Программа кружка для внеурочной деятельности духовно-нравственных бесед и рассказов для детей "Доброе слово"
методическая разработка по теме

Духовно-нравственные беседы и рассказы для детей начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dobroe_slovo_1kl_dlya_sayta.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г.О. ЗВЕНИГОРОД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  2. Согласовано                              Согласовано                        Утверждаю

На заседании ШМО                         Зам.директора по УР                Директор

учителей начальных классов           _________                                  ________

Протокол от____________            «____»__________2012г.          «_____»________2012г.

№_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  1.        «ДОБРОЕ СЛОВО» - программа духовно нравственных бесед c чтением поучительных рассказов и сказок для младших школьников

                                              ( внеурочная деятельность )

                                                         1 класс

Учитель начальных классов ФАДЕЕВА Е.А.

Звенигород. 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «ДОБРОЕ СЛОВО» - беседы о Добре, Любви, Вере, о нас, о Вечности, для которой мы созданы. Это живые беседы, чтение и обсуждение рассказов, сказок, стихов, пословиц. Они помогут учителям, родителям распахнуть детские сердца для мира Любви.

Богомудрый святитель Феофан Затворник советовал: «Не оставляй мысль в голом виде, но обязательно облеки её в образ и доведи до чувства». Поэтому надо стремиться заселить детскую душу светлыми, добрыми образами. Слава Богу художественная литература для детей полна ими!

В последние годы в программы обучения младших школьников все увереннее входит литература как предмет эстетического цикла. Но читательская деятельность не исчерпывается только школьным литературным образованием. На формирование читательских умений, навыков, интересов влияет семья, межличностное общение.        

          Эта точка зрения приуменьшает природный детский дар непосредственного восприятия произведения, понимания его сердцем, чувствами. Эмоциональная реакция вызывает у ребенка напряженную работу мысли, соучастие, отзывчивость. Эти особенности позволили определить цель программы как формирование у младших школьников интереса к чтению, желание читать литературные произведения и общаться по поводу прочитанного. 

Задачи программы:

  1. сформировать у детей правильную самооценку, основанную на христианских ценностях;
  2. развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
  3. обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе;
  4. ввести детей через литературу в мир человеческих отношений и нравственных ценностей.

Замысел программы реализуется через художественно-эстетический и литературоведческий подходы.

Художественно-эстетический - предопределяет отбор произведений для чтения. Школьникам предлагаются художественные тексты, раскрывающие перед ними богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождающие чувства гармонии и красоты, помогающие понимать прекрасное в жизни, формирующие у ребенка собственное отношение к действительности.

Литературоведческий подход реализуется в анализе художественного текста в ходе литературных занятий, диалога.

        На первом году обучения ребенок познает себя и мир вокруг, людей, их взаимоотношения, природу, усваивает нормы отношения к этому миру и поведения в нем через стихи, маленькие рассказы и сказки детских писателей. Дети читают произведения о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

        Программа 1 года обучения призвана приобщить детей к работе с книгой, помочь им овладеть умением понимать содержание прочитанного. Дети получают представление о художественной литературе, узнают автора и название произведения, называют персонажей, учатся передавать сюжет литературного произведения, давать характеристику героям и событиям; овладевают интонацией, передающей содержание читаемого и настроение читающего. А самое главное – дети получают духовно-нравственное воспитание через образы героев, события, описанные в рассказах и сказках.        

В течение  года занятий читающий ребенок с его малым жизненным опытом открывает для себя новый мир законов бытия, сути человеческих характеров, взаимоотношений, поведения людей, познает себя в сравнении с себе подобными.

Занятия по программе «Доброе слово» проводятся 1 раз в неделю. Место проведения занятий - учебный кабинет, храм, воскресная школа.

        Система занятий по программе базируется на использовании совокупности приемов, разнообразных методов и форм деятельности:

  1. выразительное чтение учителем и рассказывание;
  1. беседа о прочитанном и обсуждение;
  2. творческие задания литературного и изобразительного характера.

