Урок математики в 1 классе по теме: "Дециметр".
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Урок математики в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века»
Раздел учебного курса: «Величины» (10ч.)
Тема учебного курса: «Геометрические величины» (7 ч.)
Тема: Дециметр (3 урок в теме учебного курса)
Тип урока: урок «открытия нового знания» ( с применением технологии деятельностного метода).
Цель урока: познакомить учащихся с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.
Задачи урока:
- Образовательные: учить детей измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел.
- Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал, решать задачи; формировать умение работать в паре, в группе;
- Воспитательные: воспитывать сплоченность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке, уважительное отношение к науке математике.
- Здоровьесберегающие: предотвратить умственное перенапряжение путем смены видов деятельности.
Ожидаемые образовательные результаты:
Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
Метапредметные: понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения.
Предметные: сравнивать отрезки по длине; сравнивать данные значения длины; контролировать свою деятельность; обнаруживать и исправлять допущенные ошибки.
Планируемые УУД:
Познавательные УУД: общеучебные- определение дециметра, его обозначение на письме («дм»), построение отрезка длиной 1 дм; логические- осуществление синтеза как составление целого (дециметра) из частей (10 см), сравнение предметов по длине.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные УУД: определять границы собственного знания и незнания, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Программно- методическое обеспечение урока
Оборудование к уроку:
• Компьютер
• Мультимедиа- проектор
• Интерактивная доска
• Учебные принадлежности: линейка, простой карандаш, ластик, ручка
Дидактический материал:
• Презентация к уроку
• Фрагмент мультфильма «38 попугаев»
• Раздаточный материал: мерки длиной 1 см и 1 дм, набор полосок, карточки с числами, математический набор фишек, дидактический набор таблиц и геометрических фигур
• «Светофор успеха»
Список литературы и Интернет-ресурсов:
1. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности/ С.П.Казачкова, М.С.Умнова.- М.: Планета, 2012.
2. Кульневич С.В. Современный урок.-Волгоград: Учитель, 2005.
3.Рабочие программы..Начальная школа. 1 класс. УМК «Начальная школа 21 века». Методическое пособие с электронным приложением/ Авт.-сост. Е.С.Галанжина.- М.: Планета, 2013.
4.Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ В.Н.Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А.Рыдзе.-М.: Вентана- Граф, 2011.
5. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ Е.Э.Кочурова.-М.: Вентана- Граф, 2013.
Интернет
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru
2.Сеть творческих учителей, сообщество pedsovet.su › ... › Начальные классы › Математика
Цифровые образовательные ресурсы
1.Интерактивный тренажер «Величины».
Используемые образовательные технологии:
• Технология деятельностного обучения
• Технология проблемно- диалогического обучения
• Технология позиционного обучения Н.Е.Веракса
• Здоровьесберегающая технология
Формы работы на уроке
• Фронтальная
• Индивидуальная
• Групповая
• Работа в парах
• Коллективная
Методы обучения, применяемые на уроке:
1.По характеру познавательной деятельности:
• Наглядный
• Частично-поисковый
• Деятельностный
2. По источнику знаний:
• Словесный
• Практический
3.Методы постановки учебной задачи:
• Сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно»
• Побуждающий от проблемной ситуации диалог
• Подводящий к теме диалог
• Метод создания ситуации успеха
Ход урока:
Этапы урока | Применяемые технологии, формы и методы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Содержание урока |
I.Этап самоопределения к деятельности (1 мин). Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности. К учебной деятельности. Планируемый результат: концентрация внимания учащихся и эмоциональный настрой | Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа. | Проговаривает вторую половину стихотворения- правила поведения на уроке, проверяя готовность учащихся к уроку, мотивирует их к учебной деятельности. | Проговаривают стихотворение, организуют рабочее место. | Учитель: Прозвенел, друзья, звонок Начинается урок. Учащиеся: Раз, два, три, четыре, пять- Я хочу успешным стать. Буду я стараться- Будет получаться. Учитель: Это слышать мне приятно! Математика зовет Первоклашек на урок. Отдохнуть вы все успели? А теперь вперед за дело, Математика нас ждет, Начинаем устный счет. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (3 мин). Цель: Обеспечить готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий. Планируемый результат: актуализация внимания учащихся. | Форма организации учебной деятельности: практическая работа с разрезным, дидактическим материалом и интерактивной доской. Формы работы: -фронтальная -коллективная
Методы: -наглядный -частично-поисковый -практический | Создает эмоциональный настрой. Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать. Организует актуализацию умений оперировать числами от 1 до 20 при прямом и обратном счете.
Читает текст задачи.
Формулирует задание. Контролирует выполнение задания, создает ситуацию успеха, мотивируя учащихся к дальнейшей работе.
Выставляет на доску соответствующую карточку с цифрой и буквой, осуществляет работу с интерактивной доской.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
| Называют числа от 1 до 20 прямом и обратном порядке. Контролируют свою деятельность.
Конструируют алгоритм решения задачи, моделируя результат фишками, обозначая результат числом.
