Рабочая программа по математике 2 класс (система Эльконина-Давыдова, учебник Александровой)
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Рабочая программа по математике для вторых классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, концептуальных основ системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, авторской программы Э.И. Александровой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandrova_2_klass.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для вторых классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, концептуальных основ системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, авторской программы Э.И. Александровой.
Рабочая программа является структурным элементом Основной образовательной программы начального общего образования школы.
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа по математике и соответствующий ей учебно-методический комплекс ориентированы на деятельностный подход и позволяют реализовать цели и задачи ФГОС.
Содержание курса математики представлено целостной системой специальных (ключевых) учебно-практических задач, с которых и начинается всякая новая тема, а не набором заданий развивающего характера. Итогом решения учебных задач являются прежде всего обобщенные способы действий, позволяющие формировать у ребенка универсальные учебные действия, а новые знания, задаваемые как основания детского умения, становятся качественно иными. Условия решения таких задач либо воссоздают ситуации, в которых зарождалось исторически то или иное понятие, либо задают реальные жизненные ситуации. Такой подход даст возможность получить метапредметные результаты. Решение подобных задач требует организации коллективно-распределенных форм деятельности, что создает оптимальные условия для получения предметных, метапредметных и личностных результатов, а математическое содержание приобретает личностно значимый характер. Именно содержание учебного предмета должно создавать благоприятные условия для развертывания учебной деятельности детей и способствовать интенсивному развитию мышления и мыслительных операций, связанных с ними: анализа, рефлексии и планирования.
Данная программа способствует формированию у обучающихся представления о мире как о целостной системе, об использовании данной науки в медицине, биологии, быту, о возможности ошибок, способных привести к техногенным авариям и катастрофам, формированию системы ориентиров в современном сложном мире.
Цели данного предмета:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаковосимволического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
- формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- формирование у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности.
Предмет влияет на решение следующих задач:
- формирование у обучающихся теоретического типа мышления и его характеристик: анализа, рефлексии и планирования;
- формирование коммуникативных умений и навыков (умение вести диалог в паре, в малой группе, учитывая сходство и разницу позиций, взаимодействие с партнерами для получения общего продукта или результата, умение занимать различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей);
- формирование у обучающихся метапредметных умений и навыков, способствующих подготовке молодежи к жизни в условиях возросших в последнее время опасностей техногенного и социального характера (умение найти, отобрать нужную информацию, усвоить ее, интерпретировать, использовать для личностного развития, для решения социальных задач, понимание схем, планов и других символов);
- формирование компетентности обучающихся в области безопасности.
Общая характеристика учебного предмета
Во 2 классе начинается исследование вопроса о том, какие бывают числа. Программа 2 класса начинается с измерения-отмеривания и позволяет рассмотреть исторический аспект числа. Измеряя, отмеривая различные величины, дети приходят к необходимости «изобретения» измерительных приборов со шкалами, а следовательно, и к «изобретению» числовой прямой, числового луча и других числовых линий, которые характеризуются началом отсчета, направлением и единичной (исходной, основной) меркой.
Учащиеся решают следующие учебно-практические задачи:
- задача конструирования числовой прямой;
- задача на определение количественного аспекта числа, то есть на исследование зависимости между величиной, меркой и числом;
- задача на необходимость использования второй числовой прямой при сравнении чисел;
- задача на конструирование способа сложения и вычитания чисел сначала с помощью двух линеек, затем с помощью двух числовых прямых и, наконец, с помощью одной числовой прямой;
- задача на введение нового способа сложения (вычитания) путем присчитывания (отсчитывания) по единице;
- задача на необходимость использования набора мерок для измерения величины, когда величина оказывается намного больше мерки;
- задача на необходимость введения системы мерок, то есть систем счисления, одной из которых является десятичная система счисления;
- задача на конструирование таблицы сложения (вычитания).
Описание места предмета «Математика» в учебном плане
Во 2 классе на изучение предмета «Математика» отводится 136 часов (34 учебных недели по 4 часа в неделю) из инвариантной части учебного плана.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета «Математика»
Данный предмет значим для личностного развития ребенка.
Ценностные ориентиры содержания программы: ценность жизни, добра, истины, природы, гармонии, человека, семьи, труда, творчества, свободы, гражданственности.