Особое значение в методике проведения занятий придается искусству постановки вопросов. Это связано с тем, что объяснить свои чувства, свое интуитивное понимание сердцем того, что открыто внутреннему взору, ребенок самостоятельно не способен, поэтому программа «Доброе слово» стремится с помощью системы вопросов продвинуть ребенка от подсознательного понимания к осознанному открытию смысла произведения. Система вопросов органично вырастает из текста и помогает последовательно выделять в тесте ключевые фрагменты, образы, слова, в которых выражены главные мотивы, проблемы, идеи произведения.

Таким образом, успех духовно-нравственного чтения зависит от умения вести диалог. Очень важно дать возможность на занятии высказаться всем, важно услышать даже зерно мысли в отдельных словах учеников, увидеть даже приближение к интересному ответу. С детьми говорить просто и ясно, не опускаясь до примитива, находить точные слова для комментирования ответов учеников. В ходе занятий недопустимы авторитарность и нетерпимость к иным суждениям.

Планируемые результаты:

-расширение кругозора ребенка;

-знания о духовном наследии, истории и культуре родного края;

-развитие патриотизма, гражданственности;

-правильная самооценка.

Содержание программы

 «ДОБРОЕ СЛОВО»

1 класс (33часа)

№ п/п                                      Тема занятия.

1.     Доброта и любовь.       Загадки. Рассказ «Печенье».

                               Сказка «Непослушные дети».

                                                     (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

2.      Доброта и любовь.      Притча «Мальчик и морские звёзды».

                                                     «Сказка про ящерку».

                                                     (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

3.      Доброта и любовь.      Рассказ «Кому сделать добро?»

                                                     (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

4.      Доброта и любовь.       Рассказ «Толик, хочешь яблоко?»

                                                     Сказка «Солнце и ветер».

                                                     (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

 

     5.      Бог-Творец.                   Беседа «Кто это устроил?».

                                                     Рассказ «Сашенька».

                                                     (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

     6.      Бог-Творец.                   Рассказ «Лягушонок».

                                                      Рассказ «Тоненький ледок».

                                                     (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

     7.      Бог-Творец.                    Рассказ «Только призови». С.36

                                                     (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

     8.      Об Ангелах.                    Рассказ «Страшный выбор» С.65

                                                      (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

     9.      Об Ангелах.                    Рассказ «Мне было очень стыдно!» С.67

                                                      (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

  1.     Об образе и подобии      Стихотворение «Девочка и луч».

         Божием в человеке.         Сказка «Волшебные спички». С.71-76

                                                      (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

  1.     Об образе и подобии       «Сказка про принца Фредерика» С.76-80

          Божием в человеке.      

                                                     (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)    

  1.     Об образе и подобии       «Сказка про принца Фредерика» С.80-84

          Божием в человеке.

                                                     (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

13.    Об имени и именинах.    Рассказ «Какое прекрасное имя!» С.112-114

                                                     (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

 

14.    Об имени и именинах.    Житие Св.Екатерины.

                                                    Имена наших святых. С.115-118

                                                     (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

15.    Компас в душе.                 Рассказ «Прощай, велосипед!» С.124-128

                                                     (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

16.    Компас в душе.                Рассказ «Зёрнышки в сердечке» С.128-131

                                                     (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                 сердцам»)

17.    Компас в душе.                Рассказ «Пробуждение совести» С.132-133

                                                     (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

18.    Добрые дела.                   «Сказание о трёх деревьях» С.135-139

                                                     (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

19.    Добрые дела.                    Беседа «Для чего добрые дела?» С.139-140

                                                      (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                        рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

20.    Добрые дела.                    Сказка «Рождественский гость» С.140-144

                                                     (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

21.    Добрые дела.                    «Сказка про ослика».

