Методическая разработка урока математики. 1 класс. Тема "Числовой отрезок"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме
Урок проводится в 1-м классе по Образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся знакомятся с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislovoy_otrezok.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 455
с углублённым изучением английского языка
Колпинского района города Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока математики
(Образовательная система «Школа 2100»)
1 класс
Тема «Числовой отрезок»
Учитель начальных классов
Семенистик Людмила Владимировна
Тип урока: введение нового знания.
Педагогические задачи:
1.Познакомить с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел.
2.Учить присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку одну единицу.
3.Закрепить навыки счёта в пределах 4.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
- умеют присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку одну единицу;
- умеют считать в пределах 4.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Познавательные УУД:
- добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
- умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия;
- совместно с одноклассниками и учителем договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им.
Личностные:
- демонстрируют положительное отношение к школе, к изучению математики;
- имеют первоначальные представления о знании и незнании;
- понимают ценность дружбы и взаимопомощи.
Оборудование:
для учителя:
мелодия песен «Вместе весело шагать», «Дорогою добра» (караоке);
телеграмма;
замок Числоеда;
набор карточек с моделями чисел от 1 до 10;
состав числа 4;
плакат с цифрами от 1 до 10;
карточки с выражениями на башнях замка: жёлтая – 2+1, зелёная – 3+1, красная – 1+1+1+1;
единичный отрезок – мерка;
тема «Числовой отрезок»;
лента цифр;
герои: Вова, Катя, Лена, Петя;
карточки разного цвета: жёлтый, зелёный, фиолетовый, красный;
карточки с числами от 1 до 4, с обратной стороны написаны слова: Друзья, познаются, в, беде;
для учащихся:
касса цифр;
наборное полотно;
линейка;
лепестки разного цвета: красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, белый.
Ход урока:
- Эмоциональный настрой на урок.
Настроем себя на работу. Споём песню.
Звучит мелодия детской песни «Вместе весело шагать» (караоке). Дети поют.
А теперь скажите в свой адрес про себя добрые слова.
Потрите ладошки и передайте через них тепло и добро своим одноклассникам (дети соединяют ладошки друг с другом).
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать.
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
III. Актуализация знаний.
Сегодня рано утром нам в класс принесли телеграмму из страны Математики. Читаю:
Дорогие ученики 1 – А класса.
Змей - волшебник Числоед заточил в заколдованном замке ваших друзей - помощников: Вову, Петю, Катю и Лену. Спасите! Освободите их!
Жители страны Математики
– Освободим наших друзей - помощников?
Отправляемся в путь.
- Физкультминутка:
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
Птицы разные летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
- Счёт до 10 и обратно.
Увидели замок. Он находится на вершине горы. Туда ведут ступеньки.
– Можем ли мы по ним подняться? (Нет)
– Почему? (Ступеньки перепутаны)
Найдите ошибку и исправьте. Объясните своё решение.
– Что можете рассказать о числе 4?
Пройдём по ступеням вперёд, назад и снова вперёд.
– Что мы повторили?
Молодцы! Дошли до ворот замка.
3) Письмо изученных цифр (1 - 4).
Но ворота замка закрыты. Откроются в том случае, если те числа, которые мы уже изучили, запишем знаками.
– Что это за знаки? (Цифры)
– Какие числа можем уже записать цифрами? (1, 2, 3, 4)
Открываем рабочую тетрадь с.25 урок 26 №1 и читаем задание.
– Что надо сделать? (Найти закономерность и продолжить ряд)
– Что важно помнить при написании цифр?
Будьте очень внимательны при выполнении задания.
Учащиеся выполняют задание.
Проверяем.
– Что повторили?
Оцените свою работу на отрезке или смайликом.
Молодцы! Справились с заданием. Ворота замка открываются.
- Игра «Найди лишнее выражение».
Числоед спрятал ребят в одной из башен замка.
– Сколько видим башен? (3)
Нам надо узнать, в какой из башен находятся наши друзья - помощники.
Задание: прочитайте выражения, которые записаны на башнях замка, и найдите лишнее.
Выражения на башнях замка: жёлтая – 2+1; зелёная – 3+1; красная – 1+1+1+1.
