Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО
статья по логопедии (2, 3 класс) на тему

Дюкарева Елена Вячеславовна

Речь - это деятельность человека, которая формируется в процессе общения. Обучение детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах являются планомерным процессом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дюкарева Е.В., МБОУ "СОШ №20 им. А.А. Хмелевского",

 учитель-логопед высшей квалификационной категории

Филиппова С.В., МБОУ "СОШ №10 им.Е.И.Зеленко",

учитель-логопед первой квалификационной категории

Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО

      « Несомненно, что слово играет решающую роль

уже в наглядно-действенном мышлении и что

только отражение в речи определенных предметов

дает возможность ребенку составить о них

дифференцированные представления

 в умственном плане или в плане воображения».

А.В. Запорожец

Содержание

1. Проблемы коррекции связной речи у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО

2. Психологическая основа и особенности развития связной речи младших школьников с нарушениями речи

3. Направления коррекционной работы


1. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сказано, что одной из основных задач обучения младших школьников становится качество знаний, повышение мотивации обучения. Познавательная деятельность реализуется в первую очередь в речевой деятельности. Без полноценной речевой деятельности невозможно развитие познавательной деятельности. Хорошо развитая речь способствует  лучшему усвоению школьных предметов и создает предпосылки для активного участия в общественной жизни, адаптации в современном обществе.

Речь - это деятельность человека, которая формируется в процессе общения. Обучение детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах являются планомерным процессом. До недавнего времени в методической науке и школьной практике господствовало мнение о том, что содержательная сторона речи детей формируется стихийно, под влиянием чтения и письма, что в школе не требуется специальной работы по обогащению речи детей языковыми единицами: словами, словосочетаниями, предложениями. Однако жизненные реалии доказали обратное. Качество связной речи, как устной, так и письменной, у детей младшего школьного возраста катастрофически низкое. Особенно заметным это становится при изучении письменных работ обучающихся. Поэтому целенаправленное формирование устной и письменной связной речи остается одной из остро стоящих проблем в начальной школе.


2. Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Имеет определенные требования: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету, объекту, точность в употреблении языковых средств.

С.Л. Рубинштейн отмечает, что для говорящего всякая речь, передающая мысль, является связной речью. «Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя»[14]. Построение фраз уже свидетельствует о том, что ребёнок начинает устанавливать связи между предметами. Таким образом, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Она может быть несвязной по двум причинам: связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего или эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Согласно исследованиям лингвистов, речь развивается по определенным параметрам - от контекстной к монологической. Развитие связной монологической речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В работе Л.С. Выготского «Мышление и речь» основным вопросом является отношение речи и мышления. Процесс перехода от мысли к речи представляет собой сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздание в словах. Связное высказывание отражает уровень развития ребенка: умственный, речевой, эмоциональный. Оно показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи.

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.И. Жинкина, А.М. Леушина, Д.Б.Эльконина и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

В условиях нормально развивающегося словесного общения ребенок по подражанию овладевает разговорной речью, ее особенностями. Дети, имеющие речевые нарушения  испытывают большие трудности, чем их сверстники. Для их речевой деятельности характерно:

  • Односложность речевых высказываний , использование  простых конструкций,  неспособность грамматически правильно построить предложение;
  • Бедный словарный запас;
  • Употребление нелитературных слов и выражений;
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
  • Неспособность построить рассказ  на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • Слабовыраженная интонационная выразительность, нарушение темпо-ритмической стороны речи и др.

Дети с трудом абстрагируются, не могут спланировать свое высказывание. Им катастрофически не хватает языковых средств для выражения собственных мыслей, поэтому на уроках дети предпочитают отмалчиваться. Они нуждаются в коррекционном логопедическом обучении.

А.В. Ястребова и Т. П. Бессонова выделяют следующие нарушения в развитии связной речи у младших школьников:

  1. Несформированность практических представлений о тексте.
  2. Недоразвитие умений и навыков анализировать текст:
  •  определять тему рассказа (текста);
  •  определять основную мысль текста;
  •  определять последовательность и связность предложений в тексте;
  •  устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
  •  составлять план связного высказывания.
  1. Недоразвитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:
  •  определять замысел высказывания;
  •  определять последовательность развертывания высказывания (план);
  •  определять связность предложений и смысловую зависимость между ними;
  •  отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
  •  составлять план связного высказывания.

3. Становится очевидным, что в условиях коррекционного воздействия на ученика разговорная речь с ее стилистическими особенностями не может являться целью обучения. В процессе коррекционной работы различные виды речи выступают не только как результат обучения, но и как средство формирования словесного общения. Первоочередной задачей становится практическое овладение языком, недопущение детьми речевых ошибок, нарушающих коммуникативную функцию речи.

Исходя из этого, работа по развитию речи ведется последовательно и систематически. Условно можно выделить  3 основных аспекта:

1.Работа со словом.

2. Работа со словосочетаниями и предложениями.

3. Развитие связной  речи

Каждый аспект достаточно важен и не может нарабатываться отдельно. Один этап плавно переходит в другой, дополняя и обогащая друг друга. Специальное обучение организовывается таким образом, чтобы развитие различных видов диалогической и монологической речи происходило параллельно с обогащением и уточнением словаря учащихся, с усвоением грамматических структур, с совершенствованием навыков и умений связной речи.

 Работа со словом.

В основе обучения лежит работа над целым словом и его элементами (слогом и отдельными звуками), в ходе которой происходит уточнение и автоматизация произнесения отдельных звуков, что, в свою очередь, приводит к развитию слогового и фонематического анализа и синтеза. Ее неотъемлемой составляющей является раздел работа над словарем.

 Работа над словарем включает в себя:

- изучение значения новых слов;        

  •  подбор к уже изученным словам и выражениям антонимов, синонимов и понимание различий между ними;
  •  работа над ударением и правильным произношением  слов;
  •  работа с нелитературной лексикой, словами-паразитами;
  •  перевод слов из пассива в актив.