Планируемые результаты обучения предмету «Математика»
Личностные результаты:
- познавательный интерес, установка на поиск способов решения математических задач;
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета, явления, события, факта;
- способность характеризовать собственные знания, устанавливать, какие из предложенных заданий могут быть решены;
- критичность мышления.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
- способность осуществлять информационный поиск, использовать знаково-символические средства для создания моделей объектов и процессов, работать с моделями.
Предметные результаты:
- пользоваться понятием натурального числа как универсальным средством сравнения величин при переходе от непосредственного сравнения к опосредованному;
- решать задачи на измерение, отмеривание и нахождение удобной мерки;
- чертить с помощью линейки отрезок данной длины и измерять длину отрез-
ка;
- читать диаграммы, анализировать их и использовать при решении задач;
- записывать результат измерения системой мерок; называть первые четыре разряда в десятичной системе счисления;
- сравнивать числа, группировать их по заданному или самостоятельно установленному правилу;
- складывать и вычитать многозначные числа в различных системах счисления, в том числе десятичной, опираясь на таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие ей табличные случаи вычитания;
- прогнозировать результат вычисления, пошагово контролируя правильность и полноту выполнения с опорой на составленный совместно с другими детьми справочник ошибок;
- делать оценку и прикидку будущего результата;
- пользоваться калькулятором для проверки в том случае, если ученик сомневается в правильности вычислений;
- строить графические модели ( схемы, диаграммы) отношений между величинами при решении текстовых задач с буквенными и числовыми данными с опорой на понятие целого и части и разностное сравнение величин;
- исследовать зависимость решения задачи от ее условия, зафиксированного в схеме;
- сравнивать разные способы вычислений и выбирать рациональные способы действий с опорой на графическую модель (схему);
- находить нужную информацию для подбора «подходящих» чисел к условию задачи и ее решению;
- использовать известные ученику математические термины и обозначения;
- понимать и применять принцип последующего и предыдущего чисел на числовой прямой;
- понимать и применять принцип образования многозначных чисел в любой системе счисления;
- понимать и применять общий способ чтения любого многозначного числа в любой системе счисления с неограниченным числом разрядов;
- понимать и применять общий принцип выполнения любого арифметического действия на примере сложения и вычитания любых многозначных чисел в десятичной системе счисления.
Содержание курса «Математика»
(136 ч)
Тема 1. Введение понятие числа (продолжение) (35ч)
1. Задача непосредственного и опосредованного сравнения величин:
а) подбор мерки, равной данной величине (повторение);
б) подбор мерок, удобных для измерения величины, и подбор величин,
удобных для измерения данной меркой.
Простые и составные мерки. Подбор предметов, удобных для использования в качестве мерки. Знакомство с приборами и инструментами, используемыми для сравнения и воспроизведения величины стандартными мерами длины, площади, объёма, массы, углов.
2.Действие измерения. Число как результат измерения величины и как
средство для её восстановления. Компоненты действия измерения: величина (А), мерка (Е), число (п) и связь между ними. Запись числа как результата измерения и счёта с помощью считалок, меток и с помощью цифр в различных нумерациях (арабская, римская, славянская и др.)
Построение величины по мерке и числу; подбор и изготовление мерки по заданной величине и числу. Зависимость одного из трёх компонентов (-А = п) от изменения другого при постоянном третьем (фактически речь идёт о функциональной зависимости).
3.Числовая прямая. Сравнение величин с помощью числовых значений.
Построение числовой прямой. Изображение чисел на числовой прямой (отрезком и точкой). Понятие шкалы. Знакомство с приборами и предметами,
имеющими шкалы: линейка, весы, часы, мерные ёмкости, динамометр, спидометр, термометр, транспортир и др.
Условия существования силовой прямой, числового луча, числового круга: наличие начала отсчёта, направления, единичной мерки (шага). Число 0 как результат измерения нулевой величины единичной меркой и как начало отсчёта на числовой прямой.
Сравнение чисел на числовой прямой. Последующее и предыдущее число. Бесконечность числового ряда. Линейка как модель прямой.
Решение текстовых задач. Использование диаграмм.
Тема 2. Сложение и вычитание чисел (24 ч)
1. Разностное сравнение чисел и сложение и вычитание чисел с по-
мощью:
а) двух линеек (стандартных и изготовленных) как моделей двух числовых прямых;
б) двух числовых прямых;
в) одной числовой прямой.
2. При считывание и отсчитывание как новый способ нахождения
суммы и разности в условиях отсутствия необходимого числа линеек при
трёх и более слагаемых.
