карточка урока
Образовательная система «Гармония»
Учитель начальных классов Глотова И.Б.
Урок математики
Тема: Единицы длины и площади
Тип урока: Закрепление изученного материала
Формирование УУД (универсальных учебных действий)
Личностные УУД
Формирование положительной учебной мотивации, адекватной самооценки, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, оценивание результатов деятельности товарищей, умение считаться с мнением других.
Регулятивные УУД
Формирование умения находить тему и формирование цели урока, умение ставить учебную задачу. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. В сотрудничестве с учителем определять последовательность учебного материала.
Познавательные УУД
Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста. Овладение способом творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать и слышать учителя, учеников, вступать в диалог, умение работать в парах, умение договариваться, осуществлять взаимоконтроль.
Задачи урока:
- Закрепить знания учащихся о единицах длины и площади
- Совершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметра
- Совершенствовать вычислительные навыки
- Способствовать развитию логического мышления, умению рассуждать, анализировать; поддерживать интерес к предмету.
- Прививать детям любовь и уважение к родной природе, к Родине, к её историческому прошлому, русской культуре
- Формировать у учащихся навыки делового сотрудничества.
Межпредметные связи:
Литературное чтение П.П.Ершов «Конёк-горбунок»
Окружающий мир «Жизнь в океане»
Ход урока
- Организационный момент
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы важную закалку
Учатся с тобой ученики
Развивать и волю, и смекалку.
А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Пусть за вас ответит ваш друг смайлик.
- Актуализация необходимых знаний
Все готовы отправиться в путь в замечательную страну Математика. А сопровождать нас в пути будет сказочный герой. Кто же он?
Что ж он видит? – Прекрасивых
Двух коней золотогривых
Да игрушечку – конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Кому знакома эта сказка? Как она называется и кто её автор?
(Пётр Павлович Ершов написал сказку «Конёк-горбунок»)
На доске рисунок, отрывок из сказки.
Ребята, а как вы думаете, почему на урок математики я взяла этот отрывок? (Встретились старинные русские меры длины: три вершка, с аршинными ушами)
А что значит аршин, вершок, чему соответствуют эти меры длины? Истинны или ложны эти соотношения? ( На доске помещаю табличку аршин 4,5см, вершок 71см) А что нужно изменить? (Аршин – старинная русская мера длины равная 71см. Вершок – это 4,5см, слово вершок происходит от слова верх) Слайд 1
Какого роста был Конёк-Горбунок в современных мерах длины?
4,5Х 3=13,5см
А уши его были каковы? (71см) Какие ещё старинные меры длины вы знаете?
Верста 1км 100м
Миля 7,5км
Пядь 18 см
Ладонь, локоть, дюйм, фут Слайд 2
Почему было сложно вспомнить эти названия? (Устаревшие, архаизмы)
А какими единицами измерения длины мы пользуемся сейчас? Назовите их в порядке возрастания. (мм, см, дм, м, км)
А я знаю ещё об одной единице измерения – грамм. Где в нашем ряду будет она стоять ? А что это за единица измерения? (Массы)
Слайд 3
Можно измерять шагами
Можно измерять локтями
И линейкою, и веткой, сантиметром и рулеткой.
Шаг муравьишки – миллиметр,
Шаг у людей примерно метр.
А если великаном стать
то можно километрами шагать.
Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Будем повторять единицы длины.)
Зная единицы длины, что мы умеем ещё вычислять? ( Периметр и площадь) А задачи на нахождение периметра и площади умеем решать?
А примеры?
Умеем сравнивать величины?
А сопоставлять единицы измерения?
Вот сегодня наша задача рассмотреть насколько хорошо мы овладели этими умениями.
А зачем нам нужны эти знания? Разве пригодятся они нам в повседневной жизни? (В повседневной жизни – правильно чертить отрезки, измерять длину предметов, отправляясь в путь, нам нужно знать расстояние, интересно определить площадь своего дачного участка).
Вот какие задачи поставил перед нами сегодня Конёк Горбунок. Справимся? Тогда отправляемся в путь!
