Урок математики 1 класс Тема«Сложение чисел с переходом через разряд (через десяток)»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Страфун Валентина Юрьевна

Урок знакомит учащихся с алгоритмом сложения однозначных чисел с переходом через разряд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matem._1_kl._strafun_v._yu.docx24.59 КБ
Файл chast_1_matematika.pptx233.88 КБ
Файл chast_2_urok_matematiki.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Страфун  В. Ю

1 класс

Урок математики по теме:

«Сложение чисел с переходом через разряд (через десяток)»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: знакомство с алгоритмом сложения однозначных чисел с переходом через разряд

Задачи урока:

  1. продолжать работу, направленную на усвоение смысла действия сложения; вводить в активный словарь новую терминологию;
  2. продолжать формировать вычислительные навыки и развивать их;
  3. развивать метапредметные связи

Этапы урока

Деятельность учителя, задания ученикам

Деятельность учеников

  1. Актуализация

1. Организационный момент

2. Интрига

Лисичка из леса прислала письмо, просит помочь вычислить выражения. Отправимся в путешествие в математический лес. Надо подготовиться. Что для этого нужно сделать?

Молодцы! Приготовьте карточки и палочки.

Предлагают повторить числа от 1 до 20

3. Блицопрос (игра «Кто быстрее?»)

А) Весь класс – прямой счёт от 1 до 20.

Б) 1 ряд – обратный счёт

2 ряд – чётные числа в обратном порядке от 20 до 1

3 ряд – нечётные числа по возрастанию.

В) 1 слагаемое – 6, 2 слагаемое – 2. Покажи сумму

Г) 1 уменьшаемое – 10 вычитаемое 3 покажи разность

Д) Я задумала число, вычла из него 4, стало 10.

Какое число я задумала? Оно какое?

 Что означает:

1 цифра в записи

2 цифра в записи

Покажите смежные числа для числа 10

Используют математическую терминологию

и производят вычисления

Сравнивают числа по разрядам

Показывают карточки со смежными числами

4. Работа в парах

Предлагает ученикам за каждой партой повернуться друг другу и выполнить упражнения.

А) Составьте выражение суммы. Скажите другу

Б) Составьте любое простое неравенство

В) Составьте любое сложное неравенство

Г) Я задумала число,  прибавила к нему 7, стало 10, увеличила его на 6. Сколько стало?

Д) дайте характеристику числу 9 (состав, чётное/нечётное, однозначное/двузначное, смежные числа

 

 

Выполняют упражнения: составляют выражение суммы, простое и сложное неравенства, производят вычисления, дают характеристику числа  

5. Предлагает выполнить задание «Летим на парашютиках» - слайд №1

А)  Следует  приземлиться на соответствующее место в ряду чисел: 2 … 6, 8, 10, 12, 14, …., …., 20

Б) прочитать двузначные числа

В) Определить – сколько десятков и сколько единиц.

Выполняют задание

Предлагает провести самооценку своей работы, поднять соответствующую карточку («отлично», «хорошо», «подумать»).

Самооценка (рефлексия)

  1. Постановка проблемы. Формулировка темы, цели

А) Помогите лисёнку (слайд №2) найти значение выражений:

3+4=? 7+3+=? 10+3=? 9+2=?

Лисёнок не смог сложить 9 и 2. Некоторые дети тоже затруднились сложить два однозначных числа, сумма которых больше 10. Как называется затруднение, с которым мы пока не можем справиться?

Б) Почему не можем её сразу разрешить?

В) Тогда что нового мы должны узнать сегодня на уроке? Чему научиться?

Г) Молодцы! А как назовём тему урока?

 

В) Молодцы! Это и будет тема нашего урока, но её формулировку я немного уточню: «Сложение чисел с переходом через разряд (через десяток)».

Что будем делать для достижения нашей цели?

Г) Достаньте палочки и составьте модель суммы чисел 9+2=?. У кого какие варианты?

 

Отвечают:

Проблема!

Отвечают:

Потому что не решали такого выражения раньше.

Отвечают:

научиться складывать однозначные числа с суммой больше 10.

Отвечают:

Сложение чисел с переходом через через десяток.

Отвечают:

Будем искать способы решить эту проблему

Составляют

IIIIIIIII

+

II

=

?

9

+

2

=

?

 

  1. Открытие нового знания (умения)

На помощь приходит Зайчик-математик (слайд №3).

Как будем складывать 9 и 2?  

Правильно, сначала 9 дополним до 10. Для этого у 2 ед. заберём 1 часть и переместим её к 9, получится 10. Оставшуюся часть (1ед.) прибавим к 10  и получим 11.

  1. +1)+1=10+1=11.

       Слайд №4

  1. А как  2+9?

  1. Каким способом удобнее вычислять?

  1. Почему суммы равны?

Какие выводы мы сделаем на основе нашей работы?

Сверим наши выводы со справочником (с.11).

 

Отвечают:

Складывать можно  по частям: 2 – это 1+1.

Отвечают:

 Сначала 2 дополним до 10. Для этого 9 разложим на части: 8+1.

(2+8)+1=10+1=11

Отвечают:

Первый способ удобнее.

Отвечают:

От перестановки мест слагаемых сумма не меняется

Отвечают:

- удобнее, когда 1 слагаемое больше, тогда его легче дополнить до 10;

-  от перестановки мест слагаемых сумма не меняется;

- чтобы сложить два слагаемых, надо меньшее слагаемое разложить на части, одну часть прибавить к первому слагаемому и дополнить его до 10 и прибавить оставшуюся часть.

Работают со справочником

  1. Закрепление нового знания
  1. Первичное закрепление

Работа в малых группах

Предлагает ученикам повернуть стульчики, вспомнить правила работы и роли

Слайд №5

8+4=8+2+2=10+2=12

9+5=9+1+4=10+4=14

Вспоминают правила работы и роли

  1. Самостоятельная работа

Слайд №6

 Предлагает выполнить упражнения

9+7=?

6+7=?

7+8=?

10+9=?

Предлагает

- в группах помочь тем, кто затрудняется

- оценить работу группы способом «Цветочек»

Производят вычисления:  

9+7=9+1+6=10+6=16

6+7=3+3+7=3+10=13

7+8= 2+5+8= 10+5=15

Проводят взаимооценку

  1. Домашнее задание

Стр.22 №2. Справочник – с.11

Записывают домашнее задание в дневники

  1. Физминутка

Контроль здоровья

«Отдохнём на полянке среди цветов, птиц, животных»

Слайд №7 «Мы друзья!»

Делают разминку под звуки песенки «Барбарики»

  1. Повторение, обобщение, систематизация изученного

Работа в больших группах

Математика – царица наук. Но в жизни все науки взаимосвязаны друг с другом. В математическом лесу мы это увидим. И русский язык, и литературное чтение, и сведения об окружающем мире готовят нас решать жизненные задачи.

  1. Загадка

Кто в беретке ярко-красной

В пёстрой курточке атласной

На меня он не глядит

А стучит, стучит, стучит

Слайд №9 «Дятел»

Предлагает ответить на вопросы и показать карточку с цифрой:

- Сколько букв в слове?

- Сколько звуков в слове?

- Сколько мягких согласных?

- Сколько звуков? Какие?

Слайд №10 «Дятлы – дальневосточный седой и дальневосточный малый»

Спрашивает учеников: знаете ли вы, что в лесах Дальнего Востока и Сибири водится 9 видов дятлов – большой, малый, пёстрый, седоголовый, желна, белоспинный и другие?

Вы слушали стук, а вы слышали, как они говорят? Послушайте ….. Да? Здорово? Вы слышали, конечно, но, наверно, думали, что это другие птицы.

Показывают карточки с цифрами

Слушают запись голосов птиц

  1. Слайд №11

Задаёт вопросы:

  1. Кто и что это?
  2. Что объединяет их? Какие признаки?

  1. Кто из них лишний?

 

  1. Отвечают хором:

ёж, стрекоза, сирень, дятел

  1. Отвечают:

Все они относятся к живой природе. Признаки - рождаются, растут, едят, пьют, дышат, размножаются, умирают.

  1. Сирень -«кормилец», остальные – «едоки»

  1. Слайд №12

Предлагает выполнить задания по ролям (организатор, защитники, писари, художник, ответственный за здоровье). Провести разбор слов «ёж», «стрекоза», «сирень» по плану. Защитить задание.

План

  1. Проговорить слово. Показать транскрипцию с помощью звуковичков.
  2. Назвать, сколько в слове букв, звуков и слогов. Почему?
  3. Показать орфоэпическое и орфографическое представления слова
  4. Назвать орфограмму
  5. Что знаете интересного об этом существе (животном, насекомом, растении)?
  6. Провести физминутку
  7. Сделать рисунок

Распределяют роли и выполняют задания.

Интересные сведения и рисунки – см. приложения

  1. Предлагает решить задачу:

Лена написала в слове «стрекоза» 8 букв, а в слове «дятел» - 5 букв. Сколько всего букв написала Лена?

Решают: складывают числа, как научились с переходом через десяток

8+5=8+2+3=13

  1. Предлагает оценить работу группы

  1. Рефлексия

  1. Предлагает задание

(слайды №13 и 14)

4

7

3

1

2

5

6

и

о

л

о

т

ч

н

Для выполнения задания разделиться на группы мальчиков и девочек.

Кто быстрее расположит буквы в порядке увеличения чисел, тот получит мою оценку.

  1. Чему новому сегодня  вы учились и научились?

  1. Слайд №15

Читает

  1. Урок полезен, всё понятно – Кому?
  2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно – Кому?
  3.  Ещё придётся потрудиться  - Кому?
  4. Да, трудно всё-таки учиться – Кому?

А вам учиться нравится? А в школе кому интересно?

Решают задачу. Собирают слово «отлично»

Отвечают:

  1. Научились складывать числа через разряд, через десяток.
  2. Научились складывать числа, сумма которых больше 10
  3. Учились решать разные жизненные задачи

Показывают соответствующие смайлики


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Часть 1 математика 1 класс

Слайд 2

1. Рассмотри рисунок. На какую кочку должен опуститься каждый парашют?  Прочитай на рисунке двузначные числа. Расскажи, сколько в каждом числе десятков и единиц. 10 18 4 16 2 6 8 12 14 20

Слайд 3

1. Рассмотри рисунок. На какую кочку должен опуститься каждый парашют?  Прочитай на рисунке двузначные числа. Расскажи, сколько в каждом числе десятков и единиц. 2 6 8 12 14 20 ПРОВЕРЬ! 10 18 4 16

Слайд 4

3+4 7+3 10+3 9+2

Слайд 5

+ = 9 + 2 = 11 9 + 1 + 1 = 10 + 1 = 11

Слайд 6

+ = 2 + 9 = 11 2 + 8 + 1 = 10 + 1 = 11

Слайд 7

8 + 4 = 12 2 2 + = 2. Н айди значения сумм. 9 + 5 = 14 1 4 + =

Слайд 8

2. Помоги Кате найти значения сумм. Какая сумма здесь « лишняя »? 9 + 7 = 16 1 6 6 + 7 = 13 3 3 7 + 8 = 15 2 5 10 + 9 = 19 2. Н айдите значения сумм.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Часть 2 Урок математики 1 класс

Слайд 2

Кто в беретке, Ярко-красной, Пёстрой курточке атласной? На меня он не глядит А стучит, стучит, стучит…

Слайд 5

Ёж - [ Й ’ ][ О ][ Ш ] C трекоза - [ С ][ Т ][ Р ’ ][ И ][ К ][ А ][ З ][ А ] C ирень - [ С ’ ][ И ][ Р ’ ][ Э ][ Н ’ ]

Слайд 6

4 7 3 1 2 5 6 И О Л О Т Ч Н ОТЛИЧНО!

Слайд 8

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике по теме: " Сложение чисел с переходом через разряд"( с использованием ИКТ)

В содержании конспекта урока используются информацинные технологии, здоровьесберегающие технологии,отражён дифференцированный подход, прослеживается экологическое воспитание,чётко выражена рефлексия у...

Урок по математике для 2 класса: "сложение двухзначных чисел с переходом через разряд"

Конспект урока по математике по учебнику Н.Б.Истоминой....

конспект урока 2 класс. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд

Разработка урока по математике по учебнику Аргинской. сложение двузначных чисел с переходом через разряд. 2 класс...

Технологическая карта к уроку математики по теме:Сложение чисел с переходом через десяток.

Технологическая карта урока математики по теме:"Сложение чисел с переходом через десяток". Материал предназначен для проведения урока математики во 2 классе (УМК "Школа России")....

Конспект урока математики. Тема " Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд"

План-конспект урока по математике во 2 классе, на тему: "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд"  УМК "Школа 2100"...

Конспект урока математики по теме «Вычитание чисел с переходом через десяток. Повторение».3 спец. (кор.) класс VIII вида

Урок разработан для учащихся 3 специального (коррекционного) класса VIII вида....

Конспект урока математики "Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд."

Задачи:Образовательная:познакомить учащихся с письменным способом сложения двузначных чисел (столбиком) с переходом через разряд;Коррекционная:коррекция внимания, памяти, устного счета;развитие целена...