ФГОС. Система Эльконина-Давыдова. 1 класс. Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (1 класс) по теме
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой по математике Александровой Э.И., учебник "Математика" в 2-х частях, в учебно-методический комплект входит "Рабочая тетрадь"в 4-х частях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_rabochaya_programma_matematika.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1 класс
Математика (132 ч)
Э.И. Александрова «Математика», 1 класс : учебник для 1 класса начальной школы 2 частях.
№ урока | Тема урока (страницы учебника, тетради) | Решаемые проблемы (цели) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
Дата | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||
I полугодие Тема 1. Выделение свойства предметов через их сравнение. Отношение равенства и неравенства (58 ч) | Научатся: - выделять разные свойства в одном предмете и непосредственно сравнивать предметы по разным признакам: по длине (ширине, высоте), площади, объёму, массе, количеству, форме, цвету, материалу, углам и др.; - моделировать отношения равенства и неравенства величин с помощью отрезков (графическое моделирование) и с помощью буквенной формулы (знаковое моделирование): - производить сложение и вычитание величин при переходе от неравенства к равенству и обратно; исследовать ситуации, требующие сравнения величин и чисел, им соответствующих; | Регулятивные УУД: - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой; - формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила (определение порядка действий во временном отношении) в планировании способа решения; - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; - вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в разных ситуациях; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; - преобразовывать практическую задачу в познавательную: разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка); конструировать модели; - соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи: совершенствование навыков счёта, сравнения групп предметов, освоение состава чисел в пределах 10; - моделировать ситуации, иллюстрирующие уравнивание величин; - накопление опыта с использованием элементов математической символики; - применять установленные правила в планировании способа решения: пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма сравнения и уравнивания величин; - формулировать и удерживать учебную задачу: способность проводить сравнение величин и чисел, соотносить части и целое; - формировать умение работать в группе: конструирование моделей геометрических фигур по образцу, описанию, рисунку; - составлять план и последовательность действий: поиск информации в учебнике, умение выполнять взаимопроверку в парах; - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма математического действия, плана решения задачи; - определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата: планирование хода решения задачи, выполнение заданий на вычисление, сравнение; - использовать речь для регуляции своего действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - предвосхищать результат, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; - активизировать силы и энергию к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта. Познавательные УУД: - использовать общие приёмы решения задач: поиск информации в учебной книге; -умение оценивать свою работу по критериям, предложенным учителем или составленным в совместной работе; - принимать оценку учителем и одноклассниками результата своей работы; - умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом, а также с результатами работ одноклассников (в паре, группе); - умение пользоваться различными знаками и символами для составления моделей и схем изучаемых объектов; - использовать общие приёмы решения задач (алгоритм попарного соотнесения двух величин или групп предметов); - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера: сравнение, уравнивание величин и групп предметов, пространственные и временные представления; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: моделирование ситуаций, требующих упорядочивания предметов и математических объектов; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: способность проводить исследование предметов с точки зрения его математической сущности; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач: способность устанавливать соотношение частей и записывать результат сравнения величин и чисел, используя знаки сравнения; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель: раскрытие связей между величинами и числами; прогнозировать результат сравнения и вычисления; - использовать общие приёмы решения задач: применение анализа, сравнения, обобщения для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов; - создание и применение моделей для решения задач; - использовать общие приёмы решения задач: моделирование