Рабочая программа по математике для 4 класса (система Эльконина-Давыдова), автор Э.И.Александрова
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа соответствует новым требованиям ФГОС,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_rabochaya_programma_po_matematike.doc | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Математика (170 ч.)
(Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова, учебник Э.И. Александровой «Математика» в 2-х частях, 2012 г.)
4 класс
№ урока | Тема урока. (Страницы учебника, тетради) | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Дата | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
ТЕМА 1. Многозначные числа и десятичные дроби как частный случай позиционных систематических дробей (учебник, книга 1). ГЛАВА 1. Действия с многозначными числами. Повторение |
1.1. Повторение материала 3 класса: действия с многозначными числами (11 час) |
1-2 2 ч | Проверочная (стартовая) работа. Анализ работы: составление справочника ошибок (задания 1-6). | Рефлексия: что помним из курса 3 класса? | справочник ошибок | Восстанавливает умение складывать и вычитать, умножать и делить многозначные числа; решать задачи и уравнения. | П. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. К. Осуществлять взаимный контроль. | Познавательный интерес к математической науке. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
3-4 2 ч | Решение задач, уравнений, включающих действия с многозначными числами (задания 7-16) | Повторение изученного в 3 классе, восстановление забытых знаний. | задача; уравнение | Восстанавливает умение складывать и вычитать многозначные числа; решать задачи и уравнения. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Познавательный интерес к математической науке. Мотивация учебной деятельности. Принятие образа «хорошего» ученика |
5-6 2 ч | Повторение приёмов устных вычислений. Сравнение приёмов для разных действий, способов решения уравнений (задания 17-18 | Какие «секреты» устного счёта надо знать, чтобы быстро производить устные вычисления? | Умеет производить устные вычисления с помощью определённых приёмов. | П. Ставить и формулировать проблемы. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Уважительное отношение к иному мнению. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе |
7 1 ч | Признаки делимости (задания 19-24) | Что надо знать, чтобы определять признаки делимости различных чисел? | признак делимости | Знает признаки делимости на 9,3,4,2,5,6. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия. К. Осуществлять взаимный контроль. | Мотивация учебной деятельности Навыки сотрудничества в ситуации групповой и парной работы. |
8-9 2 ч | Вычисления. Составление уравнений и задач по графическим моделям (задания 25-29) | Что надо видеть на графической модели, чтобы правильно составить уравнение или задачу? | графическая модель | Умеет составлять задачи и уравнения по графическим моделям | П. Ставить и формулировать проблемы. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Р. Составлять план и последовательность действий. К. Осуществлять взаимный контроль. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе Уважительное отношение к иному мнению. Навыки сотрудничества в ситуации групповой и парной работы. |
10-11 2 ч | Контрольная работа №1 по теме «Действия с многозначными числами» (раздел «Проверь себя!», с.17-19) Анализ контрольной работы | Как я умею производить четыре арифметических действия с многозначными числами? | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания. | П. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия. К. Задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. | Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». Принятие образа «хорошего» ученика. |
ГЛАВА 2. Действия с многозначными числами и с десятичными дробями 2.1. Как возникли многозначные числа и десятичные дроби? (18 ч) |
12-13 2 ч | Анализ условий, при которых получается: однозначное число, многозначное число в различных системах счисления (задания 30-36) | Как получается однозначное число в разных системах счисления? | системы счисления | Понимает как получаются однозначные и многозначные числа в различных системах счисления | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Р. Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Мотивация учебной деятельности. Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета |
14-15 2 ч | Постановка задачи измерения величины меньшей чем заданная исходная мерка. Построение системы мер. Запись и чтение новых чисел (37-40). Обыкновенная дробь как другая форма записи позиционных дробей с одной цифрой после запятой (раздел «Это интересно!») | Можно ли измерить величину меркой, которая больше самой величины? Какие числа получаются в результате измерения величины большей меркой? Как построить систему мер, если нужно величину измерить большей меркой? | система мер | Понимает как получается дробное число | П. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р. Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок. К. Осуществлять взаимный контроль. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательный интерес к математической науке. |
16-17 2 ч | Воспроизведение величины по числу и основной мерке (задания 41-43). Проверочная работа | Как, зная число и мерку, восстановить величину? | Умеет восстановить величину по числу и основной мерке |
