Урок математики "Деление с остатком"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Урок математики для 3 класса по теме "Деление с остатком"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delenie_s_ostatkom.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Деление с остатком (3-й класс)
Тема: "Деление с остатком".
Цели - Познакомить учеников с новым видом деления; закреплять приемы внетабличного умножения, решения комбинаторных задач, действий с именованными числами; развивать мелкую моторику.
Оборудование: Учебник "Математика. 3-й класс", авт. М.И.Моро; карточки с цифрами и буквами; для практической работы – модели сарафанов, пуговицы и карманы из самоклеящейся бумаги, пустые спичечные коробки, цветные полоски бумаги, схематичные рисунки костюмов, состоящих из трех и четырех предметов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Устный счет
Учитель. Начнем урок с математического диктанта, записываем в тетрадь только ответы.
- 18 человек расселись за парты по 2 человека. Сколько парт занято?
- Делимое 45, делитель 9. Запишите частное.
- 56 разделить на 7.
- Во сколько раз 48 больше, чем 8?
- Делимое 63, частное 9. Запишите, чему равен делитель.
- Уменьшите 28 в 7 раз.
– Проверим, как вы справились с заданием.
На доске:
|
Ответы на карточках прикреплены к магнитной доске.
– Каким арифметическим действием вы пользовались, выполняя математический диктант?
Дети. Делением.
У. Сегодня мы познакомимся с новым видом деления, будьте внимательны. Расположите ответы математического диктанта в порядке возрастания, и вы узнаете, куда мы сегодня на уроке отправимся.
Дети в тетрадях на второй строчке записывают числа в порядке возрастания. Один ученик у доски переставляет карточки и переворачивает их обратной стороной.
На доске:
|
– Какое слово у нас открылось?
Д. Ателье.
У. Мы отправляемся в ателье, где шьют одежду.
III. Практическая работа
У. Ателье получило заказ от танцевальной группы на пошив костюмов для выступлений. Сарафаны уже сшили, осталось пришить пуговицы и карманы. Поможем мастерам.
У вас на партах по два сарафана и пуговицы. Подсчитайте количество пуговиц красного цвета для этих сарафанов и разделите их поровну.
Дети распределяют пуговицы на сарафаны.
– Что вы заметили?
Д. Поровну пуговицы разделить не удалось, осталась одна лишняя пуговица.
У. Запишем выражение, соответствующее вашим действиям.
На доске:
13 : 2 = 6 (ост. 1) |
– Теперь разделите поровну карманы для этих двух сарафанов.
Задание выполняется аналогично.
– Какое действие вы выполняли?
Д. Деление.
У. Запишем выражение.
На доске:
5 : 2 = 2 (ост. 1) |
– Чем эти выражения отличаются от привычных нам?
Д. Здесь в ответе, кроме частного, есть еще оставшееся число.
IV. Сообщение темы урока
У. Сегодня вы познакомитесь с новым видом деления. Прочитайте тему урока, записанную на доске.
Учитель открывает запись: "Деление с остатком".
V. Знакомство с новым материалом
У. Продолжим нашу работу в ателье. Пуговицы другого цвета надо разложить в коробочки поровну.
Дети раскладывают пуговицы синего цвета в спичечные коробки.
– Что у вас получилось?
Д. В каждом коробке по пять пуговиц, одна осталась.
У. Запишем выражение, соответствующее вашему действию.
На доске:
16 : 5 = 3 (ост. 1) |
– Возьмите пуговицы желтого цвета и добавьте их в коробки поровну.
Дети раскладывают пуговицы.
– Что у вас получилось?
Д. В каждую коробочку вошло по четыре желтых пуговки, и одна осталась.
У. Запишем выражение.
На доске:
13 : 4 = 3 (ост. 1) |
– Для отделки сарафанов нужна тесьма.
Учитель раздает цветные полоски бумаги по 14 и 18 см длиной.
– Необходимо разрезать тесьму. Первую полоску – на кусочки по 3 см.
Дети выполняют задание и записывают выражение.
На доске:
14 : 3 = 4 (ост. 2) |
– Вторую полоску надо разделить на кусочки по 5 см.
Работа выполняется аналогично.
На доске:
18 : 5 = 3 (ост. 3) |
По мере выполнения работы на доске появились равенства, записанные столбиком.
На доске:
13 : 2 = 6 (ост. 1) |
– Назовите компоненты при делении с остатком.
Д. Делимое, делитель, частное, остаток.
У. Какие компоненты я подчеркнула?
Д. Делитель и остаток.
У. В каждом выражении сравните подчеркнутые компоненты. Что вы заметили?
Д. Остаток всегда меньше делителя.
У. Каким действием проверяется действие деление?
Д. Умножением.
У. Проверим правильность наших вычислений.
На доске:
|
– Все, что мы делали на уроке, – это только наши предположения. Проверим, насколько они верны, согласен ли с нами автор учебника? Откройте учебник на с. 92 и прочитайте правило.
Дети читают правило и делают вывод о том, что они рассуждали правильно.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление пройденного материала
У. Вернемся к заказу танцевальной группы. Для исполнения одного из танцев необходим костюм, состоящий из трех предметов: кепки, футболки, шортов. При-чем каждый элемент костюма должен быть либо красного, либо синего, либо желтого цветов. К сожалению, последовательность цветов не названа. Подумайте, сколькими способами можно раскрасить эти предметы. Соблюдайте алгоритм.
У каждого ребенка схематичный рисунок данного костюма, дети раскрашивают всеми возможными способами элементы костюма.
Осуществляется взаимопроверка.
– Подсчитаем расход ткани на один костюм, если мы знаем количество ткани, идущее на каждую вещь.
На доске:
Кепка – 30 см |
Дети записывают решение в тетрадях, один ученик – у доски.
На доске:
30 см + 100 см + 60 см = 190 см |
– Заказано 5 костюмов. Сколько всего ткани израсходуется?
Один ученик у доски записывает решение:
190 х 5 = (100 + 90) х 5 = 100 х 5 + 90 х 5 = 500 + 450 = 950 950 см = 9 м 50 см |
– Цена одного метра ткани –10 рублей. Сколько израсходовано денег?
На доске:
10 х 9 + 5 = 95 (руб.) |
VIII. Самостоятельная работа
У. Чтобы правильно раскрасить следующий костюм, необходимо выполнить деление с остатком.
У каждого ребенка схематично нарисованный костюм: панамка, футболка, юбочка, косынка.
На элементах костюма написаны примеры.
Например:
18 : 4 =
12 : 5 =
13 : 6 =
16 : 3 =
На доске:
Зеленый цвет – 2 (ост. 2) Желтый цвет – 2 (ост. 1) Синий цвет – 4 (ост. 2) Красный цвет – 5 (ост. 1) |
Дети решают примеры, записанные на элементах костюмов. Пользуются ключом-помощником и раскрашивают костюмы.
IХ. Итог урока
У. Что нового вы сегодня открыли для себя? Что было самое интересное?
Выслушиваются ответы детей.
Х. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Деление с остатком".
В презентации представлена вся структура урока....
Конспект урока "Деление с остатком".
Конспект открытого урока математики в 3 классе школы VII вида....
Конспект урока "Деление с остатком"
Урок математики "Деление с остатком"...
Тема урока: Деление с остатком
Анализ урока математики в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока "Деление с остатком"
Тема урока "Деление с остатком"...
Конспект урока математики 4 класс. Тема урока: "Деление с остатком на 10,100 и 1000"
Данный конспект может быть использован в работе на уроке математики, а также на внеурочной деятельности. Урок содержит материал по истории Санкт-Петербурга....