Кроме  этого нужно помнить, что  недостаточно просто заучить слова и фразы. Важно научиться понимать смысл слова и выразительно, своевременно применять их в речи.

 Работа со  словосочетанием и предложением

Словосочетание и предложение являются основными синтаксическими единицами языка, которые тесно связаны между собой.

Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли, а создающее расчлененное обозначение единого понятия.

Предложение – это минимальная единица речи, которая представляет собой грамматически-организованное соединение слов (одно слово), словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передает мысль ученика, в нем реализуется умение выбрать точное слово, составить словосочетание.

Исходя из этого, работа над словосочетанием может  проводиться изолированно и в составе предложения. Это  позволяет детям упражняться в дифференциации этих понятий, а также развивает анализ (выделение словосочетания из предложения) и синтез (включение словосочетания в предложение). Таким образом, предложения анализируются, выявляются связи между словами и синтезируются, составляются на основе словосочетаний.

В работе над словосочетанием, помимо его семантики, необходимо учитывать:

  •  структуру (главное слово и зависимое, подчиненное);
  •  постановку вопроса от главного слова к зависимому:
  •  наличие или отсутствие предлога и правильное его употребление;
  • формы согласования.

Основные приемы работы над предложениями:

  •  чтение  и выяснение значения предложения;
  •  составление предложений по заданной схеме; по вопросу, в котором есть структура предложения и заданные слова;
  •  построение предложений из разрозненных слов или восстановление      предложений из деформированного текста;
  •  вычленение предложений из  текста, напечатанного без точек и заглавных букв;
  •  постепенное распространение  простого предложения с помощью вопросов;
  •  выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах;
  •  построение предложений заданного типа;
  •  редактирование предложений, содержащих речевые ошибки;
  •  составление предложений по опорным словам, по одному опорному слову;
  •  составление предложений по картинке (предметной, сюжетной);
  •  соединение простых предложений в сложное или простое с однородными членами;
  •  построение сложного предложения из нескольких различных элементов;
  •   работа над интонацией и выразительностью.

Работа над связной речью.

Общим требованиям, предъявляемым к речи, отвечает как устная, так и письменная речь. При обучении связной речи дается минимум теоретических сведений, так как навыки формируются успешнее, когда они осмыслены и получены практическим путем в процессе выполнения упражнений и заданий. Самыми удачными средствами для развития связной речи являются устный пересказ и письменное изложение, устные и письменные сочинения.

Опираясь на методику логопедической работы, разработанную В.К.Воробьёвой, коррекционная работа проходит три этапа становления навыка связного говорения, между которыми существует преемственность, предусматривающая переход от 1 этапа – развития первоначальных навыков связной речи практическими методами – ко 2 этапу – формированию учебных действий, анализа по выявлению смысловых и языковых правил построения текста, а затем к 3 этапу - формированию связной речи на основе практического применения правил в учебно-коммуникативных ситуациях. На каждом из этапов у школьников формируются дифференцированные навыки и умения.

Первоначально обучающихся знакомят с признаками связного текста, учат выделять основную мысль, тему текста, находить опорные слова для пересказа. Затем следует работа над деформированным текстом. После этого детей учат различать цепной и параллельный виды связи предложений в тексте, и только после этого приступают к работе с видами текстов: текст-повествование, текст-описание и текст-рассуждение. В ходе практических упражнений обучающиеся осознают, что в повествовании говорится о действиях и событиях, его можно отличить по вопросу "Что произошло?". Повествование можно проиллюстрировать серией картинок или созданием диафильма. А в описании описываются предметы, люди, животные, природа и т.д., его можно распознать по вопросу "Какой?" и представить лишь одной картинкой. В рассуждении излагаются причины, явления и события, показывается их взаимосвязь. К рассуждению ставятся вопросы "Почему? Зачем?". Этот вид нельзя представить в виде картинки. Практически навыки дети реализуют в ходе говорения (пересказа) и написания изложения и сочинения.

Предлагаются следующие виды практических упражнений:

  • задания на выявление понимания нарушения целостности структуры текста при опускании начала (середины, концовки) рассказа и умения придумывать содержание начала, главной части, конца рассказа (детям читается рассказ, в котором опускается та или иная структурная часть); после чтения перед детьми ставятся вопросы (все ли было понятно в рассказе?, какой части в рассказе не хватает?, о чем может говориться в начале (середине, конце) рассказа);
  •  анализ литературного текста с позиций связности (понимание темы, структуры, определение названия текста); с этой целью детям предлагались после чтения вопросы (о чем говорится в рассказе?, о чем говорится в начале (середине) рассказа?, чем закончился рассказ?, как можно назвать этот рассказ?);
  •  задание на построение рассказа на предложенную  тему, которая должна быть конкретна, реалистична;
  •  планирование будущего рассказа;
  •  упражнения на подбор слов, учитывая их смысловую нагрузку в тексте;
  •  составление рассказов по аналогии;
  •  придумывание продолжения и завершения рассказа, начатого педагогом;
  •  придумывание начала по заданному окончанию рассказа;
  •  составление сюжетного рассказа по набору картинок;
  •  сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и др.

Данные виды упражнений способствуют тому, что у детей формируется четкое представление о структуре повествования, рассказы становятся более связными, выразительными, эмоциональными.

Учитывая вышеизложенное, опираясь на "Инструктивное письмо по организации работы  А.В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой,  методические разработки В.К.Воробьёвой, Н.Г.Андреевой, А.А. Андрюховой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, нами было разработаны коррекционные программы для 2-4 классов, отражающие 2 и 3 этапы коррекционной логопедической работы с младшими школьниками.