Решение и составление математических выражений, уравнений и задач
с заменой буквенных данных на числовые данные (в пределах десятка).
Нахождение значения числовых выражений со скобками. Определение и
изменение порядка действий с опорой на схему. Решение различных задач
на сложение и вычитание с подбором:
а) «подходящих» чисел к заданному сюжету;
б) сюжетов к схемам с заданными числами.
Тема 3. Многозначные числа (35ч)
1. Набор и система мерок. Задачи на измерение - отмеривание с помощью набор мерок. Упорядочивание и обозначение мерок в наборе. Выбор из данных мерок первой «подходящей» мерки. Запись результата измерения величины набором упорядоченных мер (от большей к меньшей) в форме таблицы. Связь «номера» выбранной мерки с количеством цифр в записи числа. Понятие разряда. Задача на необходимость установления отношения между мерками. Отношение «в ... раз больше», «в раз меньше». Решение задач с заданным отношением. Замена таблицы для записи результатов измерения «заготовками».
Переход от набора мерок, в котором отношение между мерками произвольное, к системе мерок с постоянным отношением между ними (основание системы счисления).
2. Позиционные системы счисления. Понятие многозначного позиционного числа как результата измерения величины системой мерок с заданным отношением (основание системы). Чтение и запись чисел в различных системах счисления. Место нуля в записи многозначных чисел. Понятие значащего нуля в записи многозначного числа (когда нуль в середине и на конце) и незначащего (перед старшим разрядом). Сравнение многозначных чисел, взятых в одной системе счисления. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых, замена суммы разрядных слагаемых числом.
3. Десятичная система счисления как частный случай позиционной
системы счисления. Чтение и запись любых многозначных чисел. Названия первых четырёх разрядов. Сравнение многозначных чисел.
Решение текстовых задач.
Тема 4. Сложение и вычитание многозначных чисел в разных
системах счисления. (42ч)
1. Постановка задачи на сложение и вычитание многозначных чисел как переход от способа присчитывания и отсчитывания к конструированию способа выполнения действий «в столбик».
2. Конструирование способа сложения и вычитания многозначных чисел. Поразрядность сложения и вычитания как основной принцип построения этих действий. Запись примеров «в столбик», в которых имеются числа с одинаковым и разным количеством разрядов.
Определение разрядов, которые «переполняются» при сложении, путём сравнения суммы однозначных чисел в разряде с основанием системы счисления. «Разбиение» разрядов при вычитании. Определение сильных и
слабых позиций чисел в разряде. Определение количества цифр (разрядов)
в сумме и разности.
Задача на нахождение значения каждой разрядной единицы (цифры каждого разряда) искомой суммы или разности. Постановка задачи на нахождение суммы однозначных чисел (табличные случаи сложения) и обратной задачи на вычитание.
Составление и подбор подходящих математических выражений с многозначными числами для решения текстовых задач, в том числе задач на построение диаграмм.
3. Табличное сложение и вычитание. Построение таблиц сложения однозначных чисел на множестве целых неотрицательных чисел. Таблица Пифагора.
Исследование таблицы сложения. Использование таблицы Пифагора как справочника.
Постановка задачи запоминания табличных случаев и выделение «трудных» случаев сложения с переходом через десяток. Исследование зависимости цифры в разряде единиц суммы от изменяющегося слагаемого как основы непроизвольного запоминания суммы.
Нахождение суммы многозначных чисел. Решение текстовых задач, в которых буквенные данные могут быть заменены многозначными числами. Составление и решение уравнений, математических выражений с многозначными числами по схеме.
Выделение табличных случаев вычитания. Конструирование способа вычитания с переходом через десяток. Письменное сложение и вычитание многозначных чисел, заданных в задачах, уравнениях и выражениях. Использование калькулятора при проверке.
Конструирование приёму устного сложения и вычитания многозначных чисел, которые сводятся к внетабличным случаям в пределах 100.
