План-конспект урока математики в 4 классе на тему: "Задачи на движение" (УМК "Развивающая система Л.В. Занкова")
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Урок содержит интересные задачи, составленные мною лично, большое количество интересных заданий. Во время урока учащиеся успевают сменить несколько видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_matematike.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока математики, проводимого
на Декаде педагогического мастерства с 18.02.13 по 29.02.13
Дата: 21.02.2013 г.
Тема урока: Задачи на движение.
Вид урока: Урок применения знаний, умений, навыков.
Цели и задачи урока:
- образовательные: учить устно вычислять элементарные значения выражений, решать задачи на движение, составлять схему или чертеж краткого условия, применять свои знания в нестандартных ситуациях.
- развивающие: развивать мышлении, воображение, логику, смекалку, грамотную речь, умение работать с таблицей.
- воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебе, уважительное отношение к собеседнику, прививать аккуратность при работе в тетради, учить работать сообща.
- познавательные: расширять знания об окружающем мире, проводить связь с окружающим миром, применять свои знания и умения на практике, вспомнить ПДД и ТБ на дороге.
Формирование УУД:
- личностные: развивать любознательность, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию.
- познавательные: осмысление текстов, заданий, умение выделять главное, сравнивать, систематизировать, моделировать.
- коммуникативные: отвечать на вопросы, вести диалог, внимательно слушать, грамотно строить предложения.
- регулятивные: планирование деятельности, построение алгоритма в работе, оценивание собственных достижений, выбор способов преодоления трудностей.
Формы обучения: коллективная, работа в парах.
Методы обучения: наглядный, проблемно-поисковый, частично-сообщающий.
Оборудование: ИКТ, учебные пособия, рабочие тетради, карточки, таблицы.
Ход урока:
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
- Сообщение темы и целей урока.
- На первом слайде вы не видите название темы нашего урока.
- Я предлагаю вам догадаться, чему будет посвящено время на нашем занятии. (Показ слайдов, по которым дети должны назвать три понятия: скорость, время и расстояние)
- Молодцы. А как еще называются задачи, где речь идет о скорости, времени и расстоянии? (Задачи на движение)
- Очень хорошо. Сегодня мы порешаем с вами задачки, поработаем с интересными заданиями на эту тему.
- Некоторые ребята поработают с карточками, а мы начнем наш урок. (Несколько детей получают карточки)
- Повторение знаний, необходимых для формирования умений.
- Назовите мне единицы времени, известные вам. (Км/ч, м/с, м/ч, см/ч, см/мин…)
- Назовите известные вам единицы измерения времени. (Час, минута, секунда, сутки…)
- Ну и, наконец, перечислите единицы измерения расстояния. (Километр, сантиметр, метр…)
- Назовите мне формулы взаимосвязи единиц времени, расстояния, скорости. (V = S : T и т. д.)
- Я предлагаю вашему вниманию элементарные задачи на движение. (Высвечивается нужный слайд)
- Итак, нам встретились разные единицы измерения, особенно скорости. Почему это происходит? (Потому, что разные объекты движутся по-разному.)
- Посмотрим, сможете ли вы предположить, в чем удобнее измерять скорость данных объектов. (Высвечиваются слайды с изображением автомобиля – км/ч, самолета – км/ч, гусеницы – см/ч, мыши – м/с, человека – м/ч, улитки – см/мин, метеорита – км/с)
- На последнем объекте мне хотелось бы остановиться подробнее. Как вы думаете, почему? (15 февраля мимо Земли пролетал астероид)
- Отлично. А кто знает каких размеров он был? (С половину футбольного поля) А как он назывался? (DA 14)
- Для справки: метеорит отличается от астероида тем, что он является телом космического происхождения, а астероид по своему составу похож на планеты.
- Формирование, применение первичных умений и применение их в стандартных ситуациях.
- Давайте немного подумаем. Я предлагаю вам поработать в парах. (На экране слайд с текстами задач: Расстояние между Землёй и Луной около 389000 км. Астероид пролетал на минимальном расстоянии от Земли – 28000 км. Выполните округление до десятков тысяч с избытком и скажите, во сколько примерно раз ближе астероид DA 14 пролетал к Земле, чем к Луне?Ответ: 390000:30000=13раз
Астероид DA14 пролетал 15 февраля 2013 года мимо Земли со скоростью приблизительно 17 км/с. На рекордно близком расстоянии от нашей планеты он находился в течение 7 минут. Какое расстояние он преодолел за это время? Ответ: 7 минут это 420 секунд,
- Скажите, а чем был опасен для Земли астероид, если он имел не самые гигантские размеры относительно космических тел? (Его скорость была очень большой и он мог принести большие разрушения, если бы упал)
- Давайте с вами спустимся с небес на землю и порешаем задачки в учебнике.
