образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"
методическая разработка (1,2,3,4 класс) на тему

Василевская Светлана Геннадьевна

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_yunogo_ekologa_original.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ"

Рассмотрена

на Педагогическом Совете

Протокол №_______________________

от 31 августа 2009 год

Утверждаю

Директор МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением математики"

________________   С.В. Белканова

31 августа 2009 год

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 «Азбука юного эколога» 

                               

                               Автор программы:

                                         Л. П. Симонова – Салеева

Возраст обучающихся: от 6 до 10 лет

Срок реализации программы: 4 года

Составитель: учитель начальных классов

Василевская Светлана Геннадьевна

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11. 12. 2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ  дополнительного образования  детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода.

Интегрированный курс «Азбука юного эколога» предназначен для изучения в 1 – 4 классах начальной школы и направлен на изучение вопросов взаимодействия человека (общества) с окружающей природой и социальной средой, а также на познание природы, её закономерностей. Необходимость создания такой программы возникла как обобщение накопленного опыта экологического образования детей младшего школьного возраста. Так как программы по экологии для начальной школы (Л. П. Симоновой-Салеевой «Человек и окружающая среда», «Здоровье человека и окружающая среда», «Лес и человек») рекомендованные Советом по экологическому образованию при Президиуме Российской академии образования (1995 года) носят, несомненно, образовательный характер, но требовалась адаптация к конкретным условиям работы.

Экологическое воспитание на современном этапе развития школы - проблема актуальная.

В конце 20 века на одно из первых мест по значимости выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты «Земля»

Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном непосредственном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни.

Во второй половине 20 века, когда особенно усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен. Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Она стала отвлечённым словом, не наполненным конкретным содержанием.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать. Облагораживать окружающую природную среду.

 Разумная деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик.

Как известно, познание объективного мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нём. В полной мере это относится и к связям экологическим.

Как известно, познание объективного мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нём. В полной мере это относится и к связям экологическим. Их изучение следует рассматривать как необходимое условие формирования у школьников диалектико–материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи.

Школьники должны вовлекаться в самостоятельные поиски и дискуссии, прогнозировать последствия своего поведения и дел в природе. Программа предусматривает разнообразную деятельность, отвечающую интересам и возможностям детей – исследовательскую, игровую, природотворческую, практическую. Во время экскурсий и прогулок, воображаемых путешествий, дидактических и сюжетно- ролевых игр, Этических бесед, природотворчества и трудовых десантов.

Всё это обеспечивает единство чувственного и рационального познания природного окружения человека.

Цель программы: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи программы:

  1. Формировать представление о природном и социальном окружении, как среде жизнедеятельности человека;
  2. Развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательный интерес и причинное объяснение фактов и явлений окружающей среды;
  3. Обучать младших школьников методам познания окружающего мира;
  4. Воспитывать эстетическое, нравственное и практическое отношение к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами; 
  5. Всестороннее гармоничное развитие личности.

Отличительные особенности программы:

  • Введение в программу опытов направленных на увеличение знаний через компетентность детей
  • Увеличение часов для участия в разнообразных конкурсах и проведение шефской работы в группах детского сада
  • Региональный компонент
  • Работа проводится в классах начальной школы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – от 6  до 10 лет (учащиеся 1-4 классов).

1 год обучения – учащиеся 1 классов

2 год обучения – учащиеся 2 классов

3 год обучения – учащиеся 3 классов

4 год обучения – учащиеся 4 классов

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 4 года, 2 часа в неделю.

Количество часов в год в каждом классе начальной ступени общеобразовательной школы: 72 часа.

Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».

В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:

  • учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;
  • смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.

Формы работы:

  • Вводные и обобщающие занятия;
  • Полевые практикумы по изучению и охране окружающей среды;
  • Комплексные экскурсии в социоприродное и природное окружение человека;
  • Дидактические, методические и сюжетно – ролевые игры (направленные на овладение определёнными правилами поведения в природе);
  • Учебно-исследовательская работа
  • Упорядоченная практическая деятельность младших школьников  в окружающей среде, Экологические субботники, акции по сбору посадочного материала однолетних и многолетних культур для озеленения пришкольного участка;
  • Групповые занятия с  классом;
  • Массовые занятия с классом и группами детского сада;
  • Викторины, конкурсы, выставки работ;
  • Заседания клуба «Почемучек»
  • Интеграция с уроками цикла начальной школы;
  • Учебные дискуссии, связанные с обсуждением на доступном детям уровне экологических проблем и поиском путей решения;
  • Встречи с интересными людьми.

Методы работы:

  1. Наблюдения.
  2. Постановка опытов и экспериментов.
  3. Восприятие произведений искусства.
  4. Моделирование.
  5. Проектирование и прогнозирование последствий своего поведения и деятельности в окружающей природной и социальной среде.
  6. Интервьюирование
  7. Работа с книгой.

Ожидаемые результаты и способы проверки их результативности:

начальный период обучения позволит:

  • формировать первичные представления и знания о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности;
  • осознавать нравственные запреты нанесения ущерба природе и здоровью людей;
  • овладевать начальным опытом защиты природной среды родного края.

По окончанию первого года обучения воспитанники должны знать основные понятия:

  • «Экология», «почва», «вода», «воздух», «погода»
  • Правила поведения в природе
  • Роль природы в жизни человека

Уметь:

  • Наблюдать природу
  • Проводить наблюдения в природе
  • Оценивать экологические ситуации в природе и ближайшем окружении
  • Воплощать полученные компетенции в различных видах деятельности.

По окончанию второго года обучения воспитанники должны знать основные понятия:

  • «Профессии», «транспортные магистрали», «городские постройки», «места  обитания»
  • Разнообразие животных и мест их обитания в городе.
  • Живые существа в квартире.
  • Влияние транспорта и дорог на места обитания растений и животных в городе.

Уметь:

  • Наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по предложенному плану или схеме;
  • Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
  •  Оформлять результаты наблюдений и опытов в виде простейших схем, рисунков, описаний.