Решение текстовых задач.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся |
Введение понятия числа (продолжение) (35 ч) | ||
Введение понятия числа. Стартовая проверочная работа по теме: «Повторение пройденного материала в 1 классе». | Свободно осуществлять переход от схемы к формуле и наоборот. Анализировать свою работу и работу одноклассников, составлять справочник ошибок. Решать задачи арифметическим способом. Подбирать величину по заданному отношению. Подбирать мерки, удобные для измерения величин. Использовать приборы и инструменты для сравнения и воспроизведения величин. Составлять формулы по результатам измерения. | |
Переход от схемы к формулам и наоборот (повторение). Анализ работы: составление справочника ошибок. | ||
Решение задач, связанных с описанием отношений между величинами с помощью схем и формул. Подбор величины по заданному отношению (повторение). | ||
Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на схему (повторение). | ||
Решение текстовых задач. Проверочная работа. | ||
Подбор мерок, удобных для измерения величин. | ||
Знакомство с приборами и инструментами, используемыми для сравнения и воспроизведения величины, стандартными мерами длины, площади, объема, массы, углов. | ||
Построение величин с помощью мерки и числа. Проверочная работа. | ||
Число как результат измерения величины и как средство для ее восстановления. Игра «Я измеряю, а ты отмеривай». Формулы: A/E=a и A=aE (например: А/Е=3 и А=3Е). Компоненты действия измерения. | ||
Число как результат измерения величины и как средство для ее восстановления. | ||
Компоненты действия измерения: величина (А), мерка (Е), число (n) и связь между ними. | ||
Запись числа как результата измерения и счета с помощью меток, считалок. Счет предметов. | ||
Знакомство с различными нумерациями. Использование различных нумераций для записи результатов измерения. | ||
Сравнение чисел, записанных в различных нумерациях, с помощью соответствующих величин и наоборот. Составление собственных нумераций и их использование. | Сравнивать числа, записанные в различных нумерациях. Составлять свои нумерации. Наблюдать за изменением одного из трех компонентов при изменении другого и постоянном третьем. Решать задачи, связанные с величиной, меркой, числом. Сравнивать числа с помощью числовой прямой. Строить числовую прямую и числовой луч как новый вид графической модели. Находить для числа последующее и предыдущее числа. Читать диаграммы, анализировать их и использовать при решении задач. | |
Построение величины по мерке и числу, подбор и изготовление мерки по заданной величине и числу. | ||
Зависимость одного из трех компонентов от изменения другого при постоянном третьем (функциональная зависимость). | ||
Зависимость между величиной, меркой и числом. Проверочная работа. | ||
Решение задач, связанных с отношением между величиной, меркой и числом. | ||
Контрольная работа № 1 по теме: «Понятие числа». | ||
Анализ контрольной работы. Составление справочника ошибок. | ||
Числовая прямая. Сравнение величин с помощью числовых значений. | ||
«Изобретение» линейки как предметной модели процесса измерения. Знакомство с приборами («линейками») для измерения различных величин. Понятие шкалы. Знакомство с приборами и предметами, имеющими шкалы: линейка, весы, часы, мерные емкости, термометр и др. | ||
Построение числовой прямой и числового луча как нового вида графической модели (схемы), отражающей результат и процесс измерения. | ||
Место числа на числовой прямой. Число 0 как результат измерения нулевой величины единичной меркой и как начало отсчета на числовой прямой. | ||
Условия, необходимые для построения числовой прямой: наличие начала отсчета, направления и единичной мерки. | ||
Поиск места числа и поиск начала по его месту на числовой прямой. Проверочная работа. | ||
Сравнение чисел с помощью числовой прямой. | ||
Обозначение числа буквой. Знакомство с числовым кругом и другими числовыми линиями. | ||
Последующее и предыдущее число. Формула числа, предыдущего данному и последующего данному. | ||
Сравнение чисел. Проверочная работа. | ||
Бесконечность числового ряда. Линейка как модель числовой прямой. Решение задач. | ||
Решение текстовых задач. Использование диаграмм. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. | ||
Контрольная работа №2 по теме: « Числовая прямая. Сравнение чисел. Решение задач». | ||
Анализ контрольной работы и составление справочника ошибок. | ||
Сравнение чисел с помощью числовой прямой. Бесконечность числового ряда. Решение задач. | ||
Сложение и вычитание чисел (24 ч) | ||
