Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_3_klass_Matveeva_E.I..doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
(программа рассчитана 3ч×34 недели=102 ч)
Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова способствует реализации в ребёнке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращений ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Цель предлагаемого курса чтения в 3 классе (автор Е.И. Матвеева)
- обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста, открытие разных способов понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребёнка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребёнка в творческом чтении.
В 3 классе ученики знакомятся с понятием авторской позиции.
На первом этапе на текстах описательного и повествовательного характера разной жанровой специфики они вступают в позицию исследователя внутреннего мира героя и автора, а также некоторых авторских приёмов художественного произведения (эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения, звукописи).
Ученикам предлагается для ознакомления и сопоставления научно-популярный текст для того , чтобы понять авторское отношение к предмету описания в разных жанрах и выйти на определение понятия «жанр».
Постепенное погружение в особенности создания художественного образа позволяет ученикам углубиться в содержание разных произведений, написанных на одну тему. В предлагаемых разделах, объединённых одной тематической идеей, дети выделяют признаки портретных характеристик, описаний поведения персонажей и знакомятся с понятием событие.
На втором этапе ученики исследуют особенности и структуру художественных и нехудожественных текстов-посланий, выделяют их признаки, чтобы построить модель жанра.
Среди нехудожественных произведений изучаются жанры миниатюры, зарисовки, этюда. Понятие жанра окончательно «строится» в конце 3 класса на сопоставлении групп произведений, написанных в одном жанре.
Начиная с 3 класса, в программу включаются специальные задания на осуществление контроля и оценки под рубрикой «От автора к читателю, от читателя к автору». Задачей данных творческих уроков является формирование умений не только создать собственный текст, но и проанализировать написанное согласно выработанным критериям оценки. Такие задания не только нацеливают ребёнка на развитие умения оценивать себя и других, но и позволяют неоднократно дорабатывать так называемые «рукописи», доводить их «до совершенства», вырабатывать собственный авторский стиль.
К концу 3 класса обучающиеся должны
знать:
-изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, звукопись);
-особенности художественного и нехудожественного текстов;
-особенности эпического и лирического произведений;
-особенности текстов описательного и повествовательного характера;
-«модель» жанров: послания, сказки;
уметь:
-выразительно читать эпическое и лирическое художественные произведения, предъявляя в чтении читательскую и авторскую позиции;
-определять выбор изобразительных средств в зависимости от замысла создаваемого текста;
-выявлять внутренний мир героев в оценке рассказчика в эпическом произведении, настроение лирического героя в лирическом произведении;
-определять жанры: рассказ, повесть, миниатюра, сказка, басня, стихотворение, послание;
-выявлять роль заглавия произведения, портрета, пейзажа, интерьера в выражении авторской позиции;
-ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения, определять критерии творческих работ;
-создавать текст собственного сочинения (в жанре послания, миниатюры, рассуждения, текста-описания) согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к тексту собственного сочинения;
-выбирать тексты для самостоятельного чтения согласно своим читательским интересам;
-читать вслух любой незнакомый текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 3 класса –не менее 80 слов в минуту);отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; оценивать своё чтение;
иметь представление о :
-текстах одной тематики; одинаковой жанровой специфики; одинаковой (различной) авторской принадлежности;
-способах построения текста (рассказ от имени героя-рассказчика, от имени рассказчика-повествователя, диалог).
Учебно – методическое обеспечение:
Матвеева Е. И. Литературное чтение: Мир, созданный автором. Учебник, 3 класс. — М.: Вита-Пресс, 200 -.
Матвеева Е. И. Литературное чтение: Секреты рождения образа. Учебник, 3 класс. — М.: Вита-Пресс, 200_.
Матвеева Е. И. Обучение литературному чтению,3 класс. Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 200_.
Матвеева Е. И.Рабочая тетрадь по литературному чтению. №1,2, 3 класс – М.: Вита – Пресс, 200_.