Дети повторяют знание нумерации в пределах 10. Определяют последующее и предыдущее, большее, меньшее, задуманное число, число, которое находится справа, слева от числа, находится между числами. Высказывание предположений, актуализация опыта. Поднимают числовые карточки и называют соответствующие числа: (1-В); (5-Л); (9-Н); (4-Е); (6-И); (8-И); (10-А); (7-Ч); 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ВЕЛИЧИНА
Повторяют известную величину и единицу измерения см.
| -Ребята, вам сегодня нужны ваше внимание, умение думать, размышлять и работать дружно, в сотрудничестве с одноклассниками. -Назовите числа хором от 1 до 20 в прямом и обратном порядке. -А сейчас решим логическую задачку. Слушаем и выкладываем фишки. Называем конечный результат: Я, Сережа, Коля, Ванда- Волейбольная команда. Женя с Игорем пока- Запасных два игрока. А когда подучатся, Сколько их получится? +6. -Правильный ответ 6. - А сейчас, я загадаю число, а вы должны его отгадать, поднять числовую карточку и назвать это число. -Число, предыдущее числу 2; -Сосед числа 4 справа; -Сосед числа 10 слева; -Число, следующее за числом 3; - Число больше 4 на 2; -Число меньше 9 на 1; -Я задумала число. Из него вычла 3 и получила 7. Какое число я задумала? -Какое число стоит между числами 6 и 8?
Если вы расставите числа в порядке возрастания, у вас получится слово. -Какое слово получилось? +Величина.
-Что такое величина? -Верно. Величина – это признак, который можно измерить и сравнить. -А с какой величиной мы с вами уже знакомы? +Длина. -Какие мерки люди придумывали для измерения длины? + -На Руси это были- большой палец, пядь, локоть, сажень. -Были ли такие измерения точными. +Нет. -Затем люди придумали единые единицы измерения. -А какую единицу измерения длины вы уже знаете? +Сантиметр. -А где ее можно увидеть? + -Верно, на линейке. |
III. Постановка учебной задачи (10 мин). Цель: Выявить место и причину затруднения, постановка цели урока. Планируемые результаты: совместное определение цели урока, заинтересованность в изучении нового материала. | Технологии: -проблемно-диалогическое обучение -технология деятельностного обучения
Форма работы: Методы постановки учебной задачи: 1)сообщение темы с мотивирующим приемом; 2)побуждающий от проблемной ситуации диалог; 3)подводящий к теме диалог 4)деятельностный.
Приемы мотивации к определению темы урока: «яркое пятно» (фрагмент из мультфильма «38 попугаев»).
Прием фиксации затруднений в пробном действии. | Показывает фрагмент мультфильма «38 попугаев», обеспечивая мотивацию выполнения задания.
Создает ситуацию затруднения для выдвижения проблемы. Побуждает к высказыванию своего мнения.
Формулирует задание для пробного действия. Организует поисковую работу и план дальнейших действий совместно с учащимися.
Подводит учащихся к выводу.
Создает побуждающий от проблемной ситуации диалог с учащимися. Ограничивает измерение маленькой меркой длины картона во времени.
Фиксирует на доске варианты ответов учащихся.
Подводит учащихся к выводу о том, что мерка в 1см – неудобна для измерения большой длины, значит нужно найти новую мерку измерения длины. | Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод: Измерять нужно одной меркой.
У детей возникает затруднение, т.к. сантиметр слишком маленькая единица измерения, при измерении разными мерками получаются разные значения.
Дети выполняют практическую работу.
Определяют длину маленькой полоски, равную 1 см. Работают на синей полоске бумаги, определяют ее длину. Высказывают свое мнение.
Измеряют длину синей полоски линейкой, записывают на полоске 5см.
Дети проводят измерения, прикладывая мерку за ограниченное время (30сек.)
Высказывают свои мнения, обосновывают ответы.
| Сейчас, ребята, вспомним фрагмент из мультфильма «38 попугаев». +… -Что делали зверята? +Определяли длину удава. -Что вас удивило? Как измеряли длину удава? +Что измеряли длину удава в попугаях, в мартышках, в слонах. -Одинаковые ли значения получились? +Нет. -Почему разные числа? +Потому что герои использовали разные мерки. -Какими мерками пользовались герои мультфильма? +Попугаем, мартышкой и слоном. -Какие знания мы можем применить, чтобы определить длину удава? +Знание мерок для определения длины. -Какой единицей измерения вы бы предпочли измерить удава? + Смотрите, ребята, задание было одно, а мнений, точек зрения у зверят и у вас множество. -Задание выполнено? +Нет. -Чтобы разобраться с этой ситуацией, давайте проведем практическую работу. - Посмотрите, на партах лежит набор полосок. -Покажите самую маленькую и определите её длину. - Ответ? +1 сантиметр. - У кого не так? - Длина этой полоски действительно 1см. Эта мерка поможет нам совершить открытие на уроке. -Измерьте длину синей полоски этой меркой.
- Чему равна длина этой полоски? + (у детей разные ответы). Задание было одно, а результаты разные. Почему? +Потому что полоска маленькая. -Какой инструмент поможет найти верное решение? +Линейка. -Измерьте длину синей полоски линейкой. - Запишите длину на полоске. - Все задание выполнили верно, длина полоски 5см
-А теперь попробуйте измерить этой же маленькой меркой длину картона (ограничиваю детей во времени, они не должны успеть – 30 сек.) -Время истекло, стоп, положите свои мерки. - У кого нет ответа? - У кого есть ответ? У кого другое мнение?
На доске нет правильного ответа -Что же получается: задание я вам дала одно, а как вы его выполнили? -В чем затруднение? +Мерка маленькая, мало времени. - Почему же так вышло? - Вы сказали, что измерять неудобно, потому что мало времени и мерка очень маленькая.
- Итак, делаем вывод, что мерка в 1 см не всегда удобна.
Значит, нам нужно применить другие знания. Следовательно, над какой проблемой нам надо поработать? +Найти новую мерку для измерения длины. -Верно, вы выяснили, что мерка в 1см – неудобна для измерения большой длины, значит нужно найти новую мерку измерения длины. |
IV.Физкультминутка (1 мин). Цель: Снять усталость, восстановить физические и духовные силы. Планируемые результаты: восстановление духовных и физических сил. | Форма организации учебной деятельности: коллективная. Здоровьесберегающая технология. | В сопровождении музыки проводит динамическую паузу. | Восстанавливают физические и духовные силы, снимают усталость. | Музыкальная динамическая пауза «У жирафа». |
V. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) (7 мин). Цель: Организовать «открытие» детьми нового способа действий и формировать способность к его выполнению. Планируемые результаты: открытие нового знания, определение наиболее эффективного способа достижения результата. | Технологии: -технология деятельностного обучения
Форма работы: -фронтальная
Методы: -наглядный -частично-поисковый -деятельностный, практический -метод создания ситуации успеха
| Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения. Записывает ответы детей на доске: Зеленая… Красная…
Организует составление совместного плана действий.
Реализует план выхода из затруднения.
Выполняет запись на доске:10 см=1 дм или 1 дм=10 см. |
Работают с зеленой и красной полосками, фиксируют индивидуальное затруднение. Высказывают свои предположения. Приходят к пониманию проблемы. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Проговаривают по слогам название единицы измерения.
Формулируют тему урока.
Предлагают свои варианты ответов.
Подписывают полоски.
Делают вывод: 10 см- это 1 дм.
Проговаривают хором. | - Сегодня я вам помогу узнать новую мерку для измерения длины. - На столе 2 полоски бумаги ( зелёная -15 см, красная - 10см).
-Измерьте длину картона зелёной меркой. -Сколько зелёных мерок? +2. -Измерьте длину картона красной меркой. -Сколько красных мерок? +3. -Какая мерка точно указала длину картона? +Красная. -Почему? +Красная точно помещается в длину картона. - Измерьте этой меркой ширину картона. +1 красная полоска. -Узнаем длину этой мерки с помощью линейки. + 10см. -Это и будет новая мерка измерения длины. - Кто знает, как в математике по-другому называют 10см?
- Эту единицу назвали ДЕЦИМЕТР, от латинского слова деци – десять (десяток)
-Так какова же тема нашего урока? ( открыть тему урока)
-Кто знает, как записать 1 дм?
-Покажите полоску, длиной 10см. Подпишите (10см) - Покажите полоску в1дм. - Подпишите её. (1дм) - Какой можно сделать вывод?
-Кто запомнил, чему равен 1дм? +10 сантиметров.
-Для чего люди выделили такую единицу? +чтобы было удобно. |
VI. Первичное закрепление во внешней речи (5 мин). Цель: Зафиксировать во внешней речи усвоение нового способа действий. Планируемые результаты: понимание, принятие и применение нового открытия. | Формы организации учебной деятельности: -индивидуальная -фронтальная
Методы: -практический -словесный -частично-поисковый | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Фиксирует ответы детей на доске.
| Выполняют работу по в учебнике, выражая полученные результаты во внешней речи
| -А теперь откроем учебники на стр.62 и выполним задание 1. 1. Задание 1 (с. 62). -Измерьте длину ручки и длину карандаша. Чему равна их длина? +10 см – длина каждого предмета. -А сколько это дециметров? + 1 дм. 2. Задание 2 (с. 62). -Сколько точек в учебнике? +Две. -Измерьте с помощью линейки расстояние между точками. +10 см. -Как по-другому можно это записать? + 10 см=1 дм 3. Задание 3 (с. 62). - Сколько точек в учебнике? (Четыре.) -Измерьте расстояние между красной и синей точками. -Измерьте расстояние между красной и зеленой точками. -Измерьте расстояние между коричневой и зеленой точками. -Между какими точками расстояние 1 дм? +Между красной и зеленой точкой. -Между какими точками расстояние меньше 1 дм? + Между красной и синей точками, коричневой и зеленой. -Итак, как мы можем по-другому записать длину отрезка, равную 10 см? -Длину отрезка, равную 10 см, мы можем записать следующим образом: 10 см = 1 дм и наоборот 1 дм=1 см. |
VII.Физкультминутка (1 мин). Цель: избежать нагрузки и перегрузки зрения. Планируемые результаты: восстановление духовных и физических сил. | Игровая форма организации. | Организует смену вида деятельности, двигательную активность с целью снятия напряжения | Выполняют динамическую паузу «Мы ногами» и гимнастику для глаз «Матрешки». | Мы ногами топ- топ. Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг- скок И еще разок. А потом вприсядку, а потом вприсядку, А потом вприсядку И снова по порядку. |
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин). Цель: применить новый способ действий, организовать индивидуальную рефлексию достижения цели. Планируемые результаты: усвоение новых знаний, решение учебных задач практически.