18-19 2 ч | Запись и чтение десятичных дробей (44-52) | Как правильно записывать и читать десятичные дроби? | Умеет читать и записывать десятичные дроби | П. Ставить и формулировать проблемы. Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Мотивация учебной деятельности Навыки сотрудничества в ситуации групповой и парной работы. |
20-21 22-23 2 ч | Место десятичной дроби на числовой прямой. Сравнение десятичных дробей с помощью числовой прямой (задания 53-62). «Это интересно!», с.35 | Где на числовой прямой «живут» десятичные дроби? Как сравнивать десятичные дроби с помощью числовой прямой? | числовая прямая | Умеет найти место любой десятичной дроби на числовой прямой. Умеет сравнивать десятичные дроби с помощью числовой прямой | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. К. Осуществлять взаимный контроль. | Принятие образа «хорошего» ученика. Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета |
24-28 5 ч | Дополнительные задания (№1- 29, с.36-45) | Умеет самостоятельно выполнять учебные задания | Познавательный интерес к математической науке. |
29 1 ч | Проверочная работа (раздел «Проверь себя!», с.46) | Умею ли я сравнивать десятичные дроби с помощью числовой прямой? | Умеет установить границы своего знания-незнания | П. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
2.2. Как округляют многозначные числа и десятичные дроби? (7 ч) |
30-31 2 ч | Округление десятичных дробей. Проверочная работа (задания 63-73) | В чём заключается секрет округления десятичных дробей? | округление | Умеет округлять десятичные дроби до определённого разряда | П. Ставить и формулировать проблемы. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Познавательный интерес к математической науке. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе |
32-34 3 ч | Дополнительные задания №1-14, с.51-54 | Умеет самостоятельно выполнять учебные задания | Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета |
35-36 2 ч | «Проверь себя!», с.55 (3 задания) | Умею ли округлять десятичные дроби? | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
2.3. Как сравнивают многозначные числа и десятичные дроби? (3 ч) |
37-39 3 ч | Сравнение десятичных дробей (задания 74-83) | Как производить сравнение десятичных дробей без числовой прямой? | сравнение | Умеет сравнивать десятичные дроби без числовой прямой | П. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
«Проверь себя!», с.59 (3 задания) | Умею ли я сравнивать десятичные дроби без числовой прямой? | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
2.4. Как выполняют действия с многозначными числами и десятичными дробями (11 ч) |
40-41 2 ч | Постановка задачи на конструирование действия с десятичными дробями. Сложение и вычитание десятичных дробей (задания 84-88) | Как производят сложение и вычитание десятичных дробей? | Умеет ставить и формулировать проблемы | П. Ставить и формулировать проблемы. Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Мотивация учебной деятельности. Уважительное отношение к иному мнению. Навыки сотрудничества в ситуации групповой и парной работы. |
42-44 3 ч | Сложение и вычитание многозначных чисел и десятичных дробей. Вычисления. Решение уравнений и задач (задания 89-96) | Создание алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. | правило запятой | Умеет производить сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей | П. Ставить и формулировать проблемы. Р. Составлять план и последовательность действий. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Познавательный интерес к математической науке. Принятие образа «хорошего» ученика |
45 1 ч | Проверочная работа (раздел «Проверь себя!», с.67; 4 задания ). Анализ проверочной работы. Составление справочника ошибок | Умею ли я самостоятельно выполнять работу и проверять её? | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | П. Ставить и формулировать проблемы. Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
46-48 3 ч | Дополнительные задания № 1-11, с.68-72 | Умеет самостоятельно выполнять учебные задания | Познавательный интерес к математической науке. |
49-50 2 ч | Контрольная работа №2 по теме «Сравнение десятичных дробей» | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. К. Осуществлять взаимный контроль. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
2.5. Как умножают и делят многозначные числа и десятичные дроби? (6 ч) |
51 1 ч | Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100 и 1000 и т.д. (задания 97-103) | Как умножать и делить десятичную дробь на разрядную единицу? | разрядная единица | Умеет производить умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000 и другие разрядные единицы | П. Строить логическую цепочку рассуждений, анализ истинности утверждений. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. К. Осуществлять взаимный контроль. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
52 1 ч | Конструирование способа умножения десятичных дробей (задания 104-105) | Создание алгоритма умножения десятичных дробей | Умеет аргументировать свой способ умножения десятичных дробей | П. Ставить и формулировать проблемы. Р. Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок. К. Осуществлять взаимный контроль. | Принятие образа «хорошего» ученика. Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета |
53-55 3 ч | Умножение многозначных чисел и десятичных дробей. Решение задач, уравнений (задания 107-125) | Создание алгоритма умножения целого числа на десятичную дробь и десятичной дроби на целое число. | Умеет умножать целые числа и десятичные дроби | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Уважительное отношение к иному мнению |
56 1 ч | Проверочная работа (раздел «Проверь себя!», с.85; 4 задания). Анализ проверочной работы. Составление справочника ошибок | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | П. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р. Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
2.6. Как делят на десятичную дробь? (9 ч) |
57-58 2 ч | Конструирование способа деления десятичных дробей на натуральное число (задания 126-131). Проверочная работа | Как можно разделить десятичную дробь на целое число? | Умеет аргументировать свой способ деления десятичных дробей | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Познавательный интерес к математической науке. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе |
59-60 2 ч | Конструирование способа деления на десятичную дробь (задания 132-134) | Создание алгоритма деления десятичной дроби на целое число. | Умеет аргументировать свой способ деления десятичных дробей | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. Р. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Навыки сотрудничества в ситуации групповой и парной работы. |
61-63 3 ч | Устные и письменные действия с многозначными числами и десятичными дробями, включая деление. Микрокалькулятор и проверка результата действий с десятичными дробями с его помощью (задания 135-152). Проверочная работа («Проверь себя!», с.99) | Умею ли я производить четыре арифметических действия с многозначными числами и десятичными дробями устно и письменно с последующей проверкой с помощью микрокалькулятора? | микрокаль- кулятор | Умеет производить устные и письменные вычисления с многозначными числами и десятичными дробями. Умеет пользоваться микрокалькулятором. | Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета |
64-65 2 ч | Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Анализ контрольной работы. Работа со справочником ошибок | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | П. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
2.7. Как найти дробь от числа и число по его дроби? (3 ч) |
66-68 3 ч | Нахождение дроби от числа и числа по его дроби (задания 153-167) | Что надо знать, чтобы находить дробь от числа и число по его дроби? | Умеет находить дробь от числа и число по его дроби | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Мотивация учебной деятельности. Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета |
2.8. Какими мерами измеряют величины? (7 ч) |
69-71 3 ч | Десятичные дроби и стандартные системы мер. Перевод одних мер в другие. Меры длины, площади, объёма, массы (задания168-183). Проверочная работа | Как связаны между собой десятичные дроби и стандартные меры измерения величин? Что надо знать, чтобы переводить одни меры в другие? | система мер длина площадь объём масса | Знает стандартные системы мер длины, площади, объёма и массы | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. К. Осуществлять взаимный контроль. | Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета. Принятие образа «хорошего» ученика |
72-73 2 ч | Действия с числовыми значениями величин (задания 184-192). «Это интересно!» с.114-115. «Проверь себя!», с.117-118 | Как производить четыре арифметических действия с числовыми значениями величин? | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
74-75 2 ч | Контрольная работа №4 по теме «Действия с многозначными числами и десятичными дробями». Анализ контрольной работы. Работа со справочником ошибок | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | П. Ставить и формулировать проблемы. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Составлять план и последовательность действий. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. |
2.9. Деньги. Какие они? (1 ч) |
76 1 ч | Деньги как мера стоимости (задания 193-196). | Что такое деньги? Как появились деньги? | Понимает деньги как меру стоимости | П. Ставить и формулировать проблемы. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Уважительное отношение к иному мнению. Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета |
2.10. Время и его измерение (10) |
77-78 2 ч | Стандартные меры измерения времени (задания 197-211). «Это интересно!», с.120-122 | Как люди научились измерять время? Какие стандартные меры измерения времени придумали люди? | Знает стандартные меры измерения времени. | П. Ставить и формулировать проблемы. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия. К. Осуществлять взаимный контроль. | Познавательный интерес к математической науке. Навыки сотрудничества в ситуации групповой и парной работы. |
79-83 5 ч | Дополнительные задания №1-26, с.128-137 | Умеет самостоятельно выполнять учебные задания | Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета |
84-85 2 ч | Проверочная работа («Проверь себя!», с.138-139, 4 задания). Анализ проверочной работы. Работа со справочником ошибок | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
86 1 ч | Углы и как их измеряют? Стандартные меры измерения углов (раздел «Это интересно!», с.139-141) | Зачем надо измерять углы? Как измеряют углы? | транспортир | Знает стандартные меры измерения углов | П. Ставить и формулировать проблемы. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Познавательный интерес к математической науке. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
