Программа кружка по внеурочной деятельности « Эрудит»
рабочая программа по математике (3 класс) по теме
Программа кружка по внеурочной деятельности. Предмет - математика. Цель программы - создание условий для нового подхода к обучению способов понимания задач. Когда решение задачи (уравнения и любого задания) становится не целью, а средством в понимании основных математических законов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка по внеурочной деятельности « Эрудит». как научить понимать задачи | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка по внеурочной деятельности « Эрудит»
- Пояснительная записка
I.1 Введение
Начальное образование - первая ступень общего образования, призванная сформировать функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся, создать условия для развития всесторонней личности, их нравственных качеств.
Целью программы является развитие логического мышления младших школьников, способности к анализу и синтезу, создание условий для творчества в учебно-научном процессе, развитие коммуникативных способностей ребёнка, повышение значимости учебного материала.
Решение задач остаётся одной из самых сложных тем в изучении математики и в начальной школе, и в средней, и в старшей. Программа призвана научить обучающихся понимать задачи, видеть несколько способов решения, находить логические связи, используя основные математические законы и понятия. Существует много теорий о способах решения задач, но в практике дети решают их плохо. Чаще всего мы говорим: «ученики должны выделить величины, входящие в задачу, данные и искомые числа, установить связи между данными и искомыми и на этой основе выбрать соответствующие арифметические действия». Как понять эти связи, что это такое и где их искать?
Основными темами в изучении математики в начальной школе являются число, действие (с числом), законы (по которым возможны действия с числами). После усвоения данных тем можно переходить к решению задач.
Программа предлагает начать изучение основных математических понятий о Целом, части, разностном и кратном сравнении через число, действие, закон и задачу. В результате такого подхода обучающиеся легко справляются с типовыми программными заданиями, так как научаются видеть логические связи, имеют алгоритм анализа и синтеза предлагаемой ситуации.
Формирование этих понятий обязательно должно сопровождаться моделированием числа, действия, закона, задачи; графическим изображением и обозначением числа как цифрами, так и буквами, с самых первых заданий. Таким образом развивается абстрактное мышление и не формируется привязанность к обозначению любой величины только при помощи цифр.
I.2 Цели и задачи
Целью реализации данной программы является оптимальное развитие каждого ребёнка при поддержке учителем его индивидуальных особенностей в условиях работы на высоком уровне сложности:
- Развитие знаково-символических (знаково-символические средства: цифры, буквы, схемы и др.) учебных действий, которые являются способом отделения содержания от формы
-адаптация в условиях сложного учебного поля деятельности;
-самостоятельно или с помощью родителей добывать новые знания; работать над развитием интеллекта;
-конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;
-генерировать новые идеи, творчески мыслить.
В процессе реализации данной цели решаются следующие задачи:
-расширение общего кругозора учащихся;
-обучение навыкам видения проблемы и вытекающих из неё задач;
-развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению;
-развитие навыков целеполагания и планирования деятельности;
-обучение выбору способа рассуждения;
-обучение поиску нужной информации, выделению и усвоению нужного знания из информационного поля;
-развитие навыков самоанализа и рефлексии;
-умение делать семантический анализ текста задания;
-умение делать логический и математический анализ заданий
-обучение умению представлять ход своих рассуждений и результаты;
-развитие навыков конструктивного сотрудничества с детьми, учителями, родителями;
-развитие навыков публичного выступления;
-участие обучающихся и их родителей в создании интеллектуальной внутришкольной среды;
-возможность самостоятельной индивидуальной работы в комфортной образовательной среде при поддержке учителя
I.3 Принципы формирования программы
В качестве основных принципов программы «Эрудит» выдвигаются:
- принцип использования деятельностного метода, который предполагает мотивацию к учебной деятельности (осознанное вхождение школьника в учебную деятельность, актуализацию деятельности (надо), создание условий для внутренней потребности деятельности (хочу), установление тематических границ (могу). Другими словами, происходит определение себя в новом для ребёнка учебном пространстве;
-принцип учёта особенностей детей младшего школьного возраста, связанных с изменением их ведущей деятельности при поступлении в школу, освоением новой социальной роли, способности к организации своей деятельности.
-принцип взаимного дополнения обязательной школьной программы и внеурочной деятельности учащегося. Обе части работают на содержание и организацию образовательного процесса в начальной школе.
I.4 Состав участников образовательного процесса
Участники образовательного процесса – учащиеся 3,4-ого классов, учителя школы, родители (законные представители).
I.5 Общая характеристика программы
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). Продолжительность одного занятия 40 минут. Оптимальная наполняемость группы 10-12 обучающихся. Часть занятий лучше проводить в режиме системно-деятельностного подхода. Когда детям предлагается исследовать какой-либо предмет, создать что-либо. Затем проанализировать свою деятельность и сформулировать новое знание. Красной линией на протяжении всех занятий должны идти понятия: целое, части, большее, меньшее, разность, кратное, деление на количество частей, деление «по? в одной части». Обязательным компонентом является создание алгоритмов, сигнальных карт, общих схем для максимально комфортной работы в высоком темпе и на большом уровне сложности и теоретизации материала.
- Планируемые результаты
В качестве планируемых результатов ожидается успешная адаптация ребенка к учебной жизни, которая выражается в развитии: личностных универсальных действий
-готовность к саморазвитию;
-внутренняя положительная позиция ученика к школе (хочу учиться, потому что это интересно);
-принятие образа «успешного ученика»;
-ценностное отношение к природному миру;
- навыки сотрудничества;
-мотивация учебной деятельности
регулятивных универсальных действий
-формулировать и удерживать тему задания;
-составлять план своих действий;
-использовать речь для регуляции своих действий;
-предвосхищать результат;
познавательных универсальных действий
-осуществлять смысловое чтение;
-использовать алгоритмы логических рассуждений для решения задач;
-обращаться за помощью, правильно сформулировав свои затруднения;
-развивать навыки публичного выступления.
III. Тематическое планирование
1. | Из истории математики | 1 |
2 | Моделирование «Целого» из «частей» | 1 |
3 | Наполняем «Целое» и «части» содержанием | 1 |
4 | Создаём схемы для «Целого» и «частей» | 1 |
5 | Уравниваем сумму «частей» с «Целым». Уравнения | 1 |
6 | Открытие нового знания о «Целом « и «частях», при неравных частях | 1 |
7 | Задача – это история с загадкой | 1 |
8 | С честью выходим из затруднительных ситуаций (решаем задачи и уравнения) | 3 |
9 | Раскладываем числа на равные части (деление «на количество частей») | 1 |
10 | Раскладываем числа «по ? в одной части» | 1 |
11 | Открытие нового знания о «Целом» и «частях» при равных частях | 1 |
12 | Преодолеваем новые трудности (решаем задачи и уравнения на основе нового знания) | 3 |
13 | Создаем алгоритм рассуждения и сигнальную карточку | 1 |
14 | Решаем задачи уравнением | 1 |
15 | Создаем алгоритм решения уравнений на основе знаний о целом и части | 1 |
16 | Составляем и решаем уравнения со сложной (сумма нескольких частей) левой частью | 1 |
17 | Задачи, решаемые уравнением | 1 |
18 | Разные способы решения задач на «Целое и части» | 1 |
19 | Диагностика знаний | 1 |
20 | Сравниваем предметы, величины, числа | 1 |
21 | Открытие нового знания о «Разности» | 1 |
22 | Решаем задачи нового типа - на «разностное сравнение» | 3 |
23 | Опять сравниваем | 1 |
24 | Открытие нового знания о «Кратности» | 1 |
25 | Решаем задачи нового типа на «Кратное сравнение» | 3 |
26. | Заключительный урок. Игра «Путешествие» | 1 |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка для внеурочной деятельности духовно-нравственных бесед и рассказов для детей "Доброе слово"
Духовно-нравственные беседы и рассказы для детей начальной школы...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы
Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...
Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"
Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...