План - конспект урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
учебно-методический материал по математике (4 класс) на тему

Бухгамер Ольга Александровна

На уроке ребята отправятся в увлекательное путешествие в страну Скоростей вместе с Вовкой и юными Василисами, где и познакомятся с задачами на движение в противоположных направлениях. Презентацию к уроку можно скачать, перейдя по ссылке http://ya-uchitel.ru/load/prezentacii/prezentacii_po_matematike/konkursnaja_prezentacija_po_matematike_dlja_4_klassa_reshenie_zadach_na_dvizhenie_v_protivopolozhnykh_napravlenijakh/98-1-0-6151 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Солтонская средняя общеобразовательная школа

                 

Открытый урок математики в 4- а классе.

УМК «Школа России»

Тема: Решение задач на движение в противоположных направлениях

 

 Подготовила учитель начальных классов

 Бухгамер Ольга Александровна

                                               

                               

2014 г

Конспект урока математики в 4 классе (УМК "Школа России")

Тема: Решение задач на движение в противоположных направлениях

Цель урока:  создать условия для изучения учащимися особенностей  движения в противоположных направлениях, наглядного продемонстрировав закономерности изменения расстояния между движущимися объектами.

Задачи урока:

1. Учить решать задачи на  движение в противоположных направлениях.

2.  Формировать умения анализировать, самостоятельно делать выводы.

3. Развивать логическое мышление, математическую речь, навыки самоанализа и самоконтроля.

4. Способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к предмету.

Ход урока:

I. Организационный момент. Мотивация учащихся. (Слайд 2)

  Прозвенел для нас звонок,

 Начинается урок! 

Сегодня наш урок  непростой. Мы  совершим с вами путешествие в тридевятое царство, (Слайд 3) в  страну Скоростей вместе с Вовкой и юными Василисами. Вы согласны? Эта страна, где всё находиться в движении. Предметы движутся навстречу друг другу, в разные стороны, вдогонку...

Но во все ли времена были одинаковые представления о скорости?

Послушайте стихи и скажите, какие предметы участвуют в движении: (Слайды 4 – 6 )

За мамонтом гнался наш предок без страха.

О скорости

Тоже понятье имел:

Нижний предел – как ползёт черепаха,

Орлиный полет – это верхний предел.

Века миновали.

Другая картина.

Теперь черепаха, как лошадь, не в счет.

Нижний предел – как несётся машина,

Верхний предел – как летит самолет.

Вселенная нам приоткрыла секреты.

Узнал человек,

Что средь звезд и комет

Нижний предел – как «плетется» ракета,

Верхний предел – как проносится свет!

-О скорости движения каких предметов идет речь в стихах? Помогите Вовке ответить на этот вопрос! ( Слайд 7)      (Ответы детей).

         II. Актуализация знаний. (Слайд 7 далее по щелчку)

- Что такое скорость? Выберите правильный ответ.

  • Быстрая езда.
  • Расстояние, пройденное за единицу времени.
  • Расстояние между двумя точками.

- Что показывает скорость? (Скорость показывает,  насколько быстро движется предмет.)

-Вспомним, как найти скорость, если известно время и расстояние? (С=Р : В)

-Время?  (В = Р : С )

-Расстояние?  ( Р = С ×В )

- Да, представления о скорости изменились.

Движение характеризуется скоростью и направлением.

- Как могут двигаться два предмета? (навстречу, в разные стороны, вдогонку, с отставанием.)

- Продемонстрируйте. (Ученики демонстрируют разные виды движения.)

- Вопрос от Василисы: С какой скоростью могут передвигаться предметы?

(Слайд 8)  Автобус, собака, человек, самолет, легковой автомобиль. Соедини картинку с соответствующим значением скорости: 10 км /ч, 4 км /ч, 150 км /ч,     60 км /ч, 900 км /ч.

- Вопрос от Василисы: (Слайд 9) Реши задачи:

  • Белый медведь проплыл 15 км со скоростью 5 км/ч. Сколько часов плыл белый медведь? (3 часа)
  • Рыба-меч развивает скорость 30 м/с. Какое расстояние проплывёт она за одну минуту?  (1800 метров)
  • С какой скоростью дует ветер, если за 10 секунд он утащил                                                     воздушный шар на 200 метров? (20 м/с)
  1. Сообщение темы и целей урока.(Слайд 10)

- Ребята, наши Василисы, увидев друг друга, побежали на

 встречу. Одна из них со скоростью 3 км/ч, а другая — 4 км/ч.

-Как изменяется расстояние между ними? (Уменьшается.)

-С какой скоростью изменяется это расстояние? (3+4=7км/ч)

-Как называется такая скорость?  (Скорость сближения)

-Вдруг наших Василис кто-то испугал, и они бросились бежать в разные стороны с той же скоростью. (Слайд 11)

-Как изменяется расстояние между ними? (Увеличится)

- С какой скоростью изменяется это расстояние? (7км/ч)

-Как будем называть такую скорость?  (Скорость удаления)

- В каком направлении двигались девочки? (в противоположном)

- Прочитайте тему нашего урока: «Движение в противоположных направлениях»

- Какие цели вы поставите для себя? (ответы детей)

  1. Работа над новым материалом. (Слайд 12.)

- Работаем по учебнику  стр. 27. Задача 135

Прочитайте условие задачи.

-Чем отличается эта задача от задач, которые мы решали раньше? ( Эта задача на движение в противоположном направлении.) (Слайд 13.) 

-Предположим, эти пешеходы – Вовка и Василиса. Ваши предложения по решению задачи? (Высказывания детей)

(Разбор задачи, решение выносится на доску.)(Слайды 14 - 16)

  1. Способ:

1) 5 х 3 = 15 (км) – прошёл Вовка

2) 4 х 3 = 12 (км) – прошла Василиса

3) 15 + 12 = 27 (км ) – расстояние, которое будет между ними через 3 часа

Ответ: 27 км.

2. Способ:

  1. 5 + 4 = 9 (км/ч) – скорость удаления
  2. 9 х 3 = 27 (км) – весь путь

     Ответ: 27 км будет между ними через 3 часа.

- Кто может записать решение задачи выражением? Какое из них более рациональное? (ответы детей)

Физминутка. (Слайд 17.)

Вы, наверное, устали?

Отдохнем и снова в путь!

(Поют на мотив «Голубой вагон»)

Каждый наш урок как происшествие,

Нам на радость всем оно дано.

Ждёт нас ежедневно путешествие,

Пусть же не кончается оно.

Припев: Вместе мы, вместе мы на уроках сидим

И отправляемся в дальние края.

В город учёности и страну знания

Там побывать хотят все мои друзья.

(На первые две строчки дети выполняют ходьбу на месте, вторые - поворот туловища влево, вправо (руки на поясе), третьи - прыжки в шаге с хлопком над головой, четвёртые - ходьба на месте.)

- Продолжаем нашу работу. Прочитайте вторую задачу № 135.  Обсудите в парах и запишите решение. (Слайд 18.)

- Решаем третью задачу № 135 (решение  выносится на доску)

(Слайды 19 – 20)

  1. Итог урока. (Слайд 21.)

- Ребята, юные Василисы и Вовка благодарят вас за хорошую работу. Им очень понравилось путешествовать с вами!

  1. Рефлексия. Самооценка. (Слайд 22.)

 - Ребята, перед вами  оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят «+» или «-»)

  • Знаю ли я что такое скорость?        
  • Знаю ли я как найти время ?        
  • Знаю ли я как найти скорость?        
  • Знаю ли я как найти расстояние ?        
  • Умею ли я решать простые задачи на движение?        
  • Умею ли я решать задачи на движение в противоположных направлениях?        
  • Смогу ли я самостоятельно решить задачи такого типа?        

Обратите внимание на свои ответы.

У кого все «+»?

У кого есть «-» ?

(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему ?)

  1. Домашнее задание. (Слайд 23.)

Стр. 27, № 136.

Презентация к уроку: http://ya-uchitel.ru/load/prezentacii/prezentacii_po_matematike/konkursnaja_prezentacija_po_matematike_dlja_4_klassa_reshenie_zadach_na_dvizhenie_v_protivopolozhnykh_napravlenijakh/98-1-0-6151 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе на тему "Задачи на движение в противоположных направлениях""

Цель данного урока: установить зависимости между величинами  s, v, t   при движении  в противоположных направлениях.Обучающиеся  закрепляют  навыки вычислений со смешанны...

План-конспект урока математики по теме "Учимся решать задачи" УМК "Перспективная начальная школа"

План-конспект урока математики по теме "Учимся решать задачи" УМК "Перспективная начальная школа"...

План-конспект урока. Математика 4 класс. Встречное движение.

Познакомить учащихся с задачами на движение....

План- конспект урока математики. Ознакомление с составными частями задачи. 1 класс.

Конспект урока математики в 1 классе. знакомство с составными частями задачи....

План - конспект урока математики 1 класс «Закрепление изученного. Решение задач»

План - конспект урока математики 1 класс "Закрепление изученного. Решение задач."...

План - конспект урока математики 2 класс "Решение задач на кратное сравнение."

План - конспект урока математики 2 класс "Решение задач на кратное сравнение."...

План-конспект урока математики 1 класс тема: "Задача"+ самоанализ урока

План-конспект урока математики 1 класс тема: "Задача"+ самоанализ урока...