Урок математики "Деление с остатком"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Долганова Елена Александровна

Данный урок поможет учащимся:

- узнать, что такое остаток

 - научиться делить числа с остатком

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delenie_s_ostatkom.doc336.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Мой лучший урок»

 

Разработал учитель начальных классов

                                                  Долганова Елена Александровна

 

 

БОУ СОШ №2

Динской район

ст. Динская 2011 г.

УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ

ТЕМА: «Деление с остатком».

УМК: «Перспективная начальная школа»

Класс:  3

Тип урока: «открытие» новых  знаний.

Планируемый результат: умеют делить с остатком

Цели:

- воспитательные

- прививать интерес к предмету, воспитывать чувство товарищества, уверенности в своих знаниях, умение работать в парах,  воспитывать коммуникативные качества.

- развивающие

- развивать рефлексивные навыки, мышление, логику, внимание, умение делать выводы, обобщать и анализировать, оценивать себя и свою деятельность;

- образовательные

- создать условия для открытия учащимися новых  знаний – деления с остатком;

- познакомить с понятием «остаток»,  научить выполнять действия с остатком;

 

Оборудование:

- учебник «Математика», ч. 1, 3 класс, А. Л. Чекин, Москва Академкнига/Учебник, 2011г.

- мультимедиапроектор

- компьютер

- презентация к уроку.

Ход урока:

Этапы

Содержание

Формирование

умений

1. Мотивация к учебной деятельности

- Прозвенел звонок, и мы настраиваемся на урок. Нам с вами предстоит выполнить  интересную работу. А девиз у нас такой: «То, что знаешь – не скрывай, на вопросы отвечай!».

- зачем надо изучать математику?

(Математика – наука точная, учит думать, решать, считать, рассуждать.)

 - где это вам в жизни пригодится?

  (При решении контрольной работы, при сдаче экзаменов, во взрослой жизни, на работе)

- вот как отозвался о математике великий учёный

«Математику уже затем изучать надо, что она ум приводит в порядок».

М. В. Ломоносов

(Слайд 1,2)

 На протяжении всего урока слежу за осанкой учащихся.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать,

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

- С чего начнём?  (Слайд 3)

1. (С чистописания)

 а) самоанализ учащимися оценок в тетрадях

 б) запись даты

1) Угадай! Эта цифра-кочерга, у неё одна нога. (7 )

2) Показ учителя (правила письма)

3) А та – похожа на крючок, а может, на  обломанный сучок. ( 1 )                                                

4) Показ учителя (правила письма)

5) Самостоятельное прописывание цепочек.            171, 717, 777…

6) Найти и подчеркнуть самую красивую цепочку.

7) Какие вы знаете пословицы про эти цифры:

 - 7 раз отмерь, один раз отрежь.

 - Лук от семи недуг.

 - Один в поле не воин.


 Будем работать дружно и всё у нас получится.

2. Устный счет:

  1. Вспомните и назовите числа от 1–50, которые делятся на 5?
  2. Реши задачи:
     “Набор красок из 10 цветов стоит 30 рублей. Сколько стоят 3 таких набора?
    “У меня 12 тетрадей. Их раздам 4 учащимся. Сколько тетрадей получит каждый ученик?”

– Что узнали, когда 12 : 4? (Сколько раз по 4 содержится в 12)

Учитель: А сейчас попробуем эти 12 тетрадей разделить между 5 детьми.

Дети: Не делится. Нет в таблице. Не умеем.

Учитель: Любое ли число можно разделить?

Хотите научиться?  Поставьте перед собой цель. (Научиться решать примеры на деление такого вида).





- рефлексивный приём.

Учащиеся самостоятельно находят у себя в тетрадях и подчёркивают самую красивую и правильно написанную, по их мнению, цепочку цифр. (Личностные, регулятивные, коммуникативные)







-знают числа от 1 до 50, которые делятся на 5(познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные)

 -удерживают и соотносят вопрос с ответом (познавательные, регулятивные, личностные)


3. Построение проекта выхода из затруднения

Новый материал

3. Эксперимент: Как 12 тетрадей разделить между 5 учениками? (Раздаем каждый раз по 1 тетради – поровну).

