Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Эрудит. Русский язык с увлечением. Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю»
рабочая программа (3 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл erudit_3_klass.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       Учитель: Томнатова Г.Г

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности

«Эрудит. Русский язык с увлечением. Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю»

Класс: 3

Уровень общего образования: начальное общее образование.

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, 1 час в неделю.

Планирование составлено на основе:  

- авторской  программы  внеурочной деятельности «Эрудит. Русский язык с увлечением. Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю» И.В. Шалагина, Н.С. Касель. Научный руководитель и рецензент А.П.Мишина,2019

СОДЕРЖАНИЕ:

Наименования разделов

стр.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  

3-4

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

4-5

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

5-10


 










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа  разработана на основе Федерального государственного стандарта общего начального общего образования, с учетом авторской программы И. В. Шалагиной, Н. С. Касель; науч. рук.  А.П.Мишина - М.: Планета, 2019г. - 208 с.- (Учение с увлечением).

        Программа внеурочной деятельности  «Эрудит. Русский язык с увлечением. Наблюдаю,.. рассуждаю, сочиняю…3 класс» реализуется через  занятия, содержание которых предусматривают взаимосвязь с программой «Русский язык» под редакцией В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, УМК «Школа России». Программа рассчитана на 1ч. в неделю (34ч. в год). Данное направление представляет собой интеграцию таких предметов, как русский язык, развитие речи, литературное чтение, окружающий мир, и нацелено на создание условий для проявления у детей положительных эмоций по отношению к окружающей действительности, к учебной деятельности.

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Ценностные ориентиры содержания данного курса.

- формирование представлений о языке как универсальной ценности;

- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

- развитие представлений о различных методах познания языка;

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка; 

 -  понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

 Личностные результаты

- уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков

 - сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметные

Регулятивные:

 - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (составление плана и последовательности действий);

Познавательные:

- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения заданий повышенной сложности;

 - анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков;

 - строить речевое высказывание в устной и письменной форме - строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;

- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.

 Коммуникативные:

 - работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, осуществлять взаимопроверку;

 - выполнять работу по цепочке;

 - видеть разницу между двумя точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них.

Предметные результаты:

К концу третьего  года обучения обучающиеся должны знать и уметь:

основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание и т.д. ; средства выразительности устной речи; употреблять синонимы, антонимы,  фразеологизмы, крылатые выражения в речи; находить в предложении члены предложения; знать лексическое значение слов; вычленять в тексте опорные слова;

 определять тему и основную мысль текста.

Обучающиеся научатся:

- работать с текстом, находить и выделять необходимую информацию;

- разгадывать ребусы;

- составлять рассказ с опорой на план;

- работать с фразеологическими оборотами;

- объяснять смысл пословиц.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- составлять план текста;

- работать с пословицами и поговорками;

- писать изложения с опорой на план;

- писать сочинения разных видов.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться;

- понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;

- обращаться к тексту для подтверждения своего ответа.

2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие грамматико-орфографической стороны речи. (3 ч.)

Речь. Средства выразительности устной речи. Культура общения. Соблюдение речевого этикета.

Развитие лексико-грамматической стороны речи. (12 ч.) 

Слово. Его значение. Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Антонимы. Подбор антонимов к слову. Синонимы. Подбор синонимов к слову. Омонимы. Употребление синонимов, антонимов, омонимов в речи. Образные слова и выражения. Загадки. Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения. Устаревшие и современные слова. Этимология: происхождение слов. Открытия эрудитов. Олимпиада.

 Развитие связной речи. (19 ч. )

 Предложение. Виды предложений. Члены предложения. Связь слов в словосочетании, предложении. Выделение признаков связного текста. Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст. Стили речи: разговорный и книжный. Разговорный стиль. Диалог. Диалог и монолог. Художественный стиль. Общее понятие. Краткое изложение текста по плану и опорным словам на основе зрительного восприятия. Изобразительновыразительные средства языка. Эпитет. Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора. Сравнение. Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение. Научный стиль речи. Научные слова. Правописание падежных окончаний существительных. Изложение - повествование текста по обобщенным вопросам и опорным словам на основе слухового восприятия. Правописание предлогов и приставок. Изложение - описание по коллективно составленному плану и опорным словам. Открытия эрудитов. Олимпиада.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

1

Развитие грамматико-орфографической стороны речи

3

2

Развитие лексико-грамматической стороны речи.

12

3

Развитие связной речи

19

Календарно - тематическое планирование

№п/п

Тема

Количество часов

 Дата проведения

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

план

факт

Развитие грамматико-орфографической стороны речи (3ч)

1.

 Речь. Средства выразительности устной речи.

1

Роль слова в жизни людей. Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка.

Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

2.

Речь. Средства выразительности устной речи.

Роль слова в жизни людей. Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка.

Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

3.

Культура общения. Соблюдение речевого этикета.

1

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.  Объяснять лексическое значение слова

Развитие лексико-грамматической стороны речи (12ч)

4.

Слово. Его значение.

1

Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.                                                          

5.

Узнавание слова по толкованию его лексического значения.

1

Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Определять значение слова по толковому словарю

6.

Антонимы. Подбор антонимов к слову.

1

Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов. Находить антонимы в тексте. Подбор антонимов к слову.

7.

Синонимы. Подбор синонимов к слову.

1

Находить синонимы в тексте. Подбор синонимов  к слову. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов.

8.

Омонимы.

1

Находить омонимы в тексте. Подбор омонимов  к слову. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов.

9.

Употребление синонимов, антонимов, омонимов в речи.

1

Употреблять синонимы, антонимы, омонимы в речи.

10.

Образные слова и выражения. Загадки.

1

Составлять образные слова и выражения, предложения и словосочетания. Различать предложение и словосочетание.

11.

Фразеологизмы. Фразеологические обороты.

1

Употреблять фразеологизмы в речи. Находить в тексте фразеологизмы. Объяснять значение фразеологима.

12.

Крылатые слова и выражения.

1

Употреблять в речи крылатые выражения. Находить в тексте крылатые выражения.

13.

Устаревшие и современные слова.

1

Уметь отличать устаревшие слова, современные слова.  Употреблять в речи.

14.

Этимология: происхождение слов.

1

Работать с этимологическим словарем.

15.

Открытия эрудитов. Олимпиада.

Выполнять олимпиадные задания.

Развитие связной речи  (19ч)

16.

Предложение. Виды предложений.

Знать виды предложений. Уметь находить в тексте предложения разных видов.

17.

Члены предложения.

1

Знать названия членов предложения. Уметь находить члены предложения.

18.

Связь слов в словосочетании, предложении.

1

Уметь находить связь слов в словосочетании и предложении.

19.

Выделение признаков связного текста.

1

Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок.

Подбирать заголовок к заданному тексту.

20.

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

1

Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок.

Подбирать заголовок к заданному тексту.

Составлять текст по заданной теме.

 Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, заключение. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.

 Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной  коммуникативной задачей

21.

Стили речи: разговорный и книжный.

1

Знать стили речи. Правильно употреблять данные стили.

22.

Разговорный стиль. Диалог.

1

Уметь составлять диалог. Использовать диалог в разговорной речи.

23.

Диалог и монолог.

1

Отличать диалог от монолога. Уметь составлять диалог и монолог.

24.

Художественный стиль. Общее понятие.

1

Отличать художественный стиль

25.

Краткое изложение текста по плану и опорным словам на основе зрительного восприятия.

1

Составлять текст –рассуждение по коллективно составленному плану.

26.

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет.

1

Знать, что такое эпитет. Находить эпитеты в текстах.

27.

Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора. Сравнение.

1

Знать, что такое метафора и сравнение. Находить метафоры и сравнения  в текстах.

28.

Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение.

1

Знать, что такое олицетворение . Находить олицетворения  в текстах.

29.

Научный стиль речи. Научные слова.

1

Отличать научный  стиль от художественного. Знать научные слова (в соответствии с возрастом)

30.

Правописание падежных окончаний существительных.

1

Знать правила написания падежных окончаний существительных.

31.

Изложение - повествование текста по обобщенным вопросам и опорным словам на основе слухового восприятия.

1

Составлять повествовательный текст по вопросам и опорным словам.

32.

Правописание предлогов и приставок.

1

Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами

33.

Изложение - описание по коллективно составленному плану и опорным словам.

1

Писать изложение по составленному плану.

34.

Открытия эрудитов. Олимпиада.

1

Выполнять олимпиадные задания.

Итого:

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тайны русского языка"

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы (1 – 4 классы). Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведённый для усвоения основ научного, этич...