Урок математики в третьем классе по теме «Деление чисел с остатком»
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Хэкало Алла Викторовна

Урок разработан в соответствии с развивающей системой Л. В. Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_po_teme.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в третьем классе по теме  «Деление чисел с остатком»

Цели и задачи: познакомить с делением чисел, в результате которого образуется остаток, подвести детей к понятию, что остаток должен всегда быть меньше делителя, закрепить знания таблицы умножения, учить решать задачи на деление, в ответе которых так же получается остаток. Развивать внимание, умение практическим способом доказывать своё мнение. Воспитывать желание работать командой, помогать своим одноклассникам.

Оборудование: интерактивная доска,  кусок мягкой проволоки,  карточки со знаками «+», «-»

Ход урока.

Учит. Ребята, сегодня мы с вами продолжаем путешествие по стране математических знаков и действий. Но вот куда же мы отправимся, станет ясно, когда выполним наше первое задание.

На доске открывается запись:

7 Х 8               3 Х 4                 24 : 8                 4 Х 4

8 Х 6               5 Х 9                 5 Х 6                  6 Х 4

Учит.  

Какое выражение по - вашему лишнее? Почему?

Что скажете о произведении? (самое большое число при умножении)

А может ли быть такое, что произведение становится меньше множителей? (если один из множителей равен нулю)

А как называются числа при делении?

Скажите, а какие еще множители дадут в произведении 24? (6 Х 4)

Назовите мне еще несколько выражений, в которых делитель равен 8, где частное равно 3.

Молодцы! Я вижу, что вы хорошо знаете таблицу умножения и похоже вам будет очень легко решить следующие примеры! Перед детьми появляются примеры:

36 : 4                         54 : 9                    81 : 9

42 : 7                        32 : 4                     25: 3

Дети.  А 25 на 3 разделить нельзя!

Учит.  Все так думают? У кого есть другое мнение на этот счет? 

Дети.  Разделить на 3 можно только 24!

Учит.  Верно, но у нас-то 25!

Дети. Ну и что, одна единица останется в запасе!

Учит.  Правильно, так и получается. Число 25 действительно можно разделить на 3, что же нам с вами для этого нужно было сделать?

Дети. Надо было найти число, которое меньше 25 и делится на 3.

Учит.  Молодцы, нашли число 24, но я думаю, что в этом примере может быть и другой ответ, например 7, ведь 21 тоже делится на 3. Как  быть?

Дети.(Обдумывают)  Да, но если мы раздели 21, то у нас останется еще 4, а 4 можно еще раз поделить на 3 и тогда у нас останется 1.

Учит.  Замечательно! Давайте теперь выберем на доске только те выражения, в которых при делении появляется остаток:

72 : 8              40 : 8                  57 : 8                     80 : 9                 25 : 5

16 : 5              36 : 6                  65 : 7                     34 : 5                 19 : 3

Дети. Называют выражения.  16 : 5        57 : 8      65 : 7        80 : 9       34 : 5     19 : 3  

Учит.    Правильно, а записывают эти выражения так:     16 : 5 = 3(ост.1)   Пожалуйста,  выполните в тетради эти примеры самостоятельно.    

 Дети.     Выполняют.

 Учит.    Проверим, называя каждое число математическим именем:

Делимое – 16; делитель – 5;  частное – 3; остаток – 1.

  Выпишите в два столбика, делители и остатки, что заметили?

Дети.     Остаток везде меньше делителя!

Учит.    Да, это главное правило при делении с остатком: остаток должен всегда быть меньше делителя! Запомните это и проверяйте каждое выражение, что бы у вас не было ошибок!

А теперь отдохнем!

Физкультурная пауза.

А теперь внимание, трудное задание, сейчас будем решать задачу про школу!

Прочитайте задачу, на доске: В коробке 23 цветных  карандаша. По сколько карандашей хватит троим мальчикам и четверым девочкам при оформлении стенгазеты?

Дети.      Сначала узнаем количество детей: мальчиков и девочек.    3+4 = 7

А затем разделим все карандаши на 7 частей!   23 : 7 = 3 (ост.2)

Можно эту задачу решить и числовым выражением 23 : (3 + 4) = 3(ост.2)

Учит.     Молодцы! А сейчас попробуйте придумать свои задачи на деление, что бы при решении в них получался остаток.

Дети.      Придумывают, решают их устно.

Учит.     А теперь внимание на экран. Игорь сделал из проволоки, длиной 27 сантиметров, равносторонний треугольник. Получится ли из этой проволоки квадрат со стороной 7 сантиметров? У вас на столе лежит проволока.  Решите эту задачу. Какой план составим?

Дети.      

Измерим проволоку.

Сложим треугольник.

Развернем.

Пробуем сложить квадрат.

Проверяем. 27 : 4 =6(ост.3)

Вывод: не получится, не хватает 1 сантиметра.

Учит.     Ну а теперь отдохнем и поиграем в игру «Делится – не делится»

Перед детьми появляется таблица с числами:

10

12

16

13

20

21

24

27

32

35

40

45

50

56

53

58

Учитель показывает числа, а дети отвечают, делится ли число на 2, на 3, на 5 без остатка? Отвечают дети с помощью карточек   «+» и «-».

Учит.     Сегодня вы очень старались, мы с вами научились делить числа с остатком, познакомились с главным правилом для этого вида деления. Каким?

Дети.      Остаток должен быть всегда меньше делителя!

Учит.     Все – молодцы, всем спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе по теме "Деление с остатком"

Урок по типу ОНЗ в технологии деятельностного метода на базовом уровне. В уроке отражён региональный компонент....

Урок математики в 3 классе по теме "Деление с остатком"

Материал содержит подробный конспект урока....

Урок математики в 4 классе по теме "Деление многозначных чисел по алгоритму. Закрепление."

Данный материал включает в себя:♦устный счет на табличное деление с ИКТ♦разнообразную работу с заготовками к примерам♦работу в группах...

Урок математики в 4 классе по теме: Деление на 10, 100, 1000 с остатком. Решение задач на встречное движение.

На уроке обучающиеся осуществляют виртуальную экскурсию по красивейшим местам Республики Башкортостан. Знакомятся со способом деление на 10, 100, 1000 с остатком....

Конспект урока математики в 3 классе на тему "Деление с остатком"

Предмет: МатематикаКласс: 3Тема урока: Деление с остатком.Цели урока: закрепление приёма деления с остатком, табличных и внетабличных случаев деления.Планируемые результаты:•...

Разработка урока математике в 4 классе на тему " Деление многозначных чисел, оканчивающихся нулями вида 29000:300

Цель урока: способствовать развитию умений применять алгоритм письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями, развитию вычислительных навыков, умений решать уравнения и задачи на движение, ...

Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме «Деление многозначных чисел на 10, 100, 1000… с остатком»

В данном материале представлены технологическая карта и структура урока математики в 4 классе с учетом требований ФГОС....