Группа учащихся с общим недоразвитием речи (III уровень) (1,2,3 год обучения)
рабочая программа по логопедии на тему
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г.МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
гимназия № 1573 (подразделение №2)
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ гимназия№1573 Антипов А.С. _________________
Зам директора ГБОУ гимназия №1573,
руководитель структурного подразделения №2 Сухих В.Ф. _______________
от _____________________________ 20 г
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи
Количество часов в неделю: 3
Составлена в соответствии с книгой А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой
«Обучаем писать и читать без ошибок».
Группа учащихся с общим недоразвитием речи
(III уровень)
(1,2,3 год обучения)
Нарушение письма и чтения, обусловленное общим
недоразвитием речи
Срок реализации: 2013-2014 учебный год
Учитель-логопед: Морозова Татьяна Игоревна
Москва 2013.
СОДЕРЖАНИЕ
1 часть: Пояснительная записка.
2 часть: Содержание программы.
3 часть: Методическое обеспечение.
1 часть
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи разработана с учетом:
1. Диагностических данных учащихся.
2. На основе государственной программы, одобренной МО РФ.
- Т.Г. Рамзаева. «Русский язык» 2-3 класс, М., 2005 г.
- Н.В.Дурова. «Обучение грамоте». М., «Школьная Пресса», 2006 г.
- А.В.Ястребова, Т.П. Бессонова « Обучаем писать и читать без ошибок» М, «Аркти», 2007г.
-С.В.Иванов « Русский язык», 3-4 класс. Начальная школа 21 в. «Вентана-Граф» 2012г
Цель: предупреждение и коррекция нарушений письменной и устной речи учащихся, которая достигается следующими путями:
- коррекция звукопроизношения и уточнение артикуляции звуков,
- развитие общей и артикуляционной моторики и мимики,
- развитие мыслительных процессов(памяти, мышления, внимания, восприятия),
-обогащение и уточнение лексики,
- совершенствование грамматического строя речи,
- развитие связной речи.
1 этап: Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи (1 кл.).
2 этап: Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка (2-3 класс).
3 этап: Восполнение пробелов в формировании связной речи.
Краткая характеристика учащихся с общим
недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи – это тяжелое нарушение речи, при котором имеют место: нарушение звуковой стороны речи (звукопроизношение), нарушен фонематический слух (способность к различению звуков), грамматический строй речи (словообразование, сочетания слов, построение предложений, изменение слов), лексика (словарный запас). Страдает смысловая сторона речи. Имеют место специфические ошибки в письменных работах, трудности по чтению. Кроме того, многие дети с ОНР имеют различные хронические заболевания, что является причиной их физической ослабленности.
Психофизические (неречевые) особенности детей с ОНР
Многие дети имеют хронические заболевания (ЛОР-заболевания, эндокринные заболевания, сердечные заболевания, аллергия, астма, нарушение зрения). Кроме того, многие дети имеют органические поражения ЦНС (последствия ДЦП, ЧМТ, тяжелые роды, преждевременные роды, последствия токсикоза). Речевые нарушения часто вторичные. Данный контингент детей таков: дети физически ослаблены, часто болеют, с повышенной утомляемостью. Некоторые дети гиперактивны, другие, наоборот, заторможены. Одни дети эмоциональны, другие наоборот апатичны. При построении занятия необходимо учитывать данные особенности детей. На занятии должна быть постоянная смена различных видов деятельности, физкультминутка, гимнастика для глаз, рук, игры, задания на развитие высших психических функций (внимание, мышление, восприятия). Важно, чтобы физминутка, игры, задания были связаны с темой занятия.
Учителю-логопеду также необходимо использовать яркие, наглядные пособия, чтобы удерживать интерес детей к занятиям, вести занятие в артистичной и эмоциональной манере.
Очень полезно использовать на занятиях психологическую гимнастику
( покажи, изобрази, представь). Это помогает логопеду внести эмоциональную разрядку в процесс занятия, что способствует положительному настрою детей и мотивирует их на речемыслительную деятельность.
2 часть
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Форма и режим занятий: Занятия с детьми, имеющими ОНР рекомендовано проводить в группе по 4-5 человек 3 раза в неделю по 45 мин.
В пятницу дается задание на дом по закреплению полученных знаний.
Ожидаемый результат:
- Устранение недостатков звуковой стороны речи.
- Сформированность грамматического строя речи.
- Расширение и уточнение лексического запаса.
- Развитие связной речи.
- Совершенствование высших психических функций.
- Формирование учебных умений и навыков.
- Развитие и поддержание постоянного интереса к занятиям.
- Коррекция личности учащихся.
- Повышение уровня успеваемости по русскому языку и чтению.
- Повышение мотивации учебной деятельности
Способы проверки знаний, умений и навыков учащихся
- тесты;
- слуховые диктанты;
- графические диктанты;
- проверочные работы.
- успеваемость учащихся.
При окончании курса логопедических занятий учащиеся могут:
Уметь правильно произносить звуки, различать буквы на письме,определять количество букв и звуков в слове, составлять и записывать самостоятельно предложения, писать правильно под диктовку слова и предложения, разбирать слова по составу, образовывать новые слова от данных слов, разбирать предложения по членам.
Знать правила орфографии, различия между понятиями «звук»- «буква»,
Звуки –«Гласные»-«согласные», «твёрдые»- «мягкие», различия между словом, словосочетанием и предложением, грамматические конструкции, члены предложения, части слова.
Владеть достаточным уровнем развития устной и письменной речи для успешного усвоения школьной программы по русскому языку и чтению.
Нарушение письма и чтения, обусловленное общим недоразвитием речи.
