Дидактический материал для 3 класса по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру (таблицы, блок-схемы) по УМК "Перспектива"
учебно-методический материал по математике (3 класс) по теме

Передрий Ольга Геннадьевна

Дидактический материал предлагается использовать на уроках математики, русского язяка, окружающего мира, литературного чтения по УМК "Перспектива", как на этапе актуализиции знаний, так и на уроках систематизации и обобщения полученных знаний. Данный материал можно использовать в контексте технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_po_trkmchp.docx80.57 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дидактический материал для 3 класса по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру  (таблицы, блок-схемы)

 по УМК «Перспектива»

Выполнила: учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 3 п г т Смышляевка м.р. Волжский

Передрий Ольга Геннадьевна

Самара 2014 г

Математика

        Заполни блок-схему (Тема «Повторение в начале года»).

        

Заполни блок-схему (Тема «Повторение в начале года»).

Компоненты действий

ВЫЧИТАЕМОЕ

ЧАСТНОЕ

слагаемое

слагаемое

сумма

разность

ВЫЧИТАЕМОЕ

уменьшаемое

произведение

множитель

множитель

ЧАСТНОЕ

делитель

делимое

Вид готовой таблицы

Компоненты действий

Заполнение блок-схемы происходит постепенно, на каждом этапе  изучения темы "Множество"

Множество

Вид блок-схемы на последнем уроке

Множество

Ученики получают пустую таблицу. Заполнение таблицы происходит на первом уроке изучения нового материала (Тема «Многозначные числа»).

Многозначные числа

Готовый вид таблицы.

Многозначные числа

Классы

миллиарды

миллионы

тысячи

единицы

Разряды

сот.

дес.

ед.

сот.

дес.

ед.

сот.

дес.

ед.

сот.

дес.

ед.

2

5

4

6

4

0

8

1

8

2

5

9

5

4

6

2

7

9

4

6

2

8

9

4

3

2

5

6

8

1

3

0

4

3

2

8

6

0

4

0

5

0

1

9

7

0

6

4

0

2

0

5

9

5

0

4

3

0

8

1

4

3

0

7

5

0

0

4

3

6

0

5

5

3

0

Заполнение таблицы начинается со 2 класса. (Темы «Единицы длины», «Единицы массы», «Меры времени»)

Единицы измерения

Д  Л  И  Н  А

1 см

10 мм

1 дм

10 см

100 мм

1 м

10 дм

100 см

1000 мм

1 км

1000 м

10 000 дм

100 000 см

1 000 000 мм

М  А  С  С  А

1 кг

1 000 г

1 ц

100 кг

100 000 г

1 т

10 ц

1 000 кг

1 000 000 г

В  Р  Е  М  Я

1 мин.

60 сек.

1 ч.

60 мин.

1 сут.

24 ч.

1 мес.

30, 31 сут.(28-29)

1 г.

12 мес.

365, 366 сут.

1 в.

100 л.

Заполнение таблицы происходит на первом уроке (ранее уравнения решались по принципу «часть-целое», соответствие сторонам и площади прямоугольника). (Тема «Уравнения»)

Уравнение

Неизвестно

слагаемое

Неизвестно

уменьшаемое

Неизвестен

делитель

Неизвестно

вычитаемое

Неизвестен

множитель

Неизвестно

делимое

Неизвестно

слагаемое

Неизвестно

уменьшаемое

Неизвестен

делитель

Неизвестно

вычитаемое

Неизвестен

множитель

Неизвестно

делимое

Вид готовой таблицы

Уравнение

Заполнение таблицы начинается со 2 класса (Темы «Периметр», «Площадь», «Формула объёма прямоугольного параллелепипеда», « Формула деления с остатком», «Формула пути», «Формула работы», «Формула стоимости»)

Формулы

Вид готовой таблицы к концу 3 класса

Формулы

Периметр (Р)

длина (а)

ширина (b)

P = (a + b) · 2

Площадь (S)

длина (a)

ширина (b)

S = a · b

Объем (V)

длина (a)

ширина (b)

высота (c)

V = a · b · c

Делимое (a)

делитель (b)

частное (c)

остаток (r)

a = b · c + r, r < b

Расстояние (s)

Скорость (υ)

время (t)

s = υ · t

Работа (A)

производительность (υ)

время (t)

A = υ · t

Стоимость (C)

цена (a)

количество товара (n)

C = a · n

Русский язык

Заполнение блок-схемы происходит на всех этапах изучения темы «Текст»

Текст содержит

Типы текста

Части текста

1. ____________________________________

2. ____________________________________

3. ____________________________________

Стиль текста

        

Текст содержит

Типы текста

Части текста

1. Вступление

2. Основная часть

3. Заключительная часть

Стиль текста

        

Ученики получают пустые блок-схемы. Заполнение схем происходит на уроках повторения в начале учебного года.