Учебно-тематический план
№ | РАЗДЕЛ ТЕМА | Количество часов | Изучение нового и закрепление | Творческая работа | Контроль |
1 | МИР, СОЗДАННЫЙ АВТОРОМ Рождение замысла. | 17 | 12 | 5 | 6 |
2 | В царстве словесного пейзажа. | 11 | 10 | 1 | 2 |
3 | «И сразу стало всё не так…» | 18 | 13 | 5 | 5 |
4 | СЕКРЕТЫ РОЖДЕНИЯ ОБРАЗА Доброе слово и кошке приятно | 12 | 10 | 2 | 2 |
5 | О всякой живности. | 16 | 13 | 3 | 2 |
6 | Каждый сам о себе. | 11 | 8 | 3 | 4 |
7 | Необычные уроки письма. | 17 | 14 | 3 | 3 |
Всего: | 102 | 80 | 22 | 24 |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Учебник, раздел 1. Мир, созданный автором.
дата | №№ урока | Основное содержание урока | Ученик должен знать | Ученик должен уметь | Задания в рабочей тетради |
1/2 | Тема 1. Рождение замысла. Тема авторства Н. К. Абрамцева «Шелковая сказка» (волшебная история) | Замысел автора. Автор | Стартовая работа: продолжение волшебной истории по заданному началу | С. 3-6 | |
3/4 | Разное видение мира. Автор и мир. Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров. Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами» | Заглавие рассказа. Описание. Тон произведения | Продолжение рассказа (в устной форме) | ||
5 | Д. Хармс «Что это было?». Способ изображения характера героя | Характер героя | |||
6 | С. Черный «Крокодил». Способ изображения характера животного | Адресат автора. Рассказчик | |||
7 | Способы изображения одного явления природы разными авторами. А.Е. Екимцев «Дедушка туман» | Жанр произведения: стихотворение и сказка | С. 7-10 | ||
8 9 | Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане». Сходства и различия образов тумана | Характер героя. Описание события | Продолжение волшебной истории по заданному началу | ||
10 | А. Е. Екимцев «Комары». Творческие секреты автора | Секреты создания образа. Тема стихотворения. Адресат автора | |||
11/ 12 | В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик». Форма рассказа о событии, ее соответствие содержанию | Природа и настроение. Прием «оживления» предмета | |||
13 | В. И. Белов «Катюшин дождик». Настроение героя. Событие, изменяющее настроение | Настроение и содержание рассказа, их связь | Проверочная работа: сочинение этюда «Эти облака похожи на...», «Эти тучки похожи на...» | ||
14/ 15/ 16 | В. В. Маяковский «Тучкины штучки». Ф. А. Миронов «Тучи». Сравнение как средство художественной изобразительности | Изобразительное средство создания образа: сравнение | С. 11-12 | ||
17 | Урок-рефлексия | Сочинение с заменой героя — действующего лица | С. 13 | ||
18/ 19 | Тема 2. В царстве словесного пейзажа. Образ природы в произведениях разных авторов. И. С. Тургенев «Осень». Способы выражения авторского отношения к природе | Пейзаж. Поэтический и прозаический образ. Оттенки настроений, переданные в слове | С. 14-15 | ||
20 | И. Качаев «Осенние странники». Описание осени. «Событие» осеннего дня | Заглавие рассказа. Описание «путешествия» героя |
| С. 23-24 | |
21/ 22 | П. П. Потемкин «Мухоморы», В. А. Бахревский «Опоздавший мухомор». Способы передачи авторского настроения | Сравнение героев произведений, способы их изображения разными авторами |
| С. 25-26 | |
23 | Ю. И. Коваль «Последний лист». Художественная деталь | Деталь описания природы |
| С. 27-28 | |
24/ 25 | И. А. Бунин «Листопад» (отрывок). Роль эпитета в создании образа природы | Изобразитель- ное средство создания образа природы: эпитет |
| С. 15-18 | |
26/ 27 | В. Д. Берестов «Капля», Ф. А. Миронов «Капля». Способы создания образов, выражения настроения | Юмористическое и лирическое стихотворения |
| С. 29-30 | |
28 | Урок-рефлексия |
| Проверочная работа: сочинение «Путешествие осеннего листа» с элементами описания природы | С. 19-20 | |
29 30 | Тема 3. «И сразу стало все не так...» Неживой предмет — объект внимания разных авторов. Э. Э. Мошковская «Листок бумаги», «Лесная пятерка». Способы выражения авторского отношения к объекту описания | Описание неодушевленного предмета. Способы изображения «характера» героя | Сочинение истории о листке | С. 21-22 | |
