Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО
статья по логопедии (2, 3 класс) на тему
Речь - это деятельность человека, которая формируется в процессе общения. Обучение детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах являются планомерным процессом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекция связной речи, планирование, программы. | 115.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Дюкарева Е.В., МБОУ "СОШ №20 им. А.А. Хмелевского",
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Филиппова С.В., МБОУ "СОШ №10 им.Е.И.Зеленко",
учитель-логопед первой квалификационной категории
Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО
« Несомненно, что слово играет решающую роль
уже в наглядно-действенном мышлении и что
только отражение в речи определенных предметов
дает возможность ребенку составить о них
дифференцированные представления
в умственном плане или в плане воображения».
А.В. Запорожец
Содержание
1. Проблемы коррекции связной речи у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО
2. Психологическая основа и особенности развития связной речи младших школьников с нарушениями речи
3. Направления коррекционной работы
1. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сказано, что одной из основных задач обучения младших школьников становится качество знаний, повышение мотивации обучения. Познавательная деятельность реализуется в первую очередь в речевой деятельности. Без полноценной речевой деятельности невозможно развитие познавательной деятельности. Хорошо развитая речь способствует лучшему усвоению школьных предметов и создает предпосылки для активного участия в общественной жизни, адаптации в современном обществе.
Речь - это деятельность человека, которая формируется в процессе общения. Обучение детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах являются планомерным процессом. До недавнего времени в методической науке и школьной практике господствовало мнение о том, что содержательная сторона речи детей формируется стихийно, под влиянием чтения и письма, что в школе не требуется специальной работы по обогащению речи детей языковыми единицами: словами, словосочетаниями, предложениями. Однако жизненные реалии доказали обратное. Качество связной речи, как устной, так и письменной, у детей младшего школьного возраста катастрофически низкое. Особенно заметным это становится при изучении письменных работ обучающихся. Поэтому целенаправленное формирование устной и письменной связной речи остается одной из остро стоящих проблем в начальной школе.
2. Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Имеет определенные требования: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету, объекту, точность в употреблении языковых средств.
С.Л. Рубинштейн отмечает, что для говорящего всякая речь, передающая мысль, является связной речью. «Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя»[14]. Построение фраз уже свидетельствует о том, что ребёнок начинает устанавливать связи между предметами. Таким образом, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Она может быть несвязной по двум причинам: связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего или эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Согласно исследованиям лингвистов, речь развивается по определенным параметрам - от контекстной к монологической. Развитие связной монологической речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В работе Л.С. Выготского «Мышление и речь» основным вопросом является отношение речи и мышления. Процесс перехода от мысли к речи представляет собой сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздание в словах. Связное высказывание отражает уровень развития ребенка: умственный, речевой, эмоциональный. Оно показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.И. Жинкина, А.М. Леушина, Д.Б.Эльконина и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
В условиях нормально развивающегося словесного общения ребенок по подражанию овладевает разговорной речью, ее особенностями. Дети, имеющие речевые нарушения испытывают большие трудности, чем их сверстники. Для их речевой деятельности характерно:
- Односложность речевых высказываний , использование простых конструкций, неспособность грамматически правильно построить предложение;
- Бедный словарный запас;
- Употребление нелитературных слов и выражений;
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- Неспособность построить рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- Слабовыраженная интонационная выразительность, нарушение темпо-ритмической стороны речи и др.
Дети с трудом абстрагируются, не могут спланировать свое высказывание. Им катастрофически не хватает языковых средств для выражения собственных мыслей, поэтому на уроках дети предпочитают отмалчиваться. Они нуждаются в коррекционном логопедическом обучении.
А.В. Ястребова и Т. П. Бессонова выделяют следующие нарушения в развитии связной речи у младших школьников:
- Несформированность практических представлений о тексте.
- Недоразвитие умений и навыков анализировать текст:
- определять тему рассказа (текста);
- определять основную мысль текста;
- определять последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- составлять план связного высказывания.
- Недоразвитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:
- определять замысел высказывания;
- определять последовательность развертывания высказывания (план);
- определять связность предложений и смысловую зависимость между ними;
- отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
- составлять план связного высказывания.
3. Становится очевидным, что в условиях коррекционного воздействия на ученика разговорная речь с ее стилистическими особенностями не может являться целью обучения. В процессе коррекционной работы различные виды речи выступают не только как результат обучения, но и как средство формирования словесного общения. Первоочередной задачей становится практическое овладение языком, недопущение детьми речевых ошибок, нарушающих коммуникативную функцию речи.
Исходя из этого, работа по развитию речи ведется последовательно и систематически. Условно можно выделить 3 основных аспекта:
1.Работа со словом.
2. Работа со словосочетаниями и предложениями.
3. Развитие связной речи
Каждый аспект достаточно важен и не может нарабатываться отдельно. Один этап плавно переходит в другой, дополняя и обогащая друг друга. Специальное обучение организовывается таким образом, чтобы развитие различных видов диалогической и монологической речи происходило параллельно с обогащением и уточнением словаря учащихся, с усвоением грамматических структур, с совершенствованием навыков и умений связной речи.
Работа со словом.
В основе обучения лежит работа над целым словом и его элементами (слогом и отдельными звуками), в ходе которой происходит уточнение и автоматизация произнесения отдельных звуков, что, в свою очередь, приводит к развитию слогового и фонематического анализа и синтеза. Ее неотъемлемой составляющей является раздел работа над словарем.
Работа над словарем включает в себя:
- изучение значения новых слов;
- подбор к уже изученным словам и выражениям антонимов, синонимов и понимание различий между ними;
- работа над ударением и правильным произношением слов;
- работа с нелитературной лексикой, словами-паразитами;
- перевод слов из пассива в актив.
Кроме этого нужно помнить, что недостаточно просто заучить слова и фразы. Важно научиться понимать смысл слова и выразительно, своевременно применять их в речи.
Работа со словосочетанием и предложением
Словосочетание и предложение являются основными синтаксическими единицами языка, которые тесно связаны между собой.
Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли, а создающее расчлененное обозначение единого понятия.
Предложение – это минимальная единица речи, которая представляет собой грамматически-организованное соединение слов (одно слово), словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передает мысль ученика, в нем реализуется умение выбрать точное слово, составить словосочетание.