Согласные звуки и буквы

        

Гласные звуки и буквы

        

        

Заполнение блок-схемы происходит постепенно, в процессе изучения каждой темы. На каждую тему пишется пример.(Тема «Девять правил орфографии»)

Девять правил орфографии

Схема заполняется постепенно, на уроках изучения новой части слова. Приводятся примеры. (Тема «Состав слова»)

Состав слова

                основа

        

Блок-схема заполняется на всём этапе изучения темы "Имя существительное".

                     Изменяется                                                                            Постоянные признаки

Готовый вид блок-схемы

        Изменяется                                                                        Постоянные признаки

Блок-схема заполняется на всём этапе изучения темы «Глагол»

        

Блок схема заполняется на одном из последних уроков изучения темы «Имя прилагательное»

        

                                                          Изменяется

        

Блок-схема заполняется каждый раз при изучении новой части речи

Окружающий мир

Блок-схема заполняется на всем этапе изучения  темы «Всемирное наследие»

                

Озеро Байкал (РФ)

Большой каньон (США)

Национальный парк Серенгети (Танзания)

Вулканы Камчатки (РФ)

Храм Абу-Симбел (Египет)

Венеция (Италия)

Тадж-Махал (Индия)

Деревянные церкви Кижи (РФ)

Московский Кремль (РФ)

Великие пирамиды в Гизе (Египет)

Афинский Акрополь (Греция)

Старый Иерусалим (Израиль)

        

Растения

Сравнение растений по их основным критериям

      Корень

           Стебель

             Листья

        Размножение

Особенности жизнедеятельности

Водоросли

Мхи

Папоротники

Хвойные

Цветковые

Таблица заполняется по ходу чтения нового материала учебника (Тема «Мир животных»)

Разнообразие растений

Учащиеся получают пустую таблицу. Заполнение идет по ходу чтения нового материала.(Тема «Мир животных»)

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ РАЗНЫХ ГРУПП

Группы животных

Размножение

Развитие

Насекомые

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающиеся

Готовый вид таблицы

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ РАЗНЫХ ГРУПП

Группы животных

Размножение

Развитие

Насекомые

 ОТКЛАДЫВАЮТ ЯЙЦА

Яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое (бабочка),

Яйцо – личинка – взрослое насекомое (кузнечик)

Рыбы

Откладывают икру

Икра – малек - рыба

Земноводные

Откладывают икру

Икра – головастик - лягушка

Пресмыкающиеся

Откладывают яйца

Яйцо – детеныш – взрослое животное

Птицы

Откладывают яйца

Яйцо – птенец – взрослая птица

Млекопитающиеся

Рождают детенышей

Детеныш – взрослое животное

Заполнение данной таблицы начинается со 2 класса. Учащиеся получают пустую таблицу.(Тема «Мир животных»)

Разнообразие животных

Животные

                          Представители группы

                                            Признаки группы

ЧЕРВИ

Дождевые черви, пиявки

МОЛЛЮСКИ

Улитки, слизни, осьминоги, кальмары,

каракатицы

Мягкое тело, обычно защищено раковиной

ИГЛОКОЖИЕ

Морские звезды, морские ежи, морские

лилии, морские огурцы

Иголки

РАКООБРАЗНЫЕ

Раки, крабы, креветки, мокрицы

ПАУКООБРАЗНЫЕ

Пауки, скорпионы, сенокосцы, клещи

Восемь ног

НАСЕКОМЫЕ

Жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы, мухи,

 кузнечики

Шесть ног

РЫБЫ

Карась, окунь, щука, карп.