ПЛАНИРОВАНИЕ 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
№ п/п | Тема занятия | Кол.час. | Грамматические термины | Коррекционно-воспитательная работа |
1. 1 этап | Речь. Предложение. | 2 | Предложение. Слово. Словосочетание. | Мотивация учебной деятельности. |
2. 1 этап | Слово. Слог. 1-сложные слова. 2-сложные слова. 3-сложные слова. Слоги со стечением согласных. | 9 2 2 3 2 | Слово. Слог. Буква. Звук. Гласные звуки. Согласные звуки. | Развитие слухоречевых навыков. Мотивация внимания, памяти. |
3. 1 этап | Дифференциация гласных (а-я; о-ё; у-ю; ы-и; ё-ю). | 15 | Буква. Звук. Гласные. Мягкие согласные. Твердые согласные. | Развитие фонематических навыков, умение соотносить звук и букву. Мотивация учебных умений. |
4. 1 этап | Дифференциация согласных (п-б; в-ф; г-к; з-е; ж-ш; д-т; л-р; ш-щ; ч-ц; ч-т; с-щ; т-ц) | 36 | Буква. Звук. Слог. Мягкие согласные. Твердые согласные. Слово. Предложение. | Фонематического восприятия, фонематического слуха. Мотивация памяти, внимания, мышления. |
5. 1 этап | Мягкий знак. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Разделительный Ь | 5 | Звук. Буква. Мягкие согласные. Твердые согласные. | Развитие мыслительных процессов, речеслуховых навыков. |
6.. 1 этап | Слово. Слова- предметы (кто? что?). Слова-действия. Слова- признаки. Слова- действия | 4 1
1 1 1 | Предмет, Действие, Признак. | Развитие речемыслительной деятельности и ВПФ |
7 1 этап | Предложение. Повествовательные . Вопросительные Восклицательные | 3 | Предложение. Точка. Восклицательный знак. Вопросительный знак | Развитие грамматических навыков |
8 1этап | Заглавная буква в именах собственных. Имя,отчество.фам-я. Адрес. Клички животных-1 Назв-я геогр.объектов-1 | 4
1 1 | Имя.Отчество.Фамилия Адрес.Название.Кличка. | Дальнейшее развитие грамматических навыков |
9 1этап | Предложение Подлежащее. Сказуемое. Определение. | 6 2 2 2 | Члены предложения. Главные члены. Второстепенные члены. | Развитие грамматических навыков в письменной речи. |
10 1этап | Правила правописания. Правописание ЖИ-ШИ Правописание ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ | 4
2
2 | Правило. Орфограмма. | Закрепление навыков правописания |
|
| 93ч. |
|
|
Календарно-тематическое планирование.
ОНР, 1 год обучения.
№ | Тема | Кол-во часов | Примерная дата (месяц,неделя) | № урока |
1 | Речь.Предложение. | 2 | Сентябрь, 3нед | 1,2 |
2 | Слово Слог.Деление на слоги | 9 | Сентябрь, 3нед 4нед Октябрь 1нед | 1,2,3 4,5,6 7,8,9 |
3 | Дифференциация гласных | 15 | Октябрь 2 нед 3нед 4 нед 5 нед Ноябрь 3 нед | 1.2,3 4,5,6 7, 8,9 10,11,12 13,14,15 |
4 | Дифференциация согласных | 36 | Ноябрь 4нед 5 нед Декабрь 1нед 2нед 3 нед 4нед Январь 2нед 3нед 4нед 5нед Февраль 1нед 2 нед 4нед | 1,2,3 4,5,6 7,8,9 10,11,12 13,14.15 16,17,18 19 20,21,22 23,24.25 26.27.28 29,30,31 32,33,34 35.36 |
5 | Мягкий знак | 4 | Март 1нед 2нед
| 1,2,3 4 |
6 | Слово. Дел-е на слоги | 4 | Март 2нед 3 нед | 1 2,3,4 |
7 | Предложение . Типы предложений | 3 | Апрель 1нед
| 1,2,3 |
8 | Заглавная буква в именах собственных. | 4 | Апрель 2нед 3 нед | 1.2,3 4 |
9 | Предложение. Члены предложения | 6 | Апрель 3 нед 4 нед 5 нед | 1,2 3,4,5 6 |
10 | Правила правописания (ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ) | 4 | Апрель 5 нед Май 2нед Май 3 нед | 1 2,3 4 |
11 | Повторение | 1 | Май 3 нед | 1 |
|
| 93час |
|
|
Нарушения письма и чтения, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи. 2год обучения
№ П/П | Тема занятия | Кол. час. | Грамматические термины | Коррекционно-воспитательная работа |
1. II этап | Состав слова Корень слова Родственные слова Однокоренные слова Приставка Суффикс Окончание | 17 2 3 3 3 4 2 | Корень слова. Родственные слова. Однокоренные слова. Суффикс. Окончание. Основа слова. | Развитие мыслительных процессов. Организация деятельности учащихся. Формирование интереса к языковым явления. |
2. П этап | Изменение сущ-х и прилагательных по падежам. Именительн.падеж Родительн.падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж Дифференциация р.п. и в.п. |
13 1 2 2 2 2 2 2 | Существительные. Прилагательные. Предложения. Словосочетания. Окончания. Согласование сущ-х и прилагательных в опр. Падеже. | Мотивация памяти, внимания, мышления. Организация деятельности учащихся. Формирование интереса к языковым явлениям. |
3. П этап | Род имен существительных Мужской род Женский род Средний род Дифференциация сущ-х по роду | 8 2 2 2 2 | Существительные. Прилагательные. Словосочетания. Предложения. | Развитие мыслительных процессов. Формирование интереса к языковым явлениям. Развитие речи, обогащение словаря. |
4. Ш этап | Синонимы | 4 | Существительные. Глаголы. Прилагательные. Составление предложений. | Развитие мыслительных процессов Обогащение и уточнение лексики. |
5. Ш этап | Антонимы | 4 | Существительные. Прилагательные. Глаголы. | Развитие мыслительных процессов. Обогащение и уточнение лексики. |
6. Ш этап | Слова-омографы (замок-замок; атлас-атлас) | 4 | Существительные. Составление предложений. | Развитие мыслительных процессов. Обогащение и уточнение лексики. |
7. Ш этап | Слова-омофоны (ключ, ножка, кран) | 4 | Существительные. Составление предложений. | Развитие мыслительных процессов. Развитие речи. Обогащение словаря. |
8. III этап | Слова иностранного происхождения(метро, такси.пальто,какаду.кенгуру). | 2 | Существительные.Несклоняемые Существительные. |
|
9 Ш этап | Фразеологические обороты | 2 | Словосочетания. Фраза. Предложение. Составление связного высказывания. | Развитие мыслительных процессов. Развитие речи. Обогащение словаря. |
10 III этап | Устаревшие слова. | 2 | Слова современные и устаревшие. Словосочетание. предложение. | Обогащение и уточнение лексики. |
11 III этап | Однозначные и многозначные слова | 2 | Слова,имеющие одно значение. Слова , имеющие несколько значений
| Обогащение и уточнение лексики |
12 | Предложение Распростр. и нераспростр предл-я. Члены предложеня (главные) Члены предложения (второстеп) | 6 2
2 2 | Предложение. Члены предложения | Совершенствование грамматического строя речи
|
13 | Предложение Повествовательное. Вопросительное Восклицательное Прямая речь | 8 2 2 2 2 | Предложение. Знаки препинания. | Совершенствоание и дальнейшее развитие грамматического строя речи |
14 | Заглавная буква в именах собственных | 3 | Заглавная буква. Имена.Отчества.Фамилии. Названия. | Закрепление правил орфографии |
15 | Деление слов на слоги. Правила переноса | 2 | Перенос слов. Слоги. Ударение | Дальнейшее соверщенствование грамматических навыков |
16 | Повторяем фонетику. Фонетический разбор | 2 | Звуки. Буквы. Гласные. Согласные | Совершенствование фонетического слуха фонематического восприятия |
17 | Части речи Имя существительное Имя прилагательное Глагол. Местоимение | 7 2 2 2 2 | Сущест-ые. Прилаг-ые Глаголы. Местоимения. Предметы. Признаки. Действия. | Совершенствование грамматических навыков |
18 | Повторение | 2 |
|
|
|
| 93ч. |
|
|
Календарно- тематическое планирование.