                                                    Рассказ «Чайка»  С.144-147

                                                     (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

22.    О послушании.                 Рассказ «Лисёнок» С.149-153

                                                     (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

23.    О послушании.                 Стихотворение «Про девочку ДА и

                                                    мальчика НЕТ». Рассказ «Вкусный

                                                     крыжовник»  С.154-157

                                                          (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                          рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

24.    О послушании.                 Рассказ «Заноза»  С.158-161

                                                         (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                          рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

25.    О милосердии.                  Рассказ «Случай с дворнягой» С.163-165

                                                    (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)        

26.    О милосердии.                  Рассказ «Дружная семья».

                                                    Рассказ «Бездомные дети» С.165-168

                                                     (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

27.    О милосердии.                 Рассказ «Когда болит сердце» С.168-170

                                                    (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

28.    О вечности.                      Сказка «История водяного жука» С.171-175  

                                                      (сборник духовно-нравственных бесед и    

                                                      рассказов для детей «Навстречу детским

                                                      сердцам»)

29.    О честности и лжи.         Китайские сказки «Десять чайников вина»,

                                                    «Мальчик с пустым цветочным горшком»

                                   (сборник «Искра Божия» д/мальчиков)              

                                    С.20; 24

     

     30.   О родителях и детях.       Быль «Любящая дочь». С.8

                                                        Пословицы о семье. С.9  

                                  (сборник «Искра Божия» д/девочек)

     31.   О прощении.                    Рассказ «Семьдесят раз по семь» С.23-27

                                 (сборник «Искра Божия» д/девочек)

     32.   О грехе.                           Рассказ «Убитая птичка» С.361

                               (сборник «Искра Божия» д/мальчиков)

     33.   О неосуждении.             Сказка «Волшебные очки» С.41

                                 (сборник «Искра Божия» д/девочек)

Список используемой литературы:

«Навстречу детским сердцам» Сборник бесед для малышей. Минск. Издательство Белорусского экзархата. 2003.

 «Искра Божия» Сборник рассказов и стихотворений для девочек.

М. Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. 2007.

«Искра Божия» Сборник рассказов и стихотворений для мальчиков, юношей и мужей.

М. Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. 2011.

Тематическое планирование.

  № п/п

Дата

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Рассказ «Печенье» В.Осеева

Сказка «Непослушные дети» Каралийчев

 «Сказка - ложь, да в ней намёк…» стремление заботиться об окружающих

лексическая работа средства художественной выразительности, эпитет, сравнение

Научатся пересказывать текст подробно и выборочно, характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей. Понятия доброты и любви.

Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости

2.

Притча «Мальчик и морские звезды»

«Сказка про ящерку» А.Пешкур

Какое различие между сказкой и притчей?

Слова, несущие основное содержание и смысл произведения лексическая работа

Научатся видеть скрытый смысл притчи, характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

П: передача содержания прочитанного или прослушанного

К: понимание возможности различных позиций и точек зрения

Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей. Понятия доброты и любви.

3.

Рассказ «Кому сделать добро?» Я.Бекиш

Что можно узнать из названия произведения?

Последовательность событий, план, опорные слова лексическая работа

. Научатся пересказывать текст подробно и выборочно, характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Р: Умение сохранять заданную цель

П: прогнозировать результат и планировать работу с текстом

К: представлять книгу и её героев

Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

4.

Рассказ «Толик, хочешь яблоко?» Г.Куделич

Сказка «Солнце и ветер» К.Ушинский

Для чего люди сочиняют сказки?

лексическая работа, главная мысль текста, цитаты, авторское отношение

Попробуют проявить свои знания, и творческие способности  в инсценировке сказок и озвучивании роли сказочных персонажей

Р: Умение действовать по образцу и заданному правилу

П: находить нужную информацию в библиотеке

К: работа с тематическим каталогом в библиотеке

Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей. Понятия доброты и любви

5.

Беседа «Кто это устроил?»

Рассказ «Сашенька» Н.Гурко

Как авторы передают настроение используя

словесные образы?

лексическая работа, план рассказа, подробный выборочный пересказ, пересказ от первого лица

Научатся пересказывать текст от лица героя, а не автора, изменять последовательность пунктов плана для правильного пересказа текста

Р: констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней

П: передача содержания прочитанного или прослушанного

К: понимание возможности различных позиций и точек зрения людей о главном смысле произведения

Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости

                                                                                       

6.

