Рабочая программа дополнительного образования "Школа Юных Математиков (1-2 класс)
рабочая программа по математике (1, 2 класс) на тему

Балакшина Лидия Геннадьевна

Данная программа является программой дополнительного образования.

Рабочая программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным государ­ственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Мин образования и науки РФ;

Программа рассчитана на ребят 7-9 лет,(1-2 класс).

Курс «ШКОЛА ЮНЫХ МАТЕМАТИКОВ» проводится 1 раз в неделю в течение 40 минут с последней недели сентября по апрель и носит практический характер по развитию логического и пространственного мышления, умения правильно, обоснованно и последовательно рассуждать, находить наиболее удачные пути решения задач, тождественных преобразований, решения уравнений и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Лицей № 20» г. Междуреченска

Рассмотрено на

заседании МО.

Протокол №1

«___» августа 20__ г.

Руководитель МО:________

Принято на

Педагогическом совете.

Протокол № 1

«___» августа 20___ г.

Утверждаю_____________

Директор МБОУ Лицея № 20

И.Г. Бозина

Дополнительная общеобразовательная программа  

«ШКОЛА ЮНЫХ МАТЕМАТИКОВ»

Разработана учителем начальных классов МБОУ Лицей № 20 Балакшиной Лидией Геннадьевной

для 1-2 класса

Количество часов в учебном году: 25(1класс),

26 (2класс)

в неделю 1 час.

 

г. Междуреченск

 Содержание

  1. Пояснительная записка  …………………………………………...……....3
  2. Содержание курса………………………….…………………………..…...4
  3. Планируемые результаты освоения учащимися программы «ШКОЛА ЮНЫХ МАТЕМАТИКОВ»….….………………………………………….5
  4. Календарно - тематическое планирование: 1 класс…….………………...6
  5. Календарно - тематическое планирование: 2 класс…….…………………7
  6.  Список  литературы………………………….………….……………….....8

                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является программой дополнительного образования.

Рабочая программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования и науки РФ;

Программа  рассчитана   на  ребят  7-9  лет,  (1-2 класс).

Курс «ШКОЛА ЮНЫХ МАТЕМАТИКОВ» проводится 1 раз в неделю в течение 40 минут с последней недели сентября по апрель и носит практический характер по развитию логического и пространственного мышления, умения правильно, обоснованно и последовательно рассуждать, находить наиболее удачные пути решения задач, тождественных преобразований, решения уравнений и т. д.

Данный курс поможет

- развивать у обучащихся способность к логическому и образному мышлению, острый ум и смекалку;

- формировать умение пользоваться наглядными, в том числе геометрическими представлениями при изучении различных вопросов математики, при решении разнообразных задач;

- расширять  у  них  математические  знания  и  навыки,  способность  читать  и  понимать  графическую  информацию;

- формировать  умение  доказывать  свое  решение  в ходе  решения  задач  на  смекалку,  головоломок,  через  -  интересную  деятельность,  необходимо  отметить,  что  только  в  ней  ребенок  реализует  поставленные  перед  собой  цели,  познает  предмет,  развивает  свои    способности.

Цель: формирование и развитие пространственного и логического мышления; развитие устойчивого интереса и любви к предмету

Задачи:

  • развивать интерес и любовь к предмету;
  • развивать образное, логическое мышление, пространственное воображение;
  •  дать  материал  для  умственной  гимнастики, тренировки  сообразительности, находчивости;
  • отрабатывать  арифметические  и  геометрические    навыки;
  • познакомить с приёмами решения задач разного вида.

 Для  успешного  освоения  программы  обучения  ребенку  необходимо  не  только  много  знать,  но  и  последовательно  мыслить,  догадываться,  проявлять  умственное  напряжение.  Интеллектуальная  деятельность на занятиях  основана на  активном  думании,  поиске  способов  действий, разных вариантов решений.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1. ЧИСЛА, ЧИСЛОВЫЕ МНОЖЕСТВА.

Отгадывание одного или нескольких чисел, если каждое из них не превышает десяти.

Отгадывание чисел, используя известные знаки действий, определенные цифры, количество цифр (Работа над вычислительными навыками и порядком действий).

Заполнение волшебного квадрата по его началу. Самостоятельное составление волшебного квадрата. Решение числовых ребусов.

2. РАЗНЫЕ ЗАДАЧИ.

Решение задач на внимательное прочтение текста.

Решение задач с конца.

Преобразование задач в более простые и более сложные.

Способы решения логических, комбинаторных задач.

3. ЗАБАВНАЯ ГЕОМЕТРИЯ.

Составление фигур с помощью спичек, используя свойства изученных фигур.

Вычерчивание фигуры без отрыва от начала до конца.

Умение разрезать данную фигуру на 2–3 других, используя свойства изученных фигур.

Решение геометрических задач

Танграм

4. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

Математические конкурсы, викторины, головоломки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

учащимися программы «ШКОЛА ЮНЫХ МАТЕМАТИКОВ»

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • уметь находить наиболее удачные пути решения задач;
  • уметь пробовать различные подходы к решению данного задания;
  • преобразовывать и применять изученные алгоритмы к вновь изучаемым объектам;
  • уметь применять полученные математические знания в жизни.
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

ИКТ в работе кружка: демонстрации презентаций и мультимедиа, поиск информации в Интернете.

Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

1. Мотивация к изучению математики.

2.Формирование личностного смысла изучения математики.

3. Готовность слушать собеседника и вести диалог

4. Уметь работать в группах.

5. Уметь доказывать способ правильного решения.

6. Уметь опровергать неправильное направление поиска.

1. Приобретение начального опыта применения математических знаний.

2. Использование начальных математических знаний.

3. Овладение основами логического и алго-ритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

4.Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом

5. Умения  ориентироваться  в пространственных  отношениях  «справа-слева»,  «перед-за»,  «между»,  «над-под»,  «выше-ниже» ит.д.;

6. Находить  взаимосвязь  плоских  и  пространственных  фигур;

7. Уметь  читать  графическую  информацию;

8. Дифференцировать  видимые  и  невидимые  линии;

9. Конструировать  геометрические  фигуры;

10. Анализировать  простые  изображения,  выделять  в  них  и  в  окружающих  предметах  геометрические  формы;

11. Уметь  различать  существенные  и   несущественные  признаки.

12. Уметь решать ребусы, головоломки, кроссворды.

1. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха

2. Формирование умения планировать, контроли-ровать и оценивать учебные действия

3. Овладение навыками смыслового чтения текстов

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

5. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ     1КЛАСС

Сроки прохождения программы,

№ учебной недели

Названия тем, разделов

Кол-во часов

Практические  занятия

Формы  контроля

25.09-30.09

Математика – это интересно

1

 Решение нестандартных задач.

02.10-13.10

Танграм: древняя китайская

головоломка.

2

Построение по образцу. Придумывание своих фигур

Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе.

16.10-20.10

Путешествие

точки.

1

Построение алгоритма

23.10-27.10

Игры с кубиками.

1

Сложение точек

06.11-10.11

Волшебная

линейка

1

Шкала линейки.

13.11-24.11

Конструирование. Танграм

2

Составление многоугольников с

частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

27.11-01.12

Праздник числа 10

1

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число».

04.12-08.12

Игра-соревнование

«Веселый счёт»

1

Счёт до 20

11.12-15.12

Весёлая геометрия

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Геометрическая викторина

18.12-22.12

Математические

игры

1

Построение «математических» пирамид (в пределах 10)

15.01-19.01

«Спичечный»

конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу.

22.01-02.02

Задачи-смекалки.

2

Задачи с некорректными данными.

Задачи, допускающие несколько способов решения.

05.02-09.02

Математические

игры

1

Построение «математических» пирамид (в пределах 20)

12.02-16.02

Числовые

головоломки

1

Решение и составление ребусов

26.02-09.03

Математическая

карусель.

2

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические

головоломки», «Занимательные задачи».

12.03-16.03

Уголки

1

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному

замыслу.

19.03-23.03

02.04-06.04

Конструирование. Танграм

2

Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе без заданного разбиения.

09.04-14.04

Математическое

путешествие.

2

16.04-21.04

Секреты задач

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.

23.04-27.04

Математический турнир

1

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

конкурс

                            КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ      2КЛАСС

Сроки прохождения программы,

№ учебной недели

Названия тем, разделов

Кол-во часов

Практические  занятия

Формы  контроля

17.09-22.09

Математика – это интересно

1

 Решение нестандартных задач.

24.09-29.09 01.10-06.10

Танграм: древняя китайская

головоломка.

2

Построение по образцу. Придумывание своих фигур

Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе.

08.10-13.10

Путешествие в страну ГЕОМЕТРИЮ.

1

Построение алгоритма

15.10-20.10 22.10-27.10

Решение задач ГРАФАМИ

2

Построение графов

05.11-10.11 12.11-17.11

Конструирование. Танграм

2

Составление многоугольников с

частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

19.11-24.11

Праздник числа

1

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число».

26.11-01.12

Игра-соревнование

«Веселый счёт»

1

Счёт до 100. Приём устного сложения/вычитания «ОКРУГЛЕНИЕ»

03.12-08.12

Весёлая геометрия «Спичечный»

конструктор

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

10.12-15.12

Математические

игры

1

Построение «математических» пирамид (в пределах 100)

17.12-22.12

Решение задач ГРАФАМИ

1

Построение графов

14.01-19.01

Задачи-смекалки.

2

Задачи с некорректными данными.

Задачи, допускающие несколько способов решения.

КВН

21.01-02.02

Математические

игры

1

Построение «математических» пирамид (в пределах 100)

28.01-02.02

Числовые

головоломки

1

Решение и составление математических ребусов

04.02-09.02 11.02-16.02

Математическая

карусель.

2

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические

головоломки», «Занимательные задачи».

18.02-23.02

Уголки

1

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному

замыслу.

25.02-02.03 04.03-09.03

Конструирование. Танграм

2

Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе без заданного разбиения.

11.03-16.03

18.03-23.03

Математическое

путешествие.

2

01.04-23.03

Секреты задач

1

Сложение и вычитание в пределах 100. Вычисления в группах.

08.04-14.04 15.04-21.04

Математический турнир

2

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

Олимпи-ада

                         

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.

Литература  используемая  при  составлении  занятий  

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего  образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373.

2. «Веселые  задачки», Остер Г.,М.,2000.

3. «Веселые  задачи», Перельман Я.И.,М.,АСТ*Астрель,2005.

4. «Занимательные  материалы  к  урокам  математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005.

5. «Логика», Нежинская О.Ю., В.,2004.

6. «Математические  загадки,  ребусы,  игры  для  тех,  кто  умеет  считать», ВолинаВ.,М.,2002.

7. «Забавная математика»  Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. С-Петербург: «Лань», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»

      Направленность программы «Юный  математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...

рабочая программа дополнительного объединения "Юный природовед", 1, 2 год обучения

Программа детского объединения "Юный природовед" может быть использована учителями начальных классов, воспитателями ГПД, педагогами дополнительного образования, во внеурочной деятельности....

Рабочая программа дополнительного образования "Юный натуралист"

Рабочая программа с планированием по курсу" Юный натуралист"...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный краевед"

Программа детского клуба  «Юный краевед» изучается  в 1-4 классах четырёхлетней начальной школы в рамках  внеурочной деятельности.  Программа имеет краеведческую, туристическую,...

Визитная карточка проекта программы дополнительного образования «Юный математик»

Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.Дидакти...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 2-3 лет на 2019 - 2020 учебный год

Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй пол...

Рабочая программа дополнительного курса "Юный математик"

На курсе "Юный математик" проводятся занятия по подготовке учащихся 4 класса к олимпиадам....