ситуаций, иллюстрирующих арифметическое действие и ход его выполнения, приём проверки правильности нахождения значения числового выражения с помощью прикидки результата; | - осознание себя учеником, проявление интереса к другим ученикам; - следование принятым нормам поведения в школе; - осознание и принятие таких человеческих ценностей, как уважительное отношение к одноклассникам, и учителям, дружелюбие; - установка на совместную работу в паре, группе; - мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная); - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; - принятие образа «хорошего ученика»; - умение задавать вопросы; - ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - навыки сотрудничества в разных ситуациях; - развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; - принятие и освоение социальной роли обучающегося; - внутренняя позиция обучаемого на основе положительного отношения к школе; - развитие мотивов учебной деятельности и навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; - самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; ситуациях | |||
1 | Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Выделение признаков предметов через их сравнение. Сравнение по длине, толщине, цвету, материалу, форме. Отрезок как носитель длины. | Какие признаки есть у предметов? Что значит сравнивать величины? | признаки предметов, длина, ширина, высота, толщина, цвет, материал, форма | |||
2-3 | Сравнение по выделенным признакам. Отношения «равно», «неравно», слова-синонимы для обозначения этих отношений. Способы сравнения по длине. Проверочная работа. | Какие есть способы сравнения по длине (ширине, высоте)? | равно, неравно | |||
4-5 | Выделение признаков предметов через их сравнение по длине, ширине, цвету, форме, материалу. | Как выделять признаки предметов через их сравнение? | - описывать явления и события с помощью величин; - прогнозировать результат сравнения величин путём их оценки и прикидки будущего результата; - строить графические модели отношений (схемы) при решении несложных текстовых задач (с буквенными или числовыми данными), связанных с увеличением или уменьшением величин; составлять текстовые задачи по схеме и формуле; придумывать вместо букв «подходящие» числа и заменять числовые данные буквенными; - владеть понятием части и целого, уметь описывать отношения между частями и целым с помощью схем и формул; - разбивать фигуры на части и составлять целое из частей плоских и объёмных фигур; - решать уравнения типа a+х=в, а-х=в, х-а=в с опорой на схему; - выполнять сложение и вычитание в пределах 10; - представлять состав чисел первого десятка с опорой на дошкольную подготовку на основе понятия части и целого; - изготавливать и конструировать модели геометрических фигур, предложенные в рабочей тетради, перекраивать их при сравнении площадей | |||
6-8 | Подбор предметов, равных или неравных по разным признакам, моделирование отношений с помощью полосок. Проверочная работа. | Как подбирать предметы с равными (неравными) признаками? | ||||
9-10 | Периметр. Сравнение периметров разных фигур. Знаки «равно», «неравно». Проверочная работа | Что значит «равно» и «неравно»? | периметр | |||
11-12 | Площадь. Сравнение площадей. Способы сравнения. Проверочная работа | Как сравнивать площади? | площадь | |||
13-14 | Перекраивание фигур. Равновеликие и равносоставленные фигуры | Как сравнивать площади путём перекраивания? | равновеликие, равносостав- ленные | |||
15-16 | Контрольная работа. Анализ контрольной работы | |||||
17-19 | Сравнение объёмов. Графическое моделирование: от копирующего рисунка к схеме | Как рассказать о сравнении величины с помощью рисунка и схемы? | объём, схема | |||
20-22 | Переход от схемы к сравнению предметов и наоборот. Способы сравнения объёмов путём переливания | Как сравнивать объёмы путём переливания? | ||||
23-25 | Сравнение предметов по всем известным признакам. Отрезок, луч, прямая | Что такое отрезок, луч, прямая и как их различать? | отрезок, луч, прямая | |||
26-27 | Опосредованное сравнение объёмов с помощью кубиков | Как сравнивать объёмы с помощью кубиков? | ||||
28-30 | Работа со знаками «=», «=». Введение знаков «>», «<». Введение буквенной символики как средства фиксации признака, по которому сравнивают одни и те же предметы. Рефлексия способов сравнения | Что значит «равенство» и «неравенство»? | ||||
31-32 | Сравнение по массе. Способы сравнения | Как сравнивать по массе? | масса | |||
33 | Проверочная работа | |||||
34 | Сравнение групп предметов | Как сравнивать группы предметов? | группы предметов | |||
35-36 | Сравнение по другим признакам: по составу частей, из которых состоит рисунок, по расположению | Как сравнивать по составу частей? | ||||
37-38 | Способы сравнения по количеству. Проверочная работа | Как сравнивать по количеству? | количество | |||
39-41 | Угол. Сравнение углов по величине. Треугольник | Что такое угол, треугольник? | угол | |||
