Конспект урока по математике на тему "Величина. Объём. Литр". 1 класс. УМК "Школа 2100. ФГОС
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Разработка урока по требованиям ФГОС(технологическая карта)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_otkrytogo_uroka_matematiki_1_klass_umk_shkola_2100.docx | 40.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого урока математики (1 класс; УМК «Школа 2100»)
учителя начальных классов Татариновой Ирины Евгеньевны
Предмет _математика__________________________________________________________________________________________________
Авторы учебника: Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких_________________________________________________________________
Возраст учащихся: класс (группа) _______1 класс__________________________________________________________________________
Тема урока (занятие) Величина. Объём. Литр.______________________________________________________________________
Тип урока: Изучение нового материала______________________________________________________________________________________
Цель: формирование познавательного интереса обучающихся к совместной деятельности по ознакомлению с понятием «Величина. Объём. Литр.».
Учащиеся научатся: сравнивать, вычитать, складывать и решать задачи с литром.
Учащиеся получат возможность научиться: применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Результаты:
Личностные:
по отношению к предметным ЗУНам:
- умение регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил;
- умения использовать знания и умения в жизненных ситуациях;
по отношению к метапредметным ЗУНам:
- умение выявлять проблему,
- познавательный интерес к математической науке.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные:
- умение выявлять проблему;
- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
- работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты)
Познавательные:
- умение сравнивать, делать выводы;
Коммуникативные:
- работать в парах, чередуя роли исполнителя и контролёра;
- участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях
Предметные
- знание способов измерения объёма и единицы измерения;
- умение выражать результаты измерения объёма числом;
- применение новых знаний в жизненных ситуациях;
Технологии: проблемно-поисковый , информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технология оценивания учебных успехов.
Оборудование для учителя: банка 1 л., бокал, стакан, стаканчик 50 гр., столовая ложка, вода цветная, компьютер
Оборудование для учащихся: веера цифр, банка 1 л., бокал, стакан, стаканчик 50 гр., столовая ложка, вода цветная, листы ученика с заданиями.
Этапы урока | Ход урока | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Цель: включить обучающихся в деятельность; создать положительный и эмоциональный настрой
II. Актуализация опорных знаний и мотивация Цель: актуализировать знания о числах и цифрах и операциях над ними. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, Методы: Словесный, частично-поисковый III. Открытие нового знания и формулирование темы урока Цель: с помощью подводящего диалога «открыть новое знание», сформулировать тему урока, определить цель. Формы работы: учебная дискуссия, подводящий диалог, работа в паре Методы: Словесный, наглядный, исследовательский. IV.Здоровьесберегающий момент (физминутка) Цель: для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления учащихся V. Применение новых знаний (первичное закрепление) Цель: организовать усвоение учащимися полученных знаний Формы работы: фронтальная, индивидуальная, Методы: Словесный, частично- поисковый, объяснительно-иллюстративный VI. Самостоятельное применение знаний Цель: посмотреть, как дети усвоили новый материал Формы работы: самостоятельная работа Методы: частично- поисковый, наглядный VII. Рефлексия Цель: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; - оценить собственную деятельность; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности. Формы работы: индивидуальная и фронтальная Методы: Словесный | Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с такой интересной наукой как математика. Давайте на уроке трудиться под девизом (хором): Мы – умные! Мы – смелые! Мы – старательные! Мы – внимательные! Мы в первом классе учимся! Всё у нас получится! Дети садятся. I. Устный счёт. - Начинаем с разминки. 1. На доске модель числового отрезка: У детей веера цифр
