Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir_3_klass_Chudinova.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДАТА | ТЕМА | УЧЕНИК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ | УЧЕНИК ДОЛЖЕН УМЕТЬ | ПОСОБИЯ К УРОКУ |
1-2. Введение | Оценка своих достижений и совместное планирование будущей работы | Зависят от формы проведения | ||
3.Маршрут - линейная запись пути | Маршрут- линейная запись пути | Анализ способов представления маршрута | ||
4.Безопасные маршруты в школу и домой. Правила поведения на дороге. | Безопасные маршруты в школу и домой. Правила поведения на дороге. | Соблюдать правила поведения на дороге. | ||
5.Поиск направления. | Поиск направления | Определять направление | ||
6.Выбор и обозначение направления движения. Стороны горизонта. | Выбор и обозначение направления движения. Стороны горизонта. | Определять стороны горизонта | Макет | |
7.Ориентация по солнцу. | Ориентация по солнцу. | Ориентирование по солнцу | Желателен солнечный день | |
8.Ориентация по звёздам и Луне. | Ориентация по звёздам и Луне. | Ориентирование по звёздам и Луне. | ||
9. Ориентация по местным признакам. | Ориентация по местным признакам | Ориентирование по местным признакам | ||
10.Ориентирование по компасу. | Ориентирование по компасу. | Ориентирование по компасу. | Компасы (один на группу) | |
11.Картосхема. Общее представление о масштабе. | Картосхема. Общее представление о масштабе. | Изображать путь, выбирать масштаб. | Макет |
12—13. Виды сверху и сбоку. План | Рисование. Парная работа с палеткой. Работа с планом парты и класса | Рисование. Парная работа с палеткой. Работа с планом парты и класса | Простые предметы для изображения видов сверху и сбоку (конус и куб обязательны). Палетки у детей | |
14. План комнаты. Безопасность в квартире | Работа с планом квартиры. Обсуждение правил безопасного поведения в квартире | Работа с планом квартиры. Выполнение правил безопасного поведения в квартире |
| |
15. План района. Безопасные маршруты | Работа с планом района. Обсуждение правил безопасного поведения на улице и в подъезде. Прогулка | Работа с планом района. Выполне-ние правил безопасного поведе-ния на улице и в подъезде. | План местности, в которой расположена школа | |
16— 17. Карты мира и России. Знаки на карте | Работа с разномасштабными картосхемами. Анализ изображений и обозначений. Чтение текстов. Поиск материков и океанов, морей, гор, озер, рек России на физических картах России и мира | Работа с разномасштабными картосхемами. Анализ изображений и обозначений. Чтение текстов. Поиск материков и океанов, морей, гор, озер, рек России на физических картах России и мира | Физические карты России и мира. Политическая карта мира. Другие виды карт | |
18—20. Путешествие по России | Чтение текстов, просмотр фильмов (по возможности), рассматривание аэроснимков, составление собственных рассказов | Чтение текстов, составление собственных рассказов | Карты России | |
21. Политические соседи России | Работа с политической картой мира, изучение национальных традиций, одежды, других особенностей | Работа с политической картой мира, изучение национальных традиций, одежды, других особенностей | ||
22—23. Народы России | Чтение текстов. Рассматривание изделий народных промыслов. Игровое воспроизведение некоторых традиций | Чтение текстов. Рассматривание изделий народных промыслов. Игровое воспроизведение некоторых традиций | Изделия народных промыслов. Хранители народных традиций | |
24. Изолинии как новый способ изображения | Решение проблемы обозначения высоты на карте | Решение проблемы обозначения высоты на карте | Макет. Картосхема макета | |
25. Достопримечательности родного края | Работа с туристской картой, изображениями достопримечательностей родного края, прогулка | Работа с туристской картой, изображениями достопримечательностей родного края, прогулка | Туристская карта родной местности, фотографии местных достопримечательностей | |
26. Речка и ручей | Работа с картосхемой реки, изображениями обитателей реки и ручья, изучение правил поведения на воде | Работа с картосхемой реки, изображениями обитателей реки и ручья, изучение правил поведения на воде | Образцы речных растений, изображения животных | |
27—28. Места обитания живых существ. Красная книга. Проблемы вымирания | Анализ и построение ареалов на картах, групповая работа по построению и чтению изолиний, чтение и анализ текстов | Анализ и построение ареалов на картах, групповая работа по построению и чтению изолиний, чтение и анализ текстов |
| |