42-43 | Понятие величины. Буквы латинского алфавита. Проверочная работа | Что такое величина? | латинский алфавит | |||
44-46 | Работа по прописям (1 часть). Подготовка к написанию цифр и букв МП (математические прописи): №60 (с.55-56) | Что надо знать, чтобы научиться писать цифры? | ||||
47 | Цифра 1. Анализ способа написания МП: №60 (с.57), № 61 | Как правильно писать цифру 1? | ||||
48 | Цифры 7 и 4. Сравнение цифр по составу частей. МП: №62-65 | Как правильно писать цифры 7 и 4? | ||||
49-50 | Цифра 3. МП: №66 (с.65) Составление формул с помощью букв, обозначающих свойства предмета, и знаков «=», «=», «>», «<». Рефлексия отношений | Как правильно писать цифру 3? | формула | |||
51-54 | Цифры 5 и 2. МП: №66 (с.66-67) Опосредованное сравнение, заданное через схему или формулу | Как правильно писать цифры 5 и 2? | схема, формула | |||
55-57 | Цифры 6 и 9. МП: №67 (с.68-69) Сравнение величин с помощью схем и формул. Переход от сравнения предметов к схемам, формулам и обратно | Как правильно писать цифры 6 и 9? | ||||
58-59 | Цифры 8 и 0. МП: №67 (с.70-71) Проверочная работа | Как правильно писать цифры 8 и 0? | ||||
60-64 | Резерв: 5 ч | |||||
II полугодие Тема 2. Действия сложения и вычитания (42 ч) | ||||||
65-67 | Уравнивание величин: переход от неравенства к равенству. Моделирование отношений с помощью схемы и формулы. Введение знаков «+» и «-» МП: №68 (с.71-72, ц.1,7,4) | Как с помощью схемы и формулы рассказать об уравнивании величин? | ||||
68-70 | Переход от неравенства к равенству и наоборот. МП: №68 (с.72-73, ц.3,5,2) | Как перейти от неравенства к равенству и наоборот? | равенство, неравенство | |||
71-75 | Рефлексия способов уравнивания и соотнесение их с конкретными условиями. Текстовые задачи на уравнивание, переходы от текста к схеме и формуле и наоборот. МП: №68 (с.73, ц.6,9,8,0) | Как решать задачи на уравнивание? Как перейти от текста задачи к схеме и формуле и наоборот? | ||||
76-78 | Свойства отношений равенства и неравенства (А=B=A+C=B+C; A=A; A=B=B=A; A=B B=C=A=C). МП: №69 | Какие свойства отношений есть у равенств и неравенств? | ||||
79-80 | Описание процесса уравнивания с помощью графической модели (схемы) и знаковой (формулы). МП: №70 (ц.1,2) | Как с помощью графической модели рассказать о процессе уравнивания? | - осуществлять рефлексию способов и условий действий; - контролировать и оценивать процесс и результат; - строить рассуждения, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности; - осуществлять классификацию по заданным критериям; - определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; - ориентироваться в разнообразии способов решения задач ( способы вычисления по частям, с помощью линейки); - обрабатывать информацию (определение основной и второстепенной информации, запись); - выделять существенные признаки каждого компонента задачи; - рефлексировать способы и условия действий; - анализировать информацию и осуществлять передачу информации (устным, письменным, цифровым способами); - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; - строить рассуждения; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности). Коммуникативные УУД: - составлять вопросы, используя полученные на уроке понятия; - проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач; - использовать речь для регуляции своего действия; - инициативное сотрудничество в парах, группах; - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь при поиске нужной информации; - координировать и применять различные позиции во взаимодействии в парах, в группах, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; - взаимодействие: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих; - строить монологическое высказывание; - определять цели, функции участников, способы взаимодействия в парах, в группах; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - ставить вопросы, - обращаться за помощью к учителю или партнёру; - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; - формулировать собственное мнение и позицию; - формулировать свои затруднения | |||
81-83 | Задача восстановления целого по частям (на разных величинах). Конструирование буквенно-графической модели с «лучиками». МП:№70 (ц.3,4,5) | Как восстановить целое по частям? | ||||
84-87 | Переход от одних моделей к другим. Текстовые задачи на понятие части и целого. Введение значков для обозначения целого и части на схемах и в формулах. Подбор числовых значений букв в формулах. МП: №70 (ц.6,7,8,9) | Как обозначать на схемах целое и часть? | ||||
88 | Название компонентов при сложении и вычитании, их соотнесение с понятием части и целого. Переместительный закон сложения. МП: №70 (ц.0,1-9) | Как называются компоненты при сложении? Что такое переместительный закон сложения? | слагаемое, сумма, переместите- льный закон | |||
89-90 | Превращение величины в части и целое. Относительность этих понятий. МП: №71 (А, В) | Как превратить величину в целое? в часть? | части, целое | |||
