План - конспект урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
учебно-методический материал по математике (4 класс) на тему
На уроке ребята отправятся в увлекательное путешествие в страну Скоростей вместе с Вовкой и юными Василисами, где и познакомятся с задачами на движение в противоположных направлениях. Презентацию к уроку можно скачать, перейдя по ссылке http://ya-uchitel.ru/load/prezentacii/prezentacii_po_matematike/konkursnaja_prezentacija_po_matematike_dlja_4_klassa_reshenie_zadach_na_dvizhenie_v_protivopolozhnykh_napravlenijakh/98-1-0-6151
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Решение задач на движение в противоположных направлениях | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Солтонская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок математики в 4- а классе.
УМК «Школа России»
Тема: Решение задач на движение в противоположных направлениях
Подготовила учитель начальных классов
Бухгамер Ольга Александровна
2014 г
Конспект урока математики в 4 классе (УМК "Школа России")
Тема: Решение задач на движение в противоположных направлениях
Цель урока: создать условия для изучения учащимися особенностей движения в противоположных направлениях, наглядного продемонстрировав закономерности изменения расстояния между движущимися объектами.
Задачи урока:
1. Учить решать задачи на движение в противоположных направлениях.
2. Формировать умения анализировать, самостоятельно делать выводы.
3. Развивать логическое мышление, математическую речь, навыки самоанализа и самоконтроля.
4. Способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к предмету.
Ход урока:
I. Организационный момент. Мотивация учащихся. (Слайд 2)
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок!
Сегодня наш урок непростой. Мы совершим с вами путешествие в тридевятое царство, (Слайд 3) в страну Скоростей вместе с Вовкой и юными Василисами. Вы согласны? Эта страна, где всё находиться в движении. Предметы движутся навстречу друг другу, в разные стороны, вдогонку...
Но во все ли времена были одинаковые представления о скорости?
Послушайте стихи и скажите, какие предметы участвуют в движении: (Слайды 4 – 6 )
За мамонтом гнался наш предок без страха.
О скорости
Тоже понятье имел:
Нижний предел – как ползёт черепаха,
Орлиный полет – это верхний предел.
Века миновали.
Другая картина.
Теперь черепаха, как лошадь, не в счет.
Нижний предел – как несётся машина,
Верхний предел – как летит самолет.
Вселенная нам приоткрыла секреты.
Узнал человек,
Что средь звезд и комет
Нижний предел – как «плетется» ракета,
Верхний предел – как проносится свет!
-О скорости движения каких предметов идет речь в стихах? Помогите Вовке ответить на этот вопрос! ( Слайд 7) (Ответы детей).
II. Актуализация знаний. (Слайд 7 далее по щелчку)
- Что такое скорость? Выберите правильный ответ.
- Быстрая езда.
- Расстояние, пройденное за единицу времени.
- Расстояние между двумя точками.
- Что показывает скорость? (Скорость показывает, насколько быстро движется предмет.)
-Вспомним, как найти скорость, если известно время и расстояние? (С=Р : В)
-Время? (В = Р : С )
-Расстояние? ( Р = С ×В )
- Да, представления о скорости изменились.
Движение характеризуется скоростью и направлением.
- Как могут двигаться два предмета? (навстречу, в разные стороны, вдогонку, с отставанием.)
- Продемонстрируйте. (Ученики демонстрируют разные виды движения.)
- Вопрос от Василисы: С какой скоростью могут передвигаться предметы?
(Слайд 8) Автобус, собака, человек, самолет, легковой автомобиль. Соедини картинку с соответствующим значением скорости: 10 км /ч, 4 км /ч, 150 км /ч, 60 км /ч, 900 км /ч.
- Вопрос от Василисы: (Слайд 9) Реши задачи:
- Белый медведь проплыл 15 км со скоростью 5 км/ч. Сколько часов плыл белый медведь? (3 часа)
- Рыба-меч развивает скорость 30 м/с. Какое расстояние проплывёт она за одну минуту? (1800 метров)
- С какой скоростью дует ветер, если за 10 секунд он утащил воздушный шар на 200 метров? (20 м/с)
- Сообщение темы и целей урока.(Слайд 10)
- Ребята, наши Василисы, увидев друг друга, побежали на
встречу. Одна из них со скоростью 3 км/ч, а другая — 4 км/ч.
-Как изменяется расстояние между ними? (Уменьшается.)
-С какой скоростью изменяется это расстояние? (3+4=7км/ч)
-Как называется такая скорость? (Скорость сближения)
-Вдруг наших Василис кто-то испугал, и они бросились бежать в разные стороны с той же скоростью. (Слайд 11)
-Как изменяется расстояние между ними? (Увеличится)
- С какой скоростью изменяется это расстояние? (7км/ч)
-Как будем называть такую скорость? (Скорость удаления)
- В каком направлении двигались девочки? (в противоположном)
- Прочитайте тему нашего урока: «Движение в противоположных направлениях»
- Какие цели вы поставите для себя? (ответы детей)
- Работа над новым материалом. (Слайд 12.)
- Работаем по учебнику стр. 27. Задача 135
Прочитайте условие задачи.
-Чем отличается эта задача от задач, которые мы решали раньше? ( Эта задача на движение в противоположном направлении.) (Слайд 13.)
-Предположим, эти пешеходы – Вовка и Василиса. Ваши предложения по решению задачи? (Высказывания детей)
(Разбор задачи, решение выносится на доску.)(Слайды 14 - 16)
- Способ:
1) 5 х 3 = 15 (км) – прошёл Вовка
2) 4 х 3 = 12 (км) – прошла Василиса
3) 15 + 12 = 27 (км ) – расстояние, которое будет между ними через 3 часа
Ответ: 27 км.
2. Способ:
- 5 + 4 = 9 (км/ч) – скорость удаления
- 9 х 3 = 27 (км) – весь путь
Ответ: 27 км будет между ними через 3 часа.
- Кто может записать решение задачи выражением? Какое из них более рациональное? (ответы детей)
Физминутка. (Слайд 17.)
Вы, наверное, устали?
Отдохнем и снова в путь!
(Поют на мотив «Голубой вагон»)
Каждый наш урок как происшествие,
Нам на радость всем оно дано.
Ждёт нас ежедневно путешествие,
Пусть же не кончается оно.
Припев: Вместе мы, вместе мы на уроках сидим
И отправляемся в дальние края.
В город учёности и страну знания
Там побывать хотят все мои друзья.
(На первые две строчки дети выполняют ходьбу на месте, вторые - поворот туловища влево, вправо (руки на поясе), третьи - прыжки в шаге с хлопком над головой, четвёртые - ходьба на месте.)
- Продолжаем нашу работу. Прочитайте вторую задачу № 135. Обсудите в парах и запишите решение. (Слайд 18.)
- Решаем третью задачу № 135 (решение выносится на доску)
(Слайды 19 – 20)
- Итог урока. (Слайд 21.)
- Ребята, юные Василисы и Вовка благодарят вас за хорошую работу. Им очень понравилось путешествовать с вами!
- Рефлексия. Самооценка. (Слайд 22.)
- Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят «+» или «-»)
- Знаю ли я что такое скорость?
- Знаю ли я как найти время ?
- Знаю ли я как найти скорость?
- Знаю ли я как найти расстояние ?
- Умею ли я решать простые задачи на движение?
- Умею ли я решать задачи на движение в противоположных направлениях?
- Смогу ли я самостоятельно решить задачи такого типа?
Обратите внимание на свои ответы.
У кого все «+»?
У кого есть «-» ?
(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему ?)
- Домашнее задание. (Слайд 23.)
Стр. 27, № 136.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 4 классе на тему "Задачи на движение в противоположных направлениях""
Цель данного урока: установить зависимости между величинами s, v, t при движении в противоположных направлениях.Обучающиеся закрепляют навыки вычислений со смешанны...
План-конспект урока математики по теме "Учимся решать задачи" УМК "Перспективная начальная школа"
План-конспект урока математики по теме "Учимся решать задачи" УМК "Перспективная начальная школа"...
План-конспект урока. Математика 4 класс. Встречное движение.
Познакомить учащихся с задачами на движение....
План- конспект урока математики. Ознакомление с составными частями задачи. 1 класс.
Конспект урока математики в 1 классе. знакомство с составными частями задачи....
План - конспект урока математики 1 класс «Закрепление изученного. Решение задач»
План - конспект урока математики 1 класс "Закрепление изученного. Решение задач."...
План - конспект урока математики 2 класс "Решение задач на кратное сравнение."
План - конспект урока математики 2 класс "Решение задач на кратное сравнение."...
План-конспект урока математики 1 класс тема: "Задача"+ самоанализ урока
План-конспект урока математики 1 класс тема: "Задача"+ самоанализ урока...