Исходя из этого, работа над словосочетанием может проводиться изолированно и в составе предложения. Это позволяет детям упражняться в дифференциации этих понятий, а также развивает анализ (выделение словосочетания из предложения) и синтез (включение словосочетания в предложение). Таким образом, предложения анализируются, выявляются связи между словами и синтезируются, составляются на основе словосочетаний.
В работе над словосочетанием, помимо его семантики, необходимо учитывать:
- структуру (главное слово и зависимое, подчиненное);
- постановку вопроса от главного слова к зависимому:
- наличие или отсутствие предлога и правильное его употребление;
- формы согласования.
Основные приемы работы над предложениями:
- чтение и выяснение значения предложения;
- составление предложений по заданной схеме; по вопросу, в котором есть структура предложения и заданные слова;
- построение предложений из разрозненных слов или восстановление предложений из деформированного текста;
- вычленение предложений из текста, напечатанного без точек и заглавных букв;
- постепенное распространение простого предложения с помощью вопросов;
- выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах;
- построение предложений заданного типа;
- редактирование предложений, содержащих речевые ошибки;
- составление предложений по опорным словам, по одному опорному слову;
- составление предложений по картинке (предметной, сюжетной);
- соединение простых предложений в сложное или простое с однородными членами;
- построение сложного предложения из нескольких различных элементов;
- работа над интонацией и выразительностью.
Работа над связной речью.
Общим требованиям, предъявляемым к речи, отвечает как устная, так и письменная речь. При обучении связной речи дается минимум теоретических сведений, так как навыки формируются успешнее, когда они осмыслены и получены практическим путем в процессе выполнения упражнений и заданий. Самыми удачными средствами для развития связной речи являются устный пересказ и письменное изложение, устные и письменные сочинения.
Опираясь на методику логопедической работы, разработанную В.К.Воробьёвой, коррекционная работа проходит три этапа становления навыка связного говорения, между которыми существует преемственность, предусматривающая переход от 1 этапа – развития первоначальных навыков связной речи практическими методами – ко 2 этапу – формированию учебных действий, анализа по выявлению смысловых и языковых правил построения текста, а затем к 3 этапу - формированию связной речи на основе практического применения правил в учебно-коммуникативных ситуациях. На каждом из этапов у школьников формируются дифференцированные навыки и умения.
Первоначально обучающихся знакомят с признаками связного текста, учат выделять основную мысль, тему текста, находить опорные слова для пересказа. Затем следует работа над деформированным текстом. После этого детей учат различать цепной и параллельный виды связи предложений в тексте, и только после этого приступают к работе с видами текстов: текст-повествование, текст-описание и текст-рассуждение. В ходе практических упражнений обучающиеся осознают, что в повествовании говорится о действиях и событиях, его можно отличить по вопросу "Что произошло?". Повествование можно проиллюстрировать серией картинок или созданием диафильма. А в описании описываются предметы, люди, животные, природа и т.д., его можно распознать по вопросу "Какой?" и представить лишь одной картинкой. В рассуждении излагаются причины, явления и события, показывается их взаимосвязь. К рассуждению ставятся вопросы "Почему? Зачем?". Этот вид нельзя представить в виде картинки. Практически навыки дети реализуют в ходе говорения (пересказа) и написания изложения и сочинения.
Предлагаются следующие виды практических упражнений:
- задания на выявление понимания нарушения целостности структуры текста при опускании начала (середины, концовки) рассказа и умения придумывать содержание начала, главной части, конца рассказа (детям читается рассказ, в котором опускается та или иная структурная часть); после чтения перед детьми ставятся вопросы (все ли было понятно в рассказе?, какой части в рассказе не хватает?, о чем может говориться в начале (середине, конце) рассказа);
- анализ литературного текста с позиций связности (понимание темы, структуры, определение названия текста); с этой целью детям предлагались после чтения вопросы (о чем говорится в рассказе?, о чем говорится в начале (середине) рассказа?, чем закончился рассказ?, как можно назвать этот рассказ?);
- задание на построение рассказа на предложенную тему, которая должна быть конкретна, реалистична;
- планирование будущего рассказа;
- упражнения на подбор слов, учитывая их смысловую нагрузку в тексте;
- составление рассказов по аналогии;
- придумывание продолжения и завершения рассказа, начатого педагогом;
- придумывание начала по заданному окончанию рассказа;
- составление сюжетного рассказа по набору картинок;
- сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и др.
Данные виды упражнений способствуют тому, что у детей формируется четкое представление о структуре повествования, рассказы становятся более связными, выразительными, эмоциональными.
Учитывая вышеизложенное, опираясь на "Инструктивное письмо по организации работы А.В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой, методические разработки В.К.Воробьёвой, Н.Г.Андреевой, А.А. Андрюховой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, нами было разработаны коррекционные программы для 2-4 классов, отражающие 2 и 3 этапы коррекционной логопедической работы с младшими школьниками.
Ожидаемые результаты:
- Умение связно излагать мысли устно и письменно; умение развернуть и закончить свою мысль, одновременно следя за орфографией и пунктуацией.
- Умение осмыслить тему, раскрыть; подбирать и применять для этого разнообразные языковые средства.
- Умение не только устно, но и письменно раскрыть заданную тему, выражая собственное мнение.
- Умение составить план и распределить информацию в соответствии с этим планом.
- Умение использовать свой словарный запас, пользоваться словарем.
- Научиться исправлять допущенные ошибки, видеть их и дополнять свой текст или высказывание более точными и емкими выражениями
Программы развития и формирования связной речи у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи осуществляют основной принцип обучения: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме.
При несвоевременной коррекционно-логопедической работе недоразвитие связной речи в младшем школьном возрасте приведет к неуспеваемости по чтению и письму и будет являться препятствием для успешного овладения программами общеобразовательных предметов.
Литература
- Ахутина Т.В. Порождение речи. М.: Академия. 1998.
- Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе».
I Международная конференция памяти А.Р.Лурия. Сб-к докладов. М.,1998.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М. Академия. 1999.
- Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология. 1989.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М. Просвещение. 1985.
- Капышева Н.А. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана // Логопедия. 2004. – № 2 (4).