– Сколько тетрадей осталось? (2)
– Чем занимались? (делением).
– Какое число тетрадей было? (12).
– Между скольки учениками делили? (5).
– Что получилось?

Запись на доске: 12 : 5 = 2 (ост. 2) 

- Значит можно разделить любое число, просто остаётся остаток.

И как вы думаете, какая тема нашего урока? (Тема нашего урока «Деление с остатком»)

На доске высвечивается тема урока:

Деление с остатком

Цели:

- узнать, что такое остаток

 - научиться делить числа с остатком

 - развивать внимание, умение рассуждать

(Слайд 4,5)

 Делим солнце

Чур, на всех!

Делим дождик

Чур, на всех!

Но часто получается

Не делится на всех.

Разделим то, что делится

Остаток пусть останется.

– Какое количество тетрадей можно разделить на 5 без остатка? (10). 

- Почему? ( Это табличный случай умножения.)

- Значит не обязательно раскладывать предметы, рисовать и не всегда это можно сделать, надо просто вспомнить таблицу умножения. Вот как важно знать таблицу умножения.  

        Очень часто с остатком ответ получается

Но всё можно вычислить быстро и чётко,

Когда в таблице умножения помнишь

Каждый ответ!

Учитель: Трудно решать примеры такого вида?

Дети: Нет.

4. Физминутка: (на внимание)

Много ль нам ребята надо
Для умелых наших рук:
Нарисуем два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом еще кружочки,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень – очень
Развеселый чудачок.

(Дети рисуют в воздухе руками за учителем.)

Учитель: Из каких фигур состоит человечек? Сколько кругов нарисовали? Квадратов? Треугольников?

5. Продолжение по теме урока:

– Мы исследователи, а значит должны как можно больше рассмотреть вариантов деления.    (Слайд 6)

Работа в парах: (полоски = 15 см).

Задание: Измерьте и узнайте, сколько раз по 2см содержится в 15?

– Какое решение запишем? (15 : 2 = 7 (ост 1)

- Сколько см осталось? (1см) Значит, 1 – это остаток.

ВЫВОД ( ученики):

– Что в записи означает 15? (делимое), 2? (делитель), 7? (частное), А 1 –это …? (остаток).


 С помощью практических упражнений научить обучающихся производить деление с остатком:

-умеют выполнять деление табличного вида (познавательн.)

-умеют выполнять деление с остатком (познавательн.)

- умеют соотносить вопрос с ответом (личностн.)

- умеют проверить результат(регулятивные, познавательные, личностные);



















































-умеют отличать геометрические фигуры (познавательные, регулятивные, личностные);

-выбор способа решения(познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные);








- знают компоненты деления (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные)

4. Первичное закрепление во внешней речи.

6. Закрепление (работа с учебником).

С. 23, № 2.

Поможет выполнить деление таблица Пифагора.

- Выполнив это задание, что можно сказать об остатке?

( Остаток меньше делителя.)

- А что ещё надо хорошо знать?

( Таблицу умножения.)

Составим алгоритм деления с остатком:

  1. Записать делимое, делитель
  2. Какое число при умножении на делитель даёт наибольшее приближенное число к делимому
  3. Умножим это число на делитель
  4. Вычитаем из делимого произведение делителя и значения частного
  5. Записываем остаток в скобках.

     6. Сравнить остаток и делитель. (Если остаток меньше делителя, значит деление выполнено верно).

5.Самостоятельная работа.

7 Работа в группах с использованием алгоритма:

- Скоро наступит весна, а значит, наступит время делать клумбы и сажать цветы.

-К нам обратился директор школы с просьбой найти площадь клумб и необходимое количество семян. Для выполнения поставленной задачи нам надо разделиться на 3 группы.

Задание 1 группе.

Длина клумбы- 5м

Ширина- 4м

Чему равна площадь-?

На 1 кв. метр- 4г семян

Всего-? г


Задание 2 группе.

