Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Юрьева Светлана Анатольевна
Примерное тематическое планирование по литературному чтению (автор Е.И.Матвеева)в 3 классе, система Эльконина - Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_3_klass_Matveeva_E.I..doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

(программа рассчитана 3ч×34 недели=102 ч)

          Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова способствует реализации в ребёнке скрытых возможностей, росту творческого потенциала.  В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращений ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

           Цель предлагаемого курса чтения  в 3 классе (автор Е.И. Матвеева)

- обеспечение интенсивного совершенствования чтения  учащихся через освоение «смыслов» литературного текста, открытие разных способов понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребёнка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребёнка в творческом чтении.

В 3 классе ученики знакомятся с понятием  авторской позиции.

              На первом этапе на текстах описательного и повествовательного характера разной жанровой специфики они вступают в позицию исследователя внутреннего мира героя и автора, а также некоторых авторских приёмов художественного произведения (эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения, звукописи).

           Ученикам предлагается для ознакомления и сопоставления научно-популярный текст для того , чтобы понять авторское отношение к предмету описания в разных жанрах и выйти на определение понятия «жанр».

           Постепенное погружение в особенности создания художественного образа позволяет ученикам углубиться в содержание разных произведений, написанных на одну тему. В предлагаемых разделах, объединённых одной тематической идеей, дети выделяют признаки портретных характеристик, описаний поведения персонажей и знакомятся с понятием событие. 

         На втором этапе ученики исследуют особенности и структуру художественных и нехудожественных текстов-посланий, выделяют их признаки, чтобы построить модель жанра.

         Среди нехудожественных произведений изучаются жанры миниатюры, зарисовки, этюда. Понятие жанра окончательно «строится» в конце 3 класса на сопоставлении групп произведений, написанных в одном жанре.

        Начиная с 3 класса, в программу включаются специальные задания на осуществление контроля и оценки под рубрикой «От автора к читателю, от читателя к автору». Задачей данных творческих уроков  является формирование умений не только создать собственный текст, но и проанализировать написанное согласно выработанным критериям оценки. Такие задания не только нацеливают ребёнка на развитие умения оценивать себя и других, но и позволяют неоднократно дорабатывать так называемые «рукописи», доводить их «до совершенства», вырабатывать собственный авторский стиль.

                                      К концу 3 класса обучающиеся должны

знать:

-изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, звукопись);

-особенности художественного и нехудожественного текстов;

-особенности эпического и лирического произведений;

-особенности текстов описательного и повествовательного характера;

-«модель» жанров: послания, сказки;

уметь:

-выразительно читать эпическое и лирическое художественные произведения, предъявляя в чтении читательскую и авторскую позиции;

-определять выбор изобразительных средств в зависимости от замысла создаваемого текста;

-выявлять внутренний мир героев в оценке рассказчика в эпическом произведении, настроение лирического героя в лирическом произведении;

-определять жанры: рассказ, повесть, миниатюра, сказка, басня, стихотворение, послание;

-выявлять роль заглавия произведения, портрета, пейзажа, интерьера в выражении авторской позиции;

-ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения, определять критерии творческих работ;

-создавать текст собственного сочинения (в жанре послания, миниатюры, рассуждения, текста-описания) согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к тексту собственного сочинения;

-выбирать тексты для самостоятельного чтения согласно своим читательским интересам;

-читать вслух любой незнакомый текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 3 класса –не менее 80 слов в минуту);отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; оценивать своё чтение;

иметь представление о :

-текстах одной тематики; одинаковой жанровой специфики; одинаковой (различной) авторской принадлежности;

-способах построения текста (рассказ от имени героя-рассказчика, от имени рассказчика-повествователя, диалог).

Учебно – методическое обеспечение:

Матвеева Е. И. Литературное чтение: Мир, созданный автором. Учебник, 3 класс. — М.: Вита-Пресс, 200 -.

Матвеева Е. И. Литературное чтение: Секреты рождения образа. Учебник, 3 класс. — М.: Вита-Пресс, 200_.

Матвеева Е. И. Обучение литературному чтению,3 класс. Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 200_.

Матвеева Е. И.Рабочая тетрадь по литературному чтению. №1,2, 3 класс – М.: Вита – Пресс, 200_.