ТЕМА 3. ПЕРИМЕТР, ПЛОЩАДЬ, ОБЪЁМ (учебник, книга 2) 3.1. Периметры различных плоских фигур и способы их вычисления (Как измерять периметры?) (12 ч) |
87-88 2 ч | Периметр – длина границы плоской фигуры. Сравнение периметров различных фигур с помощью посредника (проволоки, нитки и др.). Измерение периметров различных фигур (задания 1-9) Проверочная работа (раздел «Проверь себя!», с.11-12, 4 задания) и её анализ | Что такое периметр? Как измерять и сравнивать периметры с помощью посредника? | периметр | Понимает что такое периметр плоской фигуры. Умеет сравнивать периметры различных фигур с помощью посредника. Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета. Мотивация учебной деятельности |
89-91 3 ч | Выделение основных элементов геометрической фигуры, с помощью которых можно находить периметр. Периметр треугольника, четырёхугольника и других многоугольников (задания10-19) | С помощью каких элементов геометрической фигуры можно вычислять периметр? Как с помощью формул вычислять периметр разными способами? | треугольник; четырёхуголь- ник; прямоуголь- ник квадрат; многоуголь- ник | Умеет выделять основные элементы геометрической фигуры, с помощью которых можно вычислить периметр. Знает разные способы вычисления периметра различных многоугольников | П. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Познавательный интерес к математической науке. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
92 1 ч | Решение задач (задания 20-26) | Умеет решать геометрические задачи на нахождение периметра | П. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета |
93 1 ч | Тренировочные задания (задания 27-29) | Умеет самостоятельно выполнять учебные задания | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Р. Адекватно воспринимать предложения учителя и одноклассников по исправлению допущенных ошибок. К. Осуществлять взаимный контроль. | Мотивация учебной деятельности. Навыки сотрудничества в ситуации групповой и парной работы. |
94-96 3 ч | Вычисление периметров разных фигур, решение задач (задания 30-40). Проверочная работа (раздел «Проверь себя!», с.26-29, 9 заданий) | Как быстро вычислять периметры разных фигур? |
| Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | П. Ставить и формулировать проблемы. Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. К. Осуществлять взаимный контроль. | Познавательный интерес к математической науке. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе |
97-98 2 ч | Контрольная работа №5 по теме «Действия с числовыми значениями величин». Анализ контрольной работы. | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. Р. Выполнение учебных действий в громкоречевой и умственной формах; использование речи для регуляции своего действия. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
3.2. Площади геометрических фигур (Как измерять площади?) (16 ч) |
99 1 ч | Измерение площади прямоугольника путём непосредственного наложения меры – квадратного сантиметра. Формула площади прямоугольника и прямоугольного треугольника (задания41-43) | Как измерять площадь прямоугольника разными способами? Как с помощью формул вычислять площадь прямоугольника и прямоугольного треугольника? | прямоугольный треугольник; площадь; наложение меры; формула | Умеет измерить площадь способом наложения основной меры - квадратного сантиметра. Знает формулы вычисления площади прямоугольника и прямоугольного треугольника | П. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. К. Осуществлять взаимный контроль. | Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета. Принятие образа «хорошего» ученика |
100 1 ч | Определение в прямоугольном треугольнике тех сторон, измерение которых позволяет вычислить его площадь. Понятия катета и гипотенузы. Конструирование способа выделения прямоугольных треугольников среди прочих (задания 44-46) | Какие стороны в прямоугольном треугольнике позволяют вычислить его площадь? По каким признакам определяют прямоугольный треугольник среди других? | катет гипотенуза | Умеет находить в любом прямоугольном треугольнике стороны, с помощью которых можно вычислить площадь данного треугольника | П. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Познавательный интерес к математической науке. Навыки сотрудничества в ситуации групповой и парной работы. |
101-103 3 ч | Классификация треугольников по углам. Постановка и решение задачи нахождения площадей непрямоугольных треугольников путём разбиения их на прямоугольные. Формула площади произвольного треугольника. ((задания47-57). Проверочная работа | Как определять тип треугольника по углам? Как разбить любой непрямоугольный треугольник на прямоугольные? Выведение формулы площади произвольного треугольника. | прямоугольный треугольник; остроугольный треугольник; тупоугольный треугольник | Умеет производить классификацию треугольников по углам | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета. Уважительное отношение к иному мнению |