| Технология позиционного обучения Н.Е.Веракса
Формы организации учебной деятельности: -индивидуальная работа -групповая работа -работа в парах
Методы: -деятельностный -практический | Формулирует задание. Обеспечивает мотивацию выполнения.
Оказывает индивидуальную помощь группам.
Раздает карточки с опорными сигналами каждой группе по позициям.
Акцентирует внимание на конечных результатах (продуктах) деятельности учащихся, создавая ситуацию успеха. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
| Выполняют задание в печатной тетради. Сначала измеряют на глаз, а затем проверяют измерением с помощью линейки.
Осуществляют взаимопроверку.
Меняются тетрадями по парте и проверяют правильность выполнения задания измерением. Работают в группах.
Каждая группа по выбранной позиции (роли) обобщает изученный на уроке материал.
Работают по группам, изучают изученный материал с точки зрения своей позиции (роли). | - А сейчас откройте печатные тетради на странице 9, найдите задание 1. -Отметьте знаком «˅" самый длинный карандаш. -Теперь проверьте измерением с помощью линейки. -Проверьте соседа. -Найдите задание 2 на этой же странице. + -Проведите цветным карандашом отрезок длиной 10 см. + -Поменяйтесь тетрадями по парте и проверьте измерением, правильно ли вы справились с заданием. -Все выполнили правильно? -Молодцы. Итак, давайте сделаем вывод, 1дм=10 см и 10см=1дм. -Сейчас, ребята, с целью закрепления изученного материала, я предлагаю поработать творчески по группам. А правила будут следующие: каждая группа по выбранной себе позиции (роли) изучает и излагает материал сегодняшнего урока, который дан на карточках с опорными сигналами. -Итак, 1 группа у вас позиция «Понятие», 2 группа- «Схема», 3 группа- «Практика», 4 группа- «Символ». + -Итак, что у вас получилось. + (каждая группа знакомит с продуктом своей деятельности, проговаривая во внешней речи один и тот же материал, но с разной позиции, тем самым закрепляя изученный материал). -Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня выполнили очень большой объем работы. Я вами очень довольна. |
IX. Итог урока. Рефлексия деятельности (5 мин). Цель: Оценить результаты деятельности, осознать метод построения, границ применения новых знаний. Планируемые результаты: определение границ применения новых знаний. | Формы организации учебной деятельности: - беседа -фронтальная работа -индивидуальная работа
Методы: -наглядный -словесный | Совместно с учащимися подводит итог урока. | Называют основные позиции нового материала и как они усвоили его (что получилось, что не получилось и почему).
Оценивают свое эмоциональное состояние и уровень усвоения нового учебного материала с помощью «Светофора успеха». | -Наш урок подходит к концу. -Скажите, какую цель ставили? +Познакомиться с новой единицей измерения длины и научиться измерять длину с помощью новой мерки. -Цели достигли? -Для кого это было открытие? -Какой сложный вид работы выполняли? +Изучали новую тему, выполняя практическую работу, работали по позициям. -Над изучением какой величины работали? +ДЛИНА. -С какой величиной длины мы сегодня познакомились? +ДЕЦИМЕТР. -Чему равен 1 дм? +10 см. -Для чего люди придумали такую единицу измерения? +Для удобства измерения длины. -Оцените свою работу на уроке: Если вы не совсем усвоили новый материал и вам нужна помощь учителя, то зажгите на «светофоре успеха» красный сигнал. Если вы хорошо усвоили материал и вам не нужна помощь учителя, то зажгите на «светофоре успеха» желтый цвет. Если вы отлично владеете материалом сегодняшнего урока и можете объяснить материал другому, то зажгите зеленый сигнал на «светофоре успеха». -Молодцы, ребята! Урок окончен. Спасибо за урок. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 43.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века»
Раздел учебного курса: «Величины» (10ч.)
Тема учебного курса: «Геометрические величины» (7 ч.)
Тема: Дециметр (3 урок в теме учебного курса)
Тип урока: урок «открытия нового знания» ( с применением технологии деятельностного метода).
Цель урока: познакомить учащихся с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.
Задачи урока:
- Образовательные: учить детей измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел.
- Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал, решать задачи; формировать умение работать в паре, в группе;
- Воспитательные: воспитывать сплоченность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке, уважительное отношение к науке математике.
- Здоровьесберегающие: предотвратить умственное перенапряжение путем смены видов деятельности.
Ожидаемые образовательные результаты:
Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
Метапредметные: понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения.