Ожидаемые результаты:

  1. Умение связно излагать мысли  устно и письменно; умение развернуть и закончить свою мысль, одновременно следя за орфографией и пунктуацией.
  2. Умение осмыслить тему, раскрыть; подбирать и применять  для этого разнообразные языковые средства.
  3. Умение не только устно, но и письменно раскрыть заданную тему, выражая собственное мнение.
  4. Умение составить план и распределить информацию в соответствии с этим планом.
  5. Умение использовать свой словарный запас,  пользоваться словарем.
  6. Научиться исправлять допущенные ошибки, видеть их и дополнять свой текст или высказывание более точными и емкими выражениями

Программы развития и формирования связной речи у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи  осуществляют основной принцип обучения: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме.

При несвоевременной коррекционно-логопедической работе недоразвитие связной речи в младшем школьном возрасте приведет к неуспеваемости по чтению и письму и будет являться препятствием для успешного овладения программами общеобразовательных предметов.


                Литература

  1. Ахутина Т.В. Порождение речи. М.: Академия. 1998.  
  2. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе».

 I Международная конференция памяти А.Р.Лурия. Сб-к докладов. М.,1998.

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М. Академия. 1999.
  3. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология. 1989.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М. Просвещение. 1985.
  6. Капышева Н.А. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана // Логопедия. 2004. – № 2 (4).
  7. Капышева Н.А. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях по обучению рассказыванию по серии картинок // Логопедия. 2003. - № 1-2.
  8. Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи // Логопедия./Под ред. Л.С.Волковой. М., Просвещение. 1989. 
  9. Лалаева Р.И. Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии / Под.ред. Р.Е.Левиной. Изд-во АПН РСФСР, М.,1959.
  10. Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии/ Под ред. Р.Е.Левиной. Изд-во АПН РСФСР, М., 1959.
  11. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М. Изд-во АПН РСФСР 1978.
  12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Изд-во Моск.ун-та. М.,1969. 
  13. Лурия А.Р. Речь и мышление. М. Педагогика 1979.
  14. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1998.
  15. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2003.
  16. Логопедия в школе / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: Март, 2004.
  17. Локалова Н.П. Развитие вербально-смыслового анализа в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1996. - № 2.
  18. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: АСТ, 2003.
  19. Никитина А.Ю. Приемы и методы, используемые для развития связной речи детей // Логопедия. 2003. - № 1-2.
  20. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.
  22. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995.
  23. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. – М.: Сфера, 2005.
  24. Хватцев М.Е. Логопедия. М.:Учпедгиз.1959.
  25. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. «Основы логопедии» - М., 1989.
  26.  Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. – М.: Аркти, 1997.
  27.  Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито-Центр, 1996.


Приложение 1

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССОВ

Нарушение чтения  и письма, обусловленное нерезко выраженным общим

 недоразвитием речи (2 год обучения)

Пояснительная записка

Программа «Коррекционно-развивающая программа для обучающихся 2 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным нерезко выраженным общим недоразвитием речи» разработана на основе:

  • инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.

Цель: устранить нарушения письменной речи у обучающихся 2 классов.

Адресат: обучающиеся 2 классов, испытывающие затруднения при овладении устной и письменной речью, обусловленные НВОНР.

Обоснование: продолжение коррекционной работы, начатой в первом классе.

Название программы: «Коррекционно-развивающая программа для обучающихся 2 классов. Нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи (2 год обучения)»

Рабочая программа рассчитана на 88 ч (3 ч в неделю)

УМК учителя:

  • Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.2. Предложение. Текст. Пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008.
  • Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать изложения. 2 класс. М., "Грамотей", 2006.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.: Пособие для логопеда. М., 2001.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1995.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.

К концу обучения дети должны знать:

  • особенности различных видов предложений;
  • особенности построения текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения;
  • как построить связное высказывание и отобрать для него адекватные языковые средства.

К концу обучения дети должны уметь:

  • активно пользоваться различными способами построения предложения;
  • ориентироваться в типах текстов;
  • составить план к тексту;
  • правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;
  • строить связное высказывание и отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения.

Критерии оценивания различных видов работ:

программа предполагает безоценочную систему проведения занятий

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты:

используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является научение детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

Ожидаемые результаты:

  • ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
  • ученик, с достаточно развитой импрессивной и экспрессивной речью для  усвоения учебных программ на минимальном базовом уровне.

Основные методы обучения:

  • практические;
  • наглядно-демонстрационные;
  • игровые;
  • словесные;
  • методы ролевого моделирования типовых ситуаций.

Принципы логопедической работы:

  • наглядность,
  • доступность,
  • системность,
  • комплексность,
  • принцип развития,
  • онтогенетический принцип.

Формы организации деятельности учащихся:

- групповая

- подгрупповая

- работа в парах

- индивидуальная

Тематический план

Тема занятий

Часы

Работа с предложением (18 часов)

1

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения.

1

2

Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.

2

3

Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

1

4

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

1

5

Составление предложений — полных ответов на вопросы по тексту.

1

6

Составление предложений — краткий ответов на вопросы по тексту.

1

7

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

2

8

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

1

9

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

1

10

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложносочиненными предложениями.

2

11

Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами/

1

12

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.

3

13

Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов.

1

Работа с текстом (70 часов)

14

Выделение признаков связного текста. Тема текста.

1

15

Текст. Основная мысль текста.

1

16

Текст. Опорные слова.

2

17

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

1

18

Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.

2

19

Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов.

2

20

Цепной вид связи предложений в тексте.

1

21

Параллельный вид связи предложений в тексте.

1

22

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста.

2

23

Практические упражнения в написании изложения-повествования.

4

24

Практические упражнения в составлении текста-повествования.

4

25

Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения текста-описания.

4

26

Практические упражнения в написании изложения-описания.

4

27

Практические упражнения в составлении текста-описания.

4

28

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения.