31 | Е. И. Матвеева «Мечта». Работа в позиции автора | Рассказ от первого лица. Рассказчик |
| С. 46-47 | |
32/ 33 | А. Е. Екимцев «Арбуз». Описание предмета. Действия героя стихотворения | Изобразительное средство создания образа: олицетворение |
| С. 36-38 | |
34 | М. Я. Бородицкая «Тетушка Луна». «Событие» в шуточном стихотворении | Способ «оживления» героя: описание его действий |
|
| |
35 | Ю.П.Мориц «Разговаривали вещи». Способы «оживления» неживых предметов | Диалог героев — способ раскрытия их «характеров» | Инсценирование описанной ситуации | С. 39-44 | |
36/ 37 | Г. X. Андерсен «Чайник». Ю. П. Мориц «Пузатый чайник». История жизни героя | Рассказ от первого лица. Рассказчик. Настроение сказки |
| С. 39-44 | |
38/ 39/ 40/ 41 | О. Э. Мандельштам «Кухня». Жизнь кухни. Способы ее воссоздания | Изобразительное средство создания образа: звукопись. Тон и темп чтения стихотворений | Инсценирование описанных ситуаций | С. 57-58 | |
42/ 43/ 44/ 45 | А. М. Горький «Самовар». Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении | Заглавие сказки. Отношение автора к главному герою сказки | Инсценирование описанных ситуаций | урок 20, 25 | |
46 | Урок-рефлексия |
| Чтение сказки по ролям. Проверочная работа: сочинение-описание неживого предмета | С. 63-65 |
Учебник, раздел 2. Секреты рождения образа
47/ 48 | Тема 1. Доброе слово и кошке приятно. Описание животного. Способы выражения авторского отношения к нему | Замысел автора | Сказочная история о коте (кошке или котенке) |
| |
49 | М. С. Пляцковский «Как кот попался на удочку» | Описание поступка героя. Смена настроения. Юмор как средство изобразительности в произведении | |||
50 | С. Черный «Как кот сметаны поел». Образ кота — шуточный образ | Юмористическое описание кота. Юмор как средство изобразитель-ности в произведении | |||
51/ 52 | Н. К. Абрамцева «Загадка». Лирическая сказка о чуде | Характер героя-животного. Средства изображения животного в сказке | С. 48-54 | ||
53/ 54 | М. М. Пришвин «Кот». Взаимоотношения человека и животного. Способы их изображения | Способы передачи чувств автора к своему герою. Смысл концовки рассказа | |||
55/ 56/ 57 | Ю. И. Коваль «Летний кот», «Солнечное пятно». Одна тема в творчестве автора — разные способы ее воплощения | Герой - рассказчик. Способы показа внутреннего мира автора и героя. Этюд, миниатюра | С. 45 | ||
58 | Урок-рефлексия | Сочинение этюда (миниатюры): «Весенний кот», «Осенний кот», «Зимний кот» | |||
59 | Тема 2. «О всякой живности». Описание разных животных в художественных и нехудожественных текстах. В. Д. Берестов «Жуки» | Ритмический рисунок стихотворения Сравнение | С. 31-33 | ||
60/ 61 | М. В. Ломоносов «Кузнечик». Размышления автора | Размышления в стихотворении. Литературная эпоха | С. 34- 35 | ||
62 | Г. Новицкая «Ливнем грива падает седая». Переносное значение слова — основа метафоры. Поэтический образ | Изобразительное средство создания образа героя: метафора | |||
63/ 64/ 65 | Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот». Научно-популярная статья из энциклопедии «Бегемоты». Размышления героя-рассказчика | Художественный образ. Художественное и нехудожествен-ное описание животного. Реальное и фантастическое описание героя | |||
66 | Д. Хармс «Бульдог и таксик». Способы изображения героев в юмористическом стихотворении | Тон стихотворения Юмор как изобразительное средство | Инсценирование описанной ситуации | ||
67/ 68/ 69 | В. А. Бахревский «Дом с жабой». Сказочность сюжета рассказа. Тонкий лиризм автора | Сказочность языка произведения. Изобразительные средства автора | Сочинение-продолжение истории, начатой автором | С. 59-60 | |
70 | Ю. И. Коваль «Лось». Удивительный мир природы. Образ животного | Изобразительные средства автора | |||