- 5 увеличить на 3? (8) - 10 уменьшить на 6? (4) - это число является предыдущим для числа 2 (1) - это число является последующим для числа 6 (7) - чьи это соседи: 4 и 6? (5) Самооценка: - кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? (по опоре) - Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу? 2. «Математический тренажер» - «Старт» (смешарик Лосяш) (проектор, презентация) - Кто узнал героя? Лосяш лось-учёный, интересуется астрономией, ледяной скульптурой и другими науками. Он очень серьёзен, любит читать книжки. Имеет у себя дома огромную библиотеку. Наверное поэтому, из всех Cмешариков он самый эрудированный. 2 + 4 – 5 = 1 3 + 5 – 4 = 4 6 + 4 – 3 = 7 10 – 7 + 6 = 9 Запишите только конечный результат. Проверка. 1 4 7 9 Самооценка: - кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? (по опоре) - Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу? 3. Работа в паре. - На доске 4 схемы к задаче. Эти же схемы у детей (один лист на двоих). Работа в парах. - Внимательно прослушайте задачу, выберите подходящую схему и отметьте её галочкой. Задача. На день рождения Лосяшу подарили 5 тюльпанов, а ромашек на 2 больше. Сколько ромашек подарили на день рождения Лосяшу? Какую схему выбрали? Докажите. - Определите вид задачи (задача на увеличение числа) Давайте заполним схему и решим задачу на листочках (1 ученик у доски). Самооценка: - кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? (по опоре) - Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу? На доске слова: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объём; - Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор. Проверка: 1. Весы, масса, килограмм. 2. Длина, сантиметр, линейка. - Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр. - Масса измеряется с помощью весов, единица измерения –килограмм. - Какое слово вы не отнесли ни к одной из групп? - Почему слово «объем» вы не отнесли ни к одной группе? (Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.) - Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? ? - Чтобы это доказать или опровергнуть, что вам надо выяснить об объеме? 1. Что такое "объем". 2. Можно ли сравнить объем 3. Как измерить объем. 4. Каковы единицы измерения объема. - Чем мы сейчас занимались? (Планировали свою деятельность) - Для чего все это вам нужно знать? Физкультминутка. Давайте вместе с именинником-Лосяшем и его друзьями отдохнём.(Электронная физминутка «Повторяй! Не зевай!») 1. - Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы: это стакан, банка, кружка. - Для чего мы используем эти предметы в жизни? (чтобы наливать в них различные жидкости – чай, молоко, кефир, воду…) - Какие задания можете предложить для работы с тем, что стоит у меня на столе? ( можно узнать, сколько воды в каждом сосуде. Можно выяснить, где воды больше всего. А где меньше? И т.д.) - Давайте посмотрим, во все ли эти предметы помещается одинаковое количество жидкости. Как это сделать? (переливанием)
(Видно, что вода из стакана поместилась в банке вся, и при этом в банке ещё осталось место. Значит, можно сделать вывод, что воды в стакане меньше, чем в банке). Воду вернём обратно в стакан.
(Видим, что вода поместилась вся и её ровно столько же, сколько и в стакане. Можно сделать вывод, что в стакане и в кружке помещается воды одинаково.) - Сейчас при переливании нас интересовал цвет сосудов? А их форма? Имел ли для нас значение материал, из которого сделаны сосуды? А их масса? - А что же было для нас важным? (Больше или меньше поместится в них воды)
- При решении данной задачи нас интересовало: вместимость сосудов или в математике говорят «объём». - Итак, мы сравнивали объёмы сосудов: стакана, чашки и банки. Наши сравнения можно записать с помощью знаков: < > = стакан < банка стакан = кружка - Раз мы сумели сравнить объёмы сосудов и воспользовались знаками < > =, значит можно сказать, что объём - … (это величина) 2) - Всегда ли мы можем измерить объём сосуда с помощью переливания? (нет, может быть, они находятся далеко друг от друга, может быть сосуд только один) - Итак, если сосуд один, то как измерить, сколько жидкости в нём помещается? (надо выбрать какую-то мерку) Работа в группах: на столе у каждой группы сосуды, различные мерки, столовые ложки и вода.
Вывод: в этом сосуде помещается … ложек воды. М.Б. группа куда-то записывать свои исследования???
Вывод: в этом сосуде помещается … стопочек воды. М.Б. группа куда-то записывать свои исследования??? - Что получилось: когда взяли одну мерку, то получилось… ложек воды, когда взяли другую мерку - … стопочек воды? (мерки разные) - Как вы думаете, достаточно ли точное такое измерение? Ведь тогда каждый человек может выбрать свою мерку и один человек скажет, что получилось … ложек воды, а другой – получилось … стопочек воды. - Тогда была выбрана одинаковая единица измерения объёма. Давайте прочитаем об этом в учебнике с.5 - Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? (литр) - Учитель демонстрирует банку объёмом 1 литр. - Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости? ( В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров) - Над каким пунктом плана мы сейчас работали?