НПЧ, обусловленное НВОНР, 2 год обучения.
№ | Тема | Кол. часов | Примерная дата (Месяц, неделя) | № урока |
1. | Состав слова Корень слова.Родств. слова Однокоренные слова Приставка. Суффикс. Окончание
| 15 3 3 3 4 2 |
Сентябрь 3 нед 4 нед Октябрь 1 нед Октябрь 2 нед 3 нед |
1, 2, 3 1, 2, 3 1, 2, 3 1, 2, 3 4. 1, 2 |
2 | Изменение имен существительных и прилагательных по падежам. Именит.падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Предложный падеж Диффер-я Р.п - В.п. | 13
1 2 2 2 2 2 2 |
Октябрь 4 нед 4 нед 5 нед Ноябрь 3 нед 4 нед 5 нед |
1 1, 2(Р.П) 1, 2(Д.П), 1 2(В.П),1,2(Т.П) 1,2(П.П),1 2(Р.п-В.п) |
3 | Род имен существительных. Мужской род Женский род Средний род Дифференциация имен существительных по родам | 12
3 3 3 3 |
Декабрь 1нед 2 нед 3 нед 4 нед |
1, 2, 3 1, 2, 3 1,2, 3 1,2,3 |
4 | Синонимы ( сущ,прил, глаголы) | 3 | Январь 2нед 3 нед | 1 2,3 |
5 | Антонимы (сущ,прил,глаголы) | 3 | Январь 4 нед 5 нед | 1 2, 3 |
6 | Омографы | 3 | Февраль 1 нед | 1,2, 3 |
7 | Омофоны | 3 | Февраль 2 нед | 1,2,3 |
8 | Слова иностранного происхождения(такси, метро,какаду,пальто,кофе) | 3 | Февраль 3 нед | 1,2,3 |
9 | Фразеологические обороты | 2 | Февраль 4 нед | 1, 2 |
10 | Устаревшие слова | 2 | Март 1нед | 1,2 |
11 | Однозначные и многозначные слова | 2 | Март 2 нед | 1,2 |
12 | Предложение. Распространенное и нераспространённое Простое и сложное Сложносоч. и сложноподч. | 6 2
2 2
|
Март 3 нед
Апрель 1нед 2 нед |
1,2,1
2;1,2 1 |
13 | Предложение. Повеств.предл-е Вопросит.предл-е Восклиц.предл-е | 6 2 2 2 |
Апрель 2нед 3нед 4 нед |
1, 2 1. 2, 1 2 |
14 | Заглавная буква в именах собственных | 3 | Апрель 4 нед | 1,2 |
15 | Деление слов на слоги. Правила переноса. | 2 | Апрель 5 нед | 1,2 |
16 | Повторение фонетики. Фонетический разбор | 2 | Май 1нед | 1,2 |
17 | Части речи Имя сущ-ное Имя прил-е Глагол Местоим-е | 7 2 2 2 1 |
Май 2нед 3нед 4нед |
1,2 1,2,1 2,1 |
18 | Повторение | 1 | Май 5 нед | 1 |
|
| 93час |
|
|
Нарушения письма и чтения, обусловленные нерезко выраженным
общим недоразвитием речи. З год обучения.
№ | Тема | Кол. часов | Понятия и терминология | Коррекционно-воспитательная работа |
1 | Речь. Предложение. | 3 | Слово. Предложение. Порядок слов в предложении | Выделение слова как единицы предложения |
2. | Речевой этикет. | 2 | Правила общения.Вежливые слова | Ознакомление с правилами речевого общения |
3. | Типы предложений. Повествовательные предложения. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения | 3
1 1 1 | Предложение.Интонация. Повышение голоса.,Понижение голоса. | Обогащение и уточнение лексики Развитие ВПФ |
4 | Заглавная буква в именах собственных и географических объектах
Фамилия.имя.отчество. Адрес Географические объекты Клички животных | 4
1 1 1 1 | Имя, фамилия. Отчество. Адрес(страна, город, улица) Географические объекты (река.озеро.гора,море,океан) | Обогащение и уточнение лексического запаса |
5 | Деление слов на слоги Правила переноса | 2 | Слово. Слог. Правила переноса слов. | Слоговой анализ. Совершенствование фонематических навыков |
6 | Состав слова Корень слова. Родственные слова Слова родственные и однокоренные. Сложные слова. Приставка Суффикс Окончание
| 11 1
2
2 3 2 1 | Корень. Приставка. Суффикс. Окончание.Словообразование. Родственные слова. | Совершенствование грамматических навыков |
7 | Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Итоговое занятие | 3 1 1 1 | Предложение Предмет. Существительное.Действие.Глагол. | Развитие и совершенствование грамматического строя речи |
8 | Второстепенные члены предложения Определение. Дополнение. Обстоятельство. | 6
2 2 2 | Предложение члены предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения | Совершенствование грамматических навыков |
9 | Работа с текстом Деление текста на абзацы. | 2 | Текст. Предложение. Слово. Заглавие. Абзац. | Формирование навыков синтаксиса |
10 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Части речи: самосоятельные. служебные.Имена сущ-ные.имена прил-е,глаголы.предлоги., | Дальнейшее развитие грамматических навыков |
11 | Буквы О и Е после шипящих | 2 | Орфограмма. Правило. | Соверщенствование навыков орфографии |
12 | Имя существительное. Изменение им.сущ. по числам Существительные одуш. и неодуш. Сущ-ные собств. и нариц
| 3 1 1
1
| Имя существительное: одушевленные, неодушевлённые, Множественное число. единственное число. | Дальнейшее развитие грамматических навыков |
13 | Имена существительные множественного числа.(очки,часы,грабли) | 1 | Имя существительное, Множественное число, неизменяемая форма числа. | Развитие грамматических навыков. |
14 | Род имён сущ-х Женский род Мужской род Средний род | 6 2 2 2 | Имена существительные. Женский род, мужской род. Средний род. | Совершенствование грамматических навыков |
15 | Изменение имен сущ-х по падежам. Вспомогательные вопросы. Употребление падежей с предлогами. | 12
6 6 | Падеж. Вспомогательный вопрос. Предлог. Словоизменение. Имя существительное | Развитие грамматических навыков по связи слов в письменной речи (тип управления) |
16 | Склонение имён существительных 1 склонение 2 склонение 3 склонение | 6
2 2 2 | Имя существительное. Склонение. Род | Развитие грамматических навыков склонения имён прилагательных |
17 | Имена прилагательные
Качественные прилагательные
Относительные прилагательные
Притяжательные прилагательные | 6
2
2
2 | Имена прилагательные. Относительные, притяжательные качественные | Формирование грамматических навыков в классификации имён прилагатеьных |
18 | Учимся писать письма Структура письма Деловые письма. Письмо другу. | 3 1 1 1 | Письмо - средство связи. общения, и информации | Развитие навыков связной письменной речи |
19 | Глагол Нач.форма- инфинитив Вид глагола Время глагола Спряжение глагола Правописание -тся и –ться Правописание «НЕ» с глаголами | 12 2 2 2 2 2 2 | Глагол. Время глагола. Спряжение глагола. Частица. | Развитие грамматических навыков в письменной речи |
20 | Местоимение Личное мест-е Безличное мест-е Неопределённое | 3 1 1 1 | Местоимение. Личные .Безличные. Неопределённые.