71/ 72/ 73 | В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Последняя синичка». Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним | Образ героя-животного каждой миниатюры автора. Цикл рассказов-миниатюр. Размышления автора о жизни | С. 61-62 | ||
74 |
Урок-рефлексия | Анализ лирического стихотворения Н. А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке», содержащего художественное описание | С. 56 | ||
75 | Тема 3. Каждый сам о себе. Рассказ о герое от первого лица. Р. С. Сеф «Полночь...» | Звукопись. Самопрезентация. Тон стихотворения | С. 55 | ||
76 | В. Д. Берестов «Песня лягушек». Комическая ситуация, созданная автором | Способы изображения характера героев | |||
77 | С. Чёрный. «Индюк ». Звукопись- приём, помогающий создать смешной образ. | Портрет героя. Тон стихотворения Звукопись. | «Рисование» портрета | ||
78/ 79/ 80/ 81 | Д.Н. Мамин - Сибиряк «Умнее всех». Образ «умного» индюка. Способы его создания. | Портреты и речь героев. Построение сказки. | Создание мультфильма или спектакля по тексту сказки. Чтение сказки по ролям, инсценирование | ||
82 | В.Д. Берестов. «Гусь и его критики». Речевые характеристики героев. Ирония автора. | Басня. Мораль басни. Интонация речевых характеристик героев басни. | Инсценирование басни. | ||
83/ 84 | С. Чёрный «Дневник Фокса Микки», «Арапкина молитва». Дневниковые записи. | Дневник, молитва. Инто- нация стихо-творения. Герой- рассказчик
| |||
85 | Урок-рефлексия | ||||
86 | Тема 4. Необычные уроки письма. Введение в тему. | Жанр послания. | С. 66-67 | ||
87/ 88 | Первый урок. Ю.Н. Кушак «Почтовая история». | Тема послания. Адресат. Адресант. | С. 68-70 | ||
89/ 90/ 91/ 92 | Второй урок. Ю. П. Мориц «Тетрадка для сказок», Дж. Родари «Письмо фее», А. Е. Екимцев «Деревушка на сосне», Л. Мезинов «Соседи» | Содержание письма. Части послания. Настроение адресанта, способы его передачи. Цели написания писем. Обращение в письмах | Сочинение-ответ на письмо | С.71 | |
93/ 94 | Третий урок. М. С. Пляцковский «Козленок в почтовом конверте» | Критерии грамотного послания. Открытка как разновидность послания | Редактирование текста открытки. Советы пишущему открытку | С. 72 | |
95/ 96 | Четвертый урок. А. П. Чехов «Ванька» | Информация письма | |||
97/ 98 | Пятый урок. А. С. Пушкин «И.И. Пущину», «Няне» | Художественное послание. Средства изобразитель-ности. Адресат | С. 73 | ||
99/ 100 | Шестой урок. В. В. Лунин «Записка», Я. Л. Аким «Пишу тебе письмо», М. Я. Бородицкая «Лето прошло», Э. Э. Мошковская «Письмо» | Настроение адресата. Темы посланий. Записка | С. 74-75 | ||
101 | Урок-рефлексия | С. 75-78 | |||
102 | Ю. Я. Яковлев «К читателю» | С. 78-79 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс
Примерное тематическое планирование по математике (автор: Александрова Э.И.) в 3 классе по программе Эльконина - Давыдова. ...
Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс
Тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" (авторы: Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева) в 3 классе, система Эльконина - Давыдова....
Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс
Примерное тематическое планирование по русскому языку (автор Репкин В.В.)в 3 классе, система Эльконина - Давыдова...
Примерное тематическое планирование по окружающему миру. 4 класс. УМК Планета Знаний.
Окружающий мир, 4 класс, УМК "Планета Знаний" - примерное планирование...
Примерное тематическое планирование по литературному чтению 4 класс УМК "Гармония"
Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс из расчёта 2 часа в неделю (УМК "Гармония"....
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ
Планирование уроков математики в соответствии с ФГОС. 1 класс. УМК "Гармония"...
тематическое планирование по системе Занкова 4 класс
Русский язык НечаеваМатематика АргинскаяЛитературное чтение ЛазареваОкрухающий мир Дмитриева Казаков...