29—30. Прогноз погоды | Чтение текстов, наблюдение и анализ народных примет, работа с синоптической картой | Чтение текстов, наблюдение и анализ народных примет, работа с синоптической картой |
| |
31. График как способ двумерного изображения | Работа со шкалами (повторение материала 1 класса), открытие нового способа изображения | Работа со шкалами, открытие нового способа изображения | Лавровые листья (по пять штук на группу), дидактический мусор | |
32. Рельеф земной поверхности. Формы рельефа | Работа с разными изображениями, фотографиями, текстами. Лепка. Рисование | Работа с разными изображениями, фотографиями, текстами. Лепка. Рисование | Пластилин, макеты, фильм | |
33. Океан и его обитатели | Работа с разными изображениями, графиком, фотографиями, текстами. Анализ приспособлений живых существ к разным условиям обитания | Работа с разными изображениями, графиком, фотографиями, текстами. Анализ приспособлений живых существ к разным условиям обитания | Фильм | |
34—35. Спутники человека | Чтение текстов, работа с графиками. Изучение правил здорового питания | Чтение текстов, работа с графиками. Выполнение правил здорового питания | Фотографии домашних питомцев детей | |
36. Рост живых существ | Работа с графиками роста | Работа с графиками роста |
| |
37. Таблица как новый способ изображения | Работа с пуговицами, выполнение заданий в У-Т | Работа с пуговицами, выполнение заданий в У-Т | Пуговицы | |
38-39-40. Здоровый образ жизни | Работа по составлению и чтению таблиц, выработка правил здорового образа жизни | Работа по составлению и чтению таблиц, выработка правил здорового образа жизни |
| |
41—42. Живые существа. Группы живых существ | Отгадывание загадок (дикие и домашние животные). Составление таблиц. Классифицирование Работа с изображениями | Отгадывание загадок (дикие и домашние животные). Составление таблиц. Классифицирование. Работа с изображениями | Таблицы из кабинета биологии | |
43. Диаграмма как новый способ изображения | Открытие способа изображения отношений | Чтение и построение диаграмм |
| |
44. Развитие человека | Анализ качественных изменений, происходящих с человеком по мере взросления. Сравнение роста и развития. Изучение основных занятий в разных возрастах | Анализ качественных изменений, происходящих с человеком по мере взросления. Сравнение роста и развития. Изучение основных занятий в разных возрастах |
| |
45. Чистый воздух. Проблемы гигиены и экологии | Анализ диаграмм. Составление текста | Анализ диаграмм. Составление текста |
| |
46. Гроза. Гром и молния | Анализ текстов и диаграмм. Изучение правил безопасного поведения во время грозы. Составление текста | Анализ текстов и диаграмм. Выполнение правил безопасного поведения во время грозы. Составление текста |
| |
47. Разрезы как новый способ изображения | Рисование по воображению с проверкой | Рисование по воображению с проверкой |
| |
48. Жилища и другие постройки людей | Чтение текстов, анализ разрезов | Чтение текстов, анализ разрезов |
| |
49. Жилища животных | Чтение текстов, анализ разрезов. Анализ приспособлений живых существ к разным условиям обитания | Чтение текстов, анализ разрезов. Анализ приспособлений живых существ к разным условиям обитания |
| |
50. Деревья и их значение для людей | Чтение текстов. Изучение спилов. Анализ изображений спилов | Чтение текстов. Изучение спилов. Анализ изображений спилов | Спилы (один на группу) | |
51. Слоистость земной коры | Работа с макетом. Построение разреза. Анализ разрезов земной коры | Работа с макетом. Построение разреза. Анализ разрезов земной коры | Макет. Стеклянные или пластиковые прозрачные трубочки (одна на группу) | |
52. Превращения горных пород. Их виды | Моделирование. Наблюдение. Анализ графика. Составление схемы | Моделирование. Наблюдение. Анализ графика. Составление схемы | Образцы горных пород, пластилин, спички, клочки бумаги | |
53 — 54. Горные породы и минералы | Наблюдение. Работа со шкалой | Практическая работа. Наблюдение. Работа со шкалой | Образцы горных пород и минералов, посуда с водой, уксус, лупы | |
55. Почва и ее свойства | Наблюдение. Чтение текстов, анализ схем | Практическая работа. Наблюдение. Чтение текстов, анализ схем | Комки почвы | |
56—57. Полезные ископаемые | Чтение текстов, слушание докладов, работа с картой, наблюдение | Чтение текстов, слушание докладов, работа с картой, наблюдение | Образцы полезных ископаемых. Карта России с обозначенными месторождениями | |
58-59-60. Изменения рельефа местности под действием человека и сил природы | Анализ картосхем, планирование опыта, моделирование | Анализ картосхем, планирование опыта, моделирование | Ящик с песком, ящик с глиной, фотокюветы или тазы (один на группу) | |