Учебно-тематический план

РАЗДЕЛ   ТЕМА

Количество

     часов

Изучение нового и закрепление

Творческая

  работа

Контроль

1

МИР, СОЗДАННЫЙ         АВТОРОМ

Рождение замысла.

17

12

5

6

2

В царстве словесного пейзажа.

11

10

1

2

3

«И сразу стало всё не так…»

18

13

5

5

4

СЕКРЕТЫ РОЖДЕНИЯ ОБРАЗА

Доброе слово и кошке приятно

12

10

2

2

5

О всякой живности.

16

13

3

2

6

Каждый сам о себе.

11

8

3

4

7

Необычные уроки письма.

17

14

3

3

Всего:

102

80

22

24

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Учебник, раздел 1. Мир, созданный автором.

дата

№№

урока

Основное содержание урока

Ученик должен знать

Ученик должен уметь

Задания в рабочей тетради

1/2

 Тема 1. Рождение замысла. Тема авторства

Н. К. Абрамцева «Шелковая сказка» (волшебная история)  

Замысел автора. Автор 

Стартовая работа: продолжение волшебной истории по заданному началу 

С. 3-6 

3/4

 Разное видение мира. Автор и мир. Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров. Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами» 

Заглавие рассказа. Описание. Тон произведения 

Продолжение рассказа (в устной форме) 

5

 Д. Хармс «Что это было?». Способ изображения характера героя 

Характер героя 

6

 С. Черный «Крокодил». Способ изображения характера животного 

Адресат автора. Рассказчик 

7

 Способы изображения одного явления природы разными авторами. А.Е. Екимцев «Дедушка туман» 

Жанр произведения: стихотворение и сказка 

С. 7-10 

8

9

 Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане». Сходства и различия образов тумана 

Характер героя. Описание события 

Продолжение волшебной истории по заданному началу 

10

 А. Е. Екимцев «Комары». Творческие секреты автора 

Секреты создания образа. Тема стихотворения. Адресат автора 

11/

12

 В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик». Форма рассказа о событии, ее соответствие содержанию 

Природа и настроение. Прием «оживления» предмета 

13

В. И. Белов «Катюшин дождик». Настроение героя. Событие, изменяющее настроение 

Настроение и содержание рассказа, их связь 

Проверочная работа: сочинение этюда «Эти облака похожи на...», «Эти тучки похожи на...» 

14/

15/

16

 В. В. Маяковский «Тучкины штучки». Ф. А. Миронов «Тучи». Сравнение как средство художественной изобразительности 

Изобразительное средство создания образа: сравнение 

С. 11-12 

    17

Урок-рефлексия 

Сочинение с заменой героя — действующего лица 

С. 13 

18/

     19

 Тема 2. В царстве словесного пейзажа. Образ природы в произведениях разных авторов. И. С. Тургенев «Осень». Способы выражения авторского отношения к природе 

Пейзаж. Поэтический и прозаический образ. Оттенки настроений, переданные в слове 

С. 14-15 

20

 И. Качаев «Осенние странники». Описание осени. «Событие» осеннего дня 

Заглавие рассказа. Описание «путешествия» героя 

 

С. 23-24 

21/

22

 П. П. Потемкин «Мухоморы», В. А. Бахревский «Опоздавший мухомор». Способы передачи авторского настроения 

Сравнение героев произведений, способы их изображения разными авторами 

 

С. 25-26 

23

 Ю. И. Коваль «Последний лист». Художественная деталь 

Деталь описания природы 

 

С. 27-28 

24/

25

 И. А. Бунин «Листопад» (отрывок). Роль эпитета в создании образа природы 

Изобразитель-

ное средство создания образа природы: эпитет 

 

С. 15-18 

26/

27

 В. Д. Берестов «Капля», Ф. А. Миронов «Капля». Способы создания образов, выражения настроения 

Юмористическое и лирическое стихотворения 

 

С. 29-30 

28

 Урок-рефлексия 

 

Проверочная работа: сочинение «Путешествие осеннего листа» с элементами описания природы 