3

29

Практические упражнения в написании изложения-рассуждения.

4

30

Практические упражнения в составлении текста-рассуждения.

4

31

Деление текста на части.

4

32

Составление плана текста с обозначенными частями.

4

33

Редактирование текста.

12

34

Составление рассказа по заглавию и данному началу.

3

35

Составление рассказа по данному окончанию.

3

Поурочный годовой план работы с группой обучающихся 2 класса, имеющих логопедическое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи (второй год обучения)

Недели

Занятия

Тема и содержание коррекционной работы

Основные требования к формированию умений и навыков

Развитие психологических предпосылок и навыков учебной деятельности

Сентябрь

1

I-II этапы (диагностико-подготовительный)

2

3

1

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения.

Уметь дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;

формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения,

Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления.

2

Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.

Уметь дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью.

Развивать внимание, способность к переключению.

3

Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.

Уметь осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью.

Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления.

4

4

Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

Уметь дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов.

Развивать внимание, способность к переключению

5

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

Уметь составлять предложения из слов, данных в начальной форме; грамматически оформлять предложения.

Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления

5

6

Составление предложений — полных ответов на вопросы по тексту.

Уметь составлять полные ответы на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов; распространять предложение.

Развивать внимание, способность к переключению

Октябрь

1

7

Составление предложений — краткий ответов на вопросы по тексту.

формировать умения составлять краткие ответы на вопросы по тексту, сопоставлять полные и краткие ответы.

Развивать внимание, способность к переключению

8

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

Развивать умение составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов; упражнять в грамматическом оформлении предложений.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

2

9

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений.

Уметь составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов, схемы.

Развивать навык программирования связного высказывания

10

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

Уметь составлять связный текст из отдельных предложений.

Развивать навык программирования связного высказывания

11

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

Уметь находить границы предложения в непунктированном тексте по интонации и смысловым вопросам

Развивать внимание, способность к переключению

3

12

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложносочиненными предложениями.

Уметь понимать пассивные инвертированные конструкции; сопоставлять простые и сложные предложения.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

13

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложноподчиненными предложениями.

Уметь понимать пассивные инвертированные конструкции; сопоставлять простые и сложные предложения.

Развивать навык программирования связного высказывания

14

Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

Уметь восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные слова.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

4

15

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.

Уметь находить и исправлять речевые и не речевые (логические) ошибки в предложениях.

Развивать навык программирования связного высказывания

16

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.

Уметь находить и исправлять речевые и не речевые (логические) ошибки в предложениях.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

17

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформлении предложений с нарушенным порядком слов.

Уметь находить и исправлять речевые и не речевые (логические) ошибки в предложениях.

Развивать навык программирования связного высказывания

5

18

Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов.

Уметь собирать материал для рассказа путем наблюдений, определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

Ноябрь

1

Каникулы

Работа с текстом

2

19

Выделение признаков связного текста. Тема текста.

Уметь отличать текст от группы предложений, дифференцировать эти понятия.

Развивать навык программирования связного высказывания.

20

Текст. Основная мысль текста.

Уметь определять тему текста, определять и формулировать основную мысль текста, определять диалогическую, монологическую речь.

Развивать навык программирования связного высказывания

3

21

Текст. Опорные слова.

Уметь находить опорные слова, понимать структуру текста, пересказывать сказку по серии сюжетных картинок и опорным словам.

Развивать навык программирования связного высказывания

22

Текст. Опорные слова.

Уметь находить опорные слова, понимать структуру текста, пересказывать сказку по серии сюжетных картинок и опорным словам формировать умение пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам.

Развивать навык программирования связного высказывания

23

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

Уметь замечать смысловые и логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, понимать структуру текста, восстанавливать деформированные тексты.

Развивать навык программирования связного высказывания

4

24

Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.

Уметь замечать логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, определяя правильную последовательность предложений; делить текст на части и выделять их при записи.

Развивать внимание, способность к переключению

25

Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.

Уметь замечать логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, определяя правильную последовательность предложений; делить текст на части и выделять их при записи.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться.

26

Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов.

Уметь конструировать предложения и составлять из них текст.

Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления.

5

27

Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов.

Уметь строить предложение, давать точный, полный ответ на вопрос, используя различные синтаксические конструкции.

Развивать внимание, способность к переключению.

28

Цепной вид связи предложений в тексте.

Уметь узнавать цепной вид связи предложений в тексте.

Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления

29

Параллельный вид связи предложений в тексте.

Уметь узнавать Параллельный вид связи предложений в тексте.

Развивать внимание, способность к переключению

Декабрь

1

30

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста.

Уметь определять особенности текста-повествования, последовательность частей в тексте.

Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления

31

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста.

Уметь пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам, подбирая нужные языковые средства.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

32

Практические упражнения в написании изложения-повествования.

Уметь писать изложение-повествование.

Развивать внимание, способность к переключению.

2

33

Практические упражнения в написании изложения-повествования.

Уметь писать изложение-повествование.

Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления.

34

Практические упражнения в написании изложения-повествования.

Уметь писать изложение-повествование.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться.

35

Практические упражнения в написании изложения-повествования.

Уметь писать изложение-повествование.

Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления.

3

36

Практические упражнения в составлении текста-повествования.

Уметь составлять текст-повествование.

Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления.

37

Практические упражнения в составлении текста-повествования.

Уметь составлять текст-повествование.

Развивать внимание, способность к переключению.

38

Практические упражнения в составлении текста-повествования.

Уметь составлять текст-повествование.

Развивать внимание, способность к переключению.

4

39

Практические упражнения в составлении текста-повествования.

Уметь составлять текст-повествование.

Развивать внимание, способность к переключению.

40

Текст-описание. Характерные признаки текста -описания. Отличие текста-повествования от текста -описания.

Уметь определять особенности текста-описания, отличать от текста-повествования.

.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться.

41

Текст-описание. Схема построения описания.

Уметь пересказывать описательный текст по плану и опорным словам.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

5

42

Текст-описание. Схема построения описания.

Уметь строить описание, используя средства выразительности для описания своих наблюдений.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

Январь

1

Каникулы

2

Каникулы

3

43

Текст-описание. Схема построения описания.

Уметь строить описание, используя средства выразительности для описания своих наблюдений.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

44

Практические упражнения в написании изложения-описания.

Уметь писать изложение-описание.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

45

Практические упражнения в написании изложения-описания.

Уметь писать изложение-описание.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

4

46

Практические упражнения в написании изложения-описания.

Уметь писать изложение-описание.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

47

Практические упражнения в написании изложения-описания.

Уметь писать изложение-описание.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

48

Практические упражнения в составлении текста-описания.

Уметь составлять текст-описание.

Развитие временно-пространственных представлений.

5

49

Практические упражнения в составлении текста-описания.

Уметь составлять текст-описание.

Развивать наблюдательность за языковыми явлениями

50

Практические упражнения в составлении текста-описания.

Уметь составлять текст-описание.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций

51

Практические упражнения в составлении текста-описания.

Уметь составлять текст-описание.

Февраль

1

52

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения.

Уметь конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи.

Развитие временно-пространственных представлений.

53

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения.

Уметь конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи.

Развитие временно-пространственных представлений.

54

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения.

Уметь конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи.

Развивать наблюдательность за языковыми явлениями.

2

55

Практические упражнения в написании изложения-рассуждения.

Уметь писать изложение-рассуждение.

Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию.

56

Практические упражнения в написании изложения-рассуждения.

Уметь писать изложение-рассуждение.

Развивать слуховое внимание.

57

Практические упражнения в написании изложения-рассуждения.

Уметь писать изложение-рассуждение.

Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления.

3

58

Практические упражнения в написании изложения-рассуждения.

Уметь писать изложение-рассуждение.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться.

59

Практические упражнения в составлении текста-рассуждения.

Уметь составлять текст-рассуждение.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций.

60

Практические упражнения в составлении текста-рассуждения.

Уметь составлять текст-рассуждение.

Развивать навык программирования связного высказывания

4

61

Практические упражнения в составлении текста-рассуждения.

Уметь составлять текст-рассуждение.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

62

Практические упражнения в составлении текста-рассуждения.

Уметь составлять текст-рассуждение.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций

Март

1

63

Деление текста на части.

Уметь определять тип текста, сравнивать тексты на одну тему.

Развивать пространственно-временные представления

64

Деление текста на части.

Уметь делить текст на части, определять границы частей, выделять их при записи соответственно плану.

Развивать пространственно-временные представления

65

Деление текста на части.

Уметь делить текст на части, определять границы частей, выделять их при записи соответственно плану.

Развивать пространственно-временные представления

2

66

Деление текста на части.

Уметь делить текст на части, определять границы частей, выделять их при записи соответственно плану.

Развивать навык программирования связного высказывания

67

Составление плана текста с обозначенными частями.

Уметь пользоваться схемами построения текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций

3

68

Составление плана текста с обозначенными частями.

Уметь составлять план, использовать его при пересказе текста.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций

69

Составление плана текста с обозначенными частями.

Уметь составлять план, использовать его при пересказе текста.

Формировать коммуникативную функцию речи на основе предложения как средства выражения и сообщения мысли

70

Составление плана текста с обозначенными частями.

Уметь составлять план, использовать его при пересказе текста.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций

4

Каникулы

5

Каникулы

Апрель

1

71

Редактирование текста

Уметь делить текст на части и выделять их при записи, точно употреблять слова в речи.

Формировать коммуникативную функцию речи на основе текста

72

Редактирование текста

Уметь делить текст на части и выделять их при записи, точно употреблять слова в речи.

Развивать слуховое внимание и память.

2

73

Редактирование текста

Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования.

Развивать логическое мышление, творческое воображение.

74

Редактирование текста

Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования.

Развивать логическое мышление, творческое воображение.

75

Редактирование текста

Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования.

Развивать логическое мышление, совершенствовать навыки программирования высказывания.

3

76

Редактирование текста

Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования.

Развивать логическое мышление, совершенствовать навыки программирования высказывания.

77

Редактирование текста

Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования.

Формировать аналитико-синтетическую деятельность в области языковых средств.

78

Редактирование текста

Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования.

Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания.

4

79

Редактирование текста

Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования.

Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания.

80

Редактирование текста

Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования.

Совершенствовать навыки установления причинно-следственных связей, развивать логическое мышление

81

Редактирование текста

Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования.

Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания.

5

82

Редактирование текста

Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования.

Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания.

83

Составление рассказа по заглавию и данному началу.

Уметь составлять рассказ по заглавию и данному началу.

Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания

84

Составление рассказа по заглавию и данному началу.

Уметь составлять рассказ по заглавию и данному началу.

Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания.

Май

2

85

Составление рассказа по заглавию и данному началу.

Уметь составлять рассказ по заглавию и данному началу.

Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания

86

Составление рассказа по данному окончанию.

Уметь составлять рассказ по данному окончанию.

87

Составление рассказа по данному окончанию.

Уметь составлять рассказ по данному окончанию.

Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания

88

Составление рассказа по данному окончанию.

Уметь составлять рассказ по данному окончанию.

Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания.

3

IV этап (оценочный)

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей. Фронтальное обследование

4

 


КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ

Нарушения чтения  и письма, обусловленные нерезко

выраженным общим недоразвитием речи

(третий этап обучения)

Пояснительная записка

Программа «Коррекционно-развивающая программа для обучающихся 3-4 классов с нарушениями чтения и письма, обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи» разработана на основе:

  • инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.

