математика 3 класс УМК Планета знаний "Складываем в столбик"
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Петрушина Татьяна Алексеевна

В презентации показаны основные этапы урока. Дети знакомятся с девизом, выполняют математический диктант, решают задачу, выполняют самостоятельную работу и сверяют её с доской.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики. 3 класс . Презентацию разработала учитель начальных классов БОУ г. Омска «СОШ №118». Петрушина Татьяна Алексеевна

Слайд 2

Девиз урока «Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться, Только тот, кто много знает В жизни что-то достигает».

Слайд 3

Математический диктант - 45 увеличить на 33; - 168 уменьшить на 130; - 540 разделить на 90; - найдите сумму чисел 72 и 24; - 200 умножить на 5; - частное чисел 800 и 8; Уменьшаемое 127, вычитаемое 107, чему равна разность; - 1 слагаемое 174, второе слагаемое 17, чему равна сумма ; 78 38 6 96 1000 100 20 191

Слайд 4

Тема урока: Наблюдать Сравнивать Делать выводы С ложение чисел в столбик с переходом через разряд. План урока:

Слайд 5

Алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через разряд. 1. Пишу… (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями) 2.Складываю единицы. (число единиц суммы - пишу под единицами, а 1дес. запоминаю) 3.Складываю десятки:…и увеличиваю количество десятков на 1 . Пишу под десятками, а 1сот. запоминаю) 4. Складываю сотни: … и увеличиваю количество сотен на 1 . Результат пишу под сотнями. 5. Ответ: …

Слайд 6

Самостоятельная работа.

Слайд 7

Самопроверка Уровень А: 378, 389, 759 Уровень Б: 400, 760, 784 Уровень С: 2 5 3 4 5 9 712 + 28 6 3 1 6 6 02 + 326 481 807 + 1 1 1 1 1

Слайд 8

Задача. Было – Взяла – Осталось - ? кг ?, 600г и 1 кг 500 г 900 г 1) 1500 + 600 = 2100 (г) - взяла 2) 2100 + 900 = 3000 (г) – 3 кг Ответ: 3 кг муки было.

Слайд 9

Решаем уравнения. А: Х = 181 Х = 593 Б: Х = 440 Х = 612 С: 234 – Х = 104 Х = 130 Х + 60 = 570 Х = 630

Слайд 10

Завершается урок, Он пошёл ребятам впрок? Постарались всё понять? Учились тайны открывать? Ответы полные давали? На уроке не зевали?

Слайд 11

- Какую задачу ставили в начале урока? Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получилось? - Над чем ещё надо работать?

Слайд 12

Рефлексия Я всё понял на уроке и могу объяснить товарищу. Я усвоил тему, но объяснить не могу. Эта тема для меня трудная .

Слайд 13

Домашнее задание. № 3 стр.20 ( по желанию придумать два примера на новый способ) Задача № 4 (а).

Слайд 15

Использованные материалы. Пятёрка. www. miranimashek.ru Фон. http://tineydgers.at.ua/sova3.gif http://www.mathknowledge.com/images/custom/LOGO.GIF http://endem.ru/uploads/posts/2010-09/1285569710_osennie-listya.jpg ttp:// burla.su/uploads/posts/2010-05/1274360367_poslednii_zvonok.jpg http://pochemuka.ru http//aida.ucoz.ru



Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе УМК «Планета знаний»

М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова

  Сложение многозначных чисел с переходом через десяток.

                                                                                         «Записываем сложение в столбик»

                                                                                                            Составила: учитель начальных классов

                                           БОУ г Омска «СОШ № 118».

                                                Петрушина Татьяна Алексеевна    

                                                          высшая квалификационная категория

                                                                                 Омск 2014

Урок математики в 3 классе УМК «Планета знаний»

   Сложение многозначных чисел с переходом через десяток.

                                                               «Записываем сложение в столбик»

Цель:

- Формировать умение выполнять  сложение чисел  с   переходом через разряд в пределах 1000.

- Составить алгоритм сложения трехзначных чисел с перехода через десяток. Научить оформлять запись таких примеров.

- Создать условия для осознания и осмысления новой информации, применение её в учебной ситуации.

- Развитие пространственных представлений, отработка вычислительных навыков

Задачи:

  1. Обучающие: 

закреплять приём  письменного сложения многозначных чисел с переходом через разряд;

решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения массы, учить выполнять сложение именованных чисел;

учить выбирать маршрут движения, основываясь на предложенную информацию;

  1. Развивающие: развивать пространственные представления учащихся как базовых для становления психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;

способствовать расширению кругозора;

формировать на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятий, способах представления информации,

способах решения задач.

  1. Воспитывающие: прививать интерес к математике, воспитывать аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, способность к самооценке,

ответственность за выполнение своей части работы при работе в группе.

Цели:

предметные  УУД –  познакомить с алгоритмами письменных приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел, аналогичных таким же приёмам при сложении и вычитании двузначных чисел;

личностные УУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в учебной  деятельности, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

познавательные УУД – развитие познавательного интереса в познании математики, умение отличать известное от неизвестного в специально созданной ситуации  учителем;

универсальные логические действия – способности и умения учащихся производить простые логические действия;

коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри  группы;

регулятивные УУД -  - контроль в форме сличения способа действия результата с заданным эталоном коррекции

Осваемые понятия: (новые слова, термины): алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

перенос существующих знаний на новый числовой концентр

Данный урок – второй по теме: “Складываем с переходом через разряд”.

Используемые методы и приемы: 

метод эмоционального стимулирования;

словесный метод,

наглядный метод,

 проблемно-поисковые методы,

практические методы.

самостоятельная работа

элементы технологии коллективного взаимодействия

Оборудование:

  1. компьютер
  2. интерактивная доска

     раздаточный материал

  1. энциклопедии («Энциклопедия Кирилла и Мефодия» математика 3 класс )
  2. учебник «Математика» для 3 класса 2 ч., автор М.И.Башмаков, М.Г. Нефёдова

Москва, АСТ Астрель 2009 г

  1. Электронное приложение https://learningapps.org/login.php

Структура  урока: 

  1. Самоопределение к деятельности.
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Целеполагание  и построение проекта выхода из затруднения.
  5. Физминутка.
  6. Реализация построенного проекта.
  7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
  8. Самостоятельная работы с самопроверкой по эталону.
  9. Физминутка.
  10. Включение в систему знаний и повторение.
  11. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Основной вид деятельности учащихся

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности.

Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу».

2 мин

Эмоциональный настрой.

Вы  услышали  звонок?

 Дал  сигнал  он:  «На  урок?»

 Вы  друг  другу  улыбнитесь

 И  тихонечко  садитесь.

Будем  думать,  рассуждать

  И  заданья  выполнять.

-  Повторим  правило  поведения  на            уроке.

             

 

- Для  чего  нам  нужно  соблюдать  это  правило?

- Я желаю вам хорошего настроения и удачи на уроке.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Я желаю тебе удачи».

- Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке?

- Предлагаю вам прочитать девиз нашего урока.

(Слайд. 2).

-На  уроке  я сижу,

 Не  верчусь и  не  кричу,

 Руку  тихо  поднимаю,

 Если  спросят – отвечаю.

-Чтобы  не  терять  время  на  уроке,  чтобы  все  запланированные  нами  задания   выполнить.

- Вера в успех, внимание, трудолюбие, усердие, старание, знания.

- «Мы пришли сюда учиться

    Не лениться, а трудиться,

    Только тот, кто много знает

    В жизни что-то достигает».

Коммуникативное  УУД.

Совместно  договариваться  о  правилах  поведения  на  уроке  и  следовать  им;  оформлять  свои  мысли  в  устной  форме.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель:  Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности

каждого учащегося.

 5 мин.

https://learningapps.org/login.php

А) - распределите величины в 3 группы, открыв пазл

Б)Логические задания

Ответь на весёлые вопросы

( викторина с выбором правильного ответа)

1Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую?

2 Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

3 Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 мин. Как это объяснить?

4 На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?

5 Что тяжелее? Килограмм ваты или килограмм гвоздей.

В) математический диктант

(Слайд. 3).

- 45 увеличить на 33;  45+33, - 168 уменьшить на 130;

168-130,

- 540 разделить на 90;540:90, - найдите сумму чисел 72 и 24; 72+24,

- 200 умножить на 5; 200*5, - - частное чисел 800 и 8; 800:8,

Уменьшаемое 127, вычитаемое 107, чему равна разность; 127-107,

- 1 слагаемое 174, второе слагаемое 17, чему равна сумма; 174+17

- Проверим ответы

- Молодцы! Вы хорошо потрудились. Оцените себя в листе самооценки.

- Критерии те же.

ПОКАЖИТЕ НАСТРОЕНИЕ

Время: час, минута, сутки, неделя, год, секунда

Масса: грамм, килограмм, тонна, центнер

Длина: метр, миллиметр, километр, сантиметр, дециметр

- 5 мин., 6 мин.15 мин., 30 мин.

- 10 км, 30 км, не добежала до финиша, 90 км.

- движется медленнее

1 час 40 мин. = 100 мин.

 Не успевает

На обратном пути он падает

- 50, 100, 1000,  10

1 кг гвоздей

1кг = 1кг

Невозможно сравнить

1кг ваты

- 78, 38, 9, 96, 1000, 100, 20, 191

Взаимопроверка

  +     справился

   ?    сомневался

   -    не справился

Показывают смайлики

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: Обсуждение затруднений.

1 мин

- С каким примером было труднее всего справиться? - Почему?

- Умеем ли мы выполнять эти вычисления?

174+17

Потому, что единиц больше чем 10, а в разряде записывается только 1 цифра. Где писать вторую?

- Мы не умеем складывать числа с переходом через разряд. (Когда в разряде число больше 10)

IV. Целеполагание  и построение проекта выхода из затруднения.

Цель:  Обсуждение проекта выхода из затруднений.

2 мин

Предложите тему урока.

(Слайд 4).

 - Какое новое знание нам необходимо для дальнейшей работы?

По какому плану будем действовать?

- Какую цель мы поставим?

- Молодцы! Ведь наш главный помощник – мы сами.

- Сложение  чисел в столбик с переходом через разряд.

- Правило (алгоритм) с переходом через разряд.

ПЛАН:

- наблюдать

 - сравнивать

- делать выводы

- Научиться записывать и производить вычисления в числах с переходом через разряд.

Физминутка.

        1 мин

(Слайд 5)

V. Реализация построенного проекта.

- Сегодня на уроке мы  научимся складывать многозначные числа с переходом через разряд.

- Что мы для этого будем делать?  

- Каким способом вы предлагаете строить новый алгоритм?

- Как будем записывать трехзначные числа в столбик?

Это первый шаг.

- Как будем вести сложение?

ВЫВЕШИВАЮТСЯ КАРТОЧКИ - ПОМОЩНИКИ

Внимание на доску:

Найдите ошибки.

- Что не так?

(Эл энциклопедия «Кирилла и Мефодия» математика 3 класс,

2ч., урок 26, № 3  )

5

8

6

1

7

2

6

15

8

                               

6

8

3

2

5

9

8

13

12

Послушайте объяснение тётушки Совы.

- Каким правилом мы должны пользоваться при записи и решении этих примеров?

- Запишите и решите эти примеры в тетрадях правильно. (Один ученик у доски работает самостоятельно.)

ВЫВЕШИВАЮ РЯДОМ

КАРТОЧКИ - ПОМОЩНИКИ

Проверка: проговаривание правильного решения.    

 

- Что нового появилось в алгоритме?

Будем учиться строить алгоритм сложения чисел с переходом через разряд

- По аналогии с алгоритмом сложения двухзначных чисел

- Так же как и раньше: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

Так же по разрядам.

  • 2-й шаг – складываем единицы…
  • 3-й шаг – складываем десятки…
  • 4-й шаг – складываем сотни…
  • 5-й шаг – читаем ответ.

- Неправильно записана сумма. В разрядах по 2 цифры, а должна быть одна.

- Алгоритмом

- Записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями…

- Складываем единицы.(число единиц суммы – пишу под единицами, а 1 дес. запоминаю)

- Складываем десятки: и  увеличиваю количество десятков на 1. Результат пишу под десятками. 1сот. запоминаю)

- Складываем сотни:   и увеличиваю количество сотен  на 1.  Результат пишу под сотнями. 1 тыс. записываю. 

- Читаем результат…

- Складываю единицы: 6+2=8 ед. Пишу 8 единиц под единицами

- Складываем десятки: 8+7=15д Записываю 5 под десятками, а 1 сот в уме.

- Складываю сотни: 5+1=6, да ещё1 сот =7. Записываю 7 под сотнями.

- Читаю ответ: 758

2 -  по аналогии.

- Переход через разряд.

Познавательные УУД -поиск необходимой информации.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель:  Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (фронтальная работа, работа в парах).

Учебник с. 20 вывод.  Сравните его с выводом, который мы составили сами.

- Значит мы с вами вывели правильный алгоритм.

- А научились мы им пользоваться?

- Давайте будем совершенствовать новые знания

 

Пользуясь выведенным алгоритмом, выполним

Задание  №2 учебника.

- Объясни, как сложили числа. Заполни пропуски.

Работаем с комментированием.

 (Один ученик у доски.)

Два последних примера – самостоятельно .  (Взаимопроверка.)

- Каким алгоритмом пользовались?

ПОКАЖИТЕ НАСТРОЕНИЕ

- Молодцы! Вы хорошо потрудились. Оцените друг друга в листе самооценки.

- Они одинаковы.

- Нет, нужно потренироваться.

 

На доске карточки с ответами

1329

1379

 

- с переходом через разряд

 

Познавательные УУД- построение  логической цепи рассуждений. Коммуникативные - умение слушать, вступать в диалог

VII. Самостоятельная работы с самопроверкой по эталону.

Цель:  Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

(Слайд 6).