По окончанию третьего года обучения воспитанники должны знать основные понятия:

  • Природные сообщества, искусственные сообщества, многообразие растений, жизнедеятельность человека.
  • Влияние природных сообществ на окружающую человека среду
  • Изменение облика лесов в результате многообразной деятельности человека.
  • Разнообразие организмов экосистем своей местности, примеры связей между ними;
  • Основные среды обитания живых организмов: водная, воздушная, почва, живой организм иного вида;

Уметь:

  • Выполнять правила поведения среди природы;
  • Применять знания и умения при обращении с живыми организмами;
  • Участвовать в деятельности по охране природы своей местности;
  • Участвовать в посильном труде по уходу за домашними животными и культурными растениями сада, огорода и комнатными растениями.

По окончанию четвёртого года обучения воспитанники должны знать основные понятия:

  • Человек – природное существо и член общества;
  • Условия, влияющие на сохранение здоровья или способствующие возникновению болезней;

уметь:

  • Заботиться о питании, полезном для здоровья, двигательной активности, закаливании и об оздоровлении окружающей среды (квартиры, класса, школьного двора, двора у своего дома)
  • Наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по предложенному плану или схеме;
  • Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
  •  Оформлять результаты наблюдений и опытов в виде простейших схем, рисунков, описаний.

Уровень усвоения образовательной программы осуществляется на основе текущей диагностики по ходу занятия или прохождении блока программы при собеседовании, в формах продуктивной деятельности воспитанника, в игровых ситуациях, труда в природе, экскурсии.

Форы подведения итогов: открытые уроки, участие в школьных и городских мероприятиях («Неделя защиты животных», «Юные защитники окружающей среды», «Каждой пичужке – кормушка», «Ёлочка», «Страна ДИВ», «Скворечник», «Конкурс пришкольных территорий» и других), выставки, экологические праздники, составление тематических альбомов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Методы  изучения окружающей среды. Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды.

Наименование темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

часов

1

Введение.

1

1

2

2

Связи человека с окружающей средой.

2

1

3

3

Как человек воспринимает и познаёт окружающий мир.

1

1

2

4

Разнообразие окружающей среды в восприятии органами чувств человека.

1

1

2

5

Методы познания окружающей среды

1

3

4

6

Познание окружающей среды с помощью СМИ

1

2

3

7

Познание окружающей среды средствами искусства.

1

3

4

8

Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды

1

1

2

9

Тела природы

1

2

3

10

Вода

1

1

2

11

Воздух

1

1

2

12

Живые тела

1

1

2

13

Растения

1

2

3

14

Животные

2

4

6

15

Почва

1

1

2

16

Человек и окружающая среда.

1

1

2

17

Человек – член общества.

1

1

2

18

Доброжелательное отношение к людям.

1

1

2

19

Обобщение.

24

24

итого

20

52

72

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

  Городская среда и человек.

Наименование темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

часов

1

Введение.

1

1

2

2

Город, в котором вы живёте.

1

4

5

3

Где и кем работают люди в городе.

1

2

3

4

Эстетическая выразительность городской среды

1

2

3

5

Дороги и транспорт в городе. Их назначение..

1

1

2

6

Дороги в городе

1

1

2

7

Отрицательное влияние транспорта и дорог

1

1

2

8

Правила поведения на транспортных магистралях.

1

2

3

9

Влияние транспорта и дорог на места обитания растений и животных в городе.

1

2

3

10

Дома в городе.

1

1

2

11

Назначение городских построек

1

1

2

12

Дом, в котором вы живёте.

1

3

4

!3

Квартира, в которой вы живёте.

1

1

2

14

Кто живёт в квартире и доме.

1

1

2

15

Природа в городе..

1

3

4

16

Разнообразие животных и мест их обитания в городе.

1

3

4

17

Комнатные растения в квартире и школьном помещении

1

2

3

18

Живые существа в квартире.

1

2

3

19

Обобщение.

21

21

итого

18

54

72

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Взаимоотношения человека с природными сообществами.

Наименование темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

часов

1

Введение.

1

3

4

2

Природные сообщества и человек.

1

3

4

3

Искусственные сообщества

1

3

4

4

Природные сообщества – места (дома) обитания живых организмов

1

1

2

5

Влияние природных сообществ на окружающую человека среду.

1

1

2

6

Лес, парк и человек.

1

1

2

7

Леса – естественные сообщества живых организмов.

1

2

3

8

Изменение облика лесов в результате многообразной деятельности человека.

1

2

3

9

Парки и сады – искусственные сообщества живых организмов, их назначение.

1

3

4

10

Луг, поле и человек.

1

2

3

11

Многообразие растений и животных на лугу

1

1

2

12

Значение луга в жизни и хозяйственной деятельности человека.

1

1

2

13

Поля – искусственные сообщества культурных растений.

1

3

4

14

Водоёмы в природе и жизнедеятельности человека.

1

2

3

15

Разнообразие водоёмов.

1

2

3

16

Водоёмы – источники водных запасов, пути сообщения среда обитания растений и животных.

1

3

4

17

Обобщение.

23

23

итого

16

56

72

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Взаимоотношения с окружающей средой.

Наименование темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

часов

1

Введение.

1

1

2

2

Природа – среда жизни человека.

1

2

3

3

Природные ресурсы

1

3

4

4

Природное окружение – источник эстетических переживаний человека.

1

3

4

5

Здоровье человека и окружающая среда.

1

1

2

6

Природные условия и укрепление физического и духовного здоровья человека.

1

1

2

7

Здоровый образ жизни.

1

1

2

8

Активный отдых и его влияние на самочувствие, и здоровье человека.

1

2

3

9

Проблемы сохранения здоровья в современных условиях

1

3

4

10

Труд и жизнь человека.

1

1

2

11

Значение труда людей в создании искусственной среды

1

2

3

12

Различные виды труда людей.

1

1

2

13

Изменение природы под влиянием трудовой деятельности людей.

1

3

4

14

Земля – космический дом человечества.

1

1

2

15

Солнце – источник света и тепла на Земле.

1

2

3

16

Живые организмы на Земле.

1

2

3

17

Воздействие деятельности человека на природу Земли

1

2

3

18

Земля – космический дом человечества и всех земных организмов.

1

2

3

19

Обобщение.

21

21

итого

18

54

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Как человек   изучает окружающую среду.

Тема 1: Введение.