| Развитие грамматических навыков |
21 | Морфологический разбор частей речи Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение | 12
3 3 3 3 | Морфология. Части речи. Морфологический разбор. | Дальнейшее совершенствование срамматических навыков в письменной речи |
22 | Повторяем фонетику Фонетический разбор | 2 | Фонетика. Фонетический разбор. | Развитие фонетических навыков |
|
| 93часа |
|
|
Календарно-тематическое планирование.
НПЧ, НВОНР, 3 год обучения
№ п./п | Тема | Кол-во часов | Примерная дата (месяц,неделя) | № урока |
1 | Речь. Предложение | 3 | Сентябрь, 3 неделя | 1, 2 ,3 |
2 | Речевой этикет | 2 | Сентябрь, 4 неделя | 1, 2 |
3 | Типы предложений Повествовательные Вопросительные Восклицательные | 3 1 1 1 | Сентябрь 4 неделя 5неделя
Октябрь 1 неделя | 1 2
3 |
4 | Заглавная буква в именах собственных. Фамилия, имя, отчество Адрес Географические обьекты Клички животных | 4
1 1 1 1 | Октябрь 1 неделя 2 неделя | 1 2, 3, 4 |
5 | Деление слов на слоги Правила переноса слов. | 2 | Октябрь 3 неделя | 1,2 |
6 | Состав слова Корень слова. Родственные слова Слова родственные и однокоренные Сложные слова. Приставка Суффикс Окончание. | 11 1 2
2 3 2 1 | Октябрь 3 неделя 4 неделя 5 неделя
Ноябрь 3 неделя 4 неделя | 1 2,3,4 5,6,7
8,9,10 11 |
7 | Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Итог. занятие. | 3 1 1 1 | Ноябрь 4 неделя Декабрь 1 неделя | 1, 2 3 |
8 | Второстепенные члены предложения.
Определение. Дополнение. Обстоятельство.
| 6
2 2 2 | Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя | 1, 2 3, 4, 5 6 |
9 | Работа с текстом. Деление текста на абзацы | 2 | Декабрь 3 неделя | 1, 2 |
10 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Декабрь 4 неделя | 1 |
11 | Буквы О и Е после шипящих | 2 | Декабрь 4 неделя | 1.2 |
12 | Имя существительное. Одуш и неодуш существительные Собственные и нарицательные Изменение сущ-х по числам. | 3 1 1 1 | Январь 2 неделя 3 неделя | 1 2, 3 |
13. | Имена существительные множественного числа( очки, грабли,ножницы) | 1 | Январь 3неделя | 1 |
14. | Род имён существительных Женский род Мужской род Средний род | 6 2 2 2 | Январь 4неделя 5 неделя | 1, 2, 3 4, 5, 6 |
15 | Изменение имён существительных по падежам
Вспомогательные вопросы. Употребление падежей с предлогами. | 12
6 6 | Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4неделя
Март 1 неделя | 1, 2, 3 3, 4, 5 6, 7, 8 9, 10, 11
12 |
16 | Склонение имён существительных. 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение | 6
2 2 2 | Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя | 1, 2 3, 4, 5 6 |
17 | Имя прилагательное Качественные им. прил-е Относительные им.прил-е Притяжательные им. прил-е | 6 2 2 2 | Март 3 неделя Апрель 1 неделя 2 неделя | 1, 2 3, 4, 5 6 |
18 | Учимся писать письма. | 1 | Апрель 2 неделя | 1 |
19 | Глагол Нач форма-инфинитив Время глагола Вид глагола Спряжение глагола Правописане -ТСЯ И –ТЬСЯ Правописание НЕ с глаголами | 6 1 1 1 1 1 1 | Апрель 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 1 2, 3, 4 5, 6 |
20 | Местоимение (Личное,безличное неопределенное)
| 1
| Апрель 4 неделя | 1 |
21 | Морфологический разбор частей речи
Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение.
| 4
1 1 1 1 | Апрель 5 неделя
Май 1 неделя Май 2 неделя | 1, 2
3 4 |
22 | Повторяем фонетику | 2 | Май 3 неделя | 1, 2 |
|
| 87часов |
|
|
3 часть
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. С.В.Иванов, О.А.Евдокимова, М.И.Кузнецова. «Русский язык 2, 3 класс». М., «Вентана Граф». 2008 год. И 2012г (Одобрено МО РФ).
2. Н.В.Дурова. «Обучение грамоте». М., «Школьная пресса». 2006 г.
3. А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. «Обучаем писать и читать без ошибок». М., «Аркти». 2007 г.
4. А.В.Ястребова. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы». М., Просвещение. 1985 г.
5. И.Н.Садовникова. «Нарушение письменной речи у младших школьников». М., Владос, 2000 г.
6. Е.В.Мазанова. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». М., 2006, «Гном и Д» (Одобрено МО РФ).
7. Е.В.Мазанова. «Коррекция аграмматической дисграфии». М., 2006, «Гном и Д» (Одобрено МО РФ).
8. Е.В.Мазанова. «Коррекция акустической дисграфии». М., 2006, «Гном и Д» (Одобрено МО РФ).
9. Е.В.Мазанова. «Коррекция оптической дисграфии». М., 2006, «Гном и Д» (одобрено МО РФ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasovano_4.doc | 266.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г.МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
гимназия № 1573 (подразделение №2)
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ гимназия№1573 Антипов А.С. _________________
Зам директора ГБОУ гимназия №1573,
руководитель структурного подразделения №2 Сухих В.Ф. _______________
от _____________________________ 20 г
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи
Количество часов в неделю: 3
Составлена в соответствии с книгой А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой
«Обучаем писать и читать без ошибок».