Цель: устранить нарушения устной и письменной связной речи у обучающихся 3-4 классов путем  написания творческих работ.

Адресат: обучающиеся 3-4 классов, испытывающие затруднения при овладении устной и письменной связной речью, обусловленные НВОНР.

Обоснование: продолжение коррекционной работы.

Название программы: «Коррекционно-развивающая программа для обучающихся 3-4 классов. Нарушения чтения и письма, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи (3 этап обучения)»

Рабочая программа рассчитана на 92 ч (3 ч в неделю)

УМК учителя:

  • Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 3 Письменная связная речь. Пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001;
  • Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2002;
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1995;
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.

  • К концу обучения дети должны знать:
  •  особенности различных видов предложений;
  • особенности построения текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения;
  •  как построить связное высказывание и отобрать для него адекватные языковые средства.

К концу обучения дети должны уметь:

  • активно пользоваться различными способами построения предложения;
  • ориентироваться в типах текстов;
  • составить план к тексту;
  • правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;
  • строить связное высказывание и отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения.

Критерии оценивания различных видов работ:

программа предполагает безоценочную систему проведения занятий

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты:

используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является научение детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

Ожидаемые результаты:

  • ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
  • ученик, с достаточно развитой импрессивной и экспрессивной речью для  усвоения учебных программ на минимальном базовом уровне.

Основные методы обучения:

  • практические;
  • наглядно-демонстрационные;
  • игровые;
  • словесные;
  • методы ролевого моделирования типовых ситуаций.

Принципы логопедической работы:

  • наглядность,
  • доступность,
  • системность,
  • комплексность,
  • принцип развития,
  • онтогенетический принцип.

Формы организации деятельности учащихся:

  • групповая
  • подгрупповая
  • работа в парах
  • индивидуальная

Тематический план

Тема занятий

Часы

Письменная связная речь. Текст. Изложение

64

1

Выделение признаков связного текста. Тема текста. Основная мысль текста.

1

2

Текст. Опорные слова.

1

3

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

1

4

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

1

5

Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.

1

6

Виды связи предложений в тексте. Цепной вид связи.

4

7

Виды связи предложений в тексте. Параллельный вид связи.

4

8

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста.

2

9

Практические упражнения в написании изложения-повествования на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению.

2

10

Практические упражнения в написании изложения-повествования на основе слухового восприятия текста по обобщённым вопросам, опорным словам.

1

11

Практические упражнения в написании изложения-повествования на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану.

1

12

Практические упражнения в составлении изложения-повествования на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану.

2

13

Практические упражнения в составлении текста-повествования по памяти. Свободный диктант.

3

14

Текст-описание. Характерные признаки текста -описания. Схема построения текста-описания.

3

15

Практические упражнения в написании изложения-описания.

7

16

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения.

3

17

Практические упражнения в написании изложения-рассуждения.

4

18

Практические упражнения в составлении текста-рассуждения.

3

19

Деление текста на части.

3

20

Составление плана текста с обозначенными частями.

3

21

Редактирование текста.

6

22

Составление рассказа по заглавию и данному началу.

4

23

Составление рассказа по данному окончанию.

4

Письменная связная речь. Сочинение.

28

24

Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам.

4

25

Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам.

4

26

Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам.

4

27

Сочинение-описание предмета

3

28

Сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям

3

29

Сочинение по наблюдениям

2

30

Сочинение по картине

4

31

Сочинение-рассуждение «Моё любимое время года», «Моё любимое занятие»

2

32

Письма

2

Поурочный годовой план работы с группой обучающихся 3-4 классов, имеющих логопедическое заключение: нарушения чтения и письма, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи (второй год обучения)

Недели

Занятия

Тема и содержание коррекционной работы

Основные требования к формированию умений и навыков

Развитие психологических предпосылок и навыков учебной деятельности

Сентябрь

1

I-II этапы (диагностико-подготовительный)

2

Письменная связная речь. Текст. Изложение

3

1

Выделение признаков связного текста. Тема текста. Основная мысль текста.

Уметь отличать текст от группы предложений, дифференцировать эти понятия. Уметь определять тему текста, определять и формулировать основную мысль текста, определять диалогическую, монологическую речь.

Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению

4

2

Текст. Опорные слова.

Уметь находить опорные слова, понимать структуру текста, пересказывать сказку по серии сюжетных картинок и опорным словам.

Развивать внимание, способность к переключению

3

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

Уметь замечать смысловые и логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, понимать структуру текста, восстанавливать деформированные тексты.

Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления

4

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

Уметь находить границы предложения в непунктированном тексте по интонации и смысловым вопросам

Развивать зрительное восприятие и оптические представления

5

5

Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.

Уметь замечать логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, определяя правильную последовательность предложений; делить текст на части и выделять их при записи.

Развивать зрительное восприятие и оптические представления

6

Виды связи предложений в тексте. Цепной вид связи.

Знать особенности цепного вида связи предложений. Уметь различать в тексте цепной вид связи предложений.

Развивать слуховое внимание и память

7

Виды связи предложений в тексте. Цепной вид связи.

Знать особенности цепного вида связи предложений. Уметь различать в тексте цепной вид связи предложений.

Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие

Октябрь

2

8

Виды связи предложений в тексте. Цепной вид связи.

Знать особенности цепного вида связи предложений. Уметь различать в тексте цепной вид связи предложений и составлять тексты с данным видом связи.

Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие

9

Виды связи предложений в тексте. Цепной вид связи.

Знать особенности цепного вида связи предложений. Уметь различать в тексте цепной вид связи предложений и составлять тексты с данным видом связи.

Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие

10

Виды связи предложений в тексте. Параллельный вид связи.

Знать особенности параллельного вида связи предложений. Уметь различать в тексте параллельный вид связи предложений.