Теоретические занятия:

Представление об окружающей человека среде.

Вступительная беседа о природе, её роли в жизни человека, отношение к ней детей, о целях изучения предмета

Практические занятия:

Дидактическая игра «Живой и рукотворный мир (С использованием иллюстраций), мозаика «Живое  - неживое», игра «Что меня окружает», рисунок «Мой любимый край», игра «Природа – рукотворный мир»

Тема 2: связи человека с окружающей средой.

Теоретические занятия:

Природное и социальное окружение – среда жизни человека.

Цели и задачи изучения окружающей среды.

Практические занятия:

Игра «Кто тебя окружает?», природное окружение: игры «Я знаю 5 животных», «Я знаю 5 деревьев»…, подготовка сообщений «Люди, которые меня окружают», прогулка по району с играми «С какого дерева лист», «С какой ветки эти детки»

Тема 3: Как человек воспринимает и познаёт окружающий мир.

Теоретические занятия:

Восприятие человеком окружающего мира. Органы чувств и их роль в восприятии и познании природной и социальной среды человека. Гигиена органов чувств.

Практические занятия:

Занятия по определению органов чувств,

игры «Закрываем мы глаза», «Какого вкуса …?», «Угадай по звуку»

Тема 4: Разнообразие окружающей среды в восприятии органами чувств человека.

Теоретические занятия:

Разнообразие форм, красок, звуков, ароматов, предметов и явлений окружающей среды и их восприятие органами чувств человека.

Практические занятия:

Игры по определению цвета, звука, запаха, определение явлений природы по звукам (аудиозапись)

Тема 5: Методы познания окружающей среды

Теоретические занятия:

Наблюдение и опыты. Требования к проведению наблюдений и опытов. Обобщение результатов наблюдений.

Практические занятия:

Опыт по определению температуры воздуха и воды, наблюдение за погодой, записи в тетради наблюдений,

Тема 6: Познание окружающей среды с помощью СМИ

Теоретические занятия:

Познание окружающей среды с помощью книг, журналов, газет, кино, телевидения, компьютерной техники.

Практические занятия:

составить сообщение о погоде при помощи газеты, телевизора, составить сообщение о животном при помощи журнала, работа с интерактивной энциклопедией природы, игра «Из какого кинофильма?»

Тема 7: Познание окружающей среды средствами искусства.

Теоретические занятия:

Пейзажисты, анималисты. Музыка дождя, океана

Практические занятия:

Экскурсия в художественный музей, работа над тематическими рисунками.

Тема 8: Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды (представление).

Теоретические занятия:

Тела природы и тела (предметы) сделанные человеком.

Практические занятия:

Игры «Природа – не природа», прогулка по микрорайону

Тема 9: Тела природы

Теоретические занятия:

Живые и неживые, связи между ними. Тела твёрдые, жидкие, газообразные.

Практические занятия:

Опыты (выращивание фасоли и камня), необходимость света, воды, земли, тепла для роста растений.

Тема 10: Вода

Теоретические занятия:

Вода – жидкость, её свойства: текучесть, бесцветность, отсутствие запаха, растворимость. Три состояния воды. Значение воды в природе и жизни человека.

Практические занятия:

Демонстрация «Сколько воды на планете», работа с интерактивной энциклопедией, свойства воды и её очистка, свойства льда и снега, (удивительные превращения воды, рождение радуги, нефтяная речка), игры – имитации «Река», «Путешествие капельки», чтение и обсуждение сказки «Как Кап - Капыч речку спасал», работа с таблицами «Морские животные», «Рыбы»

Тема 11: Воздух

Теоретические занятия:

Воздух – газообразное тело природы. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость, плохая теплопроводность, использование их человеком. Значение воздуха для жизни.

Практические занятия:

демонстрация (ветер, наличие воздуха в комнате, рождение облаков), чтение и обсуждение сказки «Сказка о ветре», опыт «Состав воздуха», исследовательская работа «Источники загрязнения воздуха в нашем районе», «Роль растений в очистке воздуха», рисунки плакатов «Источники загрязнения воздуха», «Охрана воздуха»

Тема 12: Живые тела

Теоретические занятия:

Живые тела (организмы, существа) и их отличия от тел неживой природы. Многообразие живых организмов. Условия, необходимые для жизни живых организмов.

Практические занятия:

Игра «Рассели по домам», чтение сказки «Как Солнце, Вода и Почва поспорили», демонстрация опыта «Влияние воды на жизнедеятельность растений»

Тема 13: Растения

Теоретические занятия:

Растения – составная часть природного окружения человека. Строение растений (на примере цветкового растения). Жизненные формы растений: травы, кустарники, деревья. Значение растений в жизни человека и животных.

Практические занятия:

Игра «Какое растение потеряло лист?», рассматривание комнатных растений (кактус, сонсивьера, колеус и т. д.), экскурсия в природу, рисование растений,

Тема 14: Животные

Теоретические занятия:

Животные – Основная часть природного окружения человека. Строение животных (на примере млекопитающих) Разнообразие животных. Группы животных: черви, насекомые, пауки, рыбы, земноводные (лягушки, жабы), пресмыкающиеся (змеи, ящерицы), черепахи, птицы, звери. Условия жизни животных. Значение животных в жизни человека.

Практические занятия:

Рассматривание (строение тела животного), игра «Угадай животное», подготовка сообщения о своём любимом животном, экскурсия в «Живой уголок»

Тема 15: Почва

Теоретические занятия:

Почва – твёрдое тело природы. Почва – среда жизни растений и животных, её отличие от тел неживой природы: глины, песка, камня. Улучшение почв человеком.

Практические занятия:

Рассматривание коллекций «Камни», «Почва», опыты «Растворение почвы в воде», «Разрушение камня», «Разрушение почвы», работа с таблицей «Почвы», исследование «Типы почв в микрорайоне»,

Тема 16: Человек и окружающая среда.

Теоретические занятия:

Человек – часть живой природы. Связь человека с природным окружением. Признаки человека как живого организма. Строение тела человека. Сходство с телом животного. Отличие человека от животных (мышление, речь, труд).

Практические занятия:

Рассматривание таблицы «Человек», игра «Похоже - не похоже», рисование фигуры человека.