Группа учащихся с общим недоразвитием речи
(III уровень)
(1,2,3 год обучения)
Нарушение письма и чтения, обусловленное общим
недоразвитием речи
Срок реализации: 2013-2014 учебный год
Учитель-логопед: Морозова Татьяна Игоревна
Москва 2013.
СОДЕРЖАНИЕ
1 часть: Пояснительная записка.
2 часть: Содержание программы.
3 часть: Методическое обеспечение.
1 часть
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи разработана с учетом:
1. Диагностических данных учащихся.
2. На основе государственной программы, одобренной МО РФ.
- Т.Г. Рамзаева. «Русский язык» 2-3 класс, М., 2005 г.
- Н.В.Дурова. «Обучение грамоте». М., «Школьная Пресса», 2006 г.
- А.В.Ястребова, Т.П. Бессонова « Обучаем писать и читать без ошибок» М, «Аркти», 2007г.
-С.В.Иванов « Русский язык», 3-4 класс. Начальная школа 21 в. «Вентана-Граф» 2012г
Цель: предупреждение и коррекция нарушений письменной и устной речи учащихся, которая достигается следующими путями:
- коррекция звукопроизношения и уточнение артикуляции звуков,
- развитие общей и артикуляционной моторики и мимики,
- развитие мыслительных процессов(памяти, мышления, внимания, восприятия),
-обогащение и уточнение лексики,
- совершенствование грамматического строя речи,
- развитие связной речи.
1 этап: Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи (1 кл.).
2 этап: Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка (2-3 класс).
3 этап: Восполнение пробелов в формировании связной речи.
Краткая характеристика учащихся с общим
недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи – это тяжелое нарушение речи, при котором имеют место: нарушение звуковой стороны речи (звукопроизношение), нарушен фонематический слух (способность к различению звуков), грамматический строй речи (словообразование, сочетания слов, построение предложений, изменение слов), лексика (словарный запас). Страдает смысловая сторона речи. Имеют место специфические ошибки в письменных работах, трудности по чтению. Кроме того, многие дети с ОНР имеют различные хронические заболевания, что является причиной их физической ослабленности.
Психофизические (неречевые) особенности детей с ОНР
Многие дети имеют хронические заболевания (ЛОР-заболевания, эндокринные заболевания, сердечные заболевания, аллергия, астма, нарушение зрения). Кроме того, многие дети имеют органические поражения ЦНС (последствия ДЦП, ЧМТ, тяжелые роды, преждевременные роды, последствия токсикоза). Речевые нарушения часто вторичные. Данный контингент детей таков: дети физически ослаблены, часто болеют, с повышенной утомляемостью. Некоторые дети гиперактивны, другие, наоборот, заторможены. Одни дети эмоциональны, другие наоборот апатичны. При построении занятия необходимо учитывать данные особенности детей. На занятии должна быть постоянная смена различных видов деятельности, физкультминутка, гимнастика для глаз, рук, игры, задания на развитие высших психических функций (внимание, мышление, восприятия). Важно, чтобы физминутка, игры, задания были связаны с темой занятия.
Учителю-логопеду также необходимо использовать яркие, наглядные пособия, чтобы удерживать интерес детей к занятиям, вести занятие в артистичной и эмоциональной манере.
Очень полезно использовать на занятиях психологическую гимнастику
( покажи, изобрази, представь). Это помогает логопеду внести эмоциональную разрядку в процесс занятия, что способствует положительному настрою детей и мотивирует их на речемыслительную деятельность.
2 часть
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Форма и режим занятий: Занятия с детьми, имеющими ОНР рекомендовано проводить в группе по 4-5 человек 3 раза в неделю по 45 мин.
В пятницу дается задание на дом по закреплению полученных знаний.
Ожидаемый результат:
- Устранение недостатков звуковой стороны речи.
- Сформированность грамматического строя речи.
- Расширение и уточнение лексического запаса.
- Развитие связной речи.
- Совершенствование высших психических функций.
- Формирование учебных умений и навыков.
- Развитие и поддержание постоянного интереса к занятиям.
- Коррекция личности учащихся.
- Повышение уровня успеваемости по русскому языку и чтению.
- Повышение мотивации учебной деятельности
Способы проверки знаний, умений и навыков учащихся
- тесты;
- слуховые диктанты;
- графические диктанты;
- проверочные работы.
- успеваемость учащихся.
При окончании курса логопедических занятий учащиеся могут:
Уметь правильно произносить звуки, различать буквы на письме,определять количество букв и звуков в слове, составлять и записывать самостоятельно предложения, писать правильно под диктовку слова и предложения, разбирать слова по составу, образовывать новые слова от данных слов, разбирать предложения по членам.
Знать правила орфографии, различия между понятиями «звук»- «буква»,
Звуки –«Гласные»-«согласные», «твёрдые»- «мягкие», различия между словом, словосочетанием и предложением, грамматические конструкции, члены предложения, части слова.
Владеть достаточным уровнем развития устной и письменной речи для успешного усвоения школьной программы по русскому языку и чтению.
Нарушение письма и чтения, обусловленное общим недоразвитием речи.
ПЛАНИРОВАНИЕ 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
№ п/п | Тема занятия | Кол.час. | Грамматические термины | Коррекционно-воспитательная работа |
1. 1 этап | Речь. Предложение. | 2 | Предложение. Слово. Словосочетание. | Мотивация учебной деятельности. |
2. 1 этап | Слово. Слог. 1-сложные слова. 2-сложные слова. 3-сложные слова. Слоги со стечением согласных. | 9 2 2 3 2 | Слово. Слог. Буква. Звук. Гласные звуки. Согласные звуки. | Развитие слухоречевых навыков. Мотивация внимания, памяти. |
3. 1 этап | Дифференциация гласных (а-я; о-ё; у-ю; ы-и; ё-ю). | 15 | Буква. Звук. Гласные. Мягкие согласные. Твердые согласные. | Развитие фонематических навыков, умение соотносить звук и букву. Мотивация учебных умений. |
4. 1 этап | Дифференциация согласных (п-б; в-ф; г-к; з-е; ж-ш; д-т; л-р; ш-щ; ч-ц; ч-т; с-щ; т-ц) | 36 | Буква. Звук. Слог. Мягкие согласные. Твердые согласные. Слово. Предложение. | Фонематического восприятия, фонематического слуха. Мотивация памяти, внимания, мышления. |
5. 1 этап | Мягкий знак. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Разделительный Ь | 5 | Звук. Буква. Мягкие согласные. Твердые согласные. | Развитие мыслительных процессов, речеслуховых навыков. |
6.. 1 этап | Слово. Слова- предметы (кто? что?). Слова-действия. Слова- признаки. Слова- действия | 4 1 1 1 1 | Предмет, Действие, Признак. | Развитие речемыслительной деятельности и ВПФ |
7 1 этап | Предложение. Повествовательные . Вопросительные Восклицательные | 3 | Предложение. Точка. Восклицательный знак. Вопросительный знак | Развитие грамматических навыков |
8 1этап | Заглавная буква в именах собственных. Имя,отчество.фам-я. Адрес. Клички животных-1 Назв-я геогр.объектов-1 | 4 1 1 | Имя.Отчество.Фамилия Адрес.Название.Кличка. | Дальнейшее развитие грамматических навыков |
9 1этап | Предложение Подлежащее. Сказуемое. Определение. | 6 2 2 2 | Члены предложения. Главные члены. Второстепенные члены. | Развитие грамматических навыков в письменной речи. |
10 1этап | Правила правописания. Правописание ЖИ-ШИ Правописание ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ | 4 2 2 | Правило. Орфограмма. | Закрепление навыков правописания |
93ч. |
Календарно-тематическое планирование.