Развивать слухопроизноси-тельные дифференцировки

3

11

Виды связи предложений в тексте. Параллельный вид связи.

Знать особенности параллельного вида связи предложений. Уметь различать в тексте параллельный вид связи предложений.

Развивать зрительно-моторную координацию и слуховое восприятие

12

Виды связи предложений в тексте. Параллельный вид связи.

Знать особенности параллельного вида связи предложений. Уметь различать в тексте параллельный вид связи предложений и составлять тексты с данным видом связи.

Развивать наблюдательность, функции контроля и самоконтроля

13

Виды связи предложений в тексте. Параллельный вид связи.

Знать особенности параллельного вида связи предложений. Уметь различать в тексте параллельный вид связи предложений и составлять тексты с данным видом связи.

Развивать слуховое внимание и логическое мышление

4

14

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста.

Уметь определять особенности текста-повествования, последовательность частей в тексте.

Развивать слуховое внимание и логическое мышление

15

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста.

Уметь пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам, подбирая нужные языковые средства.

Развивать слуховое внимание и логическое мышление

16

Практические упражнения в написании изложения-повествования на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению.

Уметь писать изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению.

Развивать слуховое внимание и логическое мышление

5

17

Практические упражнения в написании изложения-повествования на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению.

Уметь писать изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению.

Развивать слуховое внимание и логическое мышление

18

Практические упражнения в написании изложения-повествования на основе слухового восприятия текста по обобщённым вопросам, опорным словам.

Уметь писать изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по обобщённым вопросам, опорным словам.

Развивать слуховое внимание и логическое мышление

19

Практические упражнения в написании изложения-повествования на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану.

Уметь писать изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану.

Развивать наблюдательность к языковым явлениям

6

Каникулы

1

Ноябрь

2

20

Практические упражнения в составлении изложения-повествования на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану.

Уметь составлять изложение -повествование на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану.

Развивать наблюдательность к языковым явлениям

21

Практические упражнения в составлении изложения-повествования на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану.

Уметь составлять изложение -повествование на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану.

Развивать орфографическую зоркость

22

Практические упражнения в составлении изложения-повествования по памяти. Свободный диктант.

Уметь составлять изложение -повествование по памяти в форме свободного диктанта.

Развивать орфографическую зоркость

3

23

Практические упражнения в составлении изложения-повествования по памяти. Свободный диктант.

Уметь составлять изложение -повествование по памяти в форме свободного диктанта.

Развивать орфографическую зоркость

24

Практические упражнения в составлении изложения-повествования по памяти. Свободный диктант

Уметь составлять изложение -повествование по памяти в форме свободного диктанта.

Развивать наблюдательность к языковым явлениям

25

Текст-описание. Характерные признаки текста -описания. Отличие текста-повествования от текста -описания.

Уметь определять особенности текста-описания, отличать от текста-повествования.

.

Развивать наблюдательность к языковым явлениям

4

26

Текст-описание. Схема построения описания.

Уметь пересказывать описательный текст по плану и опорным словам.

Развивать наблюдательность к языковым явлениям

27

Текст-описание. Схема построения описания.

Уметь строить описание, используя средства выразительности для описания своих наблюдений.

Развивать наблюдательность к языковым явлениям

28

Практические упражнения в написании изложения-описания на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Уметь писать изложение-описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Развивать наблюдательность к языковым явлениям

5

29

Практические упражнения в написании изложения-описания на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Уметь писать изложение-описание основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Развивать логическое мышление

30

Практические упражнения в написании изложения-повествования с элементами описания на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

Уметь писать изложение-повествование с элементами описания на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

Развивать логическое мышление

Декабрь

1

31

Практические упражнения в составлении текста-описания.

Уметь составлять текст-описание.

Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления

2

32

Практические упражнения в составлении текста-описания.

Уметь составлять текст-описание.

Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления

33

Практические упражнения в составлении текста-описания.

Уметь составлять текст-описание.

Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления

34

Практические упражнения в составлении текста-описания.

Уметь составлять текст-описание.

Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления

3

35

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения.

Уметь конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи.

Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления

36

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения.

Уметь конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи.

Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления

37

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения.

Уметь конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи.

Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления

4

38

Практические упражнения в написании изложения-рассуждения на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Уметь писать изложение-рассуждение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Развивать внимание, способность к переключению

39

Практические упражнения в написании изложения-рассуждения на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Уметь писать изложение-рассуждение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Развивать внимание, способность к переключению

40

Практические упражнения в написании изложения-рассуждения на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Уметь писать изложение-рассуждение на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Развивать внимание, способность к переключению

5

41

Практические упражнения в написании изложения-рассуждения на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Уметь писать изложение-рассуждение на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

5

42

Практические упражнения в составлении текста-рассуждения.

Уметь составлять текст-рассуждение.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

Январь

1

Каникулы

2

43

Практические упражнения в составлении текста-рассуждения.

Уметь составлять текст-рассуждение.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

44

Практические упражнения в составлении текста-рассуждения.

Уметь составлять текст-рассуждение.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

45

Деление текста на части.

Уметь определять тип текста, сравнивать тексты на одну тему.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

3

46

Деление текста на части.

Уметь делить текст на части, определять границы частей, выделять их при записи соответственно плану.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

47

Деление текста на части.

Уметь делить текст на части, определять границы частей, выделять их при записи соответственно плану.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

48

Составление плана текста с обозначенными частями.

Уметь пользоваться схемами построения текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться

4

49

Составление плана текста с обозначенными частями.

Уметь составлять план, использовать его при пересказе текста.

Развитие временно-пространственных представлений.

50

Составление плана текста с обозначенными частями.

Уметь составлять план, использовать его при пересказе текста.

Развитие временно-пространственных представлений.