– Откройте учебник на странице 5, №5 - Прочитаем задачу. - Объём каких сосудов требуется сравнить? - Что известно про первую банку? - Что известно про вторую банку? - Можно ли выполнить это задание и сравнить объёмы 2-х банок? Почему? (Задание Пети выполнить не можем. Мерки разные, нужно взять одинаковые мерки, чтоб выполнить задание Пети.) ( Сравнить можно только тогда, когда взяты одинаковые мерки.)
2. Учебник страница 5, №6 - Прочитаем задачу. - Объём каких сосудов требуется сравнить? - Что известно про первую банку? - Что известно про вторую банку? - На какой вопрос надо дать ответ? - Можно ли выполнить это задание? Почему? - Запишем сравнение объёмов в учебнике: Если останется время - интересная информация:
Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран? – Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода – это жизнь) – Как вы думаете, что может привести к исчезновению воды? (Если мы будем оставлять открытыми краны с водой, не будем беречь воду) – Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте) – Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми. Рефлексия учебной деятельности Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти правильный ответ? Что вас больше всего удивило в ходе исследования? Исследование – это… полезно или бесполезно? интересно или скучно? на уроке я работал активно или нет Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке. - Напишите слово «Я» на одном из сосудов. | Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие; Повторяют правила поведения на уроке. Учащиеся знакомятся с листом самооценки. Учащиеся заполняют лист самооценки. Работают в паре. Учаиеся Учащиеся высказывают свои предположения Учащиеся заполняют лист самооценки.
Учащиеся высказывают свои предположения Под руководством учителя формулируют тему урока. С помощью учителя определяют цели урока. Учащиеся проводят упражнения на разные группы мышц. Исследовательская деятельность Работа в паре Учащиеся высказывают свои предположения. Практическая работа. Работа в группах. Самостоятельная работа Дети предлагают свои варианты заданий и делают вывод. Дети оценивают свою деятельность. | Познавательные УУД: 1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц, словарей; 2)формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3)формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5)формируем умение устанавливать аналогии; 6)формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 7)формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; 8)формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: 1)формируем умение слушать и понимать речь других; 2)формируем умение вести диалог, высказывать свою точку зрения; 3)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 4)формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 5)формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения; 6) формируем умение контролировать действия друг друга, сотрудничать с учителем 7)формируем умение работать в группе (в паре) Личностные УУД: 1)формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; 2)формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; 3)формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить; 4)формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД: 1)формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; 4)формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 5)формируем умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике "Угол. Виды углов.", 2 класс
Урок создан на основе деятельностного подхода....
Конспект урока по математике "Переходим через десяток"2 класс
Конспект урока по математике "Переходим через десяток" М.И. Башмаков Математика 2 класс...
Урок-КВН по математике с Умизуми в 1 классе. Школа 2100. ФГОС.
Школа 2100. Математический КВН проводит телекоманда Умизуми. К конспекту имеется презентация на mimiostudio, которую можно найти на сайте galaleoschina.ucoz.ru....
Конспект урока по математике, проводимый в 3 б классе ГБОУ лицея № 281 Адмиралтейского района Паюнен Галиной Владимировной Тема: Повторение изученного во 2 классе. Закрепление изученного материала (Урок с использованием ИКТ)
Конспект урока по математике для 3 класса по теме: "Повторение изученного во 2 классе"...
Конспект урока по математике по теме Умножение. 2 класс.УМК "Школа-2100"
Данный урок проходит в рамках учебного курса математики во втором классе общеобразовательных школ (УМК «Школа 2100», учебник математики для второго класса начальной школы в 3 ч. Ч. 2. Т.Е.Демидо...
План - конспект урока по русскому языку во 2-ом классе Школа 2100
План - конспект урока по русскому языку во 2-ом классе («Школа 2100»)Составитель: Максимова Елена Владимировна.Тема раздела: Слова, к которым нельзя задать вопросы.Тема урока: Слова, которые выр...
Открытый урок по математике Тема: "Трехзначные числа" 3 класс ( Школа 2100)
Урок был представлен в рамках районного методического семинара для учителей начальных классов Тайшетского района по теме: "ПИН-код к овладению математическими знаниями". Данный...