Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Эрудит. Русский язык с увлечением. Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю»
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Учитель: Томнатова Г.Г
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Эрудит. Русский язык с увлечением. Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю»
Класс: 3
Уровень общего образования: начальное общее образование.
Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планирование составлено на основе:
- авторской программы внеурочной деятельности «Эрудит. Русский язык с увлечением. Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю» И.В. Шалагина, Н.С. Касель. Научный руководитель и рецензент А.П.Мишина,2019
СОДЕРЖАНИЕ:
Наименования разделов | стр. |
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 3-4 |
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА | 4-5 |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 5-10 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта общего начального общего образования, с учетом авторской программы И. В. Шалагиной, Н. С. Касель; науч. рук. А.П.Мишина - М.: Планета, 2019г. - 208 с.- (Учение с увлечением).
Программа внеурочной деятельности «Эрудит. Русский язык с увлечением. Наблюдаю,.. рассуждаю, сочиняю…3 класс» реализуется через занятия, содержание которых предусматривают взаимосвязь с программой «Русский язык» под редакцией В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, УМК «Школа России». Программа рассчитана на 1ч. в неделю (34ч. в год). Данное направление представляет собой интеграцию таких предметов, как русский язык, развитие речи, литературное чтение, окружающий мир, и нацелено на создание условий для проявления у детей положительных эмоций по отношению к окружающей действительности, к учебной деятельности.
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Ценностные ориентиры содержания данного курса.
- формирование представлений о языке как универсальной ценности;
- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
- развитие представлений о различных методах познания языка;
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка;
- понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Личностные результаты
- уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков
- сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметные
Регулятивные:
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (составление плана и последовательности действий);
Познавательные:
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения заданий повышенной сложности;
- анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме - строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные:
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, осуществлять взаимопроверку;
- выполнять работу по цепочке;
- видеть разницу между двумя точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них.
Предметные результаты:
К концу третьего года обучения обучающиеся должны знать и уметь:
основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание и т.д. ; средства выразительности устной речи; употреблять синонимы, антонимы, фразеологизмы, крылатые выражения в речи; находить в предложении члены предложения; знать лексическое значение слов; вычленять в тексте опорные слова;
определять тему и основную мысль текста.
Обучающиеся научатся:
- работать с текстом, находить и выделять необходимую информацию;
- разгадывать ребусы;
- составлять рассказ с опорой на план;
- работать с фразеологическими оборотами;
- объяснять смысл пословиц.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- составлять план текста;
- работать с пословицами и поговорками;
- писать изложения с опорой на план;
- писать сочинения разных видов.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться;
- понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
- обращаться к тексту для подтверждения своего ответа.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие грамматико-орфографической стороны речи. (3 ч.)
Речь. Средства выразительности устной речи. Культура общения. Соблюдение речевого этикета.
Развитие лексико-грамматической стороны речи. (12 ч.)
Слово. Его значение. Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Антонимы. Подбор антонимов к слову. Синонимы. Подбор синонимов к слову. Омонимы. Употребление синонимов, антонимов, омонимов в речи. Образные слова и выражения. Загадки. Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения. Устаревшие и современные слова. Этимология: происхождение слов. Открытия эрудитов. Олимпиада.