51

Редактирование текста

Уметь делить текст на части и выделять их при записи, точно употреблять слова в речи.

Развитие временно-пространственных представлений.

5

52

Редактирование текста

Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования.

Развитие временно-пространственных представлений.

Февраль

1

53

Редактирование текста

Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования.

Развивать наблюдательность за языковыми явлениями

54

Редактирование текста

Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования.

Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию

2

55

Редактирование текста

Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования.

Развивать слуховое внимание

56

Редактирование текста

Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования.

Развивать навык программирования связного высказывания

57

Составление рассказа по заглавию и данному началу.

Уметь составлять рассказ по заглавию и данному началу.

Развивать навык программирования связного высказывания

3

58

Составление рассказа по заглавию и данному началу.

Уметь составлять рассказ по заглавию и данному началу.

Развивать навык программирования связного высказывания

59

Составление рассказа по заглавию и данному началу.

Уметь составлять рассказ по заглавию и данному началу.

Развивать навык программирования связного высказывания

60

Составление рассказа по заглавию и данному началу.

Уметь составлять рассказ по заглавию и данному началу.

Развивать навык программирования связного высказывания

4

61

Составление рассказа по данному окончанию.

Уметь составлять рассказ по данному окончанию.

Развивать навык программирования связного высказывания

62

Составление рассказа по данному окончанию.

Уметь составлять рассказ по данному окончанию.

Развивать навык программирования связного высказывания

63

Составление рассказа по данному окончанию.

Уметь составлять рассказ по данному окончанию.

Развивать пространственно-временные представления

5

64

Составление рассказа по данному окончанию.

Уметь составлять рассказ по данному окончанию.

Развивать пространственно-временные представления

Март

Письменная связная речь. Сочинение

1

65

Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам.

Уметь писать сочинение-повествование по серии картинок и вопросам.

Формировать коммуникативную функцию речи на основе текста

66

Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам.

Уметь писать сочинение-повествование по серии картинок и вопросам.

Развивать логическое мышление, творческое воображение.

2

67

Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам.

Уметь писать сочинение-повествование по серии картинок и вопросам.

Развивать логическое мышление, творческое воображение.

68

Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам.

Уметь писать сочинение-повествование по серии картинок и вопросам.

Развивать логическое мышление, творческое воображение.

3

69

Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам.

Уметь писать коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам.

Развивать логическое мышление, творческое воображение. совершенствовать навыки программирования высказывания

70

Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам.

Уметь писать коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам.

Развивать логическое мышление, творческое воображение. совершенствовать навыки программирования высказывания

71

Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам.

Уметь писать коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам.

Развивать логическое мышление, творческое воображение. совершенствовать навыки программирования высказывания

4

72

Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам.

Уметь писать коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам.

Развивать логическое мышление, творческое воображение. совершенствовать навыки программирования высказывания

73

Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам.

Уметь писать коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам.

Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания.

74

Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам.

Уметь писать коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам.

Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания.

5

Каникулы

1

Апрель

2

75

Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам.

Уметь писать коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам.

Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания.

76

Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам.

Уметь писать коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам.

Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания.

77

Сочинение-описание предмета

Уметь писать сочинение-описание предмета.

Совершенствовать навыки установления причинно-следственных связей, развивать логическое мышление.

3

78

Сочинение-описание предмета

Уметь писать сочинение-описание предмета.

Совершенствовать навыки установления причинно-следственных связей, развивать логическое мышление.

79

Сочинение-описание предмета

Уметь писать сочинение-описание предмета.

Совершенствовать навыки установления причинно-следственных связей, развивать логическое мышление.

80

Сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям.

Уметь писать сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям.

Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания.

4

81

Сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям.

Уметь писать сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям.

Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания.

82

Сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям.

Уметь писать сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям.

Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания.

83

Сочинение по наблюдениям. «Ранняя весна».

Уметь писать сочинение по наблюдениям

Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания

5

84

Сочинение по наблюдениям. «Весна».

Уметь писать сочинение по наблюдениям

Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания

85

Сочинение по картине

Уметь писать сочинение по картине

Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания

86

Сочинение по картине

Уметь писать сочинение по картине

Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания

Май

1

87

Сочинение по картине

Уметь писать сочинение по картине

Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания

88

Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

Уметь писать сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания

2

89

Сочинение-рассуждение «Моё любимое время года».

Уметь писать сочинение-рассуждение «Моё любимое время года».

Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания

90

Сочинение-рассуждение «Моё любимое занятие».

Уметь писать сочинение-рассуждение «Моё любимое занятие».

Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания

91

Письма.

Уметь писать письма разным адресатам.

Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания.

3

92

Письма.

Уметь писать письма разным адресатам.

Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания.

3

IV этап (оценочный)

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей. Фронтальное обследование

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников.

Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников, 1 класс....

Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...

Календарно тематическое планирование по коррекции нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи

Календарно тематическое планирование коррекционной работы с обучающимся  2 класса по коррекция нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи.  ...

Планирование коррекционной работы на синтаксическом уровне с детьми с общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС

Коррекционная работа с учащимися 3 класса с нарушением письма, обусловленным лексико-грамматическим недоразвитием. Логопедическое занятие, разработанное в соответствии с требованиями ФГОС, по формиров...

Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО

Коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НООПроблемы, психологические основы и особенности, направления коррекционной работы....

«Коррекция устной речи обучающихся 2-х классов, с общим недоразвитием речи III уровня»

Программа, наряду с общеобразовательными задачами, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными...

Логопедическое сопровождение обучающихся с системным недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС (сборник "Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве" 27 - 29 апреля 2020г г.Магнитогорск)

В статье представлен материал по целенаправленному систематическому логопедическому сопровождению детей с речевыми нарушениями через призму реализации специфических задач , дана характеристика уровней...