Сторона клумбы- 5м

Чему равна площадь-?

На 1 кв. м- 4г

Всего-? г


Задание 3 группе.

Длина- 3м

Ширина-2м

Чему равна площадь-?

На 1кв. м- 4г

Всего-?г

Дети обсуждают задание. По одному человеку от группы выходят к доске и записывают решение.

(Слайды 7, 8, 9)

Молодцы! Все с заданием справились.  


8. Самостоятельная работа. (Перфокарты).

. 1-в. 80:2,  60:30,  84:2,  54:27,  16:5.

2-в. 90:3,  40:20,  66:22,  72:4,  17:4.

Какой пример “ЛИШНИЙ?” Почему?

(Слайд 10)

Взаимопроверка, сличение своей работы с заданным эталоном на интерактивной доске.


-умеют работать в парах, в группах, самостоятельно (личностные, регулятивные, коммуникативные,  регулятивные)

-умеют проверять результат

(познавательные, регулятивные, личностные);


6. Этап рефлексии учебной деятельности

Что нового вы сегодня узнали? Где вам могут пригодиться знания, приобретённые на сегодняшнем уроке?

Рефлексия.

Отметьте на лестнице успеха, своё настроение и достижения

Спасибо ребята, за работу на уроке.

(Слайд 11, 12, 13)

 9. Д/З: (по выбору)

  1. Придумать, записать и решить 5 примеров на деление с остатком.
  2. Стр. 23, № 5.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДГОТОВИЛА Долганова Е.А УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, БОУ СОШ №2 Динского района Урок математики во 2 классе Тема: «Деление с остатком» УМК «Перспективная начальная школа»

Слайд 2

М. В. Ломоносов – известный учёный- химик, астроном, литератор, математик … Математику уже затем изучать надо, что она ум приводит в порядок. М. В. Ломоносов

Слайд 3

Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать, Запомните все, что без точного счёта Не сдвинется с места любая работа.

Слайд 4

ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ. Тема урока :

Слайд 5

Цели урока: - узнать, что такое остаток - научиться делить числа с остатком - развивать внимание, умение рассуждать

Слайд 6

Решай-ка! 1-в. 80:2, 60:30, 84:2, 54:27, 16:5. 2-в. 90:3, 40:20, 66:22, 72:4, 17:4. Какой пример “ЛИШНИЙ?” Почему?

Слайд 7

Мы – исследователи . 0 2 4 6 8 1 3 5 7 9 10 32 54 76 98

Слайд 8

Отдыхай-ка!

Слайд 9

А теперь скорей давайте, Вы задачи сочиняйте! Длина участка – 5 м, ширина – 3м.

Слайд 10

Думай-думай!

Слайд 11

Цели урока: - узнать, что такое остаток - научиться делить числа с остатком - развивать внимание, умение рассуждать

Слайд 12

Строки от души … Какой был прекрасный сегодня … И много в душе родилось у нас… И ум наш в порядке, и есть у нас знанья Теперь не страшны нам любые…

Слайд 13

Строки от души … Какой был прекрасный сегодня урок! И много в душе родилось у нас строк. И ум наш в порядке, и есть у нас знанья Теперь не страшны нам любые заданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Деление с остатком".

В презентации представлена вся структура урока....

Конспект урока "Деление с остатком".

Конспект открытого урока математики в 3 классе школы VII вида....

Конспект урока "Деление с остатком"

Урок математики "Деление с остатком"...

Тема урока: Деление с остатком

Анализ урока математики  в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока "Деление с остатком"

Тема урока "Деление с остатком"...

Конспект урока математики 4 класс. Тема урока: "Деление с остатком на 10,100 и 1000"

Данный конспект может быть использован в работе на уроке математики, а также на  внеурочной деятельности.  Урок содержит  материал по истории Санкт-Петербурга....


 

Комментарии

Замечательный урок. Всё продумано до мелочей.Обязательно воспользуюсь вашим опытом в своей работе.

Волкова Светлана Анатольевна

Елена Александровна! Спасибо за подробную разработку урока. Очень помогла ваша работа в подготовке к уроку.