- Откройте, пожалуйста, с. 41, № 272. Работа по заданию номера.
- Чтобы легче было решить задачи, давайте выберем чертеж к каждой из них. Как только работа с чертежами закончена, дети по вариантам решают задачи. (Впервой и второй задаче ответы и решения одинаковые)
- Как можно изменить вопрос какой-либо задачи, чтобы решались они по-разному и ответ был другой?
(Можно в первой задаче изменить вопрос и найти все расстояние путешественника)
- Упражнение в применении знаний в измененных условиях.
- Ну что ж, с объектами космоса поработали, с наземными объектами тоже, осталось заглянуть в морские глубины, а точнее узнать немного о самых больших животных на планете – о китах. (На доске таблица со сведениями о китах. Детям парами или в группах дается задание решить следующую задачу, используя данные таблицы:
- Два кита разных видов одновременно поплыли из одного места в противоположных направлениях. Спустя три часа расстояние между ними было равно 84 км. Киты каких видов это были? (горбатый и кашалот)
- Творческое применение знаний и умений.
- Я предлагаю вашему вниманию житейские ситуации, в которых вы должны разобраться:
Папа с сыном стояли у окна поезда. За окном мелькали деревья и столбики, отмерявшие каждый километр. Папа некоторое время посмотрел на часы и сказал: «Поезд движется с хорошей скоростью, мы приедем домой точно по расписанию». Сын не понял и спросил: «А откуда ты знаешь скорость поезда?» Папа улыбнулся и ответил: «А ты подумай». Помогите мальчику. Как можно высчитать скорость поезда? (Столбики стоят через каждый километр. На часах можно засечь время, которое проходит до следующего столбика и определить скорость поезда)
- Еще одна жизненная задачка:
Вернувшись домой, сын с увлечением рассказывал маме, что он выехал из другого города в 8 часов утра, дороги были почти свободны. Он ехал с постоянной скоростью 80 км/ч. «Сейчас 2 часа дня, я уже дома, еще успею сделать кучу дел…» - рассказывал сын. А младшая сестренка, которая очень любила математику прервала его и спросила: «Но ведь тебе надо было проехать 400км? Как ты мог затратить столько времени, если ты ехал с постоянной скоростью?» Старший брат похвалил девочку за внимательность и сказал: «А ты догадайся!»
(Если он ехал со скоростью 80 км/ч в течение 6 часов, то он должен был проехать 480 км, значит, он на один час останавливался)
- Подведение итогов урока, рефлексия.
- Очень много мы с вами говорили о движении, о времени и о расстоянии.
- Скажите, пожалуйста, от какой из этих величин порой зависит наша жизнь? (От скорости)
- Совершенно верно, количество ДТП в России очень велико и на первом месте стоит причина – нарушение скорости, или, проще говоря, превышение скорости. За январь 2013 года в Москве произошло 300 аварий, в которых погибли 47 человек и 836 пострадали. А в России зафиксировано 11856 ДТП, число погибших 1554 человека, ранены 15700 человек.
- Никто из них не выходил из дома с мыслью, что больше не вернется… Пешеходы тоже гибнут в ДТП, переходя дорогу в неположенном месте, перебегая дорогу на «авось».
- Если вы будете беречь себя, то пройдет время, и вы будете помогать своим детям решать задачи на движение и учить ИХ правилам дорожного движения. (Речь учителя сопровождается показом слайдов с фотографиями аварий)
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь: с. 15, №26, 27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики 3 класс на тему задачи на уменьшение, увеличение числа в несколько раз
урок математики 3 класс на тему задачи на уменьшение, увеличение числа в несколько раз...
урок математики 1 класс ПНШ тема "Задача и ее составные части"
Предмет: Математика Тема: Задача и её составные частиКласс: 1 классТип урока: закрепление изученного материалаЦель урока:Формировать умение распозн...
Презентация к уроку математики 1 класс по теме "Задачи"
Презентация к уроку математики 1 класс по теме "Задачи"...
Конспект урока математики 1 класс по теме "Задачи"
Конспект урока математики 1 класс по теме "Задачи"...
Урок математики 4 класс на тему: «Задачи на движение»
middot; Научить решать задачи на нахождение времени• установить зависимость между величинами...
Презентация к уроку математики 3 класс на тему: "Задачи на увеличение числа в несколько раз"
В презентации представлен материал по ознакомлению с темой: "Задачи на увеличение числа в несколько раз", а также разбор задач....
конспект урока математика 4 класс по теме Задачи на уменьшение или увеличение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме
Цели учебного занятия: Образовательная: создать условия для знакомства с задачами в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц. Раз...