Разработка урока математики во 2 классе по теме: "Запись сложения столбиком"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Джумалиева Алия Кабдуллаевна

 

Цели урока: составить алгоритм сложения двузначных чисел в столбик; совершенствовать навыки решения задач; развивать внимание и память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 21
Запись сложения столбиком

Цели урока: составить алгоритм сложения двузначных чисел в столбик; совершенствовать навыки решения задач; развивать внимание и память.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Сколько треугольников вы видите на каждом чертеже?

2. Игра-соревнование.

– Сколько клеток вы заполните за три минуты?

+

5

7

6

9

8

11

14

15

13

12

9

9

7

5

8

8

5

6

6

7

3. Задача.

Подберите условие к данному вопросу и решите задачу.

Сколько всего детей занимается в студии?

а) В студии 30 детей, из них 16 мальчиков.

б) В студии мальчики и девочки. Мальчиков на 7 меньше, чем девочек.

в) В студии 8 мальчиков и 20 девочек.

г) В студии 8 мальчиков, а девочек на 2 больше.

д) В студии занимаются 8 мальчиков, а девочек на 2 меньше.

III. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите математические записи на доске:

20 + 5 = ?    25 + 12 = ?      

– Какие записи сложения вам незнакомы? Сегодня мы научимся выполнять сложение двузначных чисел в столбик.

IV. Изучение нового материала.

Задание № 1 (с. 46).

Рассмотрите, используя цветные палочки, пример сложения чисел 23 и 12. Для этого составляются два «поезда», обозначающие числа 23 и 12, затем к первому «поезду» прицепляются слева 1 оранжевый «вагон», а справа – 2 белых «вагона». Получается «поезд», в котором 3 оранжевых и 5 белых «вагонов». Этот «поезд» обозначает число 35.

– Сформулируйте правило сложения двузначных чисел. (Правило поразрядного сложения: единицы складываем с единицами, десятки с десятками.)

– Подходит ли это правило для случаев вида 23 + 12? (Да.)

– При сложении  удобно записывать одно под другим (десятки под десятками, а единицы под единицами). Тогда становится видно, какие разрядные единицы нужно складывать. Такой способ называют «записью столбиком».

– Рассмотрите образцы сложения двузначных чисел в столбик на с. 46.

– Напишем первое число – 23 и подпишем под ним второе число – 12 так, чтобы десятки были под десятками, а единицы – под единицами. Складываем сначала единицы, а потом десятки: 3 и 2 – это 5 (единиц), 2 и 1 –
это 3 (десятка). Получается число 35.

Рассматривая сложение 46 и 3, обратите внимание на второе слагаемое; в числе 3 содержится 0 десятков 3 единицы, поэтому в сумме получается 4 десятка (4 десятка и 0 десятков – это 4 десятка) и 9 единиц.

Такие же пояснения рекомендуем дать и в случае сложения 3 и 46.

Памятка

Алгоритм сложения в столбик.

1. Записываем первое слагаемое.

2. Записываем второе слагаемое: единицы под единицами; десятки под десятками.

3. Складываем единицы.

4. Складываем десятки.

5. Читаем ответ.

Задание № 2 (с. 47).

Учащиеся работают в парах. Используя цветные палочки, они выполняют сложение двузначных чисел.

Задание № 2 (с. 47).

Учащиеся работают в паре. Используя цветные палочки, дети находят результат сложения.

30 + 16

ор.

ор.

ор.

30.

ор.

б.

б.

б.

б.

б.

б.

16.

О т в е т:

ор.

ор.

ор.

ор.

б.

б.

б.

б.

б.

б.

46.

Задание № 3 (с. 47).

– Что обозначает в записи любого числа последняя цифра? (Число единиц.)

– Если надо определить, сколько единиц получится в результате сложения двух чисел, обязательно ли нам вычислять сумму этих чисел? (Нет.)

– Достаточно найти сумму чего? (Сумму единиц первого и второго чисел.)

Далее учащиеся устно выполняют вычисления.

Например, 32 + 40.

Вычисляют: «К 32 прибавить 40. В числе 32 – две единицы, а в числе 40 – нуль единиц. Находим сумму единиц: 2 + 0 = 2. Значит, сумма чисел 32 и 40 оканчивается цифрой 2».

V. Повторение пройденного материала.

1. Работа в печатной тетради № 1.

Задание № 67.

Учащиеся выполняют сложение двузначных чисел с объяснением, комментированием.

Задание № 68.

– Что обозначает запись 3 д.? (3 десятка.)

– Выполните сложение и запишите цифрами результаты сложения.

Учащиеся работают самостоятельно. Учитель проводит проверку.

2. Работа по учебнику.

Задание № 10 (с. 48).

Учащиеся выполняют вычисления устно, на основе правил поразрядного сложения и вычитания чисел. Записывают  вычисления  в строчку.

Задание № 11 (с. 48).

– Прочитайте текст. Можно ли его назвать задачей? Почему?

– Что вам известно? Что требуется узнать?

– Все ли данные понадобятся для решения этой задачи?

– Прочитайте остальные вопросы.

– Запишите кратко условие этой задачи.

Запись: Написал – ? к., 7 порт. и 9 пейз.

   Отправил – ? к., 4 порт. и 5 пейз.

 

Решение:

1) 7 + 9 = 16 (к.) – всего нарисовал.

2) 4 + 5 = 9 (к.) – всего отправил.

3) 7 – 4 = 3 (к.) – осталось портретов.

4) 9 – 5 = 4 (к.) – осталось пейзажей.

5) 4 – 3 = 1 (к.) – меньше осталось портретов.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как выполнить сложение двузначных чисел столбиком?

Домашнее задание: № 9 (учебник).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 2 класс "Путешествие в сказку" Сложение и вычитание двузначных чисел от 11 до 20.Закрепление.

Урок математики по программе "Школа России" для 2 класса .В занимательнойформе дети тренируются по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходомчерез десяток в пределах 20 "...

Разработка урока математики 2 класс тема "Свойства сложения" с презентацией

Цель: познакомить со свойством сложения, основанным на группировке слагаемых.Планируемые образовательные результаты:Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом...

Разработка урока. Математика 4 класс "Формирование у обучающихся умений самооценки, взаимооценки при изучении темы «Сочетательное свойство сложения» "

Разработка урока. Математика 4 класс "Формирование у обучающихся умений самооценки, взаимооценки при изучении темы «Сочетательное свойство сложения» "...