91 | Скобки как знак, показывающий другую последовательность выполнения операций над величинами: A-B-C=A-(B+C). МП: №71 (С, с) | Для чего нужны скобки в математическом выражении? | скобки | |||
92 | Понятие нулевой величины. МП: №71 (Е) | Что значит «нулевая величина»? | нулевая величина | |||
93 | Проверочная работа | |||||
94-97 | Понятие уравнения. Решение текстовых задач путём составления: а) выражения вида: х= …; б) уравнения вида a+x=в, а-х=в, х-а=в, … МП: №71 (М, К) | Что такое «уравнение»? Как решать задачи с помощью уравнений? | уравнение | |||
98-102 | Переход от формул к числовым выражениям с опорой на дошкольное представление ребёнка о числе и наоборот. Примеры с «секретами». Сравнение числовых выражений. Восстановление части по целому и другой части. Связь между компонентами сложения и вычитания. МП: №71(Р, D, S) | Как восстановить часть по целому и другой части? | ||||
103 | Контрольная работа | |||||
104 | Анализ контрольной работы | |||||
105-106 | Рефлексия изученного. Решение задач и уравнений. Проверочная работа. МП: №72, 73 | |||||
Тема 3. Введение числа (12 ч) | ||||||
107-108 | Какие бывают мерки. Подбор мерок, удобных для измерения данной величины, и подбор величин, удобных для измерения данной меркой. МП: №74,75 | Какие бывают мерки? Как подбирать удобные мерки и величины? | ||||
109-110 | Задача опосредованного сравнения: а) с помощью посредника, равного одной из величин; б) с помощью посредника-меры. Число как результат измерения. | Что такое «посредник»? Как сравнивать с помощью посредника? | ||||
111-116 | Выбор меры, удобной для измерения длины, площади, объёма, массы, углов, количества. | Что значит «удобная мера»? | мера | |||
117 | Знакомство с названиями стандартных мер. | Как называются стандартные меры? | стандартная мера | |||
118 | Знакомство с другими величинами: скорость, время, стоимость | Что такое скорость, время, стоимость? | скорость, время, стоимость | |||
Резерв: 14 +5=19 ч (из них 10 ч включено в курс «Введение в школьную жизнь») | ||||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ I. Печатные пособия. 1. Сборник примерных программ для начальной школы под редакцией А.Б. Воронцова. Пособие для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 2. Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее образование. 1 класс. (Система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова). Пособие для учителя - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. 3. Александрова Э.И. Математика. Учебник для 1 класса начальной школы. В двух книгах. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 4. Александрова Э.И. Рабочие тетради по математике. Комплект из 4-х рабочих тетрадей.1 класс. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 5. Александрова Э.И. Математические прописи. Учебное пособие для 1 класса. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 6. ФГОС. Примерные программы по учебным предметам, 2010 г. 7. ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2008 г. 8. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования, 2009 г. II. Материально-технические средства. Компьютерная техника, интерактивная доска или экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц. III. Наглядные пособия. Рисунки, таблицы, схемы, изготовленные учителем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс
Примерное тематическое планирование по математике (автор: Александрова Э.И.) в 3 классе по программе Эльконина - Давыдова. ...
Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс
Тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" (авторы: Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева) в 3 классе, система Эльконина - Давыдова....
Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс
Примерное тематическое планирование по литературному чтению (автор Е.И.Матвеева)в 3 классе, система Эльконина - Давыдова...
ФГОС. Система Эльконина-Давыдова.1 класс. Рабочая программа Введение в школьную жизнь
Рабочая программа по курсу "Введение в школьную жизнь" составлена в соответствии с новыми стандартами, включает календарно-тематическое планирование, планируемые результаты, УУД, личностные результаты...
ФГОС. Система Эльконина-Давыдова. 1 класс. Рабочая программа по обучению грамоте
Рабочая программа соответствует новым стандартам. Составлена на основе программы по обучению грамоте, система Эльконина-Давыдова. Учебник "Букварь", авторы Репкин В.В. и другие, обучение письму по про...
ФГОС. Система Эльконина-Давыдова. 1 класс Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой С.В.Ломакович и Л.И.Тимченко. В учебный комплект входят: учебник "Русский язык", рабочая тетрадь и тетрадь для контрольных работ....
ФГОС. Система Эльконина-Давыдова. 1 класс. Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой по литературному чтению Е.И. Матвеевой. Учебник "Литературное чтение", + тетрадь на печатной основе "Литературное чтение" + тетрадь "...