Разностное сравнение чисел и сложение и вычитание чисел с помощью двух (стандартных) линеек как моделей двух числовых прямых. | Проводить разностное сравнение чисел с помощью двух линеек. Изготавливать линейки. Складывать и вычитать числа с помощью одной числовой прямой и двух числовых прямых. Находить сумму и разность с помощью присчитывания и отсчитывания. Решеать и составлять математические выражения, уравнения, задачи с заменой буквенных данных на числовые и наоборот. Находить значения числовых выражений со скобками. Решать задачи на сложение и вычитание с подбором сюжетов к схемам, чисел по сюжету. Измерять-отмеривать с помощью мерок. Упорядочивать и обозначать мерки в наборе. Выбирать подходящую мерку из набора. Решать задачи с отношением «в … раз больше», «в … раз меньше». Записывать результат измерения величины в форме таблицы. Строить величину с помощью позиционной формы записи числа. | |
Сравнение чисел с помощью числовой прямой и линейки. Изготовление линейки с шагом, равным шагу на числовой прямой. | ||
Сравнение чисел с помощью линеек. Изготовление пар одинаковых линеек как моделей двух числовых прямых. Конкурс линеек. | ||
Сложение чисел с помощью одной числовой прямой. | ||
Сложение чисел с помощью двух числовых прямых. | ||
Вычитание чисел с помощью одной числовой прямой. | ||
Вычитание чисел с помощью двух числовых прямых. | ||
Сложение и вычитание чисел с помощью двух линеек. | ||
Сложение и вычитание чисел с помощью двух линеек. | ||
Сравнение, сложение и вычитание чисел с помощью двух и более числовых лучей или числовых прямых. Поверочная работа. | ||
Присчитывание и отсчитывание как новый способ нахождения суммы и разности с опорой на числовую прямую. | ||
Присчитывание и отсчитывание как новый способ нахождения суммы и разности без опоры на числовую прямую. Проверочная работа. | ||
Присчитывание и отсчитывание как новый способ нахождения суммы и разности в условиях отсутствия необходимого числа линеек при трех и более слагаемых. | ||
Решение и составление математических выражений с заменой буквенных данных на числовые (в пределах десятка) и наоборот. | ||
Решение и составление уравнений с заменой буквенных данных на числовые (в пределах десятка) и наоборот. | ||
Решение и составление задач с заменой буквенных данных на числовые (в пределах десятка) и наоборот. | ||
Нахождение значений числовых выражений со скобками. | ||
Определение и изменение порядка действий с опорой на схему. | ||
Решение различных задач на сложение и вычитание с подбором подходящих чисел к заданному сюжету. | ||
Решение различных задач на сложение и вычитание с подбором сюжетов к схемам с заданными числами. | ||
Контрольная работа №3 по теме: «Выполнение сложения и вычитания на числовой прямой». | ||
Анализ контрольной работы. Составление справочника ошибок. | ||
Рефлексия изученного. Решение математических выражений и уравнений. | ||
Рефлексия изученного. Решение задач на сложение и вычитание. | ||
Многозначные числа (35 ч) | ||
Многозначные числа. Задачи на измерение — отмеривание с помощью мерок. Упорядочивание и обозначение мерок в наборе. | ||
Повторение способа измерения величины с помощью мерки. | ||
Ситуация, когда величина намного больше мерки. Набор мерок для измерения такой величины. Выбор из данных мерок первой подходящем мерки. | ||
Задача на необходимость установления отношения между мерками. Отношения «в … раз больше», «в … раз меньше». Решение задач с заданным отношением. | ||
Решение задач с заданным отношением. | ||
Измерение величины с помощью набора мерок. Запись результата измерения. Проверочная работа. | ||
Запись результата измерения величины набором упорядоченных мер (от большей к меньшей) в форме таблицы. | ||
Табличная форма записи результата измерения. Построение величины с помощью табличной (позиционной) формы записи числа. | ||
68 | Построение величины с помощью позиционной формы записи числа. | Осуществлять переход от набора мерок к системе мерок с постоянным отношением между ними (основание системы счисления). Использовать многозначное позиционное число как результат измерения величины. Определять отношения между мерками. Строить системы мерок, в которых отношение между мерками выражено одним и тем же числом. Записывать и читать числа в различных системах счисления. Объяснять место нуля в многозначных числах. Поразрядно сравнивать числа, взятые в одной системе счисления. Представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых. Заменять суммы разрядных слагаемых числом. Составлять справочник ошибок. Читать и записывать числа в десятичной системе счисления. Называть, записывать числа от 0 до 1 000 000. Сравнивать многозначные числа. Конструировать способ записи «в столбик» при сложении и вычитании чисел. Определять количество разрядов, которые переполняются. Запоминать состав чисел. Составлять таблицу сложения. Исследовать свойства таблицы сложения. Использовать таблицу сложения как справочник при сложении многозначных чисел. |
Решение задач с заданным отношением. | ||
Решение задач с заданным отношением. Замена таблицы для записи результатов измерения «заготовками». Проверочная работа. | ||