С. 19-20 

29

30

 Тема 3. «И сразу стало все не так...» Неживой предмет — объект внимания разных авторов. Э. Э. Мошковская «Листок бумаги», «Лесная пятерка». Способы выражения авторского отношения к объекту описания 

Описание неодушевленного предмета. Способы изображения «характера» героя 

Сочинение истории

о листке 

С. 21-22 

31

 Е. И. Матвеева «Мечта». Работа в позиции автора 

Рассказ от первого лица. Рассказчик 

 

С. 46-47 

32/

33

 А. Е. Екимцев «Арбуз». Описание предмета. Действия героя стихотворения 

Изобразительное средство создания образа: олицетворение 

 

С. 36-38 

34

М. Я. Бородицкая «Тетушка Луна». «Событие» в шуточном стихотворении 

Способ «оживления» героя: описание его действий 

 

 

35

Ю.П.Мориц «Разговаривали вещи». Способы «оживления» неживых предметов 

Диалог героев — способ раскрытия их «характеров» 

Инсценирование описанной ситуации 

С. 39-44 

36/

37

 Г. X. Андерсен «Чайник». Ю. П. Мориц «Пузатый чайник». История жизни героя 

Рассказ от первого лица. Рассказчик. Настроение сказки 

 

С. 39-44 

38/

39/

40/

41

 О. Э. Мандельштам «Кухня». Жизнь кухни. Способы ее воссоздания 

Изобразительное средство создания образа: звукопись. Тон и темп чтения стихотворений 

Инсценирование описанных ситуаций 

С. 57-58 

42/

43/

44/

45

 А. М. Горький «Самовар». Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении 

Заглавие сказки. Отношение автора к главному герою сказки 

Инсценирование описанных ситуаций 

урок 20, 25 

46

 Урок-рефлексия 

 

Чтение сказки по ролям. Проверочная работа: сочинение-описание

неживого предмета 

С. 63-65 

Учебник, раздел 2. Секреты рождения образа

47/

48

 Тема 1. Доброе слово и кошке приятно. Описание животного. Способы выражения авторского отношения к нему 

Замысел автора 

Сказочная история о коте (кошке или котенке) 

 

49

 М. С. Пляцковский «Как кот попался на удочку»

Описание поступка героя. Смена настроения. Юмор как средство изобразительности в произведении

50

 С. Черный «Как кот сметаны поел». Образ кота — шуточный образ

Юмористическое описание кота. Юмор как средство изобразитель-ности в произведении

51/

52

 Н. К. Абрамцева «Загадка». Лирическая сказка о чуде

Характер героя-животного. Средства изображения животного в сказке

С. 48-54

53/

54

 М. М. Пришвин «Кот». Взаимоотношения человека и животного. Способы их изображения

Способы передачи чувств автора к своему герою. Смысл концовки рассказа

55/

56/

57

 Ю. И. Коваль «Летний кот», «Солнечное пятно». Одна тема в творчестве автора — разные способы ее воплощения

Герой - рассказчик. Способы показа внутреннего мира автора и героя. Этюд, миниатюра

С. 45

58

 Урок-рефлексия

Сочинение этюда (миниатюры): «Весенний кот», «Осенний кот», «Зимний кот»

59

 Тема 2. «О всякой живности».

Описание разных животных в художественных и нехудожественных текстах. В. Д. Берестов «Жуки»

Ритмический рисунок стихотворения Сравнение

С. 31-33

60/

61

М. В. Ломоносов «Кузнечик». Размышления автора

Размышления в стихотворении. Литературная эпоха

С. 34- 35

62

 Г. Новицкая «Ливнем грива падает седая». Переносное значение слова — основа метафоры. Поэтический образ

Изобразительное средство создания образа героя: метафора

63/

64/

65

Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот». Научно-популярная статья из энциклопедии «Бегемоты». Размышления героя-рассказчика

Художественный образ. Художественное и нехудожествен-ное описание животного. Реальное и фантастическое описание героя

66

 Д. Хармс «Бульдог и таксик». Способы изображения героев в юмористическом стихотворении

Тон стихотворения Юмор как изобразительное средство

Инсценирование описанной ситуации

67/

68/

69

 В. А. Бахревский «Дом с жабой». Сказочность сюжета рассказа. Тонкий лиризм автора

Сказочность языка произведения. Изобразительные средства автора

Сочинение-продолжение истории, начатой автором

С. 59-60

70

 Ю. И. Коваль «Лось». Удивительный мир природы. Образ животного

Изобразительные средства автора

71/

72/

73

 В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Последняя синичка». Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним

Образ героя-животного каждой миниатюры автора. Цикл рассказов-миниатюр. Размышления автора о жизни

С. 61-62

74

 

Урок-рефлексия

Анализ лирического стихотворения Н. А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке», содержащего художественное описание

С. 56

75

 Тема 3. Каждый сам о себе.