- Организация познавательной деятельности
Работа с учебником (стр.95, задание 295)
Подумайте и догадайтесь, какими единицами пользовались при измерении, работаем в учебнике. Примените свои знания и наблюдения.
Проверка.
Перед нами стояла задача уметь сопоставлять и это мы выполнили. Этому мы научились. ( учащийся отмечает красным маркером в задачах, поставленных Коньком – Горбунком)
На партах у вас лежат карточки. Работаем в парах. Догадайтесь, какое задание ставит перед вами Конёк – Горбунок? (определи «лишнюю» величину)
3080см 12070м 2070м !
5407км 38004см 207000см
4078кг 4507см 20700дм
6027дм 54704км 2070дм
Что объединяет все эти величины? (это единицы длины)
Какая величина является лишней в первом столбике? (кг)
Что это за величина? (единица массы)
А во втором? (см)
А это что за величина? (Единица площади)
Какой значок вы видите около третьего столбика? (звёздочку) О чём вам напоминает этот значок? (это задание повышенного уровня).
Кто догадался, что необходимо сделать, чтобы найти «лишнюю» величину в третьем столбике? (нужно все величины выразить в одних единицах)
В каких единицах? (в сантиметрах)
Составьте свой алгоритм действий (удобнее все величины третьего столбика перевести в сантиметры).
На свободных строках выполните задание и вычеркните лишнюю величину в столбике. Проверка:
2070м=207000см
20700дм=207000см
2070дм=20700см
Лишняя величина – 2070дм
Итак, мы научились соотносить единицы измерения, сравнивать, выявлять лишнее. Молодцы! Отметка маркером.
Конёк – Горбунок, сколько ты нам интересных заданий дал, но ребята уже подустали и им пора передохнуть.
- Физминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали
На носочках потянулись
И друг другу улыбнулись
Как пружинки мы присели
А потом тихонько сели.
Что же мне говорит Конёк – Горбунок? А он приготовил для нас отрывок из сказки. (Ученик достаёт из сумочки письмо, читает)
Вот въезжают на поляну
Прямо к морю – окияну
Поперёк его лежит
Чудо – юдо рыба-кит!
Слайд 4
Так выглядит сказочный кит.
Слайд 5
А кто узнал это животное?( Ответы детей)
А это синий кит, который встречается в природе на Земле. На уроке окружающего мира мы говорили об этом животном. Что вы можете вспомнить о нём? ( Кит – это самое крупное по массе и по длине животное за последние 90 млн. лет. Занесён в Красную книгу, как «находящийся на грани исчезновения»)
Судьба нашей планеты и её обитателей в руках человека. От нас с вами зависит, чтобы наша страна, земля, наш дом, город были чистыми, красивыми, богатыми.
Предлагаю вам задание. Как вы думаете, какое? Кто догадался? Слайд 6
Составить задачу по схеме и рисунку. О каких животных будет составлена ваша задача? ( учащиеся проговаривают задачу)
В тетрадях записать только решение и ответ. Ученик решает у доски.
Что известно?
Что необходимо узнать?
Как будем узнавать неизвестное?
На доске: 33-3=30(м)
Ответ: на 30 метров кит длиннее тюленя (тюлень меньше кита)
Слайд 7
А эту задачу решите самостоятельно.
33:3=11(раз)
Ответ: в 11раз кит длиннее тюленя (тюлень меньше кита)
Взаимопроверка решения.
Кто решил задачу правильно, просигнальте зелёным цветом светофора.
Итак, а какое же умение мы сейчас показали? Молодцы! Отметка маркером
- Практическая работа
Много поручений пришлось выполнить верному Коньку – Горбунку, чтобы помочь Ивану. А теперь и мы должны ему помочь. Он получил сложное задание и ему трудно справиться с ним, но он уверен, что у вас всё получится. У вас на партах лежат геометрические фигуры.
Что это за фигуры? (треугольники)
Сколько их? (4).
Вам нужно из треугольников сложить квадрат и найти его площадь и периметр.