Развитие связной речи. (19 ч. )
Предложение. Виды предложений. Члены предложения. Связь слов в словосочетании, предложении. Выделение признаков связного текста. Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст. Стили речи: разговорный и книжный. Разговорный стиль. Диалог. Диалог и монолог. Художественный стиль. Общее понятие. Краткое изложение текста по плану и опорным словам на основе зрительного восприятия. Изобразительновыразительные средства языка. Эпитет. Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора. Сравнение. Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение. Научный стиль речи. Научные слова. Правописание падежных окончаний существительных. Изложение - повествование текста по обобщенным вопросам и опорным словам на основе слухового восприятия. Правописание предлогов и приставок. Изложение - описание по коллективно составленному плану и опорным словам. Открытия эрудитов. Олимпиада.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | Развитие грамматико-орфографической стороны речи | 3 | |
2 | Развитие лексико-грамматической стороны речи. | 12 | |
3 | Развитие связной речи | 19 |
Календарно - тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | ||
план | факт | |||||
Развитие грамматико-орфографической стороны речи (3ч) | ||||||
1. | Речь. Средства выразительности устной речи. | 1 | Роль слова в жизни людей. Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. | |||
2. | Речь. Средства выразительности устной речи. | Роль слова в жизни людей. Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. | ||||
3. | Культура общения. Соблюдение речевого этикета. | 1 | Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Объяснять лексическое значение слова | |||
Развитие лексико-грамматической стороны речи (12ч) | ||||||
4. | Слово. Его значение. | 1 | Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. | |||
5. | Узнавание слова по толкованию его лексического значения. | 1 | Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Определять значение слова по толковому словарю | |||
6. | Антонимы. Подбор антонимов к слову. | 1 | Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов. Находить антонимы в тексте. Подбор антонимов к слову. | |||
7. | Синонимы. Подбор синонимов к слову. | 1 | Находить синонимы в тексте. Подбор синонимов к слову. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов. | |||
8. | Омонимы. | 1 | Находить омонимы в тексте. Подбор омонимов к слову. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов. | |||
9. | Употребление синонимов, антонимов, омонимов в речи. | 1 | Употреблять синонимы, антонимы, омонимы в речи. | |||
10. | Образные слова и выражения. Загадки. | 1 | Составлять образные слова и выражения, предложения и словосочетания. Различать предложение и словосочетание. | |||
11. | Фразеологизмы. Фразеологические обороты. | 1 | Употреблять фразеологизмы в речи. Находить в тексте фразеологизмы. Объяснять значение фразеологима. | |||
12. | Крылатые слова и выражения. | 1 | Употреблять в речи крылатые выражения. Находить в тексте крылатые выражения. | |||
13. | Устаревшие и современные слова. | 1 | Уметь отличать устаревшие слова, современные слова. Употреблять в речи. | |||
14. | Этимология: происхождение слов. | 1 | Работать с этимологическим словарем. | |||
15. | Открытия эрудитов. Олимпиада. | Выполнять олимпиадные задания. | ||||
Развитие связной речи (19ч) | ||||||
16. | Предложение. Виды предложений. | Знать виды предложений. Уметь находить в тексте предложения разных видов. | ||||
17. | Члены предложения. | 1 | Знать названия членов предложения. Уметь находить члены предложения. | |||
18. | Связь слов в словосочетании, предложении. | 1 | Уметь находить связь слов в словосочетании и предложении. | |||
19. | Выделение признаков связного текста. | 1 | Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. | |||
20. | Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст. | 1 | Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, заключение. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей | |||
21. | Стили речи: разговорный и книжный. | 1 | Знать стили речи. Правильно употреблять данные стили. | |||
22. | Разговорный стиль. Диалог. | 1 | Уметь составлять диалог. Использовать диалог в разговорной речи. | |||
23. | Диалог и монолог. | 1 | Отличать диалог от монолога. Уметь составлять диалог и монолог. | |||
24. | Художественный стиль. Общее понятие. | 1 | Отличать художественный стиль | |||
25. | Краткое изложение текста по плану и опорным словам на основе зрительного восприятия. | 1 | Составлять текст –рассуждение по коллективно составленному плану. | |||
26. | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет. | 1 | Знать, что такое эпитет. Находить эпитеты в текстах. | |||
27. | Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора. Сравнение. | 1 | Знать, что такое метафора и сравнение. Находить метафоры и сравнения в текстах. | |||
28. | Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение. | 1 | Знать, что такое олицетворение . Находить олицетворения в текстах. | |||
29. | Научный стиль речи. Научные слова. | 1 | Отличать научный стиль от художественного. Знать научные слова (в соответствии с возрастом) | |||
30. | Правописание падежных окончаний существительных. | 1 | Знать правила написания падежных окончаний существительных. | |||
31. | Изложение - повествование текста по обобщенным вопросам и опорным словам на основе слухового восприятия. | 1 | Составлять повествовательный текст по вопросам и опорным словам. | |||
32. | Правописание предлогов и приставок. | 1 | Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами | |||
33. | Изложение - описание по коллективно составленному плану и опорным словам. | 1 | Писать изложение по составленному плану. | |||
34. | Открытия эрудитов. Олимпиада. | 1 | Выполнять олимпиадные задания. | |||
Итого: | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тайны русского языка"
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы (1 – 4 классы). Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведённый для усвоения основ научного, этич...