Рассказ о герое от первого лица. Р. С. Сеф «Полночь...»

Звукопись. Самопрезентация. Тон стихотворения

С. 55

76

 В. Д. Берестов «Песня лягушек». Комическая ситуация, созданная автором

Способы изображения характера героев

77

С. Чёрный. «Индюк ». Звукопись- приём, помогающий создать смешной образ.

Портрет героя. Тон стихотворения Звукопись.

«Рисование» портрета

78/

79/

80/

81

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Умнее всех». Образ «умного» индюка. Способы его создания.

Портреты и речь героев.

Построение сказки.

Создание мультфильма или спектакля по тексту сказки. Чтение сказки по ролям, инсценирование

82

 В.Д. Берестов. «Гусь и его критики». Речевые характеристики героев. Ирония автора.

Басня. Мораль басни.

Интонация речевых характеристик героев басни.

Инсценирование басни.

83/

84

 С. Чёрный «Дневник Фокса Микки», «Арапкина молитва».

Дневниковые записи.

Дневник, молитва. Инто-

нация стихо-творения. Герой- рассказчик

 

85

Урок-рефлексия

86

Тема 4. Необычные уроки письма. Введение в тему.

Жанр послания.

С. 66-67

87/

88

 Первый урок. Ю.Н. Кушак  «Почтовая история».

Тема послания. Адресат. Адресант.

С. 68-70

89/

90/

91/

92

 Второй урок. Ю. П. Мориц «Тетрадка для сказок», Дж. Родари «Письмо фее», А. Е. Екимцев «Деревушка на сосне», Л. Мезинов «Соседи»

Содержание письма. Части послания. Настроение адресанта, способы его передачи. Цели написания писем. Обращение в письмах

Сочинение-ответ на письмо

С.71

93/

94

 Третий урок. М. С. Пляцковский «Козленок в почтовом конверте»

Критерии грамотного послания. Открытка как разновидность послания

Редактирование текста открытки. Советы пишущему открытку

С. 72

95/

96

 Четвертый урок. А. П. Чехов «Ванька»

Информация письма

97/

98

 Пятый урок. А. С. Пушкин «И.И. Пущину», «Няне»

Художественное послание. Средства изобразитель-ности. Адресат

С. 73

99/

100

Шестой урок. В. В. Лунин «Записка», Я. Л. Аким «Пишу тебе письмо», М. Я. Бородицкая «Лето прошло», Э. Э. Мошковская «Письмо»

Настроение адресата. Темы посланий. Записка

С. 74-75

101

 Урок-рефлексия

С. 75-78

102

 Ю. Я. Яковлев «К читателю»

С. 78-79


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс

Примерное тематическое планирование по математике (автор: Александрова Э.И.) в 3 классе по программе Эльконина - Давыдова. ...

Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс

Тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" (авторы: Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева) в 3 классе, система Эльконина - Давыдова....

Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс

Примерное тематическое планирование по русскому языку (автор Репкин В.В.)в 3 классе, система Эльконина - Давыдова...

Примерное тематическое планирование по окружающему миру. 4 класс. УМК Планета Знаний.

Окружающий мир, 4 класс, УМК "Планета Знаний" - примерное планирование...

Примерное тематическое планирование по литературному чтению 4 класс УМК "Гармония"

Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс из расчёта 2 часа в неделю (УМК "Гармония"....

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ

Планирование уроков математики в соответствии с ФГОС. 1 класс. УМК "Гармония"...

тематическое планирование по системе Занкова 4 класс

Русский язык НечаеваМатематика АргинскаяЛитературное чтение ЛазареваОкрухающий мир Дмитриева Казаков...