Переход от набора мерок, в котором отношение между мерками произвольное, к системе мерок с постоянным отношением между ними (основание системы счисления). | ||
Переход к системе мерок с постоянным отношением между ними. | ||
Построение величины с помощью табличной (позиционной) формы записи числа. | ||
Составление заготовок для записи числа. Понятие разряда. | ||
Понятие многозначного позиционного числа как результата измерения величины системой мерок с заданным отношением (основанием системы). | ||
Определение отношения между мерками. Фиксация этих отношений. | ||
Построение систем мерок, в которых отношение между мерками выражено одним и тем же числом (основание системы или коэффициент укрупнения). | ||
Построение систем мерок, в которых отношение между мерками выражено одним и тем же числом. Проверочная работа. | ||
Измерение и построение величины с помощью системы мерок с заданным основанием системы. | ||
Измерение и построение величины с помощью системы мерок с заданным основанием системы. Проверочная работа. | ||
Системы счисления. Запись и чтение чисел в различных системах счисления. | ||
Чтение и запись в различных системах счисления. Из истории о системах счисления. | ||
Место нуля в записи многозначных чисел. Понятие значащего нуля в записи многозначного числа (когда нуль в середине и на конце) и незначащего (перед старшим разрядом). | ||
Поразрядное сравнение чисел, взятых в одной системе счисления. | ||
Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Замена суммы разрядных слагаемых числом. | ||
Контрольная работа №4 по теме: «Многозначные числа». | ||
Составление справочника ошибок. | ||
Десятичная система счисления как частный случай позиционной системы счисления. Классы и разряды. | ||
Десятичная система счисления. Чтение и запись чисел, заданных в десятичной системе счисления. | ||
Чтение и запись любых многозначных чисел. | ||
Чтение и запись любых многозначных чисел. Названия первых четырех разрядов. | ||
Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. | ||
Место многозначного числа на числовой прямой. Сравнение многозначных чисел. | ||
Сравнение многозначных чисел. | ||
Сложение и вычитание многозначных чисел в разных системах счисления(42 ч) | ||
Сложение и вычитание многозначных чисел. Постановка задачи сложения многозначных чисел как переход от присчитывания и отсчитывания к конструированию способа выполнения действия «в столбик». | ||
Конструирование общего способа. Запись «в столбик» при сложении многозначных чисел. | ||
Поразрядность сложения и вычитания как основной принцип построения этих действий. Запись примеров «в столбик», в которых имеются числа с одинаковым и разным количеством разрядов. | ||
Определение разрядов, которые переполняются. Выделение задачи на необходимость знания состава числа – основания системы счисления. | ||
Определение переполнения в разряде, когда сумма чисел равна основанию системы счисления. Опора на состав числа – основание системы счисления. | ||
Определение сильных и слабых позиций чисел в разряде. | ||
Определение количества цифр (разрядов) в сумме и разности. | ||
Определение количества цифр в сумме. Проверочная работа. | ||
Постановка задачи на нахождение цифры в каждом разряде суммы. Необходимость составления таблицы сложения многозначных чисел. Составление таблицы сложения (таблица Пифагора). | ||
Задача на нахождение значения каждой разрядной единицы (цифры каждого разряда) искомой суммы или разности. | ||
Постановка задачи на нахождение суммы однозначных чисел (табличные случаи сложения) и обратной задачи на вычитание. | ||
Использование таблицы сложения как справочника при сложении многозначных чисел. Исследование свойств таблицы сложения. | ||
Проверочная работа по таблице сложения. | ||
Постановка задачи запоминания табличных случаев и выделение из них трудных случаев перехода через десяток. | ||
109 | Исследование зависимости между цифрами в сумме и изменяющимся слагаемым как основы непроизвольного внимания. Проверочная работа. | Исследовать зависимость между цифрами в сумме и изменяющимся слагаемым. Решать текстовые задачи и уравнения, требующие действий с многозначными числами. Определять разряды, которые «разбиваются». Конструировать способ вычитания с переходом через разряд. Проверять правильность вычислений, в том числе с помощью калькулятора. Проводить письменное сложение и вычитание многозначных чисел, заданных в выражениях, уравнениях, задачах. Решать задачи повышенной сложности. |
110 | Вычисление сумм многозначных чисел. Решение текстовых задач и уравнений, требующих действий с многозначными числами. | |
Решение текстовых задач и уравнений, требующих действий с многозначными числами. | ||
Составление и подбор подходящих математических выражений с многозначными числами для решения текстовых задач, задач на построение диаграмм. | ||