61. Слои осадочных пород. Раскопки. Окаменелости | Наблюдение, чтение текстов, рисование по воображению | Наблюдение, чтение текстов, рисование по воображению | Окаменелости | |
62. Происхождение человека. Культурный слой | Анализ изображений. Составление текста | Анализ изображений. Составление текста |
| |
63. Прошлое Земли. Пангея | Выдвижение и анализ гипотез. Моделирование | Выдвижение и анализ гипотез. Моделирование |
| |
64-65-66. Движение литосферных плит. Образование гор. Вулканы. Землетрясения | Чтение и анализ текстов. Работа с разными видами изображений | Чтение и анализ текстов. Работа с разными видами изображений | Фильм | |
67. Итоговая работа | Проверочная работа |
| ||
68. Анализ годового движения. Подведение итогов. | Работа с «картой» движения и другими рефлексивными заданиями | Анализ проверочной работы. Работа с «картой» движения и другими рефлексивными заданиями |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной задачей компонента «Окружающий мир» (авторы: Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева)в системе Д.Б. Эльконина — В. В. Давыдова является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Кроме этой, решаются также следующие задачи:
- первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;
- ориентация ребенка в мире окружающих природных и социальных явлений (в том числе формирование первоначальных экологических понятий и представлений, образных представлений о прошлом и настоящем Отечества, представлений о безопасном и правилосообразном поведении);
- формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;
- воспитание культуры взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста знаний и умений. В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются общеучебные умения ребенка. Такие, как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации и пр. А также специальные умения — устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать течение природных и социальных процессов и т. д.
В предлагаемом курсе «Окружающий мир» учебным предметом является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.
Основным методом обучения по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова является постановка перед детьми и решение ими системы учебных задач. Главной учебной задачей курса является открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений. В курсе третьего года обучения предусматривается решение детьми более частных учебных задач, открывающих способы представления результатов исследования.
Постановка этих учебных задач возможна на практически любом материале из области физики, химии, биологии, геологии, астрономии и других естественных наук.
Материал и форма конкретных заданий подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр. Обращается особое внимание на проведение практических работ и экскурсий, с одной стороны, и формирование умения работать с текстами и документами — с другой.
Особенностью третьего года обучения является направленность на открытие и освоение детьми способов изображения, представления данных, полученных в опыте или наблюдении.
Программа курса «Окружающий мир» в 3 классе рассчитана на 68 часов в год
(2 урока в неделю).
Главное содержание 3 года обучения заключается в открытии детьми общих способов представления результатов наблюдения и эксперимента и овладении ими. Описание является составной частью любого эксперимента или систематического наблюдения. Но особенно важно то, что в любых справочниках и учебниках для средней школы знания представлены именно так: в виде таблиц, планов, схем, графиков и пр. Овладевая умениями строить и читать эти виды изображений, дети будут готовы освоить любое содержание предметов средней школы.
Так же важно, что систематическая умственная работа по превращению собственных ощущений и наблюдений в знаковые формы, доступные для понимания других людей, и обратная работа - по «чтению» знаковых форм, в которых запечатлены опыт, мысли и чувства других людей, - развивают способности воображения, понимания, вводят детей в пространство высокого общественного сознания.
Содержание обучения в 3 классе логически вытекает из материала второго года обучения. Научившись проводить измерения и, следовательно, накапливая в своих опытах и наблюдениях достаточно числовых, а не только качественных данных, дети должны научиться представлять эти данные в виде, удобном для «чтения», последующего анализа и передачи другим людям.
