План-конспект урока математики в 4 классе на тему: "Задачи на движение" (УМК "Развивающая система Л.В. Занкова")
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Рязанова Алина Викторовна

Урок содержит интересные задачи, составленные мною лично, большое количество интересных заданий. Во время урока учащиеся успевают сменить несколько видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока математики, проводимого

на Декаде педагогического мастерства с 18.02.13 по 29.02.13

Дата: 21.02.2013 г.

Тема урока: Задачи на движение.

Вид урока: Урок применения знаний, умений, навыков.

Цели и задачи урока:

  • образовательные: учить устно вычислять элементарные значения выражений, решать задачи на движение, составлять схему или чертеж краткого условия, применять свои знания в нестандартных ситуациях.
  • развивающие: развивать мышлении, воображение, логику, смекалку,  грамотную речь, умение работать с таблицей.
  • воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебе, уважительное отношение к собеседнику, прививать аккуратность при работе в тетради, учить работать сообща.
  • познавательные: расширять знания об окружающем мире, проводить связь с окружающим миром, применять свои знания и умения на практике, вспомнить ПДД и ТБ на дороге.

Формирование УУД:

  • личностные: развивать любознательность, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию.
  • познавательные: осмысление текстов, заданий, умение выделять главное, сравнивать, систематизировать, моделировать.
  • коммуникативные: отвечать на вопросы, вести диалог, внимательно слушать, грамотно строить предложения.
  • регулятивные: планирование деятельности, построение алгоритма в работе, оценивание собственных достижений, выбор способов преодоления трудностей.

Формы обучения: коллективная, работа в парах.

Методы обучения: наглядный, проблемно-поисковый, частично-сообщающий.

Оборудование: ИКТ, учебные пособия, рабочие тетради, карточки, таблицы.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
  2. Сообщение темы и целей урока.

- На первом слайде вы не видите название темы нашего урока.

- Я предлагаю вам догадаться, чему будет посвящено время на нашем занятии. (Показ слайдов, по которым дети должны назвать три понятия: скорость, время и расстояние)

- Молодцы. А как еще называются задачи, где речь идет о скорости, времени и расстоянии? (Задачи на движение)

- Очень хорошо. Сегодня мы порешаем с вами задачки, поработаем с интересными заданиями на эту тему.

- Некоторые ребята поработают с карточками, а мы начнем наш урок. (Несколько детей получают карточки)

  1. Повторение  знаний, необходимых для формирования умений.

- Назовите мне единицы времени, известные вам.  (Км/ч, м/с, м/ч, см/ч, см/мин…)

- Назовите известные вам единицы измерения времени. (Час, минута, секунда, сутки…)

- Ну и, наконец, перечислите единицы измерения расстояния. (Километр, сантиметр, метр…)

- Назовите мне формулы взаимосвязи единиц времени,  расстояния, скорости. (V = S : T и т. д.)

- Я предлагаю вашему вниманию элементарные задачи на движение. (Высвечивается нужный слайд)

- Итак, нам встретились разные единицы измерения, особенно скорости. Почему это происходит? (Потому, что разные объекты движутся по-разному.)

- Посмотрим, сможете ли вы предположить, в чем удобнее измерять скорость данных объектов. (Высвечиваются слайды с изображением автомобиля – км/ч, самолета – км/ч, гусеницы – см/ч, мыши – м/с, человека – м/ч, улитки – см/мин, метеорита – км/с)

- На последнем объекте мне хотелось бы остановиться подробнее. Как вы думаете, почему? (15 февраля мимо Земли пролетал астероид)

- Отлично. А кто знает каких размеров он был? (С половину футбольного поля) А как он назывался? (DA 14)

- Для справки: метеорит отличается от астероида тем, что он является телом космического происхождения, а астероид по своему составу похож на планеты.

  1. Формирование, применение первичных умений и применение их в стандартных ситуациях.

- Давайте немного подумаем. Я предлагаю вам поработать в парах. (На экране слайд с текстами задач: Расстояние между Землёй и Луной около 389000 км. Астероид пролетал на минимальном расстоянии от Земли – 28000 км. Выполните округление до десятков тысяч с избытком и скажите, во сколько примерно раз  ближе астероид DA 14 пролетал к Земле, чем к Луне?Ответ: 390000:30000=13раз

Астероид DA14 пролетал 15 февраля 2013 года мимо Земли со скоростью приблизительно 17 км/с.  На рекордно близком расстоянии от нашей планеты он находился в течение 7 минут. Какое расстояние он преодолел за это время? Ответ: 7 минут это 420 секунд,

 17 Х 420 = 7140 км)

             - Скажите, а чем был опасен для Земли астероид, если он имел не самые гигантские размеры     относительно космических тел? (Его скорость была очень большой и он мог принести большие разрушения, если бы упал)

             - Давайте с вами спустимся с небес на землю и порешаем задачки в учебнике.

             - Откройте, пожалуйста, с. 41, № 272. Работа по заданию номера.

             - Чтобы легче было решить задачи, давайте выберем чертеж к каждой из них. Как только работа с чертежами закончена, дети по вариантам решают задачи. (Впервой и второй задаче ответы и решения одинаковые)

             - Как можно изменить вопрос какой-либо задачи, чтобы решались они по-разному и ответ был другой?

(Можно в первой задаче изменить вопрос и найти все расстояние путешественника) 

  1. Упражнение в применении знаний в измененных условиях.

- Ну что ж, с объектами космоса поработали, с наземными объектами тоже, осталось заглянуть в морские глубины, а точнее узнать немного о самых больших животных на планете – о китах. (На доске таблица со сведениями о китах. Детям парами или в группах дается задание решить следующую задачу, используя данные таблицы:

  • Два кита разных видов одновременно поплыли из одного места в противоположных направлениях. Спустя три часа расстояние между ними было равно 84 км. Киты каких видов это были? (горбатый и кашалот)
  1. Творческое применение знаний и умений.

- Я предлагаю вашему вниманию житейские ситуации, в которых вы должны разобраться:

     Папа с сыном стояли у окна поезда. За окном мелькали деревья и столбики, отмерявшие каждый километр. Папа некоторое время посмотрел на часы и сказал: «Поезд движется с хорошей скоростью, мы приедем домой точно по расписанию». Сын не понял и спросил: «А откуда ты знаешь скорость поезда?» Папа улыбнулся и ответил: «А ты подумай». Помогите мальчику. Как можно высчитать скорость поезда? (Столбики стоят через каждый километр. На часах можно засечь время, которое проходит до следующего столбика и определить скорость поезда)

- Еще одна жизненная задачка:

     Вернувшись домой, сын с увлечением рассказывал маме, что он выехал из другого города в 8 часов утра, дороги были почти свободны. Он ехал с постоянной скоростью 80 км/ч. «Сейчас 2 часа дня, я уже дома, еще успею сделать кучу дел…» - рассказывал сын. А младшая сестренка, которая очень любила математику  прервала его и спросила: «Но ведь тебе надо было проехать 400км? Как ты мог затратить столько времени, если ты ехал с постоянной скоростью?» Старший брат похвалил девочку за внимательность и сказал: «А ты догадайся!»

(Если он ехал со скоростью 80 км/ч в течение 6 часов, то он должен был проехать 480 км, значит, он на один час останавливался)

  1. Подведение итогов урока, рефлексия.

- Очень много мы с вами говорили о движении, о времени и о расстоянии.

- Скажите, пожалуйста, от какой из этих величин порой зависит наша жизнь? (От скорости)

- Совершенно верно, количество ДТП в России очень велико и на первом месте стоит причина – нарушение скорости, или, проще говоря, превышение скорости. За январь 2013 года в Москве произошло 300 аварий, в которых погибли 47 человек и 836 пострадали. А в России зафиксировано 11856 ДТП, число погибших 1554 человека, ранены 15700 человек.

- Никто из них не выходил из дома с мыслью, что больше не вернется… Пешеходы тоже гибнут в ДТП, переходя дорогу в неположенном месте, перебегая дорогу на «авось».

- Если вы будете беречь себя, то пройдет время, и вы будете помогать своим детям решать задачи на движение и учить ИХ правилам дорожного движения. (Речь учителя сопровождается показом слайдов с фотографиями аварий)

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь: с. 15, №26, 27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики 3 класс на тему задачи на уменьшение, увеличение числа в несколько раз

урок математики 3 класс на тему задачи на уменьшение, увеличение числа в несколько раз...

урок математики 1 класс ПНШ тема "Задача и ее составные части"

Предмет: Математика         Тема: Задача и её составные частиКласс: 1 классТип урока: закрепление изученного материалаЦель урока:Формировать умение распозн...

Презентация к уроку математики 1 класс по теме "Задачи"

Презентация к уроку математики 1 класс по теме "Задачи"...

Конспект урока математики 1 класс по теме "Задачи"

Конспект урока математики 1 класс по теме "Задачи"...

Урок математики 4 класс на тему: «Задачи на движение»

middot;         Научить решать задачи на нахождение времени•          установить зависимость между величинами...

Презентация к уроку математики 3 класс на тему: "Задачи на увеличение числа в несколько раз"

В  презентации представлен материал по ознакомлению с темой: "Задачи на увеличение числа в несколько раз", а также разбор задач....

конспект урока математика 4 класс по теме Задачи на уменьшение или увеличение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме

Цели учебного занятия:   Образовательная:  создать условия  для знакомства с задачами в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.  Раз...