- Капышева Н.А. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях по обучению рассказыванию по серии картинок // Логопедия. 2003. - № 1-2.
- Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи // Логопедия./Под ред. Л.С.Волковой. М., Просвещение. 1989.
- Лалаева Р.И. Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии / Под.ред. Р.Е.Левиной. Изд-во АПН РСФСР, М.,1959.
- Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии/ Под ред. Р.Е.Левиной. Изд-во АПН РСФСР, М., 1959.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М. Изд-во АПН РСФСР 1978.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Изд-во Моск.ун-та. М.,1969.
- Лурия А.Р. Речь и мышление. М. Педагогика 1979.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1998.
- Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2003.
- Логопедия в школе / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: Март, 2004.
- Локалова Н.П. Развитие вербально-смыслового анализа в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1996. - № 2.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: АСТ, 2003.
- Никитина А.Ю. Приемы и методы, используемые для развития связной речи детей // Логопедия. 2003. - № 1-2.
- Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995.
- Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. – М.: Сфера, 2005.
- Хватцев М.Е. Логопедия. М.:Учпедгиз.1959.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. «Основы логопедии» - М., 1989.
- Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. – М.: Аркти, 1997.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито-Центр, 1996.
Приложение 1
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССОВ
Нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общим
недоразвитием речи (2 год обучения)
Пояснительная записка
Программа «Коррекционно-развивающая программа для обучающихся 2 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным нерезко выраженным общим недоразвитием речи» разработана на основе:
- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
Цель: устранить нарушения письменной речи у обучающихся 2 классов.
Адресат: обучающиеся 2 классов, испытывающие затруднения при овладении устной и письменной речью, обусловленные НВОНР.
Обоснование: продолжение коррекционной работы, начатой в первом классе.
Название программы: «Коррекционно-развивающая программа для обучающихся 2 классов. Нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи (2 год обучения)»
Рабочая программа рассчитана на 88 ч (3 ч в неделю)
УМК учителя:
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.2. Предложение. Текст. Пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008.
- Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать изложения. 2 класс. М., "Грамотей", 2006.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.: Пособие для логопеда. М., 2001.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1995.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.
К концу обучения дети должны знать:
- особенности различных видов предложений;
- особенности построения текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения;
- как построить связное высказывание и отобрать для него адекватные языковые средства.
К концу обучения дети должны уметь:
- активно пользоваться различными способами построения предложения;
- ориентироваться в типах текстов;
- составить план к тексту;
- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;
- строить связное высказывание и отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Критерии оценивания различных видов работ:
программа предполагает безоценочную систему проведения занятий
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты:
используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является научение детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
Ожидаемые результаты:
- ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
- ученик, с достаточно развитой импрессивной и экспрессивной речью для усвоения учебных программ на минимальном базовом уровне.
Основные методы обучения:
- практические;
- наглядно-демонстрационные;
- игровые;
- словесные;
- методы ролевого моделирования типовых ситуаций.
Принципы логопедической работы:
- наглядность,
- доступность,
- системность,
- комплексность,
- принцип развития,
- онтогенетический принцип.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая
- подгрупповая
- работа в парах
- индивидуальная
Тематический план
№ | Тема занятий | Часы |
Работа с предложением (18 часов) | ||
1 | Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения. | 1 |
2 | Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений. | 2 |
3 | Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. | 1 |
4 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. | 1 |
5 | Составление предложений — полных ответов на вопросы по тексту. | 1 |
6 | Составление предложений — краткий ответов на вопросы по тексту. | 1 |
7 | Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений. | 2 |
8 | Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст. | 1 |
9 | Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме. | 1 |
10 | Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложносочиненными предложениями. | 2 |
11 | Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами/ | 1 |
12 | Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами. | 3 |
13 | Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов. | 1 |
Работа с текстом (70 часов) | ||
14 | Выделение признаков связного текста. Тема текста. | 1 |
15 | Текст. Основная мысль текста. | 1 |
16 | Текст. Опорные слова. | 2 |
17 | Восстановление деформированного текста по серии картинок. | 1 |
18 | Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста. | 2 |
19 | Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов. | 2 |
20 | Цепной вид связи предложений в тексте. | 1 |
21 | Параллельный вид связи предложений в тексте. | 1 |
22 | Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста. | 2 |
23 | Практические упражнения в написании изложения-повествования. | 4 |
24 | Практические упражнения в составлении текста-повествования. | 4 |
25 | Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения текста-описания. | 4 |
26 | Практические упражнения в написании изложения-описания. | 4 |
27 | Практические упражнения в составлении текста-описания. | 4 |
28 | Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения. | 3 |
29 | Практические упражнения в написании изложения-рассуждения. | 4 |
30 | Практические упражнения в составлении текста-рассуждения. | 4 |
31 | Деление текста на части. | 4 |
32 | Составление плана текста с обозначенными частями. | 4 |
33 | Редактирование текста. | 12 |
34 | Составление рассказа по заглавию и данному началу. | 3 |
35 | Составление рассказа по данному окончанию. | 3 |
Поурочный годовой план работы с группой обучающихся 2 класса, имеющих логопедическое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи (второй год обучения)
Недели | Занятия | Тема и содержание коррекционной работы | Основные требования к формированию умений и навыков | Развитие психологических предпосылок и навыков учебной деятельности | |||
Сентябрь | |||||||
1 | I-II этапы (диагностико-подготовительный) | ||||||
2 | |||||||
3 | 1 | Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения. | Уметь дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения, | Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления. | |||
2 | Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений. | Уметь дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью. | Развивать внимание, способность к переключению. | ||||
3 | Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений. | Уметь осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью. | Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления. | ||||
4 | 4 | Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. | Уметь дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов. | Развивать внимание, способность к переключению | |||
5 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. | Уметь составлять предложения из слов, данных в начальной форме; грамматически оформлять предложения. | Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления | ||||
5 | 6 | Составление предложений — полных ответов на вопросы по тексту. | Уметь составлять полные ответы на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов; распространять предложение. | Развивать внимание, способность к переключению | |||
Октябрь | |||||||