К КОНЦУ 3 КЛАССА ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ
В области естествознания
приводить примеры:
-горных пород и минералов;
-воздействия природных сил на рельеф местности;
-воздействия человека на рельеф местности;
различать на уровне представлений:
-почву и горную породу;
-формы земной поверхности (равнины, горы);
-водоёмы (река, озеро, Мировой океан);
кратко характеризовать:
-круговорот горных пород;
решать практические задачи:
-представлять результаты наблюдений и опытов в виде простейших планов, графиков, шкал, таблиц, диаграмм;
-читать простейшие планы и карты, шкалы, графики, диаграммы, таблицы, разрезы;
-фиксировать маршрут своего движения с помощью символической записи и на картосхеме;
-ориентироваться на местности;
В области обществознания
приводить примеры:
-народов, населяющих Россию;
-разных жилищ людей;
-традиции народов России;
кратко характеризовать:
-достопримечательности родного края;
-жизнь и быт людей в прошлом;
решать практические задачи:
-прокладывать безопасные маршруты в своём микрорайоне;
-осуществлять безопасное поведение в своём доме.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | РАЗДЕЛ ТЕМА | Количество часов | Изучение нового и закрепление | Практич. работа | Контроль |
А. | СПОСОБЫ ОПИСАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЙ И ОПЫТОВ. | 61 | |||
1 | Маршрут - линейная запись пути. Запись маршрута с помощью символов. | 5 | 5 | ||
2 | Направления движения, стороны света. Ориентирование на местности с помощью Солнца, звёзд, компаса. Возможности ориентирования по местным признакам. | 5 | 3 | 2 | |
3 | Картосхема (план, карта) как Способ представления на плоскости трёхмерных объектов. Общее представление о масштабе. | 13 | 13 | ||
4 | Способ внесения в картосхемы дополнительной информации с помощью изолиний. Построение изолиний. | 9 | 9 | ||
5 | Способы построения и чтения графиков. Способы построения и чтения таблиц. Способы построения и чтения диаграмм. | 15 | 15 | ||
6 | Чтение простейших разрезов. | 14 | 13 | 1 | |
Б | Использование изученных способов описания для связи разнородных явлений. | 7 | 6 | - | 1 |
ВСЕГО: | 68 | 64 | 3 | 1 |
Необходимые учебные пособия
Для проведения уроков по курсу необходимы:
- географические карты и планы разных масштабов; желательно в том числе — карты разных масштабов вашей местности;
- географические карты с разнообразными изолиниями;
- аэрофотоснимки (желательно);
- ящик с песком, ящик с глиной;
- объемные геометрические фигуры (можно из бумаги);
- образцы горных пород и минералов (в частности, гранит, базальт, песок, песчаник, глина, мрамор, известняк, пемза или туф); несколько образцов почвы;
- образцы других полезных ископаемых: нефть и то, что из нее получают (бензин, керосин, смолы), торф, уголь, образцы руд и металлов;
- разборная модель острова (объемный макет, представляющий собой гору, разрезанную на несколько слоев — можно из пенопласта или поролона) (желательно);
- фотокюветы или небольшие тазики для «мокрых» работ в группах;
- окаменелости с отпечатками древних растений и животных;
- лупы для работы в группах (желательно);
- нарезанные стекла толщиной 4-5 мм, примерно 5x10 см, по 4-5 штук на группу (желательно);
- видеофильмы о жизни в горах, в океанах и пр. (желательно);
- макет.
Макет, на котором учитель ставит разнообразные задачи детям в течение всего года, должен представлять собой вылепленный из пластилина рельеф, размещенный на куске фанеры или картона (в коробке) размером не менее 40 х 50 см. На поверхности рельефа можно разместить природные материалы, изображающие почву, растения и пр. В углубление можно налить воды, изображающей озеро. Гора лепится из разных слоев. Интересно чередовать слои разноцветного пластилина со слоями крупы — манки, пшена, — изображающими различные породы, образующие земную кору, для того чтобы можно было потом, выбрав керн («столбик» из составляющих землю пород), продемонстрировать слоистость земной коры, измерить толщину этих слоев. На поверхности рельефа нужно разместить ориентиры исходя из содержания задач (например, три похожих дерева в разных направлениях от домика, где живут человечки). Неподалеку от макета (например, на шторе) можно прикрепить бумажную звезду — круг с лучами (местное неподвижное «Солнце»). Вместо бумажного круга можно использовать лампу.
Рекомендуемая дополнительная литература для подготовки к урокам
1.А. Кленов. Малышам о минералах. — М-.: Педагогика-Пресс, 1993.
- А. М. Куприн. Занимательная картография. — М.: Просвещение, 1989.
- Е. Радкевич. Наш дом — Земля. — М.: Молодая гвардия, 1988.
- Любые современные справочники, энциклопедии для детей по вопросам географии, геологии, картографии.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
3 класс
Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2-х ч. — М.: Вита-Пресс, 200_.
Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Окружающий мир. 3 класс. Методическое пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс
Примерное тематическое планирование по математике (автор: Александрова Э.И.) в 3 классе по программе Эльконина - Давыдова. ...
Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс
Примерное тематическое планирование по литературному чтению (автор Е.И.Матвеева)в 3 классе, система Эльконина - Давыдова...
Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс
Примерное тематическое планирование по русскому языку (автор Репкин В.В.)в 3 классе, система Эльконина - Давыдова...
Примерное тематическое планирование по окружающему миру. 4 класс. УМК Планета Знаний.
Окружающий мир, 4 класс, УМК "Планета Знаний" - примерное планирование...
Примерное тематическое планирование по литературному чтению 4 класс УМК "Гармония"
Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс из расчёта 2 часа в неделю (УМК "Гармония"....
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ
Планирование уроков математики в соответствии с ФГОС. 1 класс. УМК "Гармония"...
тематическое планирование по системе Занкова 4 класс
Русский язык НечаеваМатематика АргинскаяЛитературное чтение ЛазареваОкрухающий мир Дмитриева Казаков...