Тема 17: Человек – член общества.

Теоретические занятия:

Общество людей – условие жизни каждого человека. Значение обучения в жизни, развитии и воспитании каждого человека. Права и обязанности школьников.

Практические занятия:

Игра «Я – знаю», интервьюирование родителей «Значение воспитания в жизни ребёнка», интервьюирование одноклассников «Знаете ли вы обязанности школьников»

Тема 18: Доброжелательное отношение к людям.

Теоретические занятия:

Правила поведения человека на улице, в транспорте и других общественных местах. В природной среде.

Практические занятия:

Игра «Зеркало», игры – имитации «В транспорте», «В магазине», «На улице», день вежливости

Тема 19: Обобщение.

Практические занятия:

Подготовка выставочных материалов, сбор и оформление тематических альбомов («Книга птиц», «Земля»), подготовка и участие в школьных и городских конкурсах, акциях («Неделя защиты животных», «Юные защитники окружающей среды», «Каждой пичужке – кормушка», «Ёлочка», «Страна ДИВ», «Скворечник», «Конкурс пришкольных территорий» и других) подготовка и проведение экологических праздников (В школе и детском саду)

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

  Городская среда и человек.

Тема 1: Введение.

Теоретические занятия:

Природное и преобразованное трудом окружение человека. Предметы и изделия, созданные человеком, их значение в жизни людей (населённые пункты, дома, транспорт, одежда, мебель, продукты питания, лекарства, музыкальные инструменты и т. п.)

Практические занятия:

Игра «Я знаю», чтение и обсуждение сказки «Как появился город», Рисование «Мой город», работа с таблицей «Музыкальные инструменты»,

Моделирование «Транспорт»

Тема 2: Город, в котором вы живёте.

Теоретические занятия:

Название города. История возникновения города. Его расположение.

Практические занятия:

Сообщения «Великий Новгород», экскурсия по  древнему городу, рисование  «Город в котором жили наши предки»

Тема 3: Где и кем работают люди в городе.

Теоретические занятия:

Профессии, предприятия города, сфера обслуживания населения города

Практические занятия:

Интервьюирование родителей «Зачем городу ваша профессия?», экскурсия на предприятие города, рисование «Профессия моей мамы»

Тема 4: Эстетическая выразительность городской среды

Теоретические занятия:

архитектурные памятники, парки, транспорт, магазины, культурно – просветительские учреждения, аптеки, больницы, стадионы и т. п.

Практические занятия:

Исследование «Архитектурные памятники Великого Новгорода», сообщение «Транспорт города», интервьюирование одноклассников «Что вам нравится в нашем городе?»

Тема 5: Дороги и транспорт в городе.

Теоретические занятия:

 Назначение дорог. Транспорт – средство перевозки людей и грузов. Из истории транспорта в России. Эстетическая привлекательность машин (формы, окраска). Разнообразие транспортных средств в городе: машины специального назначения, грузовые и пассажирские.

Практические занятия:

Экскурсия в музей «Дороги Древнего Новгорода», рисование машин, создание макетов специализированных автомобилей,  создание диафильма «Город и машины»

Тема 6: Дороги в городе,

Теоретические занятия:

Назначение дорог. Чем покрыты дороги в городе.

Практические занятия:

Экскурсия по микрорайону, исследования «Виды дорог и их покрытия»

Тема 7: Отрицательное влияние транспорта и дорог

Теоретические занятия:

Отрицательное влияние транспорта и дорог на жизнь живых организмов, в том числе и человека: шум, выхлопные газы, травматизм.

Практические занятия:

Исследования «Уровень шума у дороги», «Состав воздуха в близости дороги», плакаты в защиту природы от транспорта и дорог»

Тема 8: Правила поведения на транспортных магистралях

Теоретические занятия:

запреты игр и хождения по проезжей части дороги, выполнение правил перехода на перекрёстках с помощью светофора. Знакомство с дорожными знаками.

Практические занятия:

Игры « Мы – пешеходы», «Друг наш Светофорыч», рисование  плакатов по ПДД

Тема 9: Влияние транспорта и дорог на места обитания растений и животных в городе.

Теоретические занятия:

Состав выхлопных газов, влияние транспорта и дорог на места обитания растений и животных в городе.

Практические занятия:

Экскурсия по микрорайону, исследования «Газон у дороги», «Состояние деревьев и кустарников возле магистралей», рисование плакатов в защиту растений и животных в городе.

Тема 10: Дома в городе.

Теоретические занятия:

Дома в городе. Их назначение. Эстетическая привлекательность домов и других архитектурных сооружений. Природные материалы, из которых построены различные дома.

Практические занятия:

Исследования «Из чего построен дом», интервьюирование родителей «В чём проблема нашего дома?», конкурс «Что нам стоит дом построить?»

Тема 11: Назначение городских построек

Теоретические занятия:

жилые дома, магазины, поликлиники, учебные заведения, театры. Музеи, промышленные предприятия, банки. Профессии людей, создающих дома.

Практические занятия:

Игра «Для чего построен дом?», сообщения детей о людях создающих дома

Тема12: Дом, в котором вы живёте

Теоретические занятия:

Внешний вид дома: архитектура, окраска стен, наличие балконов, зелёных площадок перед домом. Из каких природных материалов сделан дом, в котором вы живёте. Забота жильцов дома о его сохранности и благоустройстве. Территории, прилегающие к дому.

Практические занятия:

проект: дом, в котором ты хотел бы жить.

Тема13: Квартира, в которой вы живёте

Теоретические занятия:

Санитарное состояние квартиры: освещение, отопление, цвет обоев, пола, потолка. Разнообразие вещей в квартире (мебель, посуда, бытовые приборы, одежда и обувь)

Практические занятия:

Создание плана квартиры, игра «Наша квартира», сообщение «Проблемы современных квартир

Тема14: Кто живёт в квартире и доме.

Теоретические занятия:

Ваша семья. Взаимоотношения членов семьи. Занятия членов семьи. Обязанности. Соседи – жильцы вашего дома, доброжелательные отношения с ними. Дружеские отношения со сверстниками. Забота о маленьких детях, больных и престарелых людях. Культура общения с людьми.

