Методическая разработка урока математики. 1 класс. Тема "Числовой отрезок"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Урок проводится в 1-м классе по Образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся знакомятся с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislovoy_otrezok.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 455

с углублённым изучением английского языка

Колпинского района города Санкт-Петербурга

 

Методическая разработка урока математики

(Образовательная система «Школа 2100»)

1 класс

Тема «Числовой отрезок»          

                                    Учитель начальных классов

Семенистик Людмила Владимировна

Тип урока: введение нового знания.

Педагогические задачи:

1.Познакомить с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел.

2.Учить присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку одну единицу.

3.Закрепить навыки счёта в пределах 4.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

  1. умеют присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку одну единицу;
  2. умеют считать в пределах 4.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  1. определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Познавательные УУД:

  1. добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

  1. умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия;
  2. совместно с одноклассниками и учителем договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им.

Личностные:

  1. демонстрируют положительное отношение к школе, к изучению математики;
  2. имеют первоначальные представления о знании и незнании;
  3. понимают ценность дружбы и взаимопомощи.

Оборудование:

для учителя:

мелодия песен «Вместе весело шагать», «Дорогою добра» (караоке);

телеграмма;

замок Числоеда;

набор карточек с моделями чисел от 1 до 10;

состав числа 4;

плакат с цифрами от 1 до 10;

карточки с выражениями на башнях замка: жёлтая – 2+1, зелёная – 3+1, красная – 1+1+1+1;

единичный отрезок – мерка;

тема «Числовой отрезок»;

лента цифр;

герои: Вова, Катя, Лена, Петя;

карточки разного цвета: жёлтый, зелёный, фиолетовый, красный;

карточки с числами от 1 до 4, с обратной стороны написаны слова: Друзья, познаются, в, беде;

для учащихся:

касса цифр;

наборное полотно;

линейка;

лепестки разного цвета: красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, белый.

Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой на урок.

Настроем себя на работу. Споём песню.

Звучит мелодия детской песни «Вместе весело шагать» (караоке). Дети поют.

А теперь скажите в свой адрес про себя добрые слова.

Потрите ладошки и передайте через них тепло и добро своим одноклассникам (дети соединяют ладошки друг с другом).

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, смекать.

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

III. Актуализация знаний.

Сегодня рано утром нам в класс принесли телеграмму из страны Математики. Читаю:

Дорогие ученики 1 – А класса.

Змей - волшебник Числоед заточил в заколдованном замке ваших друзей - помощников: Вову, Петю, Катю и Лену. Спасите! Освободите их!

Жители страны Математики

– Освободим наших друзей - помощников?

Отправляемся в путь.

  1.  Физкультминутка:

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают,

Птицы разные летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

  1.  Счёт до 10 и обратно.

Увидели замок. Он находится на вершине горы. Туда ведут ступеньки.

 

– Можем ли мы по ним подняться? (Нет)

– Почему? (Ступеньки перепутаны)

Найдите ошибку и исправьте. Объясните своё решение.

– Что можете рассказать о числе 4?

Пройдём по ступеням вперёд, назад и снова вперёд.

– Что мы повторили?

Молодцы! Дошли до ворот замка.

3) Письмо изученных цифр (1 - 4).

Но ворота замка закрыты. Откроются в том случае, если те числа, которые мы уже изучили, запишем знаками.

– Что это за знаки? (Цифры)

– Какие числа можем уже записать цифрами? (1, 2, 3, 4)

Открываем рабочую тетрадь с.25 урок 26 №1 и читаем задание.

– Что надо сделать? (Найти закономерность и продолжить ряд)

– Что важно помнить при написании цифр?

Будьте очень внимательны при выполнении задания.

Учащиеся выполняют задание.

Проверяем.

– Что повторили?

Оцените свою работу на отрезке или смайликом.

Молодцы! Справились с заданием. Ворота замка открываются.

  1.  Игра «Найди лишнее выражение».

Числоед спрятал ребят в одной из башен замка.

– Сколько видим башен? (3)

Нам надо узнать, в какой из башен находятся наши друзья - помощники.

Задание: прочитайте выражения, которые записаны на башнях замка, и найдите лишнее.

Выражения на башнях замка: жёлтая 2+1; зелёная 3+1; красная 1+1+1+1.

Проверка. ишнее 2+1 – значение = 3, а у остальных 4; 1+1+1+1 – так как складываются четыре слагаемых, а у остальных выражений – два)

– Что повторили?

5) Решение задач. Работа в парах.

– В какой из башен жёлтой или красной наши друзья, Числоед нам покажет, если мы выполним его задание: решим задачи.

Я читаю задачи, а вы, обсуждая с соседом, решение и ответ показываете на наборном полотне.

а) Два мяча у Пети. Два мяча у Кати.

    Два мяча да два. Малыш!

    Сколько их? Сообразишь?

– Что находим целое или часть? Каким действием находим целое?

– Что складываем (объединяем)? (Части)

б) Четыре сороки пришли на уроки.

    Одна из сорок не знала урок.

    Сколько прилежно трудилось сорок?

– Что находим целое или часть? Каким действием находим часть?

– Что вычитаем?

– Что повторили?

– Чему равны целые в этих двух равенствах? (4)

– В какой башне наши друзья-помощники? (В красной – 1+1+1+1)

– Как догадались?

Дверь в башню закрыта. Попробуем заглянуть в окно.

6) Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – тихо сесть.

IV. Совместное «открытие» знаний.

Дверь в башню откроется, если мы узнаем, чему равна высота башни.

– Что для этого надо сделать? (Измерить)

– С помощью чего будем измерять? (Мерки)

Посмотрите на башню и найдите, где спрятана мерка.

– Как с помощью мерки узнаем высоту башни? (Укладывать одну за другой)

– Сколько мерок получилось? (4)

– Когда укладывали одну мерку за другой, какая геометрическая фигура получилась? (Отрезок)

– Посмотрите внимательно, какой отрезок? (Числовой)

– Почему? (Рядом с меркой числа)

– Одинаково ли расстояние между числами?

– Почему? (Использовали одну и ту же мерку)

– Что показывает каждое число? (Сколько раз укладывали мерку)

– Как изменяются числа при движении вправо? (Увеличиваются на 1)

– При движении влево? (Уменьшаются на 1)

– Как вы считаете, с помощью числового отрезка можно быстро складывать и вычитать числа?

V. Постановка учебной задачи.

Откройте учебник на странице 52. Найдите вверху красную рамку.

– Что изображено? Как догадались?

– Что можно делать с помощью числового отрезка?

– Какова тема сегодняшнего урока? (Числовой отрезок)

– Что мы будем решать?

– Как мы будем работать? (Индивидуально, в парах, в группах)

– А главное? (Дружно)

Дверь башни открылась, и мы увидели наших друзей-помощников. Очень обрадовались.

VI. Первичное закрепление.

1) Физкультминутка:

Если нравится тебе, то делай так…

(2 щелчка пальцами над головой)

Если нравится тебе, то делай так…

(2 хлопка в ладоши)

Если нравится тебе, то делай так…

(2 хлопка по коленям)

Если нравится тебе, то делай так…

(2 притопа ногами)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи…

(всё повторить)

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»

2) Нахождение значения выражений.

Числоед выпустит ребят из ворот замка, если они выполнят его задания.

– Поможем им?

Для этого надо выполнить задание в учебнике: с.52 №1.

Учащиеся читают задание.

– От какого числа начинаем движение?

– Поставьте пальчик к этому числу. Двигаемся вправо или влево?

– К какому числу пришли? Как изменилось число? (Увеличилось на 1)

– Какое равенство можем записать?

Учащиеся записывают полученное равенство в тетрадь.

– От какого числа начинаем следующее движение?

– Поставьте пальчик к этому числу. Двигаемся вправо или влево?

– К какому числу пришли? Как изменилось число? (Уменьшилось на 1)

– Какое равенство можем записать?

Учащиеся записывают полученное равенство в тетрадь.

Какой вывод можно сделать? (Если шагаем вправо, число увеличивается – это знак «+». Если шагаем влево, число уменьшается – это знак «–».)

VII. Самостоятельное выполнение упражнений.

1) Самостоятельная работа.

А теперь ребятам надо выполнить следующее задание Числоеда: с.52 №2.

Поможем?

Учащиеся читают задание.

– Есть ли вопросы по выполнению задания?

Выполните его самостоятельно.

Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради: с.25 №2.

Проверка.

Нарисуйте с помощью смайлика настроение, с которым вы выполняли задание.

Прочитайте выражения с одинаковыми значениями.

Прочитайте выражение с наименьшим значением.

Прочитайте выражение с наибольшим значением.

– Легко было находить значения выражений по числовому отрезку?

– Какой вывод сделали?

Что повторили?

2) Счёт с помощью числового отрезка – линейки.

– С помощью числового отрезка можно складывать и вычитать только числа в пределах 4?

С каждым разом, когда мы будем знакомиться с новыми числами, каким будет становиться наш числовой отрезок? (Длиннее)

У каждого из вас на парте есть числовой отрезок. Покажите его. (Линейка)

На линейке меркой является 1 см. Но эту единицу длины мы будем изучать позже.

Потренируемся.

Учитель читает выражения, а учащиеся с помощью линейки находят их значения и показывают на веере цифр.

Выражения: 5 + 1, 8 + 1, 10 – 1, 12 – 1.

– Какой вывод можно сделать?

VIII. Повторение ранее изученного материала (тренировочные упражнения). Работа в группах.

Со всеми заданиями мы справились. Числоед отпустил ребят из замка. Они говорят нам спасибо. Они хотят быстрее отправиться домой. В этом им помогут волшебные цветы, которые растут около ворот замка змея - волшебника. Но они просят нас им помочь.

– Поможем ребятам?

Для этого нужно выполнить задание: с.53 №5.

Учащиеся читают задание.

У каждого числа свой цвет. Подумайте, какие числа должны стоять в «окошках». Можно пользоваться числовым отрезком. Работаем в группах: первая группа находит число для фиолетового цвета, вторая – для жёлтого цвета, третья – для зелёного цвета, четвёртая – для красного цвета.

Проверка.

– Какие числа в «окошки» поставили? (3 – фиолетовый; 1 – жёлтый; 2 – зелёный; 4 – красный)

– Что повторили?

Поставим карточки с числами в порядке возрастания. Перевернём их. Прочитаем:

– Это русская половица. В чём заключается её смысл?

– Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете? Чему они нас учат?

Наши друзья оказались дома.

IX. Рефлексия.

Молодцы, что выручили ребят из беды.

– Выполнили ли мы поставленную перед нами на уроке цель?

– С каким новым понятием познакомились на уроке?

– Что можем сделать с помощью числового отрезка?

– Что повторили на уроке?

Оцените свою работу на уроке с помощью лепестков, которые у вас лежат на парте. Возьмите лепесток любого цвета, и составим из них один большой цветок.

– Кто может сказать, какого цвета выбрал лепесток. Почему?

Спасибо, ребята, за работу на уроке.

В конце урока ученики поют песню «Дорогою добра» (караоке).

Литература

1.Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-ого класса в 3-х частях. Часть 2. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – с.52 - 53. (Образовательная система «Школа 2100»)

2.Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Рабочая тетрадь к учебнику «Математика», 1 класс. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – с.25. (Образовательная система «Школа 2100»)

беде.

в

познаются

Друзья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки уроков математики 2 класс

1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...

Методическая разработка урока математики во 2 классе "Оригами в науке математике"

Методическая разработка урока математики во 2 классе "Оригами в науке математике"...

Методическая разработка урока математики для 3- А класса по теме: « Профориентация учащихся. Математика в нашей жизни. ( Путешествие в торговый центр.)»

В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математике. Урок направлен на закрепление изученного материала по теме «Единицы (меры) стоимости»,...

Методическая разработка урока математики в 1 дополнительном классе «Путешествие в страну Математика» для детей с ОВЗ (умственная отсталость)

закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года.Обучающие задачи:- закрепить знания детей о геометрических фигурах;- закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 6;- продол...

Методическая разработка урока математики в 1 классе "Урок-путешествие. Закрепление изученного о составе однозначных чисел 8, 9. Решение текстовых задач. "

Математика. 1 класс. Тема: Урок-путешествие. Закрепление изученного о составе однозначных чисел 8, 9. Решение текстовых задач. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.Цель ...