104-105 2 ч | Конструирование способа нахождения площади любой геометрической фигуры путём её разбиения (или дополнения), перекраивания. Поиск рациональных способов разбиения различных геометрических фигур, в том числе правильных многоугольников (задания 58-61) | Какие формулы вычисления площади любой геометрической фигуры существуют в математике? | Умеет находить площадь любой геометрической фигуры, применяя способ её разбиения или перекраивания. | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия. К. Осуществлять взаимный контроль. | Познавательный интерес к математической науке. Навыки сотрудничества в ситуации групповой и парной работы. |
106-107 2 ч | Выделение основных элементов, с помощью которых можно находить площади геометрических фигур. Сравнение наборов необходимых и достаточных элементов для вычисления периметра и площади одной и той же фигуры. Исследование зависимости изменения площади от изменения линейных параметров. Связь между периметром и площадью. Решение текстовых задач, включающих понятия площади и периметра. Выявление ошибкоопасных мест (задания 62-70) | С помощью каких основных элементов можно находить площадь любого многоугольника? Какая связь существует между периметром и площадью? | Умеет выделять основные элементы в геометрических фигурах, с помощью которых можно находить их площади | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. П. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. | Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета. Навыки сотрудничества в ситуации групповой и парной работы. |
108 1 ч | Контрольная работа №6 по теме «Периметры различных плоских фигур и способы их вычисления». | Умею ли я вычислять периметры различных геометрических фигур? | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | П. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
109 1 ч | Анализ контрольной работы (задания 71-73,77). Раздел «Это интересно!», с.53-55 | Умеет классифицировать свои ошибки | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. П. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Мотивация учебной деятельности. Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
110-111 2 ч | Вычисление площадей различных фигур (задания 74-86, раздел «Проверь себя!», с.59-60) | Умеет вычислять площади различных фигур | П. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. | Познавательный интерес к математической науке. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
112 1 ч | Палетка. Работа с палеткой (задания 87-92) | Что такое палетка и зачем она нужна? | палетка | Умеет пользоваться палеткой для измерения площади фигуры неправильной формы | П. Ставить и формулировать проблемы. П. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. | Познавательный интерес к математической науке. Уважительное отношение к иному мнению |
113-114 2 ч | Решение задач и уравнений (задания 93-98). Проверочная работа (раздел «Проверь себя!», с.66-67, 5 заданий) | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. П. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета |
3.3. Объёмы геометрических фигур (Как измерять объёмы?) (8 ч) |
115-116 2 ч | Знакомство с геометрическими телами. Стандартные меры объёма. Измерение объёма прямоугольного параллелепипеда (задания 99-106) | Как вычислять объёмы? | геометричес- кое тело; меры объёма; прямоуголь- ный параллеле-пипед | Знает способ измерения объёма прямоугольного параллелепипеда | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Познавательный интерес к математической науке. Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета |
117-119 3 ч | Решение задач, связанных с измерением периметров, площадей, объёмов. Составление справочника ошибкоопасных мест (задания 107-127) | Какие ошибки можно допустить, решая задачи, связанные с измерением периметров, площадей, объёмов? | Умеет решать задачи, связанные с измерением периметров, площадей и объёмов | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
120 1 ч | Проверочная работа (раздел «Проверь себя!», с.79, 4 задания). Раздел «Это интересно!», с.80-82 | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | Познавательный интерес к математической науке. |
121-122 2 ч | Контрольная работа №7 по теме «Периметры и площади геометрических фигур». Анализ контрольной работы | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
ТЕМА 4. АНАЛИЗ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ 4.1. Строение задач. Краткая запись задачи. Схемы. Уравнения. (Текстовые задачи) (16 ч) |
123-124 2 ч | Анализ средств самоконтроля при вычислениях и решении задач (раздел «Проверь себя!», с.83-85, 7 заданий) | Умеет классифицировать свои ошибки | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета |
125-127 3 ч | Строение задачи. Краткая запись условия задачи как новое средство моделирования (задания128-142) | Из каких частей состоит задача? | краткая запись задачи; моделирова- ние | Знает структуру задачи. Понимает как составлять краткую запись задачи | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Познавательный интерес к математической науке. |
128-129 2 ч | Переход от текста к краткой записи и обратно (задания 143-148) | Как «перевести» задачу на язык схемы (модели)? Как восстановить задачу по её схеме (модели)? | Умеет переходить от текста задачи к её краткой записи | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
130-131 2 ч | Преобразование краткой записи к виду, удобному для графического моделирования. Решение текстовых задач с использованием краткой записи (задания 149-163) | Как преобразовать краткую запись, чтобы удобно было составить схему? | графическое моделирова- ние | Умеет преобразовывать краткую запись задачи в её графическую модель | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. П. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета |
132 1 ч | Анализ средств для самоконтроля при составления краткой записи и решении задач (раздел «Проверь себя!», с.102, 6 заданий) | Как пользоваться средствами самоконтроля? | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
133 1 ч | Придумывание задач детьми и их решение (задания 164-165) | Как придумывать задачи? | Умеет придумывать тексты задач и решать их | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Познавательный интерес к математической науке. |
134-138 5 ч | Решение уравнений, которые могли быть составлены к текстовой задаче. Формирование действия контроля за выполнением тождественных преобразований при решении уравнений. Проверочная работа и её анализ (задания 166-187) | Как решать задачи с помощью уравнений? | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. П. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета |
4.2. Задачи на «процессы» (Время, скорость и …) (16 Ч) |
139-140 2 ч | Время и его измерение (раздел «Проверь себя!», с.112-115); «Это интересно!», с.116-117 | Что такое время? | процессы скорость время расстояние | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | П. Ставить и формулировать проблемы. Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
141-142 2 ч | Понятие о скорости (задания 188-192) | Что такое скорость? | Понимает, что такое скорость | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Познавательный интерес к математической науке. |
143-144 2 ч | Работа над текстовыми задачами, в которых речь идёт о скорости различных процессов: движения, работы. Анализ текста, перевод текста на язык математики (задания 193-200) | Как перевести текст задачи на язык схемы? | Умеет анализировать тексты задач и переводить их на язык математики | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
145 1 ч | Проверочная работа и её анализ | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
146-147 2 ч | Составление краткой записи к задачам на движение (задания 201-207) | Как составлять краткую запись к задачам на движение? | Умеет составлять краткую запись задачи на движение | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. Р. Использовать установленные правила в контроле способа решения. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета |
148-149 2 ч | Контрольная работа №8 по теме «Строение задач. Краткая запись задачи. Схемы. Уравнения» | Умеет устанавливать границы своего знания-незнания | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
150-151 2 ч | Скорость сближения. Скорость удаления. Задачи на совместную работу (задания 208-224). Проверочная работа | Что такое скорость сближения (удаления)? Что такое совместная работа? | скорость сближения; скорость удаления; совместная работа | Понимает, что такое скорость сближения, скорость удаления и совместная работа | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Познавательный интерес к математической науке. |
152-154 3 ч | Решение задач (задания 225-250). Составление справочника ошибок | Умеет решать задачи, применяя разные способы решения: решение по действиям, решение уравнением, решение формулой на порядок действий | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
155-157 3 ч | Итоговые контрольные работы №9-10 за курс начальной школы («Проверь себя!», с.143-150) | Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
158-160 3 ч | Решение задач, уравнений (задания 251-260). «Это интересно!», с.141-142. | Умеет решать задачи, применяя разные способы решения: решение по действиям, решение уравнением, решение формулой на порядок действий | П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Познавательный интерес к математической науке. |
161-165 5 ч | Задачи на смекалку (задания с.150-156) | смекалка | Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать границы своего «знания-незнания». |
166-170 | Резерв: 5 ч |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс (система Эльконина-Давыдова, учебник Александровой)
Рабочая программа по математике для первых классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития...
Рабочая программа по математике 2 класс (система Эльконина-Давыдова, учебник Александровой)
Рабочая программа по математике для вторых классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития...
Рабочая программа по математике 4 класс УМК «Школа 2100» (автор: Л.Г. Петерсон)
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом об...
Рабочая программа по математике 4 класс, система Занкова Л.В. Автор учебника Аргинская И.И.
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Математика» в 4 классе разработана на основе следующих документов: · Федеральный закон «Об обра...
Рабочая программа по математике 4 класс (система Эльконина - Давыдова)
Рабочая программа по математике для 4 класса по системе Эльконина - Давыдова....
Рабочая программа по математике 3 класс (система Эльконина - Давыдова)
Рабочая программа по математике для 3 класса, развивающая система Эльконина-Давыдова разработана в соответствии с ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике 2 класс (система Эльконина - Давыдова)
Рабочая программа по математике для 2 класса РС Эльконина-Давыдова. Учебник В.В. Давдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина....