План-конспект урока "Решение задач на движение"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
УМК "Школа России"
М.И. Моро, М.А. Бантова и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Решение задач на движение" | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Решение задач на движение.
Цель урока: учить решать задачи на движение, устанавливать взаимосвязи между величинами.
Задачи урока:
Образовательные:
- Закрепить знания нахождения скорости, времени, расстояния.
- Учиться решать задачи с этими величинами по формулам и без них.
Развивающие:
- Развивать логическое, комбинаторное мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
- Развивать математическую речь, пространственное воображение, внимание, восприятие.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотические чувства, познавательную активность, умение сотрудничать в группе.
- Воспитывать самостоятельность в работе, ответственность.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- схемы, таблицы;
- презентация;
- клей ПВА;
- карточки с заданием;
- карточки для рефлексии;
- карточки с цифрами;
- места для работы в группах (постоянные).
Форма проведения урока: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, дифференцированная.
Методы: рассказ, работа с учебником, частично-поисковый, активные: «мозговой штурм» и практический, наглядный, проблемный.
Принципы: научность, доступность, наглядность, связь с жизнью, новизны, принцип образа мира, принцип смыслового отношения к миру, деятельностно - ориентированные принципы.
Интеграция: математика, литературное чтение, нижегородская сторона, Правила дорожного движения.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент | - Здравствуйте ребята, присаживайтесь! (Заранее класс разделен на 3 группы по уровню работоспособности.) - Ну-ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». - Наш урок сегодня пройдет под девизом «Движение – это жизнь!» - Как вы понимаете этот девиз? (Слайд 1) - Правильно, с самого рождения человек не мыслит себя без движений. Без движения вперёд немыслимо развитие: человека, науки, общества, государства. - Ждут сегодня вас новинки, и задачи. Всё для вас! Я желаю всем удачи! За работу, в добрый час! | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. - Спорт, транспорт, разные виды деятельности, научные открытия, и т.д. |
II.Проверка домашнего задания | - По Литературному чтению мы читали «Сказку о потерянном времени». (Слайд 2) - Как звали героя сказки? - Правильно, Петя Зубов. - Ребята, а кто автор этой сказки? - Молодцы! Я думаю, что в нашем классе нет учеников, теряющих время понапрасну как герой этой сказки. И все вы выполнили домашнее задание! Давайте проверим. с. 94 № 474 - Во сколько действий решается задача? - Что находили 1 действием? - Что находили 2 действием? - Что находили 3 действием? - Так во сколько раз больше в среднем занимало у Васи решение задачи, чем примеров? с. 94 № 476 (Слайд 3) - Ребята, сверьте свои ответы выражений с ответами на доске. | - Петя Зубов. - Евгений Львович Шварц. - В 3 действия. - Количество минут, потраченное на решение одной задачи. - Количество минут, потраченное на решение одного примера. - Во сколько раз больше в среднем занимало у Васи решение задачи, чем решение примера. - В 2 раза. (Дети самостоятельно сверяют свои ответы в тетрадях с ответами, написанными на доске, если есть ошибки – исправляют.) |
III. Актуализация знаний. | - Мы сегодня весь урок будем в движении, и не будем терять ни минуты времени. Итак, приступим. - Ребята, давайте вспомним преобразование именованных чисел. (Слайд 4) На доске: 5 км = … м 70 км = …м 84000 м =…км 500 мин. = …ч…мин. 3 ч. 20 мин.= …мин. 410 с.=…мин. …с. (Учитель проверяет при помощи SMART) - Преобразование каких величин мы повторили? - Правильно. - Эти величины нужны нам для решения задач на движение. Этим сегодня мы будем заниматься на уроке. Но нас еще ждет много всего интересного и познавательного. - Сейчас решите задачи в группах. (Приложение) 1. Во время экскурсии в один автобус сели 48 человек, а во второй – на 6 человек меньше. Сколько человек должны перейти из первого автобуса во второй, чтобы в них пассажиров стало поровну? (3 человека) 2. Саша выше Коли, но ниже Пети, а Петя ниже Толи. Кто выше всех? (Толя) 3. Петров на 8 лет моложе, чем Светлов, но на 3 года старше, чем Денисов. Кто моложе всех? На сколько лет Светлов старше Денисова? (Денисов моложе всех. На 11 лет Светлов старше Денисова) - Молодцы ребята! | (У каждого ребенка на парте лежат карточки с цифрами. Самостоятельно все дети набирают и показывают правильный ответ.) 5000 м 70000 м 84 км 8 ч. 20 мин. 200 мин. 6 мин. 50 с. - Длины и времени. (Дети в группах коллективно решают задачу. Решив ее, капитаны поднимают руку. Задачи разного уровня сложности. Проверка осуществляется учителем и командами других групп.) |
IV. Работа над закреплением материала | - Ребята, вы любите путешествовать? (Слайд 5) - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городам и населенным пунктам на нашем школьном автобусе. Нам будут встречаться разные препятствия, но думаю, что вместе мы с ними справимся. Место отправления – п. Лесогорск. - Ребята, а что интересного находится в вашем поселке? (Слайд 6) - Верно. Мемориальный комплекс возведен в честь всех погибших пропавших безвести на Великой Отечественной войне. (Слайд 7) - ЗАО НПК «Электрические машины» - это предприятие с более чем сорокалетней историей, которое занимает одно из ведущих мест на рынке производства, ремонта, модернизации и реконструкции трансформаторов. (Слайд 8) - Арзамаское ПМЭС снабжает электроэнергией 1/3 России. Она входит в тройку самых крупных подстанций в России. - Ребята, чтобы отправиться в путешествие, нам надо вспомнить формулы, которые помогут нам, ведь мы с вами будем в движении! - Как найти скорость, зная расстояние и время? - Как найти расстояние, зная скорость и время? - Как найти время, зная скорость и расстояние? - Молодцы! Наш автобус тронулся, а мы пока с вами откроем тетради и запишем число и классная работа. - Мы с вами подъезжаем к р.п. Шатки. Давайте сделаем остановку на берегу живописной реки. (Слайд 9) - Ребята, а вы знаете, как эта река называется? - Вблизи посёлка на протяжении 20 км течения Тёши знаменитая Шатковская пойма с двумя минеральными источниками и восемью грязевыми озёрами. Минеральная вода из этого сероводородного источника относится к питьевым лечебно - столовым водам. В ней содержатся ионы серебра. Называется этот источник «Кипячий ключ». - Ребята, а какие еще достопримечательности этого поселка вы знаете? (Слайд 10) - Верно. Страницы дневника девочки стали известны во всем мире. Дневник – девять страниц записной книжки и на шести из них даты смерти близких людей. - Этот мемориал сооружен в память о героях Великой Отечественной войны и детях, погибших в ее дни. - Мы с вами проехали 20 км. Нам пора отправляться дальше. Чтобы автобус тронулся нам необходимо выполнить задание. - Открываем учебники на с. 95, найдите №477. - Каждая группа составляет и решает 1 задачу по таблице (устно). (Учитель осуществляет проверку.) - Ну вот, наш автобус тронулся, и мы едем с вами в г. Арзамас. А пока мы едем, давайте выполним № 478. 1-я группа решает задачу под цифрой 1, 2-я группа – под цифрой 2, 3-я группа – под цифрой 3. - Мы проехали еще 30 км и находимся в г. Арзамасе. Выйдем из автобуса и сделаем физкультминутку. | (Ответы детей.) - На территории посёлка находится Мемориальный комплекс, памятник Ленину, завод, подстанция. S=V*t V=S:t t=S:V (Дети открывают тетради, записывают число и классная работа.) - Река Теша. - В Шатках похоронена ленинградская школьница Таня Савичева — жертва блокады; сооружен Мемориальный комплекс «Никто не забыт, ничто не забыто». (Ребята в группах составляют и решают задачу. Выполнив задание капитан поднимает руку.) (Дети выполняют номер. У каждой группы задача разной сложности.) |
IV. Физкультминутка | В путешествие пошли, (Ходьба на месте) (Наклоны вперед) (Поднять на носки. Руки вверх.) | (Дети встают со своих мест, повторяют движения за учителем.) |
V. Продолжение работы над закреплением материала | (Слайд 11) - Вот сколько достопримечательностей в г. Арзамас. Наше путешествие еще не окончено, и мы едем дальше. (Слайд 12) - Ребята, посмотрите, что мы проезжаем? - А как расшифровывается ДПС? - Чем занимается дорожно-патрульная служба? - Ребята, а какие правила дорожного движения вы знаете? - Ребята, скажите мне честно, все ли вы соблюдаете правила дорожного движения? - Чтобы сохранить свою жизнь, необходимо всегда соблюдать правила дорожного движения. - Проехав еще несколько км, мы оказались в другом городе. - Посмотрите и скажите, что это за город? (Слайд 13) - Молодцы, узнали. Это административный центр Нижегородской области. - Вспомните из курса Нижегородской стороны, какую протяженность имеет стена Кремля? - Сколько башен подкрепляют ее? - Еще какие достопримечательности этого города вы знаете? - Все верно. - К достопримечательностям относятся еще: Нижегородская Ярмарка, Музей детства А.М. Горького "Домик Каширина", Дом Петра Первого, Нижегородский государственный академический театр драмы им. Горького, Нижегородский государственный художественный музей, Речной вокзал, Нижегородский цирк, Нижегородский планетарий, Стрелка - самое воспеваемое место, Зелёный Город и мн. др. - В нашем путешествии это был последний город. - Вам понравилось наше путешествие? - Мы с вами сделали очень долгий путь, он составил 160 км! - Кто был на уроке внимателен, какое расстояние от п. Лесогорск до р.п. Шатки? - А от р.п. Шатки до г. Арзамас? - А от г. Арзамас до г. Н.Новгород? - Сколько км составляет весь наш путь? - Можем мы узнать какое расстояние между этими двумя городами? - Кто уже нашел расстояние между г. Арзамас и г. Н.Новгород? Поднимите руку. - А теперь давайте решим задачи о нашем с вами движении! Эта работа будет выполняться в парах. Решение записываем в тетрадь. (Каждым двум учащимся учитель раздает схему задачи, учащиеся должны по схеме решить задачу в парах. Схемы разного уровня сложности. После выполнения задания, в каждой группе выполняется взаимопроверка.) | (Рассказ подготовленного ученика.) - Город Арзамас представляет собой удивительное место, где старейшие архитектурные памятники соседствуют с индустриальными сооружениями, а также развивающимися промышленными предприятиями, продукция которых распространяется по всему миру. Многие живущие здесь арзамассцы настолько привыкли к своему городу, что не видят ничего необычного в том, что рядом с ними располагаются древнейшие памятники архитектуры, возраст которых исчисляется ни одним столетием. Главная достопримечательность города великолепные храмы и монастыри семнадцатого-девятнадцатого веков. В этом городе множество музеев, соборов, церквей. В этом городе провел свое детство и юность знаменитый детский писатель А. Гайдар. Вот станция "Арзамас-1", на которой 4 июня 1988 г произошел взрыв. В память погибших в трагедии недалеко от станции на возвышенности построили монумент. Он сделан из останков поезда и часов станции. За ним - список всех погибших. Центральная соборная площадь, Воскресенский собор. Прямо около соборной площади находится Ленинский садик. Парк Гайдара - самый большой парк в Арзамасе, парк победы. Стенды, посвященные победе в Великой Отечественной Войне, памятник Жукову. Памятник-паравоз. - Пост ДПС. - Дорожно-патрульная служба. - Следят за порядком на дороге, проверяют документы у водителей. (Ответы детей.) (Ответы детей.) - Нижний Новгород. (Рассказ подготовленного ученика.) Нижний Новгород – удивительный город, расположенный на месте слияния двух великих рек – Волги и Оки. Основанный в 13 веке, он и в наши дни сохранил дух старины. Каждый, кому доводится прогуляться по улицам Нижнего, словно переносится на столетия назад. Нижегородцы сберегли немало исторических и культурных памятников. Среди главных достопримечательностей города Нижний Новгород – удивительной красоты монастыри, церкви и соборы. Местные жители глубоко чтят свою историю и гордятся своими соотечественниками, поэтому в городе находится множество музеев и памятников выдающимся нижегородцам. Нижегородский Кремль. Изначально кремль был построен земляным. За всю историю своего существования получил еще 3 перерождения. Он становился деревянным, белокаменным и, наконец, предстал перед нами в кирпичном обличии. - 2 км. - 14 башен. У каждой башни свое название и своя история. - Площадь Минина и Пожарского, Чкаловская лестница, улица Большая Покровская, Дятловы горы. (Ответы детей.) - 20 км. - 30 км. - Вы не говорили. - 160 км. - Можем. (Ответ ребенка, который нашел расстояние быстрей всех.) |
VI. Подведе-ние итогов урока. | - Ребята, чем мы занимались на уроке? - Было для вас сегодня что-то новым? - А что мы вспомнили? | - Считали, решали, путешествовали. - Мы узнали интересные факты о городах и населенных пунктах, которые находятся недалеко от нас. - «Сказку о потерянном времени», Правила дородного движения, формулы для нахождения скорости, времени и расстояния. |
VII. Домашнее задание | - Ребята, откройте дневники, давайте запишем домашнее задание. (Слайд 14) с. 95 № 480, 483. - Прочитайте каждый про себя домашнюю задачу. - Что известно в задаче? - Что в задаче нужно узнать? - Можем мы это узнать сразу? - Почему? - Что нужно узнать в первую очередь? - Что мы можем узнать потом? - Сколько действий в задаче? - Молодцы! | (Ребята записывают домашнее задание в дневниках, дневники закрывают.) (Дети читают задачу в учебниках.) - Машина вышла из поселка в 7 ч и прибыла в город в 13 ч того же дня. - За это время она прошла 240 км. - С какой скоростью шла машина. - Нет. - Мы не знаем время, которое машина была в пути. Мы знаем время отъезда машины из поселка и время приезда машины в город. - Время, которое машина была в пути. - Среднюю скорость этой машины. - Два действия. |
VIII. Рефлексия | - Ребята, у вас у каждого на парте лежит карточка с изображением лесенки. Каждая ступенька обозначает следующее: Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось, средняя ступенька – у меня были проблемы, верхняя ступенька – мне все удалось. Нарисуйте человечка на той ступеньке, на которую вы себя поставите, оценив свою работу на уроке. - Ребята, на эту же карточку приклейте смайлик с настроением, которое было у вас в течение урока, если даже у вас что-то и не получалось. | (Дети рисуют человечка на одной из ступенек лесенки.) (Дети приклеивают один из двух смайликов на карточку.) |
IX. Организа-ционный момент. | (Слайд 15) - Вы сегодня так старались - Урок окончен. Молодцы! | (Дети встают и готовятся к следующему уроку.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспекта урока "Решаем задачи"
План коспекта урока математики с использованием современных образовательных технологий: создание проблемной ситуации с имитационным моделированием в 1 классе по УМК "Начальная школа 21 век"...
План-конспект урока математики в 4 классе на тему: "Задачи на движение" (УМК "Развивающая система Л.В. Занкова")
Урок содержит интересные задачи, составленные мною лично, большое количество интересных заданий. Во время урока учащиеся успевают сменить несколько видов деятельности....
План-конспект урока математики на тему "Решение задач на движение"
Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для развития у школьников умений применять формулы д...
План - конспект урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
На уроке ребята отправятся в увлекательное путешествие в страну Скоростей вместе с Вовкой и юными Василисами, где и познакомятся с задачами на движение в противоположных направлениях. Презентацию к ур...
план-конспект урока " Составная задача"
Создание условий для умения решать составные задачи...
План - конспект урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение. Закрепление"
Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения.Образовательные задачи:-закрепить умение решать задачи на встречное движение, учить использовать рациональные способы...
План-конспект урока " Решение задач с помощью уравнений"
Данный урок был проведен в рамках Городского семинара "Организация предпрофильного и профильного обучения в рамках ФГОС" Цель: совершенствовать навыки решения уравнений и задач с помощ...