Рассказ «Лягушонок»

Б.Ганаго

Рассказ «Тоненький ледок»

Почему рассказы считаются поучительными?

лексическая работа

Научаться пересказывать текст по плану, переводить словесные образы в зрительные

Р: Умение контролировать свою деятельность по результату

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

К: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание

Формирование основ моральных норм и ориентация на их выполнение

7.

Рассказ «Только призови»

Какие существуют жанры в литературе

лексическая работа средства художественной выразительности, эпитет, сравнение

. Научатся пересказывать текст подробно и выборочно, характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Р: Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника

П:  поиск и выделение необходимой информации

К: потребность в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми

Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей. Понятия доброты и любви

8.

Рассказ «Страшный выбор»

Почему лучше учиться на чужих ошибках?

лексическая работа, план рассказа, подробный выборочный пересказ, пересказ от первого лица

Наблюдение и анализ за особенностями собственной речи, умение оценивать её

Р: адекватность  принятия задачи как цели, данной в определённых условиях, сохранение задачи и отношение к ней

П: применение метода информационного поиска

К: владение вербальными и невербальными средствами общения

Формирование Развитие этических чувств –стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения

9.

Рассказ «Мне было очень стыдно!»

Стыд – это плохо или хорошо?

лексическая работа, главная мысль текста, цитаты, авторское отношение

Научатся находить созвучные окончания в текстах, а также слова, которые помогают представить героя произведения

Р: умение обнаруживать ошибки и отклонения и вносить соответствующие исправления

П: выбор наиболее эффективного способа решения задач

К: эмоционально -позитивное отношение к  процессу сотрудничества

Формирование Развитие этических чувств –стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения

10.

Сказка «Волшебные спички»

Стихотворение «Девочка и луч»

И Токмакова

«Сказка - ложь, да в ней намёк…»

лексическая работа,

интонации, поэтические произведения, настроение автора

Научаться определять последовательность событий, составлять план

Р: Изменение характера сотрудничества от тесно совместного к самостоятельному выполнению действий

П: сравнение и сопоставление различных текстов

К: соотносить тексты с содержанием книг и жизненным опытом

Наблюдение и анализ за особенностями собственной речи, умение оценивать её.Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков

11.

«Сказка про принца Фредерика»

Для чего люди сочиняют сказки?

Авторская сказка, главная мысль сказки, виды сказок: волшебные, бытовые,

о животных лексическая работа

Научаться выделять слова, которые помогут представить героя произведения

Р: контроль и коррекция направленные на сопоставление плана и реального процесса

П: распознавание особенностей построения фольклорных форм

К: ориентация на партнёра по общению

Грамотное построение своих высказываний; умение поддерживать беседу по заданной теме

12.

«Сказка про принца Фредерика» (продолжение)

«Сказка - ложь, да в ней намёк…» стремление заботиться об окружающих

Слова, несущие основное содержание и смысл произведения лексическая работа

Научаться определять последовательность событий, составлять план

Р: ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса

П: чтение по ролям текстов

К: умение слушать собеседника

Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей

13.

Рассказ «Какое прекрасное имя!»

Н,Прохорова

Зачем человеку имя?

Последовательность событий, план, опорные слова лексическая работа

Совершенствование умения  делить текст на части, умение характеризовать героев рассказа

Р: констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней

П: передача содержания прочитанного или прослушанного

К: понимание возможности различных позиций и точек зрения

Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости

14.

Житие Св.Екатерины

Об имени и именинах

лексическая работа, выразительное чтение, пересказ по ролям, диалог

Научатся различать автора и героя произведения, вести пересказ от лица автора или героя.

Р: выявление причин неудач и формирование правильного отношения к успеху и неудаче

П: устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую

К: ориентация на позицию других людей, отличную от собственной

Формирование основ моральных норм и ориентация на их выполнение

15.

Рассказ «Прощай велосипед!»

