ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ УЧАЩИМИСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по математике (2 класс) на тему
В статье представлен результат исследования особенностей решения текстовых задач учащимися школы 5 вида. Материал представляет интерес для педагогов работающих в срециальных коррекционных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 14.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ УЧАЩИМИСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Решение текстовых задач является одним из важных разделов курса математики в начальной школе. В процессе решения текстовых задач реализуются коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитательные цели обучения. Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Решение задач помогает учащимся вырабатывать правильные математические понятия, способствует формированию полноценных знаний, определяемых программой.
При решении задач учащиеся совершают определенные умственные действия: анализируют текст, раскрывают связи между рассматриваемыми явлениями, выделяют главное. У учащихся формируется мировоззрение, познавательный интерес, умение планировать свои действия.
Особую трудность при решении текстовых задач испытывают учащиеся с ОНР. Они испытывают трудности на уровне отдельных слов, логико-грамматических конструкций и целого текста, не понимают сравнительные конструкции, не устанавливают причинно-следственные связи.
Для выявления особенностей решения текстовых задач изучаемых во 2 классе у учащихся с ОНР мы повели эксперимент в специальной (коррекционной) школе V вида. Для решения задач исследования нами были подобраны 8 задач: задачи на нахождение суммы, на нахождение остатка, на увеличение числа на несколько единиц, на разностное сравнение, составная задача на нахождение суммы, 3 логические задачи.
При анализе результатов нами были отмечены следующие особенности решения текстовых задач детьми с ОНР:
- простые задачи на нахождение суммы и нахождение остатка оказались самыми легкими для учащихся. При решении задачи на нахождение суммы они логически правильно выстраивали цепь своего рассуждения: «На пеньке сидело 5 жуков, потом прилетели еще 3 жука. Значит, их стало на 3 больше. Чтобы узнать, сколько всего их стало, нужно к 5 прибавить 3. Ответ: 8 жуков».
- половина всех детей справилась с задачами на увеличение числа на несколько единиц и на разностное сравнение. При решении задачи на разностное сравнение многие дети повторяли заученное правило: «Чтобы узнать, на сколько больше или меньше число, нужно из большего вычесть меньшее». Дети работали механически, не пытаясь понять сравнительные конструкции.
- с составной задачей на нахождение суммы справилось меньше половины детей. Они механически манипулировали числами, не вдумываясь в содержание задачи. Учащиеся не понимали и игнорировали сравнительный оборот «на 2 больше», воспринимали его как просто число «2». Приведем пример неправильного рассуждения учащегося: «В первом домике 7 гномиков, во втором на 2 больше. Нужно узнать, сколько всего гномиков. 7+2=9 гномиков».
- наиболее сложными оказались логические задачи. При решении этих задач учащиеся испытывали трудности, связанные с особенностями внимания: неспособности сосредотачиваться на задании, удерживать числовые значения, вопрос задачи. Во многих случаях нами было отмечено формальное отношение учащихся к выполнению задания. Они, не вникая в текст задачи (У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?) складывали всех действующих лиц, не задумываясь о том, что внуком бабушки может быть только человек. Самой сложной оказалась последняя логическая задача. Недостатки речевого развития затрудняют учащимся выявить существенные признаки предмета, установить связи между ними, исключить лишнее понятие. Нарушение вербальной стороны мыслительных процессов приводило к тому, что дети не могли выстроить ход своего рассуждения. Часто трудности в понимании задач были связаны с недостаточной осведомленностью, бедностью словарного запаса.
Анализ результатов эксперимента лег в основу разработанного нами комплекса уроков-путешествий, способствующих более успешному формированию умений решения текстовых задач у учащихся с ОНР. Особенность комплекса заключается в последовательности проведения уроков решения задач следующих видов: урок решения задач одного вида, урок решения взаимообратных задач, урок решения простых и составных задач, урок постановки вопроса в задаче, урок реконструкции задач, урок составления задач, урок решения занимательных задач. Эти уроки предусматривают целенаправленную работу учащихся над анализом текста задач: сопоставление сходных (противоположных/обратных, простых/составных) видов задач, наращивание задач, взаимопревращения одной задачи в другую, составление и реконструкция задач по рисункам, схемам, опорным словам. Приведенные виды уроков способствуют эффективной работе учащихся с текстовыми задачами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка у учащихся с общим недоразвитием речи
В данном материале предлагаются различные задания и упражнения по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов....
Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....
Доклад на МО классных руководителей "Формирование грамматической стороны речи учащихся с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств".
Ппроблема формирования грамматических средств речи у детей с речевыми нарушениями занимает важное место в современной коррекционной педагогике, вопрос о методике их развития и коррекции является одним...
Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО
Речь - это деятельность человека, которая формируется в процессе общения. Обучение детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах являются планомерным п...
Моделирование как основа обучения решению текстовых задач учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Моделирование как основа обучения решению текстовых задач учащихся с интеллектуальными нарушениями....