Конспект урока по математике на тему "Величина. Объём. Литр". 1 класс. УМК "Школа 2100. ФГОС
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Татаринова Ирина Евгеньевна

Разработка урока по требованиям ФГОС(технологическая карта)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока математики  (1 класс;  УМК «Школа 2100»)

учителя начальных классов Татариновой Ирины Евгеньевны

Предмет _математика__________________________________________________________________________________________________

Авторы учебника: Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких_________________________________________________________________

Возраст учащихся: класс (группа) _______1 класс__________________________________________________________________________

Тема урока (занятие) Величина. Объём. Литр.______________________________________________________________________

Тип урока: Изучение нового материала______________________________________________________________________________________

Цель: формирование познавательного интереса обучающихся к совместной деятельности по ознакомлению с понятием «Величина. Объём. Литр.».

Учащиеся научатся: сравнивать, вычитать, складывать и решать задачи с литром.

Учащиеся получат возможность научиться: применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Результаты: 

Личностные:

 по отношению к предметным ЗУНам:

- умение регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил;

- умения использовать знания и умения в жизненных ситуациях;
по отношению к метапредметным  ЗУНам:

- умение выявлять проблему,
- познавательный интерес к математической науке.

Метапредметные результаты обучения
Регулятивные:
- умение выявлять проблему;
- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

- работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты)
Познавательные:
- умение сравнивать, делать выводы;
Коммуникативные:
- работать в парах, чередуя роли исполнителя и контролёра;
- участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

Предметные
- знание способов измерения объёма и единицы измерения;
- умение выражать результаты измерения объёма числом;
- применение новых знаний в жизненных ситуациях;

Технологии: проблемно-поисковый , информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технология оценивания учебных успехов.

Оборудование для учителя: банка 1 л., бокал, стакан, стаканчик 50 гр., столовая ложка, вода цветная, компьютер

Оборудование для учащихся: веера цифр, банка 1 л., бокал, стакан, стаканчик 50 гр., столовая ложка, вода цветная, листы ученика с заданиями.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

 Формирование УУД

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Цель:

включить обучающихся в деятельность; создать положительный и эмоциональный настрой

 

II.  Актуализация опорных знаний и мотивация

Цель: актуализировать знания о числах и цифрах и операциях над ними.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная,

Методы:

Словесный, частично-поисковый

III.  Открытие нового знания и формулирование темы урока

 Цель: с помощью подводящего диалога «открыть новое знание», сформулировать тему урока, определить цель.

Формы работы:

учебная дискуссия,

подводящий диалог,

работа в паре

Методы:

Словесный,

 наглядный, исследовательский.

IV.Здоровьесберегающий

момент (физминутка)

Цель: для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления учащихся

V. Применение новых знаний (первичное закрепление)

Цель: организовать усвоение учащимися полученных знаний

Формы работы: фронтальная,

индивидуальная,

Методы:

Словесный,  

частично- поисковый,

объяснительно-иллюстративный

VI. Самостоятельное применение знаний

Цель: посмотреть, как дети усвоили новый материал

Формы работы: 

самостоятельная работа

Методы:

частично- поисковый,

наглядный

VII. Рефлексия

Цель:        

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;        

- оценить собственную деятельность;        

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.        

Формы работы: 

индивидуальная и фронтальная

Методы:

Словесный  

Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с такой интересной наукой как математика.

Давайте на уроке трудиться под девизом (хором):

Мы – умные! Мы – смелые!

Мы – старательные!

Мы – внимательные!

Мы в первом классе учимся!

Всё у нас получится!

Дети садятся.

I. Устный счёт.

- Начинаем с разминки.

1. На доске модель числового отрезка:

У детей веера цифр

 

- 5 увеличить на 3? (8)

- 10 уменьшить на 6? (4)

- это число является предыдущим для числа 2 (1)

- это число является последующим для числа 6 (7)

- чьи это соседи: 4 и 6? (5)

Самооценка: - кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? (по опоре)

- Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?

2. «Математический тренажер» - «Старт» (смешарик Лосяш) (проектор, презентация)

- Кто узнал героя?

Лосяш  лось-учёный, интересуется астрономией, ледяной скульптурой и другими науками. Он очень серьёзен, любит читать книжки. Имеет у себя дома огромную библиотеку. Наверное поэтому, из всех Cмешариков он самый эрудированный.

2 + 4 – 5 = 1

3 + 5 – 4 = 4

6 + 4 – 3 = 7

10 – 7 + 6 = 9

Запишите только конечный результат.

Проверка.     1  4  7  9

Самооценка: - кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? (по опоре)

- Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?

3. Работа в паре.

- На доске 4 схемы к задаче. Эти же схемы у детей (один лист на двоих). Работа в парах.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\image002.gif

- Внимательно прослушайте задачу, выберите подходящую схему и отметьте её галочкой.

Задача. На день рождения Лосяшу подарили 5 тюльпанов, а ромашек на 2 больше. Сколько ромашек подарили на день рождения Лосяшу?

Какую схему выбрали? Докажите.

- Определите вид задачи (задача на увеличение числа)

Давайте заполним схему и решим задачу на листочках (1 ученик у доски).

Самооценка: - кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? (по опоре)

- Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?

На доске  слова: весы,  длина,  сантиметр,   линейка, масса,  килограмм, объём;

- Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор.

Проверка: 1. Весы, масса, килограмм.

                   2. Длина, сантиметр, линейка.

 - Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.

 - Масса измеряется с помощью весов, единица измерения –килограмм.

- Какое слово вы не отнесли ни к одной из групп?

- Почему слово «объем» вы не отнесли ни к одной группе? (Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.)

- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

                             ?      

- Чтобы это доказать или опровергнуть, что вам надо выяснить об объеме?

1. Что такое "объем".

2. Можно ли сравнить объем

3. Как измерить объем.

4. Каковы единицы измерения объема.

- Чем мы сейчас занимались?

(Планировали свою деятельность)

- Для чего все это вам нужно знать?

Физкультминутка. Давайте вместе с именинником-Лосяшем и его друзьями отдохнём.(Электронная физминутка «Повторяй! Не зевай!»)

1. - Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы: это стакан, банка, кружка.

- Для чего мы используем эти предметы в жизни? (чтобы наливать в них различные жидкости – чай, молоко, кефир, воду…)

- Какие задания можете предложить для работы с тем, что стоит у меня на столе? ( можно  узнать, сколько воды в каждом сосуде. Можно  выяснить, где воды больше всего. А где меньше? И т.д.)

- Давайте посмотрим, во все ли эти предметы помещается одинаковое количество жидкости. Как это сделать? (переливанием)

  • Возьмём стакан с водой и посмотрим, такое ли количество жидкости помещается в банке. Для этого воду из стакана перельём в банку и посмотрим, поместится ли эта вода в банке.

(Видно, что вода из стакана поместилась в банке вся, и при этом в банке ещё осталось место. Значит, можно сделать вывод, что воды в стакане меньше, чем в банке).

Воду вернём обратно в стакан.

  • Проверим, одинаковое количество воды помещается в стакане и в кружке. Перельём воду из стакана в кружку.

(Видим, что вода поместилась вся и её ровно столько же, сколько и в стакане. Можно сделать вывод, что в стакане и в кружке помещается воды одинаково.)

- Сейчас при переливании нас интересовал цвет сосудов? А их форма? Имел ли для нас значение материал, из которого сделаны  сосуды? А их масса?

- А что же было для нас важным? (Больше или меньше поместится в них воды)

 

- При решении данной задачи нас интересовало: вместимость сосудов или в математике говорят «объём».

- Итак, мы сравнивали объёмы сосудов: стакана, чашки и банки. Наши сравнения можно записать с помощью знаков: < > =

стакан < банка

стакан = кружка

- Раз мы сумели сравнить объёмы сосудов и воспользовались знаками < > =, значит можно сказать, что объём - … (это величина)

2) - Всегда ли мы можем измерить объём сосуда с помощью переливания? (нет, может быть, они находятся далеко друг от друга, может быть сосуд только один)

- Итак, если сосуд один, то как измерить, сколько жидкости в нём помещается? (надо выбрать какую-то мерку)

Работа в группах: на столе у каждой группы сосуды, различные мерки, столовые ложки и вода.

  1. Давайте с помощью столовой ложки измерим, сколько жидкости помещается в этом сосуде (сосуд у каждой группы одинаковый)

Вывод: в этом сосуде помещается … ложек воды. М.Б. группа куда-то записывать свои исследования???

  1. Возьмём другую мерку – стопочку и измерим, сколько в этом сосуде помещается воды из стопочки.

Вывод: в этом сосуде помещается … стопочек  воды. М.Б. группа куда-то записывать свои исследования???

- Что получилось: когда взяли одну мерку, то получилось… ложек воды, когда взяли другую мерку - … стопочек воды? (мерки разные)

- Как вы думаете, достаточно ли точное такое измерение? Ведь тогда каждый человек может выбрать свою мерку и один человек скажет, что получилось … ложек воды, а другой – получилось … стопочек воды.

- Тогда была выбрана одинаковая единица измерения объёма. Давайте прочитаем об этом в учебнике с.5

 - Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? (литр)

- Учитель демонстрирует банку объёмом 1 литр.

-  Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?

( В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров)

- Над каким пунктом плана мы сейчас работали?

  1. – Откройте учебник на странице 5, №5 и №6.

Откройте учебник на странице 5, №5 

- Прочитаем задачу.

- Объём каких сосудов требуется сравнить?

-  Что известно про первую банку?

-  Что известно про вторую банку?

- Можно ли выполнить это задание и сравнить объёмы 2-х банок? Почему?

(Задание Пети выполнить не можем.

Мерки разные, нужно взять одинаковые мерки, чтоб выполнить задание Пети.)

( Сравнить можно только тогда, когда взяты одинаковые  мерки.)

 

2. Учебник  страница 5, №6

- Прочитаем задачу.

- Объём каких сосудов требуется сравнить?

-  Что известно про первую банку?

-  Что известно про вторую банку?

- На какой вопрос надо дать ответ?

- Можно ли выполнить это задание? Почему?

  - Запишем сравнение объёмов в учебнике:

Если останется время - интересная информация:

  • Тело человека на две трети состоит из жидкости;
  • Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды.
  • А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз.
  • Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки.

Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран?

– Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода – это жизнь)

– Как вы думаете, что может привести к исчезновению воды? (Если мы будем оставлять открытыми краны с водой, не будем беречь воду)

– Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте)

– Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми.

  Рефлексия учебной деятельности

Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

Что вас больше всего удивило в ходе исследования?

 Исследование – это…  полезно или бесполезно?

 интересно или скучно?

 на уроке я работал активно или нет 
своей работой на уроке я доволен или нет 
урок для меня показался коротким или длинным.

Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке.

- Напишите слово «Я» на одном из сосудов.

Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие;

Повторяют правила поведения на уроке.

Учащиеся знакомятся

с листом

самооценки.

Учащиеся заполняют лист самооценки.

Работают  в паре.

Учаиеся

Учащиеся высказывают свои предположения

Учащиеся заполняют лист самооценки.

 

Учащиеся высказывают свои предположения

Под руководством учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя определяют цели урока.

Учащиеся проводят упражнения на разные группы мышц.

Исследовательская деятельность

Работа в паре

Учащиеся высказывают свои предположения.

Практическая работа.

 Работа в группах.

Самостоятельная работа

Дети предлагают свои варианты заданий и делают вывод.

Дети оценивают свою деятельность.

Познавательные УУД:

1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц, словарей;

2)формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3)формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5)формируем умение устанавливать аналогии;

6)формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

7)формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

8)формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать  речь других;

2)формируем умение вести диалог, высказывать свою точку зрения;

3)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

4)формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

5)формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения;

6) формируем  умение контролировать действия друг друга, сотрудничать с учителем

7)формируем умение работать в группе (в паре)

Личностные УУД:

1)формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

2)формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

3)формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить;

4)формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные  УУД:

1)формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

4)формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

5)формируем умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Угол. Виды углов.", 2 класс

Урок создан на основе деятельностного подхода....

Конспект урока по математике "Переходим через десяток"2 класс

Конспект урока по математике "Переходим через десяток" М.И. Башмаков  Математика  2 класс...

Урок-КВН по математике с Умизуми в 1 классе. Школа 2100. ФГОС.

Школа 2100. Математический КВН проводит телекоманда Умизуми. К конспекту имеется презентация на mimiostudio, которую можно найти на сайте galaleoschina.ucoz.ru....

Конспект урока по математике по теме Умножение. 2 класс.УМК "Школа-2100"

Данный урок проходит в рамках учебного курса математики во втором классе общеобразовательных школ (УМК «Школа 2100», учебник математики  для второго класса начальной школы в 3 ч. Ч. 2. Т.Е.Демидо...

План - конспект урока по русскому языку во 2-ом классе Школа 2100

План - конспект урока по русскому языку  во 2-ом классе («Школа 2100»)Составитель: Максимова Елена Владимировна.Тема раздела: Слова, к которым нельзя задать вопросы.Тема урока: Слова, которые выр...

Открытый урок по математике Тема: "Трехзначные числа" 3 класс ( Школа 2100)

  Урок был представлен в рамках районного методического семинара для учителей начальных классов Тайшетского района по теме: "ПИН-код к овладению математическими знаниями". Данный...