-Следующее задание. У вас на партах лежат карточки с заданиями.  Задания трех уровней:  уровень «А» легкий, уровень «Б» средний по трудности и уровень «В» - сложный. Вы можете выбрать, задания какого уровня вы будете выполнять. Можно решить задания и двух уровней.

(Дети выбирают задания и выполняют их.)

 

- Каким алгоритмом пользовались?

Самопроверка (Слайд 7).

- Молодцы! Вы хорошо потрудились. Оцените себя в листе самооценки

ПОКАЖИТЕ НАСТРОЕНИЕ

  Уровень А.

Реши примеры:

   115           338             137                                                                                                    +  263         +  51           + 622           

       

               Уровень Б.

Запиши примеры в столбик и реши их.

115 + 285    604 + 156     417 + 367

         

                Уровень В.

Восстанови пропущенные цифры.

      2 * 3         2 8 *            3 2 6      

   +  * 5 *      +  3 * 6           +* * *   

      7 1 2         * 0 2            8 0 7      

     

 

Физминутка

(Слайд 8).

VIII. Включение в систему знаний и повторение (предложить из набора  заданий выбрать те, которые содержат новый алгоритм или новые понятия).

Стр 20 № 4 (б) задача

(Слайд 9).

Бабушка открыла новый пакет муки и взяла 600 г для блинов. Затем она взяла из этого пакета полтора килограмма муки. В пакете осталось 900 г муки. Сколько муки было в запечатанном пакете?

- Пригодились ли новые знания?

- Молодцы! Оцените себя в листе самооценки

ПОКАЖИТЕ НАСТРОЕНИЕ

Было - ? кг

Взяла - ?, 600 г и 1 кг 500 г

Осталось – 900 г

1) 1500+600=2100 (г)- взяла

2) 2100+900=3000 (г) – 3 кг

             Ответ: 3 кг муки было в пакете.

 

- Да

IX. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

Цель: Осознание учащимися учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

(Слайд 10)

Завершается урок,

 Он пошёл ребятам впрок?

Постарались всё понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали?

(Слайд 11)

- Какую задачу ставили в начале урока?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Следовали составленному плану? Каким образом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо поработать?

В листе самооценки выставите себе оценку за весь урок (критерии те же), вложите в тетрадь. Я проверю, поставлю свою оценку. Если оценки совпадут, то вы научились правильно оценивать себя.

ПОКАЖИТЕ НАСТРОЕНИЕ

(Слайд 12)

 Я всё понял на уроке и могу объяснить товарищу. Я  усвоил тему, но объяснить не  могу.

 Эта тема для меня трудная.

- Научится решать примеры на сложение двух и трёхзначных чисел с переходом через разряд.

- Да

- Составили новый алгоритм.

- Да. Мы сначала наблюдали, потом сравнивали, потом выводили алгоритм.

- Закрепили умение применять новые знания на практике при решении примеров, задач.

- Повторили единицы измерений и сложение именованных чисел.

- Применяли логику, анализировали, сравнивали, оценивали себя и товарищей.

- Потренироваться в решении примеров с переходом через разряд.

- На уроке математике, в жизни при покупках и тд.

   

Регулятивные - контроль и оценка. Регулятивные - осознание своей учебной деятельности и деятельности всего класса. 

Личностные УУД - понимание личной успешности, не успешности в усвоении материала.

Домашнее задание:

(Слайд 14)

Стр 20 № 3, 4(а)

(Слайд 15)

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе. "Состав числа 9. Образование столбика таблицы сложения"

Задачи урока: обучить написанию соответствующих равенств, их употребление; повторить знание состава чисел 5, 6, 7, 8; компонентов при сложении и вычитании; развивать логическое мышление, внимание, пам...

Разработка урока математики во 2 классе по теме: "Запись сложения столбиком"

Цели урока: составить алгоритм сложения двузначных чисел в столбик; совершенствовать навыки решения задач; развивать внимание и память....

Презентация по математике на тему "Сложение трёхзначных чисел "столбиком". Решение задач." 3 класс, УМК «Планета Знаний»

Урок математики по теме: "Сложение трёхзначных чисел  «столбиком».  Решение задач. "  Урок составлен с использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий. У детей совершенству...

Конспект урока математики. Запись вычитания в строчку и столбик. 2 класс. ПНШ

Конспект урока математики. Запись вычитания в строчку и столбик. 2 класс. ПНШ...

открытый урок по математике в 3 классе "Умножение трехзначных чисел в столбик"

Тема в 3 классе "Умножение трехзначных чисел  столбик" сложная тема, поэтому хотелось донести до учеников знания в интересной форме....

ПНШ. Математика 4 класс. Деление на двузначное число столбиком.

Технологическая карта урока математики в 4 классе по системе ПНШ: "Деление на двузначное число столбиком"....