1 | 7 | Составление предложений — краткий ответов на вопросы по тексту. | формировать умения составлять краткие ответы на вопросы по тексту, сопоставлять полные и краткие ответы. | Развивать внимание, способность к переключению | |||
8 | Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений. | Развивать умение составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов; упражнять в грамматическом оформлении предложений. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | ||||
2 | 9 | Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений. | Уметь составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов, схемы. | Развивать навык программирования связного высказывания | |||
10 | Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст. | Уметь составлять связный текст из отдельных предложений. | Развивать навык программирования связного высказывания | ||||
11 | Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме. | Уметь находить границы предложения в непунктированном тексте по интонации и смысловым вопросам | Развивать внимание, способность к переключению | ||||
3 | 12 | Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложносочиненными предложениями. | Уметь понимать пассивные инвертированные конструкции; сопоставлять простые и сложные предложения. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | |||
13 | Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложноподчиненными предложениями. | Уметь понимать пассивные инвертированные конструкции; сопоставлять простые и сложные предложения. | Развивать навык программирования связного высказывания | ||||
14 | Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. | Уметь восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные слова. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | ||||
4 | 15 | Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами. | Уметь находить и исправлять речевые и не речевые (логические) ошибки в предложениях. | Развивать навык программирования связного высказывания | |||
16 | Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами. | Уметь находить и исправлять речевые и не речевые (логические) ошибки в предложениях. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | ||||
17 | Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформлении предложений с нарушенным порядком слов. | Уметь находить и исправлять речевые и не речевые (логические) ошибки в предложениях. | Развивать навык программирования связного высказывания | ||||
5 | 18 | Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов. | Уметь собирать материал для рассказа путем наблюдений, определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | |||
Ноябрь | |||||||
1 | Каникулы | ||||||
Работа с текстом | |||||||
2 | 19 | Выделение признаков связного текста. Тема текста. | Уметь отличать текст от группы предложений, дифференцировать эти понятия. | Развивать навык программирования связного высказывания. | |||
20 | Текст. Основная мысль текста. | Уметь определять тему текста, определять и формулировать основную мысль текста, определять диалогическую, монологическую речь. | Развивать навык программирования связного высказывания | ||||
3 | 21 | Текст. Опорные слова. | Уметь находить опорные слова, понимать структуру текста, пересказывать сказку по серии сюжетных картинок и опорным словам. | Развивать навык программирования связного высказывания | |||
22 | Текст. Опорные слова. | Уметь находить опорные слова, понимать структуру текста, пересказывать сказку по серии сюжетных картинок и опорным словам формировать умение пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам. | Развивать навык программирования связного высказывания | ||||
23 | Восстановление деформированного текста по серии картинок. | Уметь замечать смысловые и логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, понимать структуру текста, восстанавливать деформированные тексты. | Развивать навык программирования связного высказывания | ||||
4 | 24 | Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста. | Уметь замечать логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, определяя правильную последовательность предложений; делить текст на части и выделять их при записи. | Развивать внимание, способность к переключению | |||
25 | Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста. | Уметь замечать логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, определяя правильную последовательность предложений; делить текст на части и выделять их при записи. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться. | ||||
26 | Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов. | Уметь конструировать предложения и составлять из них текст. | Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления. | ||||
5 | 27 | Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов. | Уметь строить предложение, давать точный, полный ответ на вопрос, используя различные синтаксические конструкции. | Развивать внимание, способность к переключению. | |||
28 | Цепной вид связи предложений в тексте. | Уметь узнавать цепной вид связи предложений в тексте. | Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления | ||||
29 | Параллельный вид связи предложений в тексте. | Уметь узнавать Параллельный вид связи предложений в тексте. | Развивать внимание, способность к переключению | ||||
Декабрь | |||||||
1 | 30 | Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста. | Уметь определять особенности текста-повествования, последовательность частей в тексте. | Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления | |||
31 | Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста. | Уметь пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам, подбирая нужные языковые средства. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | ||||
32 | Практические упражнения в написании изложения-повествования. | Уметь писать изложение-повествование. | Развивать внимание, способность к переключению. | ||||
2 | 33 | Практические упражнения в написании изложения-повествования. | Уметь писать изложение-повествование. | Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления. | |||
34 | Практические упражнения в написании изложения-повествования. | Уметь писать изложение-повествование. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться. | ||||
35 | Практические упражнения в написании изложения-повествования. | Уметь писать изложение-повествование. | Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления. | ||||
3 | 36 | Практические упражнения в составлении текста-повествования. | Уметь составлять текст-повествование. | Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления. | |||
37 | Практические упражнения в составлении текста-повествования. | Уметь составлять текст-повествование. | Развивать внимание, способность к переключению. | ||||
38 | Практические упражнения в составлении текста-повествования. | Уметь составлять текст-повествование. | Развивать внимание, способность к переключению. | ||||
4 | 39 | Практические упражнения в составлении текста-повествования. | Уметь составлять текст-повествование. | Развивать внимание, способность к переключению. | |||
40 | Текст-описание. Характерные признаки текста -описания. Отличие текста-повествования от текста -описания. | Уметь определять особенности текста-описания, отличать от текста-повествования. . | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться. | ||||
41 | Текст-описание. Схема построения описания. | Уметь пересказывать описательный текст по плану и опорным словам. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | ||||
5 | 42 | Текст-описание. Схема построения описания. | Уметь строить описание, используя средства выразительности для описания своих наблюдений. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | |||
Январь | |||||||
1 | Каникулы | ||||||
2 | Каникулы | ||||||
3 | 43 | Текст-описание. Схема построения описания. | Уметь строить описание, используя средства выразительности для описания своих наблюдений. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | |||
44 | Практические упражнения в написании изложения-описания. | Уметь писать изложение-описание. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | ||||
45 | Практические упражнения в написании изложения-описания. | Уметь писать изложение-описание. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | ||||
4 | 46 | Практические упражнения в написании изложения-описания. | Уметь писать изложение-описание. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | |||
47 | Практические упражнения в написании изложения-описания. | Уметь писать изложение-описание. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | ||||
48 | Практические упражнения в составлении текста-описания. | Уметь составлять текст-описание. | Развитие временно-пространственных представлений. | ||||
5 | 49 | Практические упражнения в составлении текста-описания. | Уметь составлять текст-описание. | Развивать наблюдательность за языковыми явлениями | |||
50 | Практические упражнения в составлении текста-описания. | Уметь составлять текст-описание. | Развивать понимание логико-грамматических конструкций | ||||
51 | Практические упражнения в составлении текста-описания. | Уметь составлять текст-описание. | |||||
Февраль | |||||||
1 | 52 | Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения. | Уметь конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи. | Развитие временно-пространственных представлений. | |||
53 | Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения. | Уметь конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи. | Развитие временно-пространственных представлений. | ||||
54 | Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения. | Уметь конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи. | Развивать наблюдательность за языковыми явлениями. | ||||
2 | 55 | Практические упражнения в написании изложения-рассуждения. | Уметь писать изложение-рассуждение. | Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию. | |||
56 | Практические упражнения в написании изложения-рассуждения. | Уметь писать изложение-рассуждение. | Развивать слуховое внимание. | ||||
57 | Практические упражнения в написании изложения-рассуждения. | Уметь писать изложение-рассуждение. | Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления. | ||||
3 | 58 | Практические упражнения в написании изложения-рассуждения. | Уметь писать изложение-рассуждение. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться. | |||
59 | Практические упражнения в составлении текста-рассуждения. | Уметь составлять текст-рассуждение. | Развивать понимание логико-грамматических конструкций. | ||||
60 | Практические упражнения в составлении текста-рассуждения. | Уметь составлять текст-рассуждение. | Развивать навык программирования связного высказывания | ||||
4 | 61 | Практические упражнения в составлении текста-рассуждения. | Уметь составлять текст-рассуждение. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | |||
62 | Практические упражнения в составлении текста-рассуждения. | Уметь составлять текст-рассуждение. | Развивать понимание логико-грамматических конструкций | ||||
Март | |||||||
1 | 63 | Деление текста на части. | Уметь определять тип текста, сравнивать тексты на одну тему. | Развивать пространственно-временные представления | |||
64 | Деление текста на части. | Уметь делить текст на части, определять границы частей, выделять их при записи соответственно плану. | Развивать пространственно-временные представления | ||||
65 | Деление текста на части. | Уметь делить текст на части, определять границы частей, выделять их при записи соответственно плану. | Развивать пространственно-временные представления | ||||
2 | 66 | Деление текста на части. | Уметь делить текст на части, определять границы частей, выделять их при записи соответственно плану. | Развивать навык программирования связного высказывания | |||
67 | Составление плана текста с обозначенными частями. | Уметь пользоваться схемами построения текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. | Развивать понимание логико-грамматических конструкций | ||||
3 | 68 | Составление плана текста с обозначенными частями. | Уметь составлять план, использовать его при пересказе текста. | Развивать понимание логико-грамматических конструкций | |||
69 | Составление плана текста с обозначенными частями. | Уметь составлять план, использовать его при пересказе текста. | Формировать коммуникативную функцию речи на основе предложения как средства выражения и сообщения мысли | ||||
70 | Составление плана текста с обозначенными частями. | Уметь составлять план, использовать его при пересказе текста. | Развивать понимание логико-грамматических конструкций | ||||
4 | Каникулы | ||||||
5 | Каникулы | ||||||
Апрель | |||||||
1 | 71 | Редактирование текста | Уметь делить текст на части и выделять их при записи, точно употреблять слова в речи. | Формировать коммуникативную функцию речи на основе текста | |||
72 | Редактирование текста | Уметь делить текст на части и выделять их при записи, точно употреблять слова в речи. | Развивать слуховое внимание и память. | ||||
2 | 73 | Редактирование текста | Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования. | Развивать логическое мышление, творческое воображение. | |||
74 | Редактирование текста | Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования. | Развивать логическое мышление, творческое воображение. | ||||
75 | Редактирование текста | Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования. | Развивать логическое мышление, совершенствовать навыки программирования высказывания. | ||||
3 | 76 | Редактирование текста | Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования. | Развивать логическое мышление, совершенствовать навыки программирования высказывания. | |||
77 | Редактирование текста | Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования. | Формировать аналитико-синтетическую деятельность в области языковых средств. | ||||
78 | Редактирование текста | Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования. | Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания. | ||||
4 | 79 | Редактирование текста | Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования. | Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания. | |||
80 | Редактирование текста | Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования. | Совершенствовать навыки установления причинно-следственных связей, развивать логическое мышление | ||||
81 | Редактирование текста | Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования. | Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания. | ||||
5 | 82 | Редактирование текста | Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования. | Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания. | |||
83 | Составление рассказа по заглавию и данному началу. | Уметь составлять рассказ по заглавию и данному началу. | Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания | ||||
84 | Составление рассказа по заглавию и данному началу. | Уметь составлять рассказ по заглавию и данному началу. | Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания. | ||||
Май | |||||||
2 | 85 | Составление рассказа по заглавию и данному началу. | Уметь составлять рассказ по заглавию и данному началу. | Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания | |||
86 | Составление рассказа по данному окончанию. | Уметь составлять рассказ по данному окончанию. | |||||
87 | Составление рассказа по данному окончанию. | Уметь составлять рассказ по данному окончанию. | Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания | ||||
88 | Составление рассказа по данному окончанию. | Уметь составлять рассказ по данному окончанию. | Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания. | ||||
3 | IV этап (оценочный) Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей. Фронтальное обследование | ||||||
4 | |||||||
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ
Нарушения чтения и письма, обусловленные нерезко
выраженным общим недоразвитием речи
(третий этап обучения)
Пояснительная записка
Программа «Коррекционно-развивающая программа для обучающихся 3-4 классов с нарушениями чтения и письма, обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи» разработана на основе:
- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
Цель: устранить нарушения устной и письменной связной речи у обучающихся 3-4 классов путем написания творческих работ.
Адресат: обучающиеся 3-4 классов, испытывающие затруднения при овладении устной и письменной связной речью, обусловленные НВОНР.
Обоснование: продолжение коррекционной работы.
Название программы: «Коррекционно-развивающая программа для обучающихся 3-4 классов. Нарушения чтения и письма, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи (3 этап обучения)»
Рабочая программа рассчитана на 92 ч (3 ч в неделю)
УМК учителя:
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 3 Письменная связная речь. Пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001;
- Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2002;
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1995;
- Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.
- К концу обучения дети должны знать:
- особенности различных видов предложений;
- особенности построения текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения;
- как построить связное высказывание и отобрать для него адекватные языковые средства.
К концу обучения дети должны уметь:
- активно пользоваться различными способами построения предложения;
- ориентироваться в типах текстов;
- составить план к тексту;
- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;
- строить связное высказывание и отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Критерии оценивания различных видов работ:
программа предполагает безоценочную систему проведения занятий
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты:
используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является научение детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
Ожидаемые результаты:
- ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
- ученик, с достаточно развитой импрессивной и экспрессивной речью для усвоения учебных программ на минимальном базовом уровне.
Основные методы обучения:
- практические;
- наглядно-демонстрационные;
- игровые;
- словесные;
- методы ролевого моделирования типовых ситуаций.
Принципы логопедической работы:
- наглядность,
- доступность,
- системность,
- комплексность,
- принцип развития,
- онтогенетический принцип.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая
- подгрупповая
- работа в парах
- индивидуальная
Тематический план
№ | Тема занятий | Часы |
Письменная связная речь. Текст. Изложение | 64 | |
1 | Выделение признаков связного текста. Тема текста. Основная мысль текста. | 1 |
2 | Текст. Опорные слова. | 1 |
3 | Восстановление деформированного текста по серии картинок. | 1 |
4 | Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме. | 1 |
5 | Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста. | 1 |
6 | Виды связи предложений в тексте. Цепной вид связи. | 4 |
7 | Виды связи предложений в тексте. Параллельный вид связи. | 4 |
8 | Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста. | 2 |
9 | Практические упражнения в написании изложения-повествования на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению. | 2 |
10 | Практические упражнения в написании изложения-повествования на основе слухового восприятия текста по обобщённым вопросам, опорным словам. | 1 |
11 | Практические упражнения в написании изложения-повествования на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | 1 |
12 | Практические упражнения в составлении изложения-повествования на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану. | 2 |
13 | Практические упражнения в составлении текста-повествования по памяти. Свободный диктант. | 3 |
14 | Текст-описание. Характерные признаки текста -описания. Схема построения текста-описания. | 3 |
15 | Практические упражнения в написании изложения-описания. | 7 |
16 | Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения. | 3 |
17 | Практические упражнения в написании изложения-рассуждения. | 4 |
18 | Практические упражнения в составлении текста-рассуждения. | 3 |
19 | Деление текста на части. | 3 |
20 | Составление плана текста с обозначенными частями. | 3 |
21 | Редактирование текста. | 6 |
22 | Составление рассказа по заглавию и данному началу. | 4 |
23 | Составление рассказа по данному окончанию. | 4 |
Письменная связная речь. Сочинение. | 28 | |
24 | Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам. | 4 |
25 | Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам. | 4 |
26 | Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам. | 4 |
27 | Сочинение-описание предмета | 3 |
28 | Сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям | 3 |
29 | Сочинение по наблюдениям | 2 |
30 | Сочинение по картине | 4 |
31 | Сочинение-рассуждение «Моё любимое время года», «Моё любимое занятие» | 2 |
32 | Письма | 2 |
Поурочный годовой план работы с группой обучающихся 3-4 классов, имеющих логопедическое заключение: нарушения чтения и письма, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи (второй год обучения)
Недели | Занятия | Тема и содержание коррекционной работы | Основные требования к формированию умений и навыков | Развитие психологических предпосылок и навыков учебной деятельности | |
Сентябрь | |||||
1 | I-II этапы (диагностико-подготовительный) | ||||
2 | |||||
Письменная связная речь. Текст. Изложение | |||||
3 | 1 | Выделение признаков связного текста. Тема текста. Основная мысль текста. | Уметь отличать текст от группы предложений, дифференцировать эти понятия. Уметь определять тему текста, определять и формулировать основную мысль текста, определять диалогическую, монологическую речь. | Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению | |
4 | 2 | Текст. Опорные слова. | Уметь находить опорные слова, понимать структуру текста, пересказывать сказку по серии сюжетных картинок и опорным словам. | Развивать внимание, способность к переключению | |
3 | Восстановление деформированного текста по серии картинок. | Уметь замечать смысловые и логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, понимать структуру текста, восстанавливать деформированные тексты. | Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления | ||
4 | Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме. | Уметь находить границы предложения в непунктированном тексте по интонации и смысловым вопросам | Развивать зрительное восприятие и оптические представления | ||
5 | 5 | Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста. | Уметь замечать логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, определяя правильную последовательность предложений; делить текст на части и выделять их при записи. | Развивать зрительное восприятие и оптические представления | |
6 | Виды связи предложений в тексте. Цепной вид связи. | Знать особенности цепного вида связи предложений. Уметь различать в тексте цепной вид связи предложений. | Развивать слуховое внимание и память | ||
7 | Виды связи предложений в тексте. Цепной вид связи. | Знать особенности цепного вида связи предложений. Уметь различать в тексте цепной вид связи предложений. | Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие | ||
Октябрь | |||||
2 | 8 | Виды связи предложений в тексте. Цепной вид связи. | Знать особенности цепного вида связи предложений. Уметь различать в тексте цепной вид связи предложений и составлять тексты с данным видом связи. | Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие | |
9 | Виды связи предложений в тексте. Цепной вид связи. | Знать особенности цепного вида связи предложений. Уметь различать в тексте цепной вид связи предложений и составлять тексты с данным видом связи. | Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие | ||
10 | Виды связи предложений в тексте. Параллельный вид связи. | Знать особенности параллельного вида связи предложений. Уметь различать в тексте параллельный вид связи предложений. | Развивать слухопроизноси-тельные дифференцировки | ||
3 | 11 | Виды связи предложений в тексте. Параллельный вид связи. | Знать особенности параллельного вида связи предложений. Уметь различать в тексте параллельный вид связи предложений. | Развивать зрительно-моторную координацию и слуховое восприятие | |
12 | Виды связи предложений в тексте. Параллельный вид связи. | Знать особенности параллельного вида связи предложений. Уметь различать в тексте параллельный вид связи предложений и составлять тексты с данным видом связи. | Развивать наблюдательность, функции контроля и самоконтроля | ||
13 | Виды связи предложений в тексте. Параллельный вид связи. | Знать особенности параллельного вида связи предложений. Уметь различать в тексте параллельный вид связи предложений и составлять тексты с данным видом связи. | Развивать слуховое внимание и логическое мышление | ||
4 | 14 | Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста. | Уметь определять особенности текста-повествования, последовательность частей в тексте. | Развивать слуховое внимание и логическое мышление | |
15 | Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста. | Уметь пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам, подбирая нужные языковые средства. | Развивать слуховое внимание и логическое мышление | ||
16 | Практические упражнения в написании изложения-повествования на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению. | Уметь писать изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению. | Развивать слуховое внимание и логическое мышление | ||
5 | 17 | Практические упражнения в написании изложения-повествования на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению. | Уметь писать изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению. | Развивать слуховое внимание и логическое мышление | |
18 | Практические упражнения в написании изложения-повествования на основе слухового восприятия текста по обобщённым вопросам, опорным словам. | Уметь писать изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по обобщённым вопросам, опорным словам. | Развивать слуховое внимание и логическое мышление | ||
19 | Практические упражнения в написании изложения-повествования на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | Уметь писать изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | Развивать наблюдательность к языковым явлениям | ||
6 | Каникулы | ||||
1 | Ноябрь | ||||
2 | 20 | Практические упражнения в составлении изложения-повествования на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану. | Уметь составлять изложение -повествование на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану. | Развивать наблюдательность к языковым явлениям | |
21 | Практические упражнения в составлении изложения-повествования на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану. | Уметь составлять изложение -повествование на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану. | Развивать орфографическую зоркость | ||
22 | Практические упражнения в составлении изложения-повествования по памяти. Свободный диктант. | Уметь составлять изложение -повествование по памяти в форме свободного диктанта. | Развивать орфографическую зоркость | ||
3 | 23 | Практические упражнения в составлении изложения-повествования по памяти. Свободный диктант. | Уметь составлять изложение -повествование по памяти в форме свободного диктанта. | Развивать орфографическую зоркость | |
24 | Практические упражнения в составлении изложения-повествования по памяти. Свободный диктант | Уметь составлять изложение -повествование по памяти в форме свободного диктанта. | Развивать наблюдательность к языковым явлениям | ||
25 | Текст-описание. Характерные признаки текста -описания. Отличие текста-повествования от текста -описания. | Уметь определять особенности текста-описания, отличать от текста-повествования. . | Развивать наблюдательность к языковым явлениям | ||
4 | 26 | Текст-описание. Схема построения описания. | Уметь пересказывать описательный текст по плану и опорным словам. | Развивать наблюдательность к языковым явлениям | |
27 | Текст-описание. Схема построения описания. | Уметь строить описание, используя средства выразительности для описания своих наблюдений. | Развивать наблюдательность к языковым явлениям | ||
28 | Практические упражнения в написании изложения-описания на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам. | Уметь писать изложение-описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам. | Развивать наблюдательность к языковым явлениям | ||
5 | 29 | Практические упражнения в написании изложения-описания на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам. | Уметь писать изложение-описание основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам. | Развивать логическое мышление | |
30 | Практические упражнения в написании изложения-повествования с элементами описания на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. | Уметь писать изложение-повествование с элементами описания на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. | Развивать логическое мышление | ||
Декабрь | |||||
1 | 31 | Практические упражнения в составлении текста-описания. | Уметь составлять текст-описание. | Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления | |
2 | 32 | Практические упражнения в составлении текста-описания. | Уметь составлять текст-описание. | Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления | |
33 | Практические упражнения в составлении текста-описания. | Уметь составлять текст-описание. | Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления | ||
34 | Практические упражнения в составлении текста-описания. | Уметь составлять текст-описание. | Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления | ||
3 | 35 | Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения. | Уметь конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи. | Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления | |
36 | Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения. | Уметь конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи. | Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления | ||
37 | Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения. | Уметь конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи. | Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать временные и пространственные представления | ||
4 | 38 | Практические упражнения в написании изложения-рассуждения на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам. | Уметь писать изложение-рассуждение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам. | Развивать внимание, способность к переключению | |
39 | Практические упражнения в написании изложения-рассуждения на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам. | Уметь писать изложение-рассуждение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам. | Развивать внимание, способность к переключению | ||
40 | Практические упражнения в написании изложения-рассуждения на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам. | Уметь писать изложение-рассуждение на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам. | Развивать внимание, способность к переключению | ||
5 | 41 | Практические упражнения в написании изложения-рассуждения на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам. | Уметь писать изложение-рассуждение на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | |
5 | 42 | Практические упражнения в составлении текста-рассуждения. | Уметь составлять текст-рассуждение. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | |
Январь | |||||
1 | Каникулы | ||||
2 | 43 | Практические упражнения в составлении текста-рассуждения. | Уметь составлять текст-рассуждение. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | |
44 | Практические упражнения в составлении текста-рассуждения. | Уметь составлять текст-рассуждение. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | ||
45 | Деление текста на части. | Уметь определять тип текста, сравнивать тексты на одну тему. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | ||
3 | 46 | Деление текста на части. | Уметь делить текст на части, определять границы частей, выделять их при записи соответственно плану. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | |
47 | Деление текста на части. | Уметь делить текст на части, определять границы частей, выделять их при записи соответственно плану. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | ||
48 | Составление плана текста с обозначенными частями. | Уметь пользоваться схемами построения текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. | Формировать языковые средства и умения ими свободно пользоваться | ||
4 | 49 | Составление плана текста с обозначенными частями. | Уметь составлять план, использовать его при пересказе текста. | Развитие временно-пространственных представлений. | |
50 | Составление плана текста с обозначенными частями. | Уметь составлять план, использовать его при пересказе текста. | Развитие временно-пространственных представлений. | ||
51 | Редактирование текста | Уметь делить текст на части и выделять их при записи, точно употреблять слова в речи. | Развитие временно-пространственных представлений. | ||
5 | 52 | Редактирование текста | Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования. | Развитие временно-пространственных представлений. | |
Февраль | |||||
1 | 53 | Редактирование текста | Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования. | Развивать наблюдательность за языковыми явлениями | |
54 | Редактирование текста | Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования. | Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию | ||
2 | 55 | Редактирование текста | Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования. | Развивать слуховое внимание | |
56 | Редактирование текста | Уметь исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования. | Развивать навык программирования связного высказывания | ||