Проверка. (Лишнее 2+1 – значение = 3, а у остальных 4; 1+1+1+1 – так как складываются четыре слагаемых, а у остальных выражений – два)
– Что повторили?
5) Решение задач. Работа в парах.
– В какой из башен жёлтой или красной наши друзья, Числоед нам покажет, если мы выполним его задание: решим задачи.
Я читаю задачи, а вы, обсуждая с соседом, решение и ответ показываете на наборном полотне.
а) Два мяча у Пети. Два мяча у Кати.
Два мяча да два. Малыш!
Сколько их? Сообразишь?
– Что находим целое или часть? Каким действием находим целое?
– Что складываем (объединяем)? (Части)
б) Четыре сороки пришли на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно трудилось сорок?
– Что находим целое или часть? Каким действием находим часть?
– Что вычитаем?
– Что повторили?
– Чему равны целые в этих двух равенствах? (4)
– В какой башне наши друзья-помощники? (В красной – 1+1+1+1)
– Как догадались?
Дверь в башню закрыта. Попробуем заглянуть в окно.
6) Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – тихо сесть.
IV. Совместное «открытие» знаний.
Дверь в башню откроется, если мы узнаем, чему равна высота башни.
– Что для этого надо сделать? (Измерить)
– С помощью чего будем измерять? (Мерки)
Посмотрите на башню и найдите, где спрятана мерка.
– Как с помощью мерки узнаем высоту башни? (Укладывать одну за другой)
– Сколько мерок получилось? (4)
– Когда укладывали одну мерку за другой, какая геометрическая фигура получилась? (Отрезок)
– Посмотрите внимательно, какой отрезок? (Числовой)
– Почему? (Рядом с меркой числа)
– Одинаково ли расстояние между числами?
– Почему? (Использовали одну и ту же мерку)
– Что показывает каждое число? (Сколько раз укладывали мерку)
– Как изменяются числа при движении вправо? (Увеличиваются на 1)
– При движении влево? (Уменьшаются на 1)
– Как вы считаете, с помощью числового отрезка можно быстро складывать и вычитать числа?
V. Постановка учебной задачи.
Откройте учебник на странице 52. Найдите вверху красную рамку.
– Что изображено? Как догадались?
– Что можно делать с помощью числового отрезка?
– Какова тема сегодняшнего урока? (Числовой отрезок)
– Что мы будем решать?
– Как мы будем работать? (Индивидуально, в парах, в группах)
– А главное? (Дружно)
Дверь башни открылась, и мы увидели наших друзей-помощников. Очень обрадовались.
VI. Первичное закрепление.
1) Физкультминутка:
Если нравится тебе, то делай так…
(2 щелчка пальцами над головой)
Если нравится тебе, то делай так…
(2 хлопка в ладоши)
Если нравится тебе, то делай так…
(2 хлопка по коленям)
Если нравится тебе, то делай так…
(2 притопа ногами)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи…
(всё повторить)
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»
2) Нахождение значения выражений.
Числоед выпустит ребят из ворот замка, если они выполнят его задания.
– Поможем им?
Для этого надо выполнить задание в учебнике: с.52 №1.
Учащиеся читают задание.
– От какого числа начинаем движение?
– Поставьте пальчик к этому числу. Двигаемся вправо или влево?
– К какому числу пришли? Как изменилось число? (Увеличилось на 1)
– Какое равенство можем записать?
Учащиеся записывают полученное равенство в тетрадь.
– От какого числа начинаем следующее движение?
– Поставьте пальчик к этому числу. Двигаемся вправо или влево?
– К какому числу пришли? Как изменилось число? (Уменьшилось на 1)
– Какое равенство можем записать?
Учащиеся записывают полученное равенство в тетрадь.
– Какой вывод можно сделать? (Если шагаем вправо, число увеличивается – это знак «+». Если шагаем влево, число уменьшается – это знак «–».)
VII. Самостоятельное выполнение упражнений.
1) Самостоятельная работа.
А теперь ребятам надо выполнить следующее задание Числоеда: с.52 №2.
– Поможем?
Учащиеся читают задание.
– Есть ли вопросы по выполнению задания?
Выполните его самостоятельно.
Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради: с.25 №2.
Проверка.
Нарисуйте с помощью смайлика настроение, с которым вы выполняли задание.
Прочитайте выражения с одинаковыми значениями.
Прочитайте выражение с наименьшим значением.
Прочитайте выражение с наибольшим значением.
– Легко было находить значения выражений по числовому отрезку?
– Какой вывод сделали?
– Что повторили?
2) Счёт с помощью числового отрезка – линейки.
– С помощью числового отрезка можно складывать и вычитать только числа в пределах 4?
– С каждым разом, когда мы будем знакомиться с новыми числами, каким будет становиться наш числовой отрезок? (Длиннее)
У каждого из вас на парте есть числовой отрезок. Покажите его. (Линейка)
На линейке меркой является 1 см. Но эту единицу длины мы будем изучать позже.
Потренируемся.
Учитель читает выражения, а учащиеся с помощью линейки находят их значения и показывают на веере цифр.
Выражения: 5 + 1, 8 + 1, 10 – 1, 12 – 1.
– Какой вывод можно сделать?
VIII. Повторение ранее изученного материала (тренировочные упражнения). Работа в группах.
Со всеми заданиями мы справились. Числоед отпустил ребят из замка. Они говорят нам спасибо. Они хотят быстрее отправиться домой. В этом им помогут волшебные цветы, которые растут около ворот замка змея - волшебника. Но они просят нас им помочь.
– Поможем ребятам?
Для этого нужно выполнить задание: с.53 №5.
Учащиеся читают задание.
У каждого числа свой цвет. Подумайте, какие числа должны стоять в «окошках». Можно пользоваться числовым отрезком. Работаем в группах: первая группа находит число для фиолетового цвета, вторая – для жёлтого цвета, третья – для зелёного цвета, четвёртая – для красного цвета.
Проверка.
– Какие числа в «окошки» поставили? (3 – фиолетовый; 1 – жёлтый; 2 – зелёный; 4 – красный)
– Что повторили?
Поставим карточки с числами в порядке возрастания. Перевернём их. Прочитаем:
– Это русская половица. В чём заключается её смысл?
– Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете? Чему они нас учат?
Наши друзья оказались дома.
IX. Рефлексия.
Молодцы, что выручили ребят из беды.
– Выполнили ли мы поставленную перед нами на уроке цель?
– С каким новым понятием познакомились на уроке?
– Что можем сделать с помощью числового отрезка?
– Что повторили на уроке?
Оцените свою работу на уроке с помощью лепестков, которые у вас лежат на парте. Возьмите лепесток любого цвета, и составим из них один большой цветок.
– Кто может сказать, какого цвета выбрал лепесток. Почему?
Спасибо, ребята, за работу на уроке.
В конце урока ученики поют песню «Дорогою добра» (караоке).
Литература
1.Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-ого класса в 3-х частях. Часть 2. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – с.52 - 53. (Образовательная система «Школа 2100»)
2.Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Рабочая тетрадь к учебнику «Математика», 1 класс. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – с.25. (Образовательная система «Школа 2100»)
беде.
в
познаются
Друзья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разработки уроков математики 2 класс
1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...
Методическая разработка урока математики во 2 классе "Оригами в науке математике"
Методическая разработка урока математики во 2 классе "Оригами в науке математике"...
Методическая разработка урока математики. Тема: "Отрезок и луч".
пространственное мышление...
Методическая разработка урока математики для 3- А класса по теме: « Профориентация учащихся. Математика в нашей жизни. ( Путешествие в торговый центр.)»
В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математике. Урок направлен на закрепление изученного материала по теме «Единицы (меры) стоимости»,...
Методическая разработка урока математики в 1 дополнительном классе «Путешествие в страну Математика» для детей с ОВЗ (умственная отсталость)
закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года.Обучающие задачи:- закрепить знания детей о геометрических фигурах;- закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 6;- продол...
Методическая разработка урока математики в 1 классе "Урок-путешествие. Закрепление изученного о составе однозначных чисел 8, 9. Решение текстовых задач. "
Математика. 1 класс. Тема: Урок-путешествие. Закрепление изученного о составе однозначных чисел 8, 9. Решение текстовых задач. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.Цель ...