ОНР, 1 год обучения.
№ | Тема | Кол-во часов | Примерная дата (месяц,неделя) | № урока |
1 | Речь.Предложение. | 2 | Сентябрь, 3нед | 1,2 |
2 | Слово Слог.Деление на слоги | 9 | Сентябрь, 3нед 4нед Октябрь 1нед | 1,2,3 4,5,6 7,8,9 |
3 | Дифференциация гласных | 15 | Октябрь 2 нед 3нед 4 нед 5 нед Ноябрь 3 нед | 1.2,3 4,5,6 7, 8,9 10,11,12 13,14,15 |
4 | Дифференциация согласных | 36 | Ноябрь 4нед 5 нед Декабрь 1нед 2нед 3 нед 4нед Январь 2нед 3нед 4нед 5нед Февраль 1нед 2 нед 4нед | 1,2,3 4,5,6 7,8,9 10,11,12 13,14.15 16,17,18 19 20,21,22 23,24.25 26.27.28 29,30,31 32,33,34 35.36 |
5 | Мягкий знак | 4 | Март 1нед 2нед | 1,2,3 4 |
6 | Слово. Дел-е на слоги | 4 | Март 2нед 3 нед | 1 2,3,4 |
7 | Предложение . Типы предложений | 3 | Апрель 1нед
| 1,2,3 |
8 | Заглавная буква в именах собственных. | 4 | Апрель 2нед 3 нед | 1.2,3 4 |
9 | Предложение. Члены предложения | 6 | Апрель 3 нед 4 нед 5 нед | 1,2 3,4,5 6 |
10 | Правила правописания (ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ) | 4 | Апрель 5 нед Май 2нед Май 3 нед | 1 2,3 4 |
11 | Повторение | 1 | Май 3 нед | 1 |
93час |
Нарушения письма и чтения, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи. 2год обучения
№ П/П | Тема занятия | Кол. час. | Грамматические термины | Коррекционно-воспитательная работа |
1. II этап | Состав слова Корень слова Родственные слова Однокоренные слова Приставка Суффикс Окончание | 17 2 3 3 3 4 2 | Корень слова. Родственные слова. Однокоренные слова. Суффикс. Окончание. Основа слова. | Развитие мыслительных процессов. Организация деятельности учащихся. Формирование интереса к языковым явления. |
2. П этап | Изменение сущ-х и прилагательных по падежам. Именительн.падеж Родительн.падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж Дифференциация р.п. и в.п. | 13 1 2 2 2 2 2 2 | Существительные. Прилагательные. Предложения. Словосочетания. Окончания. Согласование сущ-х и прилагательных в опр. Падеже. | Мотивация памяти, внимания, мышления. Организация деятельности учащихся. Формирование интереса к языковым явлениям. |
3. П этап | Род имен существительных Мужской род Женский род Средний род Дифференциация сущ-х по роду | 8 2 2 2 2 | Существительные. Прилагательные. Словосочетания. Предложения. | Развитие мыслительных процессов. Формирование интереса к языковым явлениям. Развитие речи, обогащение словаря. |
4. Ш этап | Синонимы | 4 | Существительные. Глаголы. Прилагательные. Составление предложений. | Развитие мыслительных процессов Обогащение и уточнение лексики. |
5. Ш этап | Антонимы | 4 | Существительные. Прилагательные. Глаголы. | Развитие мыслительных процессов. Обогащение и уточнение лексики. |
6. Ш этап | Слова-омографы (замок-замок; атлас-атлас) | 4 | Существительные. Составление предложений. | Развитие мыслительных процессов. Обогащение и уточнение лексики. |
7. Ш этап | Слова-омофоны (ключ, ножка, кран) | 4 | Существительные. Составление предложений. | Развитие мыслительных процессов. Развитие речи. Обогащение словаря. |
8. III этап | Слова иностранного происхождения(метро, такси.пальто,какаду.кенгуру). | 2 | Существительные.Несклоняемые Существительные. | |
9 Ш этап | Фразеологические обороты | 2 | Словосочетания. Фраза. Предложение. Составление связного высказывания. | Развитие мыслительных процессов. Развитие речи. Обогащение словаря. |
10 III этап | Устаревшие слова. | 2 | Слова современные и устаревшие. Словосочетание. предложение. | Обогащение и уточнение лексики. |
11 III этап | Однозначные и многозначные слова | 2 | Слова,имеющие одно значение. Слова , имеющие несколько значений | Обогащение и уточнение лексики |
12 | Предложение Распростр. и нераспростр предл-я. Члены предложеня (главные) Члены предложения (второстеп) | 6 2 2 2 | Предложение. Члены предложения | Совершенствование грамматического строя речи |
13 | Предложение Повествовательное. Вопросительное Восклицательное Прямая речь | 8 2 2 2 2 | Предложение. Знаки препинания. | Совершенствоание и дальнейшее развитие грамматического строя речи |
14 | Заглавная буква в именах собственных | 3 | Заглавная буква. Имена.Отчества.Фамилии. Названия. | Закрепление правил орфографии |
15 | Деление слов на слоги. Правила переноса | 2 | Перенос слов. Слоги. Ударение | Дальнейшее соверщенствование грамматических навыков |
16 | Повторяем фонетику. Фонетический разбор | 2 | Звуки. Буквы. Гласные. Согласные | Совершенствование фонетического слуха фонематического восприятия |
17 | Части речи Имя существительное Имя прилагательное Глагол. Местоимение | 7 2 2 2 2 | Сущест-ые. Прилаг-ые Глаголы. Местоимения. Предметы. Признаки. Действия. | Совершенствование грамматических навыков |
18 | Повторение | 2 | ||
93ч. |
Календарно- тематическое планирование.
НПЧ, обусловленное НВОНР, 2 год обучения.
№ | Тема | Кол. часов | Примерная дата (Месяц, неделя) | № урока |
1. | Состав слова Корень слова.Родств. слова Однокоренные слова Приставка. Суффикс. Окончание | 15 3 3 3 4 2 | Сентябрь 3 нед 4 нед Октябрь 1 нед Октябрь 2 нед 3 нед | 1, 2, 3 1, 2, 3 1, 2, 3 1, 2, 3 4. 1, 2 |
2 | Изменение имен существительных и прилагательных по падежам. Именит.падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Предложный падеж Диффер-я Р.п - В.п. | 13 1 2 2 2 2 2 2 | Октябрь 4 нед 4 нед 5 нед Ноябрь 3 нед 4 нед 5 нед | 1 1, 2(Р.П) 1, 2(Д.П), 1 2(В.П),1,2(Т.П) 1,2(П.П),1 2(Р.п-В.п) |
3 | Род имен существительных. Мужской род Женский род Средний род Дифференциация имен существительных по родам | 12 3 3 3 3 | Декабрь 1нед 2 нед 3 нед 4 нед | 1, 2, 3 1, 2, 3 1,2, 3 1,2,3 |
4 | Синонимы ( сущ,прил, глаголы) | 3 | Январь 2нед 3 нед | 1 2,3 |
5 | Антонимы (сущ,прил,глаголы) | 3 | Январь 4 нед 5 нед | 1 2, 3 |
6 | Омографы | 3 | Февраль 1 нед | 1,2, 3 |
7 | Омофоны | 3 | Февраль 2 нед | 1,2,3 |
8 | Слова иностранного происхождения(такси, метро,какаду,пальто,кофе) | 3 | Февраль 3 нед | 1,2,3 |
9 | Фразеологические обороты | 2 | Февраль 4 нед | 1, 2 |
10 | Устаревшие слова | 2 | Март 1нед | 1,2 |
11 | Однозначные и многозначные слова | 2 | Март 2 нед | 1,2 |
12 | Предложение. Распространенное и нераспространённое Простое и сложное Сложносоч. и сложноподч. | 6 2 2 2 | Март 3 нед Апрель 1нед 2 нед | 1,2,1 2;1,2 1 |
13 | Предложение. Повеств.предл-е Вопросит.предл-е Восклиц.предл-е | 6 2 2 2 | Апрель 2нед 3нед 4 нед | 1, 2 1. 2, 1 2 |
14 | Заглавная буква в именах собственных | 3 | Апрель 4 нед | 1,2 |
15 | Деление слов на слоги. Правила переноса. | 2 | Апрель 5 нед | 1,2 |
16 | Повторение фонетики. Фонетический разбор | 2 | Май 1нед | 1,2 |
17 | Части речи Имя сущ-ное Имя прил-е Глагол Местоим-е | 7 2 2 2 1 | Май 2нед 3нед 4нед | 1,2 1,2,1 2,1 |
18 | Повторение | 1 | Май 5 нед | 1 |
93час |
Нарушения письма и чтения, обусловленные нерезко выраженным
общим недоразвитием речи. З год обучения.
№ | Тема | Кол. часов | Понятия и терминология | Коррекционно-воспитательная работа |
1 | Речь. Предложение. | 3 | Слово. Предложение. Порядок слов в предложении | Выделение слова как единицы предложения |
2. | Речевой этикет. | 2 | Правила общения.Вежливые слова | Ознакомление с правилами речевого общения |
3. | Типы предложений. Повествовательные предложения. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения | 3 1 1 1 | Предложение.Интонация. Повышение голоса.,Понижение голоса. | Обогащение и уточнение лексики Развитие ВПФ |
4 | Заглавная буква в именах собственных и географических объектах Фамилия.имя.отчество. Адрес Географические объекты Клички животных | 4 1 1 1 1 | Имя, фамилия. Отчество. Адрес(страна, город, улица) Географические объекты (река.озеро.гора,море,океан) | Обогащение и уточнение лексического запаса |
5 | Деление слов на слоги Правила переноса | 2 | Слово. Слог. Правила переноса слов. | Слоговой анализ. Совершенствование фонематических навыков |
6 | Состав слова Корень слова. Родственные слова Слова родственные и однокоренные. Сложные слова. Приставка Суффикс Окончание | 11 1 2 2 3 2 1 | Корень. Приставка. Суффикс. Окончание.Словообразование. Родственные слова. | Совершенствование грамматических навыков |
7 | Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Итоговое занятие | 3 1 1 1 | Предложение Предмет. Существительное.Действие.Глагол. | Развитие и совершенствование грамматического строя речи |
8 | Второстепенные члены предложения Определение. Дополнение. Обстоятельство. | 6 2 2 2 | Предложение члены предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения | Совершенствование грамматических навыков |
9 | Работа с текстом Деление текста на абзацы. | 2 | Текст. Предложение. Слово. Заглавие. Абзац. | Формирование навыков синтаксиса |
10 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Части речи: самосоятельные. служебные.Имена сущ-ные.имена прил-е,глаголы.предлоги., | Дальнейшее развитие грамматических навыков |
11 | Буквы О и Е после шипящих | 2 | Орфограмма. Правило. | Соверщенствование навыков орфографии |
12 | Имя существительное. Изменение им.сущ. по числам Существительные одуш. и неодуш. Сущ-ные собств. и нариц | 3 1 1 1 | Имя существительное: одушевленные, неодушевлённые, Множественное число. единственное число. | Дальнейшее развитие грамматических навыков |
13 | Имена существительные множественного числа.(очки,часы,грабли) | 1 | Имя существительное, Множественное число, неизменяемая форма числа. | Развитие грамматических навыков. |
14 | Род имён сущ-х Женский род Мужской род Средний род | 6 2 2 2 | Имена существительные. Женский род, мужской род. Средний род. | Совершенствование грамматических навыков |
15 | Изменение имен сущ-х по падежам. Вспомогательные вопросы. Употребление падежей с предлогами. | 12 6 6 | Падеж. Вспомогательный вопрос. Предлог. Словоизменение. Имя существительное | Развитие грамматических навыков по связи слов в письменной речи (тип управления) |
16 | Склонение имён существительных 1 склонение 2 склонение 3 склонение | 6 2 2 2 | Имя существительное. Склонение. Род | Развитие грамматических навыков склонения имён прилагательных |
17 | Имена прилагательные Качественные прилагательные Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные | 6 2 2 2 | Имена прилагательные. Относительные, притяжательные качественные | Формирование грамматических навыков в классификации имён прилагатеьных |
18 | Учимся писать письма Структура письма Деловые письма. Письмо другу. | 3 1 1 1 | Письмо - средство связи. общения, и информации | Развитие навыков связной письменной речи |
19 | Глагол Нач.форма- инфинитив Вид глагола Время глагола Спряжение глагола Правописание -тся и –ться Правописание «НЕ» с глаголами | 12 2 2 2 2 2 2 | Глагол. Время глагола. Спряжение глагола. Частица. | Развитие грамматических навыков в письменной речи |
20 | Местоимение Личное мест-е Безличное мест-е Неопределённое | 3 1 1 1 | Местоимение. Личные .Безличные. Неопределённые. | Развитие грамматических навыков |
21 | Морфологический разбор частей речи Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение | 12 3 3 3 3 | Морфология. Части речи. Морфологический разбор. | Дальнейшее совершенствование срамматических навыков в письменной речи |
22 | Повторяем фонетику Фонетический разбор | 2 | Фонетика. Фонетический разбор. | Развитие фонетических навыков |
93часа |
Календарно-тематическое планирование.
НПЧ, НВОНР, 3 год обучения
№ п./п | Тема | Кол-во часов | Примерная дата (месяц,неделя) | № урока |
1 | Речь. Предложение | 3 | Сентябрь, 3 неделя | 1, 2 ,3 |
2 | Речевой этикет | 2 | Сентябрь, 4 неделя | 1, 2 |
3 | Типы предложений Повествовательные Вопросительные Восклицательные | 3 1 1 1 | Сентябрь 4 неделя 5неделя Октябрь 1 неделя | 1 2 3 |
4 | Заглавная буква в именах собственных. Фамилия, имя, отчество Адрес Географические обьекты Клички животных | 4 1 1 1 1 | Октябрь 1 неделя 2 неделя | 1 2, 3, 4 |
5 | Деление слов на слоги Правила переноса слов. | 2 | Октябрь 3 неделя | 1,2 |
6 | Состав слова Корень слова. Родственные слова Слова родственные и однокоренные Сложные слова. Приставка Суффикс Окончание. | 11 1 2 2 3 2 1 | Октябрь 3 неделя 4 неделя 5 неделя Ноябрь 3 неделя 4 неделя | 1 2,3,4 5,6,7 8,9,10 11 |
7 | Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Итог. занятие. | 3 1 1 1 | Ноябрь 4 неделя Декабрь 1 неделя | 1, 2 3 |
8 | Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. | 6 2 2 2 | Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя | 1, 2 3, 4, 5 6 |
9 | Работа с текстом. Деление текста на абзацы | 2 | Декабрь 3 неделя | 1, 2 |
10 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Декабрь 4 неделя | 1 |
11 | Буквы О и Е после шипящих | 2 | Декабрь 4 неделя | 1.2 |
12 | Имя существительное. Одуш и неодуш существительные Собственные и нарицательные Изменение сущ-х по числам. | 3 1 1 1 | Январь 2 неделя 3 неделя | 1 2, 3 |
13. | Имена существительные множественного числа( очки, грабли,ножницы) | 1 | Январь 3неделя | 1 |
14. | Род имён существительных Женский род Мужской род Средний род | 6 2 2 2 | Январь 4неделя 5 неделя | 1, 2, 3 4, 5, 6 |
15 | Изменение имён существительных по падежам Вспомогательные вопросы. Употребление падежей с предлогами. | 12 6 6 | Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4неделя Март 1 неделя | 1, 2, 3 3, 4, 5 6, 7, 8 9, 10, 11 12 |
16 | Склонение имён существительных. 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение | 6 2 2 2 | Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя | 1, 2 3, 4, 5 6 |
17 | Имя прилагательное Качественные им. прил-е Относительные им.прил-е Притяжательные им. прил-е | 6 2 2 2 | Март 3 неделя Апрель 1 неделя 2 неделя | 1, 2 3, 4, 5 6 |
18 | Учимся писать письма. | 1 | Апрель 2 неделя | 1 |
19 | Глагол Нач форма-инфинитив Время глагола Вид глагола Спряжение глагола Правописане -ТСЯ И –ТЬСЯ Правописание НЕ с глаголами | 6 1 1 1 1 1 1 | Апрель 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 1 2, 3, 4 5, 6 |
20 | Местоимение (Личное,безличное неопределенное) | 1 | Апрель 4 неделя | 1 |
21 | Морфологический разбор частей речи Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение. | 4 1 1 1 1 | Апрель 5 неделя Май 1 неделя Май 2 неделя | 1, 2 3 4 |
22 | Повторяем фонетику | 2 | Май 3 неделя | 1, 2 |
87часов |
3 часть
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. С.В.Иванов, О.А.Евдокимова, М.И.Кузнецова. «Русский язык 2, 3 класс». М., «Вентана Граф». 2008 год. И 2012г (Одобрено МО РФ).
2. Н.В.Дурова. «Обучение грамоте». М., «Школьная пресса». 2006 г.
3. А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. «Обучаем писать и читать без ошибок». М., «Аркти». 2007 г.
4. А.В.Ястребова. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы». М., Просвещение. 1985 г.
5. И.Н.Садовникова. «Нарушение письменной речи у младших школьников». М., Владос, 2000 г.
6. Е.В.Мазанова. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». М., 2006, «Гном и Д» (Одобрено МО РФ).
7. Е.В.Мазанова. «Коррекция аграмматической дисграфии». М., 2006, «Гном и Д» (Одобрено МО РФ).
8. Е.В.Мазанова. «Коррекция акустической дисграфии». М., 2006, «Гном и Д» (Одобрено МО РФ).
9. Е.В.Мазанова. «Коррекция оптической дисграфии». М., 2006, «Гном и Д» (одобрено МО РФ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка у учащихся с общим недоразвитием речи
В данном материале предлагаются различные задания и упражнения по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов....
Рабочая учебная программа. Курс логопедических занятий. Общее недоразвитие речи III уровень. 1 класс.
Рабочая учебная программа курса логопедия 1 класса составлена на основе «Программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками» под редакцией А.М. Козыревой и лого...
ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ УЧАЩИМИСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье представлен результат исследования особенностей решения текстовых задач учащимися школы 5 вида. Материал представляет интерес для педагогов работающих в срециальных коррекционных учреждениях....
Программа "Коррекция общего недоразвития речи (3 уровень) у детей с ЗПР. (подготовительный класс)"
Программа Коррекция общего недоразвития речи (3 уровень) у детей с ЗПР. (подготовительный класс)...
Доклад на МО классных руководителей "Формирование грамматической стороны речи учащихся с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств".
Ппроблема формирования грамматических средств речи у детей с речевыми нарушениями занимает важное место в современной коррекционной педагогике, вопрос о методике их развития и коррекции является одним...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ «Коррекция нарушений речи учащихся 1-2 классов с ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Программа коррекционной логопедической работы в школе....