Давайте определим алгоритм наших действий. Ну вот! Конёк –Горбунок заволновался и рассыпал действия алгоритма. Давайте поможем его собрать. Что будем делать вначале? (алгоритм поочерёдно помещают на доску)
- Составим квадрат (что такое квадрат? – это четырёхугольник, у которого все стороны и углы равны)
- Измерим длину квадрата (что вы можете сказать о ширине квадрата? Они одинаковы)
- Найдём площадь. ( Как находим площадь? В каких единицах записываем результат?)
- Найдём периметр (Что такое периметр? Как находим периметр квадрата? Удобнее: 8Х4=32см)
- Запишем ответ.
Итак, что же мы вспомнили, выполнив это задание? (нахождение площади и периметра) отметка маркером
Молодцы! Справились с заданием!
Но Коньку – Горбунку очень интересно узнать, а все ли ребята вспомнили и повторили пройденный материал, все ли готовы к изучению нового?
У вас на карточках есть ещё одно задание . Но это задание вам предлагаю уже я. Будем пока всё держать в тайне от нашего гостя. Перед вами примеры и шифр. Решив правильно все примеры и расположив результаты в порядке уменьшения, у вас получится слово. Именно это мы и отправим Коньку – Горбунку.
Дополни каждую величину. Расположи результаты в порядке уменьшения
е | м | е | р | м | а | г | а | л | т |
7 | 3 | 9 | 5 | 2 | 1 | 6 | 4 | 8 | 10 |
3мм+_мм=1см 9мм+_мм=1см
7мм+_мм=1см 4мм+_мм=1см
_см+1см=1дм 96см+_см=1м
5мм+_мм=1см _см+92см=1м
8см+_см=1дм 90см+_см=1м
Что же мы отправим сейчас Коньку – Горбунку? А составим мы её с помощью слов – помощников:
- Подведение итогов. Рефлексия.
Закончите предложение, которое вам покажется наиболее привлекательным:
Слайд 8
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Замечательная получилась телеграмма. Молодцы!
Итак, ребята, по какой же теме мы сегодня с вами проводили исследование, что мы сопоставляли, сравнивали, вычисляли? (Единицы длины и площади)
Какие моменты урока вам больше всего запомнились? Что было легко? Когда возникли трудности?
Какую учебную задачу поставим на следующий урок математики? Изменилось ли настроение в конце урока? Пусть за вас ответит ваш друг смайлик.
Слайд 9
Запишите домашнее задание, продолжите исследовать.
А ещё предлагаю для самых активных, любознательных, эрудированных творческое задание Слайд 10
7. Оценивание ребят.
Желаю дальнейших успехов. Перед трудностями не пасовать, продвигаться вперёд только семимильными шагами. Мои ученики – семи пядей во лбу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме: "Единица измерения длины - километр."
Цель урока: Открытие нового знания: единица измерения длины - километр....
Методическая разработка урока математики по теме "Формулы периметра и площади прямоугольника".
Тема урока "Формулы периметра и площади прямоугольника" 3 класс УМК "Перспектива"Автор учебника Петерсон Л.Г....
Урок математики по теме "Единицы измерения длины. Сантиметр"
Открытый урок для обучающихся 1 класса по математике с использованием ЭОР...
Презентация к уроку математики по теме "Единица измерения длины - сантиметр" (УМК "Школа России")
Презентация к уроку математики по теме "Единица измерения длины - сантиметр" (УМК "Школа России")...
Разработка урока математики на тему:"Единица длины - дециметр" 1 класс
Разработка урока математики подходит для 1 класса. УМК "Школа России"...
Презентация к уроку математики по теме: "Единицы измерения длины" 2 класс. УМК "Школа России"
Данная презентация-тренажёр может использоваться как на уроке математики, так и на внеурочном занятии. Учащиеся наглядно представляют перевод единиц измерения длины как алгебраическим, так и графическ...
Презентация к уроку математики по теме "Единицы измерения длины. Метр." 2 класс
Презентация к уроку математики по теме "Единицы измерения длины. Метр." 2 класс...