А.Вагурин

Что такое компас в душе?

лексическая работа выразительное чтение, пересказ по ролям, диалог,

Совершенствование умения различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки, используя слова из текста

Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности

П: контроль и оценка процесса и результата деятельности

К: соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя

Формирование мотивов достижения и социального признания

16.

Рассказ «Зернышки в сердечке»

А Серафимович

«Сказка -ложь, да в ней намёк…»

лексическая работа, выразительное чтение, пересказ по ролям, диалог

Совершенствование умения составлять план и рассказывать текст по серии иллюстраций и плану

Р: преодоление импульсивности и непроизвольности

П: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения учебной задачи

К: координация разных точек зрения

Формирование картины мира, как порождение трудовой предметно-преобразующей деятельности человека

17.

Рассказ «Пробуждение совести» Т.Соловей

Совесть – голос Бога в душе человека

лексическая работа,план рассказа, подробный выборочный пересказ, пересказ от первого лица

Научатся видеть скрытый смысл , характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Р: формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении цели

П: произвольное и осознанное владение приёмами деления текста на части

К: Использовать речь для регуляции своего действия

Развитие этических чувств –стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения

18.

«Сказание о трех деревьях»

Быль. Отличие были от рассказа.

лексическая работа

Научатся выделять главные признаки были,попробуют разыграть текст, используя кукол

Р: готовность к преодолению трудностей и поиск способов преодоление трудностей

П: умение структурировать знания

К: составлять по рисунку диалог  и монолог

 Развитие этических чувств –стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения

19.

Беседа «Для чего добрые дела?»

Смысл жизни человека.

лексическая работа

Научатся размышлять о смысле жизни в свете добрых дел

Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

П: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения учебной задачи

К: Формулировать собственное мнение и позицию

Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с литературой

20.

Сказка «Рождественский гость»

Патриция Ст.Джон


Хорошо ли я знаю сказки?

лексическая работа, использование ранее изученных терминов

Попробуют проявить свои знания, и творческие способности  в инсценировке сказок и озвучивании роли сказочных персонажей

Р: формирование основ оптимистического восприятия мира

П: осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков

К. Использовать речь для регуляции своего действия

Формирование ответственности человека за свои поступки.Формирование основ моральных норм и ориентация на их выполнение

21.

«Сказка про ослика»

Рассказ «Чайка»

Н.Прохорова

Зачем помогать ближним?

лексическая работа, интонации настроение автора

Научатся видеть скрытый смысл , характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию

Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей. Понятия доброты и любви

22.

Рассказ «Лисёнок»

Т.Романчук

Что такое послушание

главная мысль текста, цитаты, авторское отношение лексическая работа,

Научатся видеть скрытый смысл , характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

П. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Р. самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения учебной задачи

К.: Строить понятные для партнёров различные по цели высказывания 

Формирование чувства сострадания, умения исправлять свои ошибки.

23.

Рассказ «Вкусный крыжовник»А.Тумас

Стихотворение «Про девочку ДА и мальчика НЕТ» З.Александрова

Как разные авторы представляют проблему непослушания старшим

лексическая работа олицетворение, метафора, эпитет,

Научаться понимать особую роль слов в поэтическом тексте

Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

П: Проводить сравнения и классификацию по заданным критериям

К: Строить понятное для партнёра высказывание

Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей. Понятие послушания старшим.

24.

Рассказ «Заноза»

Л.Головко

Как разные авторы представляют проблему непослушания старшим

лексическая работа, звукопись, олицетворение

Научаться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в тексте

Р. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение

П. Контроль и оценка процесса и результата деятельности

К. Адекватно оценивать собственное поведение

Формирование основы гражданской идентичности личности

25.

Рассказ «Случай с дворнягой»О.Голубев

Образ животных в произведениях о милосердии

лексическая работа, интонация, настроение

Научаться выразительно читать рассказы о животных

Р: Контроль по результату и способу действий

П: Осуществлять синтез, как составление целого из частей

К:  соблюдение в устной речи логического (смыслового) ударения и интонации конца предложения

    Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику                                                                                    

Воспитание чувства милосердия и жалости к животным                                                                                      

26.

Рассказ «Дружная семья»

Рассказ «Бездомные дети» М.Люферчик

Семья – это семь я.

лексическая работа, работа с ранее изученными терминами

Научатся определять настроение автора, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте

Р. Составление плана и последовательности действий

П.осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков

К. Использовать речь для регуляции своего действия

    Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику                                                                                    

Воспитание чувства милосердия и жалости к людям                                                                                    

27.

Рассказ «Когда болит сердце»

Что значит быть милосердным?

лексическая работа, работа с ранее изученными

терминами

Научатся, определять

настроение автора, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте

Р: способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий

П: правильность построения предложений

К:  определять общую цель и пути её достижения во взаимодействии с коллективом

Формирование чувства милосердия, жалости, любви к людям

28.

Сказка «История водяного жука» Д.Стинки

Как художники слова показывают прелесть и образность художественных описаний вечности.

лексическая работа, работа с ранее изученными терминами

Научаться преобразовывать словесные образы в зрительные.

Р: оценивать правильность выполненных действий и вносить необходимые коррективы

П: контроль и оценка процесса и результата деятельности

К: формулировать собственное мнение и позицию

Формирование правильного осознания вечности души человека

                                                                                           

29.

Китайские сказки «Десять чайников вина», «Мальчик с пустым цветочным горшком»

О честности и лжи.

лексическая работа, сказочные чудеса

Научатся прогнозировать содержание раздела, выделять и называть волшебные события, читать выразительно

Р: адекватность принятия задачи, как цели, данной в определённых условиях

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

К: адекватное отражение в речи цели усвоения, исходных данных и вопросов задания

Наблюдение и анализ за особенностями собственной речи, умение оценивать её. Формирование понятий о честности и порядочности. Принятие этих качеств в основу жизни.

30.

Быль «Любящая дочь»

 «Сказка -ложь, да в ней намёк…»

лексическая работа, лирические стихотворения, картины природы, средства художественной выразительности, эпитет, сравнение

Научатся определять в тексте красочные яркие определения, определять действия, которые помогают представить неживые предметы

Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности

П: поиск и выделение необходимой информации

К: выполнение в речи всех функций регуляции совместной деятельности

Грамотное построение своих высказываний; умение поддерживать беседу по заданной теме

Формирование нравственной позиции на основе честного  отношения к поступкам.

31.

Рассказ «Семьдесят раз по семь» Ч.Диккенс

О прощении.

лексическая работа, средства художественной выразительности, эпитет, сравнение

Научатся проводить сравнение между авторской и народной сказкой, определять сходство и различие между ними

Р: способность принимать, сохранять цели, следовать им в учебной деятельности

П: применение методов информационного поиска

К: потребность в общении

Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей

32.

Рассказ «Убитая птичка»

Понятие греха

лексическая работа средства художественной выразительности, эпитет, сравнение

Научатся проводить сравнение между авторской и народной сказкой, определять сходство и различие между ними

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность

П: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание

К: внешне речевое планирование действий партнёра по решению учебной задачи

Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости

33.

Сказка «Волшебные очки»

«Сказка -ложь, да в ней намёк…»

лексическая работа средства художественной выразительности, эпитет, сравнение

Научатся проводить сравнение между авторской и народной сказкой, определять сходство и различие между ними

Р: преодоление импульсивности, непроизвольности

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

К: ориентирование регулирующих высказываний на партнёра и представление их в форме контекстной речи

Формирование чувства неосуждения других, прощения за обиды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности (духовно – нравственное направление) «В гостях у сказки» 2 класс

Пояснительная записка  Программа разработана на основе федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Программа курса «Дети Отечества»

       В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личн...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мир на ладони»

Мы живем в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества все более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на дух...

Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"

Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  кружка «Этика: азбука добра» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деят...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов

Данная программа представляет собой вариант программы организации   внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...