Урок математики "Деление с остатком", 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Надуваева Елена Ивановна
Обучение алгоритму выполнения деления числа с остатком для расширения представления детей об операции деления. Урок с использованием интерактивной доски smart board.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delenie_s_ostatkom.doc89.5 КБ
Файл delenie_s_ostatkom.pptx546.55 КБ
Файл delenie_s_ostatkom_test.pptx75.4 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Надуваева Елена Ивановна

Класс: 3  (Урок с  использованием интерактивной доски smart board)

Тема учебного занятия: Деление  с остатком.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин

Тип учебного занятия: Усвоение новых знаний

Цель: Обучение алгоритму выполнения деления числа с остатком для расширения представления детей об операции деления

Задачи урока:

1.Образовательные:

- Познакомить учащихся с  делением числа с остатком;

- Формировать практические навыки деления числа с остатком; навыки анализа задачи, умений решать задачи;

2.Развивающие:

- Развивать логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения; культуры речи и эмоций учащихся;

3.Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах;

Технологии: 

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая 

Оборудование : мультимедиа проектор, интерактивная доска, пульты.

Дидактические материалы к учебному занятию: презентация,  карточки, тест

п/п

Этапы урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Планируемые результаты

1.

Организационный

(2 мин)

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Дорогие мои Любознатики!

 Мы начинаем урок …

( МАТЕМАТИКИ) !

 Пусть сегодня для нас всех,  

На урок придёт успех!  Поприветствуем гостей,

 С ними нам вдвойне теплей,

 Пожелайте нам удачи,

 И везения в придачу!

Одна хорошая минута

Сделала одно хорошее дело,

Десять хороших минут

Сделали десять хороших дел.

А сколько хороших дел

Можно сделать за целый урок? (45)

- Я желаю всем сегодня сделать как можно больше хороших дел.

Оценивают свое настрой на урок

Отвечают на вопросы

Рефлексия

Регулятивные УУД:

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определение степени успешности своей работы

Коммуникативные УУД:

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

2.

Устный счет ( 4 мин)

Цель этапа: формировать навыки быстрого устного счёта, основанные на таблице умножения;

активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

«Весёлые задачи»(работа в парах)

Вам необходимо решить  задачи  и найти ответы на доске.

1.Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40/ Л)

2.Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36 / Е)

3.Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число.

 (5 • 10 = 50 /Ь)

4.Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.

(38 • 2 = 76 /Е)

5.У рыбы с усами 3 зуба  умножить на число гномов у Белоснежки. (3 • 7 = 21 / Т)

6.Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов.

(50 : 10 = 5/ А)

-Расположите числа в порядке возрастания.

-Какое слово получилось?(АТЕЛЬЕ)

-Что такое ателье? (мастерская по пошиву одежды)

Ученики устно решают  задачи, выставляют на доске карточки с ответами . Затем располагают числа в порядке возрастания.

На доске:

40\Л

36\Е

50\Ь

66\Е

21\Т

5 \А

Коммуникативные УУД:

- управление поведением партнера, коррекция действий партнера

Познавательные УУД:

- логические:  установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

3.

Постановка учебной задачи (4 мин)

Цель:  Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания о составе слова,

планирование работы

 Создание проблемной ситуации.

– Ателье получило заказ от танцевальной группы на пошив костюмов для выступлений. Сарафаны уже сшили, осталось пришить пуговицы и карманы.
Помогите мастерам.

РАБОТА В ПАРАХ
-
У каждого на парте лежат изображения двух сарафанов и пуговицы. 
– Посчитайте количество пуговиц на столе. (13 пуговиц)
– Разделите поровну 13 пуговиц на 2 сарафана.
– Что вы заметили? (Поровну пуговицы разделить не удалось, осталась одна лишняя пуговица)
– Теперь посчитайте количество карманов. (5)
– Разделите 5 карманов поровну на 2 сарафана.
– Какое действие вы выполняли? (Деление)
– Что вы заметили? (Поровну карманы разделить не удалось, остался один карман)
– Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

Тема нашего урока «Деление с остатком».
- Предположите, какова цель урока?
* узнать, что такое остаток
* научиться делить числа с остатком
* развивать внимание, умение рассуждать

Решают задачу, сталкиваются с проблемой

Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания ( Мы должны научиться решать примеры и задачи с остатком.)     

Учащиеся работают в парах: делят 13 пуговиц  и 5 карманов на 2 сарафана.

Ставят перед собой цели и задачи

Содержа-тельная рефлексия

(осознать интеллектуа

льный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы)

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

- формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия;

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению математики

4.

Работа по теме урока (10 мин)

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, знакомство с алгоритмом деления числа с остатком развития умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному вывода способа действия с информацией

 

Физкультминутка

(1 мин)

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

 Продолжаем  принимать заказы в наше ателье .
- Витя спросил у Риты, можно из 12 метров  ткани сшить 5 платьев?

- Рита ответила, что нет.
- Почему? Предположите, девочка права или нет?
- Помогите разобраться детям в сложившейся ситуации.

12 : 5 =2 (ост.2) (СТОЛБИК)

Назовите делимое.

Назовите делитель.

Назовите частное

Что такое 1?
 Составление алгоритма деления с остатком. 
* Находим наибольшее число, (но меньшее делимого), которое можно разделить на делитель без остатка.
* Данное число делим на делитель. Это значение частного.
* Оставшаяся часть делимого – это остаток.
* Проверяем, остаток должен быть меньше делителя.

- Прочитайте новый материал у красной черты стр. 24.

№1 устно

Чем пользуется портной    когда  шьет? (наперстком)

(Ученики поочередно надевают на палец наперсток и выполняют движения)

Пальчик. Пальчик.

 Где ты был?

- С этим  братцем в лес ходил.

- С этим братцем щи варил.

- С этим братцем кашу ел.

- С этим братцем песни пел.

Делят ткань на платья, записывают выражение

Читают материал в учебнике

Выполняют движения

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

5.

Первичное закрепление(8 мин)

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

№2 стр.26

Объясняют

выполняют задания

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

6.

Первичный контроль.

Самостоятельная работа

 (6 мин)

Цель: Создание условий для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний о приставках

-Чему мы должны были научиться на уроке?

-А давайте проверим, а научились мы этому или нет.

(интерактивная доска,пульты- дети выбирают правильный ответ)

Тест

1.Что получится, если 15 : 7

 1)  2 (ост.2)                  

 2)  6 (ост.3)

 3)  7 (ост.3)

2.Какие числа могут быть в остатке при делении на 4?

1)1,2,

2)1,2,3

3)2,3,4

3.При делении какого числа  на 5 в остатке получится 3?

1)23

2)16

3)7

4.Найди правильное равенство

1)  19:4 = 4(ост.3)

2)  19 : 3 =6 (ост 3)

3)  17 :4 =5 (ост.2)

5.Из 20 цветков сделали букеты по 3 цветка. Сколько букетов получилось?

1) 6 букетов  и 2 цветка осталось

2) 6 букетов

3)5 букетов и 5 цветков осталось

Выполняют тест

Проверяют, оценивают

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

7.

Домашнее задание

 (2 мин)

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание

- Ну вот и подошло к концу наше занятие. А дома нам нужно закрепить свои знания, чтобы еще лучше и правильнее считать.

Стр. 26, №  5

 или

придумать 6 примеров на деление с остатком.

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

8.

Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин)

Цель: Создание условий для рефлексии

 Оценка урока по

«Методу пяти пальцев».

(у учащихся на столе рисунок ладошки, на пальцах нарисованы наперстки)

Урок полезен, все понятно.

 (наперсток –зеленым цветом раскрашиваем)

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

(желтым)

Еще придется потрудиться.

(красным)

Да, трудно все-таки учиться!

М  (мизинец) – Какое математическое открытие я сделал на уроке? (Ост.< Дел.)

Б  (безымянный) – Чему я научился? (выполнять деление с остатком)

С   (средний) – Пригодятся ли мне эти знания в жизни? Где?

У   (указательный) – Кому я сегодня помог?

Б   (большой) – Какое у меня настроение? (У меня такое – показываю большой палец)

Раскрашивают наперстки

Рисунок ладошки

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

     



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. МКОУ « Паликская средняя общеобразовательная школа №2» Урок математики в 3 классе по теме: «Деление с остатком» Учитель : Надуваева Е.И. 2014г

Слайд 2

. Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека.

Слайд 3

. Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча.

Слайд 4

. Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число.

Слайд 5

. Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.

Слайд 6

. У рыбы с усами 3 зуба умножить на число гномов у Белоснежки.

Слайд 7

. Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что получится, если 15 :7 2 (ост. 1) 6 (ост. 3) 7 (ост. 3) 0% 0% 0%

Слайд 2

Какие числа могут быть в остатке при делении на 4? 1, 2 1, 2, 3 2, 3, 4 0% 0% 0%

Слайд 3

При делении какого числа на 5 в остатке получится 3? 23 16 7 0% 0% 0%

Слайд 4

Найдите правильное равенство. 18 : 4 = 4 (ост.2) 19 : 3 = 6 (ост.3) 17 :4 = 5 (ост.2) 0% 0% 0%

Слайд 5

Из 20 цветков сделали букеты по 3 цветка . Сколько букетов получилось? 6 букетов и 2 цветка останется 6 букетов 5 букетов и 5 цветков останется 0% 0% 0%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системно – деятельностного подхода на уроке математики в 3 классе "Деление с остатком"

Использование системно – деятельностного подхода на уроке математики в 3 классе. Тема урока: «Деление с остатком». Структура урока:«открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для самосто...

Урок математики в третьем классе по теме «Деление чисел с остатком»

Урок разработан в соответствии с развивающей системой Л. В. Занкова....

Урок математики в 3 классе по теме "Деление с остатком"

Урок по типу ОНЗ в технологии деятельностного метода на базовом уровне. В уроке отражён региональный компонент....

конспект урока по математике 3 класс "Деление с остатком"

ТЕМА УРОКА: Деление с остатком     Цели: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике.Задачи урока:1.Образовательны...

Урок математики в 3 классе по теме "Деление с остатком"

Материал содержит подробный конспект урока....

Конспект урока математики 4 класс. Тема урока: "Деление с остатком на 10,100 и 1000"

Данный конспект может быть использован в работе на уроке математики, а также на  внеурочной деятельности.  Урок содержит  материал по истории Санкт-Петербурга....

Урок математики в 4 классе, тема урока: Деление с остатком на 10,100, 1000

Здесь вы найдёте мои конспекты открытых  уроков в начальных классах...