57 | Составление рассказа по заглавию и данному началу. | Уметь составлять рассказ по заглавию и данному началу. | Развивать навык программирования связного высказывания | ||
3 | 58 | Составление рассказа по заглавию и данному началу. | Уметь составлять рассказ по заглавию и данному началу. | Развивать навык программирования связного высказывания | |
59 | Составление рассказа по заглавию и данному началу. | Уметь составлять рассказ по заглавию и данному началу. | Развивать навык программирования связного высказывания | ||
60 | Составление рассказа по заглавию и данному началу. | Уметь составлять рассказ по заглавию и данному началу. | Развивать навык программирования связного высказывания | ||
4 | 61 | Составление рассказа по данному окончанию. | Уметь составлять рассказ по данному окончанию. | Развивать навык программирования связного высказывания | |
62 | Составление рассказа по данному окончанию. | Уметь составлять рассказ по данному окончанию. | Развивать навык программирования связного высказывания | ||
63 | Составление рассказа по данному окончанию. | Уметь составлять рассказ по данному окончанию. | Развивать пространственно-временные представления | ||
5 | 64 | Составление рассказа по данному окончанию. | Уметь составлять рассказ по данному окончанию. | Развивать пространственно-временные представления | |
Март | |||||
Письменная связная речь. Сочинение | |||||
1 | 65 | Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам. | Уметь писать сочинение-повествование по серии картинок и вопросам. | Формировать коммуникативную функцию речи на основе текста | |
66 | Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам. | Уметь писать сочинение-повествование по серии картинок и вопросам. | Развивать логическое мышление, творческое воображение. | ||
2 | 67 | Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам. | Уметь писать сочинение-повествование по серии картинок и вопросам. | Развивать логическое мышление, творческое воображение. | |
68 | Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам. | Уметь писать сочинение-повествование по серии картинок и вопросам. | Развивать логическое мышление, творческое воображение. | ||
3 | 69 | Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам. | Уметь писать коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам. | Развивать логическое мышление, творческое воображение. совершенствовать навыки программирования высказывания | |
70 | Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам. | Уметь писать коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам. | Развивать логическое мышление, творческое воображение. совершенствовать навыки программирования высказывания | ||
71 | Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам. | Уметь писать коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам. | Развивать логическое мышление, творческое воображение. совершенствовать навыки программирования высказывания | ||
4 | 72 | Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам. | Уметь писать коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам. | Развивать логическое мышление, творческое воображение. совершенствовать навыки программирования высказывания | |
73 | Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам. | Уметь писать коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам. | Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания. | ||
74 | Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам. | Уметь писать коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам. | Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания. | ||
5 | Каникулы | ||||
1 | Апрель | ||||
2 | 75 | Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам. | Уметь писать коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам. | Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания. | |
76 | Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам. | Уметь писать коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам. | Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания. | ||
77 | Сочинение-описание предмета | Уметь писать сочинение-описание предмета. | Совершенствовать навыки установления причинно-следственных связей, развивать логическое мышление. | ||
3 | 78 | Сочинение-описание предмета | Уметь писать сочинение-описание предмета. | Совершенствовать навыки установления причинно-следственных связей, развивать логическое мышление. | |
79 | Сочинение-описание предмета | Уметь писать сочинение-описание предмета. | Совершенствовать навыки установления причинно-следственных связей, развивать логическое мышление. | ||
80 | Сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям. | Уметь писать сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям. | Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания. | ||
4 | 81 | Сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям. | Уметь писать сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям. | Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания. | |
82 | Сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям. | Уметь писать сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям. | Активизировать волевые усилия ребенка, его внимание на смысловую связь между частями высказывания. | ||
83 | Сочинение по наблюдениям. «Ранняя весна». | Уметь писать сочинение по наблюдениям | Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания | ||
5 | 84 | Сочинение по наблюдениям. «Весна». | Уметь писать сочинение по наблюдениям | Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания | |
85 | Сочинение по картине | Уметь писать сочинение по картине | Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания | ||
86 | Сочинение по картине | Уметь писать сочинение по картине | Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания | ||
Май | |||||
1 | 87 | Сочинение по картине | Уметь писать сочинение по картине | Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания | |
88 | Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода». | Уметь писать сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода». | Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания | ||
2 | 89 | Сочинение-рассуждение «Моё любимое время года». | Уметь писать сочинение-рассуждение «Моё любимое время года». | Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания | |
90 | Сочинение-рассуждение «Моё любимое занятие». | Уметь писать сочинение-рассуждение «Моё любимое занятие». | Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания | ||
91 | Письма. | Уметь писать письма разным адресатам. | Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания. | ||
3 | 92 | Письма. | Уметь писать письма разным адресатам. | Совершенствовать отбор языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания. | |
3 | IV этап (оценочный) Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей. Фронтальное обследование | ||||
4 | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников.
Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников, 1 класс....
Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс
Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...
Календарно тематическое планирование по коррекции нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи
Календарно тематическое планирование коррекционной работы с обучающимся 2 класса по коррекция нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи. ...
Планирование коррекционной работы на синтаксическом уровне с детьми с общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС
Коррекционная работа с учащимися 3 класса с нарушением письма, обусловленным лексико-грамматическим недоразвитием. Логопедическое занятие, разработанное в соответствии с требованиями ФГОС, по формиров...
Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО
Коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НООПроблемы, психологические основы и особенности, направления коррекционной работы....
«Коррекция устной речи обучающихся 2-х классов, с общим недоразвитием речи III уровня»
Программа, наряду с общеобразовательными задачами, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными...
Логопедическое сопровождение обучающихся с системным недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС (сборник "Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве" 27 - 29 апреля 2020г г.Магнитогорск)
В статье представлен материал по целенаправленному систематическому логопедическому сопровождению детей с речевыми нарушениями через призму реализации специфических задач , дана характеристика уровней...