Предметные: сравнивать отрезки по длине; сравнивать данные значения длины; контролировать свою деятельность; обнаруживать и исправлять допущенные ошибки.
Планируемые УУД:
Познавательные УУД: общеучебные- определение дециметра, его обозначение на письме («дм»), построение отрезка длиной 1 дм; логические- осуществление синтеза как составление целого (дециметра) из частей (10 см), сравнение предметов по длине.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные УУД: определять границы собственного знания и незнания, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Программно- методическое обеспечение урока
Оборудование к уроку:
- Компьютер
- Мультимедиа- проектор
- Интерактивная доска
- Учебные принадлежности: линейка, простой карандаш, ластик, ручка
Дидактический материал:
- Презентация к уроку
- Фрагмент мультфильма «38 попугаев»
- Раздаточный материал: мерки длиной 1 см и 1 дм, набор полосок, карточки с числами, математический набор фишек, дидактический набор таблиц и геометрических фигур
- «Светофор успеха»
Список литературы и Интернет-ресурсов:
1. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности/ С.П.Казачкова, М.С.Умнова.- М.: Планета, 2012.
2. Кульневич С.В. Современный урок.-Волгоград: Учитель, 2005.
3.Рабочие программы..Начальная школа. 1 класс. УМК «Начальная школа 21 века». Методическое пособие с электронным приложением/ Авт.-сост. Е.С.Галанжина.- М.: Планета, 2013.
4.Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ В.Н.Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А.Рыдзе.-М.: Вентана- Граф, 2011.
5. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ Е.Э.Кочурова.-М.: Вентана- Граф, 2013.
Интернет
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru
2.Сеть творческих учителей, сообщество pedsovet.su › ... › Начальные классы › Математика
Цифровые образовательные ресурсы
1.Интерактивный тренажер «Величины».
Используемые образовательные технологии:
- Технология деятельностного обучения
- Технология проблемно- диалогического обучения
- Технология позиционного обучения Н.Е.Веракса
- Здоровьесберегающая технология
Формы работы на уроке
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
- Работа в парах
- Коллективная
Методы обучения, применяемые на уроке:
1.По характеру познавательной деятельности:
- Наглядный
- Частично-поисковый
- Деятельностный
2. По источнику знаний:
- Словесный
- Практический
3.Методы постановки учебной задачи:
- Сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно»
- Побуждающий от проблемной ситуации диалог
- Подводящий к теме диалог
- Метод создания ситуации успеха
Ход урока:
Этапы урока | Применяемые технологии, формы и методы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Содержание урока |
I.Этап самоопределения к деятельности (1 мин). Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности. К учебной деятельности. Планируемый результат: концентрация внимания учащихся и эмоциональный настрой | Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа. | Проговаривает вторую половину стихотворения- правила поведения на уроке, проверяя готовность учащихся к уроку, мотивирует их к учебной деятельности. | Проговаривают стихотворение, организуют рабочее место. | Учитель: Прозвенел, друзья, звонок Начинается урок. Учащиеся: Раз, два, три, четыре, пять- Я хочу успешным стать. Буду я стараться- Будет получаться. Учитель: Это слышать мне приятно! Математика зовет Первоклашек на урок. Отдохнуть вы все успели? А теперь вперед за дело, Математика нас ждет, Начинаем устный счет. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (3 мин). Цель: Обеспечить готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий. Планируемый результат: актуализация внимания учащихся. | Форма организации учебной деятельности: практическая работа с разрезным, дидактическим материалом и интерактивной доской. Формы работы: -фронтальная -коллективная Методы: -наглядный -частично-поисковый -практический | Создает эмоциональный настрой. Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать. Организует актуализацию умений оперировать числами от 1 до 20 при прямом и обратном счете. Читает текст задачи. Формулирует задание. Контролирует выполнение задания, создает ситуацию успеха, мотивируя учащихся к дальнейшей работе. Выставляет на доску соответствующую карточку с цифрой и буквой, осуществляет работу с интерактивной доской. Проводит параллель с ранее изученным материалом. | Называют числа от 1 до 20 прямом и обратном порядке. Контролируют свою деятельность. Конструируют алгоритм решения задачи, моделируя результат фишками, обозначая результат числом. Дети повторяют знание нумерации в пределах 10. Определяют последующее и предыдущее, большее, меньшее, задуманное число, число, которое находится справа, слева от числа, находится между числами. Высказывание предположений, актуализация опыта. Поднимают числовые карточки и называют соответствующие числа: (1-В); (5-Л); (9-Н); (4-Е); (6-И); (8-И); (10-А); (7-Ч); 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ВЕЛИЧИНА Повторяют известную величину и единицу измерения см. | -Ребята, вам сегодня нужны ваше внимание, умение думать, размышлять и работать дружно, в сотрудничестве с одноклассниками. -Назовите числа хором от 1 до 20 в прямом и обратном порядке. -А сейчас решим логическую задачку. Слушаем и выкладываем фишки. Называем конечный результат: Я, Сережа, Коля, Ванда- Волейбольная команда. Женя с Игорем пока- Запасных два игрока. А когда подучатся, Сколько их получится? +6. -Правильный ответ 6. - А сейчас, я загадаю число, а вы должны его отгадать, поднять числовую карточку и назвать это число. -Число, предыдущее числу 2; -Сосед числа 4 справа; -Сосед числа 10 слева; -Число, следующее за числом 3; - Число больше 4 на 2; -Число меньше 9 на 1; -Я задумала число. Из него вычла 3 и получила 7. Какое число я задумала? -Какое число стоит между числами 6 и 8?
Если вы расставите числа в порядке возрастания, у вас получится слово. -Какое слово получилось? +Величина. -Что такое величина? -Верно. Величина – это признак, который можно измерить и сравнить. -А с какой величиной мы с вами уже знакомы? +Длина. -Какие мерки люди придумывали для измерения длины? + -На Руси это были- большой палец, пядь, локоть, сажень. -Были ли такие измерения точными. +Нет. -Затем люди придумали единые единицы измерения. -А какую единицу измерения длины вы уже знаете? +Сантиметр. -А где ее можно увидеть? + -Верно, на линейке. |
III. Постановка учебной задачи (10 мин). Цель: Выявить место и причину затруднения, постановка цели урока. Планируемые результаты: совместное определение цели урока, заинтересованность в изучении нового материала. | Технологии: -проблемно-диалогическое обучение -технология деятельностного обучения Форма работы: Методы постановки учебной задачи: 1)сообщение темы с мотивирующим приемом; 2)побуждающий от проблемной ситуации диалог; 3)подводящий к теме диалог 4)деятельностный. Приемы мотивации к определению темы урока: «яркое пятно» (фрагмент из мультфильма «38 попугаев»). Прием фиксации затруднений в пробном действии. | Показывает фрагмент мультфильма «38 попугаев», обеспечивая мотивацию выполнения задания. Создает ситуацию затруднения для выдвижения проблемы. Побуждает к высказыванию своего мнения. Формулирует задание для пробного действия. Организует поисковую работу и план дальнейших действий совместно с учащимися. Подводит учащихся к выводу. Создает побуждающий от проблемной ситуации диалог с учащимися. Ограничивает измерение маленькой меркой длины картона во времени. Фиксирует на доске варианты ответов учащихся. Подводит учащихся к выводу о том, что мерка в 1см – неудобна для измерения большой длины, значит нужно найти новую мерку измерения длины. | Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод: Измерять нужно одной меркой. У детей возникает затруднение, т.к. сантиметр слишком маленькая единица измерения, при измерении разными мерками получаются разные значения. Дети выполняют практическую работу. Определяют длину маленькой полоски, равную 1 см. Работают на синей полоске бумаги, определяют ее длину. Высказывают свое мнение. Измеряют длину синей полоски линейкой, записывают на полоске 5см. Дети проводят измерения, прикладывая мерку за ограниченное время (30сек.) Высказывают свои мнения, обосновывают ответы. | Сейчас, ребята, вспомним фрагмент из мультфильма «38 попугаев». +… -Что делали зверята? +Определяли длину удава. -Что вас удивило? Как измеряли длину удава? +Что измеряли длину удава в попугаях, в мартышках, в слонах. -Одинаковые ли значения получились? +Нет. -Почему разные числа? +Потому что герои использовали разные мерки. -Какими мерками пользовались герои мультфильма? +Попугаем, мартышкой и слоном. -Какие знания мы можем применить, чтобы определить длину удава? +Знание мерок для определения длины. -Какой единицей измерения вы бы предпочли измерить удава? + Смотрите, ребята, задание было одно, а мнений, точек зрения у зверят и у вас множество. -Задание выполнено? +Нет. -Чтобы разобраться с этой ситуацией, давайте проведем практическую работу. - Посмотрите, на партах лежит набор полосок. -Покажите самую маленькую и определите её длину. - Ответ? +1 сантиметр. - У кого не так? - Длина этой полоски действительно 1см. Эта мерка поможет нам совершить открытие на уроке. -Измерьте длину синей полоски этой меркой.
- Чему равна длина этой полоски? + (у детей разные ответы). Задание было одно, а результаты разные. Почему? +Потому что полоска маленькая. -Какой инструмент поможет найти верное решение? +Линейка. -Измерьте длину синей полоски линейкой. - Запишите длину на полоске. - Все задание выполнили верно, длина полоски 5см -А теперь попробуйте измерить этой же маленькой меркой длину картона (ограничиваю детей во времени, они не должны успеть – 30 сек.) -Время истекло, стоп, положите свои мерки. - У кого нет ответа? - У кого есть ответ? У кого другое мнение? На доске нет правильного ответа -Что же получается: задание я вам дала одно, а как вы его выполнили? -В чем затруднение? +Мерка маленькая, мало времени. - Почему же так вышло? - Вы сказали, что измерять неудобно, потому что мало времени и мерка очень маленькая.
- Итак, делаем вывод, что мерка в 1 см не всегда удобна.
Значит, нам нужно применить другие знания. Следовательно, над какой проблемой нам надо поработать? +Найти новую мерку для измерения длины. -Верно, вы выяснили, что мерка в 1см – неудобна для измерения большой длины, значит нужно найти новую мерку измерения длины. |
IV.Физкультминутка (1 мин). Цель: Снять усталость, восстановить физические и духовные силы. Планируемые результаты: восстановление духовных и физических сил. | Форма организации учебной деятельности: коллективная. Здоровьесберегающая технология. | В сопровождении музыки проводит динамическую паузу. | Восстанавливают физические и духовные силы, снимают усталость. | Музыкальная динамическая пауза «У жирафа». |
V. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) (7 мин). Цель: Организовать «открытие» детьми нового способа действий и формировать способность к его выполнению. Планируемые результаты: открытие нового знания, определение наиболее эффективного способа достижения результата. | Технологии: -технология деятельностного обучения Форма работы: -фронтальная Методы: -наглядный -частично-поисковый -деятельностный, практический -метод создания ситуации успеха | Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. Записывает ответы детей на доске: Зеленая… Красная… Организует составление совместного плана действий. Реализует план выхода из затруднения. Выполняет запись на доске:10 см=1 дм или 1 дм=10 см. | Работают с зеленой и красной полосками, фиксируют индивидуальное затруднение. Высказывают свои предположения. Приходят к пониманию проблемы. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Проговаривают по слогам название единицы измерения. Формулируют тему урока. Предлагают свои варианты ответов. Подписывают полоски. Делают вывод: 10 см- это 1 дм. Проговаривают хором. | - Сегодня я вам помогу узнать новую мерку для измерения длины. - На столе 2 полоски бумаги ( зелёная -15 см, красная - 10см).
-Измерьте длину картона зелёной меркой. -Сколько зелёных мерок? +2. -Измерьте длину картона красной меркой. -Сколько красных мерок? +3. -Какая мерка точно указала длину картона? +Красная. -Почему? +Красная точно помещается в длину картона. - Измерьте этой меркой ширину картона. +1 красная полоска. -Узнаем длину этой мерки с помощью линейки. + 10см. -Это и будет новая мерка измерения длины. - Кто знает, как в математике по-другому называют 10см?
- Эту единицу назвали ДЕЦИМЕТР, от латинского слова деци – десять (десяток)
-Так какова же тема нашего урока? ( открыть тему урока)
-Кто знает, как записать 1 дм?
-Покажите полоску, длиной 10см. Подпишите (10см) - Покажите полоску в1дм. - Подпишите её. (1дм) - Какой можно сделать вывод?
-Кто запомнил, чему равен 1дм? +10 сантиметров.
-Для чего люди выделили такую единицу? +чтобы было удобно. |
VI. Первичное закрепление во внешней речи (5 мин). Цель: Зафиксировать во внешней речи усвоение нового способа действий. Планируемые результаты: понимание, принятие и применение нового открытия. | Формы организации учебной деятельности: -индивидуальная -фронтальная Методы: -практический -словесный -частично-поисковый | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Фиксирует ответы детей на доске. | Выполняют работу по в учебнике, выражая полученные результаты во внешней речи | -А теперь откроем учебники на стр.62 и выполним задание 1. 1. Задание 1 (с. 62). -Измерьте длину ручки и длину карандаша. Чему равна их длина? +10 см – длина каждого предмета. -А сколько это дециметров? + 1 дм. 2. Задание 2 (с. 62). -Сколько точек в учебнике? +Две. -Измерьте с помощью линейки расстояние между точками. +10 см. -Как по-другому можно это записать? + 10 см=1 дм 3. Задание 3 (с. 62). - Сколько точек в учебнике? (Четыре.) -Измерьте расстояние между красной и синей точками. -Измерьте расстояние между красной и зеленой точками. -Измерьте расстояние между коричневой и зеленой точками. -Между какими точками расстояние 1 дм? +Между красной и зеленой точкой. -Между какими точками расстояние меньше 1 дм? + Между красной и синей точками, коричневой и зеленой. -Итак, как мы можем по-другому записать длину отрезка, равную 10 см? -Длину отрезка, равную 10 см, мы можем записать следующим образом: 10 см = 1 дм и наоборот 1 дм=1 см. |
VII.Физкультминутка (1 мин). Цель: избежать нагрузки и перегрузки зрения. Планируемые результаты: восстановление духовных и физических сил. | Игровая форма организации. | Организует смену вида деятельности, двигательную активность с целью снятия напряжения | Выполняют динамическую паузу «Мы ногами» и гимнастику для глаз «Матрешки». | Мы ногами топ- топ. Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг- скок И еще разок. А потом вприсядку, а потом вприсядку, А потом вприсядку И снова по порядку. |