Живут в воде, тело покрыто чешуёй, передви-

гаются при помощи плавников, дышат жабрами

ЗЕМНОВОДНЫЕ

Жабы, лягушки, тритоны

Часть жизни живут на суше, часть – в

воде. Кожа голая, нежная

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

(РЕПТИЛИИ)

Ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы

Тело покрыто сухими чешуйками или

панцирем

ПТИЦЫ

Синицы, снегири, воробьи, дятлы, скворцы

Тело покрыто перьями

ЗВЕРИ

(МЛЕКОПИТАЮЩИЕ-

СЯ)

Зайцы,  тигры, лошади

Тело покрыто шерстью, детёнышей кормят молоком

                               Схема заполняется на уроке изучения нового материала (Тема «Кладовые Земли»)

Кладовые Земли

            Минералы   __________                                                                     Горные породы________________

________________________________________                                                                   ____________________________________________

________________________________________                                                                   ____________________________________________

________________________________________                                                                   ____________________________________________

________________________________________                                                                   ____________________________________________

________________________________________                                                                    ___________________________________________

________________________________________                                                                   ____________________________________________

________________________________________                                                                  _____________________________________________

Полезные ископаемые

________________________________________________________

________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

___________________________________________________________

                                                                            ____________________________________________________

        

                      Блок-схема заполняется на уроке. (Тема «Побываем в гостях»)

Дома у разных народов

 

Таблица заполняется по ходу чтения нового материала учебника. Учащиеся получают пустую таблицу. (Тема «Как работает наш организм»)

Система органов человека

Система органов

Состав

Её роль в организме человека

Опорно-двигательная

Скелет и мышцы

Обеспечивает опору тела человека и его движения.

Пищеварительная

Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник

Измельчение и переваривание пищи

Дыхательная

Носовая полость, трахея, бронхи, лёгкие

Даёт кислород, выводит углекислый газ

Кровеносная

Сердце, кровеносные сосуды

Кровообращение

Нервная

Головной мозг, спинной мозг, нервы

Управляет деятельностью всего организма

Схема заполняется на уроке по ходу чтения материала учебника. (Тема «Органы чувств»)

Органы чувств

        

Литературное чтение

Схема заполняется на первом уроке изучения новой темы.(Тема «Волшебная сказка»)

Учащиеся заполняют таблицу после прочтения сказки. (Тема «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

Тип героя

Пример

Вредитель (антагонист)

Сватья баба Бабариха, ткачиха, повариха

Даритель

 -

Чудесный помощник

Царевна Лебедь

Похищенный герой

 -

Отправитель

Царь Салтан

Настоящий герой

Гвидон, царица-мать

-  Прочитайте высказывания.

- Обсудите в группе, какое из высказываний определяет главную мысль. Докажите примерами из текста.

- Подумайте, какие высказывания не подходят. Аргументируйте.

- Поразмышляйте, только ли одна главная мысль высказана в сказке А. С. Пушкина. Какие еще высказывания определяют главную мысль сказки?

               Главная мысль

                    Комментарии

1. Три девицы рассказывают о своих желаниях. Одна нацелена на веселье, другая - на материальный достаток, третья - мечтает о семье, детях.

2. История о добре и зле. О том, как добро побеждает зло.

3. Чудо-белка, грызущая золотой орех - символ богатства.

4. Морские богатыри, охраняющие город - символ силы, власти.

5. Невеста Гвидона - символ счастья.

6.

7.

8.

        Герой

Качества характера

Сватья баба Бабариха

добрый

Ткачиха

умный

Повариха

завистливый

Гвидон

злой

Царевна Лебедь

хитрый

Царь Салтан

терпеливый

Царица-мать

злой

Учащиеся проводят соответствие между героем и его качеством характера (Тема «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» )

        

Блок-схема заполняется на одном из последних уроков изучения данной темы.  (Тема «Маленькие и большие секреты страны Литературии»)

        

Блок-схема заполняется на этапе закрепления знаний. (Тема «И. А. Крылов. Басни» )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру УМК "ПНШ 2 класс с включением ЭОР

В тематическое планирование по математике, окружающему миру, русскому языку, литературному чтению  соответствуют ФГОС НОО,   включают УУД, использование ЭОР....

Пояснительная записка по программе "Планета знаний" 2 класс(математика,русский язык,литературное чтение, окружающий мир).

Пояснительная записка  "Планета знаний" 2 класс(математика,русский язык,литературное чтение, окружающий мир)....

Особенности преподавания математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира по программе "Перспективная начальная школа".

Программа Перспективная начальная школа была введена с целью обеспечения вариативности образования на начальном этапе обучения. Программа ПНШ  разработана в соответствии с ФГОС...