Вычисление сумм многозначных чисел. Решение текстовых задач и уравнений, требующих действий с многозначными числами. | ||
Контрольная работа №5 по теме: «Сложение многозначных чисел». | ||
Анализ контрольной работы. Составление справочника ошибок. | ||
Задача вычитания многозначных чисел. Конструирование способа вычитания. | ||
Определение разрядов, которые «разбиваются». | ||
Определение количества цифр в разности. | ||
Выделение табличных случаев вычитания. | ||
Конструирование способа вычитания с переходом через разряд. | ||
Письменное сложение и вычитание многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений. | ||
Выполнение заданий, требующих сложения и вычитания многозначных чисел. | ||
Письменное сложение и вычитание многозначных чисел, заданных в задачах. | ||
Письменное сложение и вычитание многозначных чисел, заданных в уравнениях. | ||
Письменное сложение и вычитание многозначных чисел, заданных в выражениях. Способы проверки правильности вычислений, использование калькулятора при проверке. | ||
Выполнение заданий, требующих сложения и вычитания многозначных чисел. | ||
Письменное сложение и вычитание многозначных чисел, заданных в выражениях и уравнениях. | ||
Письменное сложение и вычитание многозначных чисел, заданных в задачах. | ||
Итоговая контрольная работа №6 по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел». | ||
Анализ контрольной работы. Составление справочника ошибок и его использование. | ||
Конструирование приемов устного сложения и вычитания, которые сводятся к внетабличным случаям в пределах 100. | ||
Устные приемы сложения и вычитания многозначных чисел, которые сводятся к внетабличным случаям в переделах 100. Способы проверки правильности вычислений. | ||
Письменные и устные приемы вычислений многозначных чисел. | ||
Решение задач повышенной сложности. | ||
Решение текстовых задач. Приемы устного внетабличного счета в пределах 100. | ||
Рефлексия изученного. Решение уравнений, задач. |
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методический комплекс:
- Александрова Э. И. Математика: учебник для 2 класса начальной школы (Система Д. Б. ЭльконинаВ.-В. Давыдова). – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012;
- Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе, 2 класс: Пособие для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
Печатные и цифровые пособия:
- демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения;
- карточки с заданиями по математике;
- цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия, виртуальные лаборатории (изучение процесса движения, работы; геометрическое конструирование и моделирование).
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
- магнитная доска;
- экспозиционный экран;
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- сканер, принтер лазерный, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера.
Оборудование:
- объекты, предназначенные для демонстрации счета: от 1 до 10, от 1 до 20, от 1 до 100;
- наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками);
- демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
- демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;
- демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур и тел; развертки геометрических тел;
- видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса математики;
- настольные развивающие игры;
- электронные игры развивающего характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. Система Эльконина-Давыдова
Рабочая программа - это документ, в котором есть календарно-тематическое планирование с указанием страниц учебника и рабочей тетради, указаны решаемые проблемы, планируемые предметные результаты, унив...
Рабочая программа по математике для 4 класса (система Эльконина-Давыдова), автор Э.И.Александрова
Рабочая программа соответствует новым требованиям ФГОС,...
Рабочая программа по математике 1 класс (система Эльконина-Давыдова, учебник Александровой)
Рабочая программа по математике для первых классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития...
Рабочая программа по математике 4 класс (система Эльконина - Давыдова)
Рабочая программа по математике для 4 класса по системе Эльконина - Давыдова....
Рабочая программа по математике 3 класс (система Эльконина - Давыдова)
Рабочая программа по математике для 3 класса, развивающая система Эльконина-Давыдова разработана в соответствии с ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике 2 класс (система Эльконина - Давыдова)
Рабочая программа по математике для 2 класса РС Эльконина-Давыдова. Учебник В.В. Давдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина....
Рабочая программа по математике для 3 класса.система Эльконина-Давыдова
Данная программ составлена для реализации курса математики в 3классе и разработана в логике теории учебной деятельности Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Авторами дан...