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин). Цель: применить новый способ действий, организовать индивидуальную рефлексию достижения цели. Планируемые результаты: усвоение новых знаний, решение учебных задач практически. | Технология позиционного обучения Н.Е.Веракса Формы организации учебной деятельности: -индивидуальная работа -групповая работа -работа в парах Методы: -деятельностный -практический | Формулирует задание. Обеспечивает мотивацию выполнения. Оказывает индивидуальную помощь группам. Раздает карточки с опорными сигналами каждой группе по позициям. Акцентирует внимание на конечных результатах (продуктах) деятельности учащихся, создавая ситуацию успеха. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. | Выполняют задание в печатной тетради. Сначала измеряют на глаз, а затем проверяют измерением с помощью линейки. Осуществляют взаимопроверку. Меняются тетрадями по парте и проверяют правильность выполнения задания измерением. Работают в группах. Каждая группа по выбранной позиции (роли) обобщает изученный на уроке материал. Работают по группам, изучают изученный материал с точки зрения своей позиции (роли). | - А сейчас откройте печатные тетради на странице 9, найдите задание 1. -Отметьте знаком «˅" самый длинный карандаш. -Теперь проверьте измерением с помощью линейки. -Проверьте соседа. -Найдите задание 2 на этой же странице. + -Проведите цветным карандашом отрезок длиной 10 см. + -Поменяйтесь тетрадями по парте и проверьте измерением, правильно ли вы справились с заданием. -Все выполнили правильно? -Молодцы. Итак, давайте сделаем вывод, 1дм=10 см и 10см=1дм. -Сейчас, ребята, с целью закрепления изученного материала, я предлагаю поработать творчески по группам. А правила будут следующие: каждая группа по выбранной себе позиции (роли) изучает и излагает материал сегодняшнего урока, который дан на карточках с опорными сигналами. -Итак, 1 группа у вас позиция «Понятие», 2 группа- «Схема», 3 группа- «Практика», 4 группа- «Символ». + -Итак, что у вас получилось. + (каждая группа знакомит с продуктом своей деятельности, проговаривая во внешней речи один и тот же материал, но с разной позиции, тем самым закрепляя изученный материал). -Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня выполнили очень большой объем работы. Я вами очень довольна. |
IX. Итог урока. Рефлексия деятельности (5 мин). Цель: Оценить результаты деятельности, осознать метод построения, границ применения новых знаний. Планируемые результаты: определение границ применения новых знаний. | Формы организации учебной деятельности: - беседа -фронтальная работа -индивидуальная работа Методы: -наглядный -словесный | Совместно с учащимися подводит итог урока. | Называют основные позиции нового материала и как они усвоили его (что получилось, что не получилось и почему). Оценивают свое эмоциональное состояние и уровень усвоения нового учебного материала с помощью «Светофора успеха». | -Наш урок подходит к концу. -Скажите, какую цель ставили? +Познакомиться с новой единицей измерения длины и научиться измерять длину с помощью новой мерки. -Цели достигли? -Для кого это было открытие? -Какой сложный вид работы выполняли? +Изучали новую тему, выполняя практическую работу, работали по позициям. -Над изучением какой величины работали? +ДЛИНА. -С какой величиной длины мы сегодня познакомились? +ДЕЦИМЕТР. -Чему равен 1 дм? +10 см. -Для чего люди придумали такую единицу измерения? +Для удобства измерения длины. -Оцените свою работу на уроке: Если вы не совсем усвоили новый материал и вам нужна помощь учителя, то зажгите на «светофоре успеха» красный сигнал. Если вы хорошо усвоили материал и вам не нужна помощь учителя, то зажгите на «светофоре успеха» желтый цвет. Если вы отлично владеете материалом сегодняшнего урока и можете объяснить материал другому, то зажгите зеленый сигнал на «светофоре успеха». -Молодцы, ребята! Урок окончен. Спасибо за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 1 классе по теме: "Дециметр"
Сформировать умение преобразовывать длины, выраженные в дециметрах и сантиметрах, сравнивать их, складывать и вычитать....
Урок математики 1 класс по теме "Дециметр".
Урок знакомство с новым материалом - новой единицей измерения длины - дециметром.. Конспект +презентация....
Урок математики в 1 класс на тему "Дециметр".
Представлен четко этапированый урок математики в первом классе на тему "Дециметр". Прописана деятельность учителя и учеников. Поэтапно указаны формируемые УУД....
Урок математики в 1 классе по теме «Дециметр»
Урок математики в 1 классе по программе "Школа России"....
РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ДЕЦИМЕТР»
Предмет: МатематикаКласс: 1 классТип урока: Открытие новых знанийМетоды обучения: проблемный, наглядный, практический, исследовательский, репродуктивныйМежпредметные связи: Литературное чтение.Ф...
Технологическая карта урока математики. 1 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Дециметр."
Технологическая карта урока математики. 1 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Дециметр."...
Технологическая карта урока математики 1 класс по теме "Дециметр"
Урок математики 1 класс тема "Дециметр"...
Комментарии
Замечательная идея
Замечательная идея использования детского мультфильма в целях обучения математике. Ваш урок можно считать эталлоном современного урока. Удивляет разнообразие форм и методов , которые вы используете на одном уроке.Спасбо Вам!
Урок математики
Спасибо, Айна Мурадбековна! Именно в 1 классе в качестве мотивирующего приема "яркое пятно" я применяю отрывки из мультфильмов, которые на мой взгляд актуальны в работе с первоклашками. Данный урок на самом деле получился современным благодаря применению инновационных образовательных технологий.