Практические занятия:

Игра «Ежели вы вежливы», интервьюирование соседей «Кто жив1т с тобой рядом»

Тема15: Природа в городе.

Теоретические занятия:

Зелёные насаждения в городе: естественные сообщества, парки. Их назначение: эстетическое, гигиеническое и рекреационное. Многообразие растений в городских посадках: деревья, кустарники, травы.

Практические занятия:

Исследования «Проблемы растений в городе», экскурсия в парк, к реке, рисование «Как красив зелёный город», чтение и обсуждение рассказа «Дерево», участие в посадке деревьев на территории школы.

Тема16: Разнообразие животных и мест их обитания в городе.

Теоретические занятия:

Разнообразие животных и мест их обитания в городе. Забота горожан о привлечении животных в парки. Борьба с животными и насекомыми, приносящими вред здоровью людей и их хозяйству (мыши, крысы, клопы, тараканы, мухи)

Практические занятия:

Создание кормушек, организация кормления птиц

Тема17: Комнатные растения

Теоретические занятия:

Комнатные растения в квартире и школьном помещении, их эстетическое, гигиеническое и познавательное значение. Многообразие  комнатных растений. Правила их расстановки. Уход за комнатными растениями с учётом их приспособленности к условиям существования.

Практические занятия:

Полив, рыхление, пересадка комнатных растений

Тема18: Живые существа в квартире

Теоретические занятия:

Домашние животные и цели их содержания. Кошки и собаки – друзья человека. Правила ухода за ними. Участие детей в уходе за домашними животными. Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных в квартире.

Практические занятия:

Сообщение «Мой друг», организация фотовыставки «Я и мой друг», рисование домашних животных

Тема19: Обобщение.

Практические занятия:

Подготовка выставочных материалов, сбор и оформление тематических альбомов, подготовка и участие в школьных и городских конкурсах, акциях («Неделя защиты животных», «Юные защитники окружающей среды», «Каждой пичужке – кормушка», «Ёлочка», «Страна ДИВ», «Скворечник», «Конкурс пришкольных территорий» и других), подготовка и проведение экологических праздников.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Взаимоотношения человека с природными сообществами.

Тема 1: Введение.

Теоретические занятия:

Природа – часть окружающей человека среды, среда обитания живых организмов. Человек и его связи с природой. Изменение природы под влиянием деятельности людей. Забота людей о состоянии природы.

Практические занятия:

Проект «Город доброжелательный к природе», исследования «Забота горожан о природе», «Как изменил природу человек», подбор литературы по теме, рисование плакатов в защиту природы

Тема 2: Природные сообщества и человек.

Теоретические занятия:

Разнообразие сообществ живых организмов в природе.

Естественные (природные) сообщества: лес, луг, озеро, река, болото.

Практические занятия:

Работа с таблицами, рисование природных сообществ, игра «Мой дом»

Тема 3: Искусственные сообщества

Теоретические занятия:

Искусственные сообщества, созданные человеком – парк, поле, пруд.

Практические занятия:

Исследования близлежащих сообществ города, экскурсия в природу

Тема 4: Природные сообщества

Теоретические занятия:

Природные сообщества – места (дома) обитания живых организмов

Практические занятия:

Исследования «Места обитания», сообщения по теме, кинофильм «Природные сообщества», коллективные работы по теме

Тема 5: Влияние природных сообществ на окружающую человека среду.

Теоретические занятия:

Влияние природных сообществ на окружающую человека среду. Связи человека с природными сообществами.

Практические занятия:

Исследовательская работа, работа с литературой, работа с интерактивной энциклопедией

Тема 6: Лес, парк и человек.

Теоретические занятия:

Связи человека с лесом. Значение леса в жизни человека. Лес в произведениях искусства, в фольклоре.

Практические занятия:

Встреча с интересными людьми (лесничим), исследования «Лес в живописи», «Лес в сказках»

Тема 7: Леса – естественные сообщества живых организмов.

Теоретические занятия:

. Многообразие живых организмов лесного сообщества; связи между ними: пространственные, пищевые – как примеры приспособленности живых организмов к условиям существования.

Практические занятия:

Тема 8: Изменение облика лесов в результате многообразной деятельности человека.

Теоретические занятия:

Правила поведения человека в лесу. Деятельность человека по сохранению и восстановлению лесов.

Практические занятия:

Составление «Свода законов Леса», просмотр кинофильма «Лес и Человек»

Рисование запрещающих знаков для туристов

Тема 9: Парки и сады

Теоретические занятия:

Парки и сады – искусственные сообщества живых организмов, их назначение. Роль парков и садов в жизни местного населения. Создание школьниками мини – парков на территории школы, у дома, на пустырях.

Практические занятия:

Посадка цветников, деревьев, кустарников на территории школы, уход за растениями, работа с таблицами

Тема 10: Луг, поле и человек.

Теоретические занятия:

Связи человека с луговыми сообществами. Луга – естественные сообщества травянистых растений, животных, грибов, бактерий. Художественное отображение лугов и полей в произведениях искусства.

Практические занятия:

Рассматривание таблиц «Сообщество луга», «Сообщества поля», «Сельскохозяйственные работы, исследования «Луга и поля в картинах», «Луга и поля в песнях»

Тема11: Многообразие растений и животных на лугу

Теоретические занятия:

Многообразие растений и животных на лугу, их взаимосвязи. Приспособленность. Места обитания, пища. Влияние животных на улучшение плодородия почвы, увеличение многообразия и численности луговых растений.

Практические занятия:

Рассматривание таблиц «Сообщество луга», «Сообщества поля», работа с интерактивной энциклопедией, подбор литературы по теме, рисование животных луга и поля.

Тема12: Значение луга в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Теоретические занятия:

Значение луга в жизни и хозяйственной деятельности человека. Влияние деятельности людей на улучшение или ухудшение качества лугов. Культура поведения человека на лугу.

Практические занятия:

Составление правил поведения на лугу, чтение и обсуждение сказки «Рассуждения шмеля»

Тема13: Поля

Теоретические занятия:

Поля – искусственные сообщества культурных растений. Из истории культурных растений. Выращивание культурных растений. Их значение в жизни людей. Сорняки. Профессии людей, занятых выращиванием культурных растений и домашних животных.

Практические занятия:

Участие школьников в  сельскохозяйственных работах, работа с гербарием, исследования «Откуда приехали растения поля»

Тема14: Водоёмы в природе и жизнедеятельности человека.

Теоретические занятия:

Связи человека с водоёмами: водоснабжение, рыболовство, рыбоводство, отдых, транспортные магистрали. Эстетическое значение водоёмов, их художественное отображение в произведениях искусства. Познавательное и практическое значение водоёмов.

Практические занятия:

 встреча с интересными людьми (инспектор «Экология и охрана водной среды») исследования «Водоёмы в произведениях художников», «Водоёмы в песнях народа», экскурсия к реке

Тема15: Разнообразие водоёмов.

Теоретические занятия:

Естественные – реки, озёра, болота. Искусственные – пруды, каналы, водохранилища. Влияние хозяйственной деятельности человека на чистоту водоёмов, многообразие водных растений и животных.

Практические занятия:

Работа с таблицами «Сообщества реки», «Сообщества пруда», исследования воды (на чистоту, наличие примесей), экологическая сказка «Жалоба реки», рисование плакатов в защиту водной среды

Тема16: Водоёмы

Теоретические занятия:

Водоёмы – источники водных запасов, пути сообщения среда обитания растений и животных. Народные традиции в отношении использования водоёмов. Поведение человека у воды и на воде. Участие школьников в операциях по очистке родников, берегов рек и озёр.

Практические занятия:

Участие в акции «Чистый берег», создание правил поведения у воды,

Тема17: Обобщение.

Практические занятия:

Подготовка выставочных материалов, сбор и оформление тематических альбомов, подготовка и участие в школьных и городских конкурсах, акциях («Неделя защиты животных», «Юные защитники окружающей среды», «Каждой пичужке – кормушка», «Ёлочка», «Страна ДИВ», «Скворечник», «Конкурс пришкольных территорий»), подготовка и проведение экологических праздников.

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Взаимоотношения с окружающей средой.

Тема 1: Введение.

Теоретические занятия:

Природное и социальное окружение – среда жизни, труда и отдыха человека. Забота об окружающей среде – долг и обязанность каждого человека.

Практические занятия:

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо», рисование плакатов в защиту окружающей среды, развешивание в микрорайоне

Тема 2: Природа – среда жизни человека.

Теоретические занятия:

Связи человека с природой. Потребности человека в воздухе, воде, пище, тепле, одежде и т. п.

Практические занятия:

Исследования «Откуда пришла одежда», «Откуда пришла пища»,

работа с интерактивной энциклопедией,

Тема 3: Природные ресурсы

Теоретические занятия:

Природные ресурсы, необходимые для жизни и деятельности человека: воздух, вода, почва, горные породы, растения, животные, грибы и другие живые организмы. Использование человеком продуктов природы для изготовления продуктов питания, одежды, жилья, лекарств и т. п.

Практические занятия:

Исследования природных ресурсов, создание альбома «Природа и человек»

Тема 4: Природное окружение

Теоретические занятия:

Природное окружение – источник эстетических переживаний человека. Видеть красоту в природе. Эстетическая выразительность линий, форм, красок, звуков, предметов и явлений природы. Что портит эстетическую выразительность природного окружения. Природа в произведениях искусства: литературе, музыке, живописи, фотографии. Забота людей о природе.

Практические занятия:

экскурсия в природу, подготовка фотовыставки «Природа любимая», подбор литературы по теме, подбор музыкальных произведений по теме, слушание музыки природы, экскурсия в художественный музей.

Тема 5: Здоровье человека и окружающая среда.

Теоретические занятия:

Физическое, духовное и психическое здоровье человека. Факторы, определяющие здоровье.

Практические занятия:

Интервьюирование родителей «Факторы, определяющие здоровье», игры на свежем воздухе, обучение способам релаксации.

Тема 6: Природные условия и укрепление физического и духовного здоровья человека.

Теоретические занятия:

Здоровье человека и состояние окружающей природной и социальной среды: связи и зависимости.

Практические занятия:

Исследования «Влияние природы на настроение», «Влияние городского шума на общее состояние организма», просмотр учебного фильма

Тема 7: Здоровый образ жизни.

Теоретические занятия:

Водные и воздушные процедуры и их роль в укреплении здоровья человека. Гигиенические требования к использованию водных процедур, воздушных и солнечных ванн.

Практические занятия:

Составление распорядка дня, анализ распорядка, интервьюирование родителей «Водные и воздушные процедуры и их роль в укреплении здоровья ребёнка»

Тема 8: Активный отдых и его влияние на самочувствие, и здоровье человека

Теоретические занятия:

Отдых среди природного окружения. Виды активного отдыха в природе: игра, спорт, труд, познавательная, творческая, промысловая деятельность. Культура отдыха в природном окружении. Отдых в условиях города: посещение парков, театров, музеев и т. д., занятия спортом на катках, водоёмах, спортивных площадках и др.

Практические занятия:

Организация фотовыставки по теме, рисование «Какой должен быть школьный двор», участие в «Дне здоровья»

Тема 9: Проблемы сохранения здоровья

Теоретические занятия:

Проблемы сохранения здоровья в современных условиях, забота об окружающей среде – забота о здоровье человека.

Практические занятия:

Участие школьников в благоустройстве ближайшего природного окружения (во дворе дома, у школы, на улице), встреча с интересными людьми (Медик)

Тема 10: Труд и жизнь человека.

Теоретические занятия:

Труд – основа жизни каждого человека и человеческого общества. Отличие сознательного труда людей от разнообразной деятельности животных.

Практические занятия:

Сообщения «Мой труд», «Труд моих родителей», «Труд животных», Работа на пришкольном участке.

Тема11: Значение труда людей в создании искусственной среды

Теоретические занятия:

Значение труда людей в создании искусственной среды – среды жизнедеятельности человека, в получении продуктов питания, одежды, лекарств, создании произведений искусства и другой деятельности. Труд и здоровье человека.

Практические занятия:

интервьюирование родителей «Значение труда людей в создании искусственной среды», просмотр учебного фильма, сообщения о профессиях людей.

Тема12: Различные виды труда людей.

Теоретические занятия:

Различные виды труда людей. Машины – помощники человека в его трудовой деятельности. Качества человека – труженика.

Практические занятия:

интервьюирование родителей «Качества человека – труженика»,

создание макетов машин – помощники,

Тема 13: Изменение природы под влиянием трудовой деятельности людей

Теоретические занятия:

Положительное и отрицательное влияние трудовой деятельности людей на окружающую среду. Эстетическое и санитарно – гигиенические качества природного окружения и их влияние на здоровье человека. Забота людей о сохранности и благоустройстве окружающей среды.

Практические занятия:

Проект города – будущего,

Тема 14: Земля – космический дом человечества.

Теоретические занятия:

Человек – житель планеты земля. Представление о планете Земля как о космическом теле. Вид планеты из космоса. Земля – одна из планет Солнечной системы.

Практические занятия:

работа с глобусом, интерактивное занятие по изучению темы

Тема 15: Солнце – источник света и тепла на Земле.

Теоретические занятия:

Значение Солнца для жизни на Земле. Тепловые пояса и природные зоны Земли.

Практические занятия:

Придумывание фантастического рассказа «Если бы не было Солнца», работа с таблицами «Времена года», интерактивное занятие «Тепловые пояса», работа с картами и атласами

Тема 16: Живые организмы на Земле

Теоретические занятия:

Зелёные растения и их роль для поддержаний условий жизни животных и человека.

Практические занятия:

Работа на пришкольном участке и в теплице

Тема 17: Воздействие деятельности человека на природу Земли

Теоретические занятия: 

Воздействие деятельности человека на природу Земли и её влияние на условия жизни живых организмов. Угроза жизни на планете.

Практические занятия:

Подготовка материалов ко «Дню Земли» (фото, рисунки, плакаты, поделки)

Тема 18: Земля – космический дом человечества

Теоретические занятия: 

Земля – космический дом человечества и всех земных организмов. Забота людей о сохранении природы Земли, среды жизнедеятельности человека

Практические занятия:

Игра «Космические путешественники», акция «Сохраним Землю»

Тема19: Обобщение.

Практические занятия:

Подготовка выставочных материалов, сбор и оформление тематических альбомов, подготовка и участие в школьных и городских конкурсах, акциях («Неделя защиты животных», «Юные защитники окружающей среды», «Каждой пичужке – кормушка», «Ёлочка», «Страна ДИВ», «Скворечник», «Конкурс пришкольных территорий»), подготовка и проведение экологических праздников.

Содержание курса конструировалось с учётом специфических принципов экологического образования:

  • Единство познания, переживания и действия;
  • Междисциплинарности;
  • Интеграции.

Принцип единства (взаимосвязи) познания, переживания и действия призван обеспечить у детей младшего школьного возраста становления многогранных отношений к окружающей среде и к своему здоровью.

Принцип междисциплинарности предполагает согласование различных аспектов взаимоотношения с окружающей средой, причём, его надо понимать не как механическое включение разносторонних знаний в содержание школьных предметов, а как логическое подчинение этого содержания основной цели экологического образования.

Принцип интеграции вытекает из педагогической необходимости объединённых подходов к содержанию экологического образования и деятельности учащихся, способствует объединению частей в целое, обобщению знаний о различных аспектах взаимодействия человека со своим окружением, полученных на междисциплинарной основе.

Ведущей идеей стала идея целостности окружающего мира, неразрывной связи человека (общества) с природой, что позволяет показать окружающую человека среду как среду «единства природы и общества» (А. А. Плешаков, 1989), интегрировать самые различные аспекты их взаимодействия и эффективно влиять на становление отношения младших школьников к миру природы и человека.

Целесообразно учащимся этого возраста раскрыть неразрывную связь человека с природными условиями окружающей среды. А на заключительном этапе подвести их к выводу, что они являются жителями планеты Земля; следовательно, Земля является общим домом всего человечества, этот дом необходимо беречь как условие сохранения жизни всех существ, каждого человека в отдельности и общества в целом.

Содержание программы позволит начать процесс формирования фундаментальных экологических понятий: «человек», «окружающая среда», «природа», «природные богатства» (ресурсы), «природные условия» (факторы), «влияние человека на окружающую среду» (антропогенный фактор), «здоровье человека», «здоровый образ жизни», «защита окружающей среды» и другие, развитие которых будет продолжено на последующих этапах школьного обучения. Наряду с этим большое место отводится формированию естественно - научных понятий (например, группы растений и животных).

В содержании курса намечены следующие основные линии:

  • Место человека в окружающей среде: человек- часть природы, член общества;
  • Восприятие и методы познания человеком среды своей жизнедеятельности;
  • Многообразие предметов и явлений природного и социального окружения человека;
  • Связь живых организмов с условиями существования;
  • Связи здоровья человека с состоянием окружающей среды;
  • Труд и поведение человека в окружающей среде.

Таким образом, экологическая направленность программы курса достигается на двух уровнях:

  1. На уровне связей живых организмов с условиями существования;
  2. На уровне связей человека как части живой природы и члена общества с окружающей его природой и социальной средой.

Методическое обеспечение программы

Обеспечение программы методическими видами продукции:

  • сценарии праздников
  • рассказы о природе, о животных, птицах…
  • научные статьи по темам
  • методики проведения опытов
  • методики проведения экскурсий,
  • методики проведения наблюдений
  • конспекты занятий
  • печатные издания (книги энциклопедические, художественные, журналы, газеты)

Дидактический материал представлен:

  • таблица «Птицы средней полосы России)
  • таблица «Дикие животные»
  • таблица «Домашние животные»
  • таблица «Насекомые»
  • таблица «Морские животные»
  • таблица «Рыбы»
  • таблица «Природа осенью»
  • таблица «Природа зимой»
  • таблица «Природа весной»
  • таблица «Природа летом»
  • таблица «Сельскохозяйственные работы осенью»
  • таблица «Сельскохозяйственные работы зимой»
  • таблица «Сельскохозяйственные работы осенью»
  • таблица «Сельскохозяйственные работы весной»
  • таблица «Сельскохозяйственные работы летом»
  • таблица «Сообщества леса»
  • таблица «Сообщества луга»
  • таблица «Сообщества пруда»
  • таблица «Сообщества реки»
  • таблица «Сообщества болота»
  • таблица «Грибы»
  • таблица «Почвы»
  • таблица «Человек»
  • Карты
  • Атласы
  • Лучшие детские работы из методического фонда
  • Тетради Зверева «Экология»
  • «Красная книга»
  • Атлас – определитель природного мира
  • Методические игры
  • Экологические сказки
  • Тематические карточки с творческими заданиями

Учебные пособия

  • Гербарий
  • Коллекции камней
  • Коллекции почв
  • Тематические коллекции
  • Глобус
  • Чучела птиц

Лекционный материал представлен:

  • Беседы о природе
  • Беседы о животных
  • Беседы об искусстве

Материально - техническое оснащение занятий:

Кабинет для обучения:

  • Доска – 1 штука;
  • Столы – 15 штук;
  • Стулья – 15 штук;
  • Стеллажи для хранения натурного фонда – 4 штуки;
  • Плакатницы для хранения таблиц и лучших детских работ методического фонда школы – 4 штуки;
  • Рамы со стеклом для выставок – 30 штук;
  • Система для экспонирования работ в рамах – 5 штук.

 

Инструменты и приспособления

  • Микроскоп
  • Колбы для постановки опытов
  • Горелка
  • Магниты
  • Безопасные ножи
  • Ножницы
  • Кнопки
  • Указка

Материалы

  • Ватман
  • Альбомы
  • Графитные карандаши
  • Скотч двусторонний
  • Семена
  • Растения

Оргтехника

  • Телевизор
  • Видеоплейер
  • Ноутбук
  • Видеопроектор
  • Интерактивная доска
  • Магнитофон
  • Цифровой фотоаппарат

Электронные средства обучения

  • презентации по темам
  • аудио материалы (голоса птиц, голоса животных, звуки природы)
  • видеоматериалы по темам
  • электронные энциклопедии

Литература для учителя.

Автор

Название

Год издания, издательство

//

Л. П. Симонова - Салеева

Программы по экологии для начальной школы

Москва 1995 – 143с.

1

Г. Н. Аквилева

Наблюдения и опыты на уроках природоведения

Москва, «Просвещение» 1988 243с.

2

Г. Б. Барышникова

Наша Зелёная Планета

Ярославль Академия развития 2006 – 225с.

3

Т. М. Бондаренко

Экологические занятия с детьми

Воронеж

Т Ц «Учитель» 2006 – 326с.

4

Н. Т. Брыкина

Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»

Москва

 «Вако» 2004 – 316с.

5

И. Верзилин

Растения в жизни человека

Ленинград

«Детгиз» 1954 – 456с.

6

Т. В. Волкова

Познаём мир

Волгоград 2008 - 175с.

7

А. Гавеман

Слой жизни

Ленинград

«Детгиз» 1962 – 143с.

8

В. П. Горощенко

Хрестоматия по природоведению

Москва, «Просвещение» 1979 – 159с.

9

Г. Т. Дьячкова

Олимпиадные задания. Окружающий мир

Волгоград «Учитель» 2007 – 138с.

10

О. Е. Жиренко

Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию

Москва

 «Вако» 2007 – 244с.

11

Е. И. Золотова

Знакомим детей с миром животных

Москва, «Просвещение» 1988 -127с.

12

А. И. Иванова

Экологические наблюдения и эксперименты

Москва

Т Ц. «Сфера» 2005 – 235с.

13

Н. И. Мазнев

Лекарственные растения

Москва «Лада» 2006 – 1048с.

14

М. Д. Маханеева

Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста

Москва

«Аркти» 2004 – 312с.

15

А. А. Перроте

Изучение природы

Москва «Учпедгиз» 1961 – 201с.

16

Е. И. Руднянская,

 Л. Б. Черезова

Уроки экологии в начальной школе

Москва

Т Ц. «Сфера» 2007 – 137с.

17

В. Н. Серова

Наша Новгородская земля

Лениздат 1979 – 108с.

18

О. А. Скорникова

Защита ягодников от вредителей и болезней

Ленинград «Колос» 1981- 59с.

19

Л. Д. Черемисина

Основы экологии – младшим школьникам

Москва

«Аркти» 2006 – 82с.

\\

Из опыта работы учителей нач. классов

В помощь учителю

«Новгородская правда» 1962 – 89с.

Литература для детей.

Автор

Название

Год издания, издательство

1

Т. А, Адольф

Заповедными тропами

Москва «Просвещение» 1988 -188с.

2

В. П. Аникин

Русские пословицы и поговорки

Москва «Художественная литература» 1988 – 335с.

3

В. Бианки

Лесная газета

Москва   «Правда» 1986- 468с.

4

В. Бианки

Сказки

Москва 2007-105с.

5

А. М. Новикова

Русское народное поэтическое творчество

Москва 1987 –

511 с.

6

Н. Н. Плавильщиков

Природоведение

С. – П. «Золотой век» 2001 – 347 с.

7

А. А. Плешаков

Зелёные страницы

Москва «Просвещение» 1996 -223 с.

8

А. А. Плешаков

Атлас - определитель

Москва 2007 -312с.

9

Е. Чарушин

Рассказы

Ленинград «Детская литература» 1971 – 255с.

10

А. Е. Чижевский

Энциклопедия «Я познаю мир» Экология

Москва «Астрель» 2006 -411 с.

11

Г. Шалаева

Всё обо всём

Москва 1994 –

479 с.

12

В. Н. Шнитников

Звери и птицы нашей страны

«Молодая гвардия» 1957 -251 с.

13

Творческий коллектив начальной школы №33

Большая книга птиц

Великий Новгород

2007 – 2008-135с.

14

Энциклопедия природы

2007 – 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Юный эколог"

Эту программу можно использовать во внеурочной деятельности в 1 классе....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»

Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 2-3 лет на 2019 - 2020 учебный год

Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй пол...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа экологической направленности "Юный эколог"

Возраст обучающихся 6-8 лет . Программа направлена на воспитание экологически грамотной личности. «Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака,...

Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог»

Основная линия занятий кружка – прослеживание закономерных связей живой и неживой природы. Значительное внимание уделяется установлению многообразных и сложных